все что связано с творчеством
Профессии в области искусства и культуры
Хорошо, когда работа и хобби совпадают. В этом плане девушкам и молодым людям, являющимся представителями творческих профессий, очень повезло. Их можно разделить на истинно творческие и на имеющие точки соприкосновения с другими сферами.
Например, профессия дизайнера считается творческой, однако она может быть напрямую связана со строительством, приобретая некий «технический» оттенок созидания (дизайнер мебели, интерьера, фасадов и т.д.) Профессии художника, музыканта, актера, писателя и прочие такого оттенка не имеют, а потому могут считаться истинно творческими.
Название | Общий рейтинг профессии | Средняя заработная плата* | Востребованность** | Конкуренция** | Входной барьер** | Перспективы** |
---|---|---|---|---|---|---|
Ювелир | 62 | 50 000 | 60 | 70 | 50 | 60 |
Художник-иллюстратор | 65 | 45 000 | 72 | 68 | 76 | 82 |
Художник-график | 66 | 33 000 | 72 | 79 | 67 | 79 |
Художник | 50 | 35 000 | 50 | 50 | 25 | 50 |
Хореограф | 63 | 30 000 | 69 | 68 | 78 | 82 |
Фотограф | 69 | 50 000 | 75 | 95 | 25 | 50 |
Флорист | 61 | 25 000 | 60 | 80 | 25 | 50 |
Фитодизайнер | 61 | 25 000 | 76 | 62 | 70 | 72 |
Телеведущий | 67 | 60 000 | 68 | 75 | 70 | 79 |
Сценарист | 64 | 55 000 | 65 | 69 | 67 | 79 |
Скульптор | 67 | 50 000 | 72 | 76 | 63 | 72 |
Реставратор | 59 | 35 000 | 67 | 49 | 46 | 71 |
Режиссер | 55 | 25 000 | 50 | 90 | 95 | 60 |
Работник радио | 66 | 65 000 | 57 | 84 | 31 | 58 |
Профессии, связанные с рисованием | 68 | 40 000 | 84 | 67 | 76 | 86 |
Профессии, связанные с музыкой | 65 | 30 000 | 72 | 67 | 54 | 78 |
Профессии телевидения | 61 | 35 000 | 70 | 62 | 72 | 78 |
Профессии в театре | 64 | 20 000 | 80 | 64 | 59 | 74 |
Продюсер | 72 | 2 000 000 | 68 | 53 | 34 | 86 |
Мультипликатор | 62 | 80 000 | 77 | 32 | 35 | 67 |
Музыкант | 72 | 40 000 | 82 | 81 | 65 | 84 |
Монтажер | 54 | 60 000 | 62 | 33 | 42 | 63 |
Ландшафтный дизайнер | 64 | 30 000 | 70 | 80 | 50 | 60 |
Концертмейстер | 56 | 45 000 | 67 | 42 | 34 | 53 |
Композитор | 53 | 50 000 | 55 | 34 | 38 | 60 |
Клипмейкер | 68 | 1 500 000 | 79 | 34 | 53 | 83 |
Киномеханик | 40 | 30 000 | 44 | 25 | 53 | 47 |
Кинокритик | 48 | 60 000 | 44 | 24 | 46 | 58 |
Каскадер | 57 | 95 000 | 44 | 28 | 34 | 63 |
Иллюстратор | 62 | 60 000 | 70 | 70 | 50 | 60 |
Звукорежиссер | 52 | 50 000 | 55 | 35 | 41 | 62 |
Драматург | 63 | 70 000 | 67 | 34 | 31 | 68 |
Дирижер | 60 | 30 000 | 60 | 70 | 50 | 60 |
Диктор | 61 | 30 000 | 65 | 74 | 69 | 67 |
Дизайнер интерьера | 76 | 30 000 | 85 | 85 | 30 | 80 |
Дизайнер | 80 | 25 000 | 90 | 95 | 25 | 80 |
Декоратор | 64 | 35 000 | 64 | 68 | 60 | 75 |
Галерист | 42 | 150 000 | 30 | 50 | 80 | 50 |
Видеоблогер | 63 | 20 000 | 68 | 84 | 89 | 76 |
Библиотекарь | 32 | 18 000 | 28 | 29 | 38 | 9 |
Актер | 65 | 30 000 | 70 | 95 | 50 | 60 |
Тем, кто жить не может без психологических тестов, на сей раз не повезло. Эту статью мы предлагаем вместо теста «Быть или не быть дизайнером». Затронет вас ее тема – тогда быть вам дизайнерами (если сумеете освоить технологии и, конечно, работать с заказчиками). Не станет близкой – не быть. Или пока не быть. Статья – о дизайне среды, но при желании можно думать в похожем ключе и о других видах дизайна…
Слово designer с английского переводится как проектировщик, конструктор, чертежник, оформитель и интриган, – и, пожалуй, этот набор синонимов очень точно отражает род деятельности дизайнера как специалиста.
Мне вспоминаются слова мексиканского живописца Диего Риверы, который считал все споры о назначении искусства бессмысленными. Когда его спрашивали, зачем или во имя чего люди берутся за краски, он отвечал: «Художник рисует, потому что не может не рисовать. А если может – это уже не художник!» Коль скоро у человека возникла потребность творить, он просто обязан воплотить ее.
Готовы ли вы ежедневно изобретать художественные образы в выбранном вами виде творчества? А если не готовы, но не мыслите себе жизни без искусства, возможно, вам понравится выполнять обязанности арт-менеджера?
В искусстве всё взаимосвязано: так, художники вдохновляются произведениями композиторов, а те способны воплотить литературные произведения в музыкальных произведениях – от опер до популярных хитов. Однако в момент выбора творческой профессии редко кто колеблется между театральным вузом, консерваторией и учебой на факультете живописи. Даже имея таланты в нескольких сферах, такие люди с детства, как правило, отдают предпочтение лишь одному из искусств, посещая музыкальную школу или, скажем, литературный кружок. При этом весьма распространена другая проблема – проблема выбора между творческой и «обычной» профессией: порой всё ближайшее окружение абитуриента настаивает на более «реалистичном» варианте, под которым подразумевается что угодно, но только не творческое занятие.
Как поверить в свой талант и убедить в нем родителей и приемную комиссию? Как превратить зрителей, слушателей и читателей ваших произведений в почитателей вашего дарования? Как пронести свое вдохновение через долгие годы творческой карьеры? Какова роль творчества в профессиях, не связанных с искусством напрямую? На эти вопросы вам ответят статьи данной рубрики, а также история искусства, любовью к которой отличается большинство настоящих творцов.
Любое использование материалов сайта допускается исключительно с согласия редакции при установке активной ссылки на первоисточник. Информация, представленная на сайте, получена из открытых и общедоступных материалов. Ее достоверность подлежит проверке у первоисточника. Редакция не несет ответственности за какие-либо действия, либо за возможный ущерб (как материальный, так и моральный), полученный в результате прочтения материалов. Пользователь сайта принимает решения самостоятельно и несет за них полную ответственность.
Профессии для творческих людей
Творчество окружает нас повсеместно: мы любим смотреть кино по вечерам в семейном кругу, слушать музыку или читать книги, трясясь в вагоне метро. А вдруг вы сами хотите снять кино или получить Нобелевскую премию по литературе, написав очередной бестселлер? Тогда, вероятно, вы — творческий человек! Поговорим о творческих профессиях для таких, как вы?
А я точно творческая личность?
Всю жизнь мы занимаемся самопознанием, стараемся разобраться, какие мы и какими чертами обладаем. Обычно творческие люди по-особенному видят мир и воспринимают реальность боле чутко, чем все остальные. Если всё ещё сомневаетесь, что вы творческий человек, подумайте, есть ли у вас следующие черты:
Творческие профессии: список
Если все же вы решили связать свою профессию с творчеством, то важно изучить все варианты, а не ограничиваться, скажем, театром или музыкой.
Ниже мы собрали для вас подходящие направления подготовки и специальности из приказов Минобра для вузов и для ссузов.
Творческие профессии в сфере кино и театра
Это одно из классических направлений творчества, многие профессии нам с вами известны и понятны. В этом блоке можете выбрать, например, профессию актера или режиссера, также вам может быть интересна деятельность, связанная с созданием кинокартин или театральных постановок — звукорежиссер, кинооператор или продюсер.
Творчество — создание человеком новых ценностей во всех сферах жизнедеятельности
Творчество — это процесс создания человеком или группой людей качественно новых уникальных ценностей. Результатом творчества может быть как материальный предмет (картина, изобретение или книга), так и нематериальный объект (новаторская идея в определенной области знаний, музыкальное произведение или научная теория). Способности к творческой деятельности имеются у каждого человека, но большинство людей очень редко их используют и развивают в повседневной жизни.
Творчество в английском языке обозначается термином creativity. В русском же языке созвучное понятие «креативность» является синонимом словосочетания «творческие способности», вместо которого в обыденной речи широко используется термин «смекалка». Хорошо развитые творческие способности помогают людям находить нестандартные решения всевозможных проблем, выход из разных ситуаций и добиваться поставленных целей.
Виды творчества
Творчество не ограничено узкими рамками какой-то определенной области деятельности человека. Напротив, реализовать свои творческие способности люди могут практически везде.
В современном мире существуют самые разные виды творчества:
Список перечисленных выше видов творчества не является окончательным. Его можно дополнить десятками других вариантов, затрагивающих все сферы жизни человека.
Этапы творчества
Английский психолог Грэм Уоллас (Graham Wallas) еще в 1926 году предложил научному сообществу систематизированное описание последовательности этапов творческого мышления. Идеи Уоллеса, подробно изложенные в труде «Искусство мысли», и в наши дни являются основой общепризнанной модели творческого процесса.
Основные этапы творчества — это:
К сожалению, многие люди редко используют творческое мышление в своей жизни. Чаще всего, основными сдерживающими факторами для творчества являются:
История творчества
История творчества с точки зрения современной науки неразрывно связана с существованием человечества как вида. Творческие способности людей во все времена были важнейшей частью научного прогресса, развития цивилизации, создания уникальных шедевров изобразительного искусства. Но такой подход к творчеству начал формироваться в обществе лишь в конце эпохи Возрождения.
Античные философы отрицали наличие у человека творческих способностей. Выдающийся мыслитель древности Платон в своей знаменитой работе «Республика» в IV веке до нашей эры утверждал, что любой художник в своих произведениях лишь имитирует творения Богов, открывает их людям.
Христианская религия также не признавала в человеке креативных способностей, мотивируя свою точку зрения тем, что Творцом всего сущего может быть только Бог. Идеи, противоречащие этому правилу, долгое время считались еретическими и не имели права на существование.
Только к концу эпохи Ренессанса в XVI веке под влиянием гуманистических идей философы, а затем и художники начали открыто высказывать мысли о том, что и человек может быть творцом. Так, Микеланджело (Michelangelo) утверждал, что он «воплощает свое видение, а не подражает природе», Федерико Зуккари — что «художник формирует «новый мир, новый рай». Но самые радикальные идеи принадлежали перу польского поэта Мацея Казимежа Сарбевского (Maciej Kazimierz Sarbiewski), который в трактате De perfecta poesi написал, что «поэт творит заново в манере Бога».
Постепенно идея существования у человека творческих способностей стала общепризнанной. Более того, в XIX веке творчество в научной среде начали отождествлять с искусством, хотя это — разные понятия. Творчество художника — это все же процесс, а искусство — результат работы мастера.
Только в ХХ веке наука открыто признала, что творчество не может быть ограничено рамками искусства или любой другой сферой деятельности человека. А с середины 1950-х годов начались системные научные исследования феномена творчества, которые активно продолжаются и в наши дни.
Что такое творчество
UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия
Главное в статье для неосиляторов: творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.
Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.
Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.
Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.
Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.
Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи
Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:
Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество — деятельность. Либо её результат. Сразу разделим — мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат — творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?
Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области
Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.
Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:
Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.
Итого творчество — создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.
Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности
Новизну можно разделить на 3 уровня:
Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев — тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой — например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом — новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки — он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе — табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество — возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.
Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).
Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность — интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.
Как оценить уровень творческого результата?
Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей — для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):
То есть новизна и польза (ценность) только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.
Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.
Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества
Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность — это решение какой-то задачи. Но что такое задача?
Определение задачи через понятие системы
Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.
Задача — это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные — это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.
Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:
Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.
Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.
Определение проблемы через понятие системы
В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может «искажать».
Это противоречия в системе и называется проблемами.
Пример проблемы, задачи и решения
Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?
Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.
Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.
Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.
А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как «лифт ездит медленно»? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.
Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?
Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:
Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.
Итого
Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:
творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.
Авторы, чьи материалы использовались
О Design-thinking («Дизайн-мышление», «проектное мышление») не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.
О планах и как можете помочь
Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — «Зачем нужно творчество». Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.
Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.
UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» — спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.