врожденная грамотность что это такое

Врожденная грамотность

Есть люди, которые очень грамотно пишут, но при этом они не знают правил (или знают плохо). Такое явление получило название «врожденная грамотность». Люди с такой способностью будто бы уже родились с умением писать без ошибок. Откуда же появляется такая особенность?

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

Как проявляется врожденная грамотность

Возможно, объяснить врожденную грамотность можно отличной зрительной памятью. В таком случае человек помнит все слова или большинство из них в виде картинок. Как оказалось, в таком запоминании слов нет ничего сложного и тем более невозможного.

Специалисты наблюдали за людьми, которые имели разделенные полушария. Нормальным считается обработка языковой информации с помощью левого полушария. Как удалось установить, часть слов, которые встречаются чаще всего, некоторые люди могут без проблем узнавать даже без участия в этом процессе левого полушария. Это указывает на то, что данные слова воспринимаются в виде картинок.

Не бывает так, что человек с врожденной грамотностью не может вспомнить написание слова. Если даже такое и произойдет, человек напишет сразу пару вариантов и затем очень быстро зачеркнет один из них, ведь сразу же поймет, что он ошибочный. Стоит отметить, что люди с такой особенностью ощущают самое настоящее омерзение от того, что они пишут неправильно слова, или когда это делает кто-то другой. Ошибки становятся причиной отрицательных эмоций. Такие люди всегда пишут быстро и легко. Когда же случайно будет допущена ошибка, мозг на это сразу же среагирует и подаст сигнал о том, что это плохо и необходимо исправить недочет.

Можно ли приобрести врожденную грамотность?

Многие думают, что врожденная грамотность может быть приобретена со временем. Для этого достаточно просто очень много читать. Конечно, такое занятие поможет и принесет человеку исключительно пользу, но далеко не во всех ситуациях. Иногда человек читает очень быстро, поэтому происходит не анализ слов, а их угадывание по определенным контурам. Слова, написанные с одной ошибкой и правильно, имеют совсем незначительные отличия в контуре, поэтому развить таким образом грамотность не получится.

К сожалению, врожденную грамотность нельзя приобрести, но научиться писать и говорить грамотно всегда можно. Хотите повысить уровень грамотности? Вам поможет курс «Идеальный русский».

Источник

Врожденная грамотность

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такоеврожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такоеак научное выражение формулировка «врожденная грамотность» некорректна. На самом деле, о какой врожденности может идти речь, если ребенок при рождении имеет не более чем способность к развитию речи? Он не только не говорит, но может и не овладеть речью вообще, если не будет воспитываться в определенной социальной среде (вспомним настоящих Маугли – детей, воспитанных животными).

Грамотность – приобретается. А выражение «врожденная грамотность» отражает удивление и восхищение перед людьми, которые, не прилагая никаких видимых усилий, пишут грамотно. У них есть нечто вроде интуиции, которая подсказывает, что вот так – правильно. Спроси такого человека, почему это правильно, он не сможет объяснить рационально. Скажет только: «я так чувствую», «это красиво», «это звучит лучше».

Поэтому врожденную грамотность правильнее называть «чувством языка».

Немного о себе

Люди с хорошим чувством языка встречаются не так уж редко. Могу сказать, что, начиная с более-менее последовательных школьных воспоминаний, я не испытывала проблем с грамотностью. Диктанты, изложения только на «отлично», при этом я не пользовалась правилами. На переменке перед уроком русского языка прочитывала нужное правило, забивая его в короткую память, чтобы ответить на уроке, а потом оно благополучно вылетало из головы.

Если возникало сомнение в том, как писать какое-то слово, я записывала варианты написания на черновике. Посмотришь на них, и сразу понятно, что правильно вот это написание.

Казалось бы, вот она, врожденная грамотность! Но вот моя мама говорит, что с грамотностью у меня не всегда дело обстояло так хорошо, как мне помнится. В первом-втором классе школы были и ошибки, и обидные описки. Менялись местами слоги, пропускались буквы. Кстати, о начальных классах у меня нет последовательных и четких воспоминаний. В памяти остались только несколько простых правил: «жи-ши» и «ча-ща», как проверить окончания «-тся» и «-ться», «не» с глаголами пишется раздельно.

А вот свою первую учительницу я помню хорошо. Мы ее любили. Надежда Васильевна была молодой, только из института, и наш класс был у нее первым. Она относилась к нам очень ответственно, старалась, чтобы каждый ребенок в классе успевал. На классных часах она читала нам интересные детские книжки, ярко помню «Незнайку на Луне» и свое впечатление от сцены невесомости (начало книги).

Когда нас приняли в пионеры, Надежда Васильевна предложила выпускать газету. Она называлась «Пионерский голос». Сначала дело шло вяло, но потом меня назначили ответственной за газету. Мама рассказывает, что это было общее решение – ее и учительницы. Газета представляла собой лист ватмана, на котором нужно было писать красивым почерком и без ошибок. Помню, что поначалу я писала карандашом, а потом обводила ручкой. Уже через полгода отказалась от карандаша, и стала писать сразу начисто и без ошибок.

На мой субъективный взгляд, именно работа над стенгазетой окончательно сформировала мое чувство языка. Нельзя сказать, что в раннем возрасте я очень много читала, чуть больше, чем положено, но не чрезмерно. Много и систематически читать я начала примерно с 10 лет. При этом в 3 года я могла рассказать наизусть «Мойдодыра». Родные вспоминают, как в раннем детстве я «замучивала» их просьбами почитать, причем могла слушать одно и то же несколько раз.

Это субъективный опыт. Попробуем разобраться, что в нем закономерно, а что случайно.

От чего зависит врожденная грамотность?

Психологи и педагоги сходятся в том, что чувство языка не зависит от каких-то особых врожденных качеств, хотя некоторые свойства памяти и анализа информации могут дать преимущества.

Ребенок познает язык сначала подражанием, затем части складываются в систему, он начинает пользоваться языком, со временем все более совершенно.

Исследователи отмечают, что на раннем этапе важную роль играет этническая принадлежность семьи. И хотя сейчас диалекты под влиянием СМИ все больше вытесняются, говор жителей северных, центральных областей России, Поволжья еще отличается от южан. Выработать интуицию грамотности южанам сложнее, потому что фонетика их диалектов больше отличается от нормативной орфографии.

Замечено также, что в двуязычных семьях, особенно когда родной язык (не русский) используется как язык бытового общения, феномен «врожденной грамотности» встречается редко. Кстати, замечательный русский педагог Константин Ушинский именно поэтому был против раннего изучения иностранных языков.

Значит, первое влияние на чувство языка оказывает та языковая среда, в которой растет ребенок. Чем грамотнее, правильнее, богаче речь родителей, чем больше ребенку читают хорошей детской литературы, тем больше «языковой» информации обрабатывает его мозг. Обрабатывает, значит, устанавливает связи и закономерности.

Рано или поздно ребенок начинает читать. В процессе чтения появляется и закрепляется так называемый «образ слова» — ребенок связывает уже знакомый ему звукокомплекс с графическим написанием слова. Если ребенок наделен хорошей зрительной памятью, орфография слов волей-неволей отложится в памяти. При этом важное условие – качественные, грамотно выстроенные, высокохудожественные тексты, и, конечно, они должны быть без опечаток.

Фонетический канал чтения – основной, но не единственный. Довольно большая часть правил языка основана на морфологическом и других принципах. Часто повторяясь, они невольно осознаются ребенком как некие закономерности. Так языковые модели могут быть освоены интуитивно.

Итак, самостоятельное чтение – очень важный этап. Родителям следует позаботиться о том, чтобы ребенок полюбил чтение. Как это сделать, смотрите в статье «Любовь к чтению: от рождения до школы».

И закрепляется чувство языка письмом. Не случайно в младшей школе так распространены задания по простому списыванию текста. К зрительному образу через письмо добавляется кинетический (двигательный). Именно через кинетический образ человек оценивает соответствие написанного слова некоему эталону, закрепившемуся в сознании.

Вот так и получается, что человек знает не правила, а логику правописания, и ощущает эту логику как «чувство языка». Точное научное определение этого понятия будет таким:

Чувство языка — феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций.

Цит. по: Гохлернер М. М., Вейгер Г. В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1982, №6, с.137-142.

Как выработать у ребенка чувство языка?

Бессознательно чувство языка вырабатывается у человека с доминирующим образным мышлением, цепкой памятью, хорошим восприятием зрительной информации.

Но это не значит, что детям с другими психофизиологическими особенностями чувство языка не доступно. Оно появится, если приложить к этому небольшие усилия.

Слушаем, читаем и развиваем память

О важности того, что ребенок слышит и что он читает, мы уже говорили. В раннем возрасте, до того как ребенок начнет читать сам, необходимо:

Пишем

Много читать очень важно, но не менее важно много писать! Это могут быть диктанты или простое переписывание текста. Добавьте ежедневно четыре-пять предложений к домашнему заданию.

Успех придет быстрее, если ребенок будет заинтересован в том, чтобы писать грамотно и красиво. Для этого можно использовать такие приемы:

Если ребенок делает ошибки при списывании текста, требуйте, чтобы он произносил слова по буквам так, как они пишутся (кОза, зуБ). Нужно, чтобы ребенок проговаривал буквы, которые не произносятся, выделял слабые доли.

Дополнительные упражнения по переписыванию нужно вводить тогда, когда ребенок уже научился достаточно хорошо писать (не раньше 2 класса школы).

Трудности

У «врожденной грамотности» есть своя оборотная сторона.

Если ребенок пишет, не задумываясь о правилах, у него не возникает потребности их учить. Чувство языка не гарантирует отличное написание тестов по русскому языку, потому что они проверяют знание правил. Оно не гарантирует «пятерки» на уроках, — когда учитель спрашивает, почему написано так, а не иначе, ребенок не может привести нужное правило.

Кроме того, преподаватели русского языка знают, что у детей с отличным чувством языка часто бывают проблемы со знаками препинания. А причина в том же – учить правила не хочется, потому что пользы от этого не чувствуется.

Если давить на ребенка, заставлять зубрить вопреки здравому смыслу, знания не будут прочными. Он может начать жаловаться, что правила его только запутывают, что он начинает сомневаться в правильности написания.

С таким ребенком нужно заниматься по методу – от примера к правилу (в школе обычно делают наоборот). Запишите с ним несколько подходящих фраз, попросите порассуждать – что в них общего, какой из этого можно сделать вывод. Тогда правило возникнет само, без труда, в процессе наблюдения за фактами языка. Такой подход не противоречит интуиции ребенка и не требует много времени.

Проверьте свое чувство языка. Припомните слово, в написании которого вы сомневаетесь. Запишите варианты написания на листок. Посмотрите на них – возникло ли у вас ощущение, что какое-то из них правильное?

Источник

Врожденная грамотность: описание понятия, методика развития, советы родителям

Начнем с того, что врожденной грамотности не бывает в принципе, это миф. Все дело в неверной терминологии. Правильнее говорить «языковое чутье». Оно отлично помогает писать без ошибок повседневные тексты. Его можно развить у ребенка с самого детства, для этого разработаны конкретные требования. Взрослых тоже учат и называют это «курсами врожденной грамотности». Но это уже иная сфера услуг, это шарлатаны.

Языковое чутье

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

Иногда этот феномен называют еще красивее: лингвистический тип интеллекта. Людей, обладающих им, немало. Они часто говорят о себе, что никогда не учили никаких правил русского языка, потому что не нуждаются в этом. Они много читают и, таким образом, запоминают, как выглядят слова. Часто для того, чтобы решить какое написание слова правильное, им достаточно написать оба варианта. Они тут же увидят, какой из них верный. Работает визуальная память – отличный помощник, если имеешь дело с простыми и рутинными текстами.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое Вам будет интересно: Триацетат целлюлозы: формула, применение, свойства

А вот если встречается сложный текст, то никакое языковое чутье не спасет. Без знаний правил и тонкостей языка ничего не получится, чудес не бывает. Бывает только труд.

Об особенностях русской орфографии

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

Когда «лингвистический интеллект» может навредить

Если визуальная память молчит, интуиция легко может подсказать неверное решение. Такая ситуация часто встречается, если человеку с языковым чутьем встречается непривычное слово. Он не знает правила, для него легче довериться «внутреннему голосу».

Врожденная грамотность во многом похожа на врожденное знание правил дорожного движения. Встречаются водители, которые отлично ориентируются на дорогах, понимая запреты, разрешения и лучшие способы маневров. Но есть сложные дорожные развилки или ситуации, которые можно разрешить лишь с помощью неукоснительных правил.

Шок на тотальном диктанте

Люди, обладающие «врожденной грамотностью», часто впадают в состояние шока после написанного ими тотального диктанта.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

Тотальный диктант – великолепный проект, посвященный грамотному письму на русском языке. Это ежегодный письменный тест, в котором добровольцы пишут под диктовку.

Тотальный диктант никогда не бывает простым. Поэтому многие участники безмерно удивляются, когда их визуальные привычки не помогают освоить современный художественный текст на русском языке. Привычное «я всегда писал без ошибок» в данном случае не работает.

Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность

С пунктуацией еще труднее, запятые и прочие знаки препинания в русском языке далеко не всегда совпадают с паузами и интонациями устной речи. «Чувствовать запятую» попросту невозможно, нужно знать ее смысловую роль и правила использования.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

Пунктуационную грамотность можно только выучить, разбирая и формируя стойкие навыки постановки знаков препинания в процессе письма. Одна прямая речь в русском языке чего стоит с правилами ее оформления. Так что с кавычками, запятыми и другими знаками другого пути нет.

Шарлатанство и волшебные курсы

Если вас приглашают на курсы обучения врожденной грамотности для школьников или взрослых, перед вами шарлатаны чистой воды.

Во-первых, мы договорились, что есть приобретенная в детстве интуитивная грамотность. Врожденной грамотности не бывает по сути, это следствие неверной терминологии.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

Во-вторых, даже если допустить возможность существования врожденного феномена, то обучить ничему врожденному нельзя. Как, например, нельзя обучить петь великолепным сопрано, потому что это врожденное свойство голоса.

Что работает на самом деле

Явление врожденной грамотности неплохо исследовалось, поэтому факторы ее формирования давно определены:

Советы родителям

На пустом месте языковое чутье не вырастет. Здесь будет полезным и образное мышление, цепкая детская память и способность к зрительному восприятию. Одним словом, ребенком нужно серьезно заниматься. С самого раннего возраста соблюдаем следующие правила, которые можно обозначить в целом «методикой врожденной грамотности»:

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

Отдельно занимаемся с детьми, у которых уже есть чувство языка. Обычно они не хотят учить правила и не видят в них пользы. С пунктуацией у таких детей обычно есть проблемы. Лучший метод для школьников с врожденной грамотностью – от примера к правилу (в школе учат наоборот). Нужно разобрать несколько похожих фраз с выводами и правилом, которое появится само, согласно логике.

И не останавливаемся сами, русский язык нужно изучать всю жизнь. Такой уж это язык…

Источник

Врожденная грамотность что это такое

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ

Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Руководитель проекта

Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Разработчик филологического блока

Бывают ли в жизни чудеса.

В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ

Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент

Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА

Разработчик математического блока,
тренер-методист

Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ

Разработчик программ по истории

По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Преподаватель начальной школы,

тренер-методист

Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.

Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Преподаватель филологии,
тренер-методист

Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист

Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Преподаватель

церковнославянского языка

По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Преподаватель филологии

По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА

Секретарь
Русской классической школы

Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.

Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.

Источник

Врождённая грамотность — это миф. Почему взрослым тоже нужно учить русский язык

врожденная грамотность что это такое. Смотреть фото врожденная грамотность что это такое. Смотреть картинку врожденная грамотность что это такое. Картинка про врожденная грамотность что это такое. Фото врожденная грамотность что это такое

Взрослые часто ворчат на современных детей по поводу их неграмотности. Но с тех пор как появились соцсети и все стали активными интернет-пользователями, ничего не утаишь — взрослые тоже грамотные через одного (а то и реже). Наш блогер Римма Раппопорт предлагает развенчать несколько мифов о грамотности. Она уверена, что язык нужно учить всю жизнь.

Недавно коллеги из «Университета детей» попросили меня написать для них текст рассылки о русском языке. Воспользовавшись предложением, я решила обратиться к родителям школьников с простым посылом: учить родной язык нужно непрерывно. А теперь хочу поделиться своими нехитрыми соображениями и с читателями «Мела».

Без постоянной подзарядки оставаться грамотным на протяжении жизни невозможно, даже если вы были любимчиком Марьи Ивановны и писали все диктанты на пятёрки. Скоро сентябрь, детей неизбежно ожидает очередной год с безударными гласными, непроизносимыми согласными, сложными предложениями… И всё это в повелительном наклонении. Но вы-то уже отмучились, вам-то зачем страдать заново? Причины две, и обе очень простые. Чтобы не растерять или вновь обрести грамотность. Чтобы дети ценили правильную речь вслед за родителями, которым небезразличен не только сорт, но и род кофе. Тут как с чтением и комплексами: всё идет из семьи.

В мире взрослых бытует немало мифов об изучении русского языка. Давайте в терапевтических целях перечислим их, отбросим оправдания и признаем, что только самообразование делает из среднестатистического носителя языка грамотного человека.

Современные школьники тотально неграмотны

Во-первых, им труднее. Грамотность напрямую связана с письмом от руки. Когда связь «мозг — рука» нарушается, человек перестаёт ассоциировать слово с его визуальным образом. Современным детям не приходится писать по старинке нигде, кроме школы. Так что, если вы сравниваете их с собой, условия не равны. Во-вторых, посмотрите в свои школьные тетрадки. Вы тоже не всегда всё знали и допускали смешные ошибки. Грамотность приходит с опытом, если приходит.

Великое советское образование

Конечно, раньше было лучше, но вообще-то грамотность заставших советскую школу далека от идеала. Просто до появления интернета у людей не было свободного доступа к публичному высказыванию. А теперь, когда он появился, стало очевидно, что и пятидесятилетние далеко не всегда справляются с орфографией и пунктуацией.

Врождённая грамотность

Как часто я слышу о ней от родителей моих учеников! А ведь её не существует. Да, есть люди, у которых более развиты лингвистический тип интеллекта и языковое чутьё. Им легче, особенно если они много читают и таким образом запоминают, как выглядят слова. Но в трудных случаях того, кто не знает правил и тонкостей, не спасёт никакое языковое чутьё. Грамотность не может быть суперсробностью в чистом виде. Труд, к сожалению, неизбежен.

Учить русский язык не нужно: достаточно автокорректора

Автокорректора может не оказаться рядом в ответственный момент. Но, что хуже, он не всесилен. Например, в половине случаев подчёркивает слитное написание «не» с причастиями, в то время как без зависимого слова они и правда пишутся слитно. А уж настойчивое желание машины поставить запятые при псевдовводных словах точно рано или поздно подведёт.

Язык — развивающееся явление, и меняется он живыми людьми. Компьютер никогда не сможет овладеть русским в совершенстве

Для этого нужен человеческий фактор.

Чтобы грамотно писать (печатать) и говорить, приходится постоянно держать правила в голове, руку на пульсе, а под рукой несколько хороших справочников, лингвистических интернет-ресурсов и словарей. И ещё обязательно уметь сомневаться, если, конечно, ваша фамилия не Розенталь. Впрочем, Дитмар Эльяшевич тоже наверняка сомневался.

В качестве бонуса делюсь ссылками на любимые ресурсы, которые помогают мне в ежедневной борьбе за собственную грамотность.

Грамота.ру — всё о русском языке от словарей до справочной службы.

Культура письменной речи — ещё одно всё о русском языке плюс доступно написанные статьи ведущих российских лингвистов о самых разных языковых явлениях: тут и феминитивы, и слова-кентавры.

konorama.ru— удобнейший сайт, с помощью которого вы узнаете, что в половине случаев зря ставите запятые.

Розенталь — ресурс для железобетонных аргументов в лингвистическом споре.

Глазарий языка — самый ироничный паблик для знатоков и ценителей особенностей родного языка.

Глазарий языка на ютьюбе — нестандартные видеолекции, чтобы освежить школьную программу и выйти за ее пределы под руководством профессионалов.

Ты справишься.рф — бот, которому можно задать любой вопрос о русском языке. Ответят лучшие лингвисты страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *