возможность делать стм что это

Что такое СТМ. Объясняем простыми словами

СТМ (собственная торговая марка, private label, частная марка) — торговая марка, владельцем которой является розничная сеть.

Это работает так: розничная сеть разрабатывает продукт, ориентируясь на своих покупателей и их предпочтения. Затем она ищет производителя, который готов выпускать этот продукт, и заключает с ним контракт. Готовый продукт расфасовывается в упаковку с дизайном СТМ.

Продаётся такая продукция, как правило, дешевле на 10–30% (в зависимости от категории), чем бренд — лидер категории. При этом качество может быть на том же уровне. Это связано с тем, что сеть не тратит деньги на маркетинг и рекламу, а продвигает товар непосредственно в местах продаж.

В итоге выигрывают все: покупатель получает товар дешевле, сеть зарабатывает больше, чем на бренде, а производитель загружает избыточные мощности.

Примеры употребления на «Секрете»

«Ретейлер «Лента» вслед за конкурентами X5 Retail Group и «Магнитом» решил сделать ставку на формат дискаунтеров. Первые магазины низких цен под вывеской «365+» открылись на месте бывших супермаркетов основного бренда. 60% ассортимента новых магазинов состоят из продукции собственной торговой марки сети «365». Остальное приходится на локальные и наиболее популярные федеральные бренды».

«Чтобы поднять выручку, мы выпустили собственную марку. Зарабатываем мы на продаже именно этих изделий. Украшения других дизайнеров в наших магазинах представлены для разнообразия и расширения ассортимента, вся маржа от их продажи уходит на покрытие расходов: на обеспечение бэк-офиса, на налоги и так далее. Наценка на свою марку у нас довольно высокая, около 150%, поэтому главное направление для развития — private label. У нас нет собственного производства, мы размещаем заказы на двух заводах».

(Основатель сети магазинов «Сахарок» Светлана Ефремова — об истории своего бизнеса.)

Нюансы

Понятия private label часто используют как синоним white label. Но в случае с private label состав/комплектацию, упаковку и т. п. определяет сам ретейлер. В случае с white label заказчик только указывает, как брендировать готовый, выпускаемый производителем продукт.

Иногда СТМ могут выглядеть как самостоятельные бренды, без явного указания на принадлежность к ретейлеру. Но их продажа также ограничена одной торговой сетью.

Источник

Что такое СТМ в торговле?

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Дальнейшее развитие Вашего бренда зависит полностью от выбранной вами стратегии продвижения. Как пример, начав работу с СТМ и размещая заказ на нашем производстве, у Вас появляется возможность установить более низкую цену на эту продукцию либо установить ее на уровне конкурентов, заложив финансовую основу для формирования рекламного бюджета. Тогда в первом случае Вы способны претворить в жизнь стратегию низких цен и дополнить свой товарный ассортимент собственной линейкой недорогой продукции. А во втором – заняться полноценным созданием бренда, соответствующего Вашим видениям и ожиданиям.

Наша компания на протяжении 12 лет разрабатывает и производит продукцию под собственными торговыми марками и в рамках контрактного производства. 2 исследовательские лаборатории, высококвалифицированный персонал с многолетним опытом позволяют реализовать Ваши идеи и быть надежным партнером по производству СТМ продукции в рамках контрактного производства. Контрактное производство у нас предполагает помимо непосредственно услуг по изготовления, также и при необходимости предварительную разработку рецептуры, рекомендации и подбор упаковки, сертификацию, помощь в проведении маркетинговых акций (копакинг, 2 в 1 и т.п.).

Какие выгоды получает Заказчик СТМ

1. Больший доход

Большая часть прибыли поставщиков товаров становится Вашей прибылью. И чем более значительную часть в объемах продаж займет Ваша продукция СТМ, тем больше этот эффект.

2. Рост статуса компании в глазах клиентов

Компания, владеющая собственной торговой маркой, значительно повышает свой авторитет среди заказчиков и потребителей.

3. Вы инвестируйте только в себя и в свое развитие

Продвигая собственный бренд, Вы развиваете свой бизнес, а не чужой.

4. Свое производство и свои продукты без инвестиций в производство

Вы получаете продукцию под собственной торговой маркой и освобождены от серьезных и дорогостоящих инвестиций в оборудование, производственные площади, персонал

5. Проба пера

Когда СТМ нецелесообразен:

Что необходимо для запуска СТМ (private label)

Свяжитесь с нами. В сотрудничестве с нашей компанией это просто. Доверьте нам производство и сконцентрируйте усилия на продажах и продвижении Вашей марки.

Собственная торговая марка – это Ваша торговая марка, Ваш дополнительный доход и Ваш статус!

Источник

Что такое СТМ, и в чем их отличие от других товаров?

Линейки собственных торговых марок с каждым годом расширяются и становятся все более узнаваемы. Но уверены ли вы, что знаете кому принадлежит тот или иной товар на полке в магазине? И кто несет ответственность за его качество? Давайте выясним!

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Что такое СТМ?

СТМ расшифровывается как «собственная торговая марка», то есть торговая марка, владельцем которой является розничная сеть либо супермаркет.

Компания, создавая СТМ, полностью распоряжается тем, какие товары производить, как они будут выглядеть, сколько стоить и так далее. Это позволяет делать товары более бюджетными по сравнению с аналогичными. Разница в цене может достигать в Европе 25-30%, в России эта цифра пока куда скромнее — 10-20%.

Собственные торговые марки в России: мнение эксперта

Первые СТМ начали появляться в России в начале 2000-х, однако активный рост пришелся на последние годы. Среди экспертов есть мнение, что развитию рынка СТМ в России помог кризис 2008-2009 годов. У потребителей стало меньше денег и появилась потребность в более доступных товарах.

Кто скрывается под СТМ?

«Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Дикси», «Ашан», «Лента», «Окей», «Магнит», «ВкусВилл», «Азбука Вкуса» и практически все крупные магазины имеют собственными торговые марки. Причем как вполне очевидные, так и такие, о которых мало кто подозревает.

Самые известные СТМ:

«Красная цена» — СТМ универсамов «Пятерочка».

«365 дней» — СТМ «Лента».

«Просто», «Шеф Перекресток», «Маркет Перекресток» — СТМ супермаркетов «Перекресток».

«Каждый день», «Зеленая птица», «Красная птица», «Золотая птица» — СТМ гипермаркета «АШАН».

«Первым делом» и «Д» — СТМ «Дикси».

«Круглый год» — СТМ гипермаркетов «Карусель».

«ВкусВилл» производит СТМ под своим же названием.

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети магазинов «ВкусВилл»:

У нас сейчас две торговые марки — «ВкусВилл» и «Избёнка». Под торговой маркой «ВкусВилл» производится 1800 единиц наименований, под СТМ «Избёнка» — 250-300. Новые СТМ пока не планируем вводить. Самая большая категория товаров — молочная продукция. Очень быстро растут категории готовых блюд, овощи и фрукты. Например, манго из «ВкусВилл» — это абсолютный хит сейчас!

Менее очевидные примеры СТМ:

Global Village, Fish House, «Русское молоко», «Селяночка», Restoria, «Шарлиз» — это все СТМ универсамов «Пятерочка».

Bonvida — СТМ «Ленты».

«Новый океан», Bonte — СТМ супермаркетов «Перекресток». Также «Перекресток» выпускает товары для дома под собственным брендом Home Story (влажные салфетки, пищевой пергамент, губки для мытья посуды, салфетки для уборки и влажная туалетная бумага).

Cosmia (косметика), ACTUEL (товары для дома), Qilive (техника), In Extenso (текстиль) — СТМ «АШАН».

А что с качеством?

Есть мнение, что СТМ — это дешевая и не самая качественная продукция, однако магазины пытаются разрушить этот миф.

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Мария Уткина, руководитель по стратегическим коммуникациям АШАН Ритейл Россия:

В 2018 году была запущена обновленная собственная торговая марка в рамках изменения стратегии работы департамента СТМ АШАН Ритейл Россия. Ранее продукция СТМ позиционировалась как товары с низкими ценами, которые достигались в большей степени за счет экономии на разработке дизайна, рекламе и простоте упаковки. Главная цель этих товаров – составить конкуренцию известным брендам и предоставить при аналогичном уровне качества цену на товар, которая была бы ниже на 20-30%.

Теперь же собственная торговая марка АШАН – это пример создания принципиально нового продукта на рынке, не являющегося аналогом какого-либо бренда. Товары имеют единый дизайн упаковки с логотипом АШАН с птицей и представлены в трех ценовых сегментах: «Зеленая птица» (эконом сегмент), «Красная птица» (средний ценовой сегмент), «Золотая птица» (премиум сегмент).

Что можно и что нельзя делать в магазине

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети магазинов «ВкусВилл»:

Мы не согласны с мнением, что СТМ — это дешевые и не самые качественные продукты. У нас изначально был другой подход и отношение к СТМ. Считаем, что если уж и продавать товары под своим именем, то это должны быть товары лучшего качества, с максимально честным составом, высокого качества. И предлагать их с лучшим соотношением цены и качества. Изначально наша задача была — изменить отношение покупателей с ТМ сети, а то что сейчас ТМ «ВкусВилл» продается не только в наших магазинах — это для нас доказательство того, что это уже самостоятельная марка, которой доверяют покупатели.

Кто отвечает за качество?

Росконтроль неоднократно публиковал результаты проверок товаров, относящихся к СТМ. Они бывают как качественные, так и с нарушениями. Только вот, если за качество известных брендов магазин отвечать не может, и все вопросы к производителю, то с СТМ ситуация прямо противоположная. Производя собственную торговую марка, ритейлер берет на себя ответственность за то, что на выходе получит потребитель.

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Мария Уткина, руководитель по стратегическим коммуникациям АШАН Ритейл Россия:

В магазинах компании представлено восемь собственных брендов, общее количество наименований товаров, выпускающихся под СТМ, составляет 4000 штук. На сегодняшний день доля СТМ-продукции составляет 15% от ТО, и компания планирует ее наращивать. Ключ к лояльности покупателя лежит через создание имиджа гаранта качества, поэтому АШАН уделяет этому особое внимание.

Процесс обеспечения высокого уровня качества продукции СТМ состоит из двух этапов:
1. Отбор поставщика. Проводятся независимый аудит, слепая дегустация среди потребителей, анализ лабораторных исследований, составление технических спецификаций на каждый товар.
2. Продажи. Проводятся периодические аудиты производств, лабораторные исследования, дегустации, работа с рекламациями клиентов.

О чем говорит статистика

Как бы замечательно не звучала теория, лучше всего на вопрос о качестве товаров может ответить экспертиза. За годы работы Росконтроля было проверено более 3000 продуктов питания, в том числе и произведенных под собственными торговыми марками. Насколько высоко качество этих продуктов?

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Каталог проверенных продуктов

Приведенные выше цифры говорят о том, что процент качественных и не очень товаров в сегменте СТМ не выше и не ниже, чем среди остальной продукции. Конкретные цифры зависят от отрасли. Так, согласно результатам исследований Росконтроля, традиционно высокий процент нарушений в категории мясных и молочных продуктов. Напротив, в основном благополучные результаты показывают экспертизы круп, горячих напитков, овощных и фруктовых консервов.

Учтивая рост объема продаж СТМ и увеличение ассортимента предлагаемых товаров, можно сказать что за собственными торговыми марками — будущее.

15 способов сэкономить, покупая продукты

Согласно данным NeoAnalytics, объем российского рынка собственных торговых марок розничных сетей в России за 2018 год составил 1,3 трлн рублей. Доля СТМ в общей структуре оборота российского рынка составила 9%. Однако эксперты уверены, что к 2021 году цифра вырастет до 12%. Для сравнения, в таких странах, как Германии, Великобритании и Швейцарии эта цифра давно перешагнула порог в 30% и более. Российским СТМ определенно есть куда стремиться! Остается надеяться, что соотношение цены и качества будет радовать покупателей.

Покупали ли вы товары, относящиеся к СТМ? Если да, то поделитесь своими впечатлениями в комментариях под этой статьей.

Источник

Энциклопедия маркетинга

Каталог консалтинговых компаний

Библиотека маркетолога

Собственная торговая марка (СТМ) для розничных сетей

Илюха Сергей Гильдия Маркетологов
Статья впервые опубликована в журнале «PROD&PROD Продвижение продовольствия» № 2 за 2014 год

Собственная торговая марка (СТМ) – это бренд, владельцем которого является структура, занимающаяся его реализацией. Создавать их могут как отдельные розничные ритейлеры, так и кооперативы и закупочные союзы сетей, региональные объединения оптовых и дистрибьюторских компаний, крупных импортеров.

За рубежом собственные торговые марки появились в результате борьбы крупных ритейлеров и производителей известных брендов. В случае, когда рыночные позиции обеих сторон становились приблизительно равными, сетям приходилось продавать «раскрученные» продукты, переплачивая производителю за громкое имя и фактически перекладывая затраты на рекламу на плечи покупателей. На рынках разных стран Европы на СТМ приходится различная доля товарооборота, однако тенденция к ее увеличению наблюдается повсеместно.

Ценообразование и популярность среди потребительской аудитории данных товаров во многом определяются национальными особенностями, качеством жизни, культурой потребления, развитием национальных брендов и множеством других причин. В Европе наиболее высокий уровень проникновения собственных торговых марок отмечается в Швейцарии, Великобритании, Германии, Испании и Нидерландах, где рыночная доля таких продуктов в стоимостном выражении превышает 30 % (Рис. 1). При этом в объемных показателях их часть еще выше, так как разница в цене между СТМ и аналогами известных брендов на западном рынке составляет 30-40 %.

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Несмотря на то, что российские розничные сети из года в год заявляют развитие частных марок одной из своих приоритетных задач, на сегодня, как видно из Рисунка 1, в выручке отечественных ритейлеров доля этих товаров на порядок ниже, чем в европейских странах. Причин тому много: начиная от решения такой непростой задачи, как выпуск качественной продукции по низкой цене, и заканчивая не меньшей сложностью ее продвижения. Кроме того, ограничения по минимальной партии делают такие продукты доступными в основном для федеральных сетей, закупочных союзов или региональных объединений небольших розничных сетевых магазинов.

По данным агентства InfoLine, в Metro C&C доля СТМ в обороте составляет 11,2 %, в «Дикси» – 10 %, в «Магните» за 9 месяцев 2013 года продажа товаров под собственной торговой маркой составила 13,1 % от розничной выручки компании.

Частично невысокое проникновение таких продуктов в России обусловлено тем, что частные марки здесь дешевле брендовых товаров в среднем всего на 10-20 %, тогда как в Европе преимущество СТМ в цене составляет в среднем 25-30 %, а в категории non-food разница может достигать 40-50 %. Этот факт существенно снижает их привлекательность для ритейлера.

Преимущества работы с СТМ

Принимая решение о выводе товара под собственной торговой маркой на рынок, розничная сеть преследует следующие цели:

1. Повышение лояльности к сети.

В этом случае продукт под СТМ предназначен для более полного удовлетворения потребностей покупателей, чувствительных к цене. На это ориентированы все марки экономкласса. Имиджевые товары предназначены для заполнения ниш в ассортименте и поддержания лояльности постоянных клиентов. Как правило, название таких брендов созвучно с наименованием сетевого магазина. Инновационная продукция продукты выпускается в соответствии с новейшими рыночными тенденциями и трендами и предназначена для любителей экспериментировать, пробовать необычное.

2. Рост доходности.

Как уже было указано выше, большинство товаров, выпускаемых под собственными торговыми марками, независимо от ценового сегмента, позиционирования и решаемых задач, позволяет сети увеличить прибыль. Эта цель достигается за счет большого объема продаж и оптимизации процесса производства и логистики на пути от завода до конечного потребителя.

3. Гарантированное качество.

Как правило, федеральные торговые сети уделяют большое внимание вопросам контроля качества продукции, выпускаемой под частными марками, начиная с формирования технических условий к продукту и упаковке и в течение всего периода изготовления и реализации. Соблюдение всех требуемых мер – процесс трудоемкий и достаточно затратный. На этапе становления производства «собственных» товаров ритейлеры возлагали обязанности по контролю качества на сотрудников отдела по развитию СТМ, что чаще всего оказывалось неэффективным в силу загруженности и невысокой компетентности менеджеров в сугубо технических вопросах. В последнее время федеральные и даже некоторые региональные сети и объединения уделяют все больше внимания добротности своей продукции, создавая для этого специальные службы или привлекая высококвалифицированных специалистов на аутсорсинг.

Гарантированное наличие товара.

Контроль всех этапов производственного процесса позволяет оптимально составить график выпуска продукции и обеспечить достаточное ее количество с учетом сезонности продаж и планируемых промоактивностей. Это защищает сеть от возможных перебоев, которые могли возникать при работе с брендом производителя.

Казалось бы, плюсы очевидны. Однако при составлении экономической модели работы с продукцией под частной торговой маркой и сравнении ее с продажей брендовых товаров производителя у ритейлера возникает ряд дополнительных расходов. Для того чтобы оценить эти издержки, рассмотрим полный цикл работы с СТМ, начиная от разработки идеи, наименования и заканчивая утилизацией неиспользованной упаковки.

Издержки производства

При работе с брендом производителя поставщик приезжает в офис ритейлера, согласовывает цену и промо-план, предоставляет отсрочку платежа (товарный кредит), доставляет товар в торговые точки, оказывает помощь в мерчендайзинге, за свой счет и своими силами проводит маркетинговые акции, выплачивает торговую премию. Один минус – продукция представлена во всех конкурирующих сетях, и ритейлер вынужден держать невысокую наценку.

В случае с СТМ наценка может быть выше на 15 и даже на 30 процентов. Но их с успехом «компенсируют» дополнительные расходы.

Алгоритм работы с собственной торговой маркой приведен на Рис. 2.

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Весь процесс запуска нового продукта под частной маркой занимает от шести месяцев до года и включает следующие этапы:

Оценим совокупные издержки:

Как видно, дополнительные расходы сети могут составить до 35 %. И это при условии, что необходима еще и разница в цене на полке 10-15 %. Видимо, производитель должен дать пятидесятипроцентную скидку от стоимости основной линейки при выпуске СТМ…

Надежды и страхи

Чего же ожидает производитель и чего он опасается, выпуская товар под частной маркой?

Есть несколько логичных объяснений, по которым предприятие может начать выпускать товар под СТМ розничной сети:

Основные опасения производителя связаны с возможностью получения убытков. Обусловлены они тем, что экономическая модель российских предприятий существенно отличается от западной.

В Европе выпуском СТМ занимаются компании, которые изначально строили свой бизнес по принципу исключительно работы с частными марками сети и оказались тем самым избавлены от организации разветвленной системы сбыта и дистрибьюции, какую мы видим в России. Они не нуждаются в маркетинговых и сбытовых подразделениях, – к слову, достаточно затратных, – а в противном случае эти расходы включаются в себестоимость товара. Тем самым европейский изготовитель может обеспечить поставку продукции с приемлемым качеством по разумной себестоимости.

Риски производителя следующие:

Беспроигрышный ход

Огромное количество производителей стремится поставлять для ритейлеров товары под частными торговыми марками. Как получить желаемый контракт? Есть простое и эффективное правило: надо понять, чем руководствуется менеджер по СТМ розничной сети, принимая решение, и сделать ему предложение, которое Вы бы сами приняли, если бы были на его месте.

Предложенный алгоритм работы может быть достаточно эффективно реализован как отечественными производителями, так и импортерами. Ослабление в начале года курса рубля снизило конкурентоспособность зарубежных товаров. Тем не менее наметившиеся тенденции к падению курса ЕВРО, росту импорта продуктов питания из стран Европы и ориентированности ряда западных предприятий на изготовление СТМ для европейских ритейлеров делает перспективным сотрудничество с российскими розничными сетями в выпуске частных марок и собственном импорте.

Источник

Вытесняя бренды: как создавать и выводить на рынок собственные торговые марки

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

По данным Nielsen, в период с мая 2020 по апрель 2021 года доля СТМ в матрице ритейлеров выросла с 4,7 до 5,3%.

В России по доле частных марок в ассортименте лидирует сеть «Пятёрочка» — таких товаров на полках ее магазинов уже порядка 20%. У «Магнита» доля СТМ вдвое ниже, но к 2025 году ритейлер планирует довести ее до 25%. В «Верном» сейчас СТМ составляют 7% ассортимента, а в долгосрочной перспективе ритейлер говорит о наращивании доли до 30%. Планы серьезные, и потенциал для роста действительно есть. Для сравнения, в немецкой сети дискаунтеров Lidl СТМ составляют более половины ассортимента. Российский ритейл пока в определенном смысле находится в начале пути по замещению брендированного ассортимента собственными продуктами.

В связи с этим остаются актуальными вопросы, связанные с созданием продуктов под частными марками.

● Как определить продукты, которых не хватает в ассортименте, разработать идеальную СТМ, заложить в новую линейку продуктов необходимую гибкость и возможность соответствовать меняющимся запросам потребителей?

● Как продвигать СТМ, отвоевывая место на полке у более именитых соседей по рынку?

Об этом в прошедшем 28 июня эфире мы поговорили с экспертами компании Centric Software — Константином Галкиным, директором по продажам и Виталием Алимовым, руководителем направления Пресейл.

«Информация, которую мы получаем от коллег в Европе и Америке, говорит о том, что СТМ становятся базовой точкой роста для многих ритейлеров, — рассказывает Константин Галкин. Покупательский спрос на СТМ растет, особенно в онлайн-каналах. Покупатели по всему миру стали больше доверять собственным торговым маркам, чем брендам».

Это мнение подкрепляется тем фактом, что ритейлеры теперь не просто серьезнее погружаются в процесс создания СТМ, но еще и грамотно подают это в своих маркетинговых каналах. Покупатели могут быть уверены, что товар состоит из лучших ингредиентов, протестирован, сертифицирован.

Этот тренд приходит и в Россию — все больше компаний интересуется процессом создания СТМ, специализированными инструментами, поиском целевой аудитории.

Вопрос не в деньгах

Еще несколько лет назад конкурентным преимуществом СТМ считалась низкая цена.

Сейчас ритейлеры создают собственные марки не ради того, чтобы дать покупателю дешевый продукт. У людей появились потребности и возможности покупать что-то из дорогих товаров. И если ритейлер предоставляет качественный продукт, адаптированный к их потребностям — спрос на такие продукты растет.

Сейчас люди с более высоким достатком спокойнее реагируют на СТМ, а многие даже ожидают от ритейлера их появления.

«На первое место выходит не цена, а сегментирование по ценовой категории — вполне можно выходить и в премиальный сегмент, можно расширять ассортимент», — считает Константин Галкин. Российские компании серьезно прибавляют и в уровне сервиса, и в качестве продукта. Но когда объемы производства растут, важно не снижать качество управления им, правильно коммуницировать, закладывать риски по ограничениям производственных мощностей, а значит комбинировать импорт и локальное производство.

Идеальной СТМ не существует

«Вопрос в том, как правильно выстроить быстрый и недорогой процесс, адаптироваться к условиям, — поясняет Виталий Алимов. — В рамках СТМ компания должна быстро определять потребности рынка, уметь преобразовывать товарную матрицу. Далее важно обеспечить быстрый вывод товара на полку — тут к процессу подключаются команды маркетологов и категорийных менеджеров, которые определяют тренды. Компания должна уметь быстро протестировать гипотезы, произвести не миллион сразу товаров, а опробовать идею на небольших объемах. В зависимости от результата либо быстро исключить товар, чтобы не терять место на полке и прибыль, либо быстро масштабироваться».

Для разработки СТМ нужны специалисты, правильно организованный процесс и подходящие инструменты.

Один из важнейших инструментов, необходимых при разработке собственных продуктов — PLM-система (англ. product lifecycle management). Это сервис или программное обеспечение для управления жизненным циклом продукции.

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

Создание продукта — это большой проект, со множеством участников, вводных данных, аналитики и гипотез. Начинается все с товарно-финансового планирования и маркетинга, на этом же этапе подключаются категорийные менеджеры. Безусловно, разрабатывать нужно не один продукт, а целую линейку, и в процессе разработки оценивать финансовые показатели и риски.

На основе имеющейся информации о будущем продукте разрабатывается подробный бриф или ТЗ. Этот документ передается производителю, он содержит интересующие ритейлера характеристики продукта. Важную роль играют нормативные требования — сертификация, качество ингредиентов — все участники процесса создания продукта должны иметь доступ к этой информации. Часто вся информация о требованиях уже заложена в PLM-систему.

В команду проекта обязательно входят категорийный менеджер и маркетологи — они решают, ЧТО делать. Они ставят задачу команде разработки продукта — в зависимости от товарной категории в нее входят дизайнеры, технические дизайнеры, рецептурные менеджеры, технологи. Это техническая команда, которая скажет, КАК это сделать. В дальнейшем к команде подключаются байеры, которые должны определить количество продукта, которое обеспечит финансовые планы ритейлера, а также логисты, отвечающие за транспортировку товаров.

Все эти люди, процессы и задачи объединяются в едином пространстве, в рамках PLM-системы.

Например, на основе аналитик продаж, PLM подсказывает категорийному менеджеру, в какую категорию нужно добавить товаров или реализовать вариации одного товара. Затем процесс контролируется по конкретным продуктам, мы видим в каком статусе находится каждый продукт линейки, мы понимаем, что включать в ассортимент, а что вывести из него.

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

PLM — источник правды

PLM — это центральная система для всех отделов. Она обеспечивает потоки информации, рабочие процессы от начала и до конца, от идеи продукта, до его вывода из ассортимента. В ней хранится информация обо всех товарах из ассортимента.

1. Система интегрируется с ERP, с BI-инструментами, которые дают всю аналитику по продажам, а PLM ее использует для проектирования новых продуктов.

2. DAM/PIM системы позволяют управлять видеоконтентом и отображением информации о продукте. Информацию о продуктах они берут в PLM.

3. PLM интегрируется с системами управления цепочками поставок — логистам приходит информация о конкретном заказе, чтобы поставки были оформлены вовремя и продукты пришли в РЦ или магазины.

4. Важная часть работы PLM — товарно-финансовое планирование. Современному мультикатегорийному ритейлу бывает сложно сопоставить план и факт, используя разрозненные сервисы, а PLM помогает вести эту работу системно.

5. PLM помогает спускаться на уровень детальной проработки каждого продукта, изучать и оценивать его компоненты или рецептуру, контролировать качество.

6. Позволяет закупщикам и поставщикам работать в единой системе, обмениваясь информацией, не теряя сведений, не замедляя процессы.

7. PLM имеет инструменты для контроля стоимости и себестоимости товаров. При работе с поставщиками в различных регионах важно учитывать срочность и скорость доставки товара, увеличение стоимости при изменении различных условий.

8. PLM имеет встроенные средства для управления календарем, контроля задач, согласования — это сильно упрощает процессы разработки новых продуктов и контроль поставок готовых товаров.

PLM — это концепция и инструмент единого цифрового пространства. Она обеспечивает прозрачность, дает необходимую аналитику, ускоряет принятие решений.

Создавая новый продукт, уже на старте необходимо закладывать возможности изменений, роста, расширения линейки. Инструмент, который используется для управления процессами, должен позволять заложить вариации на уровне характеристик: цвет, упаковка. В мультикатегорийном ритейле — это сложный и долгий по времени процесс.

Не менее важен он и при работе с товарами длительного спроса. В PLM-системе должен быть механизм, который позволяет из некоего набора характеристик продукта оперативно сформировать бриф для поставщика, а затем согласовать с ним возможность производства такого продукта.

При этом важно грамотно управлять финансово-товарным планированием — продукт должен укладываться в допустимую стоимость производства и приносить прибыль.

Анализируя в PLM Centric информацию о продажах по всей категории интересующего нас продукта, мы можем сформировать видение нового продукта, с новыми характеристиками (цвет, вкус, объем, упаковка и др.), сформировать из этого ТЗ, которое автоматически попадет к нужным поставщикам —ведь они уже подключены к системе. Фактически, согласовать придумать, описать и согласовать с поставщиками новый продукт мы можем буквально за один день.

Точно так же PLM работает, когда нам нужно заместить один продукт другим или расширить линейку. Система собирает информацию не только о продажах товара, но и оценивает, есть ли запас ресурсов, чтобы наращивать линейку, открывать СТМ в новых ценовых категориях.

Также, используя возможности PLM и хранящиеся в ней данные, мы можем разрабатывать эксклюзивные СТМ для каждого канала, например, для e-commerce.
Вся история по всем товарам из ассортиментной матрицы хранится в PLM и любой продукт можно доработать под эксклюзивный товар.

Единое цифровое пространство

PLM дает ритейлеру и его партнерам единое пространство с удобными, повседневными инструментами, такими как планировщик задач, чатами, единое хранилище информации.

С помощью календаря легко управлять производственным графиком, контролировать этапы, процессы выполнения задач и статусы по ним. Управляя процессом разработки как проектом, мы можем контролировать его более детально, работая с вложенными задачами, например.

Весь процесс работы отображается в виде диаграмм Ганта. Для более сложных задач система предоставляет механизмы проверки условий выполнения — задачу можно отправить на доработку либо принять и перейти к следующей.

Чаты — привычный многим канал коммуникации. Встроенный в систему чат хранит всю переписку, истории взаимодействия между членами команды. В случае если сотрудник заболевает или увольняется, вся информация о его работе остается в системе и может быть переадресована другому человеку.

PLM Centric постоянно развивается, – в ближайшем будущем улучшатся функции управления проектом, станет больше возможностей контроля. Появятся новые функции взаимодействия с поставщиком — весь процесс станет цифровым.

В дальнейшем планируется разработка собственных инструментов, которые заменят текущие интеграции с решениями внешних поставщиков.

Как и в большинстве автоматизаций, компания должна принять стратегическое решение, которое исходит от топ-менеджмента и транслируется вниз. Часто при внедрении PLM приходится оптимизировать бизнес-процессы, и для многих это становится барьером.

В отличие от многих других решений, PLM Centric быстрое и гибкое. Для больших проектов, крупных ритейлеров, внедрение происходит за 4-6 месяцев, это довольно короткий срок. Соответственно, и срок получения выгоды сокращается, ритейлер начинает зарабатывать на внедрении PLM почти сразу после внедрения. Безусловно, внедрение требует инвестиций, но считать лучше ту прибыль, которую оно принесет.

Для каждой компании результат будет разным. Если вы переходите на PLM-систему с электронной почты и Excel — результат будет очень высоким. Если вы внедряете PLM в уже имеющуюся инфраструктуру эффективных, но разрозненных решений — эффект будет несколько меньше, но проект точно так же окупится.

Например, у одного из мультикатегорийных ритейлеров после перехода на PLM на 50% увеличилась производительность труда.

Такие ритейлеры, как Auchan, Adeo (Leroy Merlin), Monoprix, Tesco, El corte ingles уже оценили PLM Centric и, прежде всего, за возможность работы со всеми видами продукции.

Тренд на СТМ растет, и несмотря на то, что Россия несколько отстает по автоматизации от западных компаний, тем не менее мы видим рост интереса к инструменту, видим успешные внедрения. Очевидно, что и российские ритейлеры понимают и объективно оценивают новые возможности, которые дает использование PLM систем при создании совершенно нового продукта.

Компания Centric Software RU всегда готова стать Вашим надежным стратегическим партнером в осуществлении цифровой трансформации Вашего бизнеса!

Мы предоставляем возможность совершенно БЕСПЛАТНО провести предварительный бизнес-анализ в вашей компании.

возможность делать стм что это. Смотреть фото возможность делать стм что это. Смотреть картинку возможность делать стм что это. Картинка про возможность делать стм что это. Фото возможность делать стм что это

● Изучить процессы As-Is, определить слабые места и текущие «боли»
● Определить стратегию развития процессов управления ЖЦ продукта и IT-ландшафта
● Определить необходимое функциональное покрытие, трудозатраты и план внедрения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *