врач не дает направление на узи что делать
Как бесплатно получить направление на УЗИ?
В статье рассмотрим, гражданам бесплатно сделать УЗИ.
Как получить направление на УЗИ бесплатно?
Первое, что вы должны знать: УЗИ, как и любое другое исследование, проводят только по назначению врача. Врач назначает УЗИ по показаниям. Если вы сами решили назначить себе УЗИ, а врач считает, что показаний нет, то он не обязан давать вам направление.
Если же вы считаете врача некомпетентным, то имеете право его сменить. Если в этой поликлинике нет другого такого специалиста, можно сменить поликлинику. Или обратитесь в ФОМС с жалобой. Они должны проверить насколько обоснован отказ врача.
Врач назначил вам УЗИ, но не дал само направление. Просто посоветовал сделать где-нибудь за свой счет.
В этом случае просто требуйте направление. И запомните: беременны ли вы, больны ли, или у вас подозревают болезнь, неважно:
ЕСЛИ ВРАЧ НАЗНАЧИЛ УЗИ, ТО ОН ОБЯЗАН ДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ НА ЕГО БЕСПЛАТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ.
На этом этапе вы имеете право выбрать где хотите пройти исследование. Выбрать можно, в том числе и частную клинику, в которой проводится УЗИ в рамках ОМС. Информацию об этом вам должен предоставить врач.
Что делать, если врач не дает направление?
Прежде всего, звонить в ФОМС вашего региона, их номера легко найти в интернете.
Второй шаг: написать жалобу, если звонком решить вопрос не удалось. Жалобу можно написать в произвольной форме, но отправить обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении. Адресаты: ФОМС, Минздрав, прокуратура, Росздравнадзор. Их адреса тоже есть в интернете.
Вопрос обычно решается в пользу пациента.
Есть еще проблема, связанная с проведением УЗИ: большая очередь.
Запомните, что максимальный срок проведения УЗИ – 1️⃣4️⃣ дней со дня назначения. Если вас ставят в очередь на более поздний срок, нужно жаловаться по тому же алгоритму, что описан выше.
Заставляют платить в поликлинике
Врач назначил мне УЗИ молочных желез, но талонов нет. Когда будут — неизвестно. Сказали, сделать можно только платно. Это вообще законно? Мне платить?
Позвонила в страховую — они обещали разобраться и перезвонить, но молчат уже неделю. У меня мало времени, чтобы ходить по инстанциям и добиваться справедливости, поэтому проще заплатить.
Как посоветуете себя вести в таких ситуациях?
Платить не нужно. В подобных ситуациях не спорьте с врачами и сотрудниками регистратуры, а сразу звоните в страховую компанию и пишите главврачу.
Как по закону
Платить придется, когда назначенное исследование не входит в программу госгарантий или когда вы не можете ждать указанный срок.
Вы не указали, в каком городе живете, но разберем на примере моего региона. По программе госгарантий Омской области ультразвуковое исследование должны делать бесплатно и максимум через 14 дней. УЗИ молочных желез не исключение.
Если у поликлиники нет нужного оборудования, специалиста или, как в вашем случае, талонов, она направляет вас в другую поликлинику, где могут сделать исследование в срок. Бывает, что талонов нет именно сегодня, а на днях будут, тогда вас поставят в лист ожидания и позвонят, когда талон появится.
Если не могут сделать исследование сами — направят в другую поликлинику
Что делать вам
Вам нужно сделать три вещи:
Врачи знают об этом, поэтому направление дают не всегда. Это тоже нарушение: формально это значит, что врач вас осмотрел и решил, что при таких жалобах УЗИ делать не требуется. Если на самом деле ультразвуковое исследование нужно, получается, что доктор некомпетентен. Тогда у вас появляется повод проверить его квалификацию и сделать экспертизу качества медицинской помощи. Ее делают независимые врачи-эксперты за счет страховой компании.
Поэтому на приеме сразу просите направление и требуйте объяснить, почему не дают. Спорить не обязательно, просто запомните ответ. Бывает, что врач дает записку без печатей, но с названием исследования и адресом, где его сделают за деньги. Сохраняйте хотя бы эту бумажку.
Страховая медицинская компания. Звонить в свою страховую компанию можно прямо на приеме у врача.
Часто страховая сама решает проблему: пациенту перезванивают и говорят, куда и когда подойти за талоном. Однако в вашем случае страховая не отреагировала.
Так тоже бывает, но консультацию страховщики дать обязаны, и этого будет достаточно. Главное — узнать у них, попадает ли исследование в территориальную программу, какой срок ожидания, и записать соответствующий раздел и пункт. Например, в территориальной программе Омской области про ультразвуковые исследования сказано в разделе 3, пункт 20.3.
Позвоните в страховую компанию еще раз. Это быстрее, чем вычитывать документ самостоятельно. Заодно напомните, что они проигнорировали первое обращение. Узнайте, входит ли исследование в программу госгарантий и какой максимальный срок ожидания.
Главврач. Теперь пишите главврачу. Форма заявления свободная. Опишите, что произошло, приложите копию направления, если его дали, или укажите, почему отказали. В конце потребуйте сделать вам УЗИ в течение установленного срока. Сошлитесь на соответствующий раздел и пункт программы госгарантий. Укажите также срок, который даете главврачу на ответ: он не может быть больше максимального срока ожидания из территориальной программы. Если на ультразвуковое исследование отводится 14 дней, главврач должен отреагировать раньше. С текстом вам тоже помогут в страховой.
Пример жалобы, когда не было талонов на УЗИDOCX, 13 КБ
Пример жалобы, когда не было талонов к гастроэнтерологуDOCX, 14 КБ
Жалобу в двух экземплярах отнесите в приемную и зарегистрируйте — себе заберете один экземпляр со штампиком секретаря. Все это можно сделать за один визит, как только вам отказали в бесплатной медицинской помощи. Я теперь всегда хожу в поликлинику с двумя чистыми листами А4.
В нашем регионе в каждой поликлинике на стендах указаны сотовые телефоны главврачей. Когда мне не давали талон, я сначала звонил им, но результата не получал: обычно они просто не берут трубку.
И что дальше?
Я два раза писал главврачам в разных поликлиниках. Оба раза вопрос решался одинаково: перезванивал заместитель и предлагал подойти за талоном. Откуда они вдруг появлялись, если их «ну вообще не бывает», я не уточнял.
Страховой представитель из моей СМК рассказала, что в большинстве случаев заявление главврачу полностью решает проблему. Исключения бывают, когда нарушения со стороны поликлиники нет.
Если все-таки главврач не поможет, у вас два варианта:
В вашей ситуации рано загадывать так далеко. Напомните страховой компании о себе, напишите главврачу, а дальше действуйте по результату.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Вы имеете право на бесплатные анализы по ОМС
Сказ о том, как юрист пришел в больницу
Я юрист и не люблю переплачивать за анализы.
Моя жена, врач районной больницы, говорит, что в большинстве случаев их можно сдать бесплатно. Я разобрался в вопросе.
Теоретически все просто: каждый гражданин России имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Иди в поликлинику, получай направление и сдавай анализы. На практике все не так: в лаборатории может не быть реагентов, анализ делают за дополнительную плату, а иногородних не принимают.
В этот момент велик соблазн плюнуть и пойти в частную лабораторию, где вам сделают любые анализы за ваши деньги. Но не торопитесь: дело в том, что вы за анализы уже заплатили своими страховыми взносами. В большинстве ситуаций анализы вам должны делать бесплатно, а проблемы с реагентами — это не ваши проблемы.
Памятка: ваши права
Вы имеете право получать медицинскую помощь по базовой и территориальной программам медицинского страхования.
Анализы входят в медицинскую помощь.
Вы имеете право получать полную и достоверную информацию обо всех медицинских услугах, которые вы получаете, в том числе о платных и бесплатных вариантах лечения.
Если у клиники нет технической возможности оказать вам полагающуюся по закону помощь, она должна направить вас в другое лечебное учреждение, где эта возможность есть. Все это по-прежнему бесплатно.
Если ваши права нарушены, вы имеете право пожаловаться в страховую компанию и оспорить решение врача или клиники.
Все телодвижения должны быть документально подтверждены.
Вкратце: как сдать анализы по ОМС
Прикрепиться к поликлинике
Все граждане России застрахованы в фонде ОМС. В каждом регионе всего одно территориальное отделение фонда ОМС, а больниц и пациентов много. Поэтому фонд направляет собранные средства в страховые медицинские организации, которые оплачивают больницам и поликлиникам ваши медицинские услуги. Для вас они бесплатные, но по факту за них платят из ваших же денег.
Чтобы пользоваться медицинскими услугами бесплатно, вам нужно получить полис ОМС и прикрепиться к поликлинике. Где и как получить полис, мы уже подробно рассказывали в отдельной статье.
Прикрепляйтесь к поликлинике рядом с домом: туда вам будет удобнее всего обращаться. Менять лечебное учреждение можно не чаще одного раза в год, кроме случаев официальной смены места жительства.
Полис ОМС в телефоне
Чтобы оказать вам помощь по страховке, поликлиника должна знать его номер. Физически предъявлять его необязательно, достаточно иметь фотографию в телефоне.
Если у вас нет реквизитов полиса ОМС, позвоните в страховую компанию, которая выдала полис. Если не помните название страховой, посмотрите в интернете номер территориального фонда ОМС, в котором вам выдали полис, и уточняйте там.
Медицинская помощь в другом регионе
Если пациент с московским полисом ОМС обратится в поликлинику в Сочи, он сможет получить помощь только в размере, который предусматривает так называемая базовая программа.
Базовая программа — это перечень бесплатных медицинских услуг, который действует на территории всей страны.
Регионы утверждают дополнительные перечни бесплатных услуг — они называются территориальными программами. Их можно получить, только если ваш полис ОМС выдал регион, принявший программу.
Например, москвич Владимир временно жил и работал в Челябинске. Ему потребовалось сделать пробу Манту. Этот анализ предусмотрен территориальной программой Челябинской области, но его нет в базовой. В связи с этим в больнице Владимиру отказались делать этот анализ. Устно пояснили, что в 2016 году больницу оштрафовал территориальный фонд за то, что Манту сделали бесплатно пациенту с полисом из другого региона. Это законно.
Если едете в отпуск или на работу в другой регион, берите с собой полис ОМС. Если медучреждение отказывается вас обслуживать, звоните в территориальный фонд ОМС в этом регионе.
Если вы планируете надолго поехать в другой регион, заранее переоформляйте полис ОМС. Заменить страховую организацию можно один раз в течение календарного года и не позднее 1 ноября.
Некоторые медучреждения утверждают, что работают только с определенными страховыми организациями. Это незаконно: полис ОМС — единый по всей стране. Если отказывают в обслуживании, звоните в вашу страховую компанию и просите соединить с отделом защиты прав граждан. Телефон страховой компании указан на обороте вашего полиса ОМС. Вообще в любой непонятной ситуации с ОМС звоните в страховую.
Выучите фразу: пациент по закону имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории страны. Это написано в ч. 1 ст. 16 закона об обязательном медицинском страховании.
Если надо сдать анализы в другом регионе
Бывает так, что подтвержденного заболевания нет, но анализы сдать нужно. Например для участия в соревнованиях.
По закону вы можете это сделать: ст. 3 закона об ОМС сообщает, что страховой случай — это не только заболевание, но и профилактические мероприятия. Анализы как раз нужны, чтобы определить, есть болезнь или нет. Поэтому настаивайте на необходимости получить объективные данные, а не субъективную оценку вашего здоровья врачом или работником регистратуры. Ссылайтесь на закон.
Если в региональном медучреждении, куда вы пришли за анализами, нет технической возможности провести исследование, врач должен дать вам направление на обследование в другом лечебном учреждении, участвующем в системе ОМС в этом регионе.
При этом пациент может бесплатно сдать анализ и в частной клинике, участвующей в системе ОМС. Перечень коммерческих лечебных учреждений, оказывающих бесплатные медицинские услуги, можно узнать в территориальном фонде или на сайте ФОМС: ч. 1 ст. 15 закона об ОМС.
Существует ли список бесплатных анализов
В законодательстве нет конкретного перечня бесплатных анализов. Иногда и сами врачи не знают, бесплатный анализ или платный.
Например, в перечень базовой программы включено заболевание эндокринной системы — сахарный диабет. Это значит, что по направлению эндокринолога пациенту должны бесплатно сделать анализ крови на уровень сахара. Скорее всего, с этим анализом у пациента не будет проблем.
Но если по результатам анализа установят проблему, пациенту придется искать причину заболевания и сдавать для этого другие анализы, например гормоны. Не у каждой больницы есть оборудование, позволяющее сделать такой анализ. Врач может отправить пациента в частную лабораторию.
Но есть список анализов, которые бесплатно назначают по ОМС без проблем. Врачи сами заинтересованы в их проведении, потому что они входят в диспансеризацию:
На самом деле алгоритм проверки доступности анализа по полису ОМС простой. Что проверить:
Полезный пост: узнали, как действовать, если в поликлинике вам не дают номерок на УЗИ или к специалисту
В редакцию «Губернiи Daily» за помощью обратился петрозаводчанин Сергей Павлов. Мужчину уже больше года беспокоят боли в области щитовидной железы. В январе Сергей, сходив к терапевту, отправился на прием к эндокринологу в поликлинику № 1, что на улице Свердлова. Врач его осмотрел и для определения диагноза посоветовал сделать УЗИ щитовидной железы. Правда, вот ведь незадача: номерок на бесплатное УЗИ был, но ждать Сергею пришлось бы аж два месяца. И это при таких серьезных жалобах.
Искусственные очереди
Сам Сергей — моряк международного плавания. Ему приходится по полгода проводить за границей, а затем из дома на работу начальство может вызвать его в любой момент. Сергей объяснил врачу, что не может ждать 2 месяца. Эндокринолог посоветовал записаться к нему через терапевта и сказал, что тогда, может быть, появится возможность выдать номерок на УЗИ побыстрее. Сергей так и сделал, но обследование ему назначили ровно через месяц с даты последнего приема.
— Через 2 недели после приема меня вызвали на работу, и я уехал. Естественно, на УЗИ так и не попал. Все это время боли меня беспокоили, и когда я вернулся, снова пошел на прием к врачу.
Терапевт выписал Сергею направление к эндокринологу, а эндокринолог, осмотрев пациента, снова выдал номерок на УЗИ на дату ровно через месяц. Сергей вновь объяснил, что не может столько ждать. Тогда врач предложил сделать платное УЗИ. Проходит оно в том же кабинете, что и бесплатное, стоит 570 рублей, а ждать своей очереди почти не нужно — свободного времени для платной услуги уйма — делай хоть сегодня.
— Мне показалось странным, что платное УЗИ мне готовы сделать хоть сейчас, а бесплатную услугу, на которую я имею право, получить не могу. Что это за бесплатная медицина? Я отправился к главврачу и объяснил ему всю ситуацию. На это врач махнул рукой, сказал, что с дискомфортом в щитовидной железе ходят и по два года, мне не о чем волноваться и пусть я жду своей очереди.
Но такой ответ Сергея не устроил. Мужчина отправился в карельский Минздрав и написал жалобу.
Нарушаем сроки?
За помощью мы обратились на «горячую линию» в карельский территориальный фонд ОМС. Как выяснилось, сроки оказания медицинских услуг строго регулируются постановлением от 26 декабря 2014 года № 416-П «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». И при показаниях врача УЗИ или любую другую процедуру, так же как и номерки к определенным специалистам, пациенту обязаны выдать в срок до 10 дней от даты приема. Не через месяц или два, а ровно в течение 10 дней.
Также в фонде нам пояснили, что если пациенту предлагают номерки, нарушая все сроки, нужно идти к главврачу. Если уж и там проблема не решается, как в случае с Сергеем Павловым, то нужно звонить в свою страховую компанию и жаловаться. Так, по нашему наставлению, и сделал Сергей.
— Я позвонил в «Ингосстрах». Специалист мне сказал, что разберется в сложившейся ситуации и перезвонит мне. Но перезвонила мне уже заместитель главного врача по медицинской части Ольга Львовна Помогалова. Она сообщила, что меня записали на УЗИ через 3 дня, и сказала, чтобы после процедуры я шел к ней, а она уже лично отправит меня к следующему специалисту. И как это понимать? То есть пенсионерам и больным людям нужно ждать по месяцу номерок на процедуру или на прием к врачу, а со мной проблема так быстро решилась?
«Все вопросы решены»
Как выяснилось, в том, что произошла такая ситуация, ничего удивительного нет. У каждой поликлиники подписаны договоры с фондами обязательного страхования. Каждый пункт регулируется постановлениями. И если поликлиника какое-то правило нарушает, например, не соблюдает сроки предоставления бесплатных медицинских услуг, то ее штрафуют. Конечно, штрафы платить не хочет никто, поэтому когда в отношения поликлиники и пациента вмешивается страховая компания, врачи стараются урегулировать все вопросы крайне быстро.
Как заверила нас заместитель главного врача поликлиники № 1 Ольга Помогалова, такая ситуация сложилась впервые. По ее словам, пациенты всегда получают услуги вовремя. А что послужило причиной задержки в данном случае, ей неизвестно. Хотя следует заметить, что наши читатели неоднократно жаловались на то, что им подолгу приходится ждать номерки на прием к разным специалистам. И это касается и поликлиники № 1, и других городских поликлиник.
— Сергей Владимирович уже записан на прием, все вопросы с ним решены, — рассказала Ольга Львовна. — А почему произошел такой сбой, мы разберемся. В любом случае, все вопросы можно решить внутри поликлиники, например, придя ко мне.
Надеемся, что подобные случаи в городских поликлиниках будут происходить как можно реже. Ведь каждый пациент имеет право получать медицинскую помощь бесплатно.
Если у вас возникнут вопросы об оказании медицинских услуг или потребуется консультация грамотного специалиста, можно всегда позвонить на «горячую линию» в карельский территориальный фонд ОМС по телефону 59-07-00. Также с жалобой можно обратиться и в вашу медицинскую страховую компанию. Для пациентов, застрахованных в «РЕСО-МЕД», работает номер телефона 78-54-04, в «Ингосстрах» — 33-00-29.
Нормативные документы, которые вам могут пригодиться:
Что закон говорит о врачах
Врачи дают клятву лечить и заботиться о пациентах, но иногда что-то идет не так.
У меня, моих друзей и даже у мамы есть много неприятных историй, связанных с посещением врачей. И это несмотря на то, что она сама медик.
Давайте разбираться, что про медицинские услуги говорит закон. Что могут пациенты и как обязаны себя вести врачи. Смотрим на юридическую и человеческую сторону вопроса.
Мне часто хамят врачи. Это нормально?
Самая распространенная претензия посетителей государственных больниц — некорректное обращение с пациентами. Это может быть безучастность врача или вызывающее поведение.
Каждый сам определяет, как к этому относиться, но все врачи клянутся заботиться о пациентах. Эта клятва включена в федеральный закон. Поэтому «внимательно и заботливо относиться к пациентам» не просто красивая фраза, а обязанность по закону. Врач — профессия, которая требует от медиков не только быть профессионалами, но и обладать моральной устойчивостью при оказании медицинской помощи.
Если уровень некорректности врача зашкалил, можно обратиться с жалобой к главному врачу больницы. На письменную жалобу вам должны ответить в течение 30 дней. В жалобе необходимо конкретно сформулировать свои пожелания. Например, чтобы врач принес личные извинения или чтобы ему сделали выговор. Если врач часто хамит, его могут уволить.
Еще можно пожаловаться в территориальный отдел Росздравнадзора. Он контролирует деятельность медучреждений в регионе. Это можно сделать лично или через интернет-приемную.
Можно обратиться напрямую в Министерство здравоохранения письменно или через сайт. В инструкции рассмотрения обращений граждан в Минздрав можно посмотреть перечень вопросов, которые он рассматривает.
Приказ Минздрава «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Минздраве РФ»
Это, например, возбуждение дела об административном правонарушении. Врач, как и любой другой человек, не имеет права переходить на личности и оскорблять пациентов. Наказание за это — штраф от одной до трех тысяч рублей.
А если врач считает, что я хамлю?
Врач обязан оказывать медицинскую помощь в любой ситуации. Их обязывает к этому клятва и уголовный кодекс. За неоказание помощи врач может не только заплатить штраф, но и получить до 4 лет лишения свободы. Это серьезная ответственность. Поэтому, если вам нужна медицинская помощь, а врач отказывается ее оказывать, потому что вы с ним грубо разговариваете, — это серьезное нарушение с его стороны.
Но если вы хамите, когда медицинская помощь вам не нужна, поведение мешает работе врачей и нарушает общественный порядок, то уже вас могут привлечь к административной ответственности за оскорбления. Медперсонал может вызвать полицию, чтобы вас вывели из поликлиники.
За оскорбление вам грозит административный штраф до 3 тысяч рублей и компенсация морального вреда. За нарушение общественного порядка — привлечение к уголовной ответственности за хулиганство.
Например, в судебной практике был случай, когда недовольная пациентка оскорбила терапевта на улице в присутствии прохожих. За это ей пришлось заплатить 1000 рублей штрафа и 1000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
Мне не нравится поликлиника по прописке. Почему я обязан туда ходить?
Не обязаны. Вы можете поменять поликлинику и прикрепиться к другой. Но сделать это можно не чаще одного раза в год, если только вы не сменили место жительства.
Чтобы прикрепиться к другой поликлинике, посмотрите номер телефона своей страховой — он указан на полисе — и уточните у них порядок, как это сделать.
Когда я получала дубликаты полисов для своих детей и меняла им поликлинику, мне удалось сделать это прямо в новой поликлинике. Для этого я подошла к представителю страховой компании и оформила у него нужные бумаги.
На сайте госуслуг можно узнать, к какой поликлинике вы прикреплены.
Мне не отдают мою медкарту. Это законно?
Не совсем. Вы не только вправе знать, что с вами, но и можете знакомиться с любыми документами, которые касаются вашего здоровья. Для этого нужно составить письменный запрос на имя главного врача.
В запросе должны быть ваши паспортные данные, место жительства и период оказания медицинской помощи. Еще нужно указать почтовый адрес для письменного ответа и номер телефона. Срок рассмотрения запроса — до 30 дней.
Вы можете получить заверенные копии медицинских документов или выписки из них. На практике с этим часто возникают сложности: в регистратуре вам могут отказать, потому что у них нет времени копировать документы. Я в этом случае договариваюсь сделать копии самостоятельно, которые после заверяю у заведующего.
Закон предусматривает ваше право направить запрос по электронной почте, а документы получить в электронном виде. Однако на практике это пока не работает.
Но без запроса врачи ведь никогда никому ничего не рассказывают, да?
Верно. Сведения о вашем здоровье конфиденциальны.
Врачебная тайна включает в себя факт обращения в больницу, все процедуры, состояние вашего здоровья и диагноз. Разглашать эти сведения можно только с вашего письменного согласия.
Есть и исключения, когда врачебная тайна может быть раскрыта без вашего согласия. Такое бывает крайне редко. Например, по запросу суда или при угрозе распространения инфекций.
За нарушение врачебной тайны врача могут не только уволить, но и привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 5 тысяч рублей и к уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы.
Что делать, если врач не хочет меня лечить, потому что перегружен?
Лечащего врача назначает руководитель больницы — главный врач или выбираете вы лично. Но врач вправе не согласиться наблюдать вас или отказаться от вас как пациента.
Для этого он просто может написать заявление на имя своего руководителя. Причины указывать не обязательно.
То есть ответ на вопрос — искать другого врача.
Что делать, если врач мне не нравится?
Вы можете отказаться от лечащего врача. Для этого нужно написать заявление с указанием причины на имя руководителя поликлиники или больницы.
Главврач обязан помочь вам в выборе другого лечащего врача — предоставить перечень специалистов, которые есть в его распоряжении. Здесь есть нюанс. Если вы отказались от одного врача и выбрали другого, попадете вы к нему, только если он не возражает.
По закону вы вправе по своему желанию выбрать врача. Это можно сделать один раз в год также с помощью заявления главврачу. Выбрать можно врача-терапевта, участкового врача-терапевта, врача-педиатра, участкового врача-педиатра, семейного врача или фельдшера.
Недавно в кабинет во время приема зашел другой врач пообщаться. Это нормально?
Нет, это ненормально, потому что существует врачебная тайна.
Никто не может заходить во время приема в кабинет. Там можете быть только вы, ваш представитель, врач и его ассистент при необходимости.
Факт посещения врача и того, что происходит на приеме, является тайной. Врач обязан соблюдать конфиденциальность и несет ответственность за утечку информации. Поэтому он обязан выгнать непрошеного гостя.
Даже если вам скажут, что сведения о вашем здоровье нужно передать другим врачам, вы должны дать на это письменное согласие. По закону интересы пациента при оказании медицинской помощи всегда в приоритете.
Я совершеннолетний, но хочу пойти в поликлинику с другом или мамой. Так можно?
Можно. Такое право вам дает закон.
Скорее всего, вам не откажут в просьбе присутствия рядом близкого человека, но юридический статус присутствующий автоматически не получит. Вы можете выписать близкому человеку нотариальную доверенность на представление ваших интересов в медицинской организации.
По такой доверенности представитель сможет узнать ваш диагноз, лечение, запросить медицинские документы, присутствовать на приеме и даже принимать за вас решение о медицинском вмешательстве, если по каким-то причинам вы не сможете это сделать. Объем того, что вы готовы доверить, вы определяете сами.
А вот при рождении ребенка у отца или другого члена семьи есть законное право находиться рядом с женщиной. Исключением может быть только хирургическое вмешательство в процесс родов, отсутствие в роддоме отдельных залов или инфекционные заболевания у отца или члена семьи. Дополнительно платить за присутствие на родах не надо.
Такое же право находиться рядом с ребенком есть у одного из родителей или другого члена семьи при лечении в стационаре. Возраст ребенка значения не имеет.
Обычно я не доволен лечением. Я могу лечиться по бабушкиным рецептам?
У вас может быть своя точка зрения на лечебный процесс. Но по закону народная медицина не входит в программу оказания гражданам медицинской помощи. А еще, если вы находитесь на лечении, вы обязаны соблюдать режим лечения.
На практике, если вы нашли свое лечение неправильным, отказываетесь его проходить и требуете чего-то другого, вам предложат подписать письменный отказ от медицинского вмешательства и отпустят. С этого момента ответственность за ваше здоровье на вас.
Но если вашей жизни угрожает опасность, спрашивать согласия никто не будет. В некоторых других случаях согласие на медицинское вмешательство тоже не требуется. Например, если есть инфекционные риски для окружающих.
Иногда бывают и врачебные ошибки. Например, в постановке диагноза или назначенном лечении. В 2017 году пациентке удалось доказать в суде первой инстанции, что врачи ошиблись при постановке диагноза, и взыскать с больницы деньги на расходы, компенсацию морального вреда в 200 тысяч рублей и штраф 103 тысячи рублей за невыполнение требований потребителя. Сейчас этим делом занимается кассационная инстанция.
Свекровь говорит, что я могу отказаться от всех прививок ребенку. Это правда?
Правда. Родители вправе самостоятельно решать, делать своему ребенку прививки или нет. Закон дважды уточнил это право, чтобы не возникало сомнений.
п. 1 ст. 5 ФЗ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
Моральный аспект повторных всплесков инфекционных болезней, которые человечество победило много десятилетий назад, оставим для комментариев. По факту закон разрешает вашему ребенку заболеть дифтеритом или полиомиелитом, если вы так хотите.
Где еще почитать, что я могу как пациент?
В статье 41 Конституции РФ закреплены наши права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
Главный закон о здоровье — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нем прописаны права и обязанности людей, медицинских работников и организаций. Индивидуальные предприниматели, которые занимаются медицинской деятельностью, тоже подпадают под действие этого закона. А для граждан этот закон предусматривает наличие представителя, на которого также частично распространяются его статьи.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет наше право на отсутствие вредных условий жизни и работы и право на возмещение причиненного вреда. Закон говорит, что мы обязаны выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о своем здоровье и учить этому детей.
Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», или закон о прививках, рассказывает о том, что и как должно делаться для профилактики инфекций, дает определения вакцине, календарю прививок и поствакцинальным осложнениям.
Запомнить
А вы никогда не задумывались о том, что в последнее время вся работа врачей (любых специальностей) в госучреждениях сводится к заполнению всяких бумажек, правильному (с точки зрения страховых компаний) оформлению истории болезни или амбулаторной карты и прочих бумажных дел. С введением в практику врача электронного документооборота ситуация кардинально не изменилась, а в некоторых местах стало еще хуже. Потому что все электронные записи врачи обязаны (вроде как по закону) дублировать и в истории болезни и в амбулаторной карте в письменном виде.
Получается что время на амбулаторный прием у врача или на осмотр и проведение манипуляции в стационаре резко уменьшается! Когда врачам лечить то людей!
Считаю что в этом одна из многих проблем современной медицины. А не в том что и кто кому обязан сделать и сказать!
А во многих спорных или конфликтных ситуациях медицинские работники остаются без юридической помощи. Не так уж много у нас всяких там организаций или правильных хороших профсоюзов, кто бы действительно грамотно отстаивал права медицинских работников. Руководство любого ЛПУ как правило заинтересовано в том чтобы наказать сотрудника (не особо разбираясь в причинах конфликта).
Денис, про штрафы и наказания врачей особо не офишируется-это не популярная тема. И потом, они уже итак наказаны низкими зарплатами. отношением правительства и граждан.
Ольга, что? Какие это у них низкие зарплаты? Вы вообще в курсе сколько они получают? Раньше получали копейки, отношение было лучше. Щас звоню, сидит он, играет в казино. Это нормально?
Денис, если погибнут дети, то, естественно, никому ничего не будет. А вот если врач неправильно оформит бумажки, тогда накажут по всей строгости. То же самое, если на него будет жалоба, затрагивающая лично врача, но не бросающая тень на медучреждение (например, нахамство).
Владимир, сейчас вот сделали так, что врачи забивают все в компьютер, а потом просто распечатывают готовое заключение и вклеивают в карту. И никакой двойной писанины и всегда легко прочитать, что напечатано. В отличии от непонятного подчерка врачей. )))
Спасибо за статью. Теперь с вас статья о правах врачей.
Вот вы говорите про врачебную тайну, что другие врачи не имеют права без согласия пациента присутствовать на приеме и там все покрыто тайной. Но ведь есть мед. карточка, в которой ВСЕ врачи обязаны фиксировать факт приема, жалобу, проведённые обследования и их результаты, диагноз и назначения. И никто ни одному врачу не может помешать полистать карточку назад и почитать когда, кем и что было проведено. Более того, такой экскурс в историю может помочь в постановке диагноза по текущей проблеме. Как в данном случае действует закон о врачебной тайне?
Alex, простите, конечно, какие болезни вы собираетесь скрывать от врача?
Именно такие люди потом и идут судится. Сначала умолчал у, допустим, лора, что есть заболевание печени, тот назначил антибиотики, которые при этом противопоказаны, пациент получил осложнение.
Alex, да, а кроме того, есть констллиумы, совместные обходы в стационаре, истроии болезни в архивн с доступом для студентов, аспирантов и тд
Алиса, если еще время есть до операции, подождите оперировать. Есть более щадящие и помогающие способы решения вашей проблемы. Свяжитесь со мной
Лена, у меня похожая ситуация.Может мне подскажите,что нибудь?Как с вами связаться?Лечусь,а толку маловато,да и диагноз точный не ставят,перечислили все и все на этом.
Из Кремля трындят, что медицина на уровне и прощает огромные долги другим странам, вместо социальных проектов. Пошли бы в Верхнесалдинскую ЦГБ, где всем насрать на людей, сидят надменные дилетанты с синдромом Бога, как и по всей стране. На любой недуг травят антибиотиками, едешь в соседний Тагил, там хамло попадается нередко. Да ладно бы лечили, 5 месяцев герпесную инфекцию не могли определить пока умирать не начал. За всю жизнь 3 раза обращался и 3 раза запускали так, что в обл.центре осложнения лечили потом. В Екатеринбурге любой врач скажет, что в Верхней Салде некопметентные врачи сидят. А сколько таких городов еще? Я уже молчу про оснащение и состояние зданий ЦГБ.
В законе очень плохо прописана обязанность врача давать отказы в письменном виде. Мне ещё ни единого разу не удалось заставить ни одного медика изложить в письменной форме то, что он сказал в устной. >.
По факту закон разрешает вашему ребенку заболеть дифтеритом или полиомиелитом, если вы так хотите.
Вспоминаю районные поликлиники лет 10-15 назад с ужасом. Толпы людей, все ругаются, кто за кем в очереди разобраться невозможно, к нужному врачу не записаться, некоторые врачи, да и пациенты тоже, хамят, мед. карты постоянно теряли. Старалась вообще в поликлинику из-за этого не обращаться. Один раз пришлось отправлять обращение в интернет-приемную Минздрава. По моему обращению со мной связался главврач поликлиники, и все проблемы мы благополучно решили. Сейчас всё сильно изменилось. Остались, конечно, кое-какие моменты, которые нужно исправить и оптимизировать. Пару лет назад увидела, как врач, выйдя из кабинета, начал обсуждать с пациенткой ее диагноз прямо в коридоре при других пациентах. Пациентка была явно смущена, но на вопросы врача отвечала. Я, конечно была в шоке. Да, по-прежнему у врачей остается много писанины. Не везде, к сожалению, оптимизирован процесс записи к врачам. Но в общем и целом, в последние годы лечение и обследование в районной поликлинике и больнице меня полностью устраивает, всю необходимую помощь я получила.
Мариночка ***, Это Вы в Москве в «Мониках» не были.
Тут люди просто умирают, а врачи в отпусках расслабляются, и ничего не делают!
Без документов не хотят принимать по скорой, в трамвмпункте
Подскажите пожалуйста что делать если врачи скрывают что с ребенком новорожденным и не чего не говорят?
Михаил, в свое время мне тоже ничего не говорили про младенца моего. Сделала 2 шага. 1. Уговорила главврача когда было ее дежурство ночью рассказать и показать
Подскажите, что делать! Карта моего ребёнка всегда хранилась у меня. В ней много платных приемов. Я все туда подклеивала. 4 года назад пришли в другую поликлинику. В мае этого года при выписывании больничного карту забрали. Я ходила к главврачу и просила отдать мне карту на руки так как мы посещаем другие поликлиники платные. Он отказал, слегка поругались. Я решила попозже забрать карту из регистратуры, но как то руки не доходили. Спустя 4 месяца ребёнок заболел и мы обратились к педиатру. Карту в регистратуре не нашли, спустя полчаса поисков выяснилось, что карта у главврача. Её передали напрямую педиатру, но на приёме она мне её не отдала, как остальным. Сказала, что ей её дали под личную ответственность и она должна её вернуть главврачу. Она сама была удивлена. Я так поняла он обозлился на меня и решил вообще чтоб я к ней не прикасалась! Законно ли это? Как мне какому забрать? По закону при первом посещении мне должны были завести карту, но не завели, а пользуются моей. Я считаю если они и имеют право на карту, то только на информацию в ней за последние 4 года. Я права?
После операции на позвоночнике, пошли осложнения. Стала ходить по врачам, пытаясь найти причину. Говорю, что беспокоит озноб и тошнота. А врачи в истории или выписке пишут, боль в пояснице. Это подстраховка, в случаи неоказанной помощи?
Почему когда я обращаюсь к терапевту с недугом, я у него должна выпрашивать продиагностировать меня и направить к специалисту?! Но зачастую просто отсылают домой, делать зарядку.
В течении 6 месяцев постоянные боли в желудке.
На протяжении 4 месяцев жжение внешней стороны бёдра.
А в в перинатальном центре по части гинекологии, можно ли отказаться от допуска студентов-медиков для проведения каких-либо манипуляций? Т.е. настоять на том, чтобы только врач делал все манипуляции, а не студенты?
Находится на операции в стирильных плавках и топе (женщины), в ситуации, года операции не проводятся в области промежности и груди
Здравствуйте может ли врач меня не принять без записи регистратуре
У меня мать из за боли в ноге не может ходить. Но врач отказался приезжать, сказав «а зачем мне ехать на тебя посмотреть?» При этом не хотят ложить в больницу, для осмотра и процедур. Ссылаясь на то что страховые службы не дают разрешение ложить больных. Кое как добились того что бы сделали общие анализы, врач ничего не обнаружил и сказал что мать претворяется, и у нее ничего не болит. Дали направление на МРТ в соседний город, при этом как ее транспортировать непонятно, давать скорую не хотят. И что делать не понятно. При этом на МРТ как всегда очереди, и записали только через неделю, при том что матери все хуже и хуже.
Что делать больному, если врач боится делать ему операцию? Боится, что больной умрёт и врача посадят за это в тюрьму. Что делать больному?