воздержание обдержательное что это значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 2 Пет. 1:6

Свт. Григорий Двоеслов

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Напротив, следует увещевать воздерживающихся, чтобы все время тщательно следили, чтобы, когда они убегают от чревоугодия, у них не появились как будто из добродетели еще более тяжелые пороки, чтобы, в то время как изнуряют плоть, не впали в исступление духа, и нет уже никакой добродетели над победой плоти, если дух гневом одолевается. Иногда же, пока ум воздерживающихся от гнева себя подавляет, его портит радость, приходящая словно чужеземка, и из-за того губит благо воздержания, из-за чего слишком мало остерегается духовных пороков. Поэтому правильно сказано пророком: в дни ваших постов нападают ваши похоти. И немного после: в суде и доводит голод до драк, и бьете кулаками.

Пастырское правило 3.19.

Блаж. Феофилакт Болгарский

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Беда Достопочтенный

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Воздержание: не просто воздержанность, но воздержание как самообладание, самоограничение, с усилием совершаемое, воздержание от господствующего в мире растления похотию (2 Пет. 1:4). Это — обуздание злых пожеланий и злоупотребления христианской свободой, великая и сильная добродетель в ряду прочих добродетелей. — Терпение: это устойчивость во всем образе мыслей, и действий, и жизни, противоположная легкости, нетерпеливости, непостоянству, которая то так делает, то иначе. Это высокая и твердая добродетель в ряду прочих добродетелей; это — как балласт на корабле, который не позволяет кораблю влаяться по всяким волнам, но делает его устойчивым среди всяческих бурь и треволнений, давая ему устой. Благочестие: это, в общем, такое духовное настроение, сообразное с действием и мыслию, при котором человек в Боге полагает всю свою жизнь, Его выше всего чтит, Ему во всем стремится угодить и при этом чувствует себя блаженным.

Толковый Апостол

Лопухин А.П.

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Источник

О воздержании

воздержание обдержательное что это значит. Смотреть фото воздержание обдержательное что это значит. Смотреть картинку воздержание обдержательное что это значит. Картинка про воздержание обдержательное что это значит. Фото воздержание обдержательное что это значит

Завершает перечисление плодов Духа у Апостола (Гал.5:23) воздержание. Соответствующее греческое слово у Апостола означает самоконтроль, способность держать в узде свои страсти и желания.

И вот воздержание — это способность одолевать свои хотения. Это огромное, почти недостижимое дело — что люди понимали и за пределами библейского мира. Как сказано в «Дхаммападе» (буддийский текст, созданный в III веке до н.э. – ред.), «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».

Мы можем не понимать всей остроты проблемы из-за привычки плыть по течению — лениться, когда лениво, злиться, когда нас что-то раздражает, и так далее. Но как только мы пытаемся жить христианской жизнью, хранить заповеди, поступать по совести, мы обнаруживаем, что мощный поток страстей и импульсов, как являющихся изнутри, так и нападающих снаружи, все время уносит нас куда-то в сторону. Вот, мы уже решили каждый день молиться, но все время лень и некогда. А особенно лень и хочется спать в воскресное утро. Как говорит писание, «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит.25:28), напротив, «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Прит.16:32)

Грехопадение ввергло нас в жалкое состояние внутреннего конфликта — «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15) Блаженный Августин описывает этот конфликт в своей «Исповеди» — «я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас». Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить…. Откуда это чудовищное явление и почему оно? Душа приказывает телу, и оно тотчас же повинуется; душа приказывает себе — и встречает отпор. Душа приказывает руке двигаться — она повинуется с такой легкостью, что трудно уловить промежуток между приказом и его выполнением. Но душа есть душа, а рука — это тело»

Речь идет не только — и часто не столько — об аппетите (чрезмерном) или половом влечении (когда оно тащит куда-то за пределы богоустановленного брака), но и других наших порывах, следовать которым было бы пагубно и ужасно глупо. Страсть к пустым разговорам и препирательствам, к ненужным вещам, к пустым развлечениям — ко многому тому, что, как мы сами понимаем, является пустым и вредным — но тем не менее, властвующим над нашей жизнью.

И вот Святой Дух созидает в нас воздержание — способность говорить «да» нашему подлинному благу и предназначению, и поэтому говорить «нет» каким-то нашим страстишкам.

В наше время добродетель воздержания особенно непопулярна — наша экономика функционирует благодаря тому, что продает удовольствия, а реклама постоянно призывает «брать от жизни все». Человеку, который от чего-то отказывается, внушают, что он упускает что-то важное, обедняет свою жизнь — ведь он мог бы взять кредит и купить то и это, и еще, и еще, пока бы ему не перестали бы выдавать кредиты… Впрочем, и в античном мире людям надо было объяснять, чем так важно воздержание.

Святой Апостол Павел сравнивает христианскую жизнь с тренировкой атлета: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного»

(1Кор.9:25). Спортивные состязания были очень популярны в античном мире, как и сейчас. Как и в наши дни, атлеты подвергали себя изнурительным тренировкам, соблюдали режим дня, ели строго определенную пищу, все для того, чтобы добиться своей цели — победить в соревнованиях, пережить короткий момент славы, получить венец. В античности на голову победителя возлагали венок из лавровых листьев, который увядал через несколько часов; именно поэтому Апостол называет его «тленным», то есть портящимся. Христианин же трудится и подвизается — от слова «подвиг» — ради того, чтобы обрести жизнь вечную, бесценную награду, которая пребудет с ним всегда.

Людям часто кажется нормальным и естественным прилагать огромные усилия для того, чтобы добиться чего-то тленного — денег и почестей, которые через какое-то время неизбежно выскользнут у них из рук. Кто из нас помнит имена олимпийских чемпионов десятилетней давности? А столетней?

Христианин призван обрести славу, с которой ничто не может сравниться — его примет, одобрит, похвалит не толпа на стадионе, а сам Бог, Создатель и Спаситель мира, не болельщики, которые его скоро забудут, а Христос, с которым он пребудет в вечности.

И чтобы обрести эту славу, христианский подвижник усмиряет и порабощает тело свое — как всадник обуздывает своевольного коня. Он полагает себе главную цель — святость, и приносит в жертву этой цели свои сиюминутные хотения и аппетиты. Он видит перед собой цель — жизнь вечную и блаженную, и охотно и радостно ограничивает себя во всем, чтобы достигнуть ее.

Источник

Воздержание, простое и сложное

воздержание обдержательное что это значит. Смотреть фото воздержание обдержательное что это значит. Смотреть картинку воздержание обдержательное что это значит. Картинка про воздержание обдержательное что это значит. Фото воздержание обдержательное что это значит

Пост обязательно предполагает воздержание. И, хотя много уже было сказано и много, наверное, еще будет сказано о том, что «гастрономическая» составляющая поста не является главной и тем более единственной, она тем не менее наличествует. И практически неизменно вызывает те или иные преткновения. Кто-то усваивает ей некую абсолютную ценность – и ошибается. А кто-то, напротив, полагает, что она совсем не важна, и также совершает ошибку. Один, не рассчитывая силы и не сообразуясь с состоянием своего организма, стремится поститься максимально строго, стараясь исполнить предписания Типикона, и попадает в результате на больничную койку. Другой же, обладая отменным здоровьем и недюжинной телесной крепостью, искренне убежден, что без «разрешения на молочное» пост ему никак не пережить.

Необходимо, постясь, следовать царским путем: не брать на себя ноши непосильной, но не забывать, что пост требует подвига

Вне всякого сомнения, «не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2, 23). И точно так же не человек для поста, а пост для человека. И потому необходимо, постясь, следовать царским, то есть средним путем: не брать на себя ноши непосильной, не поститься строже, чем позволяют возможности организма, но не забывать при этом о том, что пост требует подвига, утеснения плоти, и ощущаться это утеснение должно обязательно, иначе в чем же будет заключаться подвиг? И я уверен, что какими бы разумными людьми, какими бы здравомыслящими мы ни были, а правильнее все-таки, когда христианин, готовясь к посту, советуется с духовником обо всем, в том числе и о так называемой гастрономической его стороне.

Почему воздержание все же так важно? Человек по самой природе своей естественным образом стремится к благобытию. Но в состоянии падшем наши представления о том, что именно является этим благобытием, оказываются существенно искаженными, и чаще всего «благом» мы считаем удовлетворение своих страстей – пусть не грубых, очевидных, а тонких и прикровенных. Однако все взаимосвязано, и, не подвизаясь для того, чтобы отсечь одну какую-то страсть, мы закономерным образом оказываемся беззащитными и перед другой. А воздержание в еде становится как бы некой базой, первым и самым простым опытом отказа от того, что доставляет нам удовольствие – не греховное, вполне невинное. Но именно этот отказ, добровольный, невынужденный, помогает нам хотя бы немного укрепить свою волю, дает, с одной стороны, представление о том, насколько мы в действительности зависимы от своей плоти и ее желаний, а с другой – позволяет эту зависимость существенно ослабить.

Воздержание в еде становится некой базой, первым опытом отказа от того, что доставляет нам удовольствие

Человек, постясь, отказывается ради Бога, ради своей душевной пользы от того, что ему самому нравится, отказывается от того, без чего в принципе может обойтись, но без чего обойтись ему вместе с тем трудно. И делает это не по собственному произволу, а из послушания Церкви, стараясь, насколько это для него возможно, приблизиться к исполнению требований Устава. Поступая так, он может, подобно Псалмопевцу, сказать в молитве: «Виждь смирение и труд мой и остави грехи моя» (Пс. 24, 18) – если, конечно, он не только смиряется перед предписаниями Типикона, но и мыслит о своем посте смиренно – не как о высокой добродетели, а как о том делании, которое естественно для кающегося грешника.

Однако можно ли думать, что все сказанное исчерпывает и закрывает тему воздержания? Что, определив меру телесного поста и приобретя правильное к нему отношение, мы исполнили все, что воздержания касается? Конечно же, нет.

Современный человек по преимуществу – человек потребляющий. Дух потребительства глубоко проник в наши сердца – настолько глубоко, что нам трудно не относиться потребительски не только к миру, в котором мы живем, к людям, но и к Богу: мы постоянно чего-то ожидаем от Господа, чего-то требуем, а не получая требуемого, обижаемся и ропщем на Него.

И воздержание – лучший способ, чтобы объявить войну потребителю в себе самом. Утеснение себя в пище носит, повторюсь, ограниченный характер. Мы все, наверное, помним ослика Ходжи Насреддина, которого он приучал к умерщвлению плоти: каждый день Ходжа уменьшал меру корма для него, пока, наконец, придя в хлев, не увидел, что ослик лежит на земле бездыханный. Но вот воздержание от того, что мы потребляем с излишком, от того, что отнюдь не является необходимым или же просто вредно для нас, – здесь у нас для подвига поле поистине необъятное.

Хотя бы несколько примеров. Мы все, даже если Господь не наделил нас даром красноречия, очень много согрешаем языком. И в особенности способствует этому наше обыкновение говорить, не думая, не остерегаясь, говорить больше необходимого. Если мы решимся постом хотя бы немного ограничить себя в беседах, в которых нет нужды, решимся не говорить, не подумав, решимся не произносить того, о чем совесть наша явно свидетельствует, что делать этого не нужно, – мы получим огромную пользу, и такое воздержание будет весьма похвальным.

Сколько лишней информации потребляет современный человек! Она вливается в нас неконтролируемым потоком с телеэкранов, с компьютерных мониторов, из соцсетей, динамиков наших радиоприемников и автомагнитол. Мы перегружены ею, наша нервная система не выдерживает такого обилия раздражителей, а ум не в состоянии полноценно проанализировать и оценить все, что мы видим и слышим. И слово Божие, настолько необходимое нашей душе, скрывается во всем этом многообразии новостей, историй, слухов, в пестроте видео- и фоторяда, словно то самое семя из евангельской притчи – в терниях. Потому однозначно: ограничение информации, контроль в отношении ее, своего рода «информационный пост» – обязательная составляющая подвига Четыредесятицы, без него никак и ни в чем не преуспеть.

Ограничение информации – обязательная составляющая подвига Четыредесятицы

Есть такое явление нынешней реальности, как шопинг. Что-то в жизни не так, замучили проблемы, на душе тяжело – что в такой ситуации нужно делать? Правильно – покупать! Покупка заставляет оживиться, улучшает настроение, повышает жизненный тонус, помогает забыть о сложностях и противоречиях, человек радуется, надеется на лучшее, пока вновь не заунывает и не почувствует, что пришла пора непременно прогуляться по магазинам. И ладно, если бы этот «волшебный рецепт» был доступен лишь тем, у кого денег куры не клюют! Есть сегодня такая не менее волшебная вещь, как кредитная карта: денег не просто нет – ты на самом деле по уши в долгах, но у тебя сохраняется замечательная возможность – продолжать покупки, а затем, порадовавшись немного, погружаться в печаль оттого уже, что совершенно непонятно, как возмещать заимствованное и выплачивать в придачу к этому проценты. Воздержание от лишних, не обусловленных необходимостью покупок, от покупок как развлечения – важнейшее духовное упражнение для современного человека. Подвизаясь в нем, он укрепляет волю, избавляется от новых поводов к унынию (из-за очередной растраты), сберегает те средства, благодаря которым может приобрести в конечном итоге что-то действительно нужное или даже помочь нуждающемуся.

Воздержание – такое, всестороннее – дает душе огромную силу и свободу

Я думаю, каждый сможет достроить этот ряд, если внимательно вглядится в свою жизнь, постарается понять, что в ней буквально просится в «корзину», от чего пришла пора ее освободить. Воздержание – такое, всестороннее – дает душе огромную силу и свободу, дарит возможность увидеть реальность совершенно иначе, не зацикливаясь на том, что буквально все в ней – объект для потребления.

И этого мало. Оно освобождает в нашем сердце для начала хотя бы маленький уголок для того, что в идеале должно его наполнять: для того духовного содержания, которое, собственно, и есть жизнь – в подлинном, не искаженном смысле.

Это первый, по-настоящему важный плод поста – правильного, в разуме проводимого.

Источник

Воздержание

Воздержа́ние (греч. Ἐγκράτεια — энкра­тея, от ἐν (en, «в») + κράτος (krátos, «сила») – 1) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель про­яв­ля­ю­ща­яся с отри­ца­тель­ной сто­роны в само­огра­ни­че­нии от изли­шеств, пре­пят­ству­ю­щих духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию, а в поло­жи­тель­ном — в обуз­да­нии плоти, сосре­до­то­че­нии сил души на дея­тель­ном стрем­ле­нии к Богу; 2) отказ от чего-либо (пример: воз­дер­жаться от выска­зы­ва­ния, от мясной пищи и пр.).

Можно ска­зать, что воз­дер­жа­ние про­яв­ля­ется в отчуж­де­нии от плот­ских стра­стей и при­ня­тия гре­хов­ных помыс­лов, т.е. удер­жи­ва­ние себя от испол­не­ния тех своих жела­ний, кото­рые не согла­су­ются с Божией волей, не дают пользы душе.

При этом сле­дует иметь в виду, что:

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин:
«Есть воз­дер­жа­ние языка: не гово­рить много и не гово­рить пустого, вла­деть языком и не зло­сло­вить, не празд­но­сло­вить, не кле­ве­тать одному на дру­гого, не пере­су­жи­вать брата, не откры­вать тайн, не зани­маться тем, что не наше.
Есть воз­дер­жа­ние и для глаз: вла­деть зре­нием, не устрем­лять взора или не смот­реть… на что-либо непри­лич­ное.
Есть воз­дер­жа­ние и в слухе: вла­деть слухом и не пора­жаться пустою молвой.
Есть воз­дер­жа­ние в раз­дра­жи­тель­но­сти: вла­деть гневом и не вдруг вос­пла­ме­няться.
Есть воз­дер­жа­ние от славы: вла­деть своим духом, не желая про­слав­ле­ния, не искать славы, не пре­воз­но­ситься, не искать чести и не над­ме­ваться, не меч­тать о похва­лах.
Есть воз­дер­жа­ние в мыслях: не скло­няться на помыслы обо­льсти­тель­ные и не обо­льщаться ими.
Есть воз­дер­жа­ние в еде: вла­деть собой и не выис­ки­вать пищи обиль­ной или доро­гих яств, не есть не вовремя…
Есть воз­дер­жа­ние в питии: вла­деть собою и не ходить на пиры, не услаж­даться при­ят­ным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выис­ки­вать разных напит­ков, не гоняться за удо­воль­ствием пить искусно при­го­тов­лен­ные смеси».

«Воз­дер­жа­нием начи­на­ется духов­ная жизнь, пода­ются вечные блага, уни­что­жа­ется жало сла­сто­лю­бия…»
свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий

Если постом потреб­ность в пище всё же удо­вле­тво­ря­ется упо­треб­ле­нием других про­дук­тов, то супру­же­ские отно­ше­ния ничем заме­нить невоз­можно. И в то же время, напри­мер, сорок-пять­де­сят дней далеко не все могут воз­дер­жи­ваться. Поэтому в данном случае необ­хо­димо выпол­нить основ­ное пра­вило поста — разум­ное, доб­ро­воль­ное, по вза­им­ному согла­сию и по сове­сти воз­дер­жа­ние супру­гов на доступ­ное их нрав­ствен­ным силам время (напри­мер, Вели­ким постом: первая, чет­вёр­тая (Кре­сто­по­клон­ная), Страст­ная сед­мицы; или Рож­де­ствен­ским: первая и послед­няя; или как-либо иначе) — одним словом, какое-то воз­дер­жа­ние обя­за­тельно нужно как выра­же­ние своего бла­го­го­ве­ния к тому послу­ша­нию, кото­рое дано Цер­ко­вью для нашей пользы.

Источник

Порядок, целомудрие, воздержание и воспитание

Материнские заметки

воздержание обдержательное что это значит. Смотреть фото воздержание обдержательное что это значит. Смотреть картинку воздержание обдержательное что это значит. Картинка про воздержание обдержательное что это значит. Фото воздержание обдержательное что это значит

«Учитесь властвовать собою…»
А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Делай, что хочешь. Замечай, чего именно тебе хочется, и немедленно исполняй свои желания. Игрушки – когда ты маленький, вещи – когда большой. Еда – чего бы мне еще такого захотеть? Впечатления и зрелища, то, что способно зацепить – не только компьютерные игры, а просто непрерывное мелькание картинок, поток сообщений и «лайков», неважно чего – важно, чтобы смартфон всегда в руке и в голове…

В этом беспорядочном потоке не возникает даже вопроса: ограничивать ли себя. Неспособность «взять себя в руки» особенно ярко проявляется в области половых отношений.

Добрачные отношения, множество половых партнеров и пресловутый «гражданский брак», разводы – измены. Даже попытка остановиться, назвать вещи своими именами, то есть блудом, грехом, а по смыслу слова – блужданием без руля и ветрил, вызывает не только отторжение, но и агрессию.

Нельзя сказать, чтобы таких явлений не знала человеческая история. Такое – и хуже – бывало, и не раз. Падения совершались и в самые строгие времена. И сейчас с каждым из нас может случиться такое. И «самым правильным», самым строгим подвижникам случалось падать, так что – не о суде речь, ни в коем случае. Каждую овечку повесят за свой хвостик. Речь исключительно о нас самих. В чем мы растим самих себя и своих детей. Вот обсуждаю с одной девушкой – православной девушкой – фильм. Замечаю: вообще-то отношения героини и героя, которые «переспали» друг с другом, называются, как ни крути, блудом. А она в ответ: «Ты же понимаешь, что сейчас в жизни все не так. Сейчас не бывает такого, чтобы девушка сначала выходила замуж… Сейчас просто любят». Нет рамок – есть «любовь». А проще – мои желания. А в рамках – тесно… Как же быть?

Упорядочивание как педагогическая задача

Одна из задач христианского воспитания звучит странно и даже дико: «упорядочить» детей.

Святитель Иоанн Златоуст так заканчивает проповедь о воспитании детей, обращенную к отцам семейств:

Златоуст называет дело воспитания «искусством упорядочивания души и образования ума

Державное воспитание

Воспитать ребенка – как раз научить его властвовать собой. То самое умение управлять самим собой.

Привести к внутренней красоте-стройности, научить ребенка управлять своими желаниями – одна из задач воспитания

«Начальники — те, которые умеют управлять сами собою. К душе имеют отношение следующие три предмета: дом, город и вселенная; во всем есть постепенность.

Кто хочет быть начальником дома и хорошо управлять им, тот должен прежде всего устроить свою собственную душу, потому что она – ближайший его дом.

воздержание обдержательное что это значит. Смотреть фото воздержание обдержательное что это значит. Смотреть картинку воздержание обдержательное что это значит. Картинка про воздержание обдержательное что это значит. Фото воздержание обдержательное что это значит Святитель Иоанн Златоуст

Эту идею гениально выразил русский народ, сказав о бездельниках и беспорядочных людях, что они «без царя в голове». Здесь как раз о душе как о царстве. О царе – не из серии «что хочу, то ворочу», а ровно наоборот: царь здесь тот, кто все в порядок приводит. А еще тех, у кого нет царя в голове, называют «разнузданными», такими, у которых нет узды, которые – снова и снова – не способны управлять собой.

Как же научить ребенка управлять самим собой? В самом начале здесь – самовоспитание родителей. Не может управлять другими людьми, своими детьми, тот, кто не научился управлять самим собой.

Управлять ребенком – не подчинить себе ребенка, не забрать в свои руки полную власть над ним, а подчинить, чтобы вскоре… отпустить. Ведь в итоге от нас требуется не рабов вырастить, а как раз свободных. Мы учим детей послушанию не для того, чтобы они выросли бесхребетными солдатами-исполнителями, как любят пугать «либеральные» ораторы. Как раз наоборот – чтобы привести наших детей к истинной свободе, чтобы наш малыш вырос и смог самому себе, как начальнику, подчинить свою собственную душу, и чтобы он смог в случае нужды управлять и другими людьми.

Пять способов научить ребенка воздержанию

В одном из текстов святитель Иоанн Златоуст буквально в одной фразе показывает методы и задачи воспитания детей (если совсем точно, здесь речь идет о сыновьях):

Здесь половина – о том самом воздержании. Попробуем по порядку:

«Обуздывать чрево»

Умение управлять самим собой начинается с умения управлять своим желудком. Это – о посте, о том, зачем нужен детский пост. Управление своими желаниями начинается с примитивного: научиться иногда ограничивать себя в еде, отказываться от чего-то вкусного, вообще – отказываться от чего-то именно из послушания. Это невероятно важная тренировка на пути к добродетели воздержания, на пути воцарения в собственной голове. И все это – именно для детей, а не только для взрослых людей: подобный подход предполагает, что ко взрослому состоянию ребенок уже должен освоить, хотя бы в общих чертах, эту добродетель.

Умение управлять самим собой начинается с умения управлять своим желудком

О том, как коррелирует «умение воздерживаться в еде» с формированием духовных качеств, совсем с другой стороны, но все же показывает исследование, приведенное в книге «Эмоциональный интеллект» Даниэла Гоулмана:

Впрочем, о том, что телесный-пищевой пост обязательно связан с духовным совершенствованием человека, говорит существование поста с древнейших времен – и в Ветхом Завете, и во всех, даже далеко не христианских культурах.

Как важно научить детей обуздывать чрево, вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст повторяет не раз, в самых разных проповедях, и часто – снова соединяя разные виды воздержания в единый педагогический процесс:

В другом месте святитель говорит о ребенке:

В общем, воздержание в этом пункте – это про еду. А не про то, «что в душе», не о том, что «главное людей не обижать». Святые отцы получше нашего знали и повторяли – да, главное людей не обижать! Нет сомнений, главное – добродетели стяжать! И да – пост – всего лишь средство, а не цель. И тем не менее они настаивали на педагогической значимости пищевых ограничений.

«Воздерживаться от лишних издержек»

Почти современное «ограничение потребления». Только здесь – не во имя всяческой экологии, а во имя добродетели воздержания. Снова – умение управлять самим собой. И снова – не бросить все, ходить юродиво-голым по пустыням, а всего лишь не тратить, не покупать, не просить лишнего. Научить ребенка думать: а действительно ли мне эта вещь так нужна? Действительно ли нужно первоклашке устраивать день рожденья в крутом центре с двадцатью аниматорами и тортом высотой с ребенка, или можно позвать друзей домой и угостить их мороженым и пиццей? Действительно ли пятикласснику необходим айфон последнего поколения, или можно купить смартфон в пять раз дешевле, с такими же точно функциями?

Воспитание ребенка должно быть подобно воспитанию воина и философа

«Быть домостроителями»

Следующий пункт в русском переводе полного собрания творений Златоуста звучит непонятно: «быть расчетливыми». На самом деле у Златоуста говорится – быть οἰκονομικοί. Прямо и буквально речь об экономике, поскольку наша «экономика» происходит от слова «ойкос» – «дом». Так что уместнее это слово перевести как «домоустроительными», то есть: «пусть дети научатся управлять домохозяйством».

Снова об управлении. Но на этот раз – об управлении не только самим собой, но и своим ойкосом, окружением, бытом. Сначала ребёнок учится управлять самим собой, телом-желудком. Затем упорядочивает свое потребление – вещи, деньги, сокращает издержки. А как в древней, времен Златоуста, так и в современной экономике, сокращение издержек есть одна из основ успеха. Но мало «сократить издержки» – надо все устроить, упорядочить. И тот, кто приводит в порядок жизнь вокруг себя, приводит в порядок вверенную ему область жизни – пространство дома.

«Нежно любящими»

Этот наш философ-аскет-экономист ничего стоить не будет, если при этом не научится любить

Но и этого мало. Недостаточно сокращать издержки и ограничивать себя, недостаточно рассчитывать, устраивать и упорядочивать. Все это приобретает цель и смысл, если подчинено любви. У Златоуста – быть φιλόστοργοι, это именно о нежной, дружелюбной любви.

Этот наш философ-аскет-экономист ничего стоить не будет, если при этом не научится любить, не научится поворачиваться лицом, душой и сердцем к людям, к ближним своим. Да и вообще начало, суть и венец христианского воспитания – конечно же, любовь. Без нее наш расчётливый философ – не то что в медь звенящая или кимвал звучащий, а сухарь, даже на звуки неспособный. Зато с любовью эта философия воздержания превращается в настоящую мудрость.

«Пусть они научатся повиноваться власти»

Способность поставить себя на второе место. Хотя бы на второе, а не всегда на первое. Представить, что есть кто-то выше тебя, и ты спокойно воспринимаешь наличие такой иерархии в миропорядке.

Да, «к свободе призваны вы, братия» (Гал. 5,13), в этом христиане истинные либералы. Но в отличие от тех, кто сейчас либералами называется, христиане чужую свободу тоже уважают. И признают, что мы все равны перед Богом – но устройство миропорядка предполагает иерархию. И еще мы помним: «противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 2).

Это – снова об управлении и об упорядочивании. Порядок в голове, порядок в доме – и порядок в обществе, государстве. И апостол Павел, и Златоуст получше нашего понимали, насколько безумной может быть власть – и в семье, и в государстве, – насколько извращенными могут быть требования власть имущих, насколько далекими от христианского учения. Но это, хотя бы в идее, повиновение власти, почтительное уважение к вышестоящим, способность признать, что кто-то может быть выше тебя – принципиально.

Космическое целомудрие

Привести ребенка к целомудрию – еще одна задача воспитания:

Именно в половой сфере проявляется способность или неспособность человека к умению держать себя в руках

Именно в половой сфере проявляется способность или неспособность человека к умению держать себя в руках. Чтобы научить ребенка половому воздержанию, как раз и важно, по мысли Златоуста, приучать ребенка к воздержанию в пище – об этом уже была речь. Никто не говорит, что навык к посту гарантированно предохраняет от блуда – к сожалению, и жития святых, и патерики, и опыт общения с людьми «воцерковленныими» показывает, что гарантий тут нет никаких. И, к сожалению, кроме «просто поста», здесь много чего еще должно быть включено. Но пост здесь – и помощник, и дополнительный шанс, и тренировка, которая помогает нам и нашим детям не «распускать» себя.

Во времена Златоуста границы детства были другими. Например, девочка могла быть уже в 12 лет обручена, и замуж выходили в 13–16 лет, легко и запросто. Молодые люди женились позже, но все равно, учитывая среднюю продолжительность жизни, по-нашему скорее рано. И при этом власть отца, реальная и юридическая, была несравненно больше, чем сейчас. Собственно, тогда эта власть была, а сейчас ее нет. Поэтому многие советы святых отцов о том, как сохранить ребенка в целомудрии (например, о ранних браках, в которых имеется в виду подростковый возраст), могут не работать сейчас, хотим мы этого или нет. И тем не менее многие мысли великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста явно «на все времена» и могут помочь современным родителям ничуть не меньше, чем они помогали полторы тысячи лет назад жителям востока Римской Империи. Между прочим, в тамошних мегаполисах ситуация была, пожалуй, повеселее нашего – не только добрачные связи как норма, не только разводы и измены, но и откровенная педерастия в школах была обычным и часто даже поощряемым делом… Пожалуй, даже «толерантный» Запад не дошел еще до того состояния, в котором были античный Рим или Афины эпохи упадка. И в Константинополе, и в Антиохии времен Златоуста ситуация была не лучше. Святитель обращался к жителям мегаполисов, по нравам не очень-то отличавшимся от современной Москвы или Нью-Йорка – та же жизнь в многоэтажках, то же смешение культур, та же распущенность нравов, и тогда и сейчас люди, хотя бы пытающиеся жить к Богу, были довольно малым стадом.

Можно выделить несколько методов воспитания ребенка в целомудрии (здесь преимущественно речь идет о сыновьях), которые мы находим в творениях святителя Иоанна Златоуста.

«Говорить о девстве» [21]

Учить словами.

Наши дети должны услышать о том, что «просто переспать» – это грех, разрушающий личность, грех, разрушающий будущий брак

Совсем недавно мне довелось столкнуться со страшной историей. Молодой человек, из верующей семьи и вроде бы сам считающий себя верующим, «испортил» девушку – просто «переспали», по взаимному желанию, конечно. Человек правда тянется к Церкви – и вот он почти случайно он узнал, дошло: чудовищную вещь совершил. Говорит: я же не думал, что это настолько важно. Молодой человек хороший, добрый, и сейчас он серьезно намерен воздерживаться до брака, сколько бы лет ни пришлось ждать. Поразительно то, что церковное детство и юность не показали ему, четко и однозначно, насколько это недопустимый поступок. Дело не в том, что «не утерпел», а в том, что «не собирался терпеть».

И с такими ситуациями я сталкивалась уже не однажды: когда человек даже исповедуется, причащается – но считает блуд чем-то «не очень хорошим». Не границей, которую нельзя переходить в принципе, не преступлением – а так, конфету на кухне у мамы стащил. Наши дети, мне кажется, должны четко, ясно, доходчиво услышать слова о том, что «просто переспать» – это грех, разрушающий личность, грех, разрушающий будущий брак, грех, который может быть омыт покаянием – но покаяние еще как понадобится. Услышать четко и определенно хотя бы о том, как называются отношения вне брака: все те нелицеприятные, полуцензурные выражения, которыми наша культура спокон веков ограждала девушек и молодых людей от падения. Далеко не всех слова ограждают – но все же это забор, через который еще перелезать придется.

Подготовка к браку

Начатая с отрочества подготовка к браку многих моих друзей и подруг сохранила для честного брака

И каждый молодой человек в моей жизни виделся мне как «возможно, мой будущий муж, отец тех самых пятерых детей, которых я себе придумала» – или «точно не мой будущий муж, не дам ему растить моих деток». На эту тему можно говорить много, но здесь не будем об этом. Скажу только, что начатая с отрочества серьезная подготовка к браку многих моих друзей и подруг сохранила для честного брака с любимыми и честными людьми. Так что – система работает, проверено многими молодыми людьми и девушками и в 1990-е, и в нулевые, теми, кто учился в светских вузах и вел вполне себе активную и со всех сторон интересную жизнь.

Еще много чего

Здесь и опыт воздержников-аскетов, которые немало сказали и написали на эти темы в последние пару тысяч лет. И живой опыт девушек и мужчин, которые честно живут в наше время – и это об отношениях с родителями, об отношениях с друзьями, об учебе, о работе, о развлечениях, о спорте… Это разговор отдельный, конечно.

Как мы научим своих детей и самих себя управлять своими желаниями? Как мы научим их – и себя – держать себя в руках? Как научимся сначала подумать, а потом говорить, сначала соразмерить – найти меру – а потом делать? И в полноте радости принимать те великие дары, которые нам Господь посылает – не в беспорядочном «хочу немедленно», а в порядке, в нужном месте, в установленное время, чтобы Податель благ благословил и эти дары, и нас самих? У каждого из нас могут быть разные пути получения такого образования – в зависимости от обстоятельств, здоровья, возраста. Живи не как хочется, а как Бог велит – освоить эту народную и библейскую мудрость непросто. Но ведь когда с любовью, нежной любовью, когда с Богом – тогда ведь возможно все. И даже больше.

Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:

[1] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XXI, PG 62, 154; ПСТ 11,1,190. Здесь и далее ПСТ – Полное собрание творений, с указанием цифрами тома, книги и страницы).

[2] Словарь Вейсмана. Словарь Liddle&Scott дает буквальный перевод bring into a measure or proportion, а также приводит и педагогическое значение educate, train.

[3] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. Словарь Liddle&Scott дает буквальный перевод bring into a measure or proportion, а также приводит и педагогическое значение educate, train (A Greek-English lexicon / Сomplited by Henry George Liddell and Robert Scott. – New York: Oxford University Press, 1996).

[4] Τί γὰρ ἴσον τοῦ ῥυθμίσαι ψυχὴν, καὶ διαπλάσαι νέου διάνοιαν – искусство упорядочивания души и образования ума (Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, PG 58, 584, перевод наш, в рус. переводе: ПСТ 7,1, 617: «образования души и просвещения ума»).

[5] На церковнославянский ῥυθμίζειν возможно, может быть «пересказано» как въздръжати (ср. Златоуструй: «подобаше ти его въздържати»; см. ОР РГБ Ф. 98 (фонд Егорова). № 240. Л. 250. Однако и И. Срезневский, и Г. Дьяченко славянское въ(о)здръжати не возводят к Ῥυθμίζω.

[6] Показательна мысль императора Константина Великого о том, что Моисей своей мудростью «настолько превосходил своих предшественников, что и главнейшие между язычниками люди, то есть мудрецы и философы, старались соревноваться с ним в мудрости. Подражая ей, Пифагор настолько прославился своим воздержанием, что и воздержаннейшему Платону служил образцом умеренности» (Евсевий Памфил. Жизнь Константина. М., 1998. С. 201).

[7] Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22–23).

[8] Иоанн Златоуст, свт. In Acta apostolorum LII PG 60, 366; ПСТ 5,1, 455.

[9] Μαθέτωσαν γαστρὸς κρατεῖν, πολυτελείας ἀπέχεσθαι, οἰκονομικοί τινες εἶναι, φιλόστοργοι, μαθέτωσαν ἄρχεσθαι. (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 548; ПСТ 11, 2, 682).

[11] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses, IX, PG 62, 362-363; ПСТ 11,1, 433.

[12] Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis. §79; Русский перевод: О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся педколледжей и студентов вузов: В 2-х т. Т. 1: «В Христе сокрыты все сокровища премудрости». Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья / Сост., ст. к разделам и комм. Безрогова В.Г., Варьяш О.И. М.: АО Аспект Пресс, 1994. С. 193.

[13] См.: Иоанн Златоуст, свт. Беседа 2. О покаянии ниневитян // Иоанн Златоуст, свт. ПСТ, 12.

[14] Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §63; Рус. Пер. С. 189.

[16] Ср. Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, SC 949, 983, 1010.

[17] σωφροσύνην δὲ τὴν κοσμιότητα (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546). Кοσμιότης – «порядочность, благопристойность, скромность, умеренность», κόσμιος (κόσμος) – соблюдающий порядок и т.п.

[18] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Titum, IV, PG 62,682; ПСТ 11,2,861.

[19] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681. Речь идет именно о юности – после того, как проходит «ранний возраст», наступает следующий период, юность, время действия «похоти» (Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, X, PG 57, 185; ПСТ 7,1, 100).

[20] Иоанн Златоуст возлагает ответственность за то, как формируется сознание детей, в частности, за половую распущенность, на их отцов (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681. С. 680, 681). Эта же мысль высказывается и другими авторами, например, в «Постановлениях апостольских»: если дети «уклонятся в бесчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то вина за их души будет лежать на родителях» (Постановления апостольские. Сергиев Посад: Свято-Троицкая сергиева лавра, 2006. С. 103. Книга 4.).

[21] «Я уже говорил вам, что если зло становится трудноискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве (παρθενίας), о целомудрии (σωφροσύνης), о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещано в Писании» (Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, SC 262–266; рус. пер. C. 179).

[22] Родители должны показывать ребенку примеры людей, ведущих воздержанную жизнь: это может быть пример «того, кто стоит во главе Церкви» (Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §83; Рус. пер. С. 194), пример воздержанных «рабов»: «ибо неуместно, когда раб является воздержанным, свободный же оказывается ниже его» (Там же. С. 193 ).

[23] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681.

[24] Ср. также: Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §81–82.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *