все к чему прикасается превращается в золото
Вы когда-нибудь слышали легенду о царе Мидасе? Считается, что этот древний правитель был ярым поклонником бога вина Диониса, не однократно сидел за столом вместе с ним и его спутниками. И однажды к Мидасу привели какого-то пьяного старика, в котором он узнал воспитателя Диониса, Силена.
Мидас хорошо принял Силена и через шесть дней беспробудной пьянки отвел его к Дионису. Дионис был так рад увидеть старого друга, что пообещал Мидасу исполнить любое его желание. На что он пожелал превращать в золото любую вещь, к которой прикоснется. Дионис заметил, что идея эта достаточно глупая, но обещание свое сдержал.
Поначалу все было хорошо, Мидас был очень доволен. Об превращал в золото абсолютно все, к чему прикасался. Но когда он проголодался, сел за стол и взял хлеб, то он также превратился в золото.
Золото он есть, конечно же не мог. То же самое произошло и с вином, и с мясом. В отчаянии Мидас попросил Диониса вернуть все как было прежде, однако Дионис решил его хорошенько проучить. Он сказал Мидасу, что для исцеления ему нужно искупаться в реке Пактол – это было нужно для того, чтобы снять с себя вину за неразумное желание.
Ну, по крайней мере, так Дионис сказал. А царь с радостью его послушался и нашел нужную реку.
За это время он очень полюбил одиночество и простую жизнь, но и здесь он дошел до крайности. Однажды он увидел музыкальное соревнование между богом пастухов Паном и Аполлоном.
Согласно легенде, объективно игра Пана была намного хуже игры Аполлона, за что судья – бог горы Тмол, и присудил победу последнему. Однако Мидас, приверженец простой жизни, поднял большой крик из-за того, что ему не понравилось решение Тмола.
Аполлон настолько разозлился на Мидаса, что набросился на него с кулаками и потянул за уши так сильно, что они стали очень длинными, как у осла. Мидас, увидев, что с ним произошло, старался всячески скрывать уши под длинными волосами.
Но однажды подстриг слуга, который эти длинные уши и увидел. Рассказывать об этом никому было нельзя – могли и казнить. Но выговориться очень хотелось, поэтому он пошел в лес, вырыл в земле яму и все прошептал в нее.
Однако даже земля не могла сохранить эту тайну – на этом месте вырос тростник, который при первом ветре и прошелестел эти слова, разнесшиеся по всему свету. Казалось бы, Мидас – персонаж исключительно сказочный.
Однако древнегреческий историк Геродот описывал его как реально существующего правителя. Во Фригии сохранилась скальная гробница, которую современные исследователи называют «могилой Мидаса». А современные археологи обнаружили руины города Гордиона – столицы царя Мидаса.
Получается, что царь действительно существовал. Но как же тогда получилось, что он стал героем таких вот легенд? Скорее всего, история с золотом берет свое начало от богатства и жадности царя.
А история с ослиными ушами имеет другое происхождение. В развалинах древнего города Гордиона археологи обнаружили несколько монет с именем и изображением Мидаса.
Вот только на голове у него была кожаная шапка, сделанная из ослиной головы. И там как раз и были эти длинные уши. Считается, что Мидас проживал в 8 веке до нашей эры.
Реальный или мифологический персонаж Царь Мидас, все обращавший в золото
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Миф о Мидасе
Овидий упоминал великого царя в «Метаморфозах». По его мнению, Мидасу удалось захватить Силена, наставника великого Диониса. Старый мудрец жил в чудесном саду, куда повезло проникнуть Мидасу. Царь решил пойти на хитрость и наполнил фонтан вином. Перед таким искушением наставник божественного виночерпия не смог устоять, и Мидасу удалось выкрасть захмелевшего Силена.
Есть еще один вариант легенды, где Дионис со свитой пировали, затем просто потеряли по дороге изрядно подвыпившего Силена, прикорнувшего под кустом. В любом случае, Мидас несколько дней держал у себя Силена, всячески задабривая старика, устраивая пиры в его честь. После этого правитель вернул Дионису наставника, потребовав в знак благодарности исполнение желания.
Расплата за жадность
Сначала он радостно прикасался ко всему в своем дворце, смотря на то, как обычное дерево тут же становится золотом, как меняется мебель, и даже вода в чаше для омовения. Вся пища и напитки превращались в золото, стоило только им соприкоснуться с телом царя.
Мидас тут же кинулся Дионису в ноги, моля забрать дар обратно. Бог решил простить смертного, но заставил пройти ритуал очищения, искупавшись в истоке реки Пактол (рядом с горой Тмоло в Лидии). Мидас избавился от проклятия, но с тех пор в водах Пактола часто находили золотые самородки.
А был ли Мидас?
С другой стороны, байка о божественном даре, полученном Мидасом, который позволял ему превращать в злато все, к чему он прикасался, носила под собой материальное подтверждение. Фригийские цари и в самом деле были одними из богатейших правителей в те времена. Все территории фригийцев от Македонии и Фракии до некоторых областей Малой Азии были буквально пронизаны золотоносными жилами, которые располагались очень близко к поверхности. А в нескольких реках (например, в упомянутой Пактоле) намыть слитки можно было без малейшего труда.
Главный герой мифа, царь Мидас, был фигурой, которая действительно существовала и соответствует одному из первобытных монархов Фригии. Во времена его правления в конце VIII и начале VII веков до н. э. фригийцы достигли наибольшего развития. Эти даты подтверждаются восточными источниками, документирующими существование царя по имени Митта (Мита).
Прототип царя Мидаса
Вскоре враги так близко подобрались к границам королевства Мидаса, что пришлось идти на поклон ко вчерашним врагам. Царь решил поставить себя под защиту ассирийцев, так что между 710 и 709 годами до н. э. он подписал мирный договор и пообещал ежегодно платить дань ассирийскому царю.
Союз с греками и золотой трон для Дельфийского оракула
Во времена Геродота (середина V века до н. э.) трон все еще оставался в сокровищнице. Все источники указывали на то, что это было подношение ритуального толка, а не тонкий политический ход, дабы задобрить чиновников и политиков.
Конец царя Мидаса
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История царя Мидаса
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИДАСА. Гордий, первый царь Фригии и отец Мидаса, в начале своей жизни был простым землепашцем*. Как-то во время пахоты на оглоблю его воловьей упряжки уселся орел и не собирался улетать. Гордий знал, что орел предвещает царскую власть, но для верности запряг своих волов в повозку и погнал их в Тельмесс, где находился оракул. Однако недалеко от ворот города он увидел совсем юную и очень хорошенькую девушку, которая каждому желающему за небольшую плату предсказывала его судьбу и делала это так уверенно, что от желающих не было отбоя. Поглядев на орла, а затем на Гордия, который сам был довольно красивым парнем, предсказательница спросила, не захочет ли он взять ее в жены. Гордий согласился, так как о такой красавице любой мог только мечтать. Девушка села к нему в повозку, и они поехали к воротам города. Фригийцы в то время оказались без правителя и вопрошали оракул о том, кто из них должен править. Бог ответил, что они должны сделать своим царем первого, кто въедет в город на повозке вместе с невестой. Целая делегация отправилась к воротам и первым, кого они встретили в воротах, был, разумеется, Гордий со своей красавицей, да еще и с орлом на оглобле, так что Фригийцы немедленно провозгласили Гордия царем. Как только они это сделали, орел встрепенулся и с сознанием выполненного долга взмыл в небо. Фригийцы же посчитали, что орел подослан Зевсом или даже был самим Зевсом, принявшим облик орла. Таким образом, Фригия получила в один день и царя, и царицу, а через положенное время появился и царевич по имени Мидас. Гордий выстроил себе новую столицу, которая называлась, по его имени, Гордион. Свою повозку он посвятил Зевсу и привязал в храме этого бога необычайно хитрым узлом. Было предсказание, что тот, кто сумеет распутать узел, станет владыкой всей Азии, а то и всего мира. Через полторы тысячи лет в 334 г. до н. э. это попытался сделать Александр Македонский, но распутать узел не сумел и тогда попросту разрубил его мечом. Придворные хвалили македонского царя за находчивость и даже пустили в ход поговорку «разрубить Гордиев узел» о тех, кто так лихо решает сложные проблемы. На самом же деле требуемое условие не было выполнено и царем всего мира и даже только всей Азии македонский царь так и не стал, хотя и завоевал огромную территорию.
______________
* Имя Го’рдий (точнее, Го’рдиас) принадлежало в древности многим Фригийским царям из династии, прекратившей свое существование в VI веке до н. э. Первым царем с таким именем по преданию и был отец Мидаса. В русском языке это имя трансформировалось в «Горде’й».
==============
Иллюстрация: Франс Флорис. Состязание Аполлона с Паном (XVI век).
Все к чему прикасается превращается в золото
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Мидас, царь из Фригии с длинными ушами, поклонник бога Диониса, получивший дар обращать всё в золото
Мидас, греч. — фригийский царь, сын царя Гордия и богини Кибелы.
Мидас был страстным поклонником бога вина Диониса, не раз сидел с ним за одним столом и знал всех его спутников. Когда однажды крестьяне привели ему какого-то пьяненького старичка, Мидас узнал в нем воспитателя Диониса, Силена. Мидас радушно принял его и после десятидневного веселого застолья лично привел Силена к Дионису. Обрадованный бог вызвался исполнить любое его желание. Тогда Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис выразил сожаление, что ничего лучшего ему не пришло в голову, но слово сдержал.
Вначале Мидас был вне себя от восторга. Он отломил от дуба веточку, и она превратилась в золото, поднял с земли камень, и он превратился в золото, сорвал с дерева яблоко, и оно стало золотым, не хуже яблока из садов Гесперид. Но когда Мидас сел за стол и взял кусок хлеба, съесть его не удалось, так как он тут же превратился в золото. Золото заскрипело у Мидас на зубах, когда он положил в рот кусок мяса, в золото превратилось вино, когда он захотел выпить глоток. В отчаянии Мидас обратился к Дионису, моля избавить его от этого проклятия. А так как боги милосердны, если люди признают свою вину и просят о милости, Дионис удовлетворил его просьбу. Он велел Мидасу прийти к реке Пактол и искупаться в ней, чтобы смыть с себя вину за неразумное пожелание. Мидас с радостью послушался — и от его злоключений с золотом осталось лишь предание да золотой песок в речке, которая сегодня называется Гедир.
Познав суетность богатства, Мидас утратил интерес к своим обязанностям правителя и предался скитаниям по лесам и полям. Он полюбил одиночество и простоту; но и здесь он перегнул палку. Однажды, гуляя на горе Тмол, он стал непрошеным свидетелем музыкального состязания между богом пастухов Паном и Аполлоном. Игра Пана на пастушьей свирели не шла ни в какое сравнение с божественными звуками золотой лиры Аполлона, и бог горы Тмол, судивший это состязание, по праву присудил первенство Аполлону. Но тут Мидас, мнения которого никто не спрашивал, поднял крик, протестуя против этого решения: мол, простая пастушеская песня была куда лучше. О вкусах вообще-то можно спорить, но только не с богами. Разгневанный Аполлон набросился на Мидас и так потянул его за уши, что они у него стали длинные, как у осла.
Мидас тщательно прятал свои уши под длинными волосами, но слуга, который время от времени стриг царя, обнаружил эту его тайну. Выдавать ее было опасно, но и хранить невыносимо, поэтому слуга ушел далеко за город, вырыл в земле яму и прошептал в нее: «У царя Мидаса ослиные уши». Однако выданную однажды тайну не скроет даже земля: над засыпанной ямой вырос тростник, при первом же ветерке тростник прошелестел посеянные в землю слова, и они разнеслись по всему свету.
Предания о Мидасе звучат настолько сказочно, что многие столетия в нем видели всего лишь мифический персонаж. А между тем еще «отец истории» Геродот, а за ним и ряд других историков упоминали о Мидасе как о реально существовавшем правителе. И вот в прошлом столетии была найдена надпись ассирийского царя Саргона И, относящаяся к 717 — 715 гг. до н. э., в которой царь Мидас из фригийского Гордиона (в ассирийской транскрипции Мида) предстает бесспорно исторической личностью. Во Фригии сохранилась скальная гробница с богата украшенным фасадом, которую традиционно называют «могилой Мидаса» (к востоку от нынешнего города Кютахья). Археологи нашли и Гордион, столицу царя Миды. Итак, Мидас из Гордиона действительно существовал. Тогда чем объяснить, что он стал героем сказочных преданий? История с золотом, скорее всего, отражает богатство этого царя; блеск золота издавна возбуждал человеческую фантазию. Но сегодня найдено объяснение и рассказу об ослиных ушах Мидаса. В развалинах Гордиона нашлись монеты с именем и изображением Мидаса: вместо короны на голове у него шапка из кожи с ослиной головы вместе с ушами. Таким образом, у него действительно были ослиные уши, правда, не на голове, а на шапке; правил Мидас в конце 8 в. до н. э. Его матерью явно была не богиня Кибела (просто в давние времена монархи любили подчищать свою родословную), но отцом вполне мог быть Гордий, который, по-видимому, тоже реально существовал.
Легенды о Мидасе передаются, как правило, как два отдельных, независимых рассказа. Первая из них относится к числу древних мифологических притч о «проклятии золота», вторая — к самым распространенным сказочным сюжетам в мире. Немецкий исследователь Леман-Ницше насчитал в общей сложности двадцать восемь «национальных версий» этого сюжета (греческую, римскую, но также и армянскую, сербскую, ирландскую, марокканскую, персидскую, монгольскую, индийскую и др.), причем он принимал в расчет только фольклорные варианты. Это значит, что сюда не вошли авторские обработки этого сюжета, такие, например, как широко известная в Чехии поэма Гавличека-Боровского «Король Лавра» (1870) или пьеса Врхлицкого «Мидасовы уши» (1890).
Овидий использовал историю Мидаса в своих «Метаморфозах». Древнейшие изображения Мидаса на вазах относятся к концу 7 в. до н. э. Из европейских мастеров следует прежде всего упомянуть Скьявоне («Мидасов суд», середина 16 в.) и Пуссена («Мидас и Вакх», ок. 1630). Оперу «Царь Мидас» написал в 1931 г. Кемпф.
«Мидас и Медуза: самый короткий роман»
Стали нарицательными выражения с именем Мидаса: «брадобрей Мидаса» (не умеющий хранить тайны), «мидасов суд» (суд невежды), «мидасовы уши» (о глупости или о невежестве, которые нельзя скрыть).
«Намеряся писать Мидасов суд
Хотел с тебя списать я уши для Мидаса»
— И. А. Крылов;
С. Цвейг: «…как царь Мидас, он захлебнулся собственным золотом» («Открытие Эльдорадо») — здесь образ Мидаса, погибающего от волшебного дара превращать все в золото.
Робот-боксер Мидас из фильма «Живая сталь» (Real Steel) 2011 года.
Миф о Мидасе:Иллюстрации и экранизации
Мидас уже в детстве получил знак о грядущем богатстве. Однажды муравьи стали заползать к нему в рот и носить туда пшеничные зёрна.
Когда бог Дионис вёл своё войско в Индию, учитель Диониса Силен заблудился в пути. По одной из версий мифа, Мидас подмешал вино в воду источника, откуда пил Силен и тот, будучи мертвецки пьян, не смог продолжить свой путь и оказался во власти Мидаса, который принял его у себя во дворце, вёл с ним беседы и через десять дней возвратил Силена Дионису. В награду за возвращение своего учителя Дионис пообещал Мидасу исполнить любое его желание. Мидас захотел, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото.
Получив дар золотого прикосновения, Мидас на радостях решил устроить пир, но обнаружил, что его дар имеет оборотную сторону: в золото превращалась и пища, которую он касался.
Штефан Март. Царь Мидас
Опасаясь умереть с голоду, Мидас попросил Диониса забрать дар золотого прикосновения. Дионис приказал Мидасу искупаться в реке Пактол.
Никола Пуссен. Мидас и Дионис
Уолтер Крейн. Царь Мидас
В «Книге чудес для девочек и мальчиков» американского писателя 19-го века Натаниеля Готорна царь Мидас случайно обратил в золото свою дочь.
Уолтер Крейн. Царь Мидас обращает в золото свою дочь
Из коструктора Lego можно сделать практически всё, в том числе и царя Мидаса. Здесь Мидас изображён с ослиными ушами, о происхождении которых речь пойдёт ниже.
Согласно другому древнегреческому мифу, Мидас был судьёй в музыкальном состязании между Аполлоном и Марсием.
Богиня Афина изобрела флейту, но увидев, как безобразно раздуваются щёки при игре на ней, бросила флейту как ненужную более вещь и её подобрал сатир Марсий, который научился так искусно играть на ней, что вызвал на музыкальное состязание самого бога Аполлона. Марсий играл на флейте, а Аполлон на кифаре. Мидас, который был судьёй, отдал предпочтение Марсию. Разгневавшись, Аполлон содрал кожу с Марсия, а Мидаса наделил ослиными ушами, которые тот был вынужден прятать под шапочкой. Цирюльник, узнав секрет Мидаса, вырыл ямку в земле, шепнул туда «У царя Мидаса ослиные уши» и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету.
По другой версии мифа, Мидас получил ослиные уши за то, что судил музыкальный поединок между Аполлоном и богом Паном.
Джакомо Пальма Младший. Аполлон, Марсий и Мидас
Штефан Март. Мидас и Аполлон
Мартин Йоханн Шмидт. Суд Мидаса между Аполлоном и Марсием
Carel van Savoyen. Суд Мидаса
Hendrick de Clerck. Суд Мидаса
Герард де Лересс. Суд Мидаса
Кадр из мультфильма Уолта Диснея «Золотое прикосновение»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов