все номера журнал огонек
Редакция журнала Огонёк
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
Редакция журнала Огонёк
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. «Огонек» для такого читателя – умный и доверительный собеседник, с которым.
«Огонёк» задули
Журнал «Огонёк» закрыт. Формально — вчера.
Писать сейчас про «Огонёк» — всё равно, что писать некролог старому другу, который умер много лет назад. И ладно бы умер по-человечески: отпели, похоронили, поплакали. Но он же очень долго был ходячий мертвец: по паспорту «Огонёк», а по сути — чёрт его знает.
Фото: Александр Минкин
Когда-то, в конце 1980-х, он был нарасхват; тираж подбирался к 5 миллионам. Войдёшь в метро — все читают «Огонёк» (так потом в начале 1990-х войдёшь в вагон — у всех «МК»). А в последние годы в самолёте давали бесплатно, да не все брали.
Судьба «Огонька» типична для нашего времени: названия сохранились, а душа давно отлетела: «Известия», «Московские новости», «Литературка».
33 года (1953—1986) «Огоньком» правил чиновный сталинист, автор бездарных пьес Софронов, журнал был убогий, в одном ряду с «Колхозницей», «Работницей», «Крестьянкой» и прочей «Красной синькой» (журнал о работе прачечных).
В 1985-м страну возглавил Горбачёв, в 1986-м «Огонёк» возглавил Коротич, и у журнала началась другая жизнь, звёздная полоса. О нём вообще-то надо роман писать, а не скупую похоронку.
В народе Коротича считали храбрецом, но внутри, в редакции, очень хорошо знали, что настоящий герой — это Егор Яковлев («Московские новости»), а Коротич — строго в разрешённых рамках. Поэтому, кстати, на «Огонёк» подписка была без ограничений, а на «Московские новости» — фигу. Народ приезжал читать «МН» на Пушкинскую площадь, где у входа в редакцию газета висела на стенде.
Коротич осуществлял представительские функции, а журнал делали Гущин — первый зам главного, Юмашев — завотделом писем, Чернов — отдел культуры.
Вот пример тогдашней жизни (спустя 30 лет, пожалуй, можно рассказать). Цветная вкладка печаталась отдельно, заранее, в другой типографии, в Подольске (потом её каким-то образом вшивали в чёрно-белые страницы). А на ней каждый раз какой-нибудь современный художник. И вот Коротич разглядывает цветную вкладку будущего номера, мы стоим — ждём вердикта. Коротич тычет пальцем в картинку:
— А это что?
— А это, Виталий Алексеевич, орнамент.
— Это же еврейские буквы!
— Да, Виталий Алексеевич. Этому художнику понравился шрифт, и он из этих букв сделал орнамент.
— А что тут написано?
— Ничего.
— Вы знаете иврит?
— Никак нет, Виталий Алексеевич.
— А вдруг здесь написано что-то против Горбачёва?
— Виталий Алексеевич, этот художник еврейского языка не знает, он не может ничего на нём написать. Он просто использовал эти буквы как завитушки.
— Так, это в макулатуру, срочно готовьте другую вкладку.
Ничего, наша доблесть была не в картинках, а в словах. Мы возвращали к жизни исторические факты, сталинисты ненавидели «Огонёк» люто, делали всё, чтобы закрыть журнал. Когда я написал заметку «Хлопкораб» о том, как полуголодные дети в Средней Азии вместо того, чтобы ходить в школу, убирают хлопок на полях, отравленных дефолиацией (заменил всего одну букву в почётном звании «хлопкороб»), то на внеочередной сессии Верховного Совета СССР Рафик Нишанов (тогда большой начальник при Горбачёве) кричал, что журнал «Огонёк» оскорбил хлопкоробов:
— Хлопкоробы никогда не были рабами и ими не будут! А «Огоньку» надо бы гореть ярким пламенем! Согревать людей, побуждая их к трудовым подвигам во имя Перестройки! А не дымить и не отравлять людей ядовитым дымом! (Бурные аплодисменты.)
Чем это всё кончилось — отдельная детективная история. Говорю же, об «Огоньке» надо роман писать. Это было волшебное слово. В 1990-м, в Париже состоялась историческая встреча Горбачёв—Миттеран. Я аккредитован не был, ни в каких списках не состоял, но у ворот дворца показал удостоверение «Огонька», и офицер полиции отдал честь: проходите!
Авторами статей были знаменитые историки, экономисты, писатели, поэты — напечататься там считалось за честь.
Фото: Александр Минкин
. Открываешь первый номер за 1991 год, а там лауреаты премии журнала «Огонёк» за 1990-й. Какие имена! Василий Аксёнов, Алла Боссарт, Анатолий Головков, Фазиль Искандер, Александр Кушнер, Григорий Остер, Людмила Петрушевская, Роберт Рождественский. Я смотрел на свой портретик в этом иконостасе и был уверен, что это выше, чем Государственная премия.
Прощай, «Огонёк»! ты надолго пережил свою славу.
История еженедельного журнала «Огонек». Справка
21 декабря исполнилось 110 лет со дня выхода в свет первого номера журнала «Огонек».
Журнал «Огонек» ‑ популярный общенациональный еженедельный иллюстрированный журнал, ориентированный на широкую читательскую аудиторию.
Первый номер журнала «Огонек» вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно‑художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель Станислав Проппер.
С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тыс экземпляров.
Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. С журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты.
В начале века «Огонек» выходил на восьми страницах в одну восьмую печатного листа. В революционные годы (с 1918 по 1923 год) выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратился.
В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг лучшего в 20‑30‑е годы советского журналиста и редактора Михаила Кольцова, поддержав его идею о возрождении «Огонька». Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов. Вскоре таким элементом стал кроссворд.
На конец 1923 года тираж журнала составил 42 тыс экземпляров, через год вырос до 125 тыс, а в 1925 году достиг полумиллиона экземпляров.
После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году, журналом недолгое время руководил писатель Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев».
В начале 1950‑х годов редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков, при котором окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда ‑ детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды. В журнале всегда имелась так называемая «вкладка» ‑ цветные репродукции, благодаря которым читатели журнала знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и с советской живописью.
При следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием более 30 лет (с 1953 по 1986 год) «Огонек» стал «изданием для стабильной жизни». В этом время очень популярным стало литературное приложение к «Огоньку» ‑ его знаменитая «Библиотека». Книжки «Библиотека «Огонек» выходили с 1925 по 1991 год раз в неделю и продавались отдельно от журнала, их выпуск не прерывался даже во время Великой Отечественной войны. В «Библиотеке» и в самом журнале печатались такие известные писатели, как Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Илья Ильф и Евгений Петров, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Исаак Бабель.
В «Огоньке» также выходили репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского. Долгое время в журнале работали известный журналист и писатель Генрих Боровик, писатель Виктор Солоухин и др.
В феврале 2008 год выпуск «Библиотеки» был возобновлен.
В 1986 году главным редактором «Огонька» стал Виталий Коротич, с приходом которого в журнале началась новая жизнь. В годы перестройки журнал под руководством Коротича достиг огромной популярности и оказывал заметное влияние на политическую жизнь страны. Он стал знаменитым не только в России, но и во всем мире. Публицистика «Огонька» стала школой демократии, культовым жанром всей журналистики стали разоблачения. В журнале печатались статья Юрия Карякина «Ждановская жидкость», открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика.
В 1991 году главным редактором журнала стал Лев Гущин, которому предстояла непростая задача ‑ реформировать «Огонек», приспособив его к рыночным условиям. К концу 1994 года экономическая ситуация не позволяла выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному изданию.
Последняя «революция» в «Огоньке» в начале 1995 года наиболее приблизила его к стандартам западных иллюстрированных изданий ‑ и по объему, и по информационной насыщенности, и по использованию всех полиграфических приемов.
С 1998 года по 2003 год главным редактором журнала «Огонек» был Владимир Чернов.
Летом 2003 года группа компаний «Видео Интернешнл» (ВИ), крупнейший продавец рекламного времени на телевидении вместе с компанией Story First Communications (акционер радио «Максимум» и телеканала СТС) учредила инвестиционный фонд Russian Media Ventures (RMV). В июле 2003 года RMV приобрел контрольный пакет акций журнала «Огонек», став, таким образом, контролирующим акционером издательского дома «ОВА‑Пресс». С августа 2003 года «ОВА‑Пресс» стал издателем журнала «Огонек».
Первый номер журнала, где издателем значится «ОВА‑Пресс», вышел 11 августа 2003 года. После того, как «Огонек» вошел в структуру «ОВА‑ Пресс», в журнале были сокращены подразделения, дублирующие службы «ОВА‑Пресс», такие, как рекламная служба, финансовое управление, бухгалтерия и т.д.
В октябре 2003 года пост главного редактора занял известный российский журналист Виктор Лошак. В ноябре 2004 года, после того, как владельцы журнала предложили новую концепцию издания ‑ «Огонек» как журнал для молодых и богатых ‑ Лошак заявил о своем уходе.
С января по апрель 2004 года в журнале «Огонек» осуществлялась программа по смене формата и перенацеливанию журнала на более широкую аудиторию.
4 апреля 2005 года ИД «ОВА‑Пресс», выпускающий «Огонек», объявил о выходе журнала в новом формате. Журнал сохранил свой фирменный логотип и название, при этом изменились концепция, состав рубрик, а также дизайн журнала.
Сохранив за «Огоньком» основные черты его фирменного стиля, издательская команда внесла изменения в принципы формирования контента, а также скорректировала формат журнала, существенно расширив его иллюстративные возможности. Специально для обновленного «Огонька» была заказана и разработана новая шрифтовая гарнитура. Весь перезапуск был осуществлен в так называемом режиме реального времени: корректировка рубрик и макета проходила без остановки выпуска самого журнала.
С 12 ноября по 15 декабря 2004 года временно исполняющим обязанности главного редактора журнала был назначен его исполнительный редактор Владимир Умнов.
С 15 декабря 2004 года главным редактором был назначен Влад Вдовин.
В июне 2005 года журнал «Огонек» сменил владельца. Новым собственником журнала стал телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест» (Санкт ‑ Петербург).
Компания «Телекоминвест», основанная в 1994 году, является холдинговой управляющей компанией, совладельцем компаний «Мегафон», «Петерстар» а также других предприятий, представленных практически во всех сегментах телекоммуникационной индустрии. После приобретения журнала «Огонек» компания сделала Виктору Лошаку предложение о создании издательского дома журнала «Огонек». В июне 2005 года Виктор Лошак снова занял пост главного редактора журнала «Огонек».
К концу 2008 года «Огонек» стал журналом, выходящим еженедельно тиражом 69 тыс экземпляров. Журнал содержал много прикладной, потребительской информации, публиковал мнения людей, авторитетных для аудитории. Он иллюстрировался фотографиями, рисунками, схемами и элементами инфографики. На страницах «Огонька» появлялись развернутые статьи российских писателей, ученых, деятелей культуры. Среди постоянных авторов «Огонька» ‑ историк Эдвард Радзинский, писатели Михаил Жванецкий, Виктор Ерофеев, Дмитрий Быков, Сергей Лукьяненко, лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, журналисты Андрей Колесников, Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Губин, Александр Сосновский, телеакадемик Сергей Муратов.
В январе 2009 года из‑за реструктуризации издательского дома и смены собственника выпуск журнала «Огонек» был приостановлен.
В начале марта 2009 года «ЗАО «Коммерсант. Издательский дом» и ОАО «Телекоминвест», владеющее торговой маркой «Огонек», достигли соглашения о передаче прав на выпуск журнала «Огонек» издательскому дому «Коммерсант», как говорилось в официальном сообщении.
В мае 2009 года, после почти пятимесячного перерыва, вызванного сменой собственника, еженедельник «Огонек» начал вновь выходить. 18 мая 2009 года из печати вышел его первый обновленный номер.
Творческий коллектив остался прежним, а вот содержание журнала немного изменилось. В журнале изменился информационный блок, появились потребительские полосы, полоса об Интернете, полоса, рассказывающая о героях недели. Появилось несколько визитных карточек: «Герои недели», «Ключевые слова» (новая рубрика о жизни в Рунете). Но основной визитной карточкой журнала, считает Виктор Лошак, всегда были и остаются талантливые авторы, сотрудничающие с журналом. Это Михаил Жванецкий, Сергей Каледин, Денис Гуцко, Захар Прилепин, Анна Андронова, Андрей Колесников и др.
В настоящее время (2009) тираж старейшего журнала, с которым выросло не одно поколение, составляет 53 тысяч 600 экз.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Журнал «Огонек» объявил о закрытии
Редакция журнала «Огонек» объявила о закрытии издания и выходе последнего печатного номера. Обращение опубликовано на сайте «Коммерсанта».
Последний «бумажный» номер вышел 21 декабря. Редакция работала в том же составе с 2009 года, когда «Огонек» купил издательский дом «Коммерсантъ».
В обращении говорится, что еще один номер выйдет на следующей неделе, но будет доступен только онлайн. Редакция подчеркнула, что сотрудников «Огонька» известили об увольнении «в связи с оптимизацией организационно-штатной структуры» издательского дома.
«Что будет дальше с журналом, которому только что исполнился 121 год,— интрига», — заметили в журнале. Редакция посчитала, что вероятно издание перестанут выпускать совсем.
«Огонек» поблагодарил издательский дом «за предоставленный приют и проявленную за минувшие годы «совместного проживания» заботу» и выразил надежду, что их закрытие поможет «пережить непростое нынешнее время» ИД «Коммерсантъ» и его акционеру.
Журнал «Огонек» был известен как общественно-политический и литературно-художественный еженедельник еще в Российской империи. Первые выпуски датируются 1899 годом и выпускалось вплоть до 1918 года. Издание продолжило выходить и во времена СССР, с 1923 года. В советский период датой основания журнала считалось 1 апреля 1923 года, но в начале 1990-х редакция издания решила продолжить хронологию от 1899-го.
Издательский дом «Коммерсантъ» приобрел «Огонек» в 2009 году, когда издание вновь стало убыточным, а печатные выпуски не выходили несколько месяцев подряд. ИД занялся возрождением журнала в классическом формате. Виктор Лошак стал главредом издания, в результате удалось восстановить классический «увеличенный» формат, матовость страниц, а прежний коллектив был сохранен. К 2012-ому издание добилось тиража в 100 тысяч экземпляров, однако к 2020-му он сократился почти вдвое, а журнал стал выходить счетверенными номерами.
Угас ли «Огонек»? Редакция легендарного журнала объявила о выходе последнего номера
Лента новостей
Все новости »
В коллективе говорят, что ИД «Коммерсантъ» сократил всю редакцию. В издательском доме признают оптимизацию, но отмечают, что окончательных решений пока не принято. Есть ли перспективы, что журнал не закроют?
Редакция легендарного журнала «Огонек» объявила о том, что в понедельник, 21 декабря, вышел последний печатный номер. А впереди остался всего один выпуск онлайн-версии. Дальше — неизвестность. В коллективе говорят, что ИД «Коммерсантъ», которому принадлежит бренд «Огонек», сократил всю редакцию. В издательском доме признают оптимизацию, но подчеркивают, что окончательных решений по «Огоньку» пока не принято.
«Что будет дальше с журналом, которому только что исполнился 121 год, — интрига. Поскольку сотрудников «Огонька» известили об увольнении «в связи с оптимизацией организационно-штатной структуры» ИД, напрашивается вывод: не только людям, но и самой редакции журнала в оптимизированном хозяйстве ИД «Коммерсантъ» места не нашлось», — говорится в прощальном письме редакции.
Радиостанция Business FM попросила главу издательского дома «Коммерсантъ» Владимира Желонкина прокомментировать это письмо:
Владимир Желонкин глава издательского дома «Коммерсантъ» «У нас решение о выходе или невыходе «Огонька» не принято, соответственно, есть развилка — может, будет выходить, может, будет выходить в том числе и в бумаге, может, будет выходить только в электронном виде. Есть вариант, что он будет выходить не в периметре издательского дома «Коммерсантъ», то есть пока никаких решений не принято. Какая-то часть людей, да, сокращается в связи с оптимизацией».
По словам менеджера, уведомления об увольнении получила лишь часть сотрудников «Огонька». Пока еще действующий главред журнала Сергей Агафонов заявил, что речь идет о всех сотрудниках, кроме архивариуса и двух беременных женщин, которых сократить нельзя. А издательский дом, как и в письме, так и в комментарии Business FM, Сергей Агафонов поблагодарил:
Сергей Агафонов главный редактор журнала «Огонек» «Мы признательны издательскому дому, потому что последние 11 лет мы жили под его крышей. Входили в него, но, к счастью, не были его частью, пользовались определенной автономией. В общем делали, что хотели, нам особенно в этом не мешали. Поэтому кроме спасибо сказать нечего. То, что они приняли такое решение, видимо, какие-то резоны на это были, но мы их не знаем».
Конкретных планов на будущее у коллектива пока нет. Но очевидно, что эпоха печатных общественно-политических изданий подходит к концу. Легендарный Newsweek прекратил выходить на бумаге в конце 2012 года, U.S. News & World Report перешел в онлайн еще на два года раньше. Есть конечно исключения — например, тот же Der Spiegel со своим актуальным миллионным еженедельным тиражом. Но в целом эпоха ушла. И в случае с «Огоньком» слово эпоха тоже уместно.
Какая первая ассоциация возникает у вас, когда вы слышите словосочетание «журнал «Огонек»? С этим вопросом радиостанция Business FM обратилась к журналисту Виталию Лейбину.
Виталий Лейбин главный редактор сетевого издания «Репортер» «Перестройка, образец перестроечной журналистики — это главное. Переворот от цензурной прессы к бесцензурной. Я видел этот «Огонек», я его читал. Там бешеный драйв, бешеные тиражи. Это было очень и очень круто. Потом «Огонек» переживал разные крутые периоды. «Огонек» — это легенда. Будет очень жалко, если он исчезнет. Я думаю, что все-таки этого не произойдет, такие вещи не должны исчезать».
Раньше Виталий Лейбин был главным редактором «Русского репортера» — журнала, который в печатной версии выходил с 2007 года по 2020 год (с перерывом в 2016–2017 годах).