врезался в машину без страховки что делать
Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?
Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.
Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.
В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.
Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?
Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.
Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.
Как подать в суд на виновника ДТП
В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.
Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.
До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:
При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.
В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.
Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.
После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.
Мужчина попал в аварию без ОСАГО, но страховая все равно за него заплатила
Один мужчина в Санкт-Петербурге ехал на Хонде и врезался в Киа. От сильного удара сзади Киа в свою очередь въехала в стоящий впереди ГАЗ. В результате аварии у Киа были сильно повреждены оба бампера, задняя дверь, номерные знаки, парктроники, капот, радиатор — всего повреждений набралось на 300 тысяч рублей.
Водитель Хонды предъявил полис ОСАГО, выданный одной крупной страховой компанией. Удивительно, но действовать он начинал как раз в день ДТП, с 00:00. Владелица Киа написала в эту компанию заявление о выплате. Но страховщик отказался оплачивать ремонт ее автомобиля, заявив, что водитель Хонды купил этот полис уже после аварии.
Тогда женщина прибавила к стоимости ремонта компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя — и пошла в суд. Иск она подала к страховой компании водителя Хонды.
Аргументы сторон
Владелица Киа. Автогражданская ответственность всех водителей должна быть застрахована. Закон обязывает водителей делать эту страховку, чтобы пострадавшие не бегали за виновниками аварий и не ждали годами денег на ремонт автомобиля. Каждый водитель покупает полис, а страховая компания гарантирует, что оплатит ремонт пострадавшей стороне.
Я — та самая пострадавшая сторона, мой автомобиль поврежден. Этот мужчина, водитель Хонды, принес полис ОСАГО. В полисе написано, что он действует с нуля часов того дня, когда произошло ДТП. Я не знаю, когда он его оформил, до или после аварии, и не хочу знать. Раз там написано, что он действует, значит, заплатите мне за ремонт и не морочьте голову.
Страховая компания. В момент аварии автогражданская ответственность виновника еще не была застрахована. По документам столкновение произошло в 10 утра, а полис был выдан не раньше 11:40 — то есть через полтора часа после ДТП. С этого времени полис и начал действовать.
Страховой риск — это случайное событие, которое может наступить, а может не наступить. В этом и заключается смысл страховки: защищать от предполагаемых опасностей. Если неблагоприятное событие произошло до заключения договора страхования и пострадавший хочет компенсировать убытки за счет страховой компании, это уже не страхование, а мошенничество. Поэтому страхование распространяется только на случаи, которые произошли после заключения договора страхования и вступления его в силу.
Виновник аварии попал в аварию без страховки, а потом быстренько съездил в ближайшую страховую, оформил ОСАГО и хочет, чтобы мы за него все выплатили. Хорошо придумал! Это недобросовестное поведение и злоупотребление правами. Пусть сам компенсирует убытки этой женщине.
Водитель Хонды. Кажется, я оформил страховку за день или два до аварии, точно не помню. На полисе написано, что он действовал во время ДТП, поэтому пусть платит страховая, а я никому ничего не должен.
Что сказали суды
Страховой агент, который выписывал этот полис, подтвердил, что оформил его после 11 утра в день столкновения. Чтобы оформить полис, необходимо сделать запрос в электронную базу РСА. Этот запрос был направлен в 11:42. Раньше этого времени выдать полис было невозможно.
Страховой полис ОСАГО подтверждает факт заключения договора страхования. В законе сказано, что договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии. Но можно договориться и о других условиях.
У мужчины на руках был подлинник страхового полиса с печатью и подписью представителя страховщика. На полисе указано, что он действует с 00:00 этого же дня, то есть до того, как его оформили в офисе. Так тоже можно. Получается, что страховой агент от имени компании и этот мужчина так договорились.
Если страховая компания считает, что агент поступил недобросовестно и нарушил права компании, она может предъявить иск к этому агенту. Но это уже будет дело для другого суда.
Страховая компания не согласилась с таким решением суда и подала апелляцию.
Городской суд (апелляция): 🧔👈
Коллеги из районного суда все перепутали. На момент ДТП гражданская ответственность мужчины застрахована не была. Это подтверждают документы и свидетели.
Страховой полис был изготовлен и выдан уже после того, как имуществу истца был причинен ущерб. Это значит, что столкновение не является случайным и поэтому не может быть признано страховым случаем.
Взыскивать ущерб со страховой компании нельзя. Решение отменяем, в иске этой женщине отказываем. Страховая ничего никому платить не должна.
С таким решением не согласилась пострадавшая. Она подала жалобу в вышестоящую инстанцию — президиум городского суда.
Городской суд (кассация): 👉👉🏢
Апелляционная инстанция ошиблась, а вот первоначальное решение районного суда было правильным. Страхование может распространяться и на случаи, произошедшие до заключения договора страхования, если об этом прямо сказано в договоре.
В спорном полисе ОСАГО прямо написано, что он начал действовать раньше, чем был оформлен. Это абсолютно законно.
Решение апелляционной инстанции отменяем, решение районного суда оставляем в силе. Страховая компания должна компенсировать ущерб потерпевшей.
Страховую компанию такое решение не устроило. Так дело дошло до Верховного суда.
Цель страхования гражданской ответственности автовладельцев — защита потерпевших и возмещение причиненного вреда. Потерпевшая в этой истории защищена меньше всего, потому что не может влиять на условия договора страхования ответственности виновника аварии. Владелица Киа не знает и не должна знать, при каких условиях виновник аварии купил свой полис ОСАГО, поэтому может полагаться на сведения, указанные в полисе страхования.
По закону страховая компания обязана за счет собственных средств возместить причиненный вред. Исключение — хищение бланков полисов, да и то только если страховая компания обратилась в полицию до наступления страхового случая. Во всех остальных ситуациях страховщик несет ответственность перед потерпевшим, в том числе когда бланк полиса использовали несанкционированно, нарушили порядок его выдачи или исказили указанные в нем данные.
Страховая компания могла заявить, что агент этот бланк полиса использовал несанкционированно — например украл или ранее списал как испорченный. Но она никаких таких заявлений не сделала.
Полис ОСАГО, который предъявил мужчина, — подлинный, оформлен как полагается, на бланке с печатью. Все остальное неважно: надо было смотреть, какие полисы выписываете.
Получается, страховая компания отказалась выплатить истцу возмещение по подлинному полису ОСАГО. Это нарушает принцип гарантированного возмещения вреда потерпевшему. Женщина вообще не участвовала в отношениях между виновником и ответчиком и не должна отвечать за их договоренности. А суд чуть не оставил ее без денег.
Президиум городского суда правильно отменил решение апелляционной инстанции.
Это что же теперь, без ОСАГО ездить можно?
Мы не можем точно узнать, что на самом деле произошло в страховой: ввели ли страхового агента в заблуждение, или он просто ошибся. По его показаниям в суде, в день ДТП ему позвонил знакомый и попросил срочно оформить полис на своего друга, а документы прислал в «Вотсапе». Агент сделал расчет, оформил полис, а срок начала действия из-за сбоя в системе остался с 00:00 того же дня.
Для владелицы Киа эта история закончилась благополучно, а вот для водителя Хонды и страховой компании она еще вообще не закончилась. Возможно, страховая решит взыскать ущерб со страхового агента, а может, дело дойдет и до виновника аварии. Будем следить и расскажем вам, чем все закончилось.
Личный опыт: как потерпевшему в ДТП получить компенсацию, если нет страховки
Автор статьи Элина Чупрова из подмосковного Орехово-Зуева стала пострадавшей в ДТП. У неё не было полиса ОСАГО, но страховая компания виновника аварии всё равно выплатила компенсацию. Элина рассказала, как получила выплату, а юрист пояснил, почему страховка всё равно нужна автовладельцам.
Как произошло ДТП
У моего полиса ОСАГО истёк срок действия, и на момент аварии новый я оформить не успела. Буквально за пару дней до визита в страховую я попала в ДТП. Авария произошла зимой 2021 года. Мы с мамой ездили за продуктами и как раз собирались уезжать с парковки, когда в мою машину врезалась Mazda 3. Водитель не заметила мой автомобиль и не услышала, как я сигналила. У моей машины треснул и отвалился бампер, треснула правая фара.
Что зафиксировала ДПС
Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.
Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.
Автоинспекторы могут выписать постановление об обоюдной вине участников ДТП. Это проще, чем разбираться в происшествии, особенно мелком. В итоге пострадавшим в аварии придётся платить за ремонт из своего кармана. Пересмотра решения можно добиться на разборе в ГАИ, но это займёт лишнее время.
Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.
Отсутствие ОСАГО у потерпевшего в аварии — не повод отказывать ему в компенсации ущерба. Такой позиции придерживается Верховный суд.
Как прошёл разбор ДТП
Я думала, что разбор будет происходить в кабинете, с участием обеих сторон, но это был мой самый короткий визит в ГАИ. Я пришла, получила определение об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём говорилось, что виновником аварии является водитель Mazda 3 и что дело решено досудебно.
Мне также дали инструкции, как действовать дальше. Нужно было позвонить в страховую компанию виновника ДТП, сообщить о страховом случае и договориться об экспертизе повреждений.
Как прошла экспертиза в страховой компании
Я позвонила страховщику и заявила о страховом случае. Заявку приняли и назначили дату экспертизы. Оператор предупредила, что машина должна быть чистой, и попросила взять с собой:
В указанный день, спустя неделю, я приехала в страховую компанию. Эксперт осмотрел машину, сфотографировал повреждения, отсканировал документы. Я написала заявление на получение компенсации за повреждения. Через несколько дней мне сообщили положенную сумму и пригласили на ремонт в автосервис.
Как я получила деньги вместо ремонта
Страховая компания насчитала компенсацию в 8000 ₽ с учётом износа — моей машине было уже 10 лет. На момент аварии у меня уже около двух недель хранились в гараже новые бамперы и фары. Давно собиралась их поменять, но всё время откладывала.
Смысла в ремонте я не видела: у меня уже были нужные запчасти. Выгоднее было получить деньги, поэтому я написала заявление на компенсацию в денежном эквиваленте. Форму заявления предоставили сотрудники страховой компании.
Возможно, деньги мне выдали бы в отделении страховой компании в Орехово-Зуеве, но там уволился сотрудник, отвечавший за эти операции. Страховщик предложил обратиться в головной офис компании в Москве. Для меня это неудобно, но других вариантов не было. Я съездила в Москву, написала заявление на компенсацию, и через несколько дней мне перечислили 8000 ₽ по указанным банковским реквизитам.
Следует ли из данного случая, что ОСАГО можно не оформлять?
ведущий юрист Европейской Юридической Службы
ОСАГО — это страхование не автомобиля, а ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.
Давайте представим себе обратную ситуацию: ОСАГО нет у виновника аварии, а не у потерпевшего. В этом случае предстоит судебная тяжба с виновным. При подготовке к ней пострадавшему придётся заплатить эксперту за оценку ущерба, юристу — за ведение дела, почтовые расходы, госпошлину. Разбирательство может затянуться на несколько месяцев, а после может выясниться, например, что с должника просто нечего взять: официальных доходов он не имеет, имущества нет.
Личный опыт: в мою машину врезался водитель без ОСАГО
Федеральный закон «Об ОСАГО» как раз нацелен на то, чтобы потерпевший мог получить компенсацию до 400 тысяч ₽ без дополнительных финансовых и временных затрат. Он обязывает всех автовладельцев страховать свою ответственность. За отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф в размере 800 ₽.
Виновник ДТП, не оформивший полис ОСАГО, несёт личную ответственность перед пострадавшим в соответствии со статьями 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса. То есть ему самому придётся выплачивать ущерб и компенсировать потерпевшему все расходы и издержки. Если этого не сделать, деньги взыщут судебные приставы. Предельного срока взыскания не существует: пострадавший в аварии может требовать деньги до конца жизни должника, а после — обратиться к его наследникам. Всего этого можно избежать, если ежегодно оформлять ОСАГО.
Оформите ОСАГО, чтобы ни о чём не беспокоиться
Штраф за отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль
Отсутствие страховки ОСАГО является нарушением Закона, за которое на водителя налагаются штрафы. Их величина определяется степенью правонарушения. Прежде чем садиться за руль без ОСАГО, узнайте, сколько вам придется заплатить, если вас остановит сотрудник ГИБДД, что будет, если вы попадете в аварию, как сэкономить на оплате штрафа.
Штрафы за езду без ОСАГО
Величина штрафа зависит от конкретной ситуации.
Если вы вообще не оформляли полис, при проверке сотрудником ГИБДД вам будет начислен штраф в размере 800 руб. Причем ограничений по количеству протоколов об административных правонарушениях нет, т. е. вас могут штрафовать при каждой проверке, хоть несколько раз в день. Сумма наказания при этом не увеличивается.
В 2021 году такие меры наказания, как изъятие номера и эвакуация транспортного средства на штрафстоянку, не применяются и считаются противозаконными.
Если полис электронный
Сумма штрафа не изменится, не зависимо от того, нет у вас электронного или бумажного полиса. Они имеют равную юридическую силу. Если у вас есть электронный полис, но вы его не распечатали, не скачали на телефон и поэтому не можете предъявить проверяющему, по Закону он должен самостоятельно проверить наличие полиса в базе РСА. Пока не у всех автоинспекторов есть такая возможность, поэтому, если вы оформили е-ОСАГО, распечатайте документ и возите с собой. Также вы можете сохранить его в телефоне.
Если полис забыли дома
По Закону водитель должен предъявить проверяющему полис ОСАГО. Если страховка есть, но полиса на руках нет, может быть вынесено предупреждение или взыскан штраф в размере 500 руб.
Если забыли продлить ОСАГО
Если срок действия полиса закончился, то срок страховки тоже завершен и ТС считается незастрахованным. В этом случае будет выписан штраф, как за отсутствие полиса ОСАГО, в размере 800 руб.
Если не вписан в полис
Если за рулем находился водитель, которому не был предоставлен доступ к управлению транспортным средством, штраф составит 500 руб.
Другие ситуации
Бывают и другие ситуации, которые влекут наложение штрафов, прямо или косвенно связанные с ОСАГО, например, обнаружение поддельного полиса, отсутствие диагностической карты, использование транспортного средства не в период действия полиса.
Если при проверке был обнаружен поддельный полис, тут может быть применена как административная, так и уголовная ответственность.
Какие меры могут быть предприняты:
С 1 марта 2022 года за управление авто без диагностической карты будет выноситься штраф 2 тысячи рублей.
При управлении автомобилем не во время действия полиса, штраф составит 500 руб. Это касается сезонного использования транспортных средств.
ДТП без полиса ОСАГО
Если вы попали в аварию и у вас нет полиса ОСАГО, величина штрафа за его отсутствие останется в стандартной сумме 800 руб.
Виновник
Кроме штрафа виновник за свой счет будет должен оплатить ремонт пострадавшего автомобиля, возместить расходы на лечение пострадавших в аварии.
К виновнику может быть выдвинуто регрессивное требование страховой компании о возмещении убытков, если она произведет выплаты самостоятельно.
Пострадавший
Для пострадавшего изменится только прядок обращения за компенсацией в страховую компанию. Поскольку своего страховщика у него нет, он будет писать заявление в страховую компанию виновника происшествия или в РСА. И конечно ему выпишут штраф.
Изменения в законах и прогноз дальнейших изменений
Правила ОСАГО в течение 2021 года изменялись уже неоднократно. По состоянию на август изменений по начислению штрафов нет.
По прогнозам до конца года можно ждать увеличение суммы штрафа за отсутствие обязательной страховки. Специалисты говорят об увеличении размера штрафа до 5000 руб. или применение такой санкции, как лишение прав сроком до 6 месяцев.
Также прогнозируется увеличение штрафа за езду без полиса и при отсутствии водителя в страховке до 1500 руб.
Штрафы за езду без ОСАГО с камер
Несмотря на то, что планировалось выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации уже в 2021 году, пока такая схема не применяется. Ее использовали экспериментально в Москве и Казани еще в 2019 году, но повсеместного распространения она не получила.
Официальной информации о том, когда эта схема заработает по всей стране и какие будут применяться штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, нет.
Ответы на вопросы
Как сэкономить на оплате штрафа
Заплатите штраф в первые 20 дней со дня вынесения постановления и сумма будет уменьшена на 50%.
Вправе ли инспектор ГИБДД требовать страховку?
Автоинспектор вправе требовать, а водитель обязан предъявить ему полис ОСАГО.
В какой срок должен быть уплачен штраф?
В течение 2 месяцев с даты вынесения постановления об административном правонарушении.
Есть ли повторный штраф за езду без ОСАГО
Нет, независимо от количества проверок сумма штрафа остается стандартной.
Подведем итоги
Что нужно точно знать о штрафах за отсутствие полиса обязательного страхования в 2021 г.:
Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП
Какие полисы являются недействительными и поддельными
Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).
К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:
выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;
такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;
полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;
выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;
выданы на старых бланках, использование которых не продлено.
Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».
Как проверить действительность страховки
Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.
Основные признаки действительного полиса ОСАГО
Какое наказание грозит за недействительный полис
Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):
за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;
использование заведомо ложного полиса ОСАГО.
Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.
Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе
Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.
Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.
Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.
Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».
Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником
Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.
Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.
После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.
Подаем иск в суд
Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.
В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.
Кроме этого, к иску следует приложить:
схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;
отчет эксперта об оценке ущерба;
досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;
квитанцию об оплате госпошлины;
уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).
Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».
Обращаемся к судебным приставам
После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.
Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.
*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.