вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности

§ 41. «Оттепель» в духовной жизни СССР


Преодоление сталинизма в литературе и искусстве

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «лёгкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В. М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы и повести И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутреннему миру учёного, человека.

Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многословными речами, приобретали характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоёв населения.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. В то же время призывы интеллигенции отменить и другие постановления 1940-х гг. по идеологическим вопросам отвергались. Подтверждалось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение».

Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определённые границы.

Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ Н. С. ХРУЩЁВА ПЕРЕД ДЕЯТЕЛЯМИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотёка, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывёт по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твёрдо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущёвым? Насколько определёнными они были? Выскажите своё понимание того, что Хрущёв называл «идейными шатаниями».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключён из Союза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей советской системе, Хрущёв в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

Тем не менее в те годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.

Источник

Контрольный тест по истории России. СССР в 1953-1964 гг

вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Смотреть фото вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Смотреть картинку вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Картинка про вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Фото вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности

Контрольный тест по истории России. СССР в 1953-1964 гг.

Каков главный результат борьбы за власть после смерти Сталина?

а) была пересмотрена экономическая политика

б) вся полнота государственной и партийной власти перешла в руки Хрущева.

2. на кого была возложена вина за репрессии 30-х гг?

А) на Берию и Ежова

3. Когда началось освоение целинных земель?

4. В чем различие программы Хрущева от программы Маленкова в развитии с сельского хозяйства?

А)Хрущев выступал за большую самостоятельность колхозов.

Б) Хрущев предлагал увеличить производство зерновых за счет целинных земель.

В)были увеличены расходы на социальное развитие села

5. Какие мероприятия относятся к экономической политике проводимой Хрущевым?

А) замена министерств совнархозами

Б) ускоренное развитие предприятий легкой промышленности

В) эксперимент с развитием хозрасчета.

6. каких успехов добилась наука в годы «оттепели»?

А)высадка человека на луну

Б) строительство атомного ледокола

В) создание реактивного пассажирского лайнера

7. Кто из советских писателей своим произведением «Оттепель» дал название хрущевским временам?

8. В каком году была образована Организация Варшавского Договора?

9. Какие соглашения были заключены между СССР и США после Карибского кризиса?

А)демонтаж советских ракет на Кубе

Б)вывод американских ракет из Турции

В) отказ СССР от экономической помощи Кубе?

Г) Закрытие американской военной базы на Кубе?

10. В какую страну Восточной Европы ввел свои войска Советский Союз в 1956г.?

Даете определения понятиям:

Предприятия группы «А»-

Работа с документом

«Из выступления перед деятелями литературы и искусства»

Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле вол и каждый может своевольничать, вести себя как заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний.

— какие границы творческой свободы устанавливались Хрущевым? Насколько определенными были они? Выскажите свое понимание того, что Хрущев называл «идейными шатаниями»?

Контрольный тест по истории России. СССР в 1953-1964 гг.

К чему привело усиление позиции Хрущева в борьбе за власть?

А)к установлению нового культа личности

Б) к отставке Жукова

В) к усилению позиции Маленкова

2. на каком съезде партии была принята новая Программа КПСС?

3. Найдите правильное высказывание:

А) экономическая программа Хрущева способствовала экстенсивному развитию хозяйства

Б) экономическая программа Хрущева способствовала интенсивному развитию хозяйства

В) экономическая программа Хрущева способствовала складыванию рыночной экономики

4. Почему несмотря на успехи социальной политики отставка Хрущева не вызывала протестов у советского народа?

А) политика Хрущева обострила национальные противоречия

Б)росло недовольство возросшей ролью КПСС

В) произошел рост цен на товары повседневного спроса

Г) была значительно сокращена численность армии

5. какие мероприятия оживили культурную жизнь в СССР?

А) регулярные встречи деятелей ЦК и культуры

Б)открытие Московского кинофестиваля

В)проведение международных выставок

6. что из перечисленного является признаком оттепели?

А) появление антисталинских произведений в литературе

В)ослабление роли коммунистической партии

Г) расширение международных контактов интеллигенции

7. когда был запущен первый искусственный спутник?

9. почему произошло усиление влияния СССР на ООН?

А) произошло ослабление роли США

Б) появление в СССР баллистических ракет

В) поддержка Советским Союзом антиколониальных движений

10. открытое противостояние началось внутри социалистического блока с разрыва отношений между

А) СССР и Германией

Дайте определение терминам

Предприятия группы «Б»-

Работа с документом

«Из воспоминаний В. Молотова»

Критикую общенародное государство… Не может быть государство выражать интересы и рабочего класса, и колхозного крестьянства, и интеллигенции… Среди интеллигенции немало бывших классовых противников, они не могут за диктатуру пролетариата бороться.

Что вызывает возмущение автора воспоминаний?

Чем он обосновывает недовольство идеей общенародного государства?

Убедительны ли, по вашему мнению, его аргументы?

Источник

§ 41. «Оттепель» в духовной жизни

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «лёгкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В. М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы и повести И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутреннему миру учёного, человека.

Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многословными речами, приобретали характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоёв населения.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. В то же время призывы интеллигенции отменить и другие постановления 1940-х гг. по идеологическим вопросам отвергались. Подтверждалось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение». Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определённые границы.

Из выступлений Н. С. Хрущёва
перед деятелями литературы и искусства

Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотёка, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывёт по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твёрдо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущёвым? Насколько определёнными они были? Выскажите своё понимание того, что Хрущёв называл «идейными шатаниями».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключён из Союза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей советской системе, Хрущёв в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

Тем не менее в те годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.

Развитие науки. Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. открыли Международный исследовательский центр в Дубне (Объединённый институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе Академии наук СССР за 1956—1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам.

К числу крупнейших достижений отечественной науки того времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полёт человека в космос (12 апреля 1961 г.); выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. Возобновились работы в области генетики.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущёвской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

Советский спорт. Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Уже первое участие советских легкоатлетов в Олимпиаде в Хельсинки (1952) было отмечено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном командном зачёте команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США. Первым золотым призёром Олимпиады стала метательница диска Н. Ромашкова (Пономарёва). Лучшим спортсменом Олимпиады в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц, ставший двукратным чемпионом в беге на 5 и 10 км. Золотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сёстры Т. и И. Пресс (метание диска, бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт), Б. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжёлая атлетика), В. Иванов (академическая гребля) и др. Блестящих результатов и мировой известности добились на Олимпиаде в Токио (1964): в прыжках в высоту В. Брумель, тяжелоатлет Л. Жаботинский, гимнастка Л. Латынина и др. Это были годы триумфа великого советского футболиста-вратаря Л. Яшина, сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей (в том числе 207 — без пропущенных голов) и ставшего серебряным призёром Кубка Европы (1964) и чемпионом Олимпийских игр (1956).

Успехи советских спортсменов вызвали небывалую популярность соревнований, чем создавали важную предпосылку для развития массового спорта. Поощряя эти настроения, руководство страны обратило внимание на строительство стадионов и дворцов спорта, массовое открытие спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ. Это закладывало хорошую основу для будущих мировых побед советских спортсменов.

Развитие образования. По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно новых рабочих для освоения строящихся предприятий.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

Запоминаем новые слова

Политехническая школа — школа, основанная на обучении основам техники, рабочих профессий.

Источник

Проектная работа по истории на тему «Духовная жизнь СССР в период «Оттепели», выполнено ученицей 10 класса Васильевой Кристиной.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №30 им. Железной Дивизии»

«Духовная жизнь СССР в период оттепели»

вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Смотреть фото вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Смотреть картинку вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Картинка про вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Фото вовсе не означает что теперь после осуждения культа личностивовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Смотреть фото вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Смотреть картинку вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Картинка про вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности. Фото вовсе не означает что теперь после осуждения культа личности

Глава 1. Характеристика периода оттепели, отличительные черты.

1.1. Особенности периода оттепели. Что подразумевает такое название4

1.2. Предпосылки начала периода оттепели в жизни СССР.5

1.3. Начало периода оттепели6

Глава 2. Духовная жизнь в период оттепели.

2.1.Расширение культурных связей7

Период середины 1950-1960-х годов ХХ века является исключительно важным в отечественной истории, значительно повлиявший на развитие общества и государства в целом. Включает в себя существенные процессы, сказавшиеся на многих сферах жизни СССР. Многосложный процесс развития в те годы получил неоднозначное отображение в литературе..искусстве, публицистике. Всё это является весомым аргументом того, чтобы подробнее разобраться в данной теме.

Цель: подробнее узнать об изменениях, произошедших в духовной, жизни, достижениях науки, культурных изменениях в СССР период «оттепели» (середина 1950-х – середина 1960-х годов). Выяснить что стало причиной начала данного исторического периода, какое событие послужило отправной точкой. Узнать, какие личностиоказали наиболее значительное влияние на изменения в духовной, сфере жизни общества.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи :

· Изучить исторические документы для получения наиболее достоверной и точной информации.

· Проанализировать события, произошедшие в духовной жизни.

· Посмотреть исторические фильмы, связанные с «оттепелью»

· Ознакомиться с материалами, которые посвящены историческому периоду.

Область исследования : исторический период СССР.

Предмет исследования : составляющие духовной, социальной жизни СССР. Искусство, литература, архитектура, образование, наука.

Сам термин связан с И.Г. Эренбургом, издавший повесть «Оттепель», которая была официально издана в журнале «Новый мир». Общий посыл данной политики: при Сталине была «зима», а при Хрущеве наступила «оттепель»,но ещё не «весна»,потому что в данный период только зарождались надежды на изменения, грядущие перемены в жизни страны.

Духовная жизнь общества в период хрущевской «оттепели» имела противоречивый характер. С одной стороны, десталинизация, приоткрытие «железного занавеса» вызвали оживление общества, развитие культуры, науки и образования. В то же время сохранилось стремление партийно-государственных органов поставить культуру на службу официальной идеологии.

Особенности периода «оттепели»:

· Противоречивость во всех аспектах ;

· Низкий художественный вкус власти;

· Осуждение культа личности Сталина;

· Демократизация общественной и политической жизни относительно прошлого;

· Появление некоторой свободы слова;

· Частичное ослабление цензуры;

· Контроль партийного аппарата за жизнью интеллигенции: (гонения на Бориса Пастернака за роман «Доктор Живаго»; возобновление арестов молодых историков за антисоветскую деятельность)

Изменения во внешней и внутренней политике были возможны лишь после смерти Сталина. Новое руководство могло сохранить влияние, только проводя новые реформы в политической системе.

После длительной борьбы за власть, в роли лидера государства закрепился Никита Сергеевич Хрущёв. Именно с началом его правления начинается и период «оттепели».

· Назревает социальный протест в обществе.

1.3 Начало периода оттепели.

Отправной точкой начала «оттепели» можно назвать выступление Никиты Сергеевича Хрущева на ХХ съезде партии КПСС, где им был осуждён культ личности Сталина.

С приходом к власти Хрущева начинается либерализация во внутренней, внешней политике страны, преобразования в экономике, политике. В связи с привнесёнными изменениями произошло «возрождение» общества, начала расцветать культура, наука, искусство. Все изменения отражены Эренбургом в литературном произведении «Оттепель».

После доклада Хрущёва на ХХ съезде партии тысячи людей были реабилитированы, в том числе деятели культуры, науки и искусства. После долгого молчания, затишья, стали вновь издаваться произведения А.А.Ахматовой, М.М.Зощенко, И.Э.Бабеля, О.Э.Мандельштама, Б.А.Пильняка. В печати появились запрещенные ранее стихи С.А.Есенина, М.И.Цветаевой.

В 1953-1954 году были проведены реформы системы управления культурой.

В 1950-х возросла роль творческих союзов. На постоянной основе стали собираться съезды представителей различных профессий (архитекторов, художников, композиторов, режиссёров.)

Постепенно разрушался «железный занавес» построенный ранее. Советский Союз возобновил культурные связи с Францией, Англией, Италией, США. Всё это способствовало появлению новых тенденций в духовной жизни.

Либерализация общественно-политической жизни сопровождалась расширением международных культурных связей. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Иностранная литература». Он стал для советских читателей единственной возможностью познакомиться с творчеством многих крупных западных писателей.

В июле 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стал придуманный Пикассо Голубь мира. Форум стал во всех смыслах значимым событием для советских юношей и девушек, они впервые познакомились с молодежной культурой Запада. В 1958 г. в Москве состоялся первый Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Победу одержал молодой американский пианист X. Ван Клиберн, выпускник Джульярдской школы.

Первые зарубежные гастроли коллективов Большого и Кировского театров. В спектаклях классического репертуара и постановках современных композиторов («Спартак» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Меликова) перед западным зрителем предстали М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, В. В. Васильев.

В конце 1950-х- начале 1960-х гг. балет превратился в «визитную карточку» советского искусства за рубежом.

· Отсутствие официальной информации о сталинских преступлениях.

· Расстрелы народных демонстраций

· Преследование художников-авангардистов, других деятелей искусств. Принятие новой программы партии, утверждающей, что коммунизм будет построен на протяжении 20 лет.

Духовная жизнь общества в период хрущевской «оттепели» имела противоречивый характер. С одной стороны, десталинизация, приоткрытие «железного занавеса» вызвали оживление общества, развитие культуры, науки и образования.

· Реабилитированы многие деятели культуры и искусства;

· Издание запрещённых ранее книг;

· Расширение культурных связей, контакты с западной культурой

( Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957);

· Усиление антирелигиозной пропаганды.

После XX съезд КПСС открылась возможность изучения закрытых документов, что способствовало появлению интересных публикаций по отечественной истории:»Очерки исторической науки в СССР», «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941— 1945 гг.» и журнала «История СССР»

Характерной особенностью «оттепели» стали бурные научные дискуссии.

В свет стали выходить произведения Солженицына «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», которые показывали проблемы преодоления сталинского наследия.

Чтобы предотвратить массовое распространение антисталинских публикаций, Хрущёв предупреждал о том, что это «очень опасный и сложный материал», с которым нужно быть крайне осторожными.

В период оттепели у писателей главной темой произведений был человек, его ценности, духовная составляющая.

Появились произведения о жизни послевоенной деревни: Очерки В. В. Овечкина «Районные будни», «Записки агронома» Г. Н. Троепольского.

В жанре деревенской прозы писали в годы «оттепели»: В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов, ранний В. М. Шукшин, В. П. Астафьев .

Произведения молодых писателей Ю. В. Трифонова, В. В. Липатова сформировали «городскую» прозу.

Продолжает развиваться «лейтенантская» проза. Ю.В.Бондарев, К.Д. Воробьев, Б.Л.Васильев – писатели, прошедшие войну. В их произведениях прослеживаются размышления о мировоззрении человека на войне, о цене победы.

Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Б.Ш.Окуджава, Б.А.Ахмадулина, Р.И. Рождественский в своем творчестве обращались к современным темам. Большую притягательность в 1960-е гг. имели вечера поэзии в Политехническом музее в Москве. Поэтические чтения на стадионе в Лужниках в 1962 г. собрали 14 тыс. человек.

Оживление культурной жизни способствовало появлению новых литературно-художественных журналов: «Юность», «Нева», «Наш современник», «Иностранная литература», «Москва». Журнал «Новый мир», «Дорогой мой человек» 1961, «Я отвечаю за всё» 1964.

Однако «оттепель» в культурной жизни страны имела определенные рамки, установленные властью. Любые проявления инакомыслия уничтожались цензурой. Так произошло с B.C. Гроссманом, автором «Сталинградских очерков» и романа «За правое дело». Рукопись романа «Жизнь и судьба» о трагедии ввергнутого в войну народа в 1960 г. была изъята у автора органами госбезопасности. Это произведение было опубликовано в СССР только в годы перестройки.

«Теркин на том свете», «За далью – даль»

«Звездный билет», «Пора, мой друг, пора»

«Один день Ивана Денисовича»

Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства) :

«…Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний…»

В Москве начали работать новые театры «Современник» под руководством О. Н. Ефремова (1957)и Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова (1964), спектакли которых пользовались огромной популярностью зрителей. В театральных постановках молодых коллективов «Современника» и «Таганки» нашли отражение настроения эпохи «шестидесятников»: обостренное чувство ответственности за судьбу страны, активная гражданская позиция.

В Ленинграде существовал почти равный Современнику по значимости БДТ.В эпоху «оттепели» Современник, Ленком, БДТ стали центром общесоюзной театральной жизни. Они очень внимательно следили друг за другом, перенимали новаторство, оглядывались друг на друга. Если артист БДТ приезжал в Москву, он должен был пойти в «Современник», чтобы понять, куда движется театр: независимо от того, какой там идет спектакль – хороший или плохой. Нужно было пойти в Ленком в те годы, когда его возглавлял Эфрос, нужно было пойти в «Современник», а в Ленинграде – в БДТ.

Ленинградский Большой драматический театр

Театр им. Ленинского комсомола

Были сняты идеологические обвинения с композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна.

В 1955–1956 гг. в США проходили гастроли выдающихся советских музыкантов: Д. Ф. Ойстраха и М. Л.Ростроповича.

Популярностью у советских людей пользовались песни, написанные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов: «Подмосковные вечера» в исполнении В. Трошина и Э. Пьехи, «Если бы парни всей Земли…», «Зори московские…», «Звенит гитара над рекою…».

В этот период начинается творческая деятельность композиторов

В становлении духовной атмосферы рубежа 1950—60-х гг. важную роль сыграло авторское песенное творчество.

В эпоху «оттепели» появился музыкально-литературный жанр бардовой песни. Среди исполнителей бардов наиболее популярны В.В.Высоцкий, Б.Ш Окуджава, А.А. Галич.

В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития, распространилось цветное кино. В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям).

Больших успехов достигла отечественная кинематография. На экраны вышли фильмы об обыкновенной судьбе человека на войне: «Летят журавли» (режиссер М. К. Калатозов), «Баллада о солдате» (Г. И. Чухрай), «Судьба человека» (С. Бондарчук).

Фильм «Летят журавли» Калатозова стали единственным советским полнометражным фильмом, получившим в 1958 г. приз «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. На эти годы приходится начало творческой деятельности таких режиссеров, как Г.Данелия, Г.Панфилов, В.Наумов, А. Кончаловский.

Весна на Заречной улице. Застава Ильича.

В середине ХХ в. наука стала ведущим фактором развития общественного производства.

· В 50-е гг. увеличивается финансирование науки в 12 раз, количество научных сотрудников – в 6 раз больше.

В 1955 г. на Харьковском авиазаводе начался серийный выпуск первого в мире турбореактивного пассажирского самолета » ТУ-104 «.

С 1955-1956 года в средней школе вводились новые учебные планы, программы, которые основывались на политехническом обучении. Эти планы предусматривали основание на естественных науках, физико-математическом направлении, сокращая количество гуманитарных дисциплин. В 1-4 классе появился урок ручного труда, занятия в мастерских в 5-7 классе, практикумы по сельскому хозяйству, электротехники в 8-10 классах.

1958 году был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало реформе школы. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Полное среднее образование осуществлялось на основе соединения обучения с производительным трудом в вечерней школе или техникуме. 2 дня в неделю вместо уроков старшеклассники должны были работать на предприятиях или на сельском хозяйстве. Срок обучения в школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники школы получали свидетельство о специальности.

В 1964 и 1966 в закон « Об укреплении связи школы с жизнью…» были внесены изменения. Школа вернулась к 10-летнему сроку обучения, сохранив 8-летнее как обязательное образование.

· В 1957 были введены новые правила приёмы в вузы. Преимущество при поступлении давалось тем, кто имел стаж работы не менее 2 лет или был демобилизован из армии. Со 2 класса вводился предмет «Ручной труд».

· С 7 класса дети обучались в мастерских.

· С 9 класса организовывалась практика по вождению машин, сельскохозяйственной деятельности, электротехники и другим необходимым профессиям.

Подробнее изучив документы, события, изменения в духовной жизни периода «оттепели», проанализировав литературу, соответствующую данному периоду, можно сделать вывод.

В период «оттепели» происходит значительный подъём искусстве, литературе, расширение культурных связей, реабилитируются деятели культуры, репрессированные при Сталине.

С наступлением «оттепели» в социальной и духовной сфере, произошло «возрождение» общества, расцвет культуры, науки искусства. В творчестве власть даёт свободу людям, но в то же время ограничивает ее. Неугодные творческие работники преследовались государством, подвергались репрессиям. Интеллигенция не смогла выдержать давления со стороны властей и в последствии подверглась творческому духовному кризису.

В сфере науки происходило всё больше открытий, появлялось больше изобретений. Советская наука преуспела в ядерной физике, атомной энергетике.

В целом, несмотря на то, что период оттепели характерен большим количеством противоречивый, он имеет свои положительные черты, свой неповторимый исторический колорит. Период оттепели характерен своими противоречиями, но в то же время имеет положительные стороны, свой неповторимый исторический колорит.

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начала XXI в. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2012.

2. Никонов В.А, Девятов С.В. История России 1914-начало ХХ в. 10 класс-«Русское слово»,2020.

4. Аксютин Ю.В. Хрущёвская оттепель и общественные настроения в СССР 1953-1964 гг.,2004.

5. Торкунов А.В. История России. 10 класс- «Просвещение»,2016.

6. Волобуев О.В, Карпачёв С.П., Романов П.Н. История России начало ХХ- начало ХХ l в. 10 класс- «Дрофа», 2016.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *