вспомни чего точно нет в аптечке на работе
Аптечка первой помощи работникам с 1 сентября 2021 года
Что изменилось в комплектации аптечки
С 1 сентября 2021 года работодателям придется компоновать медицинские аптечки для своего персонала по новым правилам. Действовать новые требования будут 6 лет — вплоть до 1 сентября 2027 года.
Посмотрим, что же изменилось:
Новые требования к аптечкам (с 01.09.2021) | Действующие требования к аптечкам |
10 масок медицинских нестерильных одноразовых | 2 маски медицинские нестерильные трехслойные нетканые с резинками или завязками |
4 бинта марлевых медицинских размером не менее 5 м × 10 см | 1 нестерильный бинт такого размера |
2 упаковки салфеток марлевых медицинских стерильных размером не менее 16 × 14 см № 10 | 1 упаковка |
2 покрывала спасательных изотермических размером 160 × 210 см | 1 покрывало |
Кроме того, с вступлением новых правил работодатель сможет сам выбирать ряд медицинских изделий. К примеру, маски или нестерильные перчатки из нескольких видов. То есть с 01.09.2021 для компоновки аптечки разрешено выбирать как один вид медизделия из числа требуемых, так и комбинировать медизделия (учитывая требование о минимальном количестве).
Состав аптечки работодателя с 1 сентября 2021
№ п/п | Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий | Наименование в соответствии с классификацией | Название медицинского изделия | Минимальное количество |
1 | 182450 | Маска хирургическая одноразового использования | Маска медицинская нестерильная одноразовая | 10 шт. |
367580 | Маска лицевая для защиты дыхательных путей одноразового использования | |||
2 | 122540 | Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные | Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее «M» | 2 пары |
122560 | Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные | |||
139350 | Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, неопудренные | |||
139360 | Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, опудренные | |||
185830 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные | |||
185850 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, опудренные | |||
205280 | Перчатки смотровые/процедурные виниловые, неопудренные | |||
205290 | Перчатки смотровые/процедурные виниловые, опудренные | |||
298450 | Перчатки смотровые/процедурные из гваюлового латекса, неопудренные | |||
320790 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные | |||
321530 | Перчатки смотровые/процедурные полиизопреновые, неопудренные | |||
3 | 327410 | Маска для сердечно-легочной реанимации одноразового использования | Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» | 1 шт. |
4 | 210370 | Жгут на верхнюю/нижнюю конечность многоразового использования | Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения | 1 шт. |
210380 | Жгут на верхнюю/нижнюю конечность одноразового использования | |||
5 | 150130 | Рулон марлевый тканый нестерильный | Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м × 10 см | 4 шт. |
150140 | Бинт марлевый тканый стерильный | |||
6 | 150130 | Рулон марлевый тканый нестерильный | Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м × 14 см | 4 шт. |
150140 | Бинт марлевый тканый стерильный | |||
7 | 223580 | Салфетка марлевая тканая стерильная | Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 × 14 см N 10 | 2 уп. |
8 | 136010 | Лейкопластырь кожный стандартный | Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 × 500 см | 1 шт. |
122900 | Лейкопластырь кожный гипоаллергенный | |||
141730 | Лейкопластырь кожный силиконовый | |||
269230 | Лейкопластырь кожный водонепроницаемый | |||
9 | 142270 | Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный | Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 × 7,2 см | 10 шт. |
10 | 142270 | Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный | Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 × 10 см | 2 шт. |
11 | 293880 | Одеяло спасательное | Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 × 210 см | 2 шт. |
12 | 260590 | Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования | Ножницы для разрезания повязок | 1 шт. |
116910 | Ножницы для перевязочного материала многоразового использования | |||
103290 | Ножницы для разрезания тонкой гипсовой повязки | |||
151740 | Ножницы диссекционные |
Наборы медизделий оснащают футляром, сумкой и инструкцией.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите образец приказа об обеспечении комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам (это бесплатно).
Штрафы за отсутствие аптечки
Отсутствие аптечки экстренной медпомощи у работодателя может повлечь к административную ответственность (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
Напомним что работодатель несет ответственность за комплектацию аптечных наборов, а также за санитарно-бытовое обслуживание, медицинское обеспечение в организациях (ст. 223 ТК РФ).
Аптечка первой помощи на предприятии
Обязан ли работодатель иметь аптечку?
Трудовое законодательство регулирует в том числе и вопросы охраны труда работников. Это не зависит ни от размера предприятия, на котором трудятся граждане, ни от его организационно-правовой формы. Трудовому законодательству подчиняются не только фирмы, но и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников.
Соблюдение всех принципов охраны труда возложено на работодателя. В них включается обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечения работников. Такая обязанность установлена ст. 223 ТК РФ. Что входит в эти понятия:
Это не полный перечень мер, которые должен принять работодатель для обеспечения безопасности труда. Как видим, наличие аптечки для работников установлено требованиями трудового законодательства РФ.
Ссылку на образец приказа об утверждении состава аптечки вы найдете в начале статьи.
Рассмотрим, какие требования предъявляются к аптечкам неотложной помощи.
С 1 марта 2022 года в силу вступят изменения в части охраны труда на предприятиях. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, что нужно будет изменить в организации охраны труда.
Изменения в требованиях к аптечкам
С сентября 2021 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.
Раньше аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу 169н от 05.03.2011. С 1 сентября этот приказ утратил силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 18.09.2020 № 995н.
Комплектация аптечки первой помощи с 1 сентября 2021 года происходит по еще одному приказу.
Аптечка первой помощи формируется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н.
Формирование аптечки по приказу 1331н необходимо производить с 1 сентября 2021 года. Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже, чем 31 августа 2025 года.
Купили аптечку первой помощи за счет взносов на травматизм и не знаете, можно ли принять НДС к вычету? Ответ в нашем обзоре «Приобретение СИЗ за счет ФСС: что с НДС- вычетом».
Состав аптечки по новому приказу
Теперь рассмотрим, какой состав должен быть у аптечки для оказания первой медицинской помощи по новому приказу и в чем ее отличие от аптечки первой помощи на предприятии по старому приказу.
Приказ № 1331н действует до 31.08.2027, то есть в течение 6 лет.
Итак, что должно находиться в аптечке:
Некоторые пункты могут быть укомплектованы неодинаковыми единицами. Например, чтобы закрыть пункт «Маска медицинская нестерильная одноразовая», можно использовать:
Количественное сочетание различных масок может быть любым, главное — закрыть общее число в аптечке — 10 штук.
Аналогично можно использовать для аптечки разные:
Полный развернутый перечень аптечки, приведенный в приказе, вы найдете в нашей новости «Новые требования к аптечкам первой помощи с 1 сентября».
Все изделия, находящиеся в аптечке, должны быть произведены и зарегистрированы в соответствии с законодательством. Они должны иметь актуальный срок годности. Повторное использование элементов аптечки запрещено.
По сравнению с предыдущими требованиями состав аптечки уменьшился. Теперь в ней не надо хранить:
Но при этом увеличилось количество необходимых масок, марлевых бинтов и покрывал.
ВАЖНО! За отсутствие аптечки для работодателя предусмотрен штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: от 2 000 до 5 000 рублей для ИП и от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.
Итоги
Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2021 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 31 августа 2025 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 31 августа 2027 года.
Новый состав аптечки для оказания первой помощи работникам: изменения с 1 сентября 2021 года
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Минздрав утвердил новые требования к составу аптечки для оказания первой помощи пострадавшим на производстве. В статье мы расскажем, какие требования установлены к новым аптечкам, как их прибрести так, чтобы в дальнейшем компенсировать затраты.
Скачайте документы по теме:
Новая комплектация аптечки для оказания первой помощи работникам: приказ 1331н
Аптечка для оказания первой помощи работникам – незаменимая вещь в экстренной ситуации, с помощью которой можно остановить угрожающее жизни кровотечение, обезопасить рану от инфекции, помочь коллеге при ожоге или обморожении, спасти жизнь сотрудника при несчастном случае на производстве.
Чиновники решили пересмотреть состав аптечки первой помощи и приказом Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н утвердили новые требования. Учтите, что комплектация аптечки для оказания первой помощи работникам меняется кардинально.
Таблица. Сравнительный анализ состава аптечки первой помощи
Что нельзя хранить в аптечке первой помощи: предупреждение экспертов
С 5 марта 2011 года состав аптечки уже меняли. В ней запретили хранить медикаменты. А с 1 сентября 2021 года из аптечек убрали блокнот, ручку, различные бинты и пакеты, но добавили одноразовые маски (10 вместо 2). Учтите, что в аптечке также нужно хранить инструкцию по оказанию первой помощи, утвержденная Минздравом.
Как купить аптечку, чтобы потом возместить средства из ФСС
Вы сможете компенсировать за счет ФСС затраты на покупку аптечек, закупленных в текущем финансовом году. Для того, чтобы получить возмещение, нужно составить перечень аптечек с указанием количества и стоимости, а также приложить заверенную работодателем копию приказа об утверждении мест размещения таких аптечек — санитарных постов.
Приложите к документам копию регистрационного удостоверения на аптечку. Все документы, подаваемые в ФСС, нужно заверить подписью и печатью работодателя.
Сколько аптечек для оказания первой помощи должно быть в компании
Каждый работодатель обязан обеспечить работников санитарными постами с аптечками. Это требование Трудового кодекса РФ (статья 223 в редакции на 2021 год). Сколько таких постов будет, где будут размещать аптечки, должно быть указано в локальном нормативном акте работодателя. Их количество необходимо обосновать.
В настоящее время нет нормативных указаний на то, на сколько человек рассчитана одна аптечка. Многое зависит от уровня профессиональных рисков, отдельные указания по количеству аптечек могут быть даны в различных нормативных актах. Очевидно, что для производственного цеха количество аптечек должно быть больше, чем для офиса. Например, для машиниста башенного крана необходима отдельная аптечка. Также отдельная аптечка требуется для бригады при работе на высоте, при работе в электроустановках.
Правила по охране труда при работе на высоте от 16 ноября 2020 года № 782н
Поэтому вы можете в своем локальном нормативном акте установить, какое количество аптечек должно быть на объекте, руководствуясь оценкой рисков и опытом. Раньше количество прописывалось, теперь все эти документы отменены.
Где хранить аптечку для оказания первой помощи работникам
Исходя из проведенной оценки профессиональных рисков, установите, в каких цехах аптечку нужно разместить на каждом рабочем месте. Для помещений, в которых размещены рабочие места с низким риском травматизма, достаточно одной аптечки на несколько кабинетов или на этаж.
Главное – чтобы работники знали, куда бежать за аптечкой, и как ей пользоваться. Для этого необходимо на вводном инструктаже, на инструктажах на рабочем месте и на обучении по охране труда напоминать работникам как оказывать помощь.
Аптечка должна быть размещена в месте, доступном для работников, и место ее размещения нужно промаркировать указательным знаком «белый крест на зеленом фоне». Нанесите места размещения аптечек на плане эвакуации.
Нужно ли заменять аптечку с 1 сентября, у которой не закончился срок годности
Аптечка должна быть оснащена изделиями, зарегистрированными в государственном реестре медицинских изделий на территории Российской Федерации. Такое требование указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12. 2012 г. № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий». Требований к обязательной сертификации аптечек первой помощи для работников не предъявляют. Сертификат соответствия для аптечки не требуется.
Все аптечки, которые были изготовлены до вступления в силу нового приказа Минздрава и срок действия которых не истек, могут находиться на своих местах. Их можно использовать до истечения срока годности, указанного в сопроводительной документации на аптечку, но не позже 31 августа 2025 года.
Закрепите в локальном нормативном акте или в приказе работодателя ответственного за проверку аптечек, замену просроченных изделий на новые. Проверяющий инспектор может проверить комплектацию аптечек. Если в ней будут лекарства, или просроченные бинты, или вы не вложите инструкцию по оказанию первой помощи, работодателя оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
10 лекарств, которые должны быть в офисной аптечке
Дома под рукой есть набор необходимых лекарств, но на работе с этим бывают проблемы. Офисная аптечка часто ограничивается противопростудными препаратами, как будто менеджер ничем другим болеть не может.
Вместе с Abbott* — международной компанией, которая с 1900 года занимается исследованиями и производством лекарств, — мы расскажем, какие именно препараты стоит приберечь на рабочем месте. А также дадим советы, что делать в экстренных ситуациях на примере реальных (да-да, все это произошло с сотрудниками HeadHunter) историй из нашего офиса.
1. При порезах и травмах
Новоиспеченный руководитель одного из отделов Александра (имена мы, разумеется, заменили) взялась за благоустройство: на этаже сделали косметический ремонт, закупили новую мебель и поставили новые двери. Чтобы коридор не выглядел слишком мрачным, а трудящиеся не чувствовали себя одиноко, двери решили поставить стеклянные.
Разумеется, через несколько дней один из сотрудников, привыкший свободно ходить туда-обратно, вынес стеклянную дверь собственной головой. Повезло, что отделался несколькими царапинами.
Открытые повреждения в первую очередь нужно обработать антибактериальным средством. Остановить кровотечение может перекись водорода (он же — пероксид водорода), просто дезинфицировать — хлоргексидин.
Помимо лейкопластыря, в аптечке должен быть марлевый бинт — он пригодится не только для перевязки раны, но и для обработки антисептиком. Кстати, ватой открытые раны лучше не обрабатывать — она оставляет в них много ворсинок.
2. Не лекарства, но тоже необходимы
При обработке ран пригодятся ножницы (часто используемые канцелярские могут занести лишнюю инфекцию), жгут (использовать с большой осторожностью) и гипотермический пакет, охлаждающий поврежденное место. Не забывайте про градусник и аппарат для измерения давления — вещи также крайне полезные в аптечке.
3. При боли в суставах/спине
Приятный плюс нашего офиса — небольшой корпоративный спортзал. После тяжелой интеллектуальной работы сотрудники с радостью идут в него изнурять себя еще и физически.
Маркетолог Дмитрий, только устроившись в компанию, в первый же рабочий день побежал на тренажеры. Левое плечо Дмитрия оказалось не готово к нагрузкам — как итог, растяжение и, вероятно, самый быстрый больничный в истории компании.
При острой боли в суставе или растяжениях можно использовать гель с диклофенаком, который уменьшает боль и припухлость. Помните, травма — штука серьезная, поэтому после первой помощи — бегом к травматологу.
4. При температуре
Снять боль при растяжении можно также препаратами типа парацетамола или ибупрофена. Работая как противовоспалительные средства, они не только снижают болевой синдром, но и сбивают температуру.
Парацетамол обычно входит в состав лекарств, облегчающие симптомы простуды и гриппа, хотя лечиться от вирусных заболеваний на работе лично мы вообще не советуем (конечно, если перед вами не стоит задача заразить весь отдел).
5. Глазные капли
Пожалуй, именно глаза страдают от офисной работы больше любого другого органа (хотя спина могла бы поспорить!). Часто при долгой работе за компьютером возникает неприятное ощущение сухости или инородного тела в глазу. В этом случае помогут капли типа «искусственная слеза» или средства с содержанием гиалуроновой кислоты.
6. При аллергии
Офис — идеальное место для развития аллергии. Внутри компьютеров скапливается пыль, откуда ее радостно разносит по комнате система охлаждения, в вентиляции размножается плесень, кондиционеры снижают влажность и заставляют держать закрытыми окна, снижая проветриваемость помещения.
Поэтому в офисной аптечке обязательно должен быть антигистаминный препарат, снимающий аллергическую реакцию. Например, лоратадин.
7. При обмороке
Теперь о вещах посерьезней. Причиной обморока на работе может стать как сильный стресс, так и серьезное физиологическое недомогание. В любой ситуации обморок требует неотложной помощи.
Необходимо положить человека и приподнять голову, чтобы не запал язык. И как можно быстрее вызвать скорую. Полезно иметь в аптечке нашатырный спирт, уксус или другое вещество с резким запахом, чтобы вывести человека из обморочного состояния до приезда медиков. Однако пользоваться нашатырем необходимо с осторожностью, не дольше нескольких секунд, и избегать попадания на слизистую.
8. При проблемах с сердцем
Завсегдатай аптечек — таблетки нитроглицерина, применяющиеся при сердечных приступах. Таблетку следует положить под язык и рассасывать до полного растворения.
Полезно хранить и простые успокоительные средства. Думаем, не нужно объяснять, что при любых проблемах с сердцем необходимо как можно скорее вызывать скорую.
9. При отравлении
При первых признаках отравления (тошнота, острая диарея) имеет смысл как можно быстрее принять любой сорбент. Это может быть активированный уголь, хотя эффективней сработает сорбирующий гель. Срочно принимать противодиарейный препарат имеет смысл только в экстренной ситуации, например, когда необходимо добраться до дома.
10. При болях в животе
Отравления случаются нечасто. К сожалению, такого не скажешь про другие проблемы с желудком и кишечником, возникающие на фоне типичных офисных явлений — стресса, неправильного питания, малоподвижного образа жизни. Часто повторяющиеся боли, нарушение стула, метеоризм, спазмы, вздутие, ощущение, что живот как будто «скрутило», — признаки раздраженного кишечника. Если восстановить его нормальную работу, то неприятные симптомы не будут беспокоить.
В этом случае нужен препарат, который работает против комплекса проблем и может помочь как при простом дискомфорте, так и при сильной боли. Одно из таких лекарств — « Дюспаталин® 135 мг» в таблетках. Подробнее о признаках раздраженного кишечника и действии препарата можно узнать на сайте.
Последний совет касается аптечек в целом. Всегда проверяйте срок годности препаратов, обновляйте аптечку и не употребляйте просроченные лекарства — они могут навредить, причем серьезно. И не расстраивайтесь, если старательно собранная аптечка лежит без дела: это лучший из возможных исходов.
Главное про аптечку первой помощи работникам: ее состав и требования
Абсолютно в каждой организации, даже в офисе, обязательно должна быть аптечка первой помощи работникам, ведь несмотря на все меры безопасности, от травматизма никто не застрахован на 100%. Человеческий фактор всегда имеет место быть и необходимо быть готовым к любой ситуации.
Именно поэтому существует необходимость оказания первой помощи обеспечить наличие аптечек, закрепить за ними ответственных и содержать в пригодном состоянии. А за отсутствие их на производстве может и административная ответственность возникнуть.
Если у вас нет аптечек в организации или процесс контроля не закреплен ни за одним из ответственных, то рекомендую прочитать эту заметку до конца. А если у вас останется недопонимание, присоединяйтесь в комментариях, ведь ваши вопросы могут помочь другим специалистам по охране труда разобраться в этой теме.
Аптечка для оказания первой помощи
Работодатель обязан обеспечить возможность оперативного оказания медицинской помощи сотрудникам (ст. 223 Трудового кодекса РФ), то есть в обязательном порядке должна быть аптечка для оказания первой помощи работникам.
Причем сам решать, что положить в ящик он не имеет права, потому как комплектность, состав четко регламентирован, а потому будет изучен при любой серьезной проверке на предприятии.
Так вот, при проверке инспектор обращает внимание на аптечку, если она вообще есть в наличии, проверяет комплектность и срок годности и, если чего-то не хватает или срок вышел.
Однажды при проведении проверки у моих знакомых на малом предприятии, инспектор ГИТ проверил наличие медицинской аптечки, а также ее комплектность. И видимо все забыли о ней в преддверии подготовки к проверке инспекцией по труду, как это обычно бывает на предприятии, и не укомплектовали ее согласно законодательства (дополнительно лежали в ней таблетки “Корвалола” и “Активированного угля” с истекшим сроком годности). Так инспектор без разговора занес все в протокол, выписал штраф и прочитал целую лекцию про комплектование медицинской аптечки, что все, кто принимал участие при проверке, до сих пор помнят состав ее, который должен быть. А сейчас уже и новый приказ вышел с новым составом – придется учить заново.
Именно поэтому решила разобрать, из каких препаратов состоит аптечка для оказания первой помощи работникам, ее назначение, применение, а также особенности хранения и утилизации.
Назначение аптечки первой помощи
Организации обязаны иметь производственную аптечку с перечнем средств, указанных в Приказе № 1331н. Требование обусловлено обязанностью работодателя обеспечить возможность оказания помощи работникам предприятия непосредственно на месте.
Аптечка для оказания первой помощи работникам содержит не так и много средств, а только те, которые могут позволить уменьшить кровопотерю и боль, поддерживать жизнь пострадавшего до прибытия бригады врачей. Потому как работник, оказывающий первую помощь, не является профессионалом в этой области и может нанести увечье по неосторожности, именно поэтому в ней есть только все самое необходимое.
Конечно, аптечка, хранящаяся в организации, не сравнится с набором инструментов и препаратов, имеющихся в учреждениях здравоохранения. Он рассчитаны на такие травмы, как ушибы, переломы, открытые раны, ожоги (в том числе химические), обморожения.
И стоит заметить, что ответственный за хранение сотрудник обязательно проходит курс по оказанию помощи. А получивший травму или микротравму сотрудник, при необходимости должен обратиться за дальнейшим лечением в поликлинику.
И не забывайте напоминать работникам организации, что оказание первой помощи лицами является вашим правом, а не обязанностью! Но, кроме этого, существует статья 125 УК РФ об «Оставление в опасности», она подразумевает ответственность гражданина, не сообщившего о случившемся, и прошедшего мимо пострадавшего.
Состав аптечки первой помощи
Базовый состав аптечки первой помощи подразумевает возможность оказания неотложной помощи при широком перечне ситуаций. Законом не запрещено расширить перечень средств и препаратов при условии, что они легальны и находятся в свободной продаже.
Давайте сравним состав аптечек для оказания первой помощи работникам, которые обязательно должна содержать:
Приказ 169н (старый приказ) | Приказ №1331н (новый приказ) |
---|---|
жгут для остановки внутреннего или наружного кровотечения | жгут для остановки внутреннего или наружного кровотечения |
стерильные бинты | стерильные бинты |
обычные (нестерильные) бинты | обычные (нестерильные) бинты |
марлевые салфетки | марлевые салфетки |
лейкопластырь | лейкопластырь |
устройство для искусственного дыхания | устройство для искусственного дыхания |
ножницы | ножницы |
перчатки | перчатки |
покрывало | покрывало |
маску | маску |
рекомендации с пиктограммами по использованию изделий медицинского назначения аптечки для оказания первой помощи работникам | инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам |
футляр или сумка санитарная | футляр или сумка |
булавку | — |
набор для перевязки в непроницаемой упаковке | — |
салфетки | — |
блокнот отрывной для записей | — |
авторучка | — |
Перечень комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работника можно ознакомиться непосредственно в последней редакции Приказа Минздрава № 1331н.
Свободный доступ к аптечке у всех работников должен быть в течение всего рабочего дня, а рядом с местом расположения необходимо нанести знак “Аптечка первой помощи”.
А при численности персонала от 50 до 300 человек необходимо рассмотреть возможность организации медпункта (п.5.27. СП 44.13330.2011), но наличие аптечек в подразделениях его наличие не отменяет.
Количество производственных аптечек на предприятии не регламентировано, но разумно иметь по одной на каждый цех, отдельное здание. Обеспечивается возможность оперативного доступа к средствам, содержащимся в аптечке. Если работа носит разъездной характер, препараты содержатся в сумке для перевозки.
Была одна история из практики, когда зимой слесарь по ремонту подвижного состава поранился, хотел элементарно обработать салфеткой рану, наложить лейкопластырь на нее и не нашел аптечку в своем цехе. Для оказания первой помощи своему коллеге другой слесарь побежал в соседнее здание за аптечкой, поскользнулся и упал, получил травму на производстве – перелом ноги. Если бы аптечка была в цехе и на видном месте, то на производстве не было несчастного случая.
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Применение аптечек
Аптечка для оказания первой помощи работникам нужна для неотложных действий как при травмах, так и в менее опасных ситуациях порезы, ушибы и другие микротравмы. При наличии на то необходимости любой работник предприятия имеет право обратиться за оказанием помощи.
При организации производственной аптечки проводится ряд мероприятий:
Ответственные сотрудники за сохранность, укомплектованность и пригодность для использования аптечек должны закреплять приказом по предприятию. Вы его можете скачать для работы и откорректировать в соответствии с вашей структурой и спецификой.
Образец приказа о назначении ответственных за аптечки первой помощи
Если происходит доукомплектация производственной аптечки препаратами, не входящими в список рекомендованных, делается это только при согласовании с медицинским работником. Приобретенные препараты должны продаваться в аптеках без ограничений, иметь лицензии на применение в данном государстве.
Хранение и утилизация аптечек для оказания первой помощи работникам
Хранением, пополнением и утилизацией производственной аптечки занимается лицо, отмеченное в приказе, изданном руководством. Это может быть любой сотрудник, прошедший подготовку по оказанию медицинской помощи. Его основные должностные обязанности не должны препятствовать оказанию помощи.
По своей практике могу сказать, что руководители подразделений в принципе забывают про аптечки и их пополнение, за редким исключением. Поэтому дополнительный контроль за сроком годности с вашей стороны, только плюс в карму предприятия.
Если вы задаетесь вопросом: “Какой же срок годности у аптечки по оказанию первой помощи работникам?”, то не стоит искать ответ в интернете, достаточно внимательно посмотреть не саму аптечку, как правило, на ней указано. Либо на препараты, входящие в ее состав, там также срок годности должен быть указан.
После истечения срока годности препараты нужно утилизировать. Лекарственные средства сдаются в организации, имеющие лицензию на утилизацию опасных отходов. Бинты, пластыри, маски и тому подобное утилизируются, как обычные бытовые отходы. Перчатки, ножницы, салфетки, не стерильная маска и прочее с неопределенным сроком годности меняются по усмотрению ответственного лица.
Ответственность работодателя
Приказ №1331н Минздрав РФ, регламентирует состав, условия хранения и утилизации, виды производственных аптечек и другие нюансы. И если проверка обнаружила нарушения, за них грозят штрафы (ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
● для должностного лица – от 2000 до 5000 рублей;
● для ИП от 2000 до 5000 рублей;
● для организаций – от 50000 до 80000 рублей.
Отсутствие или неполная комплектация аптечки могут привести и к более серьезным последствиям, если не удастся оказать своевременную медпомощь. Поэтому стоит озаботиться этим вопросом заранее.
Основные выводы
Каждый работодатель, независимо от формы собственности, должен обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание сотрудников, то есть аптечка для оказания первой помощи работникам обязательна (ст. 223 ТК РФ).
Их количество в организации не регламентировано и должно отталкиваться от здравого смысла, чтобы рабочие (слесаря, сварщики и тд) не бегали в офисное здание в поисках бинтах или жгута. Аптечка для оказания первой помощи работникам по приказу 1331 н должна быть в непосредственном доступе, постоянно проверяться ответственным за сохранность, хранение и использование лицом.
Обо всем этом подробно разобрали в этой заметке, если что-то упустила и не пояснила, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, чтобы остальным специалистам по охране труда эти знания принесли пользу.
Хочу обрадовать, что на покупку аптечек для оказания первой помощи работникам можно не тратить свои собственные средства, а сделать это можно за счет ФСС (Фонда социального страхования), но об этом будет написана отдельная статья с подробной инструкцией.
Ну а если вам понравилась статья, буду признательна, если вы поделитесь ей в социальных сетях, это будет мотивировать меня готовить еще больше новых полезных и интересных заметок.
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
проведу оценку профессиональных рисков за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Понравилась статья? Поделись!
54 комментария
Нужно ли издавать новый приказ по организации в соответствии с приказом №1331н Минздрав РФ или можно доложить в аптечку недостающие изделия и быть спокойными. Или как поступить лучше?
Здравствуйте, Екатерина. Скажите, нужно ли добавить в аптечки, произведенные до 1 сентября 2021 года изделия медицинского назначения, которые ранее не были указаны в приказе № 169н? Или можно не добавлять?
Добрый день, каким НПА регламентировано, что что ответственный за хранение сотрудник обязательно проходит курс по оказанию помощи?
Добрый день, Екатерина.
У меня вопрос по новым аптечкам согласно приказу №1331н.
Работодатель должен просто утвердить одобренную профильной комиссией по направлению «Первая помощь» Минздрава России Инструкцию по оказанию первой помощи с применением Аптеки для оказания первой помощи работникам и Общую последовательность действий на месте происшествия (универсальный алгоритм оказания первой помощи), т.е. распечатать этот документ, утвердить с дальнейшим ознакомлением работников?
Здравствуйте, скажите пожалуйста в детском саду тоже необходимо разработать Инструкцию по оказанию первой помощи?
Автор: Никитин Александр
Екатерина, здравствуйте! Скажите пожалуйста, не в старом не в новом приказе нет ни йода, ни зеленки, ни перекиси. Работники предприятия задают мне вопрос, а чем обработать(обеззаразить) ту же микротравму? Можно ли дезинфицирующие средства доложить в производственную аптечку, или это грозит штрафом? Спасибо.
Здравствуйте Екатерина. Скажите, пожалуйста, как поступить? наша аптечка 2020г, в полной комплектации, все сроки годности в порядке. 1 сентября 2021 я оставляю её в покое и чего не меняю, тк это п.2 Приказа 1331н, или после 1 сентября 2021 я убираю уз неё лишние бинты и салфетки и докладываю дополнительные (в количестве, которое указано в новом приказе)?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, в образовательной организации (СПО) должны быть все мед.изделия, перечисленные в приказе 1331Н?
Здравствуйте, спасибо, за подробно рассмотренные темы. Внимательно всегда изучаю Вашу информацию. Скажите пожалуйста, а Перечень состава аптечки (добавляем дополнительные лекарства) нужно утверждать работодателю?
Оставить комментарий
Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!
Email YouTube Instagram Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Подписка на статьи
Подпишитесь на Новые Статьи, чтобы Ничего Не Пропустить
Хотите узнать больше об охране труда?
Все самое интересное впереди!
С уважением,
автор этого блога,
Екатерина Воронцова