возвращение блудного сына что значит
Что означает выражение блудный сын?
Каково его происхождение? И когда оно используется в современном языке?
Заранее огромное СПАСИБО!
Блудный Сын
-устоявшееся название притчи Господа о сыне, взявшем у отца свою часть имения, промотавшего его и вернувшегося к отцу, когда оказался на краю гибели (Лк 15.11-32). Самих этих слов в Евангелии нет.
В современном языке: покинувший какое-либо сообщество людей или привычные занятия в поисках чего-либо более привлекательного, а затем — обычно после неудач — вернувшийся к прежнему
Притча о блудном сыне
К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: «Он принимает грешников и ест с ними».
На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в которых показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них:
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.
Возвращение блудного сына.
Сын же начал говорить: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим».
А отец сказал слугам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: «что это такое? «
Слуга сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым».
Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.
Но он отвечал отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка».
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
Что означает выражение «блудный сын»?
Блудный сын вернулся и раскаивается
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения» И отец разделил им имение
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему
17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих»
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его
21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»
22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование
26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?»
27 Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым»
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его
29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»
31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Евангелии от Луки (15,11-32)
Выводы из истории о блудном сыне
— Для Бога каждый человек дорог, как сын для отца
— Нужно уметь прощать, быть добрее, милосерднее, уважать не только чужие добродетели, но мнения, пусть даже ошибочные. И хотя поступок отца далек от абстрактного понятия справедливости (Но старший брат сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»), иногда следует от неё отступиться ради проявления сострадания к тому, кто в нем нуждается и о нём взывает
Первоисточником притчи Иисуса о блудном сыне является идея иудаизма о раскаянии. Мудрецы Талмуда подчеркивали значение раскаяния для человека. Раскаяние создал Бог, оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление от мук совести. Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться раскаяния, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу.
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Книги пророка Исайи, глава 1)
«Возвращение блудного сына»
Рембрандт «возвращение блудного сына»
Употребление выражения «блудный сын» в литературе
О чем говорит притча о Блудном сыне?
Ответы пастырей
Что полезного в плане воспитания детей можно извлечь из притчи о Блудном сыне? Ответы пастырей в связи с Неделей о Блудном сыне.
Художник: Eugene Burnand
Когда человек останется с этим миром один на один, ему многое откроется
Какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить
– Мы прививаем своим детям те нравственные установки, которые ценны именно для нас. Их ценность доказана жизненным опытом. Часто дети не слушают родителей, потому как ещё не имеют этого самого жизненного опыта. С детства мы, как правило, растём эгоистами и думаем, что весь мир кружится вокруг нас, любимых. Стоит только близким «ошибиться», сделать что-то не так, как бы тебе хотелось, – тут же обиды и вывод, универсальный во все времена: «Меня никто не понимает».
Любить ребёнка – значит воспитывать его, учить главному: как быть человеком. И не нужно быть навязчивым, воспитывайте собственным примером. Сейчас, пока он ещё на вашем иждивении, он многого не понимает, но придёт время, человек останется с этим миром один на один, и ему откроется. Молитесь, чтобы это случилось.
Священник Александр Дьяченко
Лично для меня оно открылось, когда по окончании института я был призван в армию и отслужил свои полтора года в звании рядового. Именно тогда в моём сознании всё встало на свои места. Только тогда до меня дошло, что я, оказывается, «никто» и звать меня «никак». И какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить. Эта исцеляющая мысль делает тебя человеком, способным на благодарность.
Не должно быть давления, но мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей
Притча напрягает ситуацию до предела. Понятно, что в жизни может быть по-другому. Степень отхода наших детей, то, как далеко они уйдут в эту «страну далече», зависит от того, насколько мы их сами притягиваем, насколько им уютно и радостно находиться рядом с нами, родителями.
В «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко
Но, так или иначе, в «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко. Главное, чтобы им помогала любовь и мудрость родителей, умение сопереживать проблемам в этом тяжелом переходном возрасте, когда рушатся иллюзии, и они видят, что мир не идеален и что не идеальны родители. Бесовская ложь выводит детей на желание преображения мира, внушает им, что уж я-то буду жить как надо, все изменю, и у меня все будет правильно и хорошо, одни удовольствия.
Но ведь эти удовольствия всегда сомнительного плана, всегда основаны на страстях. Чистыми и незапятнанными земными страстями остаются лишь избранники Божии. Но, кстати, как раз по этим избранникам и можно понять хотя бы отчасти, как они стали такими. Это Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский – перечислять можно еще долго. Но заметим, что все их родители жили совершенно благочестивой жизнью. Их родители были святые, которые своей жизнью, своей любовью и мудростью подарили своим детям правду и мир подлинной радости, а не мир иллюзий. Поэтому их дети никогда и не уходили в «страну далече».
Священник Лев Аршакян
Есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, мудростью и радостью
Дай Бог, чтобы они потом нашли родителей в лице Бога, Матери Божией и Церкви. Но это очень непросто. Такими родителями и для нас самих должны быть Бог, Церковь и Матерь Божия. И дети должны это видеть, чтобы они от одного родства плавно перешли к другому, более настоящему.
Но есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, теплотой, светом, мудростью и радостью. Если родители живут так, то и «страны далече» практически не бывает, потому что детям и так хорошо, и уходить им никуда не надо.
Серьезные утраты способны стать прекрасным жизненным уроком
– Притча о блудном сыне – это притча о том, что в воспитании детей не стоит отчаиваться. Даже если твое чадо, не дай Бог, заблудилось, ушло на страну далече и промотало там всё, то и тогда не стоит опускать рук. Серьезные лишения, утраты способны стать прекрасным жизненным уроком. В этом тоже есть Божий Промысл. Потому что только так в упомянутой притче блудный сын наглядно увидел, насколько любовь ближних для него лучше, ценнее, чем глупая свобода возле корыта свиней.
Еще эта притча о том, что воля детей с определенного момента уже неподвластна родителям, но даже в самых неприглядных случаях ребенок поменяет свое неразумное решение, если пред ним спасительным маяком сияет любовь родителей.
Младший сын в притче – выразитель бунтарского настроения, которое пробуждается, как правило, в подростковом возрасте, но может проявиться и в самое разное время. «Я хочу сам и отдельно» – вот его жизненный принцип. Но это очень недальновидно, и в итоге такая позиция терпит крах. Попытки рано обособиться от близких завершаются для чада огромными проблемами. Он принимает заведомо неверные решения и остается ни с чем.
Священник Валерий Духанин
Как мы видим в притче, отец, не теряя любви к непослушному сыну, позволил на время воспользоваться столь искомой свободой, чтобы, когда ребенок получит первые удары судьбы, принять его вновь. Такое отношение к судьбе ребенка кажется жестоким. Конечно же, Евангелие не призывает нас потакать прихотям детей. Но вот небольшая история из жизни.
Знакомая женщина, Вера, имея своих собственных детей, взяла на попечение ребенка шести лет из неблагополучной и, в общем-то, развалившейся семьи. Что показательно, в той семье маленького Ваню кормили чем придется, в том числе отрубями со свинофермы.
Вера не представляла всех трудностей, которые будут связаны с этим ребенком. Например, Ваня сбегал из дома с друзьями искать маму, потом они решили бежать в Африку и даже проехали на электричке несколько остановок, а обратно шли пешком. Так длилось года три. Никакие вразумления не помогали. И вот, после очередного побега позвонила опека и сказала, что через три дня заберут мальчика. Деваться было некуда, Вера посадила ребенка рядом с собой и без каких-либо нотаций, просто сказала: «Ты прожил у нас три года, сейчас тебя хотят забрать по таким-то причинам, есть у тебя два дня, решай и говори мне, опеке, чего ты хочешь».
Вот здесь-то у ребенка включилось соображение. Слёзы полились ручьем. Девятилетний Ваня сам позвонил в опеку и упросил оставить его. Удивительно, но впоследствии он стал самым трудолюбивым из всех детей (дело в том, что Вера, помимо своих двоих, воспитала десять приемных детей). Она отвела Ваню в кружок игры на гитаре, а заодно сама ходила с ним и тоже научилась играть. Ваня увлекся резьбой по дереву, и Вера пошла вместе с ним, тоже научилась резать по дереву. Ваня вырос и смог обрести свое место в жизни.
Вот такие удивительные случаи бывают. Что стоит за подобными историями? Это – поразительное терпение, рассудительность и какая-то немыслимая по своей глубине и в то же время трезвая любовь к своим чадам, по подобию отца из притчи о блудном сыне.
Блудный сын или Ждущий Отец?
Конечно, скажут, это не настоящая история, а притча – и в ней содержится аллегория. Она есть символ ухода от Бога грешной души, решившей жить по своей воле.
Вот она попала к дружкам, которые суть бесы. Они ее облапошили, отняли благодать и бросили к свиньям. Грязным животным – свиньей, становится всякий, кто меняет Бога на бесов. Богооставленная личность, как евангельские свиньи, становится вместилищем бесов, и все они вместе стремятся к смерти.
Но этого человека бесы опустили еще ниже свиней и заставили служить им. Такая богоотступная душа, над которой глумятся бесы, в итоге не получает и того, что есть законная пища этих грязных свиней.
Толкований и аллегорий много. Можно сказать, что свиньи – это наши грехи. Можно сказать, что свиньи – это все одержимые бесом. Много чего можно сказать, но в итоге добрый проповедник неминуемо обратит внимание на покаяние блудного сына. Вот он, придя в себя, покаялся…
Картина Рембранта «Возвращение блудного сына»
Да нет там никого покаяния.
Кушал плохо. Спал жестко. Пил горько. Тут и дурак сообразит, что есть место, где дадут покушать без работы и примут таким, как ты есть.
Вот так же без ума хотел бежать сын богатого купца Петр из комедии Островского «Лес».
Петр: А другое дело почудней будет. У меня есть своих денег рублев триста; да ежели закинуть горсть на счастье в тятенькину конторку, так пожалуй что денег-то и вволю будет.
Аксюша: А потом что ж?
Петр: А потом уж «унеси ты мое горе» — сейчас мы с тобой на троечку; «ой вы, милые!» Подъехали к Волге; ссь… тпру! на пароход; вниз-то бежит он ходко, по берегу-то не догонишь. Денек в Казани, другой в Самаре, третий в Саратове; жить, чего душа просит; дорогого чтоб для нас не было.
Аксюша: А проживем мы деньги, что ж потом?
Петр: Вот тут-то я не додумал еще. Либо ехать виниться, либо выбрать яр покруче, а место поглубже, да чтоб воду-то воронкой вертело, да и по-топорному, как топоры плавают. Надо подумать еще…
Такие личности не новость. Одни бегут в страну далече. Другие бегут от самих себя и от родителей к бесам, не выходя из дома, во внутреннюю иммиграцию. Бесу-то прописка не важна. Миллионы наших женщин кормят таких блудных сыновей и лодырей, ушедших в страну греха. Сидит великовозрастный бугай на шее у матери, а она плачет:
– Батюшка, опять Сережка иконы побил и побросал на пол. Сам руки об стекло обрезал. Говорит, что мы бумажных богов в церкви навешали, а попы с нас деньги обдирают и руки трут. Водки просит. А если не дать, говорит, что дом сожжет и руки на себя наложит! Так дать мне ему вина?
А что делать? Выгнать сердце не позволяет. Сын все-таки. Не прогонишь, но и жить не возможно. Сущий ад.
Зачем сын живет с родителями? Просто выгодно. Работать не надо. Думать не надо. Спи сколько хочешь. День будет и вино будет. Прекраснейшее состояние.
Так и этот блудный сын. Он вернулся ведь не потому, что любил дом, отца-мать, брата, труд или чистую жизнь. А потому что в доме отца еда лучше.
Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода.
И странно. Почему это он умирал от голода?
Даже в диких сообществах любили честных работников.
Так Авраам купил совершенно ему не известного раба Елиазера. А тот в благодарность честно служил ему. И стал этот раб как член семьи.
Так фактически членом семьи была раба Эвриклея в семье Одиссея.
Так святой Иоанн Русский своим трудом и праведностью расположил к себе сердца басурман, что и они почтили в нем святость.
Древний мир был не чужд благодарности.
А тут мы видим, что хозяин свиней кормил лучше, чем этого блудного сына. Видимо, этот работник был лодырь и лукавый человек. В самом деле, лукавства ему не занимать. Сам себе говорит о еде, а отцу готовит красивую версию раскаяния:
Пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Сын соображает то, что нужно было сообразить раньше: в доме отца кормят за работу вкуснее. Догадался.
Мы часто слышим не то, что нам говорят, а то, что нам хочется. Мы создаем мифы, которые нам удобны. Нам так удобнее. Нам удобно думать, что Бог нас примет даже по расчету, коммерции и самой обыкновенной выгоде, как этого блудного сына. Набезобразничал. Прогорел. Вернулся, потому что деньги кончились, а он принял.
Но в Евангелии нет настоящего сыновнего раскаяния. Один его расчет.
Рембрандт создал великое произведение – картину «Возвращение блудного сына». Все мы отцы и матери. Все мы любим своих детей совершенно бескорыстно. И мы мечтаем о том, что и нас наши дети будут любить так же бескорыстно. Но жизнь сурова. И дети к родителям относятся часто по-хамски и как потребители. Не все, но часто. И часто первая слеза о родителях выкатывается из глаз детей только на кладбище.
Но бывает чудо. Вдруг, у детей просыпается чистая и бескорыстная жертвенная любовь еще при жизни отца и матери. И родители не могут вынести этого, так ожидаемого чуда, и рыдают взахлеб и благодарят Бога.
Любовь замкнулась. Любовь вернулась. Любовь ожила и стала взаимной. Кто любил, тот знает, какое это глубокое чувство, потрясающее душу до основания – вернувшаяся любовь детей.
На картине Рембрандта именно это мы и видим. В объятиях любви рыдают отец и сын. Даже не рыдают – в высоком искусстве это не принято. В искусстве важна недоговоренность, которая оставляет возможность зрителю домыслить картину. Это секунда перед рыданием о счастье.
Глубина потрясения и сила объятий, изображенные на картине, говорят нам о том, что на полотне мы видим не успех сына, который припал к сытной кормушке, а покаяние любви.
В Евангелии нет ни слова о том, что сын как-то проникся радостью отца. Мы не знаем, как дальше сложилась судьба этого молодого человека. Взял ли он свою часть имения и прогулял ее снова. Или, наоборот, испугавшись своей глупости, всю оставшуюся жизнь ходил под рукой отца. Или, может быть, полюбил отца. Это не известно.
И неизвестность не дает нам повода говорить о том покаянии, которое мы традиционно имеем в виду. Мы-то понимаем под покаянием нечто другое, чем создание ситуации, которая нам приносит вкусную еду и барыш. Покаяние для нас – это состояние, которое нас мирит с Богом и роднит с Ним в любви.
Я прожил не так уж много, но за всю жизнь не видел, чтобы сытость и богатство сделали людей спокойней, великодушней, благородней или любвеобильней. Христу такие примеры тоже не встречались, и Он сказал о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай.
Вот сын вернулся в бесплатную столовую Отца. Ему дали сапоги, богатую одежду и перстень на палец – как символ власти и возможности повелевать и… не работать.
История с сыном остается открытой. Столкновение любви отца и расчета сына. И эта недоговоренность должна быть закрыта нами, каждым лично.
В мире почти нет неверующих народов. Инки и разные там маринад-аним и филистимляне боялись Бога. В этом нет особой заслуги или открытия. Иудеи первые сообразили договориться с Богом. Но только христианство – эксклюзивно – решило выстроить отношения с Богом не на страхе, не на договоре об оказании услуг, а на любви. Христианство увидело в человеке не Высокую Договаривающуюся Сторону договора, а подобие Троицы. Оно обратилась в основам:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они…»
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло».
Христианство воспользовалось правом выбора: быть ли человеку рабом, слугой или другом. Бог этот выбор предоставил нам самим. Он-то любую службу приемлет и согласен на любой вариант отношений. Он на все согласен, но дружба Ему милее.
Наконец, мы добрались до главного персонажа этой притчи. Не того, кого выдумал миф – Блудного сына, – а Ждущего отца.
Ключевым моментом этой притчи является не тот момент, когда сын поднял голову над корытом, а тот, когда Отец ВЫБЕЖАЛ сыну навстречу. Не сын бежал, а отец. Он не смог удержать своей радости. Он во что бы то ни стало желал приблизить встречу. Он не подумал о подарке, а сорвал с пальца то, что владеет всеми подарками, всем имуществом – кольцо, и дал его на руку сыну.
Восторг и любовь Отца – вот главное событие притчи.
Чем хорошо Евангелие, так это тем, что оно не набор дидактических примеров, а событие, открытое для нашего участия. Кто мы в этой вечно разворачивающейся истории? Адам, как Блудный сын, ушел от Отца. Мы, дети Адама, продолжаем оставаться в стране далече. И нам, в силу первородного греха, предстоит проделать обратный путь в Рай.
И мы приходим в храм, как в посольство Рая, за «визой».
Какова мотивация нашего возвращения?
Мы, конечно, пришли в храм не потому, что боимся Бога. Мы, конечно, пришли не потому, что нам что-то надо от Бога? Мы, конечно, пришли потому, что любим Бога.
Как сказал один батюшка: «Говорить о любви к Богу – это даже как-то и неприлично».
Опыт исповеди показывает, что люди желают очистить душу, снять с себя узы греха, пожаловаться на себя, на беса, на родню. И это прекрасно. А вот покаяния в том, что мало любил Бога, не искал Его, не скучал о Нем, такого почти не бывает.
А в самом ли деле, так уж мы сильно отличаемся от того сына, который просто решил найти более хлебное место. Ведь мотив тоски по Отцу ему тоже был незнаком.
Но неужели Отец так ослеплен любовью, что не видит лукавства сына?
Нет, все дело в природе любви, которая всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь долготерпит, милосердствует, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Сила любви необыкновенна. Она все может. От нее у человека, на которого она направлена и который сам ничего такого не ожидает, может внезапно вспыхнуть сердце и потом сильно разгореться. И любовь Отца может смести сыновний расчет, как ураган любви. Сын все-таки сын Отца своего. И, значит, не совсем чужд отцу по духу.
Настоящее искусство оперирует недоговоренностью. Так и здесь. Христос специально оставил финал недосказанным. Для того чтобы мы сами стали соавторами будущего Блудного сына. А это возможно только в том случае, когда мы сами вошли в роль Блудного сына, примерили ее на себя и нашли верное решение.
Все мы дети Бога. Всем нам не хватает любви к Богу. Всех нас обнимает Бог и дает перстень на руку. И ждет… откликнемся ли мы или пойдем в дом к наемникам есть наемнический хлеб. Есть хлеб без отца, который стоит, опустив руки, и ждет, ждет и ждет, когда кроме хлеба сыну-наемнику захочется любить Отца и быть любимым.
Первая неделя поста была посвящена памяти того, что Бог всем нам, и мытарям и фарисеям, желает оправдания, приходящего через покаяние.
А вторая тому, что Бог не просто ждет, а готов «выбежать» навстречу каждому из блудных сыновей и дочерей и каждому дать перстень на руку. Она посвящена ожиданию нашего Небесным Отцом того момента, когда Его любовь, которая ВСЕМУ верит, ВСЕГО надеется и ВСЕ переносит, наконец-то растопит наше заледеневшее сердце, и оно разгорится взаимной любовью.
Пост подобен лестнице на небо. Эти первые две недели поста посвящены нашим личным отношениям с Богом, в которых нужно навести порядок прежде всех иных дел. И если мы не усвоили этих первых и важнейших уроков поста и не навели порядок в отношениях с Богом, то последующее восхождение не будет иметь смысла. Это фундамент, без которого невозможна надстройка.
Помоги нам, Отче, разобраться в себе и вспомнить о Твоей любви к человеку. Помоги нам, Отче, вспомнить о нашем божественном происхождении. Помоги нам, Отче, восстать в отношениях с Тобой от страха и расчета к совершенной Божественной любви.
Господи, Ты, содержащий своей рукой концы света и всю Вселенную, дай и нам на руку перстень от Твоего Рая. Мы не будем прятать руку за спину.