всенощное бдение что означает

Всенощное бдение, или Всенощная

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – 1) тор­же­ствен­ная хра­мо­вая служба, объ­еди­ня­ю­щая в себе службы вели­кой вечерни (иногда вели­кого пове­че­рия), утрени и пер­вого часа; 2) одна из форм пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской прак­тики: молит­вен­ное бодр­ство­ва­ние в ночное время суток.

всенощное бдение что означает. Смотреть фото всенощное бдение что означает. Смотреть картинку всенощное бдение что означает. Картинка про всенощное бдение что означает. Фото всенощное бдение что означает

Почему все­нощ­ное бдение так назы­ва­ется?

Все­нощ­ное бдение назы­ва­ется так потому, что в древ­но­сти оно начи­на­лось с вечера и про­дол­жа­лось всю ночь до рас­света. Со вре­ме­нем, из снис­хож­де­ния к немо­щам веру­ю­щих, это бого­слу­же­ние начали совер­шать несколько раньше, кроме того, оно заметно сокра­ти­лось, поэтому закан­чи­ва­ется теперь не утром, а вече­ром того же дня, когда нача­лось. Однако преж­нее назва­ние этого бого­слу­же­ния – все­нощ­ное бдение – сохра­ни­лось.

В какие дни совер­ша­ется все­нощ­ное бдение?

Все­нощ­ное бдение слу­жится нака­нуне:

Между вели­кой вечер­ней и утре­ней, после екте­нии «Испол­ним вечер­нюю молитву нашу Гос­по­деви» бывает лития (от греч. – уси­лен­ное моле­ние). На рус­ских при­хо­дах она не слу­жится нака­нуне вос­крес­ных дней.

Какие бого­слу­же­ния вклю­чает в себя все­нощ­ное бдение?

Все­нощ­ное бдение состоит из трех бого­слу­же­ний: вели­кой вечерни, утрени и пер­вого часа. На прак­тике, перед Все­нощ­ным бде­нием может совер­шаться служба девя­того часа.

Какая самая тор­же­ствен­ная часть все­нощ­ного бдения?

Все­нощ­ное бдение имеет несколько таких частей. Одна из них – поли­е­лей (от греч. πολυέλεοσ (поли­е­леос) (от греч. πολύς – многий, и ἔλεος – милость). Поли­е­лей – это тор­же­ствен­ное пес­но­пе­ние утрени, состав­лен­ное из псал­мов 134-го («Хва­лите имя Гос­подне») и 135-го («Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви»). Другая не менее важная часть все­нощ­ного бдения, о кото­рой нередко забы­вают, – вели­кое сла­во­сло­вие. Явля­ю­ще­еся одним из древ­ней­ших пес­но­пе­ний Церкви, оно про­слав­ляет Бога Творца, Про­мыс­ли­теля, Иску­пи­теля, Спа­си­теля и Жиз­но­давца и пред­ва­ря­ется воз­гла­сом свя­щен­ника: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет!» В древ­но­сти этим воз­гла­сом свя­щен­ник встре­чал первый луч утрен­него солнца, так как вели­кое сла­во­сло­вие в составе утрени при­хо­ди­лось на раннее утро.

Когда появи­лось все­нощ­ное бдение?

Древ­ний обычай совер­шать все­нощ­ное бдение осно­ван на при­мере моле­ний Спа­си­теля и Святых Апо­сто­лов. Общий вид бого­слу­же­ния офор­мился ко вре­мени свя­того Иоанна Зла­то­уста. В VIII и в IX веках святой Иоанн Дамас­кин, святой Феодор Студит и многие другие пес­но­творцы допол­нили все­нощ­ное бдение мно­гими молит­во­сло­ви­ями и пес­но­пе­ни­ями, кото­рые входят в состав все­нощ­ной, совер­ша­е­мой в Пра­во­слав­ной Церкви поныне.

Что сим­во­ли­зи­рует все­нощ­ное бдение?

Первая часть все­нощ­ного бдения – вечерни – сим­во­ли­зи­рует и по своему содер­жа­нию напо­ми­нает исто­рию Вет­хого Завета. Молит­во­сло­вия и пес­но­пе­ния этого бого­слу­же­ния гото­вят нас к утрени, на кото­рой вспо­ми­на­ются глав­ным обра­зом ново­за­вет­ные собы­тия.

Почему важно посе­щать все­нощ­ные бдения?

Конечно, глав­ное бого­слу­же­ние Церкви есть Литур­гия. Но про­пус­кая все­нощ­ное бдение, мы тем самым остав­ляем боль­шой пробел в своем духов­ном раз­ви­тии, лишаем себя зна­ком­ства со свя­то­оте­че­ским гим­но­гра­фи­че­ским насле­дием. Ведь основ­ная духов­ная и смыс­ло­вая нагрузка, празд­ну­е­мого в этот день собы­тия при­хо­дится именно на все­нощ­ное бдение: напри­мер, сти­хиры, паре­мии, поли­е­лей с чте­нием Еван­ге­лия, каноны. Кроме того, полезно и само­сто­я­тель­ное озна­ком­ле­ние с бого­слу­жеб­ными тек­стами все­нощ­ного бдения, если и не всеми, то какими-то его частями, напри­мер, кано­нами. Нако­нец, пре­бы­вая на все­нощ­ном бдении, мы участ­вуем в собор­ном молит­вен­ном дела­нии.

Сколько в насто­я­щее время длится все­нощ­ное бдение?

В при­ход­ских храмах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви сред­няя про­дол­жи­тель­ность все­нощ­ного бдения состав­ляет около двух часов. Начи­на­ется оно, как пра­вило, в 18 (иногда в 17) часов, а закан­чи­ва­ется в 20 (или в 19, если нача­лось в 17).

Инте­рес­ный факт

В начале XX века в Киев­ской духов­ной ака­де­мии был пред­при­нят опыт рекон­струк­ции все­нощ­ного бдения в полном соот­вет­ствии с бого­слу­жеб­ным Уста­вом. Под­го­товка дли­лась несколько меся­цев и потре­бо­вала зна­чи­тель­ных мате­ри­аль­ных затрат. Сама все­нощ­ная дли­лась около восьми часов, в том числе чтение канона – более двух часов. Напевы исполь­зо­ва­лись обык­но­вен­ные, четы­рех­го­лос­ные. Орга­ни­за­тор этого необыч­ного меро­при­я­тия про­фес­сор М. Ска­бал­ла­но­вич так вспо­ми­нает о нем: «Трудно пере­дать сло­вами, что чув­ство­вали слу­ша­тели этой службы, назван­ной кем-то «исто­ри­че­ской все­нощ­ной»… Два руко­во­ди­теля службы, зна­ю­щие наизусть 2‑ю главу Типи­кона… по оче­реди за все­нощ­ной теряли голову и должны были про­ве­рять друг друга, это ли сле­дует далее. Боль­шин­ство испол­ни­те­лей службы… в тече­ние все­нощ­ной были как бы пьяные… Один сту­дент, люби­тель поспать, несколько раз уходил из церкви, раз­де­вался, укла­ды­вался в постель, но, не будучи в состо­я­нии заснуть от мысли, что в несколь­ких шагах идет такой ори­ги­наль­ный, неслы­хан­ный кон­церт, воз­вра­щался в цер­ковь. Одна кур­систка до все­нощ­ной выучила все псалмы, сти­хиры, каноны и биб­лей­ские песни, имев­шие петься… При повто­ре­нии пред­по­ла­га­ется все петь боль­шим зна­мен­ным рас­пе­вом, что удли­нит все­нощ­ную часа на 3–4».

В. Духа­нин, из книги «Во что мы веруем»:

Мы настолько погру­жа­емся в земную суету и попе­че­ния, что для обре­те­ния под­лин­ной духов­ной сво­боды нам тре­бу­ется очень про­дол­жи­тель­ное бого­слу­же­ние. Тако­вым и явля­ется Все­нощ­ное бдение – оно совер­ша­ется по вече­рам нака­нуне вос­крес­ных и празд­нич­ных дней и спо­собно осво­бо­дить нашу душу от мрака земных впе­чат­ле­ний, рас­по­ло­жить пости­же­нию духов­ного смысла празд­ника, к вос­при­я­тию бла­го­дат­ных даров. Все­нощ­ное бдение всегда пред­ше­ствует Литур­гии, глав­ному бого­слу­же­нию Церкви. И если Литур­гия по своему сакра­мен­таль­ному смыслу сим­во­ли­зи­рует Цар­ство буду­щего века, вечное Цар­ство Божие (хотя этим зна­че­нием Литур­гия не огра­ни­чи­ва­ется), то Все­нощ­ное бдение сим­во­ли­зи­рует то, что ему пред­ше­ствует, исто­рию Вет­хого и Нового Заве­тов.

Начи­на­ется Все­нощ­ная с Вели­кой вечерни, кото­рая изоб­ра­жает основ­ные вехи вет­хо­за­вет­ной исто­рии: сотво­ре­ние мира, гре­хо­па­де­ние первых людей, молитву их и надежду на буду­щее спа­се­ние. Напри­мер, первое отвер­зе­ние Цар­ских врат, каж­де­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лями алтаря и воз­гла­ше­ние: «Слава Святей, и Еди­но­сущ­ней, и Живо­тво­ря­щей, и Нераз­дель­ней Троице…» зна­ме­нует тво­ре­ние Святой Тро­и­цей мира, когда Дух Святой, сим­во­ли­зи­ру­е­мый клу­бами кадиль­ного дыма, обымал пер­во­здан­ный мир, вдыхая в него живо­нос­ную силу. Далее поется сто третий псалом «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода», про­слав­ля­ю­щий пре­муд­рость Творца, явлен­ную в кра­со­тах види­мого мира. Свя­щен­ник в это время кадит весь храм и моля­щихся, а мы вспо­ми­наем рай­скую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, испол­няя их бла­го­да­тью Духа Свя­того. Но чело­век согре­шил и был изгнан из рая – закры­ва­ются Цар­ские врата, теперь молитва совер­ша­ется перед ними. А пение стихов «Гос­поди, воз­звах к Тебе, услыши мя» напо­ми­нает бед­ствен­ное поло­же­ние чело­ве­че­ства после гре­хо­па­де­ния, когда появи­лись болезни, стра­да­ния, нужды, и люди в пока­я­нии искали мило­сти Божией. Пение завер­ша­ется сти­хи­рой в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы, во время кото­рой свя­щен­ник, пред­ше­ству­е­мый све­ще­нос­цем и диа­ко­ном с кади­лом, выхо­дит из север­ных дверей алтаря и тор­же­ственно входит через Цар­ские врата, что обра­щает наш мыс­лен­ный взор к пред­ска­за­ниям вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков о при­ше­ствии в мир Спа­си­теля. Вот так каждый фраг­мент вечерни заклю­чает в себе воз­вы­шен­ный смысл, в основ­ном свя­зан­ный с вет­хо­за­вет­ной исто­рией.

А затем сле­дует утреня, озна­ча­ю­щая наступ­ле­ние ново­за­вет­ного вре­мени – явле­ние Гос­пода в мир, Его Рож­де­ние в чело­ве­че­ском есте­стве и Его слав­ное вос­кре­се­ние. Так, уже первые стихи перед шесто­псал­мием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние» напо­ми­нают сла­во­сло­вие анге­лов, явив­шихся виф­ле­ем­ским пас­ту­хам в момент Рож­де­ства Хри­стова (ср. Лк. 2:13–14). Особое зна­че­ние на утрене имеет поли­е­лей (что значит «мно­го­мило­стив» или «многое осве­ще­ние») – тор­же­ствен­ная часть Все­нощ­ной, заклю­ча­ю­щая в себе про­слав­ле­ние мило­сти Божией, явлен­ной в при­ше­ствии Сына Божия, Кото­рый спас людей от власти диа­вола и смерти. Начи­на­ется поли­е­лей с тор­же­ствен­ного пения хва­леб­ных стихов: «Хва­лите имя Гос­подне, хва­лите, раби Гос­пода. Алли­луйя», в храме воз­жи­га­ются все све­тиль­ники, а Цар­ские врата отвер­за­ются в знак осо­бого бла­го­во­ле­ния Божия к людям. Нака­нуне вос­крес­ных дней поются особые вос­крес­ные тро­пари – радост­ные песни в честь Вос­кре­се­ния Гос­пода, повест­ву­ю­щие, как ангелы яви­лись женам-миро­но­си­цам у Гроба Спа­си­теля и воз­ве­стили им о Вос­кре­се­нии Иисуса Христа. Тор­же­ственно чита­ется Еван­ге­лие, посвя­щен­ное празд­нику, а затем испол­ня­ется канон – собра­ние особых крат­ких песен и молитв, посвя­щен­ных празд­ну­е­мому собы­тию. Вообще, стоит заме­тить, что помимо ука­зан­ного зна­че­ния каждое Все­нощ­ное бдение посвя­щено опре­де­лен­ному празд­нику – собы­тию свя­щен­ной исто­рии или памяти свя­того или иконе Божией Матери, и потому на про­тя­же­нии всего бого­слу­же­ния испол­ня­ются пес­но­пе­ния и чита­ются молитвы, посвя­щен­ные именно этому празд­нику. Так что смысл Все­нощ­ной воз­можно постичь, не только зная пре­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние бого­слу­жеб­ных дей­ствий, но и вникая в смысл пес­но­пе­ний каж­дого празд­ника, для чего хорошо еще дома озна­ко­миться с содер­жа­нием бого­слу­жеб­ных тек­стов. А самое глав­ное – во время бого­слу­же­ния научиться молиться вни­ма­тельно, с теплым и искрен­ним чув­ством, ведь лишь при этом будет достиг­нута глав­ная цель служб цер­ков­ных – бого­об­ще­ние.

Источник

Всенощное бдение

всенощное бдение что означает. Смотреть фото всенощное бдение что означает. Смотреть картинку всенощное бдение что означает. Картинка про всенощное бдение что означает. Фото всенощное бдение что означает

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

всенощное бдение что означает. Смотреть фото всенощное бдение что означает. Смотреть картинку всенощное бдение что означает. Картинка про всенощное бдение что означает. Фото всенощное бдение что означает

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

всенощное бдение что означает. Смотреть фото всенощное бдение что означает. Смотреть картинку всенощное бдение что означает. Картинка про всенощное бдение что означает. Фото всенощное бдение что означает

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Источник

«Бдительная бессонница» — всё о Всенощном Бдении в православной церкви

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Погруженный в полумрак храм, горящие свечи, тихие песнопения, сосредоточенные лица молящихся – так выглядит одна из самых красивых и продолжительных церковных служб, имеющая древнее происхождение.

Что это за служба? Определение

Название службы показывает, что происходить она должна, очевидно, ночью. А термин «всенощная» говорит о продолжительности молитв – до рассвета. Греческое название службы «ἀγρυπνία» («агрипиния»), означающее одновременно «бессонницу» и «бдительность» говорит о том же самом.

Ночные моления в раннехристианской церкви

Действительно, традиция особенно усердно молиться во время ночи известна еще у первых христиан. Она восходит к Самому Господу. Евангелия повествуют о Его ночных молениях:

Полезные материалы

Нередко молились по ночам Апостолы. Св. Лука рассказывает о том, как свв. Павел и Сила ночью в тюрьме «молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Лк.16:25). Традиция ночных продолжительных молитв постепенно утвердилась среди верующих.

Правда, бдение от захождения солнца до рассвета совершалось первыми христианами только при особых случаях, например, накануне Пасхи Христовой. По большей же части моления заканчивались около полуночи.

Монашеская традиция

С утверждением христианства в Византии продолжительные молитвенные стояния стали уделом иноков, но не везде.

Известны 2 наиболее распространенных с VI-VIII вв. богослужебных устава монахов – Константинопольского монастыря прп. Феодора (обитель также называлась Студийской, по имени некогда основавшего ее сенатора) и обители св. Саввы Освященного близ Иерусалима.

По местам происхождения эти уставы назывались Студийским и Иерусалимским, и отношение к ночным молениям было у них разным:

В России

Русскими литургистами еще начала XX в. установлено, что на Руси последовательно сменили друг друга три богослужебных Устава:

Сколько длится такое служение по времени?

Таким образом, появление всенощной в России относится к XIV в. Со временем оказалось, что русская служба – намного длиннее той, что совершалась греческими монахами.

По Уставу, бдение начинается с заходом солнца и оканчивается с рассветом. Но в русских широтах продолжительность ночи существенно больше, особенно зимой.

Поэтому, как указывает современный литургист А.М. Пентковский, чтобы продлить время богослужения, к нему добавили Повечерие, Полунощницу, каноны. Так сформировалась уставное богослужение длительностью до 8-10 ч.

Именно так его совершали в храмах России до середины XVII в., когда патриарх Никон провел богослужебную реформу. С этого времени, хотя Устав об этой службе не изменился, возникла практика сокращения ее до нескольких часов.

всенощное бдение что означает. Смотреть фото всенощное бдение что означает. Смотреть картинку всенощное бдение что означает. Картинка про всенощное бдение что означает. Фото всенощное бдение что означает

«Исторические всенощные»

В начале XX в. русские литургисты, профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабалланович и В.Ф.Певницкий силами духовенства и студентов организовали Всенощное будение в полном соответствии с Уставом. Эта уникальная служба началась с 6 часов вечера и окончилась около 2 часов ночи. М.Н.Скабалланович свидетельствует:

Однако, повторить этот опыт не удалось никому долгие годы. Сегодня полная всенощная постоянно служится только на старообрядческих и единоверческих приходах.

Идут по пути полного выполнения Устава и некоторые приходские храмы. Наиболее последовательно это реализуется в храме Новомучеников и исповедников Российский в Строгино (г. Москва). Здесь с начала 2000-х гг. по инициативе настоятеля, протоиерея Георгия Крылова, создан кружок знаменного пения, прихожане много лет изучали древние богослужебные традиции.

Простыми словами о сложном

Значение слова в православии, чем отличается от вечернего богослужения?

В большинстве православных приходов современной России всенощная – это идущие друг за другом службы:

Такое богослужение совершается накануне воскресной службы, а также перед великими праздниками, днями памяти особо чтимых святых, престольных праздников той или иной церкви.

Кроме того, по желанию настоятеля, или по местной традиции, оно может быть совершено накануне любого другого церковного торжества, памяти особо почитаемого святого.

Отличие всенощной от вечернего богослужения по будним дням состоит в большей торжественности и продолжительности, так как во время его:

Продолжительность в субботу и другие дни

В большинстве церквей служба продолжается около 2 часов, в монастырях ее длительность может увеличиваться до 3 часов. Начало богослужения обычно с 17 или 18 часов, практика моления в течение всей ночи сейчас применяется очень редко.

Положена ли исповедь?

По установившейся практике, исповедь обычно проводится во время вечернего богослужения. Не исключение и всенощная.

Вместе с тем, на небольших приходах, где священнослужителей не хватает, таинство может быть перенесено на время после службы, либо утро перед началом литургии. Поэтому время исповеди лучше узнавать в конкретном храме.

Составные части с пояснениями

Части службы символически изображают путь человечества, пройденную им историю от создания мира до Воплощения Христа.

Вечерня

Первый возглас священника, открывающий ее – «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…». Это прославление Бога за создание мира. Затем иерей обходит церковь с кадилом, тогда как хор поет псалом 103, посвященный красоте мира, который Бог «премудростию сотворил еси». Так верующие призываются вспомнить о Рае, где Сам находился в общении с Адамом. Недаром при каждении открыты врата в алтарь, символизируя единение Творца и Его создания.

По окончании каждения врата закрываются. Прошения, которые произносит диакон перед ними – это вопль к Богу согрешившего человека, лишенного Рая.

Поются и покаянные ветхозаветные стихи, а затем песнопения воскресные, либо празднуемого события. Последнее из них всегда посвящено Богоматери, благодаря Которой Рай снова стал возможен для людей.

После этого пения царские врата открываются и происходит вечерний вход священника и диакона при песнопении «Свете Тихий святыя славы…», посвященного Христу.

Важный момент службы – читаемые по большим праздникам паремии – отрывки из пророческих и других ветхозаветных писаний, пророчески предрекающие празднуемое событие.

Лития

Эта служба происходит по большим праздникам. Священнослужители обычно исходят из алтаря на середину храма или ближе к входу, и совершают особые моления о верующих, Церкви.

По литии священник благословляет 5 хлебов, елей, вино, пшеницу. Ныне это понимается как воспоминание о насыщении Господом 5000 человек в пустыне пятью хлебами.

Заканчивается Вечерня чтением молитвы св. Симеона Богоприимца, произнесенной им при Сретении Господа («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…») и молитвой «Богородице Дево, радуйся…», что знаменует Воплощение Христа.

Утреня

Эта служба вся посвящена Христу. Она начинается со слов Ангельского приветствия, возвестившего в свое время пастухам о Рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие

Затем гасятся светильники, все свечи. Выйдя на середину церкви, пономарь начинает 6 псалмов, которые образуют Шестопсалмие и изображают бедствие человека, ожидание помощи Божией.

Прп. Пасисий Святогорец говорит:

После Шестопсалмия диакон произносит ектению (молитвенные прошения), читается кафизма из Псалтири.

Полиелей

Затем приходит самый торжественный момент Утрени – после каждения храма читается Евангелие, а потом начинается полиелей: верующие, при чтении канона праздника или святого, помазываются елеем, освященным на литии.

Завершается служба пением «хвалитных» псалмов и стихир, прославляющих Бога. Кульминацией становится Великое Славословие, начинающееся возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет!». В древности, когда моление совершалось всю ночь, к этому времени всходило солнце, все верующие славили наступление нового дня.

Первый час

По окончании Утрени совершается последование 1 часа, во время которого испрашивается благословение Божие на новый день. В состав этой краткой службы входят:

Особенности на Сретение Господне

Сретение – двунадесятый праздник, который может совпадать с временем подготовки к Великому Посту, так как отмечается в феврале. Устав содержит различные богослужебные указания об особенностях всенощной на этот праздник при таком случае.

При совпадении Сретения с днями, когда поется Постная Триодь, на праздничном бдении можно услышать покаянные песнопения, готовящие верующих к посту. А вот если Сретение попадает на 1 день Великого Поста, то служба переносится на предыдущее воскресенье, соответственно, бдение приходится на субботу накануне.

Отличия при архиерейской службе

Если богослужение совершает епископ:

Толкование и объяснение

С древности ночные моления связывались с будущим Вторым Пришествием и исполнением слов Христа: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41). Действительно, продолжительная служба учит сосредоточенности, вниманию к себе.

Еще один смысл службы связан с благоговением перед творением Божиим, его красотой. По слову свт. Василия Великого, «отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но в тот час, как он наступал, приносили благодарение».

Наконец, бдение, отрешая от земной суеты, готовит верующих к празднику, сердцем и основой которого всегда является Божественная Литургия.

Один из современных проповедников утверждает, что если Литургия – дар, который Господь дает нам, то всенощная – наше приношение и жертва Ему, когда мы, пусть немощные, показываем свое стремление к Богу. Мир души, который ощущают многие из усердно молившихся за бдением – и есть награда за понесенные труды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *