в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник

Образ Петербурга в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит. Наряду с Державиным и Гоголем, Александру Сергеевичу удалось более полно представить перед читателем образ города со всем его духовным и природным величием.

В начале произведения Пушкин демонстрирует различие жизни местных жителей, в которой отображается нрав вечно бушующей Невы – в один момент она спокойна, нерасторопна и тиха, в другой же она словно закипает, становится неуловимой стихией, приносящей бедствия. Читатель понимает, что город, построенный на костях Петром I, может быть не только великим, но и в ту же минуту ужасным.

В каждом этапе возведения стен города, имеющего историческое значение, представляя собой «окно в Европу» А. Пушкин упоминает, что именно здесь ранее дули сильные ветра, которые поднимали волны реки, но даже природа не может вечно противостоять царю и покоряется. Гордый пышный город вырастал все больше и больше.

Ныне побежденная стихия воды постепенно набирает свою силу и предстает перед читателем в образе непокорного зверя, который уничтожает все на своем пути. Наводнения заставляют человеческие судьбы быть в зависимости от стихии. Беспощадный и губительный образ Невы заставляет главного героя Евгения понять роковую обреченность людей ему подобных «маленьких людей», жизнь которых исключительно зависит лишь от нрава природы и воли царя.

Но вместе с этим Пушкин наглядно демонстрирует двойственность образа. Построенный город действительно манит своей мощью, его стройные дворцы и башни, пристани и входящие корабли просто завораживают на протяжении всей поэмы.

Читатель может наблюдать за Петербургом в различное время – днем и ночью, в разное время года и в разную погоду. Особое внимание писатель уделяет белым ночам, которые манят Евгения своей невиданной прежде красотой. Город предстает неоднозначным: одна его часть богата и роскошна, его предместья удивляют и манят; другая же безмолвна, бедна и прекрасно демонстрирует всю тяготу и бремя рождения города на костях, который подчиняется деспотичному характеру своего правителя.

Александру Сергеевичу безупречно удалось представить в своей поэме «Медный всадник» не только город, а целый мир.

Сочинение 2

Прекрасное название Санкт-петербург несет в себе столько воспоминаний и смысла. Это культурная столица России. Не зря этот город так называют, его прекрасные улицы даже в самое темное время суток необыкновенно красивы, архитектурные здания просто не описать словами. Каждый человек в своей жизни хоть раз должен побывать в это прекрасном месте. Этот город основал Петр Первый. Санкт-Петербург является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, а и отрицательные моменты, такие как: гибель крестьян, возводивших города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал прекрасной темой для многих произведение великих писателей и поэтов. Каждый по разному раскрывает особенности этого города.

Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения «Медный всадник». Жизнь, это время, которое постоянно бежит и течет. И жизнь Санкт-петербурга не застывает ни на мгновение. Ее перемены так же не предсказуемы как и у человека, то она тихая, размеренная и спокойная, то бушует и странствует над городом и может обрушиться в виде бедственного наводнения. Как уже было сказано, Великий город основан Петром Первым, он построил этот город, но построил на костях людей. От этого он становится страшен и загадочен. Жизнь города как монета, имеет две стороны, одна мирная и спокойная, другая буйная и никто не может совладать с ней.

Расположение города на берегу Невы символизирует высоту человека над природой. Но это только на первый взгляд. Река не дает себя во власть народу и время от времени люди закованы в подчинении стихии. Под влиянием этого явления любимая героя Евгения погибает, утонув в наводнении. Его это сводит с ума.

С одной стороны, город построенный на реке Нева это достоинство человека. Прекрасные архитектурные постройки такие как: музеи, дворцы, здания являются торжественными памятниками архитектурного строения человека. Так же автор не забывает про прекрасные длинные белые ночи, как можно не упомянуть ту красоту, которая твориться и заставляет радоваться глаз.

Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе «маленького» человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.

Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в поэме Медный всадник

Популярные сегодня темы

Знакомство с одним из главных героев произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» Игнатичем происходит на протяжении всего рассказа. Образ раскрывается постепенно, обрастая любопытными деталями.

Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов.

Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами

В своём произведении Господин из Сан-Франциско Бунин представляет образ человека из мира, в котором цену имеют только деньги. Господин с большим состоянием отправился в кругосветное путешествие.

Источник

Сочинение Образ Петербурга в творчестве Пушкина (10 класс)

Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.

К описанию города подходит и его отрицательная сторона. Для обывателя он становиться враждебным, в нем может ожесточиться и очерстветь сердце человека. Отзывается о нем писатель, как город мил, пышен, как столица величественна, но и в тоже время, как она бедна, лжива и мертва. И хранит в себе фантастическую натуру. Необыкновенные узоры, высоченные здания, площади, парки, так и манят своей магией красоты. Постоянные маскарады, набережные, балы, шумные модные вечеринки, клубы так и высасывают и заглушают настоящее значение жизни людей. Это все является иллюзией, которая словно пелена упала на глаза. Здесь жили его близкие ему люди, которые в, последствии стали главным творением в своих произведениях. Город являлся неким проводником вдохновения для писателей, которые посвящали многие стихи столице.

Для писателя Питер оказался «городом надежд» и «городом разочарований». Богаты и властные граждане, имеют высокий статус, отличные квартиры, прекрасные шинели. Этот образ показывает золотую сторону города. А маленькие людишки, которые просто хотят спокойной жизни, без всякой погони за счастьем попадают всегда в грязные и лживые руки, болота этого города засасывают их жизни. Как и описал Пушкин в произведении: «Шинель». Поэт провел почти треть своей жизни в этом безразличным, падающие надежды, властном городе. Дорогая жизнь протекает в нем без следа, что потом можно жалеть об упущенном моменте в жизни людей, которые словно оказались в ловушки полного величия.

Много позволений было обещано Александру Николаевичу, даже цензура в произведениях, но сильно обильная опека со стороны царя, душила писателя тем, что он должен был докладывать власти за каждый свой шаг. Даже обычные переписки со своей женой он с неохотой отдавал на почту, зная, что их распечатывают по несколько раз.

Его произведения сами за себя уже говорят о Петербурге, о его власти, господства, обширности и продвижения в перед. Город так и манил писателя даже после разочарования в нем. Он показывает настоящую проблему и восхищения о Петра творенье в своем творчестве. На примере двух произведений: «Медный всадник» в романе в стихах «Евгений Онегин», город мы видим с двух сторон.

Другие сочинения: ← Письмо Самсону Вырину от лица Дуни↑ ПушкинПортрет Пугачева в романе Капитанская дочка →

Пушкин «Медный всадник». Образ Петербурга

Поэма начинается с истории образования города. Раньше на его месте царствовали вода и ветер, но именно тут Петр Первый решил заложить новую столицу. Петербург возносится «пышно, горделиво», назло самой природе. И вот уже, кажется, нет и малого напоминания о когда-то царившем здесь хаосе: «мосты повисли над водами», «в гранит оделася Нева». Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» демонстрирует торжество человека над природными силами, однако обманчиво это впечатление: город во время наводнения является скорее сообщником стихии, чем победителем.

Щегольский Петербург

Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. В Петербург он переехал в 19 лет, в 1828 году. Здесь начинающего писателя ждало разочарование: Гоголя не приняли в актеры, государственная служба ему быстро наскучила, а первую его поэму жестко раскритиковали. К тому же жизнь в столице требовала затрат, которые Гоголь не мог себе позволить. Жизненные неудачи сказывались на его восприятии нового города, Гоголь писал матери: «На Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в свою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим».

Однако писатель отдавал должное архитектуре столицы, называя ее «щеголем Петербургом», а Невский проспект — «красавицей нашей столицы». Здесь к писателю пришла известность — после издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Буйство воды

Персонифицированная в образе Невы вода сначала предстает перед читателем как побеждаемая стихия: «Нева металась, как больной». Затем автор изображает ее в образе зверя, который крушит и сметает все на своем пути. Разрушения после наводнения похожи на последствия «бессмысленного и беспощадного» бунта. Вот и судьбы людей попадают в зависимость от стихии. Она отнимает со слепой неразборчивостью самого дорогого человека у Евгения, героя поэмы «Медный всадник». Образ Петербурга теперь видится ему беспощадным, губительным. Жизнь Евгения теряет всякий смысл, он не может справиться с несчастьем и сходит с ума. В лице этого героя отражается роковая обреченность и закономерность судеб и других «маленьких людей», существование которых всецело зависит от геополитических устремлений власти и царя. Когда Петр Первый решил основать новую столицу, он думал в целом о народе и государстве, но не о каждом конкретном человеке.

Так, образ Петербурга в поэме «Медный всадник» раскрывает одна из составляющих – «маленький человек», униженный и зависимый.

Михаил Лермонтов

в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть картинку в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Картинка про в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник
Петр Заболоцкий. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837. ГТГ

в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть картинку в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Картинка про в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник
Максим Воробьев. Набережная Невы у Академии художеств. 1835

в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть картинку в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Картинка про в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник
Иоганн Вайс. Московский Кремль. 1852

Петр Первый

Тема города неразрывно связана с его создателем. Во вступлении Александр Пушкин не называет по имени царя, а пользуется местоимением «он»: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Петербург был построен по единоличной воле Петра трудом множества безымянных работников. Поэтому образ царя присутствует все время на страницах поэмы «Медный всадник». Описание Петербурга тесно переплетается с фигурой правителя. Вот он, отлитый из бронзы, во время наводнения наблюдает за вытворяемыми Невой бесчинствами, даже словно одобряя их: «Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне». Даже в названии памятника Пушкин нарочно опускает имя царя и называет его то «медным всадником», «то мощным властелином судьбы». Так, образ Петра Первого вырисовывается зловещим, мрачным.

Москва… Как много в этом звуке

Александр Пушкин родился и жил в Москве до 12 лет — до поступления в Царскосельский лицей. В московском «Вестнике Европы» он впервые опубликовал свое стихотворение — «К другу-стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру.

Здесь Александр Пушкин встречался с Николаем I после его коронации. После аудиенции высланный из Петербурга поэт смог вернуться в столицу. В письме к Прасковье Осиповой он писал: «пошлость и глупость обеих наших столиц равны, хотя и различны». Однако Пушкин-поэт посвятил родному городу теплые строки в «Евгении Онегине»:

Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

В 1828 году во время визита в Москву Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Они обвенчались и некоторое время жили на Арбате — сейчас в этом доме работает мемориальный музей.

Город оживших статуй

Пушкин при создании поэмы использовал разные легенды, связанные с Петербургом. К примеру, существовал миф о том, что в Михайловском замке бродит привидение Павла Первого. Вот и в затуманенном мозге Евгения тоже возникает призрак царя, но только уже Петра Великого. А памятник «Медный всадник» в Петербурге являет собой будто бы ожившую статую и становится воплощением беспощадной воли и беспредельной власти государя. Царь Петр предстает недосягаемым и непостижимым божеством, могучим и грозным, а сам Петербург – городом таинственным и загадочным, губящим людей и подавляющим их волю.

Скучный Петербург

В Петербург Лермонтов переехал, чтобы поступить в университет. Ему не засчитали два года учебы в Московском университете, и молодой поэт стал курсантом Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Северная столица поэта не воодушевила.

Увы! как скучен этот город, С своим туманом и водой. Куда ни взглянешь, красный ворот, Как шиш, торчит перед тобой: Нет милых сплетен — всё сурово, Закон сидит на лбу людей; Всё удивительно и ново — А нет не пошлых новостей! Доволен каждый сам собою, Не беспокоясь о других, И что у нас зовут душою, То без названия у них.

Его раздражал высший свет города, в письме к Марии Лопухиной Лермонтов рассказывал: «все вместе они производят на меня впечатление французского сада, в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями!». Даже вернувшись из ссылки, в которую он был отправлен за стихотворение «Смерть поэта», и обретя в петербургском обществе популярность, Лермонтов продолжал скучать.

Двойственность образа

Вместе с тем Петербург в поэме «Медный всадник» раскрывается не только в зловещем, но и в положительном ореоле. Это красивый, величественный город, полный изящных форм, поражающий великолепием. Он полон грациозных очертаний: «громады стройные дворцов и башен», «богатые пристани», в которые стремятся «корабли со всех концов земли»… Среди всех неповторимых особенностей Петербурга нельзя не отметить удивительные описания Пушкиным белых ночей. Для этого автор находит неповторимые сравнения, использует в совершенстве отточенные слова: «Твоих задумчивых ночейпрозрачный сумрак, блеск безлунный…» Надо сказать, что пушкинским современникам повезло, ведь в те времена архитектурный облик города был намного совершеннее. Можно только позавидовать людям, которые собственными глазами видели тот прекрасный и таинственный Петербург, да еще и могли узнать его в только что вышедших из-под пера Александра Пушкина стихах.

Для нас же образ Петербурга, в поэме «Медный всадник» описанный поэтом, утонул в «преданьях старины», и путеводителем по городу времен жизни Пушкина теперь служат лишь его творения. Современники Александра Сергеевича утверждали, что ему намного ярче, чем другим литераторам, удалось воссоздать облик удивительного города на Неве. Нам остается только согласиться с этим.

Дремучая Москва

В 1916 году Мандельштам сблизился с Мариной Цветаевой и начал бывать у нее в Москве. В эти годы он соединяет в стихах образ города и Цветаевой:

И пятиглавые московские соборы С их итальянскою и русскою душой Напоминают мне явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой.

Позже Мандельштам вернулся в Москву — служить в Наркомпросе. Он жил в гостинице «Метрополь» и писал о городе стихи:

Все чуждо нам в столице непотребной: Ее сухая черствая земля, И буйный торг на Сухаревке хлебной, И страшный вид разбойного Кремля. Она, дремучая, всем миром правит. Мильонами скрипучих арб она Качнулась в путь — и полвселенной давит Ее базаров бабья ширина.

Истинное бытие Северной столицы

Многообразным, одновременно прекрасным и ужасающим рисуется читателю образ Петербурга в поэме «Медный всадник». Пушкин отразил в ней и материальную, и духовную жизнь города. В непревзойденных стихах Петербург предстает разным, но во всем угадываются очертания, знакомые и близкие и сегодняшним жителям Северной столицы: «чугунная ограда» реки, «дивные решетки» Летнего сада, «Адмиралтейская игла»… И всегда в описании города присутствует Нева как нечто неразделимое, как сердце Петербурга.

Милый Петербург

Рассказы и московские фельетоны Антон Чехов публиковал в петербургских журналах «Стрекоза» и «Осколки». Редактор «Осколков» Николай Лейкин пригласил молодого писателя в Северную столицу. Впервые Чехов приехал туда в 1885 году, тогда ему было 25 лет.

«Видимые мною порядки петербургских редакций воспеваю, где только возможно. Вообще воспеваю весь Петербург. Милый город, хоть и бранят его в Москве».

Лейкин и его друзья-литераторы приняли писателя настолько радушно, что у того «кружилась голова от хвалебного чада». Чехов был потрясен, что в Петербурге его произведения знают и ценят. Он стал бывать в столице несколько раз в год — в основном приезжал сюда отдыхать. «Москва спит и киснет», — писал Антон Чехов в 1888 году.

Ермил Костров и «полубог» на каменной твердыне

Кто сей, превознесен на каменной твердыне, Седящий на коне, простерший длань к пучине, Претящ до облаков крутым волнам скакать И вихрям бурным понт дыханьем колебать? — То Петр. Его умом Россия обновленна, И громких дел его исполненна вселенна. Он, видя чресл своих предзнаменитый плод,
Соплещет радостно с превыспренних высот. И медь, что вид его на бреге представляет, Чувствительной себя к веселию являет; И гордый конь его, подъемля легкость ног, Желает, чтоб на нем седящий полубог Порфирородную летел лобзать девицу, Поздравить россам вновь востекшую денницу.

Из стихотворения «Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны», 1783

в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть картинку в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Картинка про в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник
Алексей Мельников. Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Гравюра 1782 года

Ермил Костров — русский поэт XVIII века. По воспоминаниям Александра Пушкина, он служил стихотворцем при Московском университете: писал официальные стихотворения по торжественным случаям. Ермил Костров первым в России перевел шедевры античной литературы — «Илиаду» Гомера и «Золотого осла» Апулея.

«Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны» Костров написал, когда у Павла I родилась старшая дочь Александра. Стихотворение, созданное в античных традициях, построено как беседа трех граций (богинь красоты и радости): Евфросины, Талии и Аглаи. О памятнике Петру I и самом царе в эклоге говорит Аглая. С произведения Кострова началась литературная традиция изображать медного Петра как покровителя города, способного уберечь его от бед. Образ «гордого коня» из эклоги позже появится в «Медном всаднике» Александра Пушкина.

Источник

Образ Петербурга в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит. Наряду с Державиным и Гоголем, Александру Сергеевичу удалось более полно представить перед читателем образ города со всем его духовным и природным величием.

В начале произведения Пушкин демонстрирует различие жизни местных жителей, в которой отображается нрав вечно бушующей Невы – в один момент она спокойна, нерасторопна и тиха, в другой же она словно закипает, становится неуловимой стихией, приносящей бедствия. Читатель понимает, что город, построенный на костях Петром I, может быть не только великим, но и в ту же минуту ужасным.

В каждом этапе возведения стен города, имеющего историческое значение, представляя собой «окно в Европу» А. Пушкин упоминает, что именно здесь ранее дули сильные ветра, которые поднимали волны реки, но даже природа не может вечно противостоять царю и покоряется. Гордый пышный город вырастал все больше и больше.

Ныне побежденная стихия воды постепенно набирает свою силу и предстает перед читателем в образе непокорного зверя, который уничтожает все на своем пути. Наводнения заставляют человеческие судьбы быть в зависимости от стихии. Беспощадный и губительный образ Невы заставляет главного героя Евгения понять роковую обреченность людей ему подобных «маленьких людей», жизнь которых исключительно зависит лишь от нрава природы и воли царя.

Но вместе с этим Пушкин наглядно демонстрирует двойственность образа. Построенный город действительно манит своей мощью, его стройные дворцы и башни, пристани и входящие корабли просто завораживают на протяжении всей поэмы.

Читатель может наблюдать за Петербургом в различное время – днем и ночью, в разное время года и в разную погоду. Особое внимание писатель уделяет белым ночам, которые манят Евгения своей невиданной прежде красотой. Город предстает неоднозначным: одна его часть богата и роскошна, его предместья удивляют и манят; другая же безмолвна, бедна и прекрасно демонстрирует всю тяготу и бремя рождения города на костях, который подчиняется деспотичному характеру своего правителя.

Александру Сергеевичу безупречно удалось представить в своей поэме «Медный всадник» не только город, а целый мир.

Описание города

Произведение начинается с описания города. Пушкин показывает Петербург в свете контрастов. Сначала он описывает, каким являлось место до прихода Петра. Описание Пушкина того, как создавался город дает читателю понять, насколько велико творение рук человека, ведь раньше здесь гулял ветер, была пустыня, а сейчас город величественно возвышается и является великим созданием человека. Человек сломил природу, победил ее, вместо пустоши и гуляющего ветра теперь здесь царит величие. Хаос природы сменяется упорядоченным и красивым гранитным произведением архитектурного искусства. Город восторжествовал над природной пустотой. Но так ли это на самом деле?

Сочинение 2

Прекрасное название Санкт-петербург несет в себе столько воспоминаний и смысла. Это культурная столица России. Не зря этот город так называют, его прекрасные улицы даже в самое темное время суток необыкновенно красивы, архитектурные здания просто не описать словами. Каждый человек в своей жизни хоть раз должен побывать в это прекрасном месте. Этот город основал Петр Первый. Санкт-Петербург является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, а и отрицательные моменты, такие как: гибель крестьян, возводивших города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал прекрасной темой для многих произведение великих писателей и поэтов. Каждый по разному раскрывает особенности этого города.

Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения «Медный всадник». Жизнь, это время, которое постоянно бежит и течет. И жизнь Санкт-петербурга не застывает ни на мгновение. Ее перемены так же не предсказуемы как и у человека, то она тихая, размеренная и спокойная, то бушует и странствует над городом и может обрушиться в виде бедственного наводнения. Как уже было сказано, Великий город основан Петром Первым, он построил этот город, но построил на костях людей. От этого он становится страшен и загадочен. Жизнь города как монета, имеет две стороны, одна мирная и спокойная, другая буйная и никто не может совладать с ней.

Расположение города на берегу Невы символизирует высоту человека над природой. Но это только на первый взгляд. Река не дает себя во власть народу и время от времени люди закованы в подчинении стихии. Под влиянием этого явления любимая героя Евгения погибает, утонув в наводнении. Его это сводит с ума.

С одной стороны, город построенный на реке Нева это достоинство человека. Прекрасные архитектурные постройки такие как: музеи, дворцы, здания являются торжественными памятниками архитектурного строения человека. Так же автор не забывает про прекрасные длинные белые ночи, как можно не упомянуть ту красоту, которая твориться и заставляет радоваться глаз.

Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе «маленького» человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.

Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.

Образ Невы в произведении

В поэме описано реальное наводнение. На его примере Пушкин показывает, что стихия в любой момент может ворваться в жизнь человека. Нева является покоренной, закованной в оковы. Но вода показывает всю свою силу и мощь. Сначала она плещется в своем заточении, мечется как больной в горячке. Но затем Нева вырывается из своих берегов, охватывает весь город, поглощает его, тревожа покой и живых и мертвых. Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» оказывается сломленным, подверженным стихии. Ни простой человек, ни царь не способны противостоять этому процессу.

Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» (А. С. Пушкин)

Литеровед предлагает сочинение по литературе на тему «Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», где можно увидеть отличительные черты пушкинского Петербурга.

Петербург неразрывно связан с именем русского царя Петра I. Город не просто назван в его честь, он построен под его руководством. Царь вложил в него часть своей души, может быть, поэтому писатели и поэты наделяют его чертами живого человека. Петербург стал героем многих художественных произведений. Скульптура его основателя в виде медного всадника возвышается над городом как символ самодержавной власти.

В произведении «Медный всадник» Пушкин обращается к истории, вновь сопоставляя ее участников. История государства и города, государя и «маленького» человека проходят перед глазами читателя. Мы видим противостояние великого государя, великой страны, столицы российской империи и природной стихии. Величие царя меркнет перед могуществом природы, что уравнивает его с «маленьким человеком», петербургским обывателем Евгением.

Начинается произведение с исторической зарисовки. Петр стоит на берегу Невы и в его голове зреет замысел. Он решает построить в этом месте город «на зло надменному соседу» Швеции. Петр Великий одержал победу над шведами в боевых действиях. Петербург должен был служить постоянным напоминанием шведскому королю о его поражении. Царь планировал, что город со временем превратится в порт, который будет принимать гостей из разных стран.

Пушкин восхищается «Петра творением», он признается ему в любви. Петербург в его произведении имеет пышный горделивый вид, перед которым померкла Москва. Город внешне стал достойным соперником европейским столицам. К небу вознеслись дворцы, над реками повисли мосты, на островах разбили сады.

Стройный, строгий, задумчивый город имеет множество особенностей. Одна из них это белые ночи, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Поэт в своем описании города выделяет черты, которыми он ему дорог. Он останавливается на описании нового дома, где на высоком крыльце словно живые сидели «львы сторожевые». Этот дворец принадлежал князю Лобанову-Ростовскому. Недалеко от него воздвигнут памятник Петру, именем которого названо произведение. И дом, и памятник уцелели до наших дней. Описывая медного Петра, Пушкин восхищается силой и мощью русского царя, который «Россию поднял на дыбы». Россия, по словам Пушкина, это полмира, во главе которого стоял Петр.

Петербург меняет свое обличие в зависимости от времени года. Осенью город отличается хмурой погодой, мрачностью. Морозная зима ассоциируется у автора с поездками в санях, румяными девичьими лицами. несмотря на мороз, город живет шумной жизнью с блестящими балами и холостяцкими пирушками. Кроме парадного облика, Петербург славен военными картинами. Мы видим потешные Марсовы поля, пехотные войска и конницу.

Блеск и шум творения рук человеческих противопоставлен хмурой, недружелюбной природе. Неву люди заковали в гранит, за что она жестоко мстит им. Описывая реку, Пушкин использует разные художественные средства, показывая разные стороны характера реки. Он наделяет ее эпитетом «державная», словно приравнивая к Петру. Нева мечется, «как больной, в своих гранитных берегах. Во время наводнения она похожа на злодея, разбойника, который ворвавшись в село, «крушит и грабит».

В поэме описан реальный случай наводнения, произошедший в Петербурге в 1824 года. Разбушевавшаяся стихия, как зверь, набросилась на город. Вода заливала острова, снося все на своем пути. Нева показала свою мощь, смыв мосты, хижины, кладбища. Поэт сравнивает бурю с гневом божьим, с которым царь не может совладать. Буря успокоилась, только затопив город. Ее облик полон победного торжества над людьми.

Отдельное слово следует сказать об авторском отношении к Петербургу. Поэт не раз признается в любви городу на Неве: «Люблю тебя, Петра творение». Чувствуется, что с ним связаны приятные для Пушкина воспоминания, он был счастлив здесь.

Воспевая Петербург, восхищаясь личностью Петра Великого, Пушкин отдает дань силе природы. Царь может построить красивый, величественный город, править половиной мира, но он не может подчинить себе природную стихию. В Петербурге соединилось мастерство человека-творца и величие природы.

Образ революции

В течение всего произведения мы наблюдаем бунт. Стихия, которая была покорена Петром, заключена в гранитные оковы, отвечает людям, мстит им. Она покорена, но еще может сказать свое слово. Так или иначе, после наводнения оказано прежнее величие. Все успокоилось, когда стихия забрала своё.

И Медный Всадник все также величественно возвышается над Невой. Этот символ – ни что иное, как образ революции, бунта. Любой правитель может покорить народ, но должен помнить о том, что это мощь и сила, что он должен быть его предводителем, существовать с ним в гармонии, а не гнобить и унижать его, показывая, что народ – лишь подчиненные. Тема Петербурга «Медный всадник» показана как образ революции, победителя и побежденного, завоевателя и покоренного народа.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Какой Петербург в «Медном Всаднике».

История создания

Александр Сергеевич питал к городу самые нежные чувства. Во время своей ссылки в Михайловское он мечтал о скорейшем возвращении в Петербург. Об этом ясно говорится в его длительной переписке с братом. Кроме этого, Пушкин сильно переживал по поводу случившейся в городе катастрофе — потопа 7 ноября 1824 года.

Биографы и современники Пушкина отмечают, что он не только опасался за состояние Питера, но и злился, что не смог стать свидетелем столь значимого события. Но позднее, поговорив с очевидцами, прочитав детальное описание случившегося, Пушкин полностью пересмотрел свои взгляды, осознав, насколько масштабное и страшное бедствие произошло.

в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Смотреть картинку в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Картинка про в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник. Фото в чем двойственность изображения петербурга в поэме медный всадник

17 августа 1833 года Пушкин решил отправиться в путешествие по «пугачевским» местам. В планы входила переправа через Неву, но угроза нового наводнения заставила Александра Сергеевича сменить курс. В результате буря обошла город стороной, но автор все же стал свидетелем бушующих волн на Неве, опасного подъема уровня воды. Несомненно, впечатления от петербургского потопа, которое стало общественным бедствием и накрыло в первую очередь низшие слои населения, оказало влияние на создание «Медного всадника».

Немаловажно и отношение Пушкина к императору Петру I. Интерес к теме появился у писателя лишь после встречи и долгих разговоров с Николаем I в 1826 году. Именно тогда Пушкин пересмотрел свои взгляды на прошлое и будущее России.

Петровская эпоха с того момента начала появляться в прозе, лирике, мемуарах писателя и нашла свое завершение в поэме «Медный всадник».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Долгое ожидание публикации

Из произведения видно, что отношение к Петру у Пушкина неоднозначное. С одной стороны, преобразования дали начало новому успешному государственному строю, развитию экономики, международных отношений, преобразованию города. Но с другой стороны, реформации привели к разорению многих людей, угнетению и унижению. К последним относил себя и сам Пушкин, на которого легло бремя обеспечения своего разорившегося семейства. Отчасти такое положение дел стало предпосылкой для написания достаточно критичной и суровой поэмы.

Александр Сергеевич начал повествование с описания города. Оно полно контрастов и противоречий. Изначально город предстает как пустыня, по которой гуляет ветер. Но при этом творящийся хаос — естественный строй, назначенный природой. Затем же с приходом Петра место преображается: человек поборол пустошь, возвел дворцы, своды, мосты. Казалось бы, люди усмирили природу, но так ли это?

Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году и передана на цензуру самому Николаю I. Произведение вернули с большим количеством правок. Пушкин отказался вносить изменения. Через год было опубликовано лишь вступление, но быстро разлетелись слухи о неизвестной петербургской повести. В августе 1836 года писатель решается внести необходимые правки. Возможно, это было связано с тем, что бытовало мнение об окончании пушкинской литературной эпохи. Но кроме этого, Александр Сергеевич остро нуждался в деньгах и поддержке государя, в семье были проблемы — все это подкосило моральный дух писателя.

«Медный всадник» был опубликован в «Современнике» в полном виде уже после трагической гибели поэта в 1837 году. Для многих почитателей творчества Пушкина поэма стала настоящим откровением. В ней Александр Сергеевич в полной мере выразил любовь к городу, отношению к происходящему в стране. Поэтический образ Петербурга до сих пор является гимном любви и привязанности к городу:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *