всему свое время что означает
Всему свое время
Всему свое время
Из Библии. В Ветхом Завете, Книге Екклесиаста, или Проповедника, написанной, по преданию, мудрым царем Соломоном, сказано (гл. 3, ст. 1—8): «Всему свое время, и время всякой веши под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».
Употребляется: в прямом смысле, а также как предложение подождать, не спешить.
Смотреть что такое «Всему свое время» в других словарях:
всему свое время — нареч, кол во синонимов: 1 • всему свой срок (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Всякому овощу свое время — Всякому овощу свое время. Ср. Всему и всякой вещи есть свое время подъ солнцемъ. Лѣсковъ. Старое старится, молодое ростетъ. 3. Ср. Tout vient à point à qui sait attendre. Ср. Всему свое время, и время всякой вещи подъ небомъ. Екклес. 3, 1. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
всякому овощу свое время — Ср. Всему и всякой вещи есть свое время под солнцем. Лесков. Старое старится, молодое растет. 3. Ср. Tout vient à point à qui sait attendre. Ср. Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Екклес. 3, 1. См. делу время, потехе час. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
время разбрасывать камни и время собирать камни — всему свое время. Цитата из Ветхого Завета (Екклесиаст, 3): “Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и… … Справочник по фразеологии
ВРЕМЯ — ВРЕМЯ, род. и дат. времени, временем, времени, мн. времена, времён, временам, ср. 1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время основные формы бытия. || Эта форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера… … Толковый словарь Ушакова
всему свой срок — нареч, кол во синонимов: 1 • всему свое время (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Время работает на нас — С английского: Time is on our side. Буквально: Время на нашей стороне. Слова английского политического и государственного деятеля Уильяма Юарта Гладстона (1809 1898), произнесенные им (1866) в палате общин и адресованные его политическим… … Словарь крылатых слов и выражений
ВРЕМЯ — свойство Божественного миропорядка, заключающееся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений и событий. В понимании Святой Руси время отрезок вечности, имеющий начало и конец и во всех своих характеристиках длительность,… … Русская история
время — мени, мн. мена/, мён, мена/м, о мена/х, с. 1) только ед., филос. Одна из основных наряду с пространством форм существования бесконечно развивающейся материи. Бесконечность пространства и времени. 2) только ед. Мера длительности всего… … Популярный словарь русского языка
ВРЕМЯ ТРУДА И ОТДЫХА — в понятиях Святой Руси вся жизнь русского человека от рождения до смерти, день за днем, в будни и праздники была действом, события и дела текли по руслу многовековых обычаев и традиций, высоких нравственных понятий, среди привычных, необходимых и … Русская история
Что значит, когда говорят «всему свое время»?
Мдя. Похоже, тут уже некоторые начинают понимать некую абсурдность этой фразы, судя по той путанице, которая здесь наблюдается! У меня ответ зреет.
Всему свое время.
Порой случается так, что человек не может наладить личную жизнь. Ну не складывается и все тут! Тут волей-неволей временами начинаешь задаваться вопросом о том, почему ничего не получается, ведь так хочется семейного счастья! Почему, несмотря на все попытки, до сих пор в жизни нет того самого человека, с которым суждено прожить счастливую жизнь? Ответы могут быть разными и один из них: всему свое время.
Встреча произошла только тогда, когда и она, и он оказались готовы к ней. Людям не дано знать, когда наступит самый подходящий момент для знакомства со СВОИМ человеком, но он обязательно наступит, если вы этого хотите и верите в то, что это случится. А положительный настрой в этом деле, впрочем, как и в любом другом, очень важен, ведь мы получаем то, о чем думаем и говорим. Поэтому думайте о хорошем и помните, что ваш человек обязательно появится в вашей жизни, и появится тогда, когда для этого будет самый подходящий момент.
Буквально-не следует спешить, торопить события.
«. каждому своё.
Всаднику стремя, охотнику ружьё. «
. и что не надо торопить события
мясу варится 30 минут картошке 10 минут помидору созревать до красного цвета девушке стать зрелой до менструального цикла, можно года подсчитать как и помидору замуж выйти статистика гласит от 16 и до моих годов и выше индивидуальное время для каждого человека гении рождаются раз в 400 лет машина изнашивается по наезженным километрам и каждой машине свое установленное время как видишь не бог устанавливает время а обстоятельства и среда что одно и тоже по хорошим дорогам машинам будет свое время износа на много позже чем на плохих время любви от рождения и до смерти есть пик красоты женского тела а значит пик женской любви
Это всё предрешено судьбой, не стоит спешить.
очередная бессмысленная поговорка.
это о так называемой божественной справедливости
Судьба.. не убежишь.. проверено
для каждого события отмерено свое время. это как расписание поездов, но более размыто.
Созвучно девизу виноделов: «Букет создаётся выдержкой. «
Эту фраза характеризует естественность и необходимость терпения, для получения результата. Например, нельзя ждать яблок до цветения.
ибо все в руках судьбы однако
Каждый понимает по своему! Судьбы у всех разные
Каждому отпущено свое время на все.
ничего никому не расписано, все происходит когда вы к этому будете абсолютно готовы, вот и говорят всему свое время
значит в свое время произойдет даже то, что невообразимо в настоящий момент
Как наслаждаться жизнью? Или всему своё время
Всему своё время
Сколько раз я слышала и произносила её, как многие другие. Но поняла и осознала её смысл только недавно, пройдя сквозь череду бед и огорчений. Когда ты говоришь эту фразу, ты не понимаешь, что надо уметь ждать. Уметь принимать сегодняшнее. А не отбрасывать его и не ждать завтра. Это на самом деле сложно, жить здесь и сейчас. Когда болезнь одолела тебя или твоих детей. Когда сегодня ты потерпела неудачу, и надо с ней прожить сегодня. Когда в дне за днём только проблемы, и нет их решения. Ты хочешь закрыть глаза, заснуть, а потом проснуться, и всё прошло. Но нет. Не получается. И ты бьёшься, страдаешь, ищешь обидчиков, виноватых, пока…
Пока не осознаёшь фразу: «Всему своё время и время всякой вещи под небом«. Что это? Так просто? Да. Сейчас просто этому время. Никто не виноват, и ничто этому не способствовало. Просто — этому время. Время твоё, и тебе надо прожить это всё сейчас. Сейчас прочувствовать, понять и пройти. Не идёт работа, даже при том, что ты из кожи вон лезешь и стараешься? Не получается проект, хотя ты делаешь даже больше, чем можешь? Значит, время сейчас не этой работе, проекту и чему-то ещё. Вы скажете — так когда же, если не сейчас? Когда ты дорастёшь для этой работы, проекта и т.д. Когда ты сможешь принять все последствия этих действий. Какие последствия, например? Так, сильно стремящиеся к славе люди получают желаемое и не справляются с ней. И в результате — сломанные судьбы и жизни.
Как больно, когда уходит что-то или кто-то. Люди, обстоятельства, возможности, ощущения. И мы так цепляемся за то, что уже умерло, и пытаемся это реанимировать. Тратим время, энергию и эмоции. Плачем, ждём и верим. Что оно возродиться. Ну, или будем пережёвывать, почему это произошло, что с этим делать или как вернуть. Но… Время ушло, и что-то умерло. Пока не отпустишь, не родится. А мы так долго не отпускаем. Как говаривали индейцы: «Пытаемся ехать на дохлой лошади». Мы уже умные, мы много знаем. И эту истину мы тоже когда-то слышали. Но проверить её на себе, мало кто решался. И жили годами рядом с мёртвыми: воспоминаниями, страданиями, делами. Мне осознать и принять эту истину помогло Евангелие. Иисус сказал ему: «Иди за Мною и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21–22, ср. Лк 9:59–60). В день похорон близкого родственника, я после них поехала на тренинг. Это был особенный тренинг с ребятами с ограниченными возможностями. Вспомнив эти слова Иисуса, я поехала к ним. Они ждали встречи, каждая информация была для них ценной и важной. Для этих ребят каждый приход — это подвиг. С их костылями, болями и колясками. Понимаете? Я могла бы страдать и скорбеть с семьёй, но всё равно уже ничем не могла ему помочь, а им могла.
Это так просто и ясно. Когда мы весной сажаем огород, и когда мы осенью вырываем уже отжившие и засохшие растения. Но почему-то в жизни мы застреваем. Посадив в себя какую-то информацию, опыт, мы потом цепляемся за него. Хотя пора бы выдернуть с корнем. Так встретился мне бизнесмен, в прошлом браток из 90-х. Когда-то получил небольшой торговый центр. Он уже обветшал, ничего в нём не меняется, заходит в его центр пять человек в базарный день, про маркетинг он и не слышал, привык приезжать да собирать арендную плату. А тут вдруг — Кризис! И он пытается убедить своих арендаторов не уезжать и при этом повысил арендную плату, коттедж ему надо достроить. Говорит, что всегда так делал и будет делать. Какие-то знания устаревают, какой-то опыт уже пройден и не работает. Что-то пора вырвать, что-то сажать.
Знаете, сейчас модно радоваться, быть позитивным и ставить лайки на выражениях типа «Всё круто. Давай улыбайся«. Они говорят: «Плохо? Сходи с подругами в весёлое место, и тебя отпустит». Или наплюй, это не твоя забота. Это помогает, но ненадолго. Потому что вы не выделили время для плача. Время для «особого внутреннего состояния верующего, связанного с усердной молитвой о прощении грехов и с раскаянием, с глубокой скорбью о своих грехах перед жертвой за неё милосердного Бога». Вот как. Именно таково понятие плача в христианстве. Плач — возможность прочувствовать, отпустить, осознать, раскаяться и выйти на новый уровень сознания, а, соответственно, на новый уровень твоей жизни, и помочь своим близким выйти на него. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Я была уверена в том, что надо всегда обнимать и никогда не уклоняться от них. Всегда надо помогать, ободрять, жертвовать, поддерживать. Всё это и вмещалось в моё понятие — обнимать. Однако пришло время, когда я не могла это делать — меня стало раздражать, у меня не было сил. Как быть, думала я? Ведь мне нечего дать. Ни в физическом, ни в эмоциональном, не в интеллектуальном плане. А всё просто — есть время уклоняться. И в этом нет никакого предательства и слабости. Есть время раздавать энергию, есть время для её накопления. И время её накопления не ограничивается конкретными датами, цифрами и сроками. И в это время главное не слышать тех, кто зовёт тебя кого-то спасать, кому-то подставлять своё плечо, и ещё тебя воспитывает назидательно по поводу отсутствия в тебе этой самой жертвенности. Выключиться. Сейчас предвижу поток упрёков. Но… Что лучше дать — 1 рубль или пожертвовать 1000? Что дать — слабенькую эмоцию или поток мощного заряда? Те, кто скажет — лучше меньше, враньё. Лучше давать большее, но как ты можешь дать, когда у тебя ничего нет? Как дать любовь, которой у тебя нет? Из чего ты будешь её выжимать? Накопи её. Наберись сил. Накопи немного финансов, прежде чем жертвовать. Не бойся, придёт твоё время и твоя жертва. Она не пройдёт мимо, но во время своё. И именно тому, кому необходима твоя полная жертва. У меня был жёсткий период — период, когда надо было уклоняться от объятий, но я упорно продолжала кого-то «обнимать». И им я не помогла, как были у них проблемы, так и остались. И себя не порадовала. Только чувствовала себя ещё больше измотанной.
Золотые слова. Приходит время, когда у тебя нет слов, а тебя просят что-то сказать. А вот нельзя, нельзя сейчас говорить. Скажешь — будет бред. Время выслушивать, просто выслушивать. Время вслушиваться и размышлять над сказанным. Но у меня были проблемы со временем говорить. Особенно, когда это нелицеприятные вещи. Когда мои слова должны произвести переворот в человеке. Так страшно в этот момент. Потому что, кажется, человек отвернётся и никогда не повернётся в твою сторону. А ты осознаёшь, что говорить надо и надо сейчас, именно сейчас, потому что потом у него наступят такие проблемы. И ты это видишь, но молчишь. И вот оно случается. Настоящая беда. И всё, что ты должен был сказать во время своё, уже не актуально и не спасёт. Вот чтобы потом не винить себя не в сделанном, лучше сделать. Как? Это уже другой вопрос — без обвинений, наездов и ни в коем случае не уронить достоинство этого человека. Многие психологи говорят о том, что пока человек не попросит — говорить с ним не надо. Но так часто человек уже доходит до точки невозврата и только в ней начинает осознавать свой промах.
Как там: лучше худой мир? Моя знакомая жила с мужем, который пил и иногда поднимал руку. Она несколько лет молчала. Пока мы не предложили ей войну. Проходить через развод и угрозы мужа было невероятно тяжко, но. Прошло время — она счастлива, у неё другая жизнь, она побывала за границей, она расцвела, у неё полноценная жизнь. Многие, руководствуюсь этим лучшим худшим миром, живут под пудом тяжких угроз и оскорблений, многие мучаются на ненавидимой работе и т.д. Но всему своё время, и когда-то тебе придётся встать, взять «оружие» и воевать. Кто-то начнёт молиться за детей, которые ведут себя непозволительно, кто-то пойдёт в начальнику договариваться об изменениях условий труда и т.д.
Всему своё время и время всякой вещи под небом. Время идти в мир и время прятаться от него. Время делать бизнес и время семьи. Время писать и время читать. Время учиться и время смотреть простое кино. Время танцевать и петь, время любоваться теми, кто танцует и поёт. Время вести душевную беседу и время молча смотреть вдаль за горизонт. Время помогать и время принимать помощь. И когда всё это принимаешь, жизнь вдруг приобретает другой смысл. Ты осознаёшь, что Господь всё устроил во время своё. И все твои дела и заботы тоже решатся во время своё. Главное, ощутить это время. И сказать с благодарностью: спасибо именно за это время, каким бы оно не было.
Всему свое время
Из книги архиепископа Аверкия (Таушева) «Всему свое время», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом…
время плакать, и время смеяться; время сетовать,
Такую самоочевидную, казалось бы, истину высказал, по вдохновению от Духа Божия, еще в далекие от нас ветхозаветные времена премудрый Екклесиаст. Тот самый Екклесиаст, который, будучи царем над Израилем в Иерусалиме, исследовал и испытал мудростью все, что делается под небом. Видел все дела, какие делаются под солнцем, и нашел, что всё — суета и томление духа (Еккл 1, 12–14).
И вот к какому заключению пришел он: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12, 13—14).
Все эти богооткровенные и непреложные истины навеки запечатлены для нас в слове Божием и постоянно проповедуются Святою Церковью. Но не внемлет им человеческая греховная испорченность: упорно силится она на место закона Божия поставить свой собственный закон. И делает это весьма часто вопреки всякому здравому смыслу… на собственную погибель.
Так, много, очень много нездорового, ненормального, противного закону Божию, нравственно разлагающего, духовно растлевающего вошло в жизнь нашего русского общества перед страшной катастрофой, постигшей Русскую землю, так называемой революцией. Тяжко сетовали на это, постоянно говорили об этом и писали наши выдающиеся архипастыри, пастыри и лучшие представители верующего русского народа.
Одной из таких нравственных болезней, подточивших здоровый нравственный организм православного русского народа и сыгравших свою пагубную роль в деле крушения России, была все усиливавшаяся в последнее время у нас страсть к развлечениям — развлечениям неумеренным, нездоровым.
Вот как говорил об этом еще в самом начале XX столетия (1904) наш великий всероссийский пастырь, молитвенник и чудотворец, приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский в своей высокопоучительной беседе с сопастырями-священнослужителями: «Удивительная болезнь явилась нынче — это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это — прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем развлечение — это уже общественный порок, уже общественная страсть!»
Много и других подобного же рода сетований находим мы в замечательном дневнике приснопамятного отца Иоанна «Моя жизнь во Христе», которому надлежало бы быть настольной книгой в каждой русской семье.
Достаточно вспомнить, что погубило древний, некогда «железный», как его называли, Рим, перед именем которого трепетали все народы земли и который сделался подлинной столицей тогдашнего мира.
«Хлеба и зрелищ!» — этот зловещий клич римской толпы, столь хорошо известный нам из истории, красноречиво характеризовал собою то моральное разложение римского общества, которое и привело в конце концов к страшному падению славившуюся вначале своими высокими нравственными доблестями великую мировую империю, легко сделавшуюся добычей варваров.
Чего же хорошего можно было ожидать нашему христианскому обществу, которое отреклось от небесных высот духовной жизни, променяло глубину и богатство сокровенной жизни в Боге на телесные наслаждения и развлечения и таким образом пошло по тому же гибельному пути римского языческого общества?
Страшное кровавое бедствие, постигшее Россию, служит нам ответом на этот вопрос. Нравственное разложение духовно опустошенного русского общества явилось причиной крушения нашей исторической России, катастрофического падения ее и подчинения ее власти лютых безбожников.
Казалось бы, после такого страшного потрясения всем русским людям следовало бы окончательно протрезвиться. Увы, такого настоящего массового отрезвления, по крайней мере за границей, мы, к несчастию нашему, не видим.
Зато видим все ту же нездоровую страсть к развлечениям, на которую так сетовал наш великий всероссийский пастырь. И не с большим ли еще правом мы можем повторить вышеприведенные слова его в настоящее время?
Современные газеты, выходящие на русском языке, просто пестрят объявлениями о всевозможных балах, вечерах и тому подобных увеселениях и развлечениях с «танцами до утра», какими-то «бочками счастья», «выборами королевы» и самыми широковещательными зазываниями на них в виде целых статей, занимающих иногда большую часть страницы под разными благовидными предлогами. И это притом совершенно безотносительно от того, какие дни мы переживаем. Устраиваются эти развлечения чаще всего в кануны воскресных и праздничных дней, когда в храмах наших совершаются всенощные бдения, в дни постов, когда Церковь вообще запрещает всякое веселие, а тем более объядение и пьянство, даже в дни скорби и траура, когда поминаются усопшие — убиенная царская семья наша и неисчислимые жертвы безбожников, заливших кровью нашу несчастную Родину!
Устроителям и участникам этих легкомысленных, претящих нравственному христианскому чувству увеселений все нипочем. Додумались они даже до совершенно невероятного, неслыханного понятия — «траурных балов», о чем не стыдясь объявила не так давно одна из наших эмигрантских газет.
Куда уж идти дальше? Что сказал бы по поводу такого современного «опьянения» увеселениями наш приснопамятный праведник отец Иоанн и какими словами выразил бы он свою скорбь?
Если страсть к развлечениям показывает, по его словам, что «людям нечем стало жить», то страсть эта в наше время свидетельствует уже о полном и безнадежно неисцельном духовном опустошении современного русского общества, ибо в переживаемое нами время она еще преступнее, еще предосудительнее.
Пусть в те времена (в 1904 году) еще не всем было ясно, куда может привести нас эта духовная пустота, которую стремились заполнить несчастные русские люди развлечениями. Теперь, после страшного 1917 года, мы уже не можем не видеть, к чему она нас привела, какие грозные последствия для нас за собою повлекла.
Неужели же и дальше, после всего того кроваво-жуткого, что стряслось над нашей Родиной, продолжать нам идти все тем же путем — все тою же духовной пустотой наполнять нашу жизнь?
«Всему свое время» (Еккл 3, 1). Развлекаются ли и пляшут ли дети в доме, где есть тяжелобольные, где находятся при последнем издыхании умирающие, где лежит на столе мать-покойница?
А ведь мы именно в таком положении. Наша мать-Родина вот уже сорок лет истекает кровью, лежа как бы на смертном одре. Миллионы и миллионы русских людей — наших отцов и матерей, наших братий и сестер, наших сынов и дщерей — невинно гибнут от рук безбожных палачей, умирают от непосильного труда, от голода и холода в страшных концлагерях.
А мы, вместо того чтобы молить Бога о них, плакать и каяться во грехах своих, приведших к такому лютому несчастию, даже часы церковных богослужений проводим на «вечерах смеха».
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать (Еккл 3, 4). Сейчас для нас время плача, а не время смеха, время сетования, а не время плясания. И это тем более так потому, что не только наша несчастная страждущая Родина, но и весь мир, несмотря на свое видимое материальное благополучие, находится на краю гибели, грозящей ему от рук обезумевших, осатаневших, потерявших человеческий облик и зарвавшихся в своем страшном богоборчестве людей.
И если кто может спасти нас от ужасов, несомненно грядущих на вселенную, то только Сам Господь, наша слезная молитва и всецелое обращение к Нему.
Устроители всех этих бесчисленных увеселений часто любят оправдывать себя тем, что увеселения устраиваются ими с благотворительной целью. Даже для помощи военным инвалидам устраиваются «инвалидные балы», причем нередко в дни поста и даже Великого поста. На нашей памяти такой «инвалидный бал» был устроен в Париже в ночь под Неделю Крестопоклонную, когда выносится на всенощной Крест Христов для поклонения. Газеты взывали: «Приходите все на бал, чтобы помочь вашим инвалидам!»
А разве нельзя помочь инвалидам, не приходя на такой кощунственный бал, устраиваемый в дни поста, в дни воспоминания Страстей Христовых?
К чести наших военных надо сказать, что этот бал вызвал тогда резкую и решительную отповедь одного из наших заслуженных старых воинов и самих же инвалидов. Но газеты отказались напечатать их протест.
Не странно ли и не стыдно ли нам, православным русским людям, сынам и дщерям Святой Руси, что такое святое дело, как помощь нуждающимся, особенно инвалидам, проливавшим за нас кровь свою, непременно должно связываться с танцами, со всякого рода веселым и легкомысленным времяпровождением, с объядением и пьянством? И все это к тому же соединяется еще с грубым попранием церковных правил, с оплеванием всех наших исконных благочестивых традиций и обычаев, с подрыванием тех вековых устоев, на которых созидалась наша Святая Русь?
Разве так благотворили ближним первые христиане, которые ничего не хотели называть своим, но продавали имения и всякую собственность и вырученные за них деньги приносили «и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян 4, 35)?
Разве такая благотворительность была прежде у нас на Святой Руси, до того как наша народная жизнь была отравлена тлетворным влиянием Запада, когда наши князья и богатые люди щедрой рукой раздавали милостыню Христа ради, а нередко отправляли нуждающимся целые подводы, нагруженные хлебом и всевозможными съестными припасами?
Нет! Современная мнимая благотворительность, неразрывно связанная с балами и вечерами, это — вовсе не благотворительность, а только благовидный предлог к разнузданному и нескромному веселью, к плохо прикрытому разврату, какой представляют собою современные танцы в полуобнаженном виде. Кто без посещения бала и участия в этих танцах не желает жертвовать на нуждающихся, тот не ради помощи ближним идет на бал, а ради того, чтобы получить нескромное удовольствие. И деньги, которые он платит, это вовсе не жертва на нуждающихся, а плата за получаемое им удовольствие.
Неужели это кому-нибудь может быть не ясно?
Но кроме благотворительности мы видим много и других предлогов к этим нескончаемым увеселениям. Например, так называемая встреча Нового года. Сколько боролись наши пастыри в предреволюционной России с этой «гражданской встречей», которая носит вполне языческий характер и основана на суеверном убеждении язычников, что чем веселее встретить момент наступления Нового года, тем счастливее будет наступающий год. Напрасно внушалось русским людям, что наше счастие зависит только от Бога, а потому Новый год надо встречать не танцами и не пьянством, а молитвою. А теперь за границей додумались даже до такой нелепости, как двойная встреча Нового года — и по новому и по старому стилю. И что бессмысленнее всего, встречают Новый год по старому стилю даже те, которые старый стиль принципиально отвергают.
Радуются тому, что находят еще лишний повод к веселью!
Встречающие Новый год по новому стилю нисколько не желают считаться с тем, что это — дни Рождественского поста, когда Святая Церковь наша призывает нас молитвою и постом достойно подготовить себя к великому празднику Рождества Христова и когда неуместно поэтому никакое веселие и недопустимо вкушение скоромной пищи.
Устроители и участники всех этих «пьянящих», как они сами выражаются, увеселений любят обыкновенно в оправдание свое ссылаться на то, что все это позволялось и было принято еще в царской России.
Весьма плохое оправдание! Потому-то царскую Россию и постигло такое страшное крушение, что к началу XX столетия все религиозно-нравственные устои жизни в России были окончательно подорваны. Торжество безбожного большевизма систематически и задолго до 1917 года подготовлялось. В течение весьма длительного периода времени шла эта упорная и планомерная работа по расшатыванию всех религиозно-нравственных основ русской народной жизни. И в этой работе видное место занимала борьба против христианских праздников и постов. До такой степени, что даже наши гражданские законы — Законы Российской империи, вначале во всем согласовавшиеся с уставами Церкви, постепенно все более и более ослабляли строгость своих требований. Тем не менее все же до самого начала XX столетия мы видим, насколько строго еще оберегала наша государственная власть святость праздничных дней и постов.
Вот, например, текст Закона об охранении православной веры, глава XXV:
«§979. Публичные маскарады и зрелища (кроме драматических представлений на иностранных языках) запрещаются двадцать третьего, двадцать четвертого и двадцать пятого декабря, накануне воскресных дней и двунадесятых праздников, в течение всего Великого поста, в неделю Святой Пасхи, в Успенский пост, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в день Воздвижения Креста Господня.
§980. Запрещается давать публичные концерты как светские, так и духовные на первой и страстной неделях Великого поста, накануне Благовещения, в Вербные субботу и воскресенье. По другим же субботним дням Великого поста, как и во весь круг года, а равно накануне двунадесятых праздников дозволяются лишь духовные концерты».
И нет ничего удивительного, что в 1900 году строгость этого нашего гражданского закона была значительно ослаблена. С началом «прогрессивного» XX века все в России особенно быстро покатилось вниз по наклонной плоскости. А в 1905 году, по мудрому выражению одного из выдающихся наших миссионеров, была в сущности объявлена «свобода от совести». С Церковью и ее уставами в нашем обществе не только перестали считаться, но и над людьми, сохранявшими верность Церкви, стали насмехаться, как над «отсталыми». Эта тлетворная зараза затронула и наименее стойкие круги духовенства: в их среде появились такие либеральные течения, которые породили потом «живую церковь», дух коей дает себя знать еще до сих пор, даже здесь, за границей.
Одним словом, еще задолго до революции уже чувствовалось во всем «начало конца». Нужен был только сильный толчок, чтобы Россия покатилась в кровавую пропасть. И этот толчок сделан был большевиками.
Так неужели нам и теперь, после всего случившегося, картина чего столь ясна, надо жить прежними настроениями? Теми пагубными настроениями, которые так характерны были для русского предреволюционного общества, еще в царской России?
И продолжать отрекаться от высоких духовных ценностей нашего святого Православия, презирать Церковь и ее спасительные уставы, «менять глубину и содержание духовной жизни на развлечения»?
«Какое безумие делать это, особенно теперь! — не можем не повторить мы горестного и скорбного восклицания нашего великого всероссийского пастыря. — Точно дети, лишенные разума!»
Время ли сейчас так неумеренно и безудержно предаваться веселию, и притом во дни и часы, когда Святая Церковь призывает нас к молитве? Подумайте об этом серьезнее, братие, пока не поздно.