все народники считали что
Основные идеи народничества в России 19 века
Главные и существенные черты движения:
особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;
уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;
капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;
в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;
преобразования можно осуществить только революционным путем.
Причины и истоки возникновения
Истоки возникновения народничества:
идея просвещения о всеобщем равенстве людей;
утопический социализм с его проектами построения идеального общества;
дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;
идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).
В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.
Автор теории общинного социализма
Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.
Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.
Три течения народничества
В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:
пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции
захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства
История революционного народничества
Хождение в народ и пропаганда
60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов.
Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.
Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.
Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».
«Земля и воля»
Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.
Тайная революционная организация «Земля и воля» возродилась в 1876 г. Решили создавать народнические поселения в деревнях, в целях сближения с крестьянами и для большей эффективности агитации. Была также развернута пропагандистская деятельность среди рабочих на заводах.
Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.
Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.
Раскол
Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.
«Теория малых дел»
К 90-м годам большинство народников отказывается от революционных идей. Становится популярной «теория малых дел».
Либеральное народничество
В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.
В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.
Неонародничество
В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.
Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.
Историческое значение народничества
Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.
Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.
Народничество
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничества
Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничества
Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничества
Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Деятельность народников
В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничества
Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
Народничество — основные идеи, представители и течения
В России второй половины XIX века господствующим направлением общественной жизни являлось народничество — общественно-политическое движение и идеология дворянской и разночинской интеллигенции.
Основные идеи народничества в России 19 века
Главные и существенные черты движения:
особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;
уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;
капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;
в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;
преобразования можно осуществить только революционным путем.
Причины и истоки возникновения
Истоки возникновения народничества:
идея просвещения о всеобщем равенстве людей;
утопический социализм с его проектами построения идеального общества;
дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;
идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).
В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.
Автор теории общинного социализма
Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.
Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.
Основные идеи Герцена по устройству общества — крестьянское общинное землевладение и мирское самоуправление, распространенное на все государство.
Три течения народничества
В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:
пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции
пробуждение народа к бунту, вместо государства — союз общин
захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства
История революционного народничества
Хождение в народ и пропаганда
60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов.
Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.
Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.
Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».
«Земля и воля»
Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.
Тайная революционная организация «Земля и воля» возродилась в 1876 г. Решили создавать народнические поселения в деревнях, в целях сближения с крестьянами и для большей эффективности агитации. Была также развернута пропагандистская деятельность среди рабочих на заводах.
Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.
Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.
Раскол
Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.
«Теория малых дел»
К 90-м годам большинство народников отказывается от революционных идей. Становится популярной «теория малых дел».
Либеральное народничество
В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.
В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.
Неонародничество
В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.
Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.
Историческое значение народничества
Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.
Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.
РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО
Социалистическая идеология, распространившая в России во второй половине XIX века.
«Русский социализм» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского
У истоков ее стоял А.И. Герцен, эмигрировавший из России в 1847 году и своими глазами наблюдавший европейскую революцию 1848-1849 годов. Весь ход и конечные результаты этой беспощадно подавленной революции привели радикального западника Герцена к разочарованию в своих взглядах. Если раньше он видел в передовых европейских странах лидеров, ведущих человечество к социализму, то теперь потерял веру в их возможности; если раньше он считал капитализм не более, чем неизбежной и легко преодолимой стадией этого пути, то теперь воспринимал как безысходный тупик. В написанной в результате долгих и тяжелых раздумий работе «Развитие революционных идей в России» (1850) Герцен отмечал преимущества своей покинутой родины перед западом. С одной стороны, здесь не было пока сколько-нибудь сильной, способной к диктату буржуазии; с другой, Россия сохранила «великое сокровище», утраченное Европой – крестьянскую общину. Именно община, по мнению Герцена, содержала в себе в зародыше все необходимое для развития и победы социализма в России, а затем и во всем мире. Идеи Герцена легли в основу народничества, в целом, и революционного народничества, в первую очередь.
В конце 1850-х-начале 1860-х годов большой вклад в становление этой идеологии внес Н.Г. Чернышевский, доказывавший в своих работах социалистическую сущность отношений, связывавших членов крестьянской общины.
М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев
На протяжении большей части 1860-х годов, в эпоху нигилизма, народнические идеи были отодвинуты на задний план. На переломе 1860-х-1870-х годов, когда нигилизм как общественное течение явно исчерпал себя, народничество снова начинает привлекать внимание революционно настроенной части русского общества. Идеи Герцена и Чернышевского подхватывают и развивают их продолжатели – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев. Полностью соглашаясь с тем, что общинные отношения – коллективное владение землей и периодические ее переделы, круговая порука и т.п. – по сути своей социалистические, эти идеологи пытались нащупать путь, ведущий к их развитию и победе. Они утверждали, что главным препятствием на этом пути являются те крайне неблагоприятные условия, в которых поставлена община: малоземелье, непомерные платежи, административный произвол. Если же эти условия изменить к лучшему, процесс становления социализма в России пойдет полным ходом.
На вопрос «Как добиться перемен?» народнические идеологи давали разные ответы, формируя, тем самым, разные направления в этом движении. М.А. Бакунин основное средство освобождения общины видел в бунте, стихийном крестьянском движении, которое, по его мнению, могло вспыхнуть в России в любой момент. Крестьяне, считал Бакунин, к революции вполне готовы и ждут лишь толчка, который должна им дать интеллигенция. Сторонники М.А. Бакунина составили бунтарское направление народничества.
П.Л. Лавров тоже поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал радикально настроенных интеллигентов как силу, способную побудить к ней народные массы. Но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребуется достаточно длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством – период пропагандистской работы. Сторонники П.Л. Лаврова и составили, соответственно, пропагандистское направление.
И наконец, П.Н. Ткачев, главный теоретик заговорщического направления, исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и в условиях господства самодержавия практически непреодолим. Поднять народные массы на сознательную революцию он считал делом нереальным. Освободить народ могла только интеллигенция, опираясь на собственные силы. Поскольку же эти силы были невелики, Ткачев делал ставку на заговор, вооруженный переворот, захват власти. Затем революционное правительство должно будет сверху провести необходимые социальные преобразования.
«Хождение в народ». «Земля и воля»
Под влиянием идеологов народничество превращается в мощное революционное движение. В начале 1870-х годов в разных российских городах появляются кружки народнически настроенной молодежи. Поначалу наибольшей популярностью в них пользовались взгляды Бакунина, в духе которых в 1874 году состоялось знаменитое «хождение в народ». Несколько сотен решительно настроенных «бунтарей» отправились в деревню поднимать крестьян на восстание. Никаких реальных результатов им добиться не удалось, крестьяне отнеслись к пришельцам с недоверием и подозрением, однако общество было взбудоражено, а власть напугана. Полиция, действуя нередко в согласии с крестьянами, провела массовые аресты, в результате которых состоялся судебный «процесс 193-х». Но главным результатом этого действа можно было считать разочарование в бунтарстве: стало очевидно, что призывы Бакунина надуманны и ошибочны.
Землевольцы пытались вести в крестьянской среде пропаганду социалистических идей и народной революции – так же, как и их предшественники, только с лучшей организацией и большим размахом. Однако, как и раньше, эта пропаганда успеха не приносила. Гораздо лучше дела шли в рабочих кружках, которые также создавались землевольцами; однако рабочих народники считали безусловно второстепенной силой, опираясь на которую невозможно решить поставленные задачи. В то же время «Земля и воля» постоянно теряла своих членов в результате репрессивной политики правительства.
«Народная воля»
Как показали дальнейшие события, этим действием народовольцы исчерпали свои силы. В ультиматуме, отправленном новому царю Александру III – автором его был Лев Тихомиров, один из немногих членов ИК, оставшихся к тому времени на свободе – было предъявлено требование немедленно созвать Учредительное собрание; в противном случае ему угрожали продолжением террора. Однако реальных возможностей к тому у организации уже не было. В 1883 году «Народная воля» была окончательно разгромлена полицией. Все попытки возродить ее или создать другую подобную ей организацию в царствование Александра III оканчивались неудачей. Помимо высокопрофессиональной деятельности созданной в это время охранки, это объяснялось еще глубоким идейным кризисом, которое переживало революционное народничество. Впрочем, эта идеология имела определенные перспективы: многие ее постулаты были взяты на вооружение партией социалистов-революционеров (эсеров), формирование которой происходит на рубеже XIX-XX веков.