встречная проверка что проверяют
Как проходят встречные налоговые проверки
В ходе или после завершения налоговой проверки выездного или камерального типа у инспекторов может появиться необходимость в дополнительной информации о деятельности обследуемого налогового субъекта, имеющей отношение к его партнерам или иным структурам. В подобных ситуациях может потребоваться проведение их встречной проверки.
Понятие «встречная проверка» удалено из содержания НК РФ (01.01.2007), но на практике подобное название сохранилось для процедуры запрашивания у предприятий сведений и документов, относящихся к конкретным сделкам, для подтверждения достоверности сведений, предоставляемых проверяемым юридическим лицом (ст.93 НК РФ).
Цели проведения встречной проверки
Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.
Мероприятие проводится также в случаях, если:
Целью проводимой процедуры является:
К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).
Процедура проведения встречной проверки
В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.
При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.
Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.
Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.
Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.
Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.
Обнаруженные расхождения между информацией проверяемого предприятия и его контрагента рассматриваются с позиции их влияния на налогооблагаемую базу.
Если облагаемая налогами сумма уменьшилась, то документы используются для доказательства наличия правонарушения со стороны налогоплательщика. Если в итоге возникают также вопросы о неблагонадежности организации-партнера, то в отношении последнего будет предпринята камеральная, а при необходимости и выездная проверки.
Действующим законодательством период по организации встречной проверки и исследуемые налоговые периоды не ограничиваются. Не существует ограничений и в отношении числа повторных проверок (встречных) по уже изученным видам налогов или по уже рассмотренным ранее налоговым периодам. Ограничение в отношении срока камеральных, выездных ревизий не имеет отношения к дополнительным контрольным мероприятиям НС, в числе которых проверки встречные, которые могут проводиться и после указанного периода.
К сведению! Запрос у компании-партнера сведений в рамках проведения процедуры не является полноценной налоговой ревизией для организации, от которой запрошены встречные документы. На подобные ситуации не распространяется ограничение по срокам процедуры и не предусмотрены специальные сроки для запроса сведений. При поступлении запроса на документ, ликвидированный в связи с окончанием срока его хранения, следует указать в ответе данный факт с приложением подтверждения (акта об уничтожении).
Нормативная база для выполнения встречной проверки
Налоговый Кодекс РФ (ст. 87) служит основанием для начала встречной проверки, проводимой в рамках налоговой проверки (выездной, камеральной, повторной). Процедура представляет собой вариант дополнительных мероприятий, решение о необходимости проведения которых может приниматься по итогам проверок (ст. 101 НК РФ).
Условия назначения и порядок ведения мероприятия определяются положениями НК РФ (ст. 31, 93, 94, гл.14). Срок для его назначения определен в 10 дней приказом НС № БГ-3-03/461 (27.12.2007).
Право требования документов проверяемого налогоплательщика и его партнеров сотрудниками НС отражено в ст. 93 НК, так же как и применение санкций (штраф) при отказе в предъявлении сведений или нарушении срока для их предоставления (ст. 93, 129).
Документы, запрашиваемые при встречной проверке
Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).
Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:
Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.
К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).
Встречная проверка: ваш план действий
Что можно предоставить инспекторам по вашему контрагенту.
Для бухгалтера получить требование из налоговой инспекции – это не самое приятное событие. Сбор документов по требованию является дополнительной нагрузкой к текущей работе. А уж если вам приходит требование, в котором налоговики ссылаются на статью 93.1 НК РФ, то в этом случае к деталям необходимо проявить особое внимание.
В чем суть требования?
При этом требование организации выставляет именно та налоговая инспекция, где организация находится на налоговом учете, приложив к требованию копию поручения инспекции проверяемого налогоплательщика (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В поручении всегда должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов,а при истребовании информации относительно конкретной сделки должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Что налоговики могут запросить по «встречке»?
Таким образом, налоговики не имеют права запрашивать информацию и документы, которые прямо или косвенно не связаны с деятельностью проверяемого контрагента ООО «Ромашка». На такие границы полномочий налогового органа Минфин отдельно указал в своем письме№ 03-02-07/1-246 от 09.10.2012 г. Однако до сих пор некоторые инспекции запрашивают документы, не относящиеся к деятельности проверяемого контрагента, и многие бухгалтеры, не задумываясь, предоставляют все документы по запросу. Таким образом, они тратят больше своего времени на подготовку ответа. Кроме того, предоставленные документы, не относящиеся к деятельности проверяемого контрагента, могут привлечь ненужное внимание уже к самому налогоплательщику.
Обычно налоговики запрашивают копии заключенных договоров, приложений к ним, спецификаций, накладных, актов, счетов-фактур, платежных поручений, сведения о должностных лицах, с которыми контактировали сотрудники вашей организации в период взаимоотношений.
В своем письме от 02.08.2018 г. № ЕД-4-2/14951@ ФНС России указывает на то, что в рамках запроса инспектор обоснованно имеет право запросить у организации документы, касающиеся ее работника, который взаимодействовал с сотрудниками проверяемой организации. Это может быть характеристика на данного работника и/или документы с его подписью. На сегодняшний день Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо ограничений по объему и составу необходимых для проверки документов.
Обратите внимание, что в требовании налоговики не всегда указывают точные реквизиты запрашиваемых документов, такой обязанности НК РФ для них не предусматривает, им достаточно ограничиться простым перечислением наименований документов. Однако, если запрос идет не просто о взаимоотношениях с вашим контрагентом за какой-то период, а по конкретной сделке, то для идентификации документов запрос должен содержать именно те данные, которые позволят вам четко и однозначно предоставить им этот документ.
Ответить или отказать?
Штрафные санкции
Также нужно иметь в виду, что налоговая инспекция по результатам встречной проверки не предоставит вашей организации свое решение, т.к. полученные сведения остаются в материалах проверки по проверяемому налогоплательщику, а не по его контрагентам.
Однако нарушения, которые выявлены в ходе проведения «встречки», могут стать причиной проведения проверки уже в вашей организации. Чтобы избежать этого развития событий, я бы рекомендовала при получении из налоговой требования со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, связаться с контрагентом, чтобы проверить правильно ли составлена и идентична ли информация в имеющейся у обеих сторон документах.
Требований из налоговой бояться не надо. Это рабочая ситуация. Соблюдение вышеописанной конкретики напомнит вам границы полномочий налоговиков, защитит вас от штрафов и покажет путь, по которому можно выстроить рабочее сотрудничество с налоговыми органами.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Встречные проверки: что нужно знать
Встречные проверки являются мероприятиями налогового контроля и регламентируются статьей 93.1 НК РФ. Их проводят в рамках выездных и камеральных налоговых проверок, а также вне их. Абсолютно все встречные проверки, не связанные с выездными и камеральными проверками, проводятся в рамках предпроверочного анализа.
Права и обязанности налоговиков
В течение пяти дней инспекция, получившая поручение, должна направить требование о предоставлении документов (информации) лицу, по которому проводится встречная проверка. К требованию в обязательном порядке должно быть приложено поручение о проведении встречной проверки инициатора. Предоставлять налогоплательщику любую дополнительную информацию, не указанную в поручении, инспекция не обязана. Если вы получили поручение о проведении встречной проверки, минуя инспекцию, в которой стоите на учете, и сторонняя налоговая запрашивает какие-либо документы (информацию), то на него вы имеете право не отвечать, так как нарушается регламент проведения встречных проверок, в частности, п. 3 ст. 93.1 НК РФ.
Налогоплательщик, получивший требование, обязан его исполнить в течение 5 дней, если мероприятия проводятся в рамках выездных и камеральных проверок (в поручении будут указаны п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ), и в течение 10 дней, если не в рамках налоговых проверок (в поручении будет указано п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не располагаете информацией и документами, которые запрашивают, то в эти же сроки обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию.
Негативные последствия встречных проверок
Если вы игнорируете требования налоговой инспекции и не предоставляете документы по встречной проверке, то будете оштрафованы по ст. 126 НК РФ. Также при неисполнении требований налоговики заблокируют расчетные счета. Кроме того, сотрудники налоговой могут решить, что налогоплательщик скрывается от них и таким образом уходит от налогов. А это может повлечь за собой и камеральную, и выездную проверки, и передачу информации в правоохранительные органы.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что лучше своевременно и в полном объеме предоставить сведения по встречной проверке, чем самому стать объектом проверки.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Встречная налоговая проверка, пожалуй, самый распространенный способ налогового контроля. О том, как ее проводят и что важно знать проверяемому контрагенту, рассмотрим в нашей рубрике, посвященной встречной налоговой проверке.
Что такое встречная проверка?
Понятие встречной налоговой проверки давно ушло со страниц Налогового кодекса. Ранее ст. 87 содержала подробное определение встречки. Однако несмотря на то, что НК РФ такого вида проверок уже не содержит, сама процедура осуществления контрольных действий указанным способом до сих пор функционирует.
Как и ранее, данное мероприятие чаще всего проводится в ходе камеральной или выездной проверки с целью получения информации о сделках с продавцом или покупателем (далее — контрагентом) проверяемого налогоплательщика.
Подробнее о предмете встречной проверки читайте в этом материале.
Каков порядок проведения встречной проверки?
Решив проверить обоснованность той или иной операции, отраженной в учете проверяемого налогоплательщика, налоговики выставляют поручение в адрес налогового органа, в котором зарегистрирован его контрагент. В поручении запрашиваются необходимые пояснения и документы, позволяющие получить больше информации о сути проверяемой сделки или выявить несоответствие данных, представленных налогоплательщиком и контрагентом.
На основании полученного поручения ИФНС контрагента выставляет ему требование, в котором она просит представить документы или информацию согласно перечню из поручения. Само поручение также прикладывается к требованию. При этом поручение ИФНС выставляет не всегда: исключением является ситуация, когда налогоплательщик и его контрагент зарегистрированы в одном налоговом органе.
Как будет выглядеть запрос от налоговиков в этом случае, можно узнать из материала «Поручение на истребование для встречной проверки инспекция сама себе не оформляет».
На подготовку документов контрагенту дается 5 дней. При этом законодательством предусмотрено, что контрагент может попросить налоговиков продлить указанный срок. Для этого он должен направить в ИФНС письмо, в котором указывает:
Рассмотрев такое письмо, налоговики, в свою очередь, могут отказать в продлении сроков или, наоборот, согласиться с ними. При этом выносится соответствующее решение, направляемое контрагенту.
Какие документы могут быть запрошены в рамках встречных проверок?
Встречные налоговые проверки в основном проводятся в ходе камералок (в части обоснованности возмещения сумм НДС) и при выездных ревизиях (в целях проверки обоснованности расходов по налогу на прибыль, а также вычетов по НДС). Поэтому перечень запрашиваемых документов может варьироваться в зависимости от цели проверки. Так, например, при проверках контрагентов, осуществляемых в связи с камералкой налогоплательщика по НДС, налоговики зачастую требуют:
При этом период, к которому относятся запрашиваемые документы, должен соответствовать периоду камеральной проверки у налогоплательщика.
Зачастую бывает так, что запрашиваемые налоговиками документы контрагент уже представлял в рамках камеральных или выездных проверок, в связи с чем возникает вопрос: «Можно ли не представлять повторно такие документы?». Ответ на него дается в ст. 93 НК РФ, а также в нашем материале «Может ли инспекция затребовать для «встречки» документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».
А о том, какие документы вправе запрашивать инспекторы, вам расскажет эта публикация.
ВАЖНО! Контролирующие органы настоятельно рекомендуют не игнорировать требования, выставленные в ходе встречной налоговой проверки и в отношении третьих лиц, которые к контрагенту не имеют никакого отношения.
Подробности см. здесь.
Ответственность за нарушение порядка проведения встречной проверки
В отношении возможных правонарушений в рамках встречных налоговых проверок Налоговый кодекс выделяет 2 статьи: 129.1 и 126. Если контрагент нарушил сроки представления документов, то наказание в этом случае наступает по ст. 129.1 НК РФ, штраф по которой установлен в размере 5 000 рублей (или 20 000 рублей при повторном нарушении за год). Если же контрагент не представил документы или сообщил неверную информацию, то его накажут штрафом 10 000 рублей.
На практике зачастую возникает путаница с выбором нормы, которую необходимо применить в той или иной ситуации (например, если контрагент просто проигнорировал требование налоговиков).
Разобраться, когда совершенное нарушение попадает под ту или иную санкцию, поможет материал «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».
ВАЖНО! В ходе встречки у контрагента не проверяется правильность ведения бухгалтерского, налогового учета и условия хозяйственной деятельности, а это значит, что ответственность по встречкам наступает только за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний выставленного требования.
Со встречными налоговыми проверками большинство организаций и ИП сталкиваются постоянно, а крупные компании — чуть ли не каждый день. Избежать спорных ситуаций с контролерами и сохранить репутацию добросовестного налогоплательщика вам помогут публикации нашего сайта — читайте рубрику «Встречная проверка».
Как пройти встречную проверку
Термин «встречная проверка» в налоговом кодексе не встречается, но есть понятие «истребование документов для проведения налоговой проверки». Вот это вот истребование простые смертные и называют встречной проверкой.
При встречной проверке налоговая изучает тех, с кем работает компания — то есть, контрагентов. Контрагентами могут быть поставщики, клиенты, партнеры. Мы рассмотрим встречную проверку на примере поставщиков.
Компания «Мебельщик» закупает у компании «Стройсам» материалы, из которых делает мебель на заказ. «Стройсам» — контрагент «Мебельщика».
Если налоговая решит проверить «Мебельщика», она может проверить его через «Стройсам». И это будет встречной проверкой.
У налоговой будут подозрения, если:
«Стройсам» тоже может попасть под подозрение налоговой проверки, если не предоставит документы в течение десяти дней.
Как проходит встречная проверка
Инспекторы проверяют компанию и находят договор или сделку, которая им кажется подозрительной. Тогда они начинают проверку контрагента.
Налоговая «Мебельщика» направляет поручение в отделение налоговой, где зарегистрирован поставщик. В поручении просит налоговую «Стройсам» составить требование и истребовать у контрагента документы на проверку. Налоговая «Мебельщика» выставляет поручение и просит документы у налоговой «Стройсам», а вторая уже составляет требование к поставщику.
Вместе с требованием налоговая присылает копию поручения, где перечислены документы, которые нужно передать в налоговую. На исполнение требования у компании-контрагента есть десять рабочих дней. Дальше с контрагентом общается уже налоговая инспекция, к которой он относится.
Нарушения при встречной проверке
Иногда налоговая ошибается или запрашивает документы, но формальных оснований для их истребования у контрагента нет, поэтому нужно внимательно изучать требования и поручения.
В требовании и поручении запрашивают разные документы. Местная налоговая может составить свой список документов, которые нужны на проверку, и добавить их в требования, но это нарушение. Компания обязана предоставить те документы, которые описаны в поручении. Если в требовании есть другие, можно отказаться их присылать.
Просят документы за несколько лет, а не данные по конкретной сделке. Налоговая может запросить документы за два или три года, чтобы проверить конкретную сделку, до налоговой проверки «Мебельщика». У фирмы за эти два года может накопиться шестьсот договоров, счетов-фактуры, первички и восемь тысяч проведенных операций по счетам. Чтобы скопировать такой объем документов, нужно больше десяти дней. В таком случае можно не предоставлять документы до внеплановой проверки «Мебельщика» с запросом по периоду, но не по конкретному договору, которые касаются сделки. Налоговая ищет сделки по какому-то признаку, он называется идентификатор. Идентификатором может быть номер договора, дата заключения сделки или проведение операции по счету, но не период.
Документы отправили, а налоговая продолжает их запрашивать. Тогда нужно написать ответ в налоговую по месту регистрации и указать, что документы уже отправляли в такой-то отдел ИФНС, перечислить копии каких документов отправляли, номера договоров, между кем заключены, даты подписания, даты отправки и получения. Можно распечатать трекер с сайта почты России. Если этого не сделать, налоговая посчитает, что документы не предоставили, и оштрафует.
Налоговая не сообщает об окончании проверки и ее результате, потому что контрагент в данной проверке — косвенное лицо.
Штрафы
Нарушений, за которые налоговая может оштрафовать поставщика много, например:
За такие действия — штраф 10 000 рублей. Если компания дважды отказалась сдавать документы, штраф вырастет до 20 000 рублей.
За ошибку в документах — штраф 500 рублей за каждый, в котором есть неточность. Если поставщик сам заметил ошибку и сообщил об этом в налоговую раньше, чем ее увидел инспектор, штраф не выставляют.
Когда поставщик специально не сообщает данные или присылает их позже, чем через десять дней после требования, штраф — 5000 рублей. За повторный отказ штраф — до 20 000 рублей.