возвращение звягинцева о чем
Возвращение 2003 — сколько веревочке не виться…
В 2003 году на экраны вышел фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». Эта необычная картина полна загадок и недоговорок. Кто-то ей восхищается, а кто-то называет полной чепухой. Так какой у фильма «Возвращение» смысл и есть ли в нем что-то скрытое, загадочное, мифическое?
Краткое содержание
Братья, Андрей и Иван, 12 лет живут с матерью. Приезжает отец и берет их в поход. В течение 2 дней мальчики ездят с отцом по делам, рыбачат, ночуют в палатках. Отец жесткий и требовательный. Андрей признает авторитет родителя, выполняет все его просьбы. Ваня — часто упрямится, показывает характер.
На 3 день они плывут на остров, где разыгрывается трагедия.
Парни плывут на лодке к месту, где оставлена машина. Все вещи переброшены в багажник. Герои оборачиваются — непривязанная лодка уплывает вместе с телом отца и тонет. Оба кричат «Папа!».
Возвращение: смысл сюжета
В чем же смысл столь необычного фильма А. Звягинцева «Возвращение»?
Тема возвращения
В картине рассматривается несколько глубинных тем. Одна из них соответствует названию шедевра – движение всего по кругу, то есть возвращение на круги своя. Возвращаются:
Тема взаимоотношений отца и сына
Отцы и дети – извечная проблема. Непонимание, недоверие, неблагодарность сыновей. Недосказанность, грубость, неумение показать любовь к детям со стороны родителя.
Как много дал Андрею и Ивану отец, пусть всего за 5 дней. Он научил их брать на себя ответственность, защищаться самим и защищать друг друга, отвечать за свои слова и действия. Он показал им, как выходить из трудных жизненных ситуаций, научил выживанию в суровых природных условиях.
Только в конце Иван и Андрей понимают, насколько сильно их любит отец, насколько они ему дороги. Со смертью родителя к мальчикам приходит и главное осознание– они его любят, хоть не ценили раньше. Именно в заключительной сцене оба героя закричали «Папа», когда увидели, что теряют не только душу найденного отца, но и его тело. Зритель помнит, как долго это слово не мог произнести младший сын.
На заметку! А. Звягинцев говорил, что 4 героя представляют собой 4 стихии: Мать – Земля, Отец – Вода, Андрей – Воздух, Иван – Огонь.
Тема становления личности
Третья тема, пожалуй, самая главная – становление мужчины, как личности.
В самом начале зритель видит двух подростков. Оба они еще незрелые, не готовы к суровым реалиям жизни. Младший – совсем уязвим. Он боится высоты, насмешек товарищей, в нем бушует дух противоречия. Старший кажется сильнее, но это только кажется. У него тоже есть слабые стороны – Андрей предпочитает идти по простому пути, ни с кем не спорить, оказываться в стороне, не умеет постоять за себя и защитить младшего брата.
Обоим нужен наставник. И вот он приходит. Отец – это обычный человек? Здесь нужно задуматься о скрытом смысле фильма «Возвращение» и связи его с Библией.
Не зря в драме так много воды (дождь, озеро, море, слезы) и эпизодов с рыбой. Вода в Евангелии ассоциируется с Царством Божьим, а рыба – с людьми и самим Иисусом.
Бог не дарит нужные качества, а воспитывает их в главных героях через испытания:
Это интересно! Бюджет «Возвращения», по заявлению режиссера, составил всего 400 000 долларов. При этом глубина фильма и его значение для российского кинематографа бесценны.
В чем суть концовки
Драма «Возвращение», смысл которой в формировании личности героев, заканчивается смертью воспитателя. Концовка печальна, но она неизбежна. Бог-Отец приносит себя в жертву во благо сыновьям. Только так Андрей и Иван могут приобрести все необходимые им мужские качества.
После поездки на остров они возвращаются совершенно другими людьми. Ваня больше не боится высоты, не спорит по пустякам, слушается старшего брата. Андрей научился быть главным, отвечать за себя и за брата. Так происходит этап взросления молодого поколения.
Фильм «Возвращение» 2003 года имеет глубокий смысл. Каждый просмотр картины открывает зрителю что-то новое, интересное. Чтобы разгадать все загадки великого режиссера, потребуется пересмотреть его творение много-много раз.
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ?
Алла Митрофанова о фильме Андрея Звягинцева «Возвращение»
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Смею вас уверить, никаких попыток отца вернуть сыновей в этом кино нет, кроме разве что единственной и трагически закончившейся попытки вернуть убегающего Ивана. Оригинальным можно назвать ход, когда вместо ожидаемого Ваниного прыжка с вышки оттуда по нелепой случайности сваливается его отец. [. ] После падения и нелепой смерти отца младший из братьев вряд ли когда-нибудь сможет совершить обычный прыжок с трамплина. Какое уж тут мужание.
Конечно, если «прочитывать» все буквально, он действительно представляется абсолютным абсурдом. А именно: некий папа, которого не было 12 лет, вдруг возвращается к жене и детям. В течение указанного срока он пребывал неизвестно где, вполне возможно, что и в местах не столь отдаленных, но об этом история умалчивает. Старший сын едва его помнит, младший не помнит вообще, и, тем не менее, новоявленный отец железным кулаком выдавливает из детей слово «папа». Мать, расценившая, по всей видимости, столь длительное отсутствие супруга как само собой разумеющееся, безропотно помалкивает, а потом берет да и отпускает детей вместе с этим чужим человеком неизвестно куда. (Более легкомысленной была разве что мама Красной Шапочки). Несуразицы одна ярче другой, вплоть до мелочей: откуда в захолустном городишке, в доме не только бедном, но и неопрятном, взялись шелковые простыни? А изящное женское белье?
Мальчики принимают отца лишь после его смерти. И каковы результаты? Андрей становится похожим на него, сильно взрослеет. Иван, скорее всего, уже смог бы прыгнуть в озеро с той самой вышки. И это результат не «воспитывания» в течение недели. Просто ребята в буквальном смысле обрели себя.
Может возникнуть вопрос, почему сам Звягинцев не расскажет о своем замысле? Потому ли, что хочет оставить поле для споров вокруг своей работы? Мне кажется, что это в большей степени вопрос об отношениях современного художника с современными СМИ, которым художник просто боится доверить свои мысли. (В свою очередь, СМИ зачастую и вопросов-то серьезных не задают.) А может быть, режиссер просто не готов говорить о проблеме иным языком, кроме кинематографического.
Мне лично фильм принес огромную радость: вот, кто-то у нас еще готов снимать и говорить о вечном! Без морализаторства, с тонким художественным вкусом. И на очень высоком профессиональном уровне.
Дальнейшая творческая судьба Андрея Звягинцева уже находится под пристальным международным вниманием. Будет ли он и дальше снимать такое кино? Наверное, выдержать эту линию требует большого мужества
В продолжение темы читайте:
— КАТАСТРОФА ВОЗВРАЩЕНИЯ. Священник Дмитрий СВЕРДЛОВ о фильме Андрея Звягинцева
КАТАСТРОФА ВОЗВРАЩЕНИЯ
Священник Дмитрий СВЕРДЛОВ о фильме Андрея Звягинцева
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Страна. Совок? Современная Россия? Или абстрактное постсоветское пространство?
Мать. Одета как современная провинциалка? Или как героиня феллиневских фильмов шестидесятых? Или как Маргарита Терехова в «Зеркале» Тарковского?
Дети. Конец восьмидесятых или сегодня? Крестики на шеях и фотоаппарат «Лейка».
Дом. Огромный, белый, старый, пустой. Откуда он? Дом ли вообще? Или станция переливания крови? Предельная лаконичность интерьера. Не по-советски выкрашенные стены. Антикварная мебель. Посуда с фламандских натюрмортов. Шелковое постельное белье. Ленинградская область? Равнинная Франция? Долина Рейна?
Но каков этот Бог «Возвращения»? Бог Евангелия? Христос?
Жену? Он ее просто не видит. Смотрит сквозь нее, как будто она прозрачная.
При ближайшем рассмотрении рушатся и евангельские аллюзии. Некоторые же из них превращаются в евангельские пародии.
Христос воплощается для спасения. Это Его воля, его желание. Желание добровольное, мотивированное любовью, жалостью к человеку. Отец возвращается не сам. Его попросила мать. Если бы не ее просьба, не было бы и встречи, отец не приехал бы.
Да, красивый человек. Да, в прекрасном мире.
Священник Дмитрий СВЕРДЛОВ. В 1994 году закончил МИНХ им. Плеханова по специальности экономист-математик. С 2000 года служит в храме святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям (Московская область).
В продолжение темы читайте:
— ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ? Алла Митрофанова о фильме Андрея Звягинцева «Возвращение»
«Возвращение»: Рецензия Киноафиши
Из ниоткуда, из небытия, из неизвестности в семью возвращается отец. Возвращается – и увозит обоих сыновей на остров, где они должны провести вместе несколько дней. Старший из сыновей – Андрей – очень быстро принимает главенство отца, младший – Иван – почти до самого конца это главенство отвергает. «Если бы ты был другим, я бы любил тебя, но ты – ничто», – кричит Иван, когда отец бьет Андрея за то, что тот ослушался и не сдержал слово. Они пытаются найти общий язык, но, наверное, у них нет общего языка. Поэтому отец гибнет, пытаясь удержать сына от самоубийственного прыжка с вышки, который сделал бы его, сына, свободным: от страха высоты, за который его презирают сверстники, и от противостояния с тем, кто дал ему жизнь. Поэтому даже тело мертвого отца сыновья не в силах сохранить – оно тонет вместе с давшей течь лодкой. Поэтому возвращение – это путь из одного одиночества в другое, отягощенное смертью и виной. Таков сюжет фильма Андрея Звягинцева «Возвращение», получившего высшую награду 60-го Венецианского фестиваля – «Золотого льва Cвятого Марка», приз этого же фестиваля за лучший дебют – «Золотого льва будущего», а также выдвинутого от России на «Оскар».
Звягинцев по профессии актер. Учился сначала в родном Новосибирске (где, кстати, состоялась российская премьера «Возвращения»), потом в ГИТИСе. В 90-е играл в театре, служил дворником и даже официантом, делал рекламные ролики. В 1992 году пытался поставить короткометражку, но проект закрыли. В 2000-м по приглашению генерального продюсера REN TV Дмитрия Лесневского снял три новеллы для сериала «Черная комната». А в 2001-м Лесневский, известный своим хорошим вкусом (что видно по фильмам на РегТВ (40-м канале), предложил Звягинцеву сценарий Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого под названием «Ты». Моисеенко и Новотоцкий до этого писали сценарии к весьма среднего качества телепродуктам («Маросейка, 12», «КОБРА»), еще приложили руку к позорным рязановским «Старым клячам», но здесь создали превосходную основу для арт-хаусного («авторского») фильма.
Впрочем, Звягинцев основательно изменил сценарий, переписав завязку и финал, а также превратив братьев Арчила и Давида соответственно в Андрея и Ивана. По сценарию Андрей должен был в конце утонуть, но режиссер спас его от кинематографической смерти, не сумев, правда, уберечь от смерти физической: в июне этого года, через год после начала съемок, Володя Гарин, игравший Андрея, утонул на Ладоге – там, где и разворачивалось действие фильма.
За счет изъятия различных сюжетных привязок, дававших представление о месте и времени происходящего, Звягинцев превратил первоначальный текст (в широком смысле этого слова) в чистой воды притчу. От символов частных (мертвая птица на берегу, фигуры людей, снятые в рамке окна, уподобленного картине) режиссер почти сразу перешел к центральному символу – вышке, в каковой угадываются как Вавилонская башня, где Господь смешал человеческие языки, так и лестница Иакова, по которой в видении одного из ветхозаветных патриархов сходили и восходили ангелы. Именно по этой вышке отец поднимается вслед за сыном, чтобы перестать быть чужим и непонятым, но терпит неудачу и падает вниз. Однако на той же самой лестнице сын преодолевает страх высоты, и это восхождение можно понять как метафору восхождения к Богу. Правда, Бог – тоже Отец, только в высшем смысле слова, и гибель земного отца, какой бы репрессивной структурой он ни был, закрывает путь к Отцу Небесному. Потому что Отец – это инстанция, наделяющая речью и смыслом, в отличие от матери, дающей физическую жизнь и первородное животное тепло. Поэтому мать появляется лишь в первых кадрах фильма, чтобы уступить сыновей вернувшемуся отцу. (Сходным образом построен сокуровский «Отец и сын»: там матери нет вовсе, она присутствует лишь в воспоминаниях как идеальная тень красоты.) Сам же режиссер говорит об этом так: «В «Возвращении» есть все четыре главные стихии: вода, огонь, земля и воздух. Земля – это мама, вода – это отец… старший, Андрей, – это воздух, а Иван – огонь. Но если вам кажется, что всё иначе, – всё иначе».
Кино не для всех. Непростая, мрачная драма о родителе и детях. Первая режиссерская работа Андрея Звягинцева «Возвращение»
Многие знают режиссера Андрея Звягинцева по фильмам «Левиафан», «Елена». Знают взгляд мастера кино на социальные проблемы, узнаЮт его угрюмые пейзажи, непростые судьбы, сложные социальные портреты….
. Внимание! Отзыв не является спойлером! Объем изложенной информации не превышает опубликованный в других открытых источниках и официальных трейлерах к фильму.
На венецианском кинофестивале этому фильму аплодировали стоя 15 минут!
Фильм удостоен множества наград российских и зарубежных кинофестивалей и киноакадемий.
Премьера фильма Возвращение (драма) состоялась в 2003 году, но фильм сложно назвать старым или неактуальным.
Сюжет:
В семье мамой и бабушкой воспитываются два брата. Два не похожих между собой мальчугана подросткового возраста.
И однажды, очень внезапно в их жизни появляется отец.
Кто он, откуда взялся, где пропадал – не известно.
Но отец тут же стремительно врывается в жизнь мальчишек, приглашая их с собой в путешествие, отрывая от матери и привычной среды.
Новоявленный отец требователен и груб, и парней ждет много испытаний уже по пути.
Братья, в силу своих характеров, по разному реагируют на жесткие методы воспитания.
Отец не терпит непослушания, воспитывает из мальчишек настоящих мужчин.
Мысли зрителя:
Меня, как зрителя, каждая новая сцена фильма заставляла искать ответ на вопросы: Кто прав, кто виноват? Нужен ли парням такой отец? Кто ему ближе – покладистый Андрей или непокорный Иван.
Имеет ли отец право, объявившись через столько лет, требовать уважения и подчинения? Что лучше – жизнь без отца или жизнь с таким отцом?
Хороший отец или плохой? Он делает все это из любви или из жестокости? Кто еще научит парней быть мужчинами? Можно ли научить этому по-другому? Умеет ли он по-другому? Должны ли принять дети отца?
Такие вопросы очень характерны для картин Звягинцева. Хороший герой кажется плохим, а потом снова хорошим, а потом снова плохим. Кто прав, кто виноват? Кто допустил ошибку? Почему все сложилось так, а не иначе?
Многие критики вкладывают в картину «Возвращение» и второй смысл. В принципе, «двойное дно» характерно для картин Звягинцева.
Но я не ищу метафор или религиозного умысла. Мне достаточно той смысловой нагрузки, которую я в состоянии принять.Отцы и дети.
Заканчивается картина довольно мрачно. И оставив некоторую тайну.
Понятно, что даже за то недолгое время, что отец пробыл с сыновьями, они изменились, стали более взрослыми, самостоятельными, научились ладить друг с другом и принимать решения.