врио начальника что это
Чем отличается Врио от И.о.
Комментарий юристов Тимофеев/Черепнов/Калашников «Кадровому порталу»:
Ирина Питунова, старший юрист Юридической фирмы Тимофеев/Черепнов/Калашников, руководитель трудовой практики:
Врио (временно – исполняющий обязанности) – это форма временного замещения сотрудника, когда работник исполняет определённые обязанности по должности, за что ему выплачивается разница между окладами его основной и фактически занимаемой должности. При этом свои обязанности он исполняет исключительно в период отсутствия основного работника и после его выхода возвращается на своё прежнее место либо переводится на другой участок.
И.о. (исполняющий обязанности) – это форма совмещения должностей, при которой сотрудник исполняет обязанности до назначения нового лица на вакантное место. Работник не освобождается от своих основных обязанностей, а об исполнении обязанностей запись в трудовую книжку не делается. По возвращении основного сотрудника он вновь занимает свою главную должность.
Иными словами, врио назначается на должность с освобождением от старой. Место, которое он занял, не является вакантным, соответственно, он будет трудиться до возвращения основного работника. И.о. совмещает обязанности со своей основной должностью. При этом место, на которое он назначен, остаётся вакантным.
Таким образом, оперируя данными понятиями можно сделать следующие выводы:
1. Врио исключительно работает на временно занимаемой им должности, в то время как и.о. совмещает обязанности с основной должностью.
2. По времени исполнения обязанностей врио исполняет до выхода основного работника, а и.о. – до назначения нового лица на должность.
3. Врио назначается в случае, если основной работник временно не может исполнять трудовые обязанности, и.о. – при наличии вакантного места (должности).
4. И.о. совмещает временную должность с основными обязанностями, врио – переводится на новую работу.
Исполнение обязанностей одного работника другим возможно в рамках трудового законодательства в случаях совмещения должностей, как это предусмотрено ст. 60.2 ТК РФ, или в случае временного перевода работника на другую работу согласно ст. 72.2 ТК РФ.
Если исполняющий данные обязанности работник освобождается от основной работы, то это является временным переводом на другую работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
В случае возложения обязанностей отсутствующего сотрудника на иного сотрудника необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору и соответствующий приказ.
Тогда как согласно ст. 60.2 ТК РФ если работник исполняет обязанности по другой должности без освобождения от основной работы, то это является совмещением профессий (должностей).
Выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) осуществляется за дополнительную оплату, согласно ст. 151 ТК РФ.
ВРИО начальника – как оформить?
vrio.jpg
Похожие публикации
Необходимость временного исполнения обязанностей руководителя организации может возникнуть в разных ситуациях. Руководитель компании может уйти в отпуск, уехать в командировку, отсутствовать некоторое время по другим причинам. В таком случае необходим заместитель, исполняющий обязанности директора.
Заместителями, исполняющими такие обязанности, могут стать штатные работники (то есть постоянные сотрудники, которые трудятся по трудовому договору). Сотрудники, работающие временно (по срочному трудовому договору), тоже могут стать ВРИО или ИО директора. Как правило, исполняющими обязанности назначаются лица, работающие на должности заместителя руководителя, а при отсутствии таких должностей, обязанности руководителя могут возлагаться на других сотрудников.
Чаще всего ВРИО начальника (временно исполняющими обязанности) становятся постоянные штатные работники. Давайте разберемся, в каком порядке оформлять замещение генерального директора компании или иного руководителя.
ВРИО директора – в каком порядке оформлять?
От работника, назначаемого в качестве ВРИО, необходимо получить согласие на выполнение дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ). Если работник согласен, необходимо заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору о том, что он теперь временно исполняющий обязанности директора. В соглашении также необходимо прописать срок замещения, содержание работы, объем исполняемых обязанностей.
Также в допсоглашении нужно указать размер доплаты, положенной ВРИО руководителя. Стоит отметить, что доплата устанавливается и в случае, если исполнение обязанностей отсутствующего начальника является частью трудовой функции работника согласно трудовому договору. Если в должностной инструкции работника предусмотрена обязанность по замещению руководителя, организация все равно обязана ему доплачивать, руководствуясь положениями ст. 151 ТК РФ.
Временно исполняющий обязанности директора – как оформить далее? Издать приказ о назначении ВРИО генерального директора. Унифицированной формы приказа нет, составить его можно в свободной форме. Если в уставе компании не предусмотрено, что работник, который исполняет обязанности генерального директора, представляет интересы организации без доверенности, ему необходимо выдать соответствующую доверенность.
Исполняющий обязанности – как писать в документах?
Часто возникает вопрос, как правильно зафиксировать в документах тот факт, что работник выполнял обязанности руководителя. Необходимо помнить, что в трудовую книжку запись об этом вносить не нужно. Также не нужно вносить ее в личную карточку работника.
Исполняющему обязанности генерального директора, как писать свою должность в документах? Необходимо ли указывать, что он ИО, ВРИО? При подписании документов нужно правильно называть должность подписанта, а указание о том, что он в данный момент исполняет обязанности начальника, не обязательно.
Как писать временно исполняющий обязанности сокращенно? Данный вариант сокращают обычно до четырех букв – ВРИО. Допускаются следующие варианты написания – вр.и.о., ВРИО, ВрИО и т.д., поэтому ответ на вопрос, как писать ВРИО правильно, прост – можно использовать любой понравившийся вариант, принципиального значения это не имеет.
То же касается и ответа на вопрос, как писать «исполняющий обязанности» сокращенно – в данном случае также допускается написание заглавными буквами (ИО), с точками (и.о). Использовать «исп. обяз.» не принято.
Таким образом, ответ на вопрос «как писать ВРИО в документах» будет таким – при подписании документов достаточно написать должность заместителя и (если требуется) подтвердить его полномочия указанием номера доверенности или приказа. При прочих упоминаниях выбирайте понравившийся вариант и придерживайтесь его. Целесообразно выбрать один вариант и только его использовать в дальнейшем.
ВРИО и ИО, в чем разница?
И ИО, и ВРИО на время заменяют руководителя. В чем принципиальное отличие между этими двумя понятиями или они идентичны? Давайте попробуем разобраться.
Чем отличается ВРИО от ИО? В целом, принято считать, что временно исполняющий обязанности сотрудник замещает руководителя в момент его физического отсутствия на работе. То есть начальник продолжает трудиться в организации, но в данный промежуток времени заболел, уехал в длительную командировку, проходит обучение и т.д.
Если же руководитель совсем покинул компанию, то корректно применять другую аббревиатуру – ИО. Она будет значить, что в данный момент позиция директора в компании вакантна, а освободившийся пост временно занимает компетентный сотрудник. Не все специалисты согласны с позицией указания ВРИО или ИО, обозначенной выше, однако она является наиболее распространенной.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Все о ВРИО начальника
Сразу скажем, что сочетание данной аббревиатуры с названием должности руководителя, например, ВРИО начальника, законодательно не предусмотрено. Передача полномочий директора вместе с правом подписи необходима для продолжения функционирования предприятия. При отсутствии на рабочем месте директора в отчетах, первичной документации, бланках доверенностей, справок и на исходящей корреспонденции может проставляться подпись другого уполномоченного лица. Как правильно ее оформить, расскажем в статье.
Выбираем зама
Понятно, что при длительном фактическом отсутствии начальника на рабочем месте фирма не сможет:
Однако функции по решению финансовых вопросов и подписанию документации могут быть возложены на заместителя руководителя или другого подходящего работника. Сотрудника, которому будет доверено право подписи и передан контроль над деятельностью предприятия, выбирает директор. Тут-то и встает вопрос, как пишется ВРИО начальника в документах.
В принципе передача руководящих функций третьим лицам не является обязательной процедурой. Без нее можно обойтись при условии, что:
Если приказом назначен ВРИО начальника (расшифровка – временно исполняющий обязанности) фирмы, это не лишает директора права подписи и принятия управленческих решений. Полномочия руководителя сохраняются независимо от факта его присутствия на рабочем месте. Такие выводы приведены в постановлении ВАС от 24.11.2009 № ВАС-15541/09.
Если планируется подыскать кандидатуру для замещения директора, то нужно придерживаться следующего алгоритма:
Кто может замещать руководителя
Никаких законодательных ограничений для лиц, на которых может быть возложено исполнение руководящих функций, нет. Директор компании сам решает, кому доверить свои обязанности и в каком объеме. ВРИО начальника может быть уполномочен заниматься только одним направлением деятельности или ему могут быть представлены максимально широкие права. Все значимые моменты передачи полномочий прописываются в распоряжении руководителя.
На практике бывает, что в должностной инструкции заместителей может быть оговорена обязанность выполнять функции директора полностью или частично при его отсутствии. В этом случае без документального оформления приказом факта передачи полномочий и обязательств должностное лицо может заниматься оперативным решением внутренних вопросов, но ему нельзя будет подписывать документы.
Для правильного оформления замещения необходимо:
Дополнительно право подписи может подтверждаться доверенностью. Она потребуется, если замещающее лицо будет представлять интересы компании при контактах с контрагентами. При подписании внутренних документов доверенность не нужна.
При подписании документов следует руководствоваться нормами ГОСТ Р 6.30-2003. Согласно п. 3.22 в подписываемом документе должна быть указана должность замещающего сотрудника. Никаких обозначений, типа, И.О., ВРИО, данный порядок не предусматривает. Таким образом, например, популярный вопрос: как пишется «ВРИО начальника» большими или маленькими буквами, не имеет смысла.
Как же оформить документы правильно? Например, за директора остался начальник кадровой службы, который получил право подписывать документацию по доверенности. При оформлении договоров в соответствующей графе нужно указать его должность и подтвердить полномочия. Запись будет выглядеть так – «начальник отдела кадров, действующий на основании доверенности №__ от ______».
Как пишется врио в документах большими или маленькими буквами
В оформлении официальных документов важно правильно указывать все реквизиты. Одним из них является подпись руководителя. Но иногда, при временном отсутствии руководителя, право подписи передается другому лицу — исполняющему обязанности руководителя.
В такой ситуации от правильного оформления документа зависит его действительность. Рассмотрим, как же сделать все максимально грамотно.
Временно исполняющий обязанности и исполняющий обязанности — в чем отличие?
В делопроизводстве для обозначения работника, которому принадлежит право подписи на документах вместо официально назначенного руководителя, используются два сокращения: и.о. и врио.
То есть, исполняющий обязанности и временно исполняющий обязанности. Но в законодательстве упоминания о них не содержится. Нет и единого мнения, как правильно писать подобные сокращения. Так может подобные конструкции и вовсе незаконны? Давайте разберемся.
Правовые основы
Поручение одному из сотрудников выполнение обязанностей ответствующего по различным причинам коллеги в дополнение к его собственным регламентировано ст. 60.2 ТК РФ. Для этого с работником заключается соответствующее соглашение и издается приказ о поручении дополнительной работы.
Ограничений на выполнение по такой схеме обязанностей руководителя в статье нет. Но оно есть в подзаконном акте, точнее в Разъяснении Госкомтруда СССР от 1965 г., которое действует до сих пор.
В нем сказано, что такое совмещение допускается только в том случае, если на временно порученную должность руководитель назначается вышестоящим органом.
Это не единственный вариант временного закрытия руководящей вакансии. На нее можно:
Однако во всех этих случаях есть один небольшой нюанс. Такие работники не будут считаться исполняющими обязанности руководителя. Они и будут руководителями. Что и должно соответственно отражаться в документах. Следовательно, к нашему случаю эти варианты не относятся.
В каких случаях применяется ио
Исполняющий обязанности назначается в том случае, когда должность руководителя освобождается. Причин может быть много:
Независимо от причины, следствием является открытие вакансии руководителя. На подбор подходящего кандидата требуется определенное время. Но производственные и управленческие процессы ждать не могут, их требуется оформлять соответствующими распорядительными документами. Поэтому выполнение обязанностей руководителя в полном объеме поручается другому лицу. Как правило, это первый заместитель.
До утверждения его в должности на постоянной основе или до назначения на нее более подходящей кандидатуры, такой работник считается исполняющим обязанности главного лица компании.
Такое назначение официально оформляется дополнительным соглашением и приказом. А вот запись в трудовой книжке о таком назначении не делается.
В каких случаях пишется врио
Временное исполнение своих обязанностей может поручить своему заместителю или кому-то еще и сам руководитель. Например, отправляясь в отпуск, в длительную командировку или при болезни. То есть в тех ситуациях, когда спустя некоторое время руководитель вновь вернется к своей работе.
Поручение обязательно оформляется приказом по организации. В нем указываются временные рамки поручения в форме конкретных дат или формулировки «на период отсутствия», если точно неизвестно, когда он завершится.
Если за период отсутствия начальства предполагается подписание финансовых документов или соглашений с контрагентами, то в банк и руководству компании-партнера направляется копия приказа.
Записи в трудовой книжке исполняющего обязанности не делается. А вот дополнительное соглашение, где помимо прочего указан размер доплаты, заключается обязательно.
Как правильно писать врио и и.о. в документах
Существующее в делопроизводстве разделение на «врио» и «и.о.» весьма условно. Ведь и в том и в другом случае обязанности выполняются временно.
Однако общепринято, что перед должностью лица, исполняющего обязанности директора на время его отпуска или болезни пишется «врио». А для отражения факта открытой руководящей вакансии используется сокращение «и.о.». Есть и отличия в их написании.
При временной передаче руководящих функций и права подписи самим гендиректором, уполномоченное лицо может использовать два варианта оформления подписи:
Обратите внимание, что врио пишется с маленькой буквы и без каких либо точек между ними. Такой вариант считается единственно корректным. С заглавной буквы этот акроним пишется исключительно в том случае, когда стоит в начале предложения: «Врио в своем докладе отразил…»
Иное дело сокращение при передаче руководящей должности до официального назначения нового руководителя. Здесь необходимо обязательное указание на официальный статус исполняющего обязанности. Поэтому на всех документах используется только наименование замещаемой должности. Принцип написание тоже другой, в сокращении также используются маленькие буквы, но после них ставятся точки: «и.о.»
Особенности международной переписки
В деловой переписке статус временно замещающего руководителя сотрудника также указывается. Для этого используются следующие англоязычные выражения и их сокращения:
Нюансы временного исполнения обязанностей
Грамотное оформление такого реквизита, как подпись руководителя или исполняющего обязанности, безусловно, значит много в имидже компании для ее контрагентов. Однако намного важнее документальное оформление поручения права подписи. Без этого документ, подписанный хоть и.о., хоть врио просто не имеет силы.
Основной распорядительный документ в такой ситуации — это приказ. В случае назначения врио его составляет кадровик, а подписывает руководитель. Но как быть, если место руководителя вакантно? Здесь все зависит от организационной формы компании.
В коммерческих предприятиях, например, ООО, принятие решения об избрании нового директора или назначении и.о. входит в компетенцию либо общего собрания, либо коллегиального органа управления — совета директоров.
На основании должным образом оформленного решения этого органа подписывается допсоглашение и издается приказ о назначении и.о., который станет первым для пребывающего в таком статусе.
В учреждениях и прочих некоммерческих структурах назначение директора или исполняющего его обязанности происходит по решению учредителя (или собрания учредителей). Остальной порядок аналогичен: допсоглашение и приказ. Подписывает приказ о назначении самого себя уже и.о.
О смене лица, имеющего право подписи на финансовых документах обязательно уведомляется банк. Иначе организация не сможет пользоваться своими счетами. В банках отработаны свои процедуры, предусматривающие замену учетной карточки или заведение временной.
Читайте про ключевые показатели эффективности KPI что это такое и как их использовать в своей предпринимательской деятельности.
Разбираемся — в каких случаях овердрафт выручает в сложный момент и на что следует обращать внимание.
Почему в некоторых случаях требуется https://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/benefitsiarnyj-vladelets.html заполнение сведений о бенефициарном владельце.
Временно исполняющий обязанности директора: как назначать и оформлять
Из статьи вы узнаете:
Если руководитель организации в связи с определенными обстоятельствами какое-то время не может выполнять свои функции, назначается временно исполняющий обязанности директора (сокращенно – врио). Однако на практике довольно часто встречается и другая аббревиатура – и.о., которая расшифровывается как исполняющий обязанности. В чем разница между этими понятиями и как правильно их использовать – об этом и не только читайте в нашей статье.
Когда руководителю может понадобиться подмена?
Иногда для того, чтобы организация продолжала бесперебойную работу, может понадобиться работник, который временно будет выполнять обязанности руководителя. Речь, конечно же, идет о случаях длительного отсутствия руководящего сотрудника, таких как отпуск, болезнь либо поиск нового топ-менеджера в связи с отставкой прежнего управляющего.
Во всех этих ситуациях появляется необходимость подыскать временную замену директору. Однако действующее законодательство не предусматривает единых требований относительного того, как оформить подобное замещение. Обычно порядок действий работодателя будет зависеть от того, урегулирован ли данный вопрос во внутренних актах компании, а также в трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников.
При оформлении отношений с лицом, которое временно будет исполнять обязанности руководителя, нужно учитывать следующие правила:
Вам также будет интересно:
Врио или и.о. – есть ли разница?
В российском законодательстве понятия «временно исполняющий обязанности» и «исполняющий обязанности» не раскрыты. В большинстве случаев на практике применяется подход, согласно которому:
Еще один нюанс заключается в том, что врио назначают на новую должность с освобождением от старой. Замещение будет длиться до выхода на работу основного сотрудника. После этого врио должен возвратиться на свою старую должность. И.о. же совмещает временные обязанности и основную должность.
Если речь идет о гражданских или корпоративных отношениях, то в данном случае разграничение врио и и.о. вообще не наблюдается. Ведь для контрагента важен не статус, а полномочия представителя компании. Поэтому корректное применение терминов врио и и.о. – это, в первую очередь, о трудовых отношениях внутри организации, а не о сотрудничестве с деловыми партнерами.
Врио – официальные разъяснения
По состоянию на 2021 год в РФ продолжает действовать Разъяснение Госкомтруда СССР №30/39 от 29.12.1965. Документ посвящен вопросам оплаты временного заместительства.
Из содержания Разъяснений следует, что:
Как оформляется замещение?
Действующие трудовые нормы не утверждают единый порядок назначения врио гендиректора. Поэтому работодатель должен выбрать наиболее подходящий способ разрешения вопроса и действовать согласно предписаниям ТК РФ. Если необходимо подобрать временную замену руководителя компании, наниматель может выбрать один из следующих вариантов:
Далее рассмотрим каждый из указанных механизмов более подробно.
Прием на работу нового работника
Работодатель может пригласить на место директора нового человека. В таком случае нужно либо открыть вакансию руководителя, либо принять лицо на другую должность, а затем оформить новоиспеченного работника как врио гендиректора.
Открыть вакансию можно, например, в том случае, когда за основным работником на время его отсутствия по закону сохраняется его место работы. Допустим, «постоянный» директор уходит в отпуск по уходу за ребенком. В подобных ситуации с замещающими специалистами заключают срочные трудовые контракты.
Оформление на работу осуществляется по стандартному механизму – новый работник пишет заявление о приеме на работу, предоставляет необходимые документы и подписывает трудовой договор с работодателем. Последний должен издать соответствующий приказ.
Совместительство
Вам также будет интересно:
Это один из наиболее непопулярных вариантов при поиске временного директора. Дело в том, что руководитель компании может трудится у другого работодателя только с разрешения собственника имущества организации либо уполномоченного органа юрлица. А большинство нанимателей не готовы делить своего главного управляющего с кем-то еще. Ведь в таком случае возрастают риски неэффективного управления. Кроме этого, с совместителем все равно придется заключать трудовой договор, так что, вероятнее всего, работодатель предпочтет работника, для которого это место будет основным.
Если речь идет о внутреннем совместительстве, то здесь процедура оформления значительно проще, поскольку трудится лицо будет у одного работодателя. Например, человек, который работает юристом, может быть принят по совместительству в эту же фирму на должность директора. Но на практике такое также встречается нечасто.
Совмещение
Перевод на другую работу
Перевод осуществляют для того, чтобы заменить временно отсутствующего сотрудника. Срок замещения – до одного года либо до момента выхода на работу основного сотрудника.
Как и в случае с совмещением, понадобится письменное согласие замещающего работника.
О назначении временно исполняющего обязанности издается приказ. На практике может возникнуть вполне логичные сложности с подписанием этого документа. Кто должен подписать приказ, если директор уже отсутствует, а врио директора пока еще не назначен? На самом деле, в каждой конкретной ситуации решение может быть разным. Как правило, ответ следует искать в уставных документах, внутренних локальных актах компании. Обычно данный вопрос относится к компетенции единоличного участника, общего собрания или совета директоров.
Полномочия врио директора
Полномочия временно исполняющего обязанности директора можно прописать в уставных документах, внутренних актах компании. Пределы компетенции врио руководителя также могут быть обозначены в решении общего собрания, совета директоров либо другого существующего органа управления, который уполномочен назначить замещающее лицо. Наконец, конкретный список полномочий своего заместителя может определить в своем приказе сам руководитель, которого нужно будет временно заместить.
При этом допускается два варианта:
При решении вопроса относительно полномочий замещающего лица нужно четко определить, какой статус будет присвоен врио гендиректора. Если речь идет о передаче только трудовых функций, то налоговый орган о назначении заместителя уведомлять не нужно. Но если врио директора будет также исполнять обязанности единоличного исполнительного органа, то налоговикам в обязательном порядке следует направить соответствующее уведомление.
Как правильно применять аббревиатуры?
При этом, допустимо использовать:
Сокращения можно использовать только перед должностью, но не перед фамилией.