все что нужно для домашней студии звукозаписи
Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии
Содержание
Содержание
Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.
Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.
Звукоизоляция
Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.
У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.
Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.
В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.
Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.
Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.
Акустическая обработка
Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.
В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».
Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.
Высокие и средние частоты
Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.
Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.
Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.
Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.
Низкие частоты
Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.
Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.
Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.
Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.
Практические советы для типичных ситуаций
Запись вокала
Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.
Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.
Запись акустических инструментов
Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.
Прослушивание музыки
Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.
Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.
Сведение музыки
Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.
Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.
Собираем ПК для домашней студии звукозаписи. Часть II
Содержание
Содержание
В первой части мы говорили о процессоре и ОЗУ как основных устройствах ПК, на которые ложится нагрузка при работе со звуком. В этом материале рассмотрим различные типы жестких дисков, аудиоинтерфейсов и дадим несколько советов по выбору остальных комплектующих.
Жесткий диск
Жесткий диск отвечает за то, как быстро будет происходить загрузка:
Таким образом, жесткий диск очень важен при работе со звуком. От его объема зависит, сколько программ и семплов вы можете себе позволить в работе, а от скорости работы — как долго вы будете ждать, пока они загрузятся. Пространство на диске семплы едят очень охотно. Пара примеров:
Aphex Twin, один из пионеров жанра IDM в электронной музыке, говорил в интервью начала 2000-х, что ждал несколько часов, пока его семплы загружаются из программы ReCycle в семплер. К счастью, с тех пор технологии шагнули далеко вперед.
HDD или SSD?
Наверное, не стоит в 2019 году объяснять разницу между HDD и SSD — все знают, что в первых крутится болванка с данными, а во вторых стоят чипы, как в «оперативке». Заплатить за гигабайт HDD придется меньше, но и скорость чтения будет ниже, чем у SSD, которые, в свою очередь, дороже.
Рекомендуем иметь в хозяйстве и то, и другое: ОС, установленная на SSD, будет намного быстрее и отзывчивее, проекты, DAW и плагины будут грузиться быстрее. Также на него стоит положить и семплы, с которыми вы чаще всего работаете.
Конкретный объем сильно зависит от стиля музыки: живые записи и имитация таковых (реалистичные барабаны, бас, оркестр) съедят значительно больше пространства, чем электронная музыка из синтезаторов, читающих ничего не весящую миди-таблицу.
В целом, для комфортной работы со звуком стоит приобрести SSD объемом от 240 ГБ (например, Samsung 860 EVO) и HDD объемом от 1 ТБ со скоростью вращения болванки от 7 200 оборотов в минуту и с буфером 64 МБ (например, Toshiba P300). Чем быстрее вращается диск и чем больше буфер — тем лучше.
Интерфейс
Сегодня самым популярным стандартом для подключения жесткого диска к материнской плате является SATA 3.0 со скоростью передачи данных до 6 гигабит в
секунду (или около 600 Мбит/с).
Но есть и SSD, втыкаемые в порт PCI-E — скорость передачи данных здесь доходит до 15 Гбит/с (15 000 Мбит/с). Такие диски стоят дороже и обычно используются для монтирования видео в 4К, но и нашим с вами семплерам и синтезаторам они придутся по вкусу (неплохим вариантом будет, например, Corsair Neutron NX500). В свою очередь, набирающий популярность слот М.2 (чтение до 770 Мбит/с) не дает столь существенной выгоды в скорости относительно SATA 3.0.
Аудиоинтерфейс
Здесь многое зависит от стиля музыки и направления работы:
Если вы хотите только заниматься микшированием, то количество и характеристики входных каналов не имеют значения. Зато важна максимальная частота дискретизации: чем она выше, тем выше качество аудио, с которым вы сможете работать. Нередко проекты профессиональных студий сделаны на частоте 96, а то и 192 кГц.
Если же вы планируете писать вокал и акустические инструменты — вам нужны XLR входы для подключения микрофонов: один-два для большинства нужд достаточно. Для подключения конденсаторных микрофонов понадобится фантомное питание +48 В.
Нужно записать электрогитару или бас? Тогда в аудиоинтерфейсе должен быть инструментальный Hi-Z вход с сопротивлением от 1 МОм. В противном случае понадобится отдельное устройство — Di-Box, который преобразует сигнал гитары в удобоваримый для линейного входа.
Для качественной записи барабанов понадобится минимум 8 XLR-инпутов: 2 — малый барабан (чтобы записать и атаку, и тело), 2 — тарелки (чтобы они были в стерео), 3 — тома (потому что их обычно три), 1 — бочка.
Если вы играете в группе, которая использует плэйбек, тогда вам понадобятся минимум два независимых линейных выхода — один для плэйбека, второй — для метронома барабанщику.
Для управления синтезаторами, педалями эффектов и усилителями из DAW по midi аудиоинтерфейс должен обладать midi-портами.
Чтобы при записи не было задержки, аудиоинтерфейс должен поддерживать ASIO. Обратите также внимание на тип подключения аудиокарты к материнской плате — обычно это USB 2/3, но бывают интерфейсы с традиционным для компьютеров Apple портом Firewire — на современных «материнках» нечасто встречается такой разъем, поэтому для подобного девайса может понадобиться дополнительная PCIe плата.
Для подавляющего большинства задач подойдет карта уровня Steinberg UR-12. Писать сразу несколько инструментов и выводить аудио на разные источники с разным балансом позволит ESI U86 XT, а ее старшая версия ESI U108 PRE — то, что надо для записи барабанов.
Все остальное
Видеокарта
Любая видеокарта, не встроенная в процессор, подойдет для работы со звуком. Почему не рекомендуется пользоваться встроенной? Потому что, как правило, она использует часть оперативной памяти для своей работы, к тому же нагревает ЦПУ.
Если ваш компьютер будет стоять там же, где вы записываете вокал или акустические инструменты — разумно будет взять не очень мощную дискретную видеокарту с пассивным охлаждением, чтобы сделать систему как можно более тихой. Подойдет, например, Palit GeForce GT 710 Silent LP.
Монитор
Начинающим будет комфортно работать и на мониторе от 24 дюймов, но если ваши проекты разрастутся до 50+ дорожек, а количество плагинов перевалит за сотню, то дополнительный монитор станет для вас настоящим откровением. На одном вы будете видеть свой проект, на другом — микшер и плагины, с которыми работаете в данный момент. Это сделает работу со звуком намного удобнее и быстрее. Для таких целей отлично подойдут безрамочные мониторы, которые хорошо «стыкуются» между собой.
Блок питания, вентиляция, ИБП
Эти элементы влияют на стабильность и бесшумность работы системы.
Мощность блока питания во многом зависит от мощности процессора, видеокарты и количества жестких дисков. Поскольку процессор мы выбираем мощный, а жестких дисков в нашем деле много не бывает, рекомендуем БП с показателем минимум 500 Вт. Отталкиваться стоит от сертификации 80 Plus Bronze, обеспечивающей хороший КПД. Обращайте внимание также на уровень шума БП. Ориентироваться можно от Chieftec Force 550W.
Не стоит экономить на системе вентиляции — потребуется хотя бы один вентилятор на обдув HDD (кстати, SSD обдув не нужен — если вы хотите максимальной тишины, стоит работать только с твердотельными накопителями) и как можно более тихий кулер для охлаждения процессора.
Неплохо будет выделить бюджет на ИБП — обидно терять хороший микс или дубль из-за отключения электричества. Да и парк вашей техники со временем будет только расти — от аудиомониторов до синтезаторов и рэковых приборов, их стоит защитить от скачков напряжения и коротких замыканий. Даже скромный вариант поможет вам спасти драгоценные проекты и оборудование.
Как создать студию звукозаписи у себя дома
Ежедневно стриминговые сервисы вроде Apple Music, Spotify, Deezer и Google Music пополняются все новыми и новыми треками. И наверняка, если у вас есть музыкальный слух и чувство ритма, вы не раз задавали себе вопрос — а могу ли я попасть в такие сервисы?
Ответ утвердительный — можете. Но для этого вам понадобиться написать пару-тройку собственных композиций, а в идеале — альбом.
Почасовая аренда студий звукозаписи — недешевое удовольствие. К тому же, у начинающего музыканта уходит намного больше времени во время сочинительства песни. То аккорд переписать решил, то гитарный рифф не устраивает.
Взвесив все «за» и «против», задумываешься о построении собственной звукозаписывающей студии у себя дома. С минимальным набором начинающего звукрежа мы и ознакомим вас в данном материале.
Примечание: Материал ориентирован на новичков и пользователей, которые делают первые шаги в звукозаписи. Профессиональное оборудование – вопрос не одной тысячи долларов, а нас интересует вариант «дешево и сердито».
Итак, что нужно для домашней студии звукозаписи.
Начните с компьютера или ноутбука
Время аналоговой записи — это, скорее, эксклюзивная прихоть распиаренных коллективов. Для них подготовлен винил, ансамблевая запись, и стоит это все очень дорого. Традиционным же рынком, рассчитанным на рядового потребителя, сейчас заправляет цифра, поэтому без ноутбука или компьютера в звукозаписи никак.
Выбирая десктопник, вы можете получить потенциально бОльшую производительность всей системы. Недостаток же персонального компьютера — необходимость дополнительной звукоизоляции, поскольку кулер от блока питания, видеокарты и процессора создают дополнительный фоновый шум, крайне нежелательный при звукозаписи.
Усилитель нужен не только в студии звукозаписи. Прокачать топовые наушники поможет FiiO E10K. В этой модели портативного усилителя инженеры сделали все возможное, чтобы звучание стало максимально естественным: оптимизровали фильтр низких частот, переработали схему усиления баса, снизили уровень искажений и шума.
Вместо Wolfson WM8740 производитель установил более лояльный к задержкам ЦАП PCM5102 от Texas Instruments, а «сердцем» усилителя стал чип LMH6643, пришедший на смену AD8397
Оценивать собственные треки нужно в самых разных типах наушников. В трехдрайверных гибридах FiiO F9 вы сможете легко расслышать все недочеты сведения трека, а широкий диапазон воспроизводимых частот подскажет, как сделать композицию еще интереснее.
FiiO F9 отличаются от конкурентов богатой комплектацией: несколько пар амбушюров, компактный кейс и все необходимые кабели, включая балансный с 2,5-миллиметровым штекером.
Первое время, вместо мониторов, можно ограничиться и недорогими колонками «из Ашана», но учтите, что качество микширования ваших композиций в таком случае будет уверенно стремится к посредственному.
Куда без микрофона?
А лучше сразу два: динамический и конденсаторный. В конце концов, петь то вы собираетесь?
Говоря простым языком, конденсаторный микрофон намного чувствительнее динамического. Например, он способен улавливать работу стиральной машинки в соседней комнате, чего не умеет динамический.
Но из-за чрезмерной чувствительности и хрупкости конденсаторный микрофон не всегда актуален при записи гроул-вокала или ударной установки.
В любом случае, в арсенале домашней студии лучше иметь сразу оба типа микрофонов.
Обязательна звукоизоляция
Да, вы не ослышались. У всех, окружающих вас предметов, есть свой звук. И у вашей комнаты тоже. Для того, чтобы гул и эхо от комнаты не влияли на качество звука, используются звукоизоляционные панели.
Через несколько лет вы, наверняка, примете решение о необходимости апгрейда аппаратной части вашей студии. А теперь представьте, что прокачать можно даже портативный аудиоплеер. Конструкция аудиофильского плеера FiiO X7 II предусматривает самостоятельную замену усилителя.
В идеале, чем больше таких панелей, тем лучше. Оклейте ими помещение на уровне стойки конденсаторного микрофона и напротив рабочего места, где установлены мониторы.
Со звукоизоляционными панелями качество записи и сведения дорожек значительно возрастет. К тому же, вы будете тратить значительно меньше времени на обработку звука и удаление нежелательных шумов.
И гитары тоже нужны
Покупка гитар (да, их нужно несколько) зависит от уровня вашего знакомства с этим инструментом. Если вы планируете серьезно заниматься звукозаписью, научиться играть на шестиструнке и басе — ваша прямая обязанность.
Для домашней студии необходимо иметь в арсенале три гитары:
Да, партию гитар можно прописать и с помощью MIDI-клавиатуры, но иногда намного проще это сделать с помощью «аналогового» инструмента.
Есть еще мелочи
Студия звукозаписи — вещь очень разноплановая. У каждого звукорежиссера свой «джентельменский набор» инструментов, аппаратуры и всевозможных примочек.
Как для начинающего режиссера, помимо вышеназванных пунктов подумайте о приобретении:
Продолжать список можно бесконечно долго, ведь в студию звукозаписи можно вкладывать и вкладывать. Вопрос лишь в том, какого уровня хотите добиться вы. Да и не стоит забывать, что качество музыки зависит не от аппаратуры, а от таланта исполнителя.