воздушные ванны для новорожденного девочки что это
МЕНЬШЕ БОЛЕТЬ: ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ
Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. Они гораздо реже болеют – это знают все мамы! Как правильно проводить закаливающие процедуры в зависимости от возраста мы поговорим с врачом высшей категории, педиатром с 37-летним стажем ЛОБАНОВОЙ Валентиной Витальевной.
– В первую очередь о закаливании детей задумываются те родители, чьи ребятишки подпадают под определение «часто болеющий ребенок». И они совершенно правы, полагая, что закаливание ребенка с ослабленным иммунитетом сделает его более крепким и стойким перед лицом болезней. Однако, родители чаще всего подразумевают под «закаливанием» некий набор манипуляций и процедур (которые несомненно важны), меж тем на самом деле наилучшее закаливание оказывает на ребенка образ жизни, максимально приближенный к естественному. Это значит, что малыш должен много и часто пребывать на свежем воздухе, активно двигаться в течение всего дня, правильно питаться и жить в помещении с адекватным климатом — с умеренной температурой и достаточной влажностью.
Основные принципы закаливания
Главный принцип внедрения всех закаливающих процедур в жизнь – постепенность и регулярность! Чтобы закаливание пошло на пользу, перед его началом проконсультируйтесь с педиатром (он посоветует закаливающие процедуры, исходя из особенностей здоровья вашего малыша), а также придерживайтесь следующих нехитрых правил:
От рождения до 3-х лет
Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения.
Первой закаливающей процедурой для новорожденного являются воздушные ванны: ребенка при переодевании оставляют без одежды на 1-2 минуты при комнатный температуре (22-24°С), постепенно увеличивая длительность до 10 минут.
Продолжительность закаливающих процедур для детей младше 3-х лет
От 3-х до 8 лет
Для детей старше 3-х лет можно использовать контрастные закаливающие процедуры.
Контрастный душ: малыш стоит под «горячим дождиком» 1-2 минуты, а затем под «холодным» – 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.
Контрастное обливание ножек: поставьте два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей (38-40°С), а в другом – на 3-4 °С ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты, а затем «перескакивает» в таз с прохладной водой на 5-20 секунд.
Продолжительность закаливающих процедур для детей старше 3-х лет
Здоровый образ жизни
Любой педиатр вам подтвердит, что здоровый образ жизни семьи в целом укрепляет детский организм в десятки раз успешнее и эффективнее, чем любые закаливающие процедуры вроде обливания и воздушных ванн.
Конечно, создание подобного образа жизни потребует от родителей существенных усилий: ведь, чтобы лишний раз свозить ребенка в лес или на речку на весь день, «подняться с дивана» придется всем — и папе, и маме. Но результат более, чем привлекательный — крепче станет не только один малыш, но и вся семья в целом!
Как делать воздушные ванны ребенку правильно
Последнее обновление: 21.02.2021
Содержание статьи
Организм малышей частично способен регулировать температуру в зависимости от окружающих условий.
Важно обеспечивать ребенку оптимальные климатические условия для нормального функционирования организма. Оптимальной температурой воздуха в комнате 20-22*, влажность 40-50%, кроме того, необходимо регулярное проветривание.
Также необходимо закаливать детей с раннего возраста. При закаливании происходит постепенная адаптация к разным условиям существования, усиление местного иммунитета. Закаливание снижает вероятность тяжелого течения заболевания.
В этом вам помогут простые процедуры, о которых мы расскажем ниже.
Что такое воздушная ванна для ребенка
Начинать закаливание новорожденного лучше всего с воздушных ванн. Это простой, но действенный способ укрепления иммунитета. Пользу этой процедуры для кожи сложно переоценить.
Когда приступать к такому виду закаливания? Чем раньше – тем лучше. Нужно учитывать, что это щадящая процедура, которая не представляет никакого риска для малыша, если вы выполняете ее в подходящих условиях.
Никаких специальных знаний для воздушного закаливания вам не потребуется. Единственное, что нужно от родителей – это желание укрепить здоровье своего ребенка и знание, как часто, в каких условиях и с какой продолжительностью проводить процедуру.
Воздушные ванны для грудничков – это процедура, при которой ребенок находится без одежды в течение некоторого времени. Когда на улице холодно, такое закаливание необходимо проводить только в помещении, летом – также на свежем воздухе.
В чем польза этой процедуры для организма?
Почему так происходит? Это легко объяснить. Когда младенец еще растет в животе у мамы, его защищает плацента. Вирусы и сквозняки ему не страшны, ребенок постоянно находится при одной температуре. Поэтому после рождения его иммунная система и механизм терморегулирования только начинают развиваться.
Воздействие воздухом как раз помогает их активизировать и укрепить. Всего несколько минут без одежды учат организм малыша эффективной реакции на температурные изменения. А если вы будете постоянно кутать ребенка и защищать от малейших перепадов температур, его защитные механизмы просто перестанут работать. В результате ребенок будет постоянно болеть.
Воздушные ванны для новорожденного: как делать
Воздушные ванны для грудничков нужно начинать примерно через 2-3 недели после рождения. Чтобы процедура была максимально эффективной и не представляла опасности, следуйте следующим рекомендациям:
Помните, что важнее всего в этом деле – регулярность. Чтобы достичь желаемого эффекта и действительно укрепить здоровье ребенка, повторяйте процедуры каждый день. Снижайте температуру воздуха и увеличивайте длительность закаливания постепенно. Постоянно наблюдайте за малышом во время закаливания. Следите за тем, чтобы он не бледнел и не покрывался «мурашками». При малейших признаках переохлаждения срочно заканчивайте процедуру. Воздушные ванны после купания не стоит проводить новорожденным детям.
Плюсы и минусы воздушных ванн
Если вы будете выполнять все вышеперечисленные рекомендации правильно, то закаливание принесет вашему ребенку только плюсы. Никаких минусов у процедуры не будет, если вы не будете ею злоупотреблять и резко понижать температуру воздуха.
Чтобы эффект был еще более положительным, сочетайте обычное закаливание воздухом с другими профилактическими процедурами. Во-первых, чаще проветривайте помещение. Лучше всего – сквозным методом, когда открыты все окна и двери. Конечно, ребенок в это время не должен находиться в комнате. Когда она наполнится свежим воздухом, возвращайте малыша обратно.
Желательно, чтобы в результате проветривания температура воздуха понизилась на пару градусов. Одевать ребенка теплее после этого не нужно. В холодное время года повторяйте проветривание 4-5 раз в день по 5-10 минут. Летом постоянно оставляйте окна открытыми.
Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе. При температуре не ниже 10 градусов мороза младенцам 2-3 недель от роду уже можно находиться на улице. Но помните, что первая прогулка должна длиться не более 10-15 минут. Постепенно увеличивайте время прогулок до полутора-двух часов.
Ни в коем случае одевайте ребенка теплее, чем нужно. Он не должен потеть, но и не должен переохлаждаться. Если ребенку комфортно в своей одежде, он хорошо спит, ровно дышит, его руки теплые, а цвет лица розовый.
Если ребенок резко переохладился, его нос и руки становятся холодными, губы синеют.
Косметика для новорожденных Ла-Кри
Воздушные ванны, несомненно, являются одним из лучших профилактических средств против кожных заболеваний и, в частности, пеленочного дерматита. Но важную роль в уходе за кожей играет и косметика. Многие косметические средства, даже предназначенные для детей, способны вызывать аллергию и раздражение. Поэтому педиатры советуют отдавать предпочтение нейтральным, гипоаллергенным средствам.
Серия средств по уходу за кожей Ла-Кри предназначена специально для младенцев с первых дней жизни. В нее входит лечебный крем под подгузник, который наносят на кожу после воздушной ванны. Крем питает и увлажняет кожу, защищая ее от раздражения.
Средство предотвращает образование опрелостей, поэтому его целесообразно использовать и перед прогулками, так как на уязвимой коже грудничка опрелости могут появиться даже в течение пары часов в мокром памперсе.
Все эти профилактические методы в сочетании с натуральными косметическими средствами помогут вам вырастить здорового и жизнерадостного малыша.
Клинические исследования
Эффективность, безопасность и переносимость продукции «Ла-Кри» клинически доказана. Средства рекомендованы союзом педиатров России. В ходе клинических исследований специалистам удалось зафиксировать отличные результаты.
Доказано, что крем под подгузник Ла-Кри:
Закаливание малыша
Для детей с сильным иммунитетом не страшны сквозняки, перепады температуры, холодный лимонад или дождик. Их организм способен справиться с проблемой и дать отпор вирусам и бактериям. Поэтому вопросам укрепления защитных сил организма педиатры уделяют большое внимание.
Как правильно начать закалять ребенка?
Закаливание рекомендовано сразу, как только малыш окажется дома, если патронажная сестра и педиатр не выявляют противопоказаний. Перечень процедур зависит от возраста, но все они подчиняются определенным правилам.
Итак, как правильно закалять ребенка в домашних условиях. Для этого нужно запомнить, что:
• Количество закаливающих процедур и их продолжительность наращивается медленно.
• Хорошее настроение: ребенок сыт, доволен и расслаблен.
• Соблюдение температурного режима: перегревание и переохлаждения недопустимы.
• Полное здоровье ребенка.
Противопоказания
• Болезненное состояние (повышенная температура, боль в животе, ОРВИ, обострение хронических заболеваний). Закаливание возобновляются через 10 дней после полного выздоровления
• У недоношенных младенцев мероприятия по укреплению иммунитета стоит отложить до того момента, когда он «догонит» сверстников по весу
• Если во время закаливания состояние младенца меняется (становится вялым или, напротив, возбужденным), сеанс рекомендуется прервать.
Все методики закаливания условно разделены на три большие группы: воздушные, водные и солнечные.
Как закалять маленького ребенка воздухом
Вторым видом воздушного закаливания являются прогулки, причем, чем больше и дольше, тем лучше. Главное, чтобы малыш был одет по погоде, не мерз, но и не перегревался.
Как правильно закалять ребенка водой
Водные закаливания мы начинаем с обтираний. Они выполняются в определенном порядке: руки, грудка, спина и ноги. Рука взрослого идет по направлению от периферии к центру, например, от пальчиков рук к подмышке малыша. Температура воды вначале составляет 35 С, затем раз в несколько дней уменьшается на один градус. Оптимально довести воду до 25 градусов. Малыш привык к обтираниям? Пора подключать обливания. Действовать рекомендуется по той же схеме: начинать воды 35 градусов с постепенным уменьшением до 22-25 градусов. Последовательность следующая: плечи, ручки, спинка и ноги и в завершении —голова. Обливания младенцев обычно проводят после гигиенической ванны, у детей старше 12 месяцев водные процедуры разрешается осуществлять отдельно. В теплую погоду можно обливать малыша на улице.
Закаливание солнцем
Пребывание под лучами солнца повышает иммунитет и стимулирует выработку витамина D, отвечающего за крепость и здоровье костей и зубов. Малышам до года рекомендован рассеянный солнечный свет, «поймать» который можно под кроной деревьев. Дети старше 12 месяцев могут находиться под прямыми солнечными лучами с соблюдением ряда условий:
• Свободная светлая одежда из натуральных тканей
• Светлая панама на голове
• Солнцезащитный крем на открытых участках кожи
• Время «правильного загара: до 11 часов дня и после 16 часов после полудня
Воздушные ванны для новорожденного девочки что это
В настоящее время авторитетные специалисты в педиатрии считают необходимым применять воздушные панны в качестве закаливающего средства для детей. Повышенно сопротивляемости детского организма инфекционным заболенаниям после приема воздушных ванн подтверждается многими наблюдениями. При закаливании воздухом у детей усиливается аппетит, появляется спокойный сон, они становятся веселыми и радостными.
У нас закаливание детей при помощи воздушных ванн производится двояким образом: непосредственным использованием воздушных ванн и пребыванием детей на чистом воздухе.
По указаниям проф. Медовикова, температура комнаты, в которой находятся дети грудного возраста, не должна превышать 15—17°. В ясную или пасмурную безветренную погоду тепло одетые дети выносятся на воздух при температуре 5—10° ниже нуля в зависимости от возраста ребенка. В летнее время рекомендуется держать детей на воздухе в течение целого дня.
Практическое значение имеет метод Государственного института охраны материнства и младенчества в Москве, широко применяемый в его отделениях на периферии. В летнее время дети в длинных свободных рубашонках проводят большую часть дня на воздухе. В зимнее время обязательно проветриваются комнаты и устраиваются прогулки на открытом воздухе при температуре 15—18° ниже нуля. При такой низкой температуре дети находятся на морозном воздухе от 15—30 мин. до 2—3 час. по 2 раза в день. Для детей старшего возраста допускается более длительное пребывание на воздухе летом и зимой, причем они от 3 до 6—8 час. в день лежат на кроватях. В зимнее время детей одевают в теплую одежду, закутывают в несколько одеял и помещают в меховые мешки.
Воздушные ванны следует применять с самого раннего возраста. По указаниям проф. Медовикова, воздушные ванны начинают принимать в комнате при температуре до 20°, лежа на кровати без одежды и одеяла. Продолжительность ванны постепенно увеличивается и от 3—5 мин. в день доходит до 0,5—1 час: два раза в день.
С целью закаливания детей в раннем возрасте наиболее удобны две схемы д-ра Мелентьевой.
Пауза (перерыв) между первым и вторым сеансами продолжается 2 час. Во время воздушной ванны детей поворачивают попеременно на спину и на живот.
Пауза (перерыв) между первым и вторым сеансами продолжается 1—2 час. Во время ванны дети играют в тени, совершенно обнаженные или в трусиках.
Метод воздушных ванн в движении
Этот метод, разработанный Е. Г. Леви-Гориневской в Государственном центральном научно-исследовательском институте физической культуры в Москве и в настоящее время широко используемый в дошкольных учреждениях, заключается в одновременном воздействии на ребенка прохладного воздуха и физических упражнений. Использование физических упражнений дает возможность принимать воздушные ванны не только летом, но и в холодное время года.
Прием воздушных ванн летом осуществляется на площадке или в лесу, зимой в закрытом помещений, но с открытыми фрамугами, при строгом соблюдении основных принципов закаливания — систематичности и постепенности. В летний период воздушные ванны проводятся ежедневно, а зимой через день. В летнее время дети надевают коротенькие трусики или остаются совершенно обнаженными, зимой детям 5—6 лет надевают трусы, открытые майки, носки и тапочки, 7-летние дети после определенного периода привыкания могут быть в трусах и тапочках.
Подобным образом постепенно меняется в помещении и температура воздуха. В начале закаливания она устанавливается в 15—16°, через три-четыре ванны снижается на 1° и постепенно доводится до 10°.
Приток воздуха через открытые фрамуги в помещении должен регулироваться в зависимости от темцературы, влажности, силы и направления ветра. Необходимо проявлять особую осторожность к наличию ветра, который с трудом переносят некоторые дети.
Основной принцип построения занятий во время воздушных ванн в холодную погоду заключается в том, чтобы все дети были в движении. Игры и упражнения для детей, принимающих воздушные ванны, должны быть максимально интересными и увлекательными, не требующими большой затраты энергии.
Характер кривой упражнений варьируется в зависимости от температуры воздуха, влажности и силы ветра па месте проведения воздушной ванны (площадка, комната), а также от степени закаленности детей. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети не озябли, особое внимание уделяется детям, сильнее других реагирующим на охлаждение. В комнате, где переодеваются дети в зимнее время, должно быть тепло (17—18°).
Построение занятий физическими упражнениями во время приема воздушных ванн в летний период несколько другое, в теплую и особенно жаркую погоду кривая физиологической нагрузки все время идет на невысоком уровне, но взамен этого увеличивается дозировка по времени. В очень жаркие дни для приема воздушных ванн избираются тенистые места, доступные движению легкого ветра и назначаются спокойные игры. Прием воздушных ванн совершается под контролем врача и воспитателя.
Воздушные ванны для новорожденного девочки что это
Мы считаем, что закаливание маленьких детей следует начинать с первых дней рождения, приучая их к открытым форточкам еще в родильном доме, а затем в детских комнатах, спальнях и пр. Если температура воздуха не допускает держать все время форточки открытыми, то следует в течение всего дня через 1—1/2 час. проветривать помещение, открывая форточки на 10—20 мин. Следует также приучать ребенка спать на свежем воздухе, почаще выносить его из домашнего помещения. Состояние погоды не должно препятствовать таким прогулкам и сну на воздухе. Во время дождя и снегопада коляску ребенка следует ставить под навес или под крышу балкона. Выносить ребенка для сна на морозный воздух рекомендуется в безветренную и сухую солнечную погоду, при температуре до 10—12° ниже нуля, смазав предварительно личико чистым вазелином или гусиным жиром. Коляску надо ставить так, чтобы она была открыта для солнца; в таких условиях ребенок может спать 2—3 час. При более низкой температуре, при сильных морозах, ребенка следует также выносить на воздух, но на более короткие сроки.
Некоторые детские дома применяют и другой способ закаливания. В летнее время дети в распашонках, свободных рубашечках проводят большую часть дня на воздухе. В зимнее время, несмотря ни на какую погоду, все комнаты тщательно проветриваются. Дети совершают прогулки на воздухе в любой морозный день, но при температуре не ниже 15—18°; пребывание на воздухе продолжается от 15—30 мин. до 2—3 час. дна раза в день. Старшим детям летом и зимой разрешается более длительное пребывание на воздухе.
Как пример закаливания детей воздухом приведем распорядок режима Сокольнической лесной школы в Москве. Закаливание там основано на длительном пребывании детей на воздухе, и все внимание направлено на то, чтобы занятия происходили на свежем воздухе.
На основании многих систематических наблюдений удалось установить, что занятия при температуре 6—7° можно проводить (предварительно тепло одев детей) на застекленной террасе, где имеется печка и открыты окна. Занятия продолжаются 40 мин., с перерывами, во время которых дети согреваются движениями. Параллельно с занятиями дети приучаются спать при открытых окнах; в любое время года, если только нет ненастной погоды, большие форточки в спальных комнатах остаются открытыми всю ночь.
При помощи таких мероприятий дети приучаются спать без всякого для себя вреда при открытых окнах даже тогда, когда наружная температура воздуха равна 15—18° ниже нуля. Это достигается тем, что на ночь детские спальни натапливаются до 18°, к утру температура снижается до 10°. Днем в спальных комнатах окна все время открыты.
Летом дети целыми днями гуляют на воздухе, и все занятия с ними проводятся в парке.
Такой режим, рассчитанный на длительное пользование воздушной средой, осуществим тогда, когда дети снабжены необходимой одеждой, приспособленной к различным временам года. Летом дети носят такие костюмы (из полотняной или бумажной ткани), в которых ноги, грудь и руки остаются открытыми. Костюмы эти, называемые «комбинацией», шьются таким образом, чтобы штанишки были соединены с курточками и надевались одновременно. В теплую погоду дети ходят босиком, в ненастную — надевают на ноги сандалии, а на голову полотняную панаму.
Осенью наиболее подходящи костюмы из шерстяной ткани. Следует иметь необходимый запас обуви для приходящих детей, чтобы можно было просушить их собственную обувь. Зимой детям нужны: полушубок, валенки, теплая шапка и варежки; необходимо иметь также меховые одеяла, в которые закутывают детей во время послеобеденного лежания на воздухе. Для борьбы с детским туберкулезом строятся «школы на открытом воздухе», «школы с открытыми окнами», провентории, «школы на солнце», «лесные школы».
Основная идея, положенная в основу организации таких школ, заключается в том, чтобы дать возможность школьнику, ослабленному какой-либо интоксикации, как можно дольше находиться на открытом воздухе, закаливаться, развивать стойкость в, борьбе с инфекцией.
С этой целью дети зимой и логом подергаются действию воздушной среды, прямой или рассеянной солнечной радиации в специально выстроенных помещениях, где или лет стены, выходящей на юг, или вместо стены имеется веранда, а в школьных помещениях, представляющих собой барак, брезентовая палатка.