вариативная форма дошкольного образования что это такое
Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ
Предлагаем примерные формы, методы и средства для разработки рабочей программы в новом учебном году.
Социально – коммуникативное развитие
Формы
• Совместная с воспитателем игра.
• Совместная со сверстниками игра
• Ситуация морального выбора.
• Интегративная деятельность
• Проектная деятельность
• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.
• Поручение и задание
• Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Методы
• чтение художественных произведений;
• демонстрация наглядных пособий;
Средства
• игровая среда (дидактическая, сюжетно-ролевая, игра-драматизация);
• общение со взрослыми и сверстниками (стиль и содержание);
• окружающая предметная среда;
• ознакомление с трудом взрослых;
• собственная трудовая деятельность;
• создание предметно-развивающей среды (уголок любимых игрушек, «Уголок настроений»);
• объекты ближайшего окружения;
Формы
• Проектная деятельность
• Исследовательская деятельность.
• Интегративная деятельность
Методы
•демонстрация: показ предметов, показ образца, показ способа действий
•ИКТ: демонстрация фильмов, картин
• Упражнение «Вопрос – ответ»
• Настольно – печатные игры
Средства
• Наглядный дидактический материала для занятий;
• Дидактические игры для формирования математических понятий;
• Создание предметно-развивающей среды – уголок «Логика», уголок природы
• Объекты живой и неживой природы;
• Игры с экологическим содержанием;
• Комплекты наглядного материала;
• Уголок «Наша библиотека»
Формы
• Игровая обучающая ситуация
Методы
• Непосредственные: рассматривание натуральных предметов, экскурсии
• Опосредованные: рассматривание, описание, рассказывание
• Театрализация и драматизация
Средства
Окружающая предметно-развивающая среда
Игровая среда группы
• магнитная доска с буквами
Окружающая среда
• общение взрослых и детей
• культурная языковая среда
Художественно – эстетическое развитие
Формы
• Творческая студия по нетрадиционным техникам рисования
Методы
• Анализ продуктов деятельности
• схемы образцов
• наблюдения в природе
Средства
Окружающая предметно-художественная среда
• Изобразительный материал
• Уголок изобразительной деятельности в группе
Игровая среда группы
• Дидактические игры художественной направленности
Окружающая среда
Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.
Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ «Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ» «Здоровье дороже богатства» – утверждал.
Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.
Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» » Формы и методы правового воспитания.
Консультация для воспитателей «Виды и формы планирования воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ» Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в ДОУ: формы, методы, технологии» Консультация для воспитателей. (и презентация) Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного.
Вариативная форма дошкольного образования что это такое
Места в детских садах для малышей – всегда актуальная и одновременно сложная тема. Что же делать тем родителям, чей ребенок не посещает детский сад на полный день? В таком случае «на помощь» приходят вариативные формы дошкольного образования. Ольга Буторина, начальник управления образования Администрации Тюменского муниципального района, в нашем небольшом интервью рассказала о том, что это такое и чем подобные формы полезны для родителей.
— Ольга Николаевна, вариативные формы дошкольного образования – что это?
— Сегодня в учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 3 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет им выбирать именно те образовательные маршруты для своих детей, которые им больше подходят и нравятся. На сегодняшний день вариативными формами охвачены около четырех тысяч детей района.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Такие формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания для всех ребят равных стартовых возможностей при их поступлении в школу.
— Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?
— В образовательных организациях ТМР организованы: интегрированное кратковременное пребывание, группа кратковременного пребывания, адаптационная группа и консультативно-методический пункт.
Такие вариативные формы дошкольного образования реализуются во всех образовательных организациях района, реализующих программы дошкольного образования.
Группы кратковременного пребывания (ГКП) — для детей от 3 до 7 лет, посещающих детский сад каждый день в течение 3-х часов. По желанию родителей ребенок может посещать группу в первой (с 8.00 до 11.00), или во второй половине дня (с 15.00 до 18.00). Воспитатели групп кратковременного пребывания развивают ребенка в игровой, речевой, конструкторской, изобразительной, музыкальной деятельности, а также формируют экологическую культуру, приобщают к здоровому образу жизни, формируют элементарные математические представления, обогащают сенсорный опыт и коммуникативные навыки общения.
Интегрированное кратковременное пребывание (ИКП) – для детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые посещают детский сад по гибкому режиму без организации питания. По желанию родителей они могут посещать детский сад так же, как и в ГКП – в первой или во второй половине дня. Деятельность воспитанников организуется в соответствии с их возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием основной общеобразовательной программы учреждения. Организация образовательного процесса регламентируется циклограммой образовательной деятельности. Осуществляют воспитательно-образовательную работу в группах ИКП воспитатели и специалисты детского сада.
Адаптационная группа кратковременного пребывания для детей (от одного до двух часов) предназначена для детей в возрасте от 1 года и до 3 лет, не посещающих образовательную организацию. Таким образом малышей готовят к поступлению в детский сад. Дети приходят в адаптационную группу в первой половине дня вместе с родителями, которые совместно с воспитателями и специалистами принимают участие в игровой, музыкальной и изобразительной деятельности, они знакомятся с режимными моментами в рамках распорядка дня для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. То есть дети начинают привыкать к тому, что их будет ждать в детском саду в режиме полного дня.
— Разве такие формы подходят для ребенка? Не упускает ли он какую-то часть образовательного процесса, которым охвачены дети, находящиеся в детском саду полный день?
— Нет, ни в коем случае. Это отличный вариант для начала посещения детского сада, когда семья находится в ожидании основного места в учреждении дошкольного образования. Плюс, это своеобразный адаптационный процесс ребенка в новом месте и с новыми людьми.
Сокращенное по времени пребывание в детском саду и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера.
Единственное отличие от режима основных групп – отсутствие сончаса и питания, так как ребенок вовлечен в образовательную деятельность от трех до пяти часов в день.
— А как насчет родителей? Могут ли они получить консультацию специалиста при такой форме обучения?
— Для родителей в таком случае также только одни плюсы. Они имеют возможность ежедневно общаться с воспитателями по волнующим вопросам. Для них также проводятся групповые консультации, которые позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания ребенка наиболее эффективно.
— С детьми занимаются специалисты?
— Конечно, специалисты! Педагоги вариативных форм дошкольного образования — это квалифицированные профессионалы своего дела. В группах обязательно находится воспитатель, который и ведет основную образовательную деятельность. При необходимости к работе подключаются музыкальные педагоги и инструкторы физической культуры.
— Сколько будет стоить для родителя такая форма образовательного процесса дошкольника?
— Нисколько. Посещение любой вариативной формы дошкольного образования совершенно бесплатно для родителя.
— Как устроить ребенка в группу кратковременного пребывания?
— Родителям следует обратиться с заявлением к руководителю образовательного учреждения в своей территории. В Тюменском районе вариативные формы дошкольного образования реализуются в каждой образовательной организации.
«Классификация вариативных форм дошкольного образования»
Юлия Стручкова
«Классификация вариативных форм дошкольного образования»
Классификация вариативных форм дошкольного образования.
Хотелось бы рассмотреть конкретнее несколько вариативных форм, которые могли бы реализовываться в нашем детском саду.
1. «Мамина школа» в условиях детского сада
2. Группы кратковременного пребывания
Группы кратковременного пребывания в детском саду рекомендуется открывать на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ. При наличии условий, соответствующих требованиям органов здравоохранения, пожарной инспекции, санитарно-эпидемиологического надзора. Кратковременное пребывание детей организуется на базе образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования различной направленности.
Возможны разные варианты функционирования групп кратковременного пребывания (ГКП).
—По количеству дней функционирования:
1. один день пребывания в неделю,
2. два дня в неделю,
3. три дня в неделю,
4. четыре дня в неделю,
пять дней в неделю,
5. группа выходного дня.
—По времени пребывания детей в течение дня:
— другое количество часов.
4.По профилю работы с контингентом детей:
группа общеразвивающего назначения,
группа для детей с ОВЗ,
группа для подготовки детей к школе,
группы других профилей.
5.По месту функционирования:
— в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста,
— в общеобразовательных школах,
— в учреждениях дополнительного образования,
— в других учреждениях.
3. Семейный детский сад
Семейный детский сад как вариативная форма дошкольного образования
Опыт организации семейных детских садов на территории РФ достаточно обширен.
Программы развития семейных детских садов активно реализуются в ряде регионов: Москве, Кемеровский области, Уфе и др.
Нормативные документы, необходимые для организации детских садов семейного типа, приняты в Ленинградской области. Примерное положение о детском саде на дому как филиале ДОУ разработано и реализуется в Республике Якутия. Внедрение аналогичных программ осуществляется также во Владивостоке, Республике Бурятии и ряде других регионов РФ. Значительная нормативная база функционирования семейных детских садов создания в г. Москве.
В настоящее время данная форма организации дошкольного образования ввиду ограниченности финансирования имеет достаточно узкий целевой сегмент.
В регионах РФ он разнообразенпо составу и включает:
— многодетные семьи, имеющие троих и более детей в возрасте от 2 мес. До 7 лет
многодетные семьи, имеющие троих и более детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет; многодетные семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей (г. Москва);
многодетные семьи, имеющие троих и боле детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет, а также семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста и ребенка-инвалида (Кемеровская область).
Развитие семейных детских садов выгодно бюджетам регионов, поскольку позволяет экономить финансовые средства, затрачиваемые на строительство зданий детских садов, их эксплуатацию, заработную плату персонала и т. д. Домашнее воспитание дешевое детсадовского.
Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, рекреационной (досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Актуальность данного проекта связана с положительными сторонами семейного воспитания:
дети не испытывают стресса от разлуки с родными, даже кратковременной (мама всегда рядом);
— благодаря малочисленности группы имеется возможность индивидуально подходить к решению всех вопросов воспитания и развития ребенка.
Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др., познавательных, творческих, потребности в общении.
5. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста
В группы детского сада принимаются дети в возрасте от 5,5 до 7 лет.Для функционирования группы предшкольного возраста необходимы следующие взаимосвязанные условия:
а) создание предметно-пространственно-развивающей среды, которая соответствует психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов учреждения;
б) организация воспитательно-образовательного процесса на основе полифункциональности деятельности педагогов-специалистов и рационального использования помещения;
в) координация взаимодействия взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.
Образовательный процесс проходит в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста, предназначенными для реализации в дошкольных учреждениях. В условиях детского сада для детей предшкольного возраста предусматриваются различные формы дополнительного образования: кружки, секции, клубы, студии, ансамбли.
Образовательные учреждения, на базе которых организованы группы предшкольного возраста, несут в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь, здоровье детей, качество реализуемых программ, соответствие условий, средств, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса возрастным особенностям, потребностям и интересам детей старшего дошкольного возраста.
5. Консультативный пункт
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.Консультативный пункт:
— является структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования;
— создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 3 до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, с целью оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Консультативный пункт призван обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) и поддержку всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основными задачами консультативного пункта являются:
— оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей, не посещающих ДОУ;
— оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
— оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
— проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
— обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
В целях оказания помощи семье специалисты консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др. Работа с родителями (законными представителями) и детьми в консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, индивидуальных.
Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.
Опрос для педагогов и воспитателей детских садов. Вариативные формы предшкольного образования 1. Ваше отношение к вариативным формам предшкольного образования? 2. Каковы особенности вариативных форм предшкольного образования? Ваше.
«Развитие вариативных форм в дошкольном образовании»
Юлия Стручкова
«Развитие вариативных форм в дошкольном образовании»
«Развитие вариативных форм в дошкольном образовании»
I. Актуальность развития вариативных форм дошкольного образования.
Услуга дошкольного образования, независимо от вариативности форм ее предоставления,должна:
— соответствовать Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», другим нормативным документам, действующим в сфере дошкольного образования;
— обеспечивать охрану и сохранение здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра;
— способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе;
— создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей;
— быть направленной на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка;
— быть преемственной с основными общеобразовательными программами начального общего образования.
Направление работы в вариативных формах дошкольного образования зависит от возраста и социальных характеристик детей.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» (распоряжение Правительства РФ от 17. 11. 2008 г. № 1662 р) в качестве одних из первоочередных проблем отечественной системы образованияопределены следующие:
— внедрение инновационных технологий в образовании, применение проектных методов;
— конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании;
— решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы;
— обновление организационно-экономических механизмов системы образования;
—повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования;
—предшкольная подготовка детей, поступающих в первый класс;
—полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ставится задача по принятию мер, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»:
Условно услугу дошкольного образованияможно разделить на две составляющие:
1. реализация основной образовательной программы дошкольного образования,
2. присмотр и уход за детьми.
При этом услуга дошкольного образованияможет дифференцироваться:
— по возрастным группам – с 2 мес. до 1,5 лет, с 1,5 до 3 лет, с 3 до 7 лет;
— по направленности: общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная.
В настоящее время в системе дошкольного образования Нижегородской области реализуются следующие вариативные формы организации дошкольного образования:
— семейный детский сад;
— частное образовательное учреждение;
— гувернерские службы в семье;
— группы кратковременного пребывания детей;
— группы конфессиональной направленности (духовно-нравственное воспитание детей на традициях отечественной культуры и др.).
Возможными организационными формами дошкольного образованиядетей раннего возраста могут быть:
— детский сад для детей раннего возраста;
— группы общего развития, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов;
— группы надомного образования («гувернерские группы», «детский сад на дому»).
На современном этапе развития дошкольного образования необходимо обеспечить внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста. Возможными организационными формами образования детей старшего дошкольного возраста могут быть:
— детский сад для детей предшкольного возраста;
— группы общего развития, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов;
— группы кратковременного пребывания в детском саду;
— группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;
— дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования;
Видовое разнообразие вариативных форм дошкольного образования
«Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня».
«Группы для детей с отклонениями в развитии».
«Группы кратковременного пребывания».
«Группы кратковременного пребывания для детей, у которыъ русский язык не является родным».
Группы «Особый ребенок».
«Группы развития».
«Консультативный пункт» (КП).
«Семейный детский сад».
«Служба ранней помощи» (СРП).
«Центр игровой поддержки ребенка» (ЦИПР).
Группы «Учусь плавать».
ДОО с мультикультурным компонентом.
Малокомплектный детский сад.
Существуют также и другие вариативные формы дошкольного образования.
II. Принципы построения вариативных форм дошкольного образования
1. Доступность дошкольного образования
Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы, означает необходимость строить сеть таким образом, чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей, и пространственную близость учреждений к месту проживания детей.
2. Вариативность дошкольного образования и единство требований
Необходимыми требованиями к системе дошкольного образования в настоящее время становятся вариативность (способность соответствовать различным образовательным потребностям) и единство (системность как способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников).
Необходимость вариативности дошкольного образованияобусловлена двумя факторами:
— многообразием детских образовательных потребностей, связанным с разным уровнем развития детей, различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ высокого уровня сложности;
— развитием самого образовательного пространства, появлением инновационных проектов, различающихся как содержанием образования, так и формами работы с детьми.
В условиях сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников соответствующими образовательными услугами.
3. Ориентация системы дошкольного образования на гражданский заказ
Гражданский заказ в сфере дошкольного образования формируетсякак интеграция различных позиций заинтересованных взрослых: родителей, медиков, педагогов, логопедов, психологов.
Построение гражданского заказа относительно образования предполагает поэтапное решение нескольких задач.
* Первая задача – информирование граждан о возможностях образования, о целях модернизации системы образования, о нововведениях. Дошкольное образование обладает большей мобильностью и большими возможностями в реагировании на запросы граждан относительно общего образования. Но для того, чтобы со стороны граждан эти запросы начали поступать (в перспективе такие запросы и оформление ожиданий – это гражданский заказ на дошкольное образование, первоначально необходимо открыть возможности для граждан высказывать свои ожидания и запросы (то есть предоставить «место», пространство для открытого обсуждения своих ожиданий от образования в переговорах с представителями образования, открыть спектр возможностей самой системы дошкольного образования, спектр услуг по обеспечению дошкольного образования (то есть предъявить те возможности дошкольного образования, вернее, образовательных программ, предъявить, ясно показать результаты). Обратная связь начинает выстраиваться с инициацией со стороны системы образования.
* Вторая задача, которую необходимо решать, – задача исследования ожиданий граждан от системы дошкольного образования, изучение удовлетворенности качеством оказываемых услуг в области дошкольного образования. На основании проведенных информационных кампаний, исследований ожиданий граждан появляется возможность для выстраивания диалога между представителями системы образования и институтами гражданского сообщества.
* Построение диалога (в формате переговорных площадок, например) – третья, самая сложная, задача в области оформления гражданского заказа в отношении дошкольного образования.
4. Ориентация системы дошкольного образования на оценку качества образования
Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.
Опрос для педагогов и воспитателей детских садов. Вариативные формы предшкольного образования 1. Ваше отношение к вариативным формам предшкольного образования? 2. Каковы особенности вариативных форм предшкольного образования? Ваше.