все чем могу горячий снег
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
О фильме «Горячий снег» (режиссёр Гавриил Егиазаров
О фильме «Горячий снег»
Фильм «Горячий снег» (режиссёр Гавриил Егиазаров) является экранизацией одноименного романа писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. В декабре 1942 г. подСталинградом войска 6-й немецкой армии, около 330 тыс. человек, под командованием генерала Ф. Паулюса оказались в окружении. Фельдмаршал Манштейн получил приказ – своими танковыми частями пробить коридор к армии Паулюса. Разблокировав 6-ю армию, немцы усиливали свою группировку в битве на Волге.
Начальные кадры фильма «Горячий снег». Идет представление героев по кругу, внутри пляшет молодой солдат: на фронт прибыла свежая, полного состава дивизия. Будут и еще кадры, выстроенные по кольцу: солдат касается локтем соседа, по кругу перебрасываются репликами, по кругу ходит котелок. Тема фронтового братства решается пластически. К финалу в кадрах появится свободное пространство и экран окажется слишком широким для оставшихся в живых. Таков один из элементов монтажной композиции фильма.
«Бойцам и командирам противотанковой артиллерии был посвящен один из самых сильных и правдивых фильмов о войне – «Горячий снег». Он был снят по одноименной повести Ю.В. Бондарева. Хотя он описывает действительно драматичный момент войны, отражение попытки прорваться извне к окруженной армии Паулюса в декабре 1942 года, такие эпизоды могли иметь место до самого конца войны. Противотанкисты часто воевали при численном превосходстве противника, прикрывая фланги главной ударной группировки фронта или армии» (А. Исаев «Горячий снег «пакфронта»).
Командующий армией генерал Бессонов (кадр из фильма)
В ходе Котельниковской оборонительной операции наши войска должны были остановить наступление Манштейна. В фильме «Горячий снег» эти недолгие (два дня), но страшные по своим потерям бои ведут части армии генерала-лейтенанта Петра Бессонова (Георгий Жёнов). В декабрьскую стужу противотанкисты вышли по заснеженной степи к берегам рекиМышкова. Перед боем, в тревожной тишине они окопались, заняли оборону. Вскоре на их позиции прорвались фашистские танки…
Противотанкисты армии Бессонова на марше (кадр из фильма)
В фильме предпринимается успешная попытка психологического углубления, индивидуализации некоторых характеров, исследуется их нравственная проблематика. Выдвинутые на передний план фигуры лейтенантов Дроздовского (Н. Еременко) и Кузнецова (Б. Токарев) разъединены не одним лишь несходством характеров. В романе многое значила их предыстория, рассказ о том, Дроздовский, с его «властным выражением тонкого бледного лица», был в училище любимцем командиров-строевиков, а Кузнецов ничем особенным не выделялся.
В картине для предыстории нет места, и режиссёр, что называется, на ходу, на марше разводит персонажи. Отличие их характеров просматривается даже в том, как они отдают приказы. Возвышающийся на лошади, перетянутый ремнем Дроздовский командирски непреклонен и резок. Кузнецов, глядя на привалившихся к лафету солдат, забывшихся в коротком отдыхе, медлит с командой «подъем».
Еще не начался бой, а зритель, что называется, кожей чувствует лютый мороз, и надвигающуюся тревогу перед близким встречным боем, и всю тяжесть повседневной солдатской работы… Особенно же удались батальные сцены – они суровы, без излишних пиротехнических эффектов, полны истинного драматизма. Тут кинематограф не столько красив, как нередко бывает в батальных фильмах, сколько мужественно правдив. Бесстрашная правда солдатского подвига – бесспорное и важное достоинство картины.
В фильме артиллеристы – совсем молодые ребята, недавно окончившие военные училища ускоренного выпуска и оказавшиеся в самом пекле, под Сталинградом, предстают перед зрителем. Многие из них не имеют боевого опыта, но есть приказ – врага надо задержать, во что бы то ни стало. Поэтому бойцы не имеют права отступать, а останавливать врага им приходится ценой собственной жизни. Огромная сила духа, мужество и стойкость наших бойцов не дали немецким танкам развить наступление. Многие машины противника были подбиты, в прорыв вошли лишь единицы…
Перед глазами зрителей кровопролитный бой ведёт батарея под командованием лейтенантаВладимира Дроздовского (Николай Ерёменко). В батарее всего два огневых взвода. Одним из них командует недавний сокурсник комбата Дроздовского по артиллерийскому училищу – лейтенант Николай Кузнецов (Борис Токарев). Командиры – совершенно разные по характеру люди. Лейтенант Дроздовский грезит подвигами, мечтает стать героем. Но в итоге, героем сражения суждено стать не ему, а лейтенанту Кузнецову. Николай Кузнецов во время боя сражается рядом с солдатами, здесь он проявляет хладнокровие, отвагу, живой ум.
Освящение орденов (кадр из фильма)
Погибают солдаты ряда артиллерийских расчётов (расчет Чубарикова (Алексей Панькин) и др.), ездовой Сергуненков (Александр Кавалеров), медсестра Таня (Тамара Седельникова), комиссарВеснин (Анатолий Кузнецов). После жестокого боя от взвода Кузнецова осталось одно орудие и трое раненых и измученных бойцов.
На следующий день резервные части армии смогли остановить вражеское наступление и перейти в контратаку, отбросив потерпевшего большие потери противника. От батареи и стрелкового батальона, державших оборону на реке Мышкова, осталось семь бойцов. Командующий армией, генерал Бессонов, по-отечески тепло награждает солдат, вручает каждому из оставшихся в живых орден Красного Знамени… Вручая ордена, генерал Бессонов говорил: «Всё, что могу, лично. Спасибо…»
В фильме показаны уцелевшие артиллеристы, которые освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток каждого из них – это, прежде всего, глоток поминальный – в нем горечь и горе утрат и потерь батарейцев в этом бою. Орден получил и бездушный лейтенант Дроздовский, виновный в бессмысленной гибель Сергуненкова и отчасти в смертельном ранение Тани. Однако раненого комбата мы видим в стороне от собравшихся бойцов у солдатского котелка, возможно, он что-то для себя понял… Долгие часы сражения, боль потерь, разные характеры все это образует пропасть между Дроздовским и Кузнецовым, нравственную несовместимость их существований.
В картине показана возникающая любовь между Кузнецовым и Таней. Война, с её жестокостью и кровью способствовала стремительному развитию этого чувства. Ведь эта любовь складывалась в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих переживаний. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Таней и Дроздовским. Через короткий промежуток времени Кузнецов уже горько оплакивает погибшую девушку. Когда Николай вытирал мокрое от слез лицо, снег на рукаве его ватника был горячим от его слез…
В фильме «Горячий снег» с жестокой прямотой показывается, какое всё-таки война чудовищное разрушение. Казалось бы, ничто не имеет цены, даже человеческая жизнь, но не жизнь, отданная за свободу Отчизны. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил.
Фильму более 40 лет, уже нет в живых многих замечательных актёров: Г. Жжёнова, Н. Еременко, В. Спиридонова, И. Ледогорова и других, но фильм помнят, его с интересом смотрят люди разных поколений, он не оставляет зрителей равнодушными, напоминает молодым людям о кровопролитных боях Великой Отечественной, учит беречь мирную жизнь.
Зимой 1971—1972 годов в Новосибирскую область приехала съемочная группа киностудии «Мосфильм» во главе с режиссером Гавриилом Егиазаровым. Задача стояла не из легких: за несколько зимних месяцев отснять полнометражный фильм о войне по роману Юрия Бондарева «Горячий снег». Забегая вперед, скажем, что в сроки не уложились. Но фильм к концу 1972 года был готов.
Почему фильм о Сталинградской битве решили снимать под Новосибирском? Во-первых, создатели картины надеялись на сибирскую долгую и многоснежную зиму. Вторым, и главным, аргументом оказалась помощь Сибирского военного округа: съемки обеспечили танками, пушками, автоматами, солдатским обмундированием.
Солдаты-срочники обслуживали пушки и танки, строили «деревню» из дощатых домиков, которые затем взрывались и горели в кадре. Кроме того, они принимали участие в съемках в качестве статистов — изображали немецких и русских солдат. По нынешним временам все это обошлось бы очень дорого. Не потому ли сейчас визит съемочной группы в наши отдаленные от столицы края — большая редкость?
В Новосибирске и области живут немало людей, которые так или иначе были связаны с этими съемками. Один из них — Борис СЕДОВ. Он знает о съемках больше, чем кто- либо другой, потому что в 1972 году именно Борис Александрович, в то время подполковник, занимался техническим обеспечением съемочного процесса. Он рассказал нашему корреспонденту о том, как проходили съемки.
Что осталось за кадром?
Зима в тот год оказалась на редкость холодной. Снимали в самый лютый мороз. Режиссер Егиазаров, сам фронтовик, говорил о том, что зима 42—43-го годов под Сталинградом была такой же суровой. Съемки шли с декабря до марта. Актеры мерзли жутко, в перерывах отогревались в двух специально установленных рядом с площадкой пассажирских вагонах. Но все же люди выдерживали, а вот аппаратура несколько раз ломалась. Приходилось останавливать съемки на 2—3 дня и самолетом доставлять из Москвы запасные детали.
Большинство сцен снимали на западной окраине поселка Чик. Некоторые из местных жителей даже участвовали в съемках. А когда киногруппа уехала, за поселком остались фанерные домики — часть киношной «деревни». Кстати, из фанеры построили даже вокзал — по сценарию его полагалось разбомбить.
В съемках были заняты 40 танков Т-34 и 16 орудий (артиллерийский дивизион). Их обслуживали специальные артиллерийские части СибВО. Половине танков пришлось играть роль немецких «фердинандов» и «тигров».
Владлен БИРЮКОВ, народный артист России, актер Новосибирского театра «Красный факел», лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых:
— Для меня «Горячий снег» стал первой работой на большой киностудии. До этого я снимался только в фильме-опере «Алкина песня», который делали новосибирские кинематографисты. И хотя роль старшины Скорика совсем небольшая, всего три эпизода, но именно после «Горячего снега» меня заметили и стали приглашать на другие картины.
А вообще, из-за того что съемки шли здесь, режиссер Гавриил Егиазаров снял во всех небольших ролях новосибирских актеров. Например, наш краснофакелец Миша Стрелков сыграл старого вояку.
Михаил Стрелков крайний справа.
Тамара Седельникова из «Глобуса» вообще в главной роли снялась. Была на «Мосфильме» помреж Валентина Щапова, которая, кстати, потом работала на «Вечном зове». Она перед съемками приехала из Москвы со своими помощниками, чтобы найти подходящих актеров. Они жили в гостинице «Новосибирская», которая находилась на улице Ленина, и ходили по театрам. Сначала фотографии смотрели, спектакли, затем уже лично знакомились, предлагали сняться.
Сами съемки были очень трудными. Зима выдалась на редкость суровой. Лошади замерзали, не только люди. А ведь батальные сцены всегда делаются очень длительно. Масса техники, танки. Пока все расставят по местам, отрепетируют… Кстати, доснять так и не успели, зима кончилась. Как-то внезапно снег растаял. Съемочная группа уехала, а потом, уже в мае, доснимали в Алабино под Москвой. Жара стояла дикая! Я хотя бы в шинели был, а ребята вообще в тулупах. Но мы как-то с легкостью все переносили. Молодые были, задорные.