висячий предлог что это
Прекратите наконец уже склеивать висячие предлоги и союзы со следующими за ними словами
Jan 9, 2018 · 3 min read
До конца не все дочитывают, поэтому решил сказать все в заголовке.
Теперь подробнее. Игорь Штанг недавно писал про висячую пунктуацию, а я напишу про висячие предлоги и союзы. Это тоже есть в Ководстве и это тоже вещь очень странная и противоречивая.
В чем суть. Цитирую ключевые абзацы параграфа 62:
О верстке таблицы говорить не будем (потому что визуально сравниваются Коляныч и тишина). Поговорим о висячих предлогах и союзах.
Не знаю, как вы, а я читаю текст с интонацией. Не театральной, конечно, а обычной. И я не знаю, что написано дальше до тех пор, пока я это не прочту. Поэтому когда на строке предложение оканчивается на предлоге или союзе, это сильно помогает мне понять, что процесс описания еще не закончился и предложение стекает дальше.
Как-то так у меня в голове читается текст:
Конечно, это не очень сильно мешает. Но мешает. И главная фигня, что это делается специально.
Некоторые отвечают, что связанные предлоги и союзы красивее выглядят. Мне кажется, это придумали типографы, которые текст не читали, а набирали. Типа пара букв в конце строки как-то композиционно стоят не очень уверенно или что-то такое.
Но на самом деле для текста это нормально. Да, в русском языке многие слова очень длинные. И да, если в предложении оказывается несколько коротких слов, то хочется их приткнуть к каким-нибудь длинным словам, чтобы они не выделялись. Но не надо. Уж лучше переносы расставить, чем склеивать предлоги и союзы.
Тут вспоминаются еще один вид висяков — висячие строки. Процитирую « Веселое расставание с голландскими плакатами» Кричевского:
Зримый текст и чистая геометрия, строго говоря, несовместимы. Неполные концевые строки и колонки, рваный правый край набора и, страшно сказать, висячие строки в высшей степени органичны тексту. Типографическая форма во многом строится по закону случайности, и ее (случайности) почитание служит существенным признаком живого профессионализма. В естественных шероховатостях проявляется истинная типографичность.
И еще из «Типографики в терминах и образах»:
Правила висячей строки входят в противоречие со здравым смыслом и типографическими реалиями. Например, флаговый набор исключает колебания межсловных пробелов по определению и потому препятствует вгонке и вытяжке.
На правой полосе — «вызывающе» висячая строка. Никакой катастрофы, как видим, не случилось, хотя эта мелкая деталь привлекает внимание (типографа) сильней, чем даже по-модернистски эксцентричная раскладка полей.
И вот это видео, см. с 1:06:30:
А когда создатели сами читают, они заботятся о читателе. Например, показывая, что последнее слово на странице не закончилось, а переносится на следующую:
Или даже предпоказывая следующее слово, чтобы читать было удобнее:
Может, конечно, и эти два примера выше чисто технические. Например, чтобы печатнику сводить листы было удобнее. Но хочется верить, что хотя бы в прошлом люди думали не только о композиции, но и об удобстве чтения.
UPD. До середины 18 века в конце каждой полосы книги, а именно внизу справа, было принято набирать первое слово следующей страницы. Кустода — так назвалась эта деталь — фиксировала последовательность страниц и, главное, смягчала скачок при переходе с одной страницы на другую. Видимо, читатель той эпохи более чем нынешний нуждался в восстановлении непрерывности текстового потока в прерывистом кодексе. Кустода имела практическое значение при богослужебном чтении вслух. Аналогичная роль принадлежит ассистенту пианиста, играющего с нот.
В. Кричевский, Типографика в терминах и образах
О «висячих» предлогах и союзах
Правило «не оставлять предлоги и союзы на концах строк» существует, также как и другие правила набора и верстки текста, и никуда от этого не деться. В небольших текстах, рекламах, визитках этого не делать и не видеть – ну просто преступно. Там ведь текста всего ничего, даже «поиск-замена» не понадобится, все и так прекрасно видно. А уж тем более оставлять «висяки» в заголовках, врезах, подписях и других, самых заметных, частях текста. А избавиться от этого безобразия очень просто: все предлоги и союзы «прицепляются» к следующим после них словам с помощью так называемого неразрывного пробела. Просто эти люди, которые при верстке оставляют предлоги и не видят других технических ошибок, наверное, просто не знают, что есть такие правила. Их, вероятно, никто не учил этому.
Что касается журналов, газет и так называемых оперативных изданий. В правиле есть что‑то вроде лазейки, что «в срочных изданиях подобные вещи допускаются». Действительно, когда до сдачи в типографию остается 15 минут, а тебе надо срочно сверстать за это время последнюю статью – казалось бы, не до таких «мелочей», как «висячие» предлоги. Но если издание не сдавать срочно в печать, т. е. есть возможность, время, желание и умение – почему бы этого и не сделать? В частности, если речь идет о ежемесячном издании (за 3–4 недели не найти времени подчистить тексты в верстке?), или о несрочном каталоге, или о каком‑то небольшом издании, где текста немного.
Да, это муторно, тоскливо – выискивать все «неправильные» предлоги и лишние пробелы, искать «блох» по всему изданию, все выравнивать до миллиметра. Но это часть работы верстальщика. И если вы этого не сделаете, то никто не сделает. И зато так приятно смотреть на чистые тексты, аккуратно сверстанные полосы и знать, что свою работу ты «выполнил вплоть до последней запятушки». Качественная работа видна всегда.
Кроме того, профессионалы используют вспомогательные скрипты для этих целей, и в этом случае подобная работа занимает реально всего несколько секунд (конечно, до этого надо сделать соответствующие настройки и сохранить их). Т.е. прикрываться оперативностью издания в этом случае и вовсе глупо. Я знаю, что многие мои коллеги в курсе об этих скриптах и вовсю их используют в своей работе. SZam и DoTesktOk – спасибо создателям за эти программки-помощники. Я использую их более 7 лет в работе и не представляю себе жизни без них, простите за пафос.
Изредка возникают такие ситуации, что в каком‑то месте убирание предлога с конца строки ухудшает внешний вид текста в этом месте, например, расстояния между словами становятся слишком большими и некрасивыми, или возникают другие проблемы. В таком случае, если испробованы все средства верстки, чтобы все это исправить, но результата хорошего не дает – что ж, придется «выбрать лучшее из худшего», т. е. оставить в каком‑то месте этот несчастный предлог «висячим», т. к., вероятно, это менее заметно, чем большие дыры в тексте. Но хотя такие ситуации и бывают, но довольно редко. Обычно все‑таки есть возможность добиться равномерности у текста и чтобы нигде ничего не висело при этом. Просто надо для этого чуть‑чуть поработать, попробовать разные варианты, «пошевелить» текст, поработать с трекингом, чуть‑чуть уменьшить ширину символов… В крайнем случае, попросить редактора помочь – что‑нибудь сократить или дописать в этом месте. Но некоторым просто лень напрягаться. Зачем, если текст и так встал? Ну предлоги в конце кое‑где, ну и ладно.
Введите в поисковик фразу типа: «не оставлять предлоги на концах строк» и посмотрите, сколько информации по этому поводу и что пишут люди. Т.е. это правило не я придумала. А то что его многие не соблюдают – что ж, это только их проблемы, которые, к тому же, показывают их реальную степень профессионализма (или пофигизма, или невнимательности – как угодно).
Возможна ситуация, когда «начальник-диктатор» настаивает на своем, а ты вынужден подчиняться и делать что‑то не совсем правильно. Такое бывает, к сожалению. Было и в моей практике. Или, возможно, в редакции какого‑то издания просто «так принято» и точка. Без всяких разговоров. Или действительно просто решили не напрягаться «еще и этим».
В принципе, если в журнале или газете все остальное сделано действительно хорошо, может быть, и бог с ними – с этими «висячими» предлогами. С другой стороны – я как специалист понимаю, что это все исправить возможно и, в принципе, не занимает так уж много времени и сил, если ты умеешь это делать. И исправлять подобные технические ошибки верстки – это часть нашей работы.
Желаю всем аккуратной верстки полиграфии без «висячих» предлогов и союзов на концах любых строк.
Мини-кодекс верстки-1. Элементарные правила типографики
1. Не путать тире и дефис
Дефис — орфознак, короткая черточка: (-). Пробелами не обрамляется.
Тире — пунктуационный знак, длинная черточка: (—). Обрамляется пробелами. Бывает полудлинным, длинным.
Когда тире используется в качестве диапазона между цифрами, оно не отбивается пробелами <7–8 классы>. Обратим внимание, как в варианте с числами представлено сочетание тире и дефиса: <5–6-классники; 2–3-этажный>.
Диалоги всегда начинаются с тире, а не с дефиса. Формула диалога: абзацный отступ + Alt+0151 или Alt+0150 + пробел. Тире не переносится в начало строки, а всегда остается на предыдущей строчке полосы (кроме диалогов). Зато «висячий» дефис довольно симпатичен, если оформлен правильно: <двух-, трехэтажный; пяти-, шестиклассники>.
2. В текстах используются «кавычки-елочки»
Формула правильных кавычек: Alt+0171 мы Alt+0187 = «мы».
„Лапки-запятые” (Alt+0132 + Alt+0147) ставим только в случае, если надо «поставить „кавычки в кавычках”».
3. «Висячие» строки и «строки-сироты» на полосе не оставляются.
«Висячая» строка — это одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая» в следующей колонке или (что еще хуже) на следующей полосе. «Сирота» — первая строка абзаца, «оторвавшаяся» от него и «повисшая» в предыдущей колонке или на предыдущей полосе. По правилам верстки и то и другое категорически не допускается.
Однобуквенные слова (предлоги, частицы и междометия), набранные прописными буквами (т.е. являющиеся началом предлжения), не должны стоять в конце строки.
Висячий предлог — это тот, что оставлен в конце строки. В верстке весьма нежелателен. Особенно недопустимо оставлять его в оглавлении и заголовках.
4. Все подрисуночные подписи на всех полосах издания оформляются единообразно
Подрисуночные подписи ставятся:
-с выключкой влево или вправо
-с привязкой к краю картинки
-кеглем меньше основного
-с отступом от иллюстрации
-без точек в конце.
Расстояние от картинки до подписи должно быть одинаковым для всего номера. Подрисуночные подписи на всех полосах оформляются одним кеглем и с одинаковыми отступами сверху и снизу от картинок. Перед сдачей номера корректор обязательно проверяет и вычитывает подрисуночные подписи вместе с остальным текстом.
В конце подрисуночной подписи точка не ставится, если подпись состоит из одного предложения. Другие знаки в конце предложения при этом остаются в силе. Если подпись состоит из нескольких предложений, то соблюдаются все знаки конца предложения внутри текста, но последнее предложение подписи опять же остается без точки.
Совет. Ставьте текстовую подпись под картинкой. Не делайте ее в Фотошопе. Не «убивайте» иллюстрации подписями на самих иллюстрациях.
5. После заголовка точка не ставится
Это можно проверить в любых СМИ. Правило действует и для оглавления.
6. Лишние пробелы из текста удаляются
Между словами ставится один пробел. Один! Перед знаками препинания пробел не ставится. После знаков препинания — ставится.
7. Дыры между словами в колонках недопустимы
Явно разное расстояние между словами в соседних строках — визитная карточка неопытного верстальщика. Программы верстки помогают не допустить дыр, если включены и настроены переносы. Профессионалы советуют вообще избегать двусторонней выключки текста (за исключением особенных случаев) и выравнивание текста делать по левому краю, тогда и проблемы такой не возникнет.
8. В тексте одной колонки не должно быть более четырех переносов подряд (в книжной верстке — не более двух)
В малых форматах число переносов подряд может достигать пяти. Исключением могут быть случаи, когда исправление этой ошибки влечет за собой явное ухудшение качества выключки слов.
9. Выделение слов внутри текста нежелательно
Есть несколько типографских способов выделить смысловую часть:
позволительные: курсив;
нежелательные: жирное, полужирное начертание внутри текста;
непозволительные: подчеркивание, выделение цветом, а особенно набор целых слов и предложений в ВЕРХНЕМ регистре.
Скажу сразу, что непозволительны эти способы только в основном наборе текста. В качестве художественного оформления, для заголовков или на плакатах они сгодятся. Но внутри текста использовать верхний регистр или подчеркивание неприемлемо. Этот прием появился от беспомощности во времена пишущих машинок — когда надо было хоть как-то выделять слова.
10. Текст в строчках колонок выравнивается по базовым линиям (направляющим)
Если вы верстаете текст в несколько колонок, нужно, чтобы в горизонтали строки совпадали. А для этого необходима привязка к базовым линиям (направляющим). Сложности могут возникнуть при верстке материалов, где есть строки с отбивкой (вопросы в интервью, подзаголовки), тогда межстрочные расстояния неодинаковы.
11. Стихи верстаются с выключкой влево
Если строка стихотворения не влезает в колонку, ее разбивают абзацем, и непоместившуюся часть строки делают с выключкой вправо. Для стихотворения можно использовать выключку вправо только в случае, когда стих служит эпиграфом к материалу.
Шпаргалка: 8 правил типографики, которые спасут любой текст
Мини-правила, о которых я расскажу, скорее подходят для небольшой полиграфии, рекламных баннеров на бумаге, в интернете и других носителях, которые содержат небольшое количество текста.
При вёрстке книг и журналов или в веб-дизайне некоторыми правилами лучше пренебречь или хорошо задуматься пред их использованием.
Исходный текст
Я специально создал этот небольшой ужас, чтобы прогнать его по всем правилам из шпаргалки.
1. Интерлиньяж
Добавь воздуха тексту. Интерлиньяж (межстрочное расстояние) текста должен быть равен примерно 110% от размера шрифта для заголовков и 120% для обычного текста. Если размер заголовка 60 pt, то интерлиньяж должен быть равен примерно 66 pt. Это правило не строгое, потому что многое зависит от размера шрифта, его гарнитуры, ширины колонки и т.д.
Иногда для заголовков приходится делать интерлиньяж даже меньше кегля шрифта.
2. Тире и дефис
Соблюдай правила русского языка, правильно расставляй запятые, отличай тире от дефиса. Тире на клавиатуре — Alt + 0151 (по крайней мере на Шиндоус).
3. Висячие предлоги
Если предлог стоит в конце строки, он называется «висячий». Переноси его на следующую строку, а тире наоборот не переноси.
4. Кавычки-ёлочки
Используй кавычки «ёлочки» вместо кавычек „лапок”. Лапки используй только внутри ёлочек, если нужны кавычки внутри кавычек.
5. Висячая пунктуация
Знаки, как скобки и кавычки с левой стороны выноси за линию текста. Если текст выровнен и справа, то справа так же выноси запятые, точки, кавычки, скобки. Тире и дефисы в таком случае переносятся на треть или наполовину.
На самом деле это правило спорное, и я больше склоняюсь к тому, чтобы пользоваться им крайне редко не во всех случаях. Подробнее об этом у Игоря Штанга.
Скорее всего, это не должно выглядеть так. Более правильным кажется не полное вынесение пунктуацию за линию, а частичное: на четверть или на треть.
6. Буква ё
Никогда не игнорируй буквы «ё» и «й». Они имеют равно те же права на существование, что и остальные буквы.
7. Оишбки
Всегда проверяй макет на ошибки, удаляй двойные пробелы.
8. Кернинг
Пользуйся кернингом, чтобы поправить расстояние между символами там, где это выглядит неровно. Для проверки: площадь пространства между символами должна быть одинаковой.
Финал
Бонус для дочитавших ♥
Каждый из вас, кто подпишется на меня в Инстаграм и напишет в директ, что хочет получить «Атлас дизайна» — получит от меня PDF, в котором я поделюсь морем полезных материалов и советов.
Спасибо за прочтение, но и ты вырази благодарность 🙂
Чтобы выразить её, подпишись на мои Инст и Телеграм-канал, для меня это очень важно ♥
Поиск ответа
Вопрос № 263070 |
Скажите, пожалуйста, допустима ли в верстке серьезной книги висяч ая строка?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, с правописанием следующей фразы: «сообщения в аудио, видео и текстовом форматах». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Необходим висяч ий дефис: сообщения в аудио-, видео- и текстовом форматах.
Ответ справочной службы русского языка
Что такое » висяч ий предлог» и какие правила правописания относятся к нему?
Ответ справочной службы русского языка
» Висяч им» называется предлог, расположенный в конце строки и связанный по смыслу с самостоятельным словом в начале следующей строки. Правила правописания ничего не говорят о таком предлоге, правила типографики (оформления печатных текстов) рекомендуют перенос висяч их предлогов на новую строку.
Нужен ли висяч ий дефис при аббревиатурах-приложениях: РВ- и ТВ-техника?
Ответ справочной службы русского языка
Нужен ли дефис в выражении: мы вырастали сам-четверт или (-)пят,а детей у нас.
Ответ справочной службы русского языка
Висяч ий дефис нужен, хотя лучше: _сам-четверт или сам-пят_.
уточните пожалуйста, и спаисбо большое за ответы на предыдущие вопросы, как правильно написать ядерно и радиационно опасные объекты. » Висяч ий» дефис после ядерно нужен и между радиационно опасные.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, нужен ли т.н. » висяч ий» дефос после первой цифры в тектсе: в размере от 5(-)до 17-кратного увеличения? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
В таких случаях используется висяч ий дефис: _водо- и ветронепроницаемость_.
можно ли в официальных приглашениях опускать запятую после обращения на висяч ей строке?
Ответ справочной службы русского языка
После обращения запятая обязательна.
«Применялась 3D и 2D-графика». Висяч ий дефис нужен при 3D? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! «Он снял фильмы «Такси-1,2,3,4». Как в данном случае оформить перечесление частей? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Нужен ли висяч ий дефис после слова «радио»: радио и спутниковые линии? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Если имеются в виду радиолинии и спутниковые линии, то корректно: _радио- и спутниковые линии_.
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, где можно почитать о том, что считается » висяч ими» строками в корректорской правке: что рекомендуется переносить на другую строку, а что можно оставить. С уважением,
Ответ справочной службы русского языка
См. http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%E2%E8%F1%FF%F7%E0%FF%20%F1%F2%F0%EE%EA%E0 [в словарях «Яндекса»].
Добрый день! Скажите, пожалуйста, необходимо ли брать в кавычки слова мышь, мышка, имея в виду компьютерную мышь? И необходим ли висяч ий дефис в осчетании «видео- и звуковое изображение»? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Кавычки не нужны.
Висяч ий дефис нужен. Вы написали правильно.