возвратные суммы в сводном сметном расчете что это
Возвратные суммы в сводном сметном расчете что это
РАЗЪЯСНЕНИЕ Союза инженеров-сметчиков Об определении возвратных сумм от реализации Заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены государственного (муниципального) контракта и расчетах за выполненные работы по процентной норме
Если договором подряда (государственным (муниципальным) контрактом) установлена твердая договорная цена, в составе которой предусмотрены средства на временные здания и сооружения на основе норматива в процентах от стоимости строительно-монтажных работ, то при расчетах за выполненные работы оплата затрат на временные здания и сооружения должна также осуществляться по указанной процентной норме.
В данном случае ежемесячно по акту выполненных работ КС-2 передается стоимость в процентном отношении временных зданий и сооружений без уточнения (расшифровки) конкретных видов объектов таких временных сооружений.
Установленный порядок расчетов за временные здания и сооружения применяется от начала и до конца строительства.
В соответствии с п. 4.99 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать возвратные суммы, учитывающие стоимость от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставки в места складирования.
Действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации материалов за разборку титульных временных зданий и сооружений.
Размер указанных возвратных сумм для учета в сводном сметном расчете и последующих расчетах за выполненные работы рекомендуется определять в размере 15 % от стоимости титульных временных зданий и сооружений, определенных по процентной норме сборника ГСН 81-05-02-2001.
Указанные суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объемов выполняемых работ, а показываются отдельной строкой под названием «в том числе возвратные суммы» и подлежат удержанию Заказчиком при расчетах за выполненные работы.
При расчете за фактически построенные временные здания и сооружения на основе сметного расчета, а не по установленной норме, требование об учете в сметах возвратных сумм в размере 15 % от стоимости титульных временных зданий и сооружений является необоснованным. В данном случае стоимость возвратных материалов после ликвидации временных зданий и сооружений определяется на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком, а при определении начальной (максимальной) цены контракта, цене договора подряда (государственного (муниципального) контракта) размер сумм от реализации материалов, деталей, оборудования, производственно-хозяйственного инвентаря, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, должен определяться расчетом.
Установленный порядок расчетов за временные здания и сооружения применяется от начала и до конца строительства.
Установленный размер возвратных сумм, предусмотренный в договоре подряда (контракте), может применяться и при расчетах за выполненные работы с последующим уточнением стоимости возвратных материалов после ликвидации временных зданий и сооружений на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком, в пределах установленного сметой к государственному (муниципального) контракта расчетного размера.
В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки их стоимость в возвратных суммах не учитывается.
Еще раз отмечем, что установленный конкурсной документацией (сметой) и контрактом порядок расчетов за временные здания и сооружения применяется от начала и до конца строительства.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Горячкин П.В.
Для справки
Союз инженеров-сметчиков не наделен полномочием по официальному разъяснению положений нормативных правовых актов.
Разъяснения положений Федерального закона о контрактной системе, имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Интерпретация норм Федерального закона N 44-ФЗ, осуществляемая Союзом инженеров-сметчиков, является не официальным общеобязательным разъяснением, а позицией Союза по вопросам применения норм Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что официальное разъяснение (по сути, толкование) представляет собой разновидность официального нормативного толкования норм права. Разъяснение нормы дается уполномоченным властным органом, ранее ее принявшим.
Последние новости
04 ноября 2020 года
Возвратные суммы
В смете к договору строительного подряда, а следовательно, и в актах о приемке выполненных работ иногда выделяются так называемые возвратные суммы. Заказчик их не оплачивает. Они могут относиться к материалам либо к временным сооружениям. Как отразить их в учете?
Расшифровка понятия
Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1). Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют.
Возвратные суммы обособляют, когда в соответствии с проектными решениями осуществляется разборка сооружений или снос зданий. В результате образуются материалы и изделия, пригодные для повторного применения. По сути, речь идет об отходах строительного производства – либо остающихся в распоряжении подрядчика после исполнения договора, либо переданных подрядчику заказчиком для выполнения работ (в зависимости от договоренности между сторонами). Их стоимость и представляет собой возвратные суммы. Расшифровываются они на основании номенклатуры и количества материалов и изделий, получаемых для последующего использования.
Пример 1. Сметой на строительство объекта предусмотрено устройство временной дороги из железобетонных плит. Подрядчик приобрел плиты в собственность. По окончании работ дорога демонтирована, плиты остаются у подрядчика. Дорога в собственность заказчика не передавалась, хотя была ему предъявлена в составе общего объема выполненных работ. Сметная стоимость строительства включает стоимость плит, но за итогом сметы (заказчиком стоимость этих плит за минусом стоимости их использования не оплачивается). Поэтому стоимость плит, бывших в употреблении, учтена в возвратных суммах.
Стоимость подобных запасов определяют по цене возможной реализации за вычетом расходов на их приведение в пригодное для использования состояние и доставку до места складирования. Если использовать или реализовать материалы от разборки невозможно, возвратные суммы не выделяются.
Давальческие материалы
Возвратные суммы могут появиться в смете и при использовании давальческих материалов заказчика. Если их стоимость включена в смету (п. 4.22 МДС 81-35.2004), ее нужно исключить. Тогда стоимость давальческих материалов будет показана за итогом сметы в составе возвратных сумм.
Пример 3. Договор предусматривает асфальтирование площадки под автостоянку. Материалами обеспечивает заказчик (п. 1 ст. 745 Гражданского кодекса РФ). Сметная стоимость работ – 3 000 000 руб. без учета НДС, в том числе стоимость материалов (без НДС) – 1 200 000 руб. Возвратные суммы за итогом сметы, характеризующие стоимость давальческих материалов в сметных ценах, – 1 200 000 руб. Рыночная стоимость материалов роли не играет. Она определяет размер ответственности подрядчика за утрату давальческих материалов. В итоге цена договора составит 1 800 000 руб. (3 000 000 – 1 200 000).
Такой подход основан на разъяснениях Минстроя России, изложенных в письме от 30 мая 1995 г. № 12-155. В нем сообщается, что стоимость материальных ресурсов включается в сметную стоимость работ вне зависимости от того, кто их приобретал: заказчик или подрядчик. При этом стоимость материальных ресурсов поставки заказчика учитывается при взаиморасчетах в составе возвратных сумм (иногда давальческие материалы отражаются в смете по нулевой стоимости, поэтому возвратных сумм не возникает).
Материалы приобретены подрядчиком
Рассмотрим порядок учета возвратных материалов, изначально приобретенных подрядчиком и остающихся в его собственности после завершения работ.
Временные сооружения
Временная дорога (см. пример 1) была непосредственно предусмотрена сметой. Выполнение работ, поименованных в смете, в том числе строительство временной дороги, фиксируется в актах по форме № КС-2. При этом на стройплощадке могут иметься и другие вспомогательные сооружения, не оговоренные в смете. Их стоимость учитывается в накладных расходах. В частности, это может быть забор, ограждающий стройплощадку. Предположим, забор был из досок. Его установка выполнением работ по договору не считается и в форме № КС-2 не указывается.
Напомним: временные здания и сооружения, возводимые на стройплощадке, подразделяются на титульные и нетитульные (п. 1.1 и 1.4 Сборника сметных норм. ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. № 45).
Титульные объекты непосредственно предусмотрены сметой, поэтому их включают в акты по форме № КС-2. Нетитульные объекты в смете специально не оговариваются и в актах по форме № КС-2 не отражаются.
Из упомянутых выше объектов (дорога и забор) временная дорога является титульным сооружением, а ограждение стройплощадки – нетитульным.
Минрегион России в письме от 18 декабря 2008 г. № 34146-ИМ/08 сообщил, что титульные объекты подлежат передаче на баланс заказчика, где учитываются в составе основных средств. Однако такой порядок нормативными документами не поддерживается. Правда, он установлен в подпункте «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). Но, во-первых, письмо № 160 на регистрацию в Минюст России не представлялось. А во-вторых, такой порядок противоречит условиям признания основных средств.
По завершении строительства демонтируется как дорога, так и забор. К повторному использованию пригодны и дорожные плиты, и доски, из которых был сооружен забор. Казалось бы, в обоих случаях подрядчик приходует материалы. Однако плиты являются многооборотными. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства (п. 24 приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001).
Заказчик не получает от подрядчика ни плит, ни досок. Если смету не скорректировать, то подобные отходы, оплаченные заказчиком, оставаясь у подрядчика, порождают у последнего дополнительную экономическую выгоду. Поэтому стоимость данных материалов указывается в виде возвратных сумм.
В акты по форме № КС-2 возвратные суммы попадут неизбежно. Ведь эти документы отражают исполнение сметы и в них переносятся все ее показатели. В акт сдачи-приемки результата работ, оформляемый в соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ, возвратные суммы включать не обязательно. Но даже если они в него попали, никаких операций в учете подрядчика в связи с этим не будет.
Обособление возвратных сумм обусловлено спецификой сметного ценообразования.
Пример 4. Сметная стоимость строительства – 10 000 000 руб. без учета НДС. В смете предусмотрено сооружение временной дороги из железобетонных плит, а также приобретение досок для вспомогательных построек. За итогом сметы указано: «В том числе возвратные суммы – 200 000 руб. (с расшифровкой «плиты дорожные», «доски»)». Поэтому цена договора стройподряда – 9 800 000 руб. (10 000 000 – 200 000).
На основании акта о передаче заказчику результата выполненных работ подрядчик сделает в учете следующие записи:
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 11 564 000 руб. (9 800 000 руб. х 118%) – отражена выручка по договору;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1 764 000 руб. (9 800 000 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости реализации выполненных работ.
Отражение операций в учете
Затраты на временные объекты можно аккумулировать на счете 97 «Расходы будущих периодов» (п. 16 ПБУ 2/2008, утвержденного приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н), хотя это необязательно.
Использование многооборотных комплектующих. Набор таких комплектующих стоимостью более 40 000 руб. следует рассматривать в качестве самостоятельного объекта основных средств, подлежащего амортизации.
Пример 5. Подрядчик, ведущий работы по капстроительству, приобрел комплект из 100 дорожных плит по цене 900 руб. за штуку (без учета НДС) для сооружения вспомогательного объекта – временной дороги. Согласно проекту, плиты имеют трехкратную оборачиваемость. Учетной политикой установлено, что амортизация по ним начисляется пропорционально объему работ (п. 18 ПБУ 6/01). Следовательно, амортизация начисляется при передаче плит в эксплуатацию в размере 1/3 их стоимости. Учетные записи будут иметь вид:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 90 000 руб. (900 руб/шт. х 100 шт.) – приобретен комплект дорожных плит;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»
КРЕДИТ 08
– 90 000 руб. – учтен в составе основных средств комплект плит;
ДЕБЕТ 97 субсчет «Временная дорога»
КРЕДИТ 10 (70, 69. )
– 50 000 руб. – отражены затраты на сооружение временной дороги;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»
– 90 000 руб. – уложен в дорожное покрытие комплект плит;
ДЕБЕТ 97 субсчет «Временная дорога»
КРЕДИТ 02
– 30 000 руб. (90 000 руб. х 1/3) – начислена амортизация по комплекту плит;
ДЕБЕТ 20 субсчет «Объект строительства»
КРЕДИТ 97 субсчет «Временная дорога»
– 80 000 руб. (50 000 + 30 000) – включены в себестоимость строительных работ затраты на устройство дороги;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )
– 20 000 руб. – отражены затраты на разборку временной дороги;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»
КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– 90 000 руб. – оприходованы демонтированные плиты. › |
Использование расходных материалов. Если при создании временного сооружения использованы расходные материалы, то стоимость такого сооружения в учете не обособляют.
Пример 6. В соответствии со сметой подрядчик приобрел доски на сумму 10 000 руб. (без учета НДС), из которых был сооружен временный забор вокруг стройплощадки. Сметой он не предусмотрен, по окончании строительства основного объекта демонтируется. Доски, пригодные для дальнейшего использования, подрядчик оприходовал. В учете эти операции отражены записями:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Стройматериалы»
КРЕДИТ 60
– 10 000 руб. – приобретены доски;
ДЕБЕТ 20
КРЕДИТ 10 субсчет «Стройматериалы»
– 10 000 руб. – использованы доски для сооружения забора;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )
– 9000 руб. – учтены иные затраты на сооружение забора (оплата труда и пр.);
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )
– 8000 руб. – отражены затраты на демонтаж;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Стройматериалы, бывшие в употреблении»
КРЕДИТ 20
– 2000 руб. – оприходованы доски по цене возможного использования. › |
В смете возвратные суммы, приходящиеся на доски для забора, соответствуют цене их возможного использования – 2000 руб.
Учет НДС в примере не рассматривается.
Документальное оформление
Для оформления операций можно воспользоваться унифицированными формами № КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений» и № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» (утверждены постановлениями Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 и от 30 октября 1997 г. № 71а соответственно).
Форма № КС-9 – внутренний документ подрядчика. Она является основанием для оприходования материалов, полученных от разборки временных объектов (любых).
Форма № М-35 служит основанием для принятия на забалансовый учет материалов, полученных от разборки объектов, принадлежащих заказчику.
Вывод многооборотных конструкций из эксплуатации можно задокументировать формой № ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» (утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7).
Подрядчик может изменить приведенные унифицированные формы. Однако суть соответствующих фактов хозяйственной жизни они удостоверяют правильно.
Возвратные суммы, учтенные в стоимости работ, заказчиком не оплачиваются.
Возвратные суммы в сводном сметном расчете что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 24 января 2019 г. N 02-06-10/3764 Об отражении в учете возвратных материалов
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, одним из обязательных реквизитов которого является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Необходимо отметить, что для расчетов с заказчиком за выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы применяется справка о стоимости работ (форма КС-3), утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100. В Справке о стоимости работ (форма КС-3) выполненные работы и затраты отражаются исходя из договорной стоимости. Указанная справка заполняется на основании данных Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2).
Принимая во внимание вышеизложенное, бюджетному учреждению при отражении в учете факта выполненных подрядных работ по ремонту основных средств следует руководствоваться стоимостной оценкой объема выполненных работ, указанной в первичном учетном документе.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
При отражении в учете факта выполненных подрядных работ по ремонту основных средств необходимо руководствоваться стоимостной оценкой объема выполненных работ, указанной в первичном учетном документе.
Разъяснения Минстроя России по применению Методики определения сметной стоимости строительства (от 4 августа 2020 г. № 421/пр)
К сожалению, предыдущая Методика (МДС-35) уже определенное время не обновлялась. Законодательство (бюджетное, налоговое и др) претерпело изменения. Данные изменения были положены в основу новой Методики. Для единого понимания между контролирующими органами, заказчиками и подрядчиками Минстрой России разработал данную методологию с учетом современных изменений в законодательстве, включил все полномочия и все затраты, которые государственные заказчики и подрядные организации могут включать в стоимость строительства объекта капитального строительства в рамках законодательства.
Методика вступила в действие с 5 октября 2020 года.
Вопрос. В МДС-35 был порядок учета «возвратных сумм» при разборке конструкций или сносу зданий и сооружений по конструкциям, материалам, пригодным для повторного применения. Методика 421 ни как данный вопрос не регулирует. Это стало не важно?
В предыдущей Методике учет затрат «возвратных сумм» предусматривался за итогом сводного сметного расчета, которые не влияли на величину сметной стоимости строительства.
Учет данных затрат предусмотрен законодательством (налоговым, бухгалтерским). Так как эти затраты не имеют никакого отношения к формированию сметной стоимости, они не предусмотрены этой Методикой. Их учет ведется в бухгалтерском учете.
Решение о дальнейшем использовании данных материальных ресурсов принимает заказчик и отражает это в условиях контракта. Это обычный гражданский оборот имущества, принадлежащий заказчику.
Вопрос. Начально-максимальная цена контракта формируется с учетом налога на добавленную стоимость. Вправе ли заказчик в рамках заключенного контракта с твердой договорной ценой не выплачивать подрядчику сумму, в размере НДС, если последний находится на упрощенной системе налогооблажения?
Данный вопрос уже не является предметом Методики.
Т.е. Приказ 841/пр (Порядок определения начальной максимальной цены контракта и методики составления сметы контракта) является инструментом при определении НМЦК. Порядок достаточно гибкий. Он учитывает максимально возможные вариации планирования НМЦК на основе проектно-сметной документации.
Заказчик может проводить торги не только на весь комплекс работ по смете, которая получила положительное заключение государственной экспертизы, но и на отдельные виды работ, в том числе на закупку оборудования.
Поэтому, в зависимости от того на какие виды работ заказчик в данном случае планирует провести торги, предполагая, что может прийти организация с упрощенной системой налогооблажения, он может прописать это в проекте контракта.
В случае, если в условиях контракта не прописаны условия изменения цены контракта из-за подрядчика с упрощенной системе налогооблажения, цена должна оставаться твердой.
Вопрос. Весь мир столкнулся с коронавирусом. В Методике достаточно оперативно появились указания на то, что эти затраты можно компенсировать. НОСТРОЙ дважды проводил мониторинг по фактическим затратам строителей. Сумма затрат варьируется, но в среднем она составляет в районе 300 рублей в сутки на одного человека.
Что, по Вашему мнению, строительные компании могли бы включать в сводно-сметный расчет из этих затрат? Мы ориентируемся на рекомендации Роспотребнадзора или на другие документы? И как быть с данными затратами, если контракты заключены до 5 марта 2020 года (до вступления новой Методики)?
Минстроем России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, где будет указана стоимость таких затрат на одного работающего.
Минстроем России анализируются все затраты, необходимые не только в рекомендациях Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли, но и главного санитарного врача. Изучается специфика регионов, так как есть разовые мероприятия дорогостоящие и постоянные затраты, но не дорогостоящие. Т.е. перечень затрат, которые будут включаться в определение цены по затратам по короновирусу, а какие затраты будут включаться дополнительно к этой стоимости (те затраты, которые есть не во всех строительных организациях, но они дорогостоящие) еще до конца не определен. Данный вопрос находится в процессе работы в Минстрое России.
Такая цена составляет около 300 рублей на одно работающего в сутки.
В настоящее время законодательством (часть 65 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), установлено, что по соглашению сторон возможно заключение дополнительных соглашений к уже действующим контрактам, в том числе для включения данных затрат.
Вопрос. Как в локальных сметных расчетах (сметах) должны округлятся результаты вычислений? Допускается ли погрешность в округлении при использовании разных программных комплексов? В программных комплексах отсутствуют рекомендованные в приложении № 2 Методики формы локальных смет.
Этот вопрос меньше всего должен интересовать сметчиков, так как уже давно сметы вручную не составляются. Существуют множество программных комплексов, где такие округления уже зафиксированы. Поэтому при использовании различных систем ни каких погрешностей быть не может.
Вопрос. Планируется ли разработать примеры заполнения рекомендуемых форм, которые включены в Методику?
Минстрой России планирует провести работу по разработке таких примеров в начале 2021 года. Так же, возможно, будут откорректированы уже предложенные формы с учетом пожеланий и вопросов, которые поступили от строительного сообщества.
Вопрос. В соответствии с Методикой стоимость материальных ресурсов в базисном уровне цен определяется путем деления текущей стоимости, принятой по прайс-листам или счетам поставщика на индекс пересчета стоимости из базисного уровня в текущий. Можно ли определять цену МТР по прайс-листу от декабря 2019 года?
Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости. Это оптимальный вариант.
Сейчас у нас рынок, причем такие условия, что цена не всегда соответствует той, которая должна быть. Минстрой России совместно с ФАС России и Минпромторгом России ведут ряд мониторингов в целях принятия превентивных мер, для исключения необоснованного роста цен поставщиков и производителей строительных ресурсов.
Цена должна быть текущей, но обоснованной. Для этого есть все инструменты, в том числе и мониторинг строительных ресурсов.
Вопрос. В случае, если:
Какая методика в таких случаях должна использоваться, если документ (МДС 81-35.2004) утратил силу?
Данный вопрос регулируется в рамках Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), где четко прописано, что смета составляется и представляется на государственную экспертизу на дату принятия ее заказчиком. Лишь только изменения в эту смету (при повторной экспертизе) делаются на дату предоставления документов в экспертизу.
По договоренности сторон сметная документация, составленная по МДС-35, может быть пересчитана в рамках новой Методики.
Вопрос. По сборнику ФССЦ-2001 стоимость материала выше, чем рыночная стоимость по прайс-листу. В этом случае требования заказчика о пересчете по прайс-листу обоснованы?
Все цены, включенные в федеральный реестр сметных нормативов определены в уровне цен 2000 года. Сравнивать эти цены с ценами, определенными в текущем уровне цен не предоставляется возможным.
Индексы, которые Минстрой России выпускает ежеквартально, предназначены исключительно для определения стоимости строительства объекта капитального строительства в целом и не предназначены для расчета по статьям затрат.
В настоящее время Минстроем России совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России» ведется работа по разработке индексов для субъектов Российской Федерации по статьям затрат.
Вопрос. 1. Кто должен проводить конъюнктурный анализ (строитель, заказчик или проектировщик)? Не стоит ли это четко прописать в Методике?
2. Обосновывающие стоимость документы при проведении конъюнктурного анализа должны быть обязательно коммерческие предложения или прайс-листы, заверенные подписью и печатью? Не достаточно ли ссылки на «Интернет», где размещен этот прайс-лист?
Требования и порядок проведения конъюнктурного анализа установлены настоящей Методикой. Эти правила должны соблюдаться всеми.
Подпись обязательна, печать нет (законодательством предусмотрено, что печать не всегда обязательна).
Кто должен проводить конъюнктурный анализ зависит от условий договора. Если нет определенных расценок, сметных норм, то в рамках Приказа 2/пр их можно разработать, представить в Минстрой и в Главгосэкспертизу с обосновывающими документами.
Сметные цены в информационной системе должны быть сформированы в 2022 году. Чем больше организаций, которые относятся к строительному сообществу (поставщики и производители строительных ресурсов) будут в этом перечне, который размещен в данной системе, чем активней они будут предоставлять свои цены, тем быстрее она наполнится, что в свою очередь поможет отойти от проведения конъюнктурного анализа.
В целях наполнения достоверной информацией ФГИС ЦС, отражающей реальную номенклатуру, используемую строительными компаниями, Минстрой России проводит агитационную работу по включению в перечень производителей и поставщиков строительных ресурсов.
Вопрос. В ряде регионов региональные центры ведут свои сборники по стоимости строительных ресурсов. Можно ли данные материалы использовать, как один из источников для конъюнктурного анализа, так как эти центры при формировании своих сборников проводят тот же самый анализ в своем регионе?
В настоящее время в регионах созданы региональные центры, которые осуществляют мониторинг цен строительных ресурсов и свои сборники они создают на основании мониторинга.
Этот мониторинг предоставляется ежеквартально в ФАУ «Главгосэкспертиза России», в случае если регион принял решение рассчитать индексы расчетным методом (заработная плата, установленная в регионе (в каждой зоне региона) и мониторинг текущих цен).
Считаем, что данная информация может быть использована при обосновании цены строительного ресурса.
Вопрос. В федеральном реестр сметных нормативов (ФРСН) публикуются индексы к СМР. Какие индексы можно применять на отдельные виды работ, если контракт только на конкретный вид работ (ремонт кровли или усиление фундаментов)?
В методике расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной Приказом Минстроя России № 326/пр от 05.06.2019 указана методология разработки любых индексов, которые могут применяться при определении сметной стоимости.
Установлено, что применяется тот индекс к объекту, как указано в проектной документации.
На сегодняшний день существуют индексы только к объектам. Приступили к работе по разработке индексов по статьям затрат. Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой планирует разработку индексов на капитальный ремонт, но так как это достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа Минстрой Росси просит принять участие в данной работе НОСТРОЙ.
Вопрос. Очень сложно получить информацию (прайс-листы, коммерческие предложения, счета) от производителей и поставщиков соответствующих строительных ресурсов. Методика требует обязательное наличие даты составления документа и сроков действия ценовых предложений, возможно ли внести изменения в Методику в части исключения даты в данных документах?
Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.
Данный пункт не может быть исключен из Методики пока не начала работать Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве в «полную силу», которая поможет отойти от проведения строителями конъюнктурного анализа.
Вопрос. Строитель покупает материалы у поставщика, который не хочет идти во ФГИС. Подрядчик использует документы этого поставщика в конъюнктурном анализе, дает информацию о нем, Главгосэкспертиза видит этого поставщика, но при этом сам подрядчик не может заставить поставщика зарегистрироваться во ФГИС ЦС. Существуют ли какие-то меры поощрения или принуждения?
Каждый производитель обязан включиться во ФГИС ЦС. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1452 о мониторинге цен строительных ресурсов.
На сегодняшний день пока не предусмотрена административная ответственность, но в Плане мероприятий по совершенствованию ценообразования, который был и который новый (от 10.12.2020) разработка документов по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях осталась. Это в планах. Сегодня она пока не установлена, но планируется, что, если такая потребность останется (при низкой наполняемости ФГИС ЦС), то работа по изменениям в Кодекс будет проведена.
Сейчас показатель наполняемости информационной системы поднялся на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Возможно такая ответственность и не будет введена.
Возможно будут внесены изменения и в Федеральный закон № 44-ФЗ, чтобы закупка осуществлялась у тех поставщиков, которые зарегистрированы во ФГИС ЦС.
Кроме того, Минстрой России, Главгосэкспертиза совместно с Минфином России гармонизируют классификаторы ведомств, которыми пользуются те, кто осуществляет закупку, т.е вся строительная продукция в последующем постепенно будет иметь одинаковую кодификацию. Если мы покупаем какой-то строительный ресурс, то все будут прекрасно понимать, что это один и тот же ресурс, который в каталоге Минфина и в нашем классификаторе.
Индивидуальность материальных ресурсов (нельзя купить, не стандартизировано, индивидуально, либо адаптировано), прописана в Методике 421.
Минстроем России готовятся предложения в Правительство РФ по индивидуальному оборудованию, которое по положительным результатам научных исследований НИОКР и ОКР будет включаться в сметную стоимость.
Вопрос. В Методике отсутствуют расшифровка понятий таких как: «Локальный сметный расчет», «Локальная смета», «Объектный сметный расчет», «Объектная смета». По тексту Методики указывается «Локальный сметный расчет (смета)». Данные понятия утратили свое значение?
Методика не устанавливает ни каких понятий.
Перечень документов, которые необходимо составлять для прохождения государственной экспертизы установлены Постановлением № 87.
Вопрос. В какую главу сводно-сметного расчета включаются затраты по единовременной очистке территории строительной площадки (рабочей зоны) от снега, если начало выполнения работ по строительству объекта капитального строительства определен по графикам (производства работ, финансирования), условиями контракта в зимний период?
Методика устанавливает единые правила и не определяет правила для конкретных случаев.
Минстрой России не трактует правоприменительную практику и не рассматривает каждый конкретный случай. Необходимо пользоваться тем законодательством, которое есть. И, в случае, если существуют вопросы по контракту у заказчика и подрядчика, то все регулируется Гражданским кодексом РФ.
А также, можно обратиться с конкретным вопросом в Минстрой России, где постараются его исследовать.
Вопрос. Подготовлены изменения в Методику 421. Что ждать кардинального в связи с этими изменениями?
В настоящее время Минстроем России подготовлены дополнения в существующую Методику 421. Самое главное и ожидаемое дополнение, это премия за ввод объекта капитального строительства досрочно, которое будет включаться в сметную стоимость на стадии планирования.
Данные изменения коснуться: Приказа 9/пр (типовые условия контракта), 841 Методики (составление НМЦК и сметы контракта) и 175 Методики (составление НМЦК и сметы контракта «под ключ»).
Такие коррелирующие взаимоувязанные изменения будут подготовлены в ряд актов.