вознесения словущего что означает
Храмы Воскресения Словущего
Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.
Москва, Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: Олег Гусаров / Соборы.Ru. Постобработка: Православие.Ru В Москве существует несколько храмов, освященных в честь этого праздника. Один из них находится в Брюсовом переулке между Тверской и Б.Никитской улицами (бывшая ул. Неждановой). Замечательная красно-белая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке была построена в первой половине XVII века, однако упоминается здесь еще в 1548 году во времена Ивана Грозного. Придел во имя пророка Елисея построен в 1620 году в память встречи царем Михаилом Федоровичем свого отца, патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.
Название на Успенском вражке связано с тем, что, во-первых, раньше в глубокой древности в старину здесь проходил глубокий овраг, который здесь оставил свои следы и поныне, а во-вторых, раньше здесь стояла деревянная Успенская церковь, давшая старинное название всей этой местности и самому оврагу. Считается, что Успенский вражек – древнейшее урочище (местность) в Белом Городе.
А сам переулок назван в честь любимца Екатерины Великой, московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса. Знаменитый «колдун» и «чернокнижник» петровской эпохи Яков Вилимович Брюс приходился дальним родственником екатерининскому вельможе, но к названию переулка он никакого отношения не имеет.
Это одна из немногих церквей, не закрывавшаяся в советское время, и поэтому в ней сохранился старинный интерьер.
У левого клироса в богато украшенном киоте находится икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Божия Матерь изображена с непокрытой главой – символ того, что она отдала свой покров для спасения грешников. После революции эта икона была передана в Воскресенский храм из церкви Рождества Христова, что в Палашах близ Тверской улицы. Туда ее принес один благочестивый прихожанин. Он был вдовцом и один воспитывал дочерей, неустанно молясь об их благополучии. Его молитвы были услышаны, и однажды во сне ему было сказано передать икону в Рождественский храм, что он не замедлил исполнить. Во время войны 1812 года храм был разграблен, а чудотворная икона разбита на части и брошена, но стараниями художников была восстановлена.
В 1912 году перед этой иконой венчались Сергей Эфрон с Мариной Цветаевой.
Другая, менее известная, но когда-то легендарная в Москве церковь, освященная по этому празднику, была закрыта в советское время и полуразрушена, в таком виде пребывая до сих пор. Только осведомленный о ней человек может отличить ее от обычного городского сооружения, просто находящегося в плохом состоянии. А между тем история этой старинной московской церкви богатейшая – окутанная множеством мистических преданий, она связана с царской фамилией в России.
Церковь Воскресения Словущего в Барашах. Фото: voskresbarashi.orthodoxy.ru Церковь Воскресения Словущего в Барашах находится на улице Покровка (дом № 26). Сама местность Бараши была связана с деятельностью государевых слуг. Еще в 1410 году здесь появилась Барашевская слобода, где селились бараши – так назывались слуги великих князей, а потом и царей, возившие за ними в походы шатры и ставившие их в поле для высочайшего отдыха. А для этого требовалось определенное мастерство. Деятельность их называлась Шатерной службой. В Барашевской слободе находились казенные склады, где хранились материалы для изготовления шатров и сами шатры.
Воскресенская церковь здесь известна с 1620 года. То здание, руины которого дожили до нашего времени, было возведено в 1734 году предположительно архитектором И.Мордвиновым.
До 1934 года купол высокой церковной колокольни был украшен золоченой императорской короной, выточенной из чистого дерева. Много красивых легенд было связано с ней. Говорили, что когда-то в этой церкви венчались влюбленные брат и сестра, не подозревавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна, и опустились на церковный купол. Так провидение предотвратило кровосмешение.
Другое московское предание связывает эту церковь и ее необычный купол с именем императрицы Елизаветы Петровны. И со стоящим неподалеку на правой стороне Покровки дворцом в бело-голубых тонах (дом №22), который часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.
Редчайший в Москве гражданский памятник стиля елизаветинского барокко, «дом-комод», как говорят о нем москвичи, был построен в конце 1760 – начале 1770 гг. неизвестным мастером школы В.Растрелли (раньше авторство приписывали самому мастеру).
Старинное предание гласит, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому, и в этом же доме они справляли свадьбу. А венчание происходило в соседней Воскресенской церкви. И ходила в Москве легенда, что на куполе церкви находился настоящий брачный венец императрицы Елизаветы.
По другой версии, Елизавета обвенчалась с Разумовским в подмосковном селе Перово, а в Воскресенской церкви служила потом благодарственный молебен. В воспоминание об этом царском молебне и поместили корону на церковном куполе. Может быть, корона появилась здесь в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо этой церкви в Кремль.
История с царским бракосочетанием имела продолжение в московской молве. После смерти Елизаветы граф Разумовский по-прежнему жил во дворце на Покровке. В год коронации Екатерины II канцлер Бестужев очень добивался ее брака с Григорием Орловым. Он написал прошение императрице, чтобы она «избрала себе супруга» и стал собирать под ним подписи. Екатерина была склонна к этому браку, но решила сначала узаконить графа Разумовского как мужа своей тетки Елизаветы и посмотреть, как отнесется к этому общество.
Тогда граф Воронцов был послан из Петербурга в Москву к престарелому Разумовскому на Покровку с указом Екатерины о пожаловании ему титула императорского высочества. Прочитав указ в своей мраморной спальне, Разумовский достал из роскошного ларца бумаги, обернутые в розовый атлас, поцеловал их и бросил в огонь камина. Посыльному же сказал, что он был только недостойным рабом Елизаветы, незаслуженно осыпанным столь великими милостями, и что больше никаких свидетельств о браке с Елизаветой, «которого не было», у него не осталось. Посему в царской милости причисления его к императорской фамилии никакой нужды нет. Молодой Екатерине этот поступок послужил хорошим уроком дворцового этикета, и от мысли о браке с Орловым она отказалась.
Эта легенда была опровергнута историками. Дворец на Покровке был построен после смерти Елизаветы, и Разумовский здесь никогда не жил. В историю Москвы он вошел как дом Апраксиных-Трубецких. (У последних, кстати, в доме давали уроки танцев и здесь мальчиком учился бальным танцам А.С.Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку, в Армянском переулке – они даже встречались здесь в детстве и вместе играли, хотя разница в возрасте у них уже была значительная.)
Однако в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и дворцом. Если этот дом и церковь были связаны подземным ходом, значит они были как-то связаны и на земле. К тому же говорили, что этот ход продолжается и ведет к самой Меньшиковой башне в Мясники. Кто мог прорыть такой ход и связать между собой такие места?
А совсем неподалеку от покровского дома в Ивановском монастыре томилась в заточении таинственная инокиня Досифея. Она жила в полном затворе, даже в церковь ее водили по ночам, и богослужение совершалось для нее одной, в запертом храме. На самом деле под именем Досифеи скрывали княжну Тараканову, которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского. В 1810 году она умерла, и похоронили ее в Новоспасском монастыре – фамильной усыпальнице Романовых, что только подтвердило догадки о ее высочайшем происхождении. Впрочем, эту историю многие ученые также относят к области легенд и мифов, которые, тем не менее, как-то связаны между собой.
Достоверная история храма продолжается в советское время. В сентябре 1923 года в храмовый праздник Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) здесь служил патриарх Тихон. Он был уже настолько болен, что на службу его вели под руки, и просили прихожан не подходить к нему под благословение в связи с его самочувствием.
Буквально за несколько минут до приезда патриарха специально подосланный сюда отряд комсомольской молодежи в целях антирелигиозной борьбы попытался сорвать службу. Несколько голосов вразнобой запели какие-то «безбожные песни», как вспоминали очевидцы. Однако они не рассчитали время, и сорвать патриаршее богослужение не удалось.
В 1929 году церковь закрыли. А в начале 30-х годов сбросили с купола знаменитую корону и отвезли ее в антирелигиозный музей, открытый в Страстном монастыре, откуда она пропала. Во время строительных работ около церкви в земле обнаружили несколько человеческих черепов. Ими мальчишки стали играть в футбол, и никто их не останавливал, вспоминали старожилы.
Церковь была полуразрушена и получила облик обычного гражданского сооружения. В изуродованном здании разместились государственные учреждения.
Воскресение Словущее
ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРАЗДНИКА:
Воскресение Словущее –
Смяло племя проклятущее,
Удалило, истребило
То, что Господа клеймило!
Знают все – Христос один,
И Великий Константин
Совесть дал нам обрести,
Ты нас, Господи, прости…
Неразумные мы дети,
Но счастливей нет на свете
Нас – запутанных людей,
Нам бы всем Твоих Плетей…
МЫ БЫ ЗНАЛИ, ЧТО, ПОЧЁМ,
Только Вера не бичом,
И не розгами даётся –
Вера сердцем познаётся!
«Воскресение Словущее» – по смыслу определяет Православный Праздник,
приходящийся на 26.09 (13.09 до 1917года). Установлен Праздник в 335 году,
когда состоялось освящение Храма Гроба Господня, возведённого на месте казни
Иисуса Христа в граде Иерусалиме.
Официальное название праздника – обновление храма. ЗАПОМНИТЕ ЭТО:
Воскресение Словущее — ВОСХВАЛЯЮЩЕЕ ВОСКРЕШЕНИЕ ХРИСТА,
Православный Праздник в честь освящения храма, построенного св. равноапостольным
Константином Великим на горе Голгофа в память Преславного Воскресения Христова.
Событие это было 13 сентября 335г ПО СТАРОМУ СТИЛЮ.
То есть, Воскресение Словущее — это день, напоминающий, в очередной раз всем,
о Пасхе Христовой, о дне, называемом в народе Христовым Воскресением, которое
значится намного ранее по календарю, как правило, весной.
26 сентября это не сам Праздник Пасхи – Воскресения Христова,
а день напоминания о таковом. Полное название этого Праздника —
память обновления (освящения) Храма в честь Воскресения Христова,
основанного Святой Княгиней Еленой.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА «ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ»
26 сентября Православная Церковь вспоминает Торжество по случаю обновления
и освящения храма Воскресения Христова, сооружённого святыми равноапостольными
царём Константином Великим и матерью его царицей Еленой.
История храма возводит нас к временам вольных страданий, крестной смерти
и воскресению Господа нашего Иисуса Христа.
Эти места, освящённые земной жизнью Иисуса Христа, нарочито попирались
язычниками. В 70-м году Иерусалим был завоёван и разрушен римским императором
Титом.
Позднее римский император Адриан (117 – 138), ревностный язычник,
построил на месте разорённого Титом Иерусалима новый город, назвав его
в честь триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы).
Местное население было уничтожено или рассеяно: иудеям было запрещено его
посещать (кроме, как один раз в год), а планировка, практически разрушенного
города, сильно изменилась.
Андриан уровнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним
он насыпал земляную платформу, на которой поставил святилище Юпитера
Капитолийского. А на Голгофе был построен храм Афродиты-Венеры.
Иерусалим превратился в один из центров языческого культа. Нечестивый царь
всё делал для того, чтобы люди забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали
о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес.
Прошло около 200-т лет после этих событий, и на царство вступил Константин
Великий (306 – 337), первый из римских императоров, признавших Христианскую
Религию.
В 313-м году он прекратил гонения на христиан, им даровалась полная свобода
вероисповедания. Кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение
конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости.
Константин Великий вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой
решил обновить город Иерусалим, очистив все связанные с памятью Спасителя
места от скверных языческих культов и все их освятить.
Царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота,
а Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I (313 – 323), в котором
просил всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Иерусалимский епископ Макарий, человек весьма энергичный, поставил себе целью
истребление языческих культов. Идея поиска Гроба Господня на месте,
где в его время стоял храм Венеры, принадлежала, именно ему.
В 325-м году на Никейском соборе он добивается от императора разрешения
на уничтожение языческих храмов ради поиска Христовой Гробницы.
Снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом
еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся
каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них
была местом погребения Иисуса Христа?
Их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой,
остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. В I-м веке такая плита
была редким новшеством, её могла себе позволить только очень богатая семья.
В Евангелии от Матфея сказано: «И положил его в новом своем гробе, который высек
он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60).
Глагол этот имеет значение «прикатывать, приваливать». Вероятно, что именно
употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века.
Святая царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень. Рядом с засыпанным
Гробом Господним обнаружили лобное место на Голгофе, как об этом свидетельствует
святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:
«На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором никто
ещё не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб
был близко» (Ин. 19: 41-42).
Вблизи было найдено три креста и гвозди. Чтобы определить, который именно из трёх
крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел по очереди возлагать
найденные кресты на мертвеца, которого проносили мимо на место погребения.
Как только Крест Христов коснулся мертвеца, он тотчас ожил. Царица, с радостью
приняв Честный Крест, поклонилась ему и облобызала его, также и все,
бывшие с нею начальники, и вельможи воинские и гражданские.
Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности ни увидеть,
ни облобызать Древо Святого Креста Господня, и просили чтобы, по крайней мере,
издали показали бы им Животворящую Реликвию.
Тогда Макарий, Иерусалимский патриарх, став на самом наивозвышеннейшем месте,
воздвигая Нерушимый Иисусов Крест, показывал его народу. А народ восклицал:
«Господи помилуй!»
Отсюда и получил своё начало Праздник Воздвижения Честного Креста Господня.
По исследованиям агиологов, это было приблизительно в конце мая 326 года.
Обретение Честного Креста и Гвоздей святой царицею Еленой в Иерусалиме
Православная Церковь празднует 6 марта по старому стилю.
На месте обретения святынь очень быстро было возведено три величественных храма.
Главным сооружением являлся возведённый на месте Святого Гроба Господня
Храм Воскресения или «Анастасис».
Особой красотой отличалась, находившаяся внутри храма, часовня-кувуклия
из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью.
Чтобы погребальная пещера могла войти под своды храма, Елена принуждена была
отсечь её от скалы и выступающего из неё притвора. Внутренность пещеры царица
оставила без изменений, но снаружи выровняла отсеченные стены, кверху свела их
в виде заострённой пирамиды и обложила её дорогим мрамором, червонным золотом
и драгоценными камнями.
На вершине Голгофы был возведён обнесённый балюстрадой цикличный храм,
посредине которого возвышался Святой Крест. Посетители Святых Мест
называли этот храм «Крестом», но в истории он сохранился под названием «Лобный».
Невдалеке от храма Воскресения, с восточной стороны возвышался и третий
из возведённых святым Константином храмов – базилика «Свидетельства»,
позже названная базиликой «Святого Константина». Храм был украшен
большим количеством обрамлённых золотом мраморных колонн.
Здание Храма Воскресения строилось 10 лет, и святая царица Елена, так и
не увидела его оконченным. Возвратившись к сыну, она скончалась в 327-м году.
Когда Храм Воскресения Христова был вполне закончен, царь Константин Великий
повелел собраться епископам всех стран в Иерусалим.
Святители прибыли из Вифании, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии,
Финикии, Аравии, Палестины, Египта, из стран Африки и Персии.
При большом стечении народа, Храм ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ, был с великим торжеством
освящён 26 сентября 335 года, и весь город Иерусалим обновлён и освящён.
Собравшиеся святые отцы постановили на все последующие времена праздновать
день обновления и освящения Великой Иерусалимской Церкви, воздвигнутой
на свящённых местах Страдания, Крестной Смерти и Славного Воскресения Спасителя,
Господа нашего Иисуса Христа.
Ибо, как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистив, величайшее святилище –
Святое Святых от осквернения Сирийским идолослужением, узаконил на все времена
праздновать его обновление (1 Макк. 4: 36-59), о чём в Евангелии упоминается:
«Быша же тогда, – сказал Господь, – обновления во Иерусалимех» (Ин. 10:22);
так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив, как бы второе
Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо
было Обновление Великой Церкви Иерусалимской, которая, есть Матерь всех Церквей.
От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время,
мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном,
сооружение эпохи крестовых походов.
Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это всё
одно здание, и нынешний Храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен
в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда
под властью арабов, и там находятся сразу и Храм Воскресения, и место
на Голгофе, где нашли Крест Христов.
Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само
Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе.
С 335 года, когда было освящение Храма Воскресения Христова 26 сентября,
положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день,
27-го сентября. И первоначально праздник обновления был первым и главным днём
общего празднования в честь Креста и Воскресения.
Так было в Иерусалиме, но по мере того, как Иерусалимские традиции стали
забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а Праздник Воздвижения Креста
становился, всё более и более значительным. В России Праздник Обновления Храма
в Иерусалиме, почему-то назывался Воскресение Словущее.
Название не вполне объяснённое. Московский митрополит Филарет (Дроздов) полагал,
что это не церковное, а народное название праздника. А «словущий» означает,
«так называемый», то есть, не настоящее воскресение, а слывущее за таковое.
В «Словаре русского языка XI-XVII веков» и в словаре В. И. Даля, «словущий»
означает, «прославленный, знаменитый, славный». При таком словоупотреблении
«Воскресение Словущее», может относиться только к Воскресению Христа.
И так, ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО в Иерусалиме был создан во имя обновления
КРЕСТНОГО ПОДВИГА СПАСИТЕЛЯ, как святое напоминание и дань священной памяти
всех времён и народов о Христе.
День освящения Иерусалимского Храма стал Большим Православным Праздником.
Отмечается он накануне «Крестовоздвижения». Не забывайте об этом, господа!
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335)
Историческое содержание
В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.
Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.
Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.
В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.
Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.
Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.
Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.
Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).
Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.
За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.
На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.