вспоминаем то что знаем
1. На какие группы делятся все звуки русского языка?
Звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
2. Сколько гласных звуков в русском языке? Назови и запиши их в квадратных скобках [ ].
3. Какие бывают гласные звуки?
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
4. Какая трудность возникает, когда нужно на письме обозначить буквой безударный гласный звук? Покажи на примере, как ты умеешь справляться с этой трудностью. Сколько слов для этого ты запишешь? Какие обозначения сделаешь?
5. Запиши несколько слов, которые состоят из одного слога. Какие это части речи? А теперь запиши самое длинное слово, которое сможешь подобрать. Сколько в нём слогов? Как ты это определил?
6. Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я? Чем интересны эти буквы?
7. На какие группы делятся согласные звуки русского языка?
8. Чем интересны согласные звуки [р], [л], [м], [н], [j’] ([й’])? Что у них общего?
9. Как называются звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’], [ц]? Чем они интересны?
10. В русском языке у согласных звуков есть твёрдость и мягкость. А в английском и немецком? Если затрудняешься ответить на этот вопрос, поговори с учителем иностранного языка.
В английском и немецком языках согласные звуки всегда твердые.
11. Какие звуки произносятся на месте букв стн в словах честный, грустный, устный? А на месте букв жк в словах сыроежка, босоножки? Какие трудности возникают при написании слов, где есть звонкий парный согласный перед парным глухим или наоборот или согласный звук в конце слова? Покажи на примерах, как справиться с этой трудностью.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРазалина Ахметвалеева
Похожие презентации
Презентация на тему: » ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы. Но возьмём, к примеру, эти: Слово «Я» и слово «Мы». «Я» на свете одиноко, В «Я»» — Транскрипт:
1 ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы. Но возьмём, к примеру, эти: Слово «Я» и слово «Мы». «Я» на свете одиноко, В «Я» не очень много прока. Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья. Мы – народ, и мы – едины. Вместе мы непобедимы!
2 ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВЗГЛЯД СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ
3 Верующий Атеист ДОБРОТА НРАВСТВЕННОСТЬ
4 Отличаются ли доброта, нравственность верующего человека и атеиста?
5 Свобода совести – это личное право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, соблюдать религиозные обычаи или вести атеистическую пропаганду.
6 РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ «Добрые заповеди богов»
7 Христиане верят в того же единого Бога, но в трёх лицах: Отца, Сына – Иисуса Христа – и Святого Духа. Буддисты верят в Будду, то есть человека, который достиг просветления и первым из людей ушёл из мира страстей в мир спокойствия.
8 Иудеи верят в единого Бога, с которым люди заключили договор, описанный в Библии. Мусульмане верят в единого Бога, но называют его по-арабски Аллах, как это написано в священной книге – Коране.
9 Какие правила есть во всех религиях? Заповеди Бога. Вера, надежда, которая помогает сделать выбор между плохим и хорошим поступком. Уважение к родителям, «золотое правило нравственности», стремление к добру.
10 Организуйте группы по своему выбору. Изучите правила морали в каждой из четырёх традиционных религий России. Расскажите, что вас удивило, на что вы обратили особое внимание.
11 «Может ли быть доброта без Бога?» ВЗГЛЯД СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ
12 Какие же правила считаются светскими? Жизнь строится по общегосударственным правилам, которые установлены для всех граждан.
13 На каких правилах основаны эти поступки? ВЗГЛЯД СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ
14 Отличаются ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста? С точки зрения верующего человека, нравственные заповеди дарованы нам Богом, а с точки зрения неверующего – созданы самими людьми. Однако и те и другие признают общечеловеческие правила морали, главное из которых: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
15 ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ – Объясните своими словами смысл выражений, приведите примеры из жизни или произведений художественной литературы. 1-я группа: «нравственность верующего человека». 2-я группа: «религиозная мораль». 3-я группа: «религиозная этика». 4-я группа: «светские правила морали». 5-я группа: «светская этика».
16 Отличаются ли доброта, нравственность верующего человека и атеиста? «золотое правило нравственности» понимание уважение
17 Иудаизм Христиане Атеисты Буддизм Ислам Другие религии
101. Прочитай отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка ”Емеля-охотник”. Что ты узнал о героях рассказа из этого отрывка, что ещё можешь о них предположить? Какие части речи преобладают в этом тексте? Какую роль в нём играют имена существительные?
102. Выпиши из текста упражнения 101 в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в начальной форме. Укажи род и число каждого существительного. Какие это признаки имён существительных – постоянные или непостоянные?
103. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, поставь недостающие запятые.
Найди в предложениях все имена существительные, надпиши над каждым сущ. Определи, какими членами предложения являются имена существительные – главными или второстепенными. Какой вывод ты можешь сделать?
104. Спиши предложения, расставь, где это нужно, запятые. Найди и укажи в первом предложении имена существительные и местоимения. Как ты их различаешь?
Найди и выпиши однокоренные слова, выдели корень. Продолжи ряд однокоренных слов. Укажи, какие это части речи. Какой вывод ты можешь сделать? Выполни разбор имён существительных, обозначенных цифрой 3 (укажи вопрос, начальную форму, постоянные и непостоянные признаки и каким членом предложения является имя существительное – главным или второстепенным).
105. Поработай над своей устной научной речью. Составь устный рассказ на тему ”Имя существительное как часть речи” по плану.
План
1. Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Почему эта часть речи так называется. Примеры.
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Примеры.
3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры.
4. Почему одушевлённость – неодушевлённость и род – это постоянные признаки имени существительного.
5. Изменение имён существительных по числам. Примеры.
6. Какими членами предложения бывают имена существительные. Примеры.
106. Прочитай строфу из главы седьмой романа в стихах ”Евгений Онегин”. Его автор – А.С. Пушкин. В этой главе героиню романа Татьяну Ларину впервые привозят в Москву из деревенской усадьбы. Описание Москвы даётся глазами Татьяны.
Обрати внимание, как поэт строит это описание. Как ему удаётся создать ощущение движения и многообразия впечатлений? Обрати внимание на второе предложение. Какое оно – простое или сложное? Распространённое или нераспространённое? Какой частью речи выражены однородные подлежащие? Какую картину ты представил? Что помогло тебе её представить? Спиши это предложение в строчку, подчеркни известные тебе орфограммы. Объясни графически постановку запятых.
107. Прочитай стихотворение И.А. Бунина. Обрати внимание на выделенные имена существительные. Какую картину они рисуют? Какой образ создаёт поэт?
Спиши ту строфу, которая тебе больше всего понравилась. Разбери два любых существительных как часть речи.
108. Сочинение-миниатюра ”Вид из окна”.
Представь себе, что ты едешь в машине, или в автобусе, или в вагоне поезда и сидишь у окна. За окном – или городские улицы, или сельские, или картины природы.
Нарисуй картину с помощью двух-трёх предложений с однородными подлежащими – именами существительными. В качестве сказуемых можно использовать глаголы мелькают, мчатся, проносятся, летят, сменяют друг друга, обгоняют друг дружку и др. Подумай, какое настроение ты хочешь передать.
109. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Она заключена ”между строк” или прямо сформулирована в тексте?
Перечисли, какие ты знаешь словари. Какую информацию о слове можно получить в каждом из этих словарей?
110. В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове гроза. Что означают цифры 1 и 2 в словарной статье? В каком значении может употребляться это существительное? Прочитай предложения. В каком значении в них употреблено слово гроза? Как ты это определил?
Составь и запиши два предложения, где бы слово гроза употреблялось в прямом и в переносном значении.
111. Найди в толковом словаре имена существительные, у которых не одно, а несколько значений. Составь и запиши предложения с этими существительными в разных значениях.
Какой вывод ты можешь сделать после выполнения упражнений 110 и 111?
112. Прочитай словарные статьи из словаря синонимов и из толкового словаря. Чем они отличаются? В каком случае ты обращаешься к толковому словарю, а в каком – к словарю синонимов?
113. Прочитай отрывок из повести Льва Кассиля “Кондуит и Швамбрания”. С помощью каких слов автор передаёт гнев отца? В чём особенность этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу?
Выпиши существительные-синонимы.
114. Прочитай словарные статьи из словаря антонимов. Чем отличаются они по построению от словарных статей в толковом словаре и словаре синонимов? Как ты думаешь почему? В каком случае ты обратишься к словарю антонимов?
115. Поработай над своей письменной научной речью. Представь, что тебе нужно написать небольшой текст для учебника русского языка на тему ”Роль имён существительных в речи”. Напиши этот текст, используя план. Обязательно приводи примеры. Можно использовать тексты упражнений учебника.
План
1. Что называют имена существительные.
2. Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения.
3. Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.
4. Использование в речи имён существительных в прямом и переносном значении.
5. Имена существительные – синонимы и антонимы.
Почему иногда мы не можем вспомнить слова, которые знаем?
Наверняка у вас были случаи, когда вы не могли вспомнить даже хорошо знакомое вам слово. Например, хотите рассказать смешную историю о том, как вы играли с этим… ну как его… парит в воздухе… он обычно ярких цветов…. ещё с ним часто играют дети в открытых местах (воздушный змей). Знакомо? Вы можете прекрасно представить этот объект, или слово, и описать его до самых мелких деталей, но не можете вспомнить название. В такие моменты может возникнуть вопрос: «что же не так с моим мозгом?».
Когда не можешь вспомнить слово
Эти моменты учёные называют состояния «на кончике языка», или летологика (от греческого слова lethe для «забывчивости» и logos для «слова»). Забывание слов случается независимо от возраста, или на каком языке вы говорите. Это бывает даже на жестовых языках и называется состоянием «на кончике пальца».
Является ли забывание слов признаком преждевременного старения?
Что ж, сразу успокоим вас: забывание слов довольно распространённое явление. Молодые люди испытывают это примерно раз в неделю, а пожилые люди — примерно раз в день. Это не обязательно признак чего-то серьёзного, а всего лишь случайный сбой мозга.
Ученые обнаружили, что некоторые вещи, такие как кофеин, усталость и сильные эмоции, приводят к более частому забыванию слов. А те слова, которые были выучены позже в жизни, и те, которые реже используются, больше предрасположены риску быть забытыми.
Что же происходит в мозгу, когда мы не можем вспомнить слово?
Этим феноменом заинтересовались как психологи, так и лингвисты. Произношение слов — одна из самых удивительных вещей, которые делают люди. Столько всего происходит от начала до конца. И разные части вашего мозга отвечают за разные задачи: от распознавания того что вы видите до запоминания его значения, звука и того как это сказать.
Допустим, вы видите ёжика. Прежде всего мозг обрабатывает изображение полученное от ваших глаз, распознает его и активирует концепцию ёжика в вашем уме. Это называется активацией на семантическом (или смысловом) уровне.
Мозг распознаёт ёжика
Итак, после активации значения ваш мозг активирует звуковое обозначение этого слова. Например, «ёжик» — что на фонологическом (или звуковом) уровне.
Мозг активирует звуковое обозначение слова «ёжик»
Если вы затем захотите произнести это слово, есть совсем другой этап. Когда ваш мозг вспоминает правильный звук, он готовится воспроизвести его с помощью вашего речевого аппарата. В него входят ваши легкие, губы, язык, челюсть, гортани. Все они части нашего тела, о которых мы почти никогда не думаем сознательно, но используем так часто. Затем ваш мозг даёт команду этим частям двигаться. В результате ваши легкие выталкивают воздух наружу, что создает звуковые колебания, которые модулируются языком, зубами и губами, чтобы образовалось слово: «ёжик!».
Мозг даёт команду звуковому аппарату произнести слово «ёжик»
В чём причина забывания слов?
Ученые считают, что это является результатом нарушения процесса активации от значения к звуку. Вы, наверное, заметили что даже если не можете вспомнить слово, вы можете его хорошо описать. Например, что это мелкое колючее животное тёмного цвета. Считается, что мозг активировал значение слова, но не звук. Как будто случилось короткое замыкание, и мозг пропустил фонологический(звуковой) уровень. В результате у вас есть идея в голове и ощущение, что вы её знаете, но ваш мозг просто не может активировать соответствующий звук слова.
Мозг не может активировать соответствующий звук слова
Состояния «на кончике языка» чаще встречаются с редко используемыми словами. Поэтому многие считают, что забывание слов возникает из-за отсутствия использования. Это немного похоже на поход по пешеходной тропе, которой давно не пользовались. Скорее всего она будет заросшей растениями, и пройти по ней будет труднее, чем по часто используемым тропам.
Это также объясняет, почему двуязычные люди чаще не могут вспомнить слова, чем одноязычные. По причине того, что им приходится делить свое время между двумя языками, в конечном счете они используют каждый язык реже, чем одноязычный человек.
Что же делать в такие моменты?
Хотя вашим первым действием может быть поиск в интернете или спросить друга, на самом деле это не лучшее, что можно сделать для вашей памяти. Вместо этого попробуйте описать данное слово. Это может вызвать звуковую память. Или, если ваш друг знает слово, попросите чтобы он дал вам какую-то подсказку, например, первую букву. Так вы «пройдётесь по тропинке» и уменьшите шанс того, что в следующий раз опять забудете это слово.
Презентация по русскому языку на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени» (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вспоминаем то, что знаем Задание: запишите предложения, определите их вид, тип придаточного, постройте схемы. Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия. Я никогда не забуду того ужаса и восторга какие я испытывал. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орел.
Вспоминаем то, что знаем Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него, (что?) где находится дивизия. Я никогда не забуду того ужаса и восторга, (какого?) какие я испытывал. Вдруг там, (где?) где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.
Определяем тему урока В чем особенность этого предложения? Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. Какое это предложение? Найдите главное и придаточное. На какой вопрос отвечает придаточное?
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Цели: уметь опознавать … формировать умение строить …
Цели: уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными (времени) среди других СПП; формировать умение строить СПП с придаточными обстоятельственными (времени).
Работа в парах На какие вопросы отвечает? При помощи чего присоединяются к главному предложению? К чему относится в главном предложении? Составьте схему
Вопросы Союзы/союзные слова Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как
Придаточное предложение времени
Закрепляем Упражнение 140 (1,2,4,5,6) стр. 65 Упражнение 143
Самостоятельная работа Лишь только брезжил рассвет выходила в озеро белая лодка. Очнулся он когда солнце стояло уже высоко. Как только ушли миноносцы мы стали ставить палатки и собирать дрова. Задание: запишите предложения, расставьте знаки препинания, определите тип придаточного, постройте схемы.
Ключ (Когда?) Лишь только брезжил рассвет, выходила в озеро белая лодка. Очнулся он, (когда?) когда солнце стояло уже высоко. (Когда?) Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.
1.Придаточные обстоятельственные (времени) отвечают на вопросы Где? Куда? Откуда? 2.Местоположение придаточных обстоятельственных (времени) по отношению к главному любое. 3.Главное и придаточное предложения не разделяются запятой. 4.Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными отвечают на вопрос наречия нет да нет да
Подведём итог повторили….. познакомились….. встретились с трудностями….. будем работать над……
Домашнее задание Упражнение 142 или 144 +(теория)
Проверка домашнего задания Выполните тест “СПП с придаточными места и времени”. 1. Укажите СПП с придаточным места (знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания. А. Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место. Б. Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке. В. Настоящего человека всегда тянет туда где трудно. Г. Близкого человека только тогда поймешь когда с ним расстанешься. 2. Укажите СПП с придаточным времени. А. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. Б. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. В. Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. Г. Молодежь должна быть достойна эпохи, в которой она живет.
Критерии 2 прав- «5» 1 прав- «4» 0 прав- «2» Ответ: 1-В 2-А
1 группа-Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. 2 группа- Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. 3 группа- Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. 4 группа- Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить. 5 группа- Я никогда не забуду того ужаса и восторга какие я испытывал.
1 группа-Первая мысль, которая пришла ему в голову, была мысль о том нельзя ли уйти. (прид. определ.) 2 группа- Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него, где находится дивизия в которую его назначили. (прид. изъяснит) 3 группа- Я оказался в том положении, когда не знаешь нужно уйти или остаться. (прид. определ.) 4 группа- Я чувствовал, что он единственный человек.( прид. изъяснит) 5 группа- Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал.(прид. определ)
Критерии 1 прав- «5» 0 прав- «2»
«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»
Придаточные условия, причины и цели Вид придаточной части Значение придаточной части Вопросы Союзы Придаточная условия указывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении. при каком условии? если; если. то. ; когда (=если); когда. то. ; коли; коль; коль скоро; раз; в случае если. Придаточная причины раскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения. почему? отчего? по какой причине? потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что. Придаточная цели указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении. зачем? с какой целью? для чего? чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.
Работа в парах Примеры: 1. Если я заболею к врачам обращаться не стану. 2. Посылаю ей все слезы в подарок потому что не дожить мне до свадьбы. 3. Я разбудил Пашку чтобы он не свалился с дрожек.
Работа в парах Примеры: 1. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.(условие) 2. Посылаю ей все слезы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (причины) 3. Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек. (цель)
Критерии 3 прав- «5» 2 прав- «4» 1 прав- «3» 0 прав- «2»
Мама закрыла шторы А. нужно не только любить, но и быть любимым. Первыми тронулись на юг болотные птицы Б. так как было душно. Для того чтобы быть счастливым В. потому что свет мешал малышу спать. Я плохо спал этой ночью Г. так как болота начали замерзать. Если бы на отмели был песок Д. чтобы мыслить и страдать. Я жить хочу Е. то можно было бы увидеть следы животного.
Критерии 7 прав- «5» 6 прав- «4» 4-5 прав- «3» 0-3 прав- «2»
(Работа в группах) 1 группа- Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя. 2 группа-В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех. 3 группа-А коли у тебя бе..мозгла голова иди и землю рой или руби дрова. 4 группа-Такая густая трава р..сла только по берегам озера потому что здесь было достаточно влаги. 5 группа- Благодаря тому что он мне помог я успел сдать работу (во)время.
Критерии 1 прав- «5» 0 прав- «2»
«Итого» 30 б- «5» 22-29 б- «4» 16-21 б- «3» 0-15 б- «2»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1243991
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.