все что способствует благу
Что такое благо и как его достичь
Тут кто-то может возразить: благо – это то, что даётся, зачем его достигать?
Попробуем в этом разобраться.
Бог есть наивысшее благо. Он — причина и начало всего существующего. Бог неотделим от блага, и всякая благость из Него исходит.
Красота – это необходимость для духовной жизни. Истинная красота в человеке заключается в потребности жить благочестивой жизнью, не разрушая великолепие мира, относиться ко всему творению бережно и с любовью. Благочестие – это смирение, принятие и почитание Бога и всего творения. Это следование зову духа в сердце и исполнение воли Всевышнего.
Причиной нашего страдания являемся мы сами.
Любовь — основа нашей жизни, как солнечный свет – основа жизни растения.
Бог есть любовь, и любовь – есть Бог. Любовь и Бог одно неразделимое целое. Бог есть вечность, и Любовь имеет вечную природу, и является источником всего существующего.
Любое начинание без Любви уже обречено на ветхость, конечность. Оно увядает, а затем умирает. Без Любви мы на всё накладываем покрывало эгоизма, тем самым закрываем от источника Вечности и делаем всё сиюминутным, недолговременным. Под покрывалом эгоизма, самости и гордыни растёт греховность: корысть, выгода, зависть, ложь.
Творец проявляет заботу, опеку надо всем, что сотворил. Как хороший садовник, с любовью ухаживает за своим садом. Бог благ и дает благо (благодать) всему существующему.
Но это благо надо получить.
Если человек под покрывалом, то понятно, что блага, которые уготовил Господь Бог для нашей жизни, никак не могут войти, проявиться в ней. Истина заключается в том, что только любовь спасет мир от хаоса и страданий.
Для того, чтобы иметь благодать, надо достичь состояния любви, а это возможно только с Богом и в Нём.
Итак, Бог есть наивысшее благо, и все блага исходят от Него;
благо есть великолепие творения Его;
благо неразрывно связано с любовью;
любовь – это основа жизни, необходимое условие, при котором получается и воспринимается благо и приходит настоящее благополучие, не связанное с временным прахом земным;
любовь – в Боге, и устремляясь к Творцу, мы получаем любовь как благо, благо в любви и жизнь в благодати.
Если кому-то показалось, что слишком елейно и благостно всё изложено, могу только сказать: о благе – только с благодарностью или никак. Не только по высокой сути блага, но и по его значению здесь и сейчас.
Кто хочет, может посожалеть о том, что нас, которые здесь и сейчас, благо свыше как бы обходит стороной. Надеюсь, что дочитавшим понятно, почему.
Как понять, «что любящим Бога, все содействует ко благу».
Многие неправильно понимают этот популярный стих из Библии.
На днях мне стало интересно, какие стихи из Библии люди чаще всего ищут в Интернете.
Согласно интернет-ресурсу Bible Gateway, пятерка топовых мест Писания выглядит следующим образом: как и ожидалось, номер один — это Иоанна 3:16. Второе по популярности — одно из моих любимых, Иеремии 29:11. Следующее — Филиппийцам 4:13, за которым следует Псалом 22:4. Пятое — Римлянам 8:28, излюбленный и часто цитируемый стих: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.»
Но понимаем ли мы, что здесь на самом деле имеется в виду? Когда Библия говорит, что «всё содействует», это не относится к широкой общественности. Это утверждение не касается каждого человека. Его вариации включают в себя и «Всё хорошо, что хорошо кончается», и «Всё в порядке!»
Просто скажу, что нет, не «всё в порядке». Иногда всё действительно плохо. Порой происходящее не имеет смысла. С нами случается необъяснимое.
Когда апостол Павел писал эти слова из Послания к Римлянам 8:28, он обращался к тем, кто верит в Иисуса Христа. Это очень конкретное обещание очень конкретным людям — тем, кто любит Бога.
Если вы любите Бога, и под этим я подразумеваю, что вы поверили в Иисуса Христа и доверились Ему как своему Спасителю и Господу, тогда вы можете применить это обетование к самим себе, независимо от того, через что вы проходите сейчас.
Обратите внимание на то, как начинается этот стих: «Мы знаем». Здесь не сказано «мы думаем», «мы надеемся», «мы полагаем» или «мы хотим».
Он говорит: «Мы знаем».
Но как мы можем знать?
Мы можем найти ответ в Рим. 8:32, где Павел сказал: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»
Всякий раз, когда я испытываю искушение усомниться в Божьей любви и задуматься о том, действительно ли всё содействует моему благу, мне приходится долго смотреть на крест и вспоминать, что Иисус явил Свою любовь ко мне, умерев там вместо меня. Это не гвозди держали Христа на кресте; это была Его любовь к вам и ко мне.
Как христианин вы можете знать, что всё происходящее в вашей жизни содействует ко благу тех, кто любит Бога. Это потому, что Бог показал Свою любовь к нам, послав Иисуса.
Итак, не всё происходящее хорошо. Но поскольку Бог благ, всё это содействует во благо тем, кто любит Его. Есть различные плохие вещи, и они всегда будут плохими. И в Рим. 8:28 не говорится, что Бог делает плохое хорошим. Вместо этого говорится, что все это содействует во благо любящим Бога.
Таким образом, Бог может взять что-то, что является злым по своей сути, что-то, что должно причинить нам вред, и может, каким-то образом, по Своему провидению, превратить это в нечто, что в конечном итоге принесет благо в нашу жизнь. Но эта надежда только для верующего.
Христиане не верят в глупости об удаче; мы верим в Божье водительство. Мы не верим в совпадение; мы верим в Божий промысел. И когда в данный момент дела идут плохо, мы не паникуем, потому что знаем, что в жизни христиан нет так называемых случайностей.
Я думаю, что христиане — наибольшие реалисты, потому что мы понимаем, что плохое случается в мире, в котором мы живем. Мир не является милым местечком. На самом деле, он может быть очень плохим. Но хорошая новость в том, что мы служим очень доброму Богу.
Библия говорит: «Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). Это означает, что Бог является конечной инстанцией в определении того, что хорошо, а что нет. Поэтому, когда Бог говорит, что что-то хорошо — это и есть хорошо. И когда Бог говорит, что что-то плохо, то это плохо.
Но что есть благо?
Благо — это то, что одобряет Бог. Это библейская логика. Например, мы считаем, что благо — это когда всё идёт по-нашему. Благо — это зеленый свет, голубое небо, оплаченные счета и отличное здоровье. Но иногда несчастье или трудности могут быть во благо, потому что они вынуждают нас обращаться к Богу.
Иногда, когда дела идут действительно хорошо, мы забываем Бога. Мы просто принимаем всё как должное. Давайте будем честными и признаем это. Мы не молимся так, как следовало бы, и не читаем очень уж часто Библию.
Но когда земля уходит из-под ног и приходит кризис, мы опускаемся на колени. И это хорошо. Бог может взять то, что кажется плохим, и оно на самом деле может стать хорошим в Его руках.
И всё же есть вещи, о которых, когда они случаются, мы говорим: «Я не думаю, что из этого когда-нибудь выйдет что-то хорошее».
Я так и думал, когда мой сын Кристофер погиб в аварии. Я думал, что это действительно конец моей жизни. Это всё ещё причиняет боль. И мы до сих пор скучаем по нему.
Но были вещи, которые Бог извлек из этого, чтобы они сработали на благо. Например, это позволило нам глубже сострадать тем, кто испытывает боль. Это дало нам возможность служить людям, которые потеряли близких, особенно детей. И это сделало нас сильнее в нашей вере, заставило нас сделать смелые шаги, которые мы, вероятно, не сделали бы в другой ситуации.
Так что да, я вижу, как всё содействует ко благу. Несмотря на эти плохие вещи, Бог создал хорошие.Все жизненные события происходят по Божьему провидению. Это даёт нам ощущение равновесия в разгар шторма, веру посреди сомнений, смелость в опасности и надежду в безысходности. У Бога всё под контролем.
Все что способствует благу
В посл. к Римлянам 8:28 написано: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу».
Это очень хорошее место Писания, которое дает основание надеяться на лучшее при любых обстоятельствах в ожидании, что все посодействует ко благу. Однако что же конкретно подразумевается под содействием ко благу? Попробуем разобраться.
РПБ в Классическом издании приводит нечто иную формулировку: «Мы уверены и знаем, что [Бог, являющийся партнером в их труде] все задействует вместе и [подстраивает в план] на благо для тех, кто любит Бога и призван по Его предопределению и цели».
Исходя из написанного в этих переводах, видим, что Бог не просто обращает все во благо, но даже действие любых факторов подстраивает в план так, чтобы они все сработали на пользу Его избранных. Другими словами, Бог не разбирается хаотично с неразберихой, пытающейся сбить с толку и воспрепятствовать, но Он приводит все в порядок, Он все использует для того, чтобы это послужило достижению Его целей и выполнению Его намерений. Однако это не все, что можно увидеть из рассматриваемого места Писания. Для углубления в смысле обратимся к греческому тексту.
1.) делать добро, делать то, что приносит пользу другим;
1.a.) быть хорошей помощью для кого-то;
1.b.) оказать кому-то услугу;
1.c.) приносить пользу;
2.) делать хорошо, делать правильно.
Так что вместо разочарования и уныния нам нужно радоваться, потому что с Богом для нас нет ничего, что бы могло остановить нас, поколебать, ослабить и, тем более, нанести поражение, так как любое орудие, выставленное против нас, в итоге сработает в нашу пользу, оказав нам помощь. Нет факторов, нет орудия, нет обстоятельств, нет таких вещей во всем мире на земле или в преисподней, которые бы могли устоять против избранных Божьих, причинив им какой-либо вред, потому что Господь помогает им и защищает их! А это и значит, что направленное против Божьих помазанников, Бог обратит против самого того, кто направил, тем самым превратив пытающееся препятствовать в помогающее и содействующее.
И таким Своим действием Господь делает нас неостановимыми и непобедимыми, если мы только откажемся сдаваться и выберем стоять в своей уверенности в Боге, Которому нужна только наша вера, нужно только наше доверие Ему, ведь ради нас Он готов свернуть горы. Он послал Своего Сына пострадать за нас, и Он не свернет горы? Легко. Просто Ему часто не приходится это делать, так как одного Его дуновения достаточно, чтобы прогнать врага (Ис.59:19) и обратить все нам во благо. Поэтому, мы можем и нам следует довериться такому чудесному Богу, Который глубоко о нас обеспокоен, а потому и неусыпно заботится о нас с любовью (1Пет.5:7 в РПБ). И на Его заботу мы можем положиться.
Любящим Бога, все содействует ко благу
Одним из первых отрывков, что я прочитал, начиная изучать Библию, был отрывок из Послания к Римлянам 8:28, в котором говорилось:
Послание к Римлянам 8:28
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу».
Я бы хотел выделить здесь две вещи:
1) Этот отрывок обращен к тем, кто любит Бога. Так, если вы любите Бога, он обращен и к ВАМ также.
2) Согласно тексту, ВСЕ, т.е. все, что произошло, происходит или произойдет, СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ любящим Его. Фраза «все содействует» подразумевает совместную работу более чем одного члена. Другими словами, ВСЕ в жизни человека, любящего Бога, НЕОБХОДИМО для блага, т.к. это совместная работа ВСЕГО. Как мы читаем в книге Притчи 12:21:
Притчи 12:21
«Не приключится праведнику никакого зла»
Как одна из библейских версий переводит (мы переводим ее с английского): «Ничего напрасного не случается с благочестивыми». Ничего в жизни человека, который любит Бога, не может быть случайно, напрасно или во зло. Напротив, ВСЕ, даже те вещи, которые нам не очень нравятся, – часть замысла Господня, нам во благо. Не случайно в Слове сказано: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2-е Тимофею 3:12) и «Много скорбей у праведного» (Псалтирь 34:19) и одновременно с этим, мы прочитываем «Не приключится праведнику никакого зла», т.е. даже бедствия НЕ есть зло или нечто напрасное. Не случайно также сказано:
Послание к Ефесянам 5:20
«Благодаря всегда ЗА ВСЕ Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».
И в 1-м послании Фессалоникийцам 5:18
« ЗА ВСЕ благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Бог учит благодарить Его за ВСЕ. Мы обычно благодарим за какую-то определенную часть, имеющую отношение к нам. Многие из нас не хотят благодарить Бога за ВСЕ, по причине неверия, что Бог имеет отношение ко ВСЕМУ. Но как глаголет Слово Его:
Плач Иеремии 3:37
« Кто это говорит: ‘и то бывает, чему Господь не повелел быть’? »
Даже дьявол не может продвинуться дальше границы, что провел Господь. В книге Иова 1-2 мы видим, что он не может испытать Иова без разрешения, и он не может превысить разрешенное Богом. В Евангелие от Луки 22:31 мы видим, что с тем, чтобы просеять [апостолы] пшеницу, он должен сперва СПРОСИТЬ. В Евангелие от Иоанна мы видим, что он не может тронуть Иисуса, потому что «час его еще не настал» (Евангелие от Иоанна 7:30, 8:20). В 1-м послании Коринфянам 10:13 мы читаем: «и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил». Так происходит не потому, что дьявол не хочет искушать, но потому что «БОГ честен и не позволит». В Евангелие от Матфея 4:1 мы видим, что «посредством ДУХА» (т.е. Бога) Иисус был приведен к запущенной части сада, дабы искусил его дьявол. И когда сказал Иов: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10), Писание говорит: «Во всем этом НЕ согрешил Иов устами своими». Когда Иов сказал: « Господь дал, Господь и взял; ДА БУДЕТ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО! » (Иов 1:21), он был прав: «ВО ВСЕМ ЭТОМ НЕ СОГРЕШИЛ ИОВ И НЕ ПРОИЗНЕС НИЧЕГО НЕРАЗУМНОГО О БОГЕ» (ИОВ 1:22). Сказанное Иовом было верно и точно.
Если вы задаетесь вопросом, почему вы все еще безработные, или почему вы одиноки, или почему вы не можете излечиться, или почему-то или иное происходит, делайте как благочестивый Иов: БЛАГОДАРИТЕ ГОСПОДА ЗА ВСЕ. Ибо «ЛЮБЯЩИМ БОГА, ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ». То, что вы считаете горем, НЕОБХОДИМО ДЛЯ БЛАГА. Иначе, будьте уверены, у вас ничего не выйдет. Славьте Бога и верьте Ему. БЛАГОДАРИТЕ ЕГО ЗА ВСЕ. Людям свойственно думать, что некоторые вещи «от дьявола», но мы читаем: «Не приключится праведнику никакого зла», а ВЫ ПРАВЕДНЫ (Послание к Римлянам 3:21-26).
И сказал Павел в сходном случае:
2-е послание Коринфянам 12:7-10
«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: ‘довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи’. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен».
Павел благодушествует в своих немощах. Обиды, нужда, гонения и притеснения являются возможностями увидеть силу Господня. «Жало в плоть» не пришло само по себе. ОНО БЫЛО ДАНО ЕМУ, для того, чтобы он не превозносился. Конечно, это жало было болезненным, и он хотел избавиться от него, но оно предотвращало его от высокомерия. Павел мог бы спросить в третий раз у Господа, почему в предыдущие два раза не было ответа на его молитвы. Мы также иногда не понимаем, почему на некоторые из наших молитв были даны ответы незамедлительно, а на другие НЕТ, несмотря на то, что мы вложили душу в них и посвятили много времени. Однако нас не просят понять, но ВМЕСТО ЭТОГО ВЕРИТЬ. Верить, что если мы любим Бога, все содействует ко благу. Как Он говорит:
Исаия 55:8-9
«Мои мысли—не ваши мысли, ни ваши пути—пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Иеремия 29:11
«Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».
И в послании К Римлянам 1:17
«Праведный ВЕРОЮ жив будет».
2. «Любящим Бога, все содействует ко благу»: Примеры
Рассмотрим некоторые примеры о том, что мы прочли. Для начала, обратимся к посланию К Филиппийцам 1:12-18. Мы читаем:
Павел был в темнице. Думается, что время там пройдет непродуктивно для Слово Божия. Но посмотрим, что он говорит: « обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования » и «большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие». Не только узы Павла не были помехой для Слова Божиего, но они оказали СВОЕ СОДЕЙСТВИЕ. Они действительно стали силой для смелого провозглашения Слова Божиего собратьям. Может показаться отрицательным фактором то, что Павел был заключен в темницу, но на самом деле это не так. Напротив, это хорошо повлияло на продвижение Слова Божиего. Подобный эффект мы можем видеть в том же месте – в темнице – но на этот раз в Филиппи. Так, в книге Деяний 16:22-25 мы читаем:
Деяния 16:22-25
«Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их».
Павел и Сила не прекословили Богу, но ОНИ МОЛИЛИСЬ ЕМУ И ВОСПЕВАЛИ ЕГО. Благодаря этому, все заключенные услышали Слово Божие той ночью с помощью гимнов и молитв. Услышали ли бы они, если бы не было никого, кто бы проповедовать им Слово? Я так не думаю. Но давайте прочтем далее:
Деяния 16:26-34
«Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал [в темницу] и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога».
Случилось ли бы это, если бы Павел и Сила не попали в темницу? Увидели бы мы темничного стража и его семью крещенными, если бы Павел и Сила не попали туда? Я так не думаю. Мы слышим «темница» и говорим «зло», но Его мысли – не наши, но неизмеримо значительнее наших.
3. Заключение
Из вышесказанного следует, что если мы любим Бога, что бы ни случилось в нашей жизни, приятного или неприятного, все содействует ко благу. Многие разочаровываются и расстраиваются, когда «настанет скорбь или гонение за слово» (Евангелие от Матфея 13:21). Однако даже скорбь и испытания, СОДЕЙСТВУЮТ ТАКЖЕ КО БЛАГУ, если мы любим Бога.
Послание к Римлянам 5:3
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби ПРОИСХОДИТ терпение ».
2-е послание Коринфянам 4:17
«Ибо кратковременное легкое страдание наше ПРОИЗВОДИТ в безмерном преизбытке вечную славу».
Иакова 1:2-4
«С великою РАДОСТЬЮ ПРИНИМАЙТЕ, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры ПРОИЗВОДИТ терпение ; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
Послание к Евреям 5:8
«Хотя Он и Сын [говоря о Христе], однако страданиями навык послушанию ».
Страдания «ПРОИЗВОДЯТ». Они производят терпение. Они производят вечную славу. Они производят повиновение. Ничто в жизни человека, который любит Бога, не случайно и не напрасно. Напротив, «ЛЮБЯЩИМ БОГА, ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ».
Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.
Лекция № 3 Раздел IV. Этические формы общения.
Тема 4.1.Общие сведения об этической культуре
1. Понятие: этика и мораль.
4. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, раскрывающая содержание нравственности, существующей в обществе. Они выражают требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе норм поведения, где служат критериями нравственности.
К числу моральных принципов относятся:
Ø гуманизм – признание человека высшей ценностью;
Ø альтруизм – бескорыстное служение ближнему;
Ø милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
Ø коллективизм– сознательное стремление содействовать общему благу;
Ø отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Различают так же формальные принципы, относящиеся к способам выполнения моральных требований. Например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Выделяют общепризнанные, важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, смысл жизни, счастье и др.
1. Добро и зло– наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Зло – категория этики, выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
2. Благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.
Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.
Справедливость
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
4. Долг– категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.