войска ждв чем занимаются
«Участвовали во всех войнах»: как железнодорожные войска обеспечивают безопасность России
В пятницу профессиональный праздник отмечают военнослужащие Железнодорожных войск (ЖДВ) России. Свою историю это формирование ведёт от положения о создании первых специальных воинских подразделений для охраны и эксплуатации Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.
Этот документ, в соответствии с которым появились 14 отдельных военно-рабочих рот, две кондукторские и одна телеграфическая, утвердил император Николай I 6 августа 1851 года.
«Солдаты и офицеры Железнодорожных войск участвовали во всех войнах и вооружённых конфликтах, выпавших на долю России, в строительстве стратегических для государства железнодорожных магистралей, а также в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железных дорогах страны», — говорится в материалах Минобороны РФ.
Огромный вклад железнодорожники внесли в успех сражений в годы Великой Отечественной войны. Красноармейцы осуществляли техническое прикрытие магистралей, а с контрнаступлением под Москвой и на других участках фронта были запущены восстановительные работы.
Подразделения ЖДВ отличились при обороне Москвы, Ленинграда, в сражениях за Сталинград, на Курской дуге, операциях за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии и стран Восточной Европы.
В общей сложности в период ВОВ военнослужащие железнодорожных войск совместно со спецформированиями Народного комиссариата путей сообщения восстановили и построили почти 120 тыс. км путей и более 15 тыс. искусственных сооружений.
Как пояснил в беседе с RT военный эксперт Алексей Хлопотов, железнодорожная инфраструктура в годы Второй мировой войны имела колоссальное значение для переброски войск и военной техники. Несмотря на масштабные перемены, произошедшие в последние десятилетия, роль подразделений ЖДВ остаётся неизменно высокой.
«Роль железнодорожных войск в России всегда была огромной. Ни авиация, ни морской транспорт по-прежнему не могут заменить железную дорогу, особенно с учётом размеров территории РФ. Очень часто прокладка и налаженная эксплуатация путей становятся главным залогом нормального материально-технического обеспечения войск», — подчеркнул Хлопотов.
«Совершили трудовой подвиг»
Существенный вклад части ЖДВ внесли в послевоенное восстановление народного хозяйства СССР. Основные усилия железнодорожники сосредоточили на реконструкции магистралей, соединяющих Москву с Донбассом, Кавказом и западными республиками Советского Союза.
Также благодаря ЖДВ были проложены крупные транспортные артерии на Урале и в Сибири. С 1974 по 1989 год железнодорожники принимали активное участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Личный состав подразделений сдал в эксплуатацию около 1,5 тыс. км главного пути БАМа, 1227 мостов и искусственных сооружений.
Как отмечается на сайте Минобороны России, каждый девятый километр железных дорог в СССР был электрифицирован военнослужащими-железнодорожниками.
В советский период железнодорожные войска неоднократно привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Исключением не стала и авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Железнодорожники в кратчайшие сроки построили подъездные пути к месту трагедии, что позволило быстро возвести саркофаг над аварийным энергоблоком.
«В послевоенный период железнодорожники совершили настоящий трудовой подвиг, который позволил связать разные уголки России. Деятельность ЖДВ оказала масштабное положительное влияние на экономику и позволила в конце 1980-х годов создать в структуре РВСН уникальные части по эксплуатации железнодорожных комплексов с межконтинентальным баллистическими ракетами», — напомнил Хлопотов.
В 1990-е годы заслугой подразделений ЖДВ стало восстановление железнодорожной инфраструктуры Северного Кавказа, которая сильно пострадала в ходе противостояния между федеральными войсками и бандформированиями.
«В 1994—1996 годах военные железнодорожники восстановили более 24 км верхнего строения пути, 77 км линий связи, 67 км линий электроснабжения, 28 км линий автоблокировки, 11 искусственных сооружений общей длиной 300 м, 1519 куб. метров земляного полотна», — сообщается в материалах военного ведомства РФ.
Колоссальную работу железнодорожники проделали во вторую чеченскую кампанию, которая началась в 1999 году. По её завершении военнослужащие приняли участие уже в восстановлении транспортной инфраструктуры Чечни. Благодаря личному составу частей ЖДВ в республике были построены новые пути, реконструированы мосты через реки, протянуты линии связи и электроснабжения.
Как отмечают эксперты, слаженная работа военных-железнодорожников на Северном Кавказе позволила обеспечить федеральные силы необходимой техникой, боеприпасами, предотвратить в регионе гуманитарную катастрофу. С разгромом бандформирований в начале 2000-х годов исправное функционирование железнодорожных артерий дало возможность запустить масштабные строительные работы.
«В военное время железнодорожные войска помогают концентрировать крупные армейские группировки на угрожаемых направлениях, а в мирное — восстанавливать нормальную жизнь, обеспечивать проведение учений, способствовать развитию промышленности и экономики», — отметил в комментарии RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин.
«По топям и болотам»
Одним из последних реализованных проектов железнодорожных войск стало строительство участка Журавка — Миллерово направления Москва — Адлер в 2017 году. Новые пути избавили Россию от необходимости пускать товарные и пассажирские составы через территорию Украины.
Строительные работы в Ростовской и Воронежской областях заняли три года и велись практически в круглосуточном режиме. Военные возвели 137 км железнодорожного полотна и проложили 318 км линий электропередач. Также были проведены работы по разминированию местности и археологические раскопки на 15 курганах.
Первые поезда по новой дороге прошли в сентябре 2017 года. За успешное завершение строительства артерии министр обороны Сергей Шойгу наградил 39-ю отдельную железнодорожную бригаду орденом Жукова.
По словам экспертов, ввод в строй участка Журавка — Миллерово радикально повысил транспортную безопасность юга России и снял барьеры для развития туризма, перевозки граждан и промышленных грузов.
Ещё одним значимым проектом железнодорожный войск стала реконструкция обрушившегося железнодорожного моста через реку Кола в Мурманской области. Работы проводились личным составом 29-й отдельной железнодорожной бригады совместно с инженерами Западного военного округа в июне прошлого года.
В настоявшее время ключевым проектом железнодорожных войск РФ является модернизация Байкало-Амурской магистрали. Военные 5-й отдельной Познанской бригады должны проложить вторую ветку БАМа в условиях болотистой местности и полного бездорожья.
«Наши железнодорожные войска первыми зашли на строительство второй ветки БАМа протяжённостью 340 километров. Это самый плохой участок, который есть на БАМе, самый сложнейший — по топям и болотам. Ни одной дороги рядом нет», — цитирует пресс-служба Минобороны РФ замглавы военного ведомства генерала армии Дмитрия Булгакова.
К строительству второго участка Байкало-Амурской магистрали железнодорожники приступили в конце июля. До 2025 года военнослужащие должны сдать в эксплуатацию 19 новых объектов, причём первые два — уже в следующем году. Об этом 3 августа на заседании Минобороны РФ заявил Сергей Шойгу.
По его словам, железнодорожникам предстоит «большой фронт работ». В связи с этим военное ведомство позаботилось о создании «максимально комфортных условий» для проживания и труда. В частности, на участках строительства были возведены современные блочно-модульные городки, привлечено около 700 единиц автомобильной, инженерной и специальной техники.
«Использование всего потенциала северо-восточной ветки позволит увеличить транспортные возможности Восточной Сибири, пропускную способность магистрали и объём транзитных перевозок. Россия также сможет расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — сообщил министр.
Как пояснил Дмитрий Литовкин, модернизация БАМа имеет большое значение для укрепления военной безопасности России и служит дополнительным стимулом экономического развития Сибири. С запуском северо-восточной ветки будет обеспечено более надёжное дорожное сообщение, говорит эксперт.
Схожего мнения придерживается и Алексей Хлопотов. По мнению аналитика, передача ЖДВ проекта второй артерии БАМа — свидетельство высокой оценки и доверия руководства РФ этому формированию ВС РФ.
«Железнодорожные войска, по сути, обеспечивают связанность регионов, а БАМ уже давно нуждается в увеличении пропускной способности. К модернизации магистрали давно подступаются, но поручили её именно военным. Я думаю, что руководство России учитывало успешный опыт выполнения других задач и способность железнодорожных войск работать на самых сложных участках», — подытожил Хлопотов.
Железнодорожные войска: крепкие как сталь
Фото: 192 Центральный завод железнодорожной техники
6 августа исполнилось 170 лет Железнодорожным войскам Российской Федерации. ЖДВ выполняют важные задачи строительства, восстановления и защиты объектов железнодорожных путей сообщения. Кроме того, военные железнодорожники принимают активное участие в спасательных операциях и ликвидации последствий катастроф. С 2014 года в состав концерна «Уралвагонзавод» Ростеха входит брянский Центральный завод железнодорожной техники − одно из старейших предприятий в системе Железнодорожных войск России.
Свой праздник у военных железнодорожников появился в 1996 году. Ежегодно он отмечается 6 августа и приурочен ко дню образования в 1851 году специальных военизированных подразделений для охраны и эксплуатации железной дороги Санкт-Петербург − Москва. С профессиональным праздником солдат и офицеров поздравил министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу: «Созданные 170 лет назад военно-рабочие роты положили начало героической летописи войск, которые на протяжении всей своей истории вносят значительный вклад в укрепление обороноспособности страны. Поздравляю всех с праздником и благодарю за преданную службу! Желаю крепкого здоровья, благополучия, дальнейших успехов на благо Отчизны!»
Сегодня ЖДВ – род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооруженных сил РФ. Их основное назначение − техническое прикрытие, восстановление, заграждение и разминирование железных дорог. Кроме того, ЖДВ привлекаются для строительства новых железнодорожных линий общего пользования и специальных путей Минобороны. Многие планировочные и земляные работы при строительстве объектов Минобороны проводятся при участии ЖДВ, например при недавнем строительстве Главного храма ВС РФ в парке «Патриот». Часто ЖДВ привлекаются к работам по ликвидации техногенных аварий и природных катастроф, постройке дамб, укреплению берегов, отсыпке автодорог, разбору разрушенных зданий. Их даже иногда называют «военным МЧС».
В последние годы ЖДВ участвуют во всех крупномасштабных учебных маневрах. Военные железнодорожники возводят монтажные эстакады через водоемы, наводят мосты, строят подъезды к ним. И не просто водоемы, а крупнейшие реки страны. Так, во время учений 2019 года был наведен рекордный наплавной мост длиной 3 км через Волгу, по которому прошли войсковые эшелоны.
И все же основной фокус внимания ЖДВ – на состоянии железнодорожных путей и связанных с ними объектов. В случае разрушения какого-либо из них войска должны в кратчайший срок обеспечить его восстановление, а главное – возобновить движение на участке. Для этого они оснащаются разнообразным оборудованием, производством которого занимается в том числе брянский 192-й Центральный завод железнодорожной техники, одно из старейших предприятий в системе Железнодорожных войск России. Завод, созданный в 1919 году, сегодня входит в структуру концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех и поставляет ЖДВ специализированную продукцию: технику для строительства и ремонта верхнего строения пути, мостостроительную технику, сваебойное оборудование.
Предприятие производит широкий спектр железнодорожной техники: звеносборочные стенды, мобильные путеукладчики, универсальные путевые машины. Сваебойное оборудование из Брянска может работать на грунтах и забивать сваи на мелководье и воде. В мостостроительстве для быстрого устройства железнодорожной переправы через широкие и глубокие водоемы используется наплавной железнодорожный мост-лента МЛЖ-ВФ-ВТ, выпускаемый на заводе. А сборно-разборный мост-эстакада ИМЖ-500 позволяет пропускать не только поезда, но и автомобили и гусеничный транспорт.
События, связанные с этим
Танк Т-34: восемь фактов из истории легенды
Железнодорожные войска ВС России
Железнодорожные войска вооружённых сил Российской Федерации ЖДВ ВС России | |
Большая эмблема железнодорожных войск вооружённых сил Российской Федерации | |
Годы существования |
---|