все по бороде что значит
Борода
Борода — волосяной покров на нижней части лица.
У человека борода является одним из мужских вторичных половых признаков, обусловленных наличием тестостерона.
Содержание
История
Александр Македонский приказывал своим солдатам сбривать бороду, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения.
В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Конец этой традиции положил император Адриан, скрывавший с помощью бороды недостатки своего лица.
Остров Барбадос в дословном переводе означает «бородатый».
Кубинские повстанцы против режима Батисты во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые.
Ещё борода являлась «заменителем шарфа», укрывая горло от воздействия холода.
Борода в России
Ношение бороды в России традиционно сохранялось, согласно обычаям и религиозным постановлениям. Правила были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах, решениях Стоглавого собора. В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.
Обязательное бритьё бороды было введено Петром I. С 1699 года с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак. Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты.
Борода в религии
Католичество
Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Фактически, многие папы даже во время позднего средневековья и возрождения носили полноценные бороды и усы ( Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V). В унии никогда не действовали правила о брадобритии.
Иудаизм
В Танахе запрещено стричь бороду:
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев. 19:27)
Ислам
Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено.
Пророк Мухаммад оповестил: «К „фитре“ относится следующее: стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой „мисвак“, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водою»;
Мухаммад говорил: «Не будьте похожи на язычников! Постригайте усы и отпускайте бороду» (хадис от Ибн ‘Умара); «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!» (хадис от Абу Хурайры). Приводится в аль-Бухари 5892, Муслим 659
Борода в мифологии
Корейский дракон — одна из разновидностей мифологического змея, которая ассоциируется с корейской мифологией, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой.
Единорог — геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Он по фигуре своей сходен с лошадью и отличается от неё рогом, которым вооружена его голова, и бородкою. [4] Также длинной бородой обладают гномы из западноевропейских сказаний.
Домовой и борода
Эволюционное значение
Борода, усы и бакенбарды, судя по всему, служат для мужчин украшением. В. Р. Дольник предполагает, что пышная шевелюра у человека (как грива у старых самцов павиана) может повышать его статус в глазах сородичей. А Чарльз Дарвин считал, что борода возникла из-за полового отбора, так как служит украшением, увеличивающим привлекательность самцов. Современные исследования разных культур (в том числе «примитивных» племён) показывают обратное: женщины оценивают безбородые лица как более привлекательные. Зато мужчины считают лица с бородой более агрессивными, а оба пола оценивают бородатых людей как имеющих больший возраст и более высокий социальный статус. [1] (рус.) Также есть мнение, что борода является естественной защитой щитовидной железы и шеи от холода.
Люди, для которых борода является отличительным признаком
У животных
Борода имеется у козлов (у мужчин бородка такого типа именуется козлиной). У собак же имеется группа пород под названием «брудастые», то есть с бородой (в том числе ирландский волкодав).
Борода в культуре и искусстве
Волшебник Черномор
Герой поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» колдун Черномор имел свою колдовскую силу в длинной бороде.
Бородатые женщины
Некоторые женщины способны отращивать бороды (в особенности при применении андрогенных стероидов в качестве сопутствующей терапии рака молочной железы). С давних времён такие женщины являлись предметом любопытства. Хотя большинство женщин, во избежания нежелательного к себе внимания, сбривают (или старательно выщипывают) любую растительность на подбородке, некоторые из них, в особенности женщины с окладистыми бородами, зарабатывают на жизнь выступлениями перед любопытной публикой в так называемых «Шоу чудес», то есть в гастролирующих цирках, распространённых в США. Контраст между длинной бородой на лице и такими женскими атрибутами как высокий голос певицы, выступающей в платье, подчёркивающим её женственность, гарантирует интерес к прочим цирковым аттракционам и поэтому такие женщины традиционно имели богатый выбор работодателей и их выступления очень хорошо оплачивались.
При наличии у женщины заметного пушка на лице, часто встречающегося у восточных женщин, применяется эпиляция.
Типажи по эпохам
История моды на волосатость лица также демонстрирует определяющее влияние социального фактора на возможность иметь усы и бороды, на допустимые фасоны бород, на отношение к ним со стороны общества. Документированная история западноевропейских стран позволяет наблюдать процесс чередования стандартов мужского внешнего вида. В позднее Средневековье и ранний Ренессанс (14-15 вв.) идеалом мужской внешности было выглядеть похожим на юношу в любом возрасте, и мужские лица были бриты. В последующий период (от начала 1500 г. до конца Ренессанса (1620)) большинство мужчин всех возрастов имели богатые бороды и длинные усы. С началом эпохи барокко (с 1620 г.) борода вышла из моды, приблизительно с 1680 года усы также исчезли, и до середины 19 столетия полностью преобладала модель бритого мужского лица. После революции 1848 года в Европе усы и бороды снова стали массовым феноменом. Со второй четверти 20 столетия происходил обратный процесс: бритые лица становились доминирующими во внешнем виде мужчин. Чередование периодов бритости и волосатости мужских лиц как массового феномена мужской моды и мужских предпочтений можно рассматривать в связи с изменением преобладающего в тот или иной исторический период мужского идеала. В эпоху преобладания идеала мужественного мужчины в моде присутствуют усы и бороды, поскольку они всегда воспринимаются как естественные и наиболее яркие признаки и символы мужественности. Наоборот, с началом перехода общественного сознания к женственному идеалу мужчины лица мужчин становятся бритыми, мужские вторичные половые признаки в виде волос на лице удаляются. Преобладающие тенденции всегда типичны для широких слоёв населения вне зависимости от профессии или общественного статуса. Но всегда существуют общественные слои, сохраняющие независимость и преемственность традиции своего внешнего вида.
Вот несколько исторических лиц, носивших бороду.
Сакральный смысл бороды
Безбородый мужчина на Руси был большой редкостью, считалось, что мужчина без бороды обладает женоподобной внешностью, женским умом, и не дорос ещё до настоящего мужчины. Безбородые мужчины расценивались не вполне взрослыми, не полноценными членами общества, не способными к продолжению рода.
На санскрите: Бала — bAla — парень, мальчик от 5 до 16 лет (родственное слово в рус.яз.: баловень, ПАРЕНЬ – молодой человек; в греч.яз.: ПАРИС; в русском языке приставка ПА— передаёт значение под-, недо-, низшая степень чего-л. + глагол, например: ПАводок – небольшой поток. ПАщенок – небольшой щенок, ПАсынок, ПАдчерица – не вполне дочь). Поганда — pogaNDa — не взрослый, молодой. (родственное слово в рус.яз.: поганец, простофиля, поганый, «гадкий утёнок»;). Балака — bAla+ka — «парень+как» — молодой, балагур («говорящий, как мальчишка», т.е. болтун), простак, простофиля, дурак.
Безбородым на Руси старались не заключать соглашения, им было тяжело создать семью — это мнение не возникло из ниоткуда, тому подтверждение — русская народная этимология слова борода — «богатство рода».
На самом деле слово «борода» происходит от корня слова ведического санскрита bhR, bharadhyai (барадая), bharate (барате) — «расти, подниматься, возвышать голос, быть услышанным». Чувствуете разницу? Мужчина может «возвысить голос» и «будет услышан», когда у него вырастит борода, означающая, что он взрослый. А до этого времени безбородый парень считается «отроком», то есть «от-речи» отрешённым, он должен молчать и слушать старших, повинуясь беспрекословно.
На Руси мужчины носили длинные густые бороды, что было символом их физической зрелости, мужского здоровья и финансового достатка. При Владимире Мономахе усы и бороды отпускались на возможную длину, а при Александре Невском они стали несколько короче. Впрочем, до середины XVII века внешний вид русских мужчин действительно значительных изменений не претерпел. Так что неудивительно, что у некоторых стариков бороды отрастали по колено.
Бороды были неприкосновенны. В старину дернуть человека за бороду — значит подписать себе приговор. Смыть такое оскорбление можно было только кровью. Недаром вырывание усов и бороды влекли вчетверо больший штраф, нежели отсечение пальца.
Кстати, у бедных мужиков, как правило, борода росла плохо, и жидкая бородёнка, указывала на не здоровье мужчины или на его бедность. Бог не даёт! Плохо растущая борода – признак слабого мужского начала, такой мужчина часто оставался бобылём. Окладистая борода на лице мужчины — это не только символ патриархальности, но и настоящая мужская гордость. Бородатые мужчины пользовались большим уважением.
Автор труда «Дерматоглифика народов СССР» Генриетта Хить утверждала, что коэффициент роста бороды у русских достаточно высок и составляет 76,7 %. Для сравнения, у таджиков Памира коэффициент роста бороды равен всего 2,0 %. Однако, по наблюдениям учёных, среди русских эти показатели также не равномерные. Например, очаг заметного понижения коэффициента роста бороды среди русского населения определенно фиксируется в районах Мещерской низины по среднему течению реки Оки, где, впрочем, судя по историческим данным, обитали племена мурома, мещера и мордва.
Борода считалась главной гордостью мужчины и по её форме можно было определить, кто перед тобой — свой или чужой.
Чаще всего русской считалась борода в форме «лопаты». Недаром, В. Н. Сингаевский в издании «Православные иконы» называет заостренные бороды «не русскими». Большинство авторов других изданий также обращают внимание на широкую бороду, которую носили мужчины на Руси.
Такая форма бороды была обусловлена тем, что в древности бороды не только не брили, но и вообще не подстригали. Максимум, что позволяли себе наши предки — это скоблить или стругать растительность на лице. Недаром у средневекового писателя читаем: «…еже стругати бороды…». Стругать в те далекие времена означало «гладить», «скользить», «вычищать». Известный лексикограф Владимир Даль утверждал, что в определенных случаях глагол «стричь» мог быть синонимом глагола «мылить». К примеру: «Стриги (мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам!».
Почему же нельзя сбривать бороду?
Борода — не только богатство рода, она — эквивалент мужской храбрости. Психологи считают, что бородатый мужчина выглядит более скрытым, и потому более опасным для врага.
В древности воинов не пускали на поле боя до тех пор, пока у них не отрастали усы, а бородатый воин считался настоящим бойцом-ратником, сильным, мудрым и надёжным. Лев Николаевич Толстой говорил:
«Борода у русского мужика есть явный признак мудрости».
К бороде относились, как к Божьему дару.
Долгое время борода на Руси имела религиозное значение. Как писал Василий Андреев в книге «Раскол и его значение в народной русской истории», к XVI веку на Руси считали, что бороды бреют только еретики.
Сборник законов 1551 года «Стоглав» категорически запрещал «стрижение брады», потому как это есть «мерзость пред Богом», а нарушителям грозили гневом Господним. Многие противники бритья и стрижки бороды ссылались на утверждение о том, что человек создан по образу и подобию Божию, а значит мужчина, одаренный бородой, сбривая её, отдаляет себя от образа Божьего.
Особое внимание уделялось на Руси и длине бороды. Укорачивать бороду считалось равносильным «искажению в себе образа Божия». Никто не хотел, как говорили, «уподобляться псам и котам». Ярким примером такого представления русских о бороде служит известная история о том, как Царь Всея Руси Иван IV Васильевич в беседе с папским легатом Антонием Поссевином отметил, что у того «борода подсечена» (укорочена). Царь указал Поссевино: «…у тебя борода подсечена, а бороды подсекать и подбривать не велено не только попу, но и мирским людям. Ты в римской вере поп, а бороду сечешь». В глазах царя Ивана Грозного эта «подсеченная борода» была доказательством еретического уклонения папства от истинной церкви. Впрочем, Поссевино уверял Грозного в том, что бороду он не бреет, просто она у него плохо растёт.
В бороде заключена сакральная (тайная, священная) сила. В «Ветхом Завете» в книге «Левит» было написано: «Да не коснётся бритва вашей бороды».
Ношение бороды превратилось в народную традицию, бороду считали национальным достоянием. В старину за бородой ухаживали — её мыли, расчёсывали, подстригали, придавая ей нужную форму. Нанесенный бороде ущерб признавался тяжелейшим преступлением против его обладателя.
Таскать за бороду — было величайшим оскорблением и унижением мужчины. Остриженного мужчину было легче подчинить и управлять его сознанием и поведением, ведь он терял Божеский облик.
Петровские указы о бороде.
Как известно, царь Петр I во время своего правления ввёл пошлину на бороду. Французский философ Вольтер, описывая Петровские реформы, отмечал: «Вскоре народ предпочёл расстаться с бородой, а не деньгами».
Неудивительно, что народ протестовал и встретил указы Петра I с возмущением. Как писал Николай Устрялов в «Истории царствования Петра Великого», существуют свидетельства того, что пошлина на бороду была установлена царем ещё в конце XVII столетия.
Вероятно, в 1698 году пошлину обязаны были платить лишь отдельные категории граждан. Однако точно известно, что в 1705 году Петр предоставил своим подданным выбор: либо отказаться от бороды, либо платить за бороду.
За ношение бороды с гостей взималось 100 рублей, с царедворцев, дворовых, городовых, приказных и служилых всякого чина – 60 рублей, с боярских людей, ямщиков, извозчиков, церковных причетников – 30 рублей.
На картинах Страшного суда, одну из которых захватили с собой на прения о вере раскольники во времена стрелецких бунтов, грешников изображали бородатыми, а праведных – безбородыми. В Петровскую эпоху патриарх Адриан занял сторону противников бритья бород, ссылаясь на решения церковных Соборов.
Освобождались от уплаты пошлины лишь попы и дьяконы, а с крестьян взыскивали по 2 деньги при въезде и выезде из города. Всем остальным бородачам, заплатившим налог, выдавались специальные знаки, которые следовало носить при себе и покупать их ежегодно. Несмотря на недовольство, Петр продолжал свои запреты. По утверждению Наталии Гречук, автора издания «Петербург», бритью бород были посвящены Петровские указы 1713, 1715, 1722 и 1723 годов. Понятно, что при такой настойчивости правителя многим россиянам, вопреки убеждениям о том, что бритье бороды – греховное дело, пришлось расстаться с бородой.
Мало того, все обладатели бороды, отказавшиеся бриться, должны были носить старомодные мундиры. На самых упрямых бородачей применялись и силовые методы воздействия. Бородатых мужчин отлавливали в городах и насильно остригали бороду, что очень оскорбительно и унизительно.
Только в 1772 году, пошлина на бороду была отменена.
Борода как пропуск в Рай.
Однако отрезанные бороды русские мужчины не выбрасывали, а хранили до конца жизни. По крайней мере, об этом факте упоминает автор учебника для вузов «История России» (Часть 1: XVIII – начало XX века) Александр Степанищев. По его словам, противники бритья бород чаще всего были глубоко верующими христианами, а потому завещали после своей смерти класть бороду в гроб. Дело в том, что мужчина, лишившиеся бороды не по своей воле, на том свете собирался предъявить у ворот рая апостолу Петру всё, чем одарил Господь Бог. На Страшном суде «будет спрошено о каждой части тела человека». Именно по этой причине некоторые христиане с рождения собирали остриженные волосы и обрезанные ногти, чтобы положить их в гроб усопшего.
Немного бородатой истории.
В древности считалось, что вся сила человека заключена в его волосах. Об этом рассказывает Библейские миф о могучем богатыре Самсоне и предавшей его Далиле, узнавшей тайну Самсона:
«Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.» — рассказал Самсон и Далила напоила его вином и, когда он уснул, позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос, лишив его силы богатырской.
Гор-сокол-покровитель фараона и борода
В древнем Египте было принято брить лицо и голову, лекари считали это гигиеничным в жарком египетском климате, и бритьё было обязательной процедурой для всех египетских жрецов, совершающих богослужения в храмах.
Однако древняя традиция носить бороду сохранилась в Египте, этикет предписывал фараону прикреплять к своему подбородку накладную бороду. Борода была древним символом безоговорочной власти, бороду в древнем Египте мог носить только фараон.
Древние греки, желая подчеркнуть древность своей культуры, и своё родство с традициями древнего Египта, тоже брились и принимали ежедневные омовения. Древние греки, а затем и римляне, считали всех бородачей варварами.
Слово «варвары— Barbaria » не греческое, оно происходит из ведического санскрита — barbara, varvara — «заикание, бормотание», то есть непонятная грекам и римлянам речь; на санскрите: barbaratA — курчавый, варварский, не арийский.
Римляне гладко брились и не носили длинных волос и бороды. Само название «roman — римлянин» происходит от слова из ведического санскрита «ломан», «роман» — loman, roman — «короткие волосы, или короткая шерсть», этим словом называли себя римляне.
Римлянам пришлось организовать несколько военных экспедиций, чтобы победить непокорное бородатое население, жившее в северной части острова Сардиния, которых они называли Barbagia — бородатые. Сардинцы считали свои бороды олицетворением свободы и независимости от римлян. Среди бородачей отмечалось большое количество вольнодумцев и бунтарей, как считали римляне.