воздух в дыхательных путях согревается благодаря тому что
Воздух в дыхательных путях согревается благодаря тому что
Проходящий через носовую полость воздух подвергается согреванию, увлажнению и обеспыливанию. Осевшие на слизистой оболочке носа пылевые частицы, бактерии, а также адсорбированные носовой слизью раздражающие химические вещества обеззараживаются, нейтрализуются и удаляются.
Согревание носовой полости зависит от богатой сети кровеносных сосудов; они продуцируют тепло подобно калориферам водяного отопления, т. е. путем проведения и лучеиспускания тепловой энергии. В обычных условиях температура в глубине носа и носоглотки равна 32°. При ротовом дыхании нагревание воздуха гораздо слабее. По данным Кайзера, разница незначительна и равняется всего лишь 0,5°.
Вдыхаемый воздух увлажняется за счет носовой жидкости и имеет щелочную реакцию. Носовая жидкость представляет собой смесь выделений из трубчатых желез носа, выделений из бокаловидных клеток, просачивающейся через соковые канальцы слизистой оболочки носа лимфы и секрета слезных желез.
Под влиянием тех или иных нервных импульсов, тормозных или возбудительных процессов в коре мозга проницаемость слизистой оболочки, носа может резко увеличиваться или уменьшаться.
Количество жидкости, выделяемой слизистой оболочкой носовой полости в продолжение суток, составляет около 500 мл.
Нервно-секреторные приборы, продуцирующие носовую слизь, имеют отношение к вегетативной нервной системе; при поражении парасимпатических нервов продуцируется жидкий секрет (Р. А. Засосов).
Изменение как количества жидкости, так и ее качества сказывается на функции мерцательного эпителия. Функция слизеотделения может быть изучена экспериментально.
Метод Р. А. Засосова—Копеллянда позволяет изучить количественное и качественное состояние носового слизеотделения. Методика следующая. Вскрывают лобную пазуху собаки и в трепанационное отверстие вставляют металлическую канюлю, соединенную резиновым шлангом с сосудом Мариотта, в который налит рингеровский раствор. Этот теплый рингеровский раствор омывает слизистую оболочку носа собаки, насыщается выделениями слизистой носа, вытекает из ноздрей и поступает в градуированный цилиндрик.
Из цилиндрика берут определенное количество смытой носовой жидкости и подвергают ее определению азота по методу микро-Кьельдаля. Эксперименты, проведенные с помощью фармакологических средств, показывают, что оба отдела вегетативной нервной системы участвуют в акте слизеотделения и ведут себя как синергисты. З. Г. Рабинович, пользуясь этой методикой, показал, что собака, обложенная мешками со льдом, выделяет большее количество слизи, причем слизь эта более насыщена азоюм, чем нормальная слизь собак.
Барьерную функцию носа можно также изучить посредстгом введения в по лость носа капель, тампонов с раствором адреналина, йодистого калия, салициловой кислоты и т. д. Эти вещества могут быть обнаружены в моче, крови и кале соответствующими химическими реакциями или по их фармакологическому воздействию. Па экспериментальных животных с этой целью можно употреблять коллоидные краски, например трипановую синьку, которая легко обнаруживается в слизистой, а также ее количество в крови может быть определено с помощью колориметра.
Тонкодисперсными растворами туши, введенными под слизистую носа, можно пользоваться с целью изучения барьерных свойств слизистой оболочки, кавернозных пространств, а также регионарных лимфатических узлов, как-то: ретрофарингеальных, подчелюстных и шейных. Исследования, проведенные по этому методу акад. А. Д. Сперанским, а также В. А. Чудносоветовым и Л. Н. Ямпольским и др., показали тесную лимфатическую связь между полостью носа и спинномозговым каналом.
А. А. Арутюнов и другие авторы изучали выделительную функцию носа посредством введения в кровеносное русло йодистого калия и других веществ и определения упомянутых выше веществ в носовой слизи химическим и фармакологическим методом.
— Вернуться в оглавление раздела «Анатомия человека.»
Материал «Контрольная работа по биологии 8 класс»
Выбранный для просмотра документ 1 вариант.docx
А1. Особенность строения клеток эпителиальной ткани:
1) Клетки сомкнуты в ряды, межклеточное вещество почти отсутствует;
2) В межклеточном веществе разбросаны отдельные клетки;
3) Клетки имеют многочисленные отростки;
4) Клетки ткани представляют собой многоядерные волокна.
А2. Затылочная кость соединяется с теменной:
1) подвижно; 3) полуподвижно;
2) неподвижно; 4) с помощью сустава.
А3. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы:
1) шина не давила на поврежденный участок и не вызывала боли;
2) избежать инфицирования места перелома;
3) согреть поврежденную часть тела;
4) к поврежденному участку тела поступало больше кислорода
А4. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов:
1) передвигаются пассивно с током крови;
2) способны активно передвигаться;
3) не могут проникать сквозь стенки капилляров;
4) передвигаются с помощью ресничек.
А5. Самое высокое давление крови у человека в:
А6. Значение дыхания состоит в обеспечении организма:
2) строительным материалом;
3) запасными питательными веществами;
А7. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что:
1) их стенки выстланы ресничным эпителием;
2) в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь;
3) в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;
4) у человека в легкие воздух поступает медленно.
А8. В каком отделе пищеварительного канала начинается химическая обработка пищи:
1) в ротовой полости;
4) в тонком кишечнике.
А9. Под действием пепсина расщепляются:
4) Все перечисленные органические вещества.
А10. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как витамины участвуют в образовании:
2) нуклеиновых кислот;
4) минеральных солей.
А11. К железам внутренней секреции относятся:
1) Сальные, потовые, слюнные;
2) Гипофиз, надпочечники, щитовидная железа;
3) Поджелудочная, половые
4) Эпифиз, желудочные, печень.
А12. Скопления тел нейронов вне центральной нервной системы образуют:
4) вегетативную нервную систему.
А13. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью:
4) рефлекторных дуг.
При выполнении задания В1 выберите три правильных ответа. В задании В2 установите соответствие. В задании В3 запишите последовательность этапов.
В1. После предупредительной прививки:
1) антитела сыворотки уничтожают микробы;
2) в организме вырабатываются ферменты;
3) организм заболевает в легкой форме;
4) в организме образуются антитела;
5) происходит свертывание крови;
6) погибают возбудители заболеваний.
В2. Установите соответствие между отделами пищеварительного канала и проходящими в них процессами:
Процессы пищеварения Отделы
1) Обработка пищевой массы желчью. А. Желудок
2) Первичное расщепление белков. Б. Тонкий кишечник
3) Интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками. В. Толстый кишечник
4) Расщепление клетчатки.
5) Завершение расщепления белков, углеводов, жиров.
В3. Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.
В. Правое предсердие.
Дайте полный развернутый ответ на вопрос
С1. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?
С2. Как осуществляется регуляция дыхания?
Выбранный для просмотра документ Вариант 2.docx
При выполнении заданий А1 – А13 выберите один правильный ответ.
А1. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:
А2. Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани:
А3. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости:
1) плечевая и локтевая;
3) мозгового отдела черепа;
4) грудного отдела позвоночника.
А4. При свертывании крови:
1) гемоглобин превращается в оксигемоглобин;
2) растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;
3) образуются гормоны и другие биологически активные вещества;
4) уменьшается содержание гемоглобина в крови.
А5. Утолщенная стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови:
1) по малому кругу кровообращения;
2) по большому кругу кровообращения;
3) из левого предсердия в левый желудочек;
4) из правого предсердия в левое предсердие
А6. Дышать следует через нос, так как в носовой полости:
1) происходит газообмен;
2) образуется много слизи;
3) имеются хрящевые полукольца;
4) воздух согревается и очищается.
А7. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:
1) тканевым дыханием;
3) легочным дыханием;
4) транспортом газов.
А8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:
А9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточности функции:
1) щитовидной железы;
3) поджелудочной железы;
А10. К освобождению энергии в организме приводит:
1) образование органических соединений;
2) диффузия веществ через мембраны клеток;
3) окисление органических веществ в клетках тела;
4) разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.
А11. Первичной мочой называется жидкость, поступающая:
1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;
2) из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;
3) из нефрона в почечную лоханку;
4) из почечной лоханки в мочевой пузырь.
А12. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью:
А13. Что является условным рефлексом:
1) выделение слюны при пережевывании пищи;
2) выделение слюны на запах пищи;
3) выделение при пережевывании пищи желудочного сока;
4) рвота при отравлении.
При выполнении заданий В1 – В2 выберите три правильных ответа. В задании В3 установите соответствие.
В1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой:
1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.
В2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:
В3. Установите соответствие между видом иммунитета и его признаками.
Признаки Вид иммунитета
1) Передается по наследству, врожденный. А. Естественный.
2) Возникает под действием вакцин. Б. Искусственный.
3) Приобретается при введении в организм лечебной сыворотки.
4) Формируется после перенесенного заболевания.
5) Различают активный и пассивный.
Дайте полный развернутый ответ на вопрос
С1. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?
С2. Каким образом влияют на кровеносную систему курение и употребление алкоголя?
Выбранный для просмотра документ ответы.docx
Итоговый контроль знаний по биологии в форме ЕГЭ
В организме постоянно вырабатывается тепло.
В коже ( в дерме ) есть потовые железы. Когда жарко или при физической работе потовые железы выделяют пот. При испарении пота тело охлаждается.
Также кожа пронизана многочисленными капиллярами. При повышении температуры воздуха сосуды расширяются. Через них протекает больше крови, в результате увеличивается отдача тепла, организм не перегревается.
Регуляция дыхания осуществляется нервным и гуморальным путями.
В продолговатом мозге расположен дыхательный центр, от которого через каждые 4 секунды идут нервные импульсы.
В коре больших полушарий расположены высшие дыхательные центры, которые дают возможность сознательно изменять ритм дыхания во время физической нагрузки.
На интенсивность дыхания влияет эмоциональное состояние человека.
Гуморальная регуляция дыхания связана с изменением концентрации СО2 и кислорода:
а) избыток углекислого газа действует на дыхательный центр, вызывая учащение дыхания;
б) увеличение кислорода в крови вызывает спазмы сосудов головного мозга, что вызывает кислороднок голодание.
Итоговый контроль знаний по биологии в форме ЕГЭ
В тонком кишечнике, в двенадцатиперстной кишке происходит окончательное расщепление белков, жиров и углеводов
Алкоголь нарушает кровообращение внутри сердечной мышцы, что приводит к замещению мышечной ткани на соединительную. В ней откладывается жир. Масса тела увеличивается, а работоспособность падает, так как соединительная ткань не модет сокращаться.
Курение приводит к непроизвольному сужению кровеносных сосудов, особенно сосудов ног. Спазмы настолько затрудняют прохождение крови, что развивается заболевание – перемежающаяся хромота. В некоторых случаях курильщик может потерять ноги: ампутация.
От табака страдает и сердце, так как нарушается нормальная работа его сосудов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-004275
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест на тему «Дыхательная система» 8 класс
Контрольное тестирование по теме «Дыхательная система»
Часть А
1. Форменные элементы крови, транспортирующие кислород и углекислый:
1) тромбоциты 2) эритроциты 3) лейкоциты 4) лимфоциты
2. Выдыхаемый воздух по составу отличается от вдыхаемого:
1)большим содержанием азота, кислорода и углекислого газа
2)меньшим содержанием углекислого газа и кислорода и большим — азота
3)меньшим содержанием азота и кислорода
4)меньшим содержанием кислорода, большим — углекислого газа и неизменным — азота
3. Газообмен в лёгких происходит путем:
1) диффузии 2) активного транспорта 3) пассивного транспорта 4) осмоса
4. Прибор, с помощью которого определяют ЖЕЛ (жизненная ёмкость легких):
1) тонометр 2) фонендоскоп 3) динамометр 4) спирометр
5. Значение дыхания состоит в обеспечении организма:
1) энергией 2) строительным материалом
3) запасными питательными веществами 4) витаминами
6. Если человек много курит, то у него
1) увеличивается количество биологически активных веществ в легочных пузырьках
2) легочные пузырьки слипаются из-за повреждения
выстилающей их изнутри пленки из биологически активных веществ
3) увеличивается способность гемоглобина присоединять кислород
4) легочные пузырьки теряют эластичность и способность очищаться
7. К освобождению энергии в организме приводит:
1)образование органических соединений
2)диффузия веществ через мембраны клеток
3)окисление органических веществ в клетках тела
4)разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
8. Воздух в дыхательных путях согревается благодаря тому, что:
1)их стенки выстланы ресничным эпителием
2)в их стенках расположены железы, выделяющие слизь
3)в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды
4)легочные пузырьки состоят из одного слоя клеток
9. В альвеолах легких у человека происходит:
1) окисление органических веществ 2) синтез органических веществ
3) диффузия кислорода в кровь 4) очищение воздуха от пыли
10. Воздухоносные пути человека выстланы изнутри тканью:
1)соединительной 2)мышечной поперечнополосатой
3)эпителиальной 4)мышечной гладкой
11. В грудной полости у человека располагается:
1)желудок 2)печень 3)трахея 4)поджелудочная железа
12. Кислород, поступающий в организм человека в процессе дыхания, способствует:
1)образованию органических веществ из неорганических
2)окислению органических веществ с освобождением энергии
3)образованию более сложных органических веществ из менее сложных
4)выделению продуктов обмена из организма
13. При спокойном выдохе объем грудной полости уменьшается, при этом межреберные мышцы:
1)и диафрагма сокращаются
2)и диафрагма расслабляются
3)сокращаются, а диафрагма расслабляется
4)расслабляются, а диафрагма сокращается
14. Ритмичную смену вдоха и выдоха обеспечивает дыхательный центр, расположенный:
1) в мозжечке 2) в продолговатом мозге 3) в среднем мозге 4) в переднем мозге
15. Газообмен в легочных пузырьках возможен, так как они густо оплетены кровеносными сосудами, стенки которых состоят:
1) из эпителиальной ткани
2)из мышечных волокон
3)из клеток с короткими и длинными отростками
4)из соединительной ткани с плотным межклеточным веществом
В 1. Установите соответствие между изменением, происходящим у человека в грудной клетке, и типом дыхательных движений.
ИЗМЕНЕНИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ГРУДНОЙ ПОЛОСТИ
1)увеличение объема легких и уменьшение в них давления воздуха
2)расслабление дыхательных мышц
3)уменьшение объема грудной клетки и грудной полости
4)сжатие легких и повышение в них давления
5)расширение грудной клетки и грудной полости
6)сокращение межреберных мышц и диафрагмы
1. не пропускает пищу в гортань
2. не дает трахее сужаться
3. очищает воздух от пыли и микробов
4. покрывает грудную клетку изнутри
5. самая длинная часть воздухоносных путей
6. место газообмена между легкими и кровью
ж _ слизистая оболочка з- носовая полость
Терминологический диктант.
2. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи составляют …
8. В спокойном состоянии человек делает … дыхательных движений в 1 минуту.
11. Повышение концентрации углекислого газа в крови вызывает …
13. При дыхании людей и животных, брожении, гниении, сгорании топлива образуется …
14. Основную часть атмосферного воздуха составляет …
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По теме «Дыхательная система»
У кого брюшной тип дыхания?
А) мужчина б) женщина
2) Где расположены центры таких защитных рефлексов, как чихание и кашель?
А) кора мозга б) диафрагма в) средний мозг д) продолговатый мозг е) легкие
3. В каком состоянии голосовые связки расположены на наименьше расстоянии друг от друга?
А) молчание б) крик в) шепот г) громкая речь
4. Где в легких происходит газообмен между воздухом и кровью?
А) носоглотка б) альвеолы в) бронхиолы- мелкие веточки бронхов г) легкие
5.К воздухоносным путям не относится:
А) носоглотка б) легкие в) гортань г) бронхи д) трахея
6. Что происходит с надгортанником во время глотания пищи?
А) опускается б) приподнимается в) не изменяет положения
7. Как увеличение концентрации углекислого газа в крови влияет на частоту возникновения импульсов в дыхательном центре?
А) не изменяет б) уменьшает в) увеличивает
8. Где расположены голосовые связки?
А) глотка б) носоглотка в) трахея г) гортань д) надгортанник
9.Что происходит с голосовой щелью при переходе от молчания к разговору?
А) не изменяется б) расширяется в) сужается
10. каким прибором измеряют ЖЕЛ?
А) тонометр б) спирометр в) фонендоскоп г) барометр
11. Какой хрящ предупреждает попадание инородных тел в трахею?
А) щитовидный хрящ б) надгортанник в) черпаловидный хрящ
12) Воздух, оставшийся в легких после глубокого выдоха называется…
А – жизненной емкостью легких Б – остаточным воздухом
В – резервным воздухом Г – дополнительным воздухом
При поражении молнией в случае потери сознания пострадавшего надо
А – закопать в землю и ждать, когда выйдет ток
Б – приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца
В – дать выпить воды Г – обернуть тканью
Внутренняя полость носа выстлана:
А – соединительной тканью Б – мышечной тканью
В – мерцательным эпителием Г – нервной тканью
15) Значение дыхания состоит в обеспечении организма:
1) энергией 2) строительным материалом
3) запасными питательными веществами 4) витаминами
В1. Сопоставьте вопросы и ответы:
1. не пропускает пищу в гортань
2. не дает трахее сужаться
3. очищает воздух от пыли и микробов
4. покрывает грудную клетку изнутри
5. самая длинная часть воздухоносных путей
6. место газообмена между легкими и кровью
В2. Установите соответствие между изменением, происходящим у человека в грудной клетке, и типом дыхательных движений.
1)увеличение объема легких и уменьшение в них давления воздуха
2)расслабление дыхательных мышц
3)уменьшение объема грудной клетки и грудной полости
4)сжатие легких и повышение в них давления
5)расширение грудной клетки и грудной полости
6)сокращение межреберных мышц и диафрагмы
Терминологический диктант.
2. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи составляют …
8. В спокойном состоянии человек делает … дыхательных движений в 1 минуту.
11. Повышение концентрации углекислого газа в крови вызывает …
13. При дыхании людей и животных, брожении, гниении, сгорании топлива образуется …
14. Основную часть атмосферного воздуха составляет …
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1459195
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.