все не то чем кажется и не наоборот смысл
Всё не то, чем кажется и не наоборот.
Всё не то, чем кажется и не наоборот.
Комментарии
Похожие цитаты
Для того, чтоб понять по-настоящему, что есть та или иная страна.
Для того, чтоб понять по-настоящему, что есть та или иная страна или то или иное место, туда надо ехать зимой, конечно. Потому что зимой жизнь более реальна, больше диктуется необходимостью. Зимой контуры чужой жизни более отчётливы. Для путешественника это — бонус.
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Сатир, покинув бронзовый ручей.
Сатир, покинув бронзовый ручей,
сжимает канделябр на шесть свечей,
как вещь, принадлежащую ему.
Но, как сурово утверждает опись,
он сам принадлежит ему. Увы,
все виды обладанья таковы.
Сатир — не исключенье. Посему
в его мошонке зеленеет окись.
Ещё один продлись всё это миг,
сатир бы одиночество постиг,
ручьям свою ненужность и земле;
но в то мгновенье мысль его ослабла.
Стемнело. Но из каждого угла
«Не умер» повторяли зеркала.
Подсвечник воцарился на столе,
пленяя завершённостью ансамбля.
Зажжём же свечи. Полно говорить,
что нужно чей-то сумрак озарить.
Никто из нас другим не властелин,
хотя поползновения зловещи.
Не мне тебя, красавица, обнять.
И не тебе в слезах меня пенять;
поскольку заливает стеарин
не мысли о вещах, но сами вещи.
Иногда приходит зима, иногда приходит лето. Если у вас всегда.
Иногда приходит зима, иногда приходит лето. Если у вас всегда будет одна и та же погода, вы почувствуете застой.
Нужно научиться любить всё, что происходит. Вот что я называю зрелостью. Нужно любить то что уже есть. Незрелость всегда живёт в «вот если бы» или «хорошо было бы», но никогда не в «есть», а «есть» — реальность. Всё, что «было бы хорошо», вам только снится.
Какой бы ни была реальность, она хороша. Любите её, радуйтесь ей и расслабьтесь в ней. Если что-то уходит, проститесь. Всё меняется. жизнь течёт и меняется. Никто не остаётся прежним; иногда открываются широкие просторы, иногда двигаться некуда. То и другое хорошо. То и другое — дары существования. Нужно научиться такой благодарности, которая благодарит за всё, что бы ни случилось. Просто наслаждайтесь происходящим — оно, и ничто другое, происходит прямо сейчас. Завтра, может быть, что-то одно изменится и будет другое; тогда наслаждайтесь другим. Послезавтра, может быть, случится что-то третье. Наслаждайтесь третьим. Не сравнивайте с прошлым, с бесполезными фантазиями о будущем. Живите в этот миг. Иногда жарко, иногда очень холодно, но то и другое необходимо; иначе жизнь исчезнет.
Я даже не знаю: есть ли Вы в моей жизни? В просторах моей души — нет.
Я даже не знаю: есть ли Вы в моей жизни? В просторах моей души — нет. Но там, на подступах к душе, в некоем между: небом и землёй, душой и телом, собакой и волком, в пред-сне, в после-грезье, там, где «я не я, и собака не моя», там Вы не только есть, но только Вы один и есть.
Строить правильно отношения труднее всего с женщинами.
Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязанными, если удалишь от себя — возненавидят.
Любовь — это начало и конец нашего существования.
Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.
Когда оглядываешься на жизнь, столь трепетную, столь насыщенную.
Когда оглядываешься на жизнь, столь трепетную, столь насыщенную переживаниями, заполненную мгновениями столь жарких исступлений и радостей, всё это кажется каким-то сном или грёзой. Что такое нереальное, если не те страсти, которые когда-то жгли точно огнём? Что такое невероятное, если не то, во что когда-то пламенно верил? Что такое невозможное? То, что когда-то совершал сам.
На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь.
Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь — снисходительность.
Интересные цитаты
Как часто эскалаторы ходили.
Как часто эскалаторы ходили!
Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос.
Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех её проявлениях.
Сегодня, в ХХI веке, в многополярном нашем мире.
Сегодня, в ХХI веке,
в многополярном нашем мире, —
пора понять, что в караоке
быть победителей не может.
Тот прав, кто громче и с большей убедительностью крикнет на другого.
Тот прав, кто громче и с большей убедительностью крикнет на другого.
Никаких объяснений. Они слишком отдают пошлостью.
Никаких объяснений. Они слишком отдают пошлостью. Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.
Давай дружить: то я к тебе обедать, то ты меня к себе зови!
Давай дружить: то я к тебе обедать, то ты меня к себе зови!
Понятна мысль моя неглубокая.
Понятна мысль моя неглубокая?
Кто прав: весь мир иль мой влюблённый взор.
Кто прав: весь мир иль мой влюблённый взор?
Но любящим смотреть мешают слёзы.
Подчас и солнце слепнет до тех пор,
Пока всё небо не омоют грозы.
Любовь хитра, — нужны ей слёз ручьи,
Чтоб утаить от глаз грехи свои!
Нет рабства безнадёжней, чем рабство тех рабов.
Нет рабства безнадёжней,
Чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает
Свободным от оков.
Иоганн Вольфганг Гёте
О глупец, ты, я вижу, попал в западню.
О глупец, ты, я вижу, попал в западню,
В эту жизнь быстротечную, равную дню.
Что ты мечешься, смертный? Зачем суетишься?
Дай вина — а потом продолжай беготню!
Все не то чем кажется и не наоборот смысл
«Всё не то, чем кажется и не наоборот.»
(Конфуций)
«Краткий курс психического здоровья без говна»
некоторые мои друзья несчастны, постоянно копаются в себе, ходят к психотерапевтам, портят жизнь себе и людям — и в результате все равно несчастны и не понимают, почему.
поэтому я решил, что будет полезно вкратце рассказать о моей жизненной, кхм, как бы философии. я не уверен, что это кому-то поможет, вряд ли вы сразу станете менее несчастны (да и потом — тоже вряд ли), но ответ на вопрос “почему” у меня есть, а это уже что-то.
вы несчастны, потому что вы живете в аду.
тут, конечно, пытливый ум сразу задается новым “почему”, но ответа на это “почему” уже нет. вы же не спрашиваете, почему вы живете в воронеже или в доме номер восемь. ваши родители жили в воронеже, ваши дедушка и бабушка жили в доме номер восемь, и все эти адреса находятся в аду.
это не самый очевидный факт в мире, потому что мы живем в аду давно, мы к нему привыкли, приноровились, и у нас есть икея. с бытовой точки зрения ад выглядит неплохо, мы мало-мальски обустроили его, провели водопровод, подключили газовую колонку и интернет.
нам сложно понять, что мы живем в аду еще и потому что, в книжках ад описывается совсем уж неприятно и совершенно с другим интерьером. считается, что в аду необходимо постоянно испытывать физические и душевные муки плюс там фиговая мебель и постоянно что-то горит.
я ад понимаю расширительно. ад — это мир, который не приносит радости.
это звучит немножко более знакомо, правда?
теперь я могу чуть точнее переформулировать свой первый и единственный тезис.
вы несчастны, потому что вы живете в аду и не понимаете этого. вы ждете от мира тепла и любви, но мир не может вам дать ни первого, ни второго, он совершенно не про это, он про ад. кстати, нельзя сказать, что этот ад настроен к вам враждебно.
совсем нет. ему просто насрать.
например, вы хотите, чтобы в вашей жизни появились люди, с которыми вы могли бы установить доверительные отношения. вы хотели бы, чтобы у вас были друзья.
миру насрать на это.
или вы хотите преуспевать в выбранной профессии и добиться в ней больших успехов.
ради бога. миру насрать на это.
или вы хотите, чтобы вами восхищались, чтобы даже незнакомые люди при звуках вашего имени улыбались и понимающе кивали.
миру насрать на ваши желания.
при этом вы в неплохой компании. точно так же миру было насрать на ницше, шопенгауэра, принцессу диану, курта кобейна и эйнштейна. да что там эйнштейн. мир плевать хотел на стива джобса, а этот человек подарил нам айфон.
но вот джобса нет, а айфон все есть и есть, а потом и его не будет, потому что на айфон миру тоже насрать.
просто айфон, в отличие от вас, это понимает и не парится по пустякам.
ну и, в общем, мир довольно сложно обвинять в равнодушии. если завтра кутикула на указательном пальце вдруг разговорится и сообщит вам, что вы слишком редко обращаете на нее внимание, вы тоже будете изрядно удивлены.
разница в масштабах между вами и кутикулой намного, намного меньше, чем между вами и, собственно, миром.
— так, — говорит вселенная, — значит, вам тридцать шесть, и, эээ, у вас сложные отношения с родителями, они вас не понимают и не видят в вас личность, все верно? и от этого у вас сильный внутренний конфликт, который, эээ, приводит к тому, что вы не можете реализоваться и что-то там еще, я не могу разобрать почерк.
— окей, — говорит вселенная. — это действительно уникальная ситуация и серьезная проблема. мне четырнадцать миллиардов лет, радиус обозримой моей части составляет почти 50 миллиардов световых лет, и я никогда такого не встречала. сейчас я все брошу, перестану расширяться, поставлю энтропию на паузу и немедленно займусь вашим вопросом. присаживайтесь поудобнее.
ну, на самом деле, я пошутил. мир, конечно, ничего такого не говорит. ему наплевать.
собственно, даже слово “наплевать” слишком сильное, потому что миру, конечно, не наплевать, с точки зрения вселенной вас просто нет. все ваши мелкие обиды, надежды и победы настолько малы, что не существуют ни во времени, ни в пространстве.
вас для мира нет. и ваших претензий к миру — тоже.
по какой-то неведомой нам причине у маленьких и говнистых кусочков органики появилось самосознание и сразу же за этим — претензии и требования к миру, в котором они очнулись. но эти претензии бессмысленны и беспредметны.
никто не обещал, что будет легко.
в прямом смысле, никто. некому было обещать.
некому жаловаться. некого проклинать. не с кем поговорить.
в огромной и пустой, по большому счету, вселенной есть только мы.
ну и, кстати, говоря, если бы наш невидимый собеседник все-таки существовал и мог нас слышать, он бы сильно удивился, ознакомившись с нашими записями в книге жалоб.
— секундочку, — сказал бы он, — я хотел бы уточнить кое-что. то есть, я вас вытащил из небытия на какой-то краткий и совершенно неважный для меня миг, я дал вам кислород, сельдерей и netflix, я дал вам северное сияние и горные реки, я придумал чихание и икоту, я дал вам все, я создал вас, я нечаянно и случайно пригласил вас в свой кинотеатр с огромным экраном — и вы еще чем-то недовольны?
— да с чего вы взяли, что это все вообще для вас? кто-то из вас заплатил за билет? а покажите корешки.
а у нас нет корешков. у нас вместо них длинный список претензий и ожиданий. но эти претензии некому предъявить, потому что мы живем в аду.
и самое важное (и обидное) — этот ад не был построен специально для нас.
он просто был, мы тут гости.
собственно, это не ад даже, адом он становится только потому, что мы плохо понимаем контекст и ожидаем от мира того, что он в принципе дать нам не может.
в тех местах, где мы хорошо понимаем контекст, у нас проблем не возникает. ни один русский турист не выходит на улицы бангкока и не воет, потому что ему остро не хватает гречки. в ресторане никто не требует показать ему кино. в театре никто не ожидает ярких визуальных эффектов, мы пришли туда осознанно и понимаем, что у театра есть свои ограничения.
с миром у нас с самого начала все пошло не так, потому что мы повелись на всякие мелочи и не сразу поняли, что это ад.
мир как ад это, кстати, не очень свежая мысль, она есть в любой мало-мальски развитой религии, я тут никаких америк не открыл, но просто религии тоже прошли большой путь, и в какой-то момент в каждой из них появились маркетологи, которые поняли, что со слоганом “мир это ад” корову не продашь.
так появились всякие идеи про загробную жизнь и другие ништяки.
тогда же появилась вторая идея — будто бы богам есть до нас дело.
обе идеи совершенно контринтуитивны. вселенная ведет себя честно и последовательно объясняет нам, что это не так — и нет, мелкий клерк не может прийти к CEO, если у него источился карандашик, потому что в мире CEO нет ни карандашика, ни клерка.
почему бог должен вести себя иначе?
почему это бесконечное и безвременное существо, присутствующее на всех планах бытия, вообще должно принимать во внимание, что ваша жена в очередной раз недосолила лапшу и значит она вас не любит?
могла бы уже и запомнить, право слово.
но в то же время эти идеи слишком привлекательны и слишком хорошо продаются, чтобы от них можно было отказаться.
даже буддизм, который сопротивлялся дольше всех, и тот, в конце концов, сдался.
— о, в этот тарифный план теперь входит реинкарнация? отлично. дайте два.
мир это ад. вы умрете. все ваши враги умрут. все ваши друзья тоже умрут. солнечная система исчезнет и превратится в межзвездную пыль. мы это просто маленькие и недовольные искорки в очень пустом и непонятном для нас пространстве.
сами видите, это не выглядит очень привлекательно.
но это очень похоже на правду.
потому что если принять, что вы живете в аду, то все не так уж плохо. реально, если бы ад проектировали специально под нас, его можно было бы сделать намного, намного неприятней.
у нас есть икея, наконец.
и никто никому ничего не должен, потому что никого из нас, в общем-то, нет — а даже если и есть, то скоро не будет.
мне кажется, просто логично немного отпустить все эти поляны и долины, освободить их от наших ожиданий и требований, принимать их такими, как есть.
а потом то же самое сделать с другими людьми.
это не очень просто, у меня тоже не всегда получается, хотя про ад я не вчера придумал.
но это очень полезно.
и тогда каждое маленькое потепление будет в радость, и каждая радость тоже будет в радость.
если вы понимаете, что по умолчанию вам положено ничего, то вам не будет казаться, что вам чего-то недодали.
и если люди вокруг вас ведут себя по-старому, если они что-то требуют от вас, если у них есть мнение, чем вы должны заниматься, как себя вести, как чувствовать, то не злитесь и простите их.
они не со зла. они не ведают, что творят.
просто они живут в аду, а это очень трудно.
они живут в аду и не понимают этого.
в отличие от вас»
(Владимир Гуриев)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Не все то, чем кажется
Иногда случается так, что мы воспринимаем мир, происходящие в нем события и окружающих людей искаженно. Когнитивные процессы очень сложны и иногда в них возникают сбои, называемые искажениями. Они, в свою очередь, могут человеком не осознаваться, но при этом оказывать на его жизнь и личность серьезное, в том числе и формирующее воздействие. Из этой подборки вы узнаете, что такое когнитивные искажения, какие бывают, как распознать и, конечно же, что делать, чтобы их устранить. Думаем, что это информация станет вам отличным помощником в борьбе с ловушками сознания.
Искажения восприятия и понимания в процессе общения
При знакомстве с человеком в нашей психике приходят в движение десятки самых разных механизмов, причем все это происходит за секунды, т.е. подсознательно. В социальной психологии восприятие человека человеком – это процесс построения образа другого, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Он имеет особые временные характеристики и включает в себя все уровни психического отражения. Процесс восприятия собеседника очень сложен, и в этой статье мы попробуем выяснить главные особенности того, как человек принимает решение о том, нравится ли ему партнер по общению. Читать подробнее…
Когнитивные искажения
Восприятие человека напрямую связано с тем, как он мыслит и какие суждения выносит по поводу того или иного факта или события. И далеко не всегда мышление и суждения человека отражают объективную действительность – в них могут наблюдаться систематические ошибки и отклонения. Именно в таких ситуациях следует говорить о когнитивных искажениях. Когнитивными искажениями называют различного рода систематические ошибки в мышлении человека, а также шаблонные отклонения, происходящие в определенных ситуациях и основой которых служат искаженные убеждения. В данной статье мы расскажем, как они возникают, какими бывают и что с ними делать. Читать подробнее…
Гиперцепция: что это такое и чем это грозит всем нам
Термин «гиперцепция» появился в 1962 году после выхода в свет книги Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга». Понятие «гиперцепция» является производным от слова «перцепция», обозначающего процесс восприятия в самом широком смысле. Необходимость в новом определении процесса восприятия появилась с приходом в нашу жизнь телевидения, глобально изменившего процесс познания, и других электронных средств передачи информации. И сегодня восприятие, способное быть свободным от линейности, принято обозначать термином «гиперцепция». Из статьи вы узнаете, что такое линейность и чем отличается гиперцепция от обычного процесса восприятия. Читать подробнее…
Список примеров когнитивных искажений
В лабораторных наблюдениях за птицами исследователи один раз заметили, как некоторые подопытные совершают непонятные действия, например, настойчиво стучат клювом по стенкам клетки или по полу, топчут ногой и т.д. И каждый раз оказывается, что это, так сказать, неправильно понятый условный рефлекс. Т.е. однажды птица случайно ударила клювом в пол, и в этот момент в клетку подали корм; животное расценило эти два события как связанные и принялось стучать клювом в пол каждый раз, когда хотело есть. В действительности два этих действия – появление корма и постукивание клювом – никак не были связаны. Это пример когнитивных искажений, имеющих место в животном мире. Подобным искажениям подвержены и люди… Читать подробнее…
10 ловушек сознания
Мышление человека невозможно подчинить каким-либо законам, которые могли бы быть универсальными и действовать всегда и везде. Наверное, именно по этой причине время от времени в нем возникают определенные ошибки или некие шаблонные отклонения, которые происходят в конкретных ситуациях и причиной которых являются искаженные убеждения. Эти ошибки и отклонения называются когнитивными искажениями. Их существует огромнейшее количество, и все они отличаются друг от друга. Мы не ставим перед собой задачу описать все возможные когнитивные искажения, но стремимся лишь донести суть данного феномена как такового, поэтому и поговорим мы только о нескольких когнитивных искажениях, встречающихся поразительно часто. Читать подробнее…
Предубеждение: ментальный яд
Есть эмоции, которые разрушают нашу жизнь и взаимоотношения с окружающими. О некоторых мы очень хорошо осведомлены и часто о них слышим и читаем, а есть те, которые мало исследуются и обсуждаются, но, тем не менее, имеют огромное влияние на все, что с нами связано, и сюда вполне можно отнести предубеждения. В статье мы рассмотрим это явления в качестве эмоции, несмотря на то, что, по сути, это состояние, установка и мнение в одном лице. Кроме того, иногда предубеждение определяется как «негативное отношение», а иногда просто как «отношение», т.е. во втором случае это отношение может быть заранее позитивным. Мы же будем рассматривать именно негативное отношение, т.к. его влияние может быть в разы сильнее. Читать подробнее…
Социальные стереотипы
Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события. Это также общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей (например: «Итальянцы эмоциональные» или «Политики – лгуны». Почему возникают стереотипы? Вероятно, есть две основные причины. Первая: ментальная лень. Человек не хочет предпринимать интеллектуальное усилие для того, чтобы узнать больше о событии, группе людей или человеке, поэтому искренне верит в то, о чем знал и раньше. Вторая: недостаток информации или времени. В статье мы подробно поговорим о причинах, функциях и роли стереотипов, а также о том, как от них избавиться. Читать подробнее…
Эффект ореола
«Однажды Иванов перевел меня через дорогу, а значит, он будет отличным депутатом», «Сергеев учится на одни пятерки, он не мог разбить мячом окно» – эти утрированные примеры основываются на так называемом эффекте ореола, которым в психологии называют когнитивное искажение, при котором отдельные позитивные признак и становятся основой и для общей оценки человека. Когда кто-то кажется нам привлекательным, мы склонны считать его и более успешным, добрым, чутким, дружелюбным, чем непривлекательного. Но эффект ореола может иметь и еще одну сторону, которую называют эффектом дьявола. Попробуем разобраться в этом феномене более подробно. Читать подробнее…
Эффект присоединения к большинству
В психологии эффектом присоединения к большинству или эффектом подражания называют феномен распространения определенных убеждений среди группы, сообщества и т.д. Относится к тенденции, когда люди перенимают поведение, стиль или отношение просто потому, что все вокруг это делают. Эффект присоединения к большинству тесно связан с групповым мышлением. Люди, работающие в команде, как правило, стараются поддерживать гармонию между всеми ее участниками. Чтобы достичь этого состояния, человек может даже соглашаться с решениями, которые считает неправильными. Таким образом, во избежание конфликта члены группы принимают определенную точку зрения без критической ее оценки. Думаем, что об этом эффекте стоит поговорить более предметно. Читать подробнее…
Онлайн-программа «Когнитивистика»
В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. На уроках не просто тренируются общие навыки памяти и логики, а даются конкретные модели и алгоритмы мышления. Занимаясь на программе, вы научитесь применять свои знания и умения на практике, получите примеры, задания-кейсы, специальные игры и упражнения, а короткие занятия по 15-20 минут помогут без отвлечения от основной деятельности развивать свое мышление и показать результаты уже на первой неделе. Узнать подробнее…
Чем больше вы будете знать об отклонениях в восприятии, тем меньше будете подвержены их воздействию. Поэтому читайте и другие наши статьи на данную тему, становитесь умнее и мудрее, а мы желаем вам удачи!
Всё не то, чем кажется. Часть 1 или как нас обманывает наш собственный мозг
Всем привет! Я предприниматель и маркетолог (надеюсь, здесь за это не бьют 🤷♂️ ) и немного упарываюсь по изучению процессов принятия решений — чтобы использовать это в бизнесе и в то же время знать, как противостоять различного рода маркетинговым манипуляциям — ведь я и сам потребитель.
Я часто слышу утверждение «на меня реклама не действует». Я уверен, что это не так, и реклама действует на всех — даже тех, кто так не думает. В двух постах проиллюстрирую, почему я так в этом уверен. В двух, потому что иначе пост будет уж слишком длинным.
В этой, первой, части покажу, как мы галлюцинируем, а обмануть нас очень легко. Особенно хорошо умеет это делать наш собственный мозг. Но сначала посмотрите этот ролик (английский знать необязательно, смотрите на трюк с картами):
Комментировать ролики не буду, ведь и так все понятно?
Еще для демонстрации идеи покажу оптические иллюзии. Их вы, конечно, видели миллион. Моя любимая эта:
Столы Шепарда. Можете взять линейку и проверить. Но я уже проверил 🙂
Иллюзия Эббингауза. В этот раз поверите без линейки?
А вот оно в движении:
Понимаете в чем подвох, да?
Еще парочка прикольных:
Фокусируйтесь на красной точке в центре. Заметили что-нибудь?
И снова фокусируемся на центре:
А хотите вообще сломать мозг?
На 56 секунде я завис. Пришлось пересмотреть несколько раз, чтобы понять, в чем подвох.
Не могу удержаться, вот вам еще одна:
Увеличьте картинку, сфокусируйтесь (как вы уже догадались) на ее центре и не двигайте глазами.
А теперь эксперимент
Можете перерисовать на лист бумаги картинку ниже — точку и крест на расстоянии примерно 10-15 см друг от друга, но должно сработать и с экрана.
Картинка располагается горизонтально: точка — слева, крест — справа. Смотрите на нее на расстоянии вытянутой руки. Правой рукой закрываете правый глаз, левым глазом смотрите на крест. Теперь медленно подносите экран или лист к лицу (или придвигайтесь к экрану), а левый глаз не сводите с креста. В какой-то момент вы заметите, что точка исчезла, а потом снова появилась.
Это происходит потому, что на сетчатке есть место, не чувствительное к свету — там, где нервные волокна собираются в зрительный нерв. Но причины для нас сейчас не важны. Важно, что мы не видим объекта реального мира (точку), хотя вот он прямо перед глазами. И что еще интереснее, никаких черных пятен тоже не видим, то есть даже не замечаем, что часть изображения отсутствует.
Дело в том, что это слепое пятно компенсируется вторым глазом и мозгом, который достраивает недостающую информацию. Но, если мы закроем один глаз, то никаких черных пятен в оставшемся нет. И вот сейчас тоже — второй глаз у нас закрыт, точку мы не видим, а белый фон под ней почему-то видим, хотя по идее видеть его не можем. Его нам рисует мозг.
А маркетинг-то и реклама тут при чем?
Объективная реальность и наше ее восприятие — разные штуки. Мы думаем, что видим реальный мир, но на самом деле видим лишь его интерпретацию, каким ее создает тело с помощью органов чувств и мозга.
Многие считают себя этакими рациональными, осознанными продумАнами — мол мы все видим, все понимаем, все распознаем, нас не проведешь, маркетинг и реклама на нас не действуют.
Ребята, почему вы допускаете существование оптических иллюзий, но отрицаете мысль, что в мозгу у вас полно таких же иллюзий, которые могут быть использованы маркетологами?
Здесь надо бы поговорить о когнитивных искажениях, но, чтобы не раздувать статью, приведу тезисно:
▪️ Мы ежедневно принимаем десятки тысяч решений, и большинство из них — неосознанно, автоматически. Если бы это было не так, наш мозг впал бы в ступор.
▪️ Наш мозг постоянно анализирует огромные объемы сигналов, информации, идей, расставляет приоритеты, принимает решения. И, чтобы облегчить себе работу и сэкономить энергию, периодически «срезает путь».
▪️ «Срезание пути» энергоэффективно и позволяет решить задачу, но совершенно необязательно это решение будет наилучшим или рациональным. Такие неоптимальности называются когнитивными искажениями.
▪️ Когнитивные искажения влияют на наше поведение, даже если мы про них знаем. Оптические иллюзии показывают как раз для иллюстрации этой идеи: вы знаете, в чем подвох, но развидеть не можете. Когнитивные искажения — это своего рода иллюзии, только не оптические, а мыслительные.
Наш мозг экономит энергию и по возможности «срезает путь». Можно пойти по длинному пути, проанализировав все аспекты, а можно по короткому: не все учли, зато энергоэффективно и быстро.
Нами легко манипулировать
Сказали смотреть на карты, ну мы и смотрим и ничего вокруг не замечаем (это я про карточный трюк в начале статьи).
И вот мы думаем, что маркетинг на нас не действует.
Если вы заметили манипуляцию, значит просто маркетолог проиграл. А если не заметили, то не можете быть уверены, что ее не было.
Поэтому маркетологи обязаны изучать, как люди на самом деле принимают решения и каким образом на них влиять.
А не маркетологам (хотя и им тоже) лучше всё всегда подвергать сомнению, априори предполагая, что сейчас либо нами пытаются манипулировать, либо решение за нас принимает автопилот, подверженный искажениям, либо и то и другое одновременно.
Во второй части статьи я покажу примеры, как маркетологи (нормальные, а не школьники после трехдневных курсов) используют отличия между реальным миром и нашей его интерпретацией, чтобы влиять на наше потребительское поведение. И как этому противостоять.
О себе: в маркетинге с 2005, в предпринимательстве с 2011. Периодически запускаю новые продукты (и периодически закрываю). Делюсь опытом, в том числе как противостоять маркетинговым уловкам, в телеграм-канале.
за эти три года я себе ничего не приобретал, кроме продуктов на пожрать, а значит реклама на меня не действует, хотя может и действует, но я нищеброд
Один раз на меня реклама подействовала просто фантастически.
Я в то время работал ди-джеем в ночном клубе.
И вот однажды я увидел рекламу по телеку. Нет, не так. РЕКЛАМУ!.
Там ди- джей играет свой сет в ночи, люди отрываются, танцуют. Дело происходит на природе.
НО ВДРУГ начинает вставать солнце. Свет всех обламывает, настроение вечеринки рушится. (заводим потребителя в проблему).
После принятия напитка все участники вечеринки заряжаются такой энергией, что убегают в закат быстрее скорости света и продолжают вечеринку опять в приятной атмосфере ночи. (потребитель видит желаемое).
На меня этот ролик произвёл совершенно магическое действие, хотя ни до, ни после особо рекламой не зацеплялся.
Как сломать свой мозг:
Эффект Баадера-Майнхоф
Представьте ситуацию: ссора супругов. Жена попросила мужа прибить полку, а муж срывается на крик:
Сколько раз можно повторять мне одно и то же?! Я же сказал, что сделаю, дай с работой закончить! Рекламу эту дурацкую еще по телеку крутят!
(по телевизору как раз был сюжет, связанный с полками).
Я всего лишь второй попросила, напомнила. Че орать-то?
И ведь она правда всего второй раз ненавязчиво попросила, а вот муж стал заложником эффекта Баадера-Майнхоф.
Другой пример. Вы, наконец-то, купили себе платье, о котором мечтали полгода: то размера не было, то найти не могли, то еще что-то. Оно и понятно, ведь платье шикарное, да и цена на него привлекательная, а вот подходит оно не всем. И вот вы купили его, и что случается потом? Вы видите это платье в каждом магазине и чуть ли не на каждой женщине. Он повсюду. И вас уже начинает это все порядком раздражать: и сам факт, что теперь оно такое доступное, и само платье, потому что оно теперь уже не такое привлекательное и уникальное. И вообще все вас бесит. Но на самом деле вы встречаетесь с этим платьем не чаще, чем до покупки. Просто мозг вас разыграл.
Эффект Баадера-Майнхоф – это когнитивное искажение. Альтернативное название – иллюзия частотности. Суть в том, что если человек недавно узнал какую-то информацию, а потом встретился с ней повторно за короткий период времени, то ему кажется, что он слишком часто сталкивается с этой информацией.
Почему у феномена такое название? В 1994 году в одной из американских газет была опубликована заметка о банде Баадера — Майнхоф. После чего в редакцию поступило письмо, где один из читателей пожаловался на то, что теперь везде только и слышит об этих преступниках. Обращение было опубликовано. Вслед за ним в редакцию поступили аналогичные письма. Так и был открыт этот феномен.
Почему возникает иллюзия частотности:
Наше внимание всегда работает избирательно. Оно концентрируется только на том, что важно и актуально для нас в настоящее время. Все остальное становится фоном. Возможно, прямо сейчас в нынешнем фоне есть то, что скоро станет единственным значимым объектом для вас. А то, что важно сейчас со временем станет фоном. Например, вас начнет преследовать описание феномена Баадера-Майнхоф.
Люди склонны искать подтверждение тому, что считают правильным, важным, значимым. Например, человек хочет пойти на какой-то концерт, но в то же время его что-то останавливает. И вдруг везде и всюду он слышит об этом концерте: перед офисом появился баннер, в газете написали о грядущем событии, друг рассказал, что в прошлом году ходил на похожее выступление. И вы решаете: «Это знак! Мне нужно туда пойти». На самом деле вы просто очень хотели туда пойти, и мозг помог вам решиться.
Теперь вы знаете, что такое эффект Баадера-Майнхоф. Как использовать полученные знания? Например, напоминать себе о том, что если что-то кажется вам навязчивым и раздражающим, то, возможно, на самом деле оно не такое уж и навязчивое. Какая еще практическая ценность у этих знаний? Например, вы перестанете ждать знаков судьбы и начнете объективно, критически разбираться в вопросах «А нужно ли оно мне вообще?».
В общем, это знание – еще одно вложение в копилку осознанности. Мы с вами много говорим о токсичности и о том, как не дать себя обмануть, не дать собой манипулировать, но ведь еще важно научиться не обманывать самих себя, подружиться со своим разумом.