воцерковленный человек это что значит
Воцерковление
Воцерковле́ние – 1) священный обряд, совершаемый над младенцем на 40‑й день по его рождении; 2) в более широком смысле – приобщение верующего к Богу, к спасению, подразумевающее регулярное участие в Церковных Таинствах и богослужениях, усвоение православного вероучения, духовное совершенствование.
Членство в Церкви – это членство в конкретной евхаристической общине. Если спросить у военнослужащего, где он служит, то он назовёт конкретную воинскую часть, а не просто вооружённые силы. Аналогично и членство в Церкви не может быть виртуальным.
С канонической точки зрения отпадает от Церкви после Крещения тот, кто не участвует в Таинстве Св. Причащения без серьёзных причин более 3‑х седмиц (см. 80‑е Пр. VI ВС).
Воцерковление – это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью.
иеромонах Нектарий (Морозов)
[Следует] учить прихожан, чтобы мужчины и женщины, и их дети, часто приходили к духовным отцам на исповедь, особенно же в четыре святых поста, и не лишали себя принятия Пречистых Тайн, по рассуждении духовных отцов.
Если же кто проведет целый год без исповеди (за исключением путешествий и вынужденных обстоятельств) и наступит его смертный час, такого не [следует] погребать около церкви и не [следует] петь над таким последование усопших христиан, поскольку такой [человек], будучи жив, удалил самого себя от божественной церкви.
Деяния Большого Московского собора 1666–1667 г. // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 5. СПб., 1853. С. 463.
Православная Жизнь
Давайте разберёмся со значением слова, которое очень часто употребляют верующие люди, нередко — не понимая его смысла.
Образ жизни
Воцерковление — очень широкое понятие, которое у многих ассоциируется с тем, что человек уверенно себя чувствует в храме, знает, где поставить свечку за здравие и где — за упокой, и отличает протоиерея от паникадила. Получается, что большинство считает воцерковлением освоение правил церковного этикета и знание хода богослужения. Сразу же замечу, что, к сожалению, многие люди, считающие себя воцерковлёнными, пренебрегают этими правилами, почему-то считая, что они не для них, а для «пришлых». Но главное не это.
Важно понимать, что воцерковление — это не только знание хода служб и умение себя на них вести, это образ жизни. Мы показываем, какие мы христиане, не на литургии, не в храме, а за его пределами. Увы, нередко люди, считающие себя воцерковлёнными, демонстрируют невежество в повседневной жизни. Например, позволяют себе обращаться на «ты» к незнакомым, оправдываясь тем, что они к Самому Богу так обращаются — так с чего же обычным людям «выкать»? Они спокойно проявляют неуважение и невоспитанность.
Истинно воцерковлённый человек — не тот, кто знает, что и почему происходит в храме, соблюдающий все церковные предписания и воспитанный в церковной традиции прихода или благочиния, в котором живёт. Воцерковлённость невозможна без обычной человеческой воспитанности. Нужно стараться стать человеком, на которого другие смогут равняться. Воцерковлённый человек не будет хамить, не отправит собратьям по вере сверкающую открыточку в три часа ночи, не станет заискивать перед священником и грубить «обычным» людям. Его доброжелательность распространяется на всех, а не только на прихожан его храма. Он старается в каждом, кого встречает, видеть Христа.
Не итог, но путь
Воцерковлённость — это не свершившийся факт, не точка, поставив которую можно над собой не работать. Это путь всей жизни. Каждый день, начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну, надо подтверждать, что мы — православные христиане. Перемена ума, или метанойя, которая в нас однажды свершилась, требует труда над собой. Готовы ли мы соответствовать высокому званию христианина? Будем ли достойно вести себя не только среди таких же, как мы, но и среди тех, кто нас не знает, кто, глядя на нас, примет решение — идти в храм или нет? Вот что должно заботить воцерковлённого христианина. К сожалению, многие верующие люди ведут себя неподобающим образом и вне храма, и даже в нём, считая себя на голову (а то и на две) выше остальных. А ведь христианин — это не тот, кто воцерковился сам, но тот, глядя на кого хотят воцерковиться другие.
Думаю, не я один замечаю, что у людей, считающих себя «духовными», очень много гордыни. У них, как правило, духовная жизнь отделена от повседневной, а ведь так не бывает. Как часто люди гонятся за нездоровой духовностью, которая граничит с мистицизмом! Но это лжедуховность, которой надо противостоять.
Ещё я заметил, что люди, считающие себя воцерковлёнными, либо перестают читать Евангелие — потому что им в нём всё давно известно, — либо читают его как адресованное другим. Не исполняют заповеди, но следят за тем, соблюдают ли их окружающие.
Должен ли воцерковлённый человек знать Священное Писание, как протестанты?
Воцерковлённый человек должен регулярно читать Евангелие, а не слушать его один раз в неделю во время воскресной литургии. Ещё хотелось бы, чтобы он читал отрывок из Нового Завета накануне службы, на которую он идёт. Сейчас это очень просто сделать: у всех есть смартфоны, на которые можно установить приложение «Православный календарь» и каждый день читать евангельское зачало дня. Это займёт от тридцати секунд до трёх минут, я засекал. Зачем всё это нужно? Дело в том, что воцерковлённый человек не может жить в отрыве от Христа, а значит, он не может не читать Евангелие и не причащаться.
Где Христос?
Очень часто из нашей церковной жизни Христос вымывается. Его там просто нет! Есть святые Серафим Вырицкий и Серафим Саровский, Сергий Радонежский и Силуан Афонский. Есть какие-то старцы, коды, чипы и даже антихрист — а Христа нет. А ведь наша духовная жизнь должна сосредоточиваться вокруг Него! И священник не должен отвечать на вопросы о том, нужно ли делать прививки или продавать квартиру, его сфера — это помочь вам решить, сколько раз причащаться и как готовиться к принятию Святых Даров.
Воцерковлённый человек заботится о том, есть ли у него покаянное чувство — иначе вся его воцерковлённость внешняя, а это страшно. Именно такие люди две тысячи лет назад распяли Христа — фарисеи ведь были очень «воцерковлёнными» людьми. Самое страшное, что ничего не изменилось, и, приди Христос сейчас, Его снова распнут те, кому важнее, что говорят старцы, а не Он.
Если вы не знаете, как вести себя в храме — обратитесь к священнику. Он с радостью вам всё расскажет, как бы ни был занят. Однако самое важное не это. Воцерковлённый человек — это тот, кто любит. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — учит апостол. Это значит, что прежде всего нужно переживать о состоянии своей души, своего сердца и о том, как послужить ближнему. Всё остальное приложится.
Священник Димитрий Паламарчук
Кого можно считать воцерковленным человеком?
Ответы пастырей
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством?
Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru
Пока человек в отношениях с Богом ищет только своего,
он и есть «недохристианин»
– Помню, рассказывала мне одна молодая женщина, как она однажды, будучи в областном центре, будним днем зашла в кафедральный собор. Народу почти никого. Взяла несколько свечек и пошла молиться.
Помолившись, направилась к выходу, и в этот момент ее окликнула одна из тамошних бабушек и сочувственно поинтересовалась:
– Кто? Муж? Нет, всё в порядке.
– Тогда что же, гуляет?
– С чего это вы взяли? Нет, не гуляет.
Священник Александр Дьяченко – Сама болеешь? Или дети?
– Слава Богу, как у всех.
– Так, может, на работе у тебя неприятности? – недоумевает старушка.
– Всё в порядке, бабушка.
Реальный разговор, а звучит словно анекдот. Так бывает, когда идет человек в церковь, потому что надо ему проблемы свои решить. Сейчас он Богу свечку поставит, лоб перекрестит – Господь и поможет.
Так вот, пока человек в отношениях с Богом ищет только своего, он и есть, как вы говорите, «недохристианин». Христианин ищет Самого Бога. Удобно ему будет идти с Ним по жизни или не очень, сытно или впроголодь, вопрос для него неглавный.
«Должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 7), – говорит Господь Никодиму, и без покаяния здесь никак не обойтись. Слезет человек с пьедестала памятника собственной гордыни, встанет перед Христом на колени, тогда от храма, от Причастия его уже будет не оторвать. Палками бить станут – он всё равно пойдет.
Сопричастность христианина Церкви определяется
мерой реальной приверженности заповедям Спасителя
Священник Димитрий Выдумкин – Думаю, что при осмыслении этих вопросов нам меньше всего следует опираться на те или иные внешние критерии. Ибо есть ли у нас четко сформулированный и вполне ясный ответ на вопрос: «что такое воцерковленность»? И можем ли мы как-то описать подлинную церковную жизнь, не оказавшись в плену ограниченности своих собственных представлений?
Отвечая на эти вопросы, мы можем лишь попытаться направить мысль того, кому предназначены ответы, в правильном направлении. Лично для меня это направление было задано одним опытным духовником еще в период моей юности. Тогда, помню, он сказал мне: «Если ты захочешь понять, насколько глубоко ты находишься в Церкви, прислушайся к своему сердцу после того, как тебе случится вдруг пропустить воскресную Литургию. Если при этом на сердце будет тоска, которая не будет оставлять тебя в течение дня, значит, ты живой ее член. Если же для твоего внутреннего мира это событие пройдет почти незаметно и никакой скорби ты не ощутил, то ты в реальности пока лишь у врат ее стоишь, как оглашенный, и тебе еще только предстоит по-настоящему в нее войти».
Если сердце твое тоскует без Литургии, тогда ты живой член Церкви
Этот первый критерий, как мы видим, носит глубоко личный характер. Лишь сам человек, прислушавшись к своему сердцу, может попытаться понять, насколько он «вживлен» (не люблю слово «интегрирован») в жизнь Церкви. Но со стороны это понять нам не дано.
Другой критерий мы могли бы поискать в области внеритуальной жизни христианина. Церковное богослужение и Таинства для нашей нравственной жизни есть училище благочестия. Церковные тексты, содержащие в себе либо отрывки из Священного Писания, либо поэтическое истолкование их, либо примеры воплощения Евангелия в жизни святых, выстраивают для нас систему координат. Насколько воспринял христианин эту систему координат, насколько верен он в жизни тем идеалам, которые Церковь воспевает в Своем богослужении, настолько он и церковен. Жизнь Церкви вся выстроена вокруг заповедей Спасителя. И сопричастность христианина Церкви и вообще истинному христианству определяется лишь мерой его реальной приверженности этим же заповедям.
Важнейший критерий воцерковленности –
присутствие мирного духа, духа Христова
Священник Димитрий Шишкин – Всё-таки первое, что просится на ум, – это исполнение каких-то простых, но обязательных правил церковной жизни, известных всем мало-мальски воцерковленным людям. То есть присутствие на вечерней службе в субботу или накануне праздника, а также на Литургии в воскресный день хотя бы раз в месяц. Причем присутствие не на пять-десять минут, а как положено – от начала и до конца службы. Конечно, если нет каких-то объективных препятствий. Это важно, потому что и болезни бывают, и отсутствие храма в пределах реальной доступности, и разные погодные (природные) обстоятельства и т.д. Но при отсутствии всех этих коллизий посещение храма и службы нормально каждую неделю.
Далее, конечно, критерием воцерковленности надо признать участие в Таинствах исповеди и Причастия хотя бы несколько раз в году. Раньше говорили о необходимости Причащения каждым многодневным постом, которых у нас, напомню, четыре. Но сейчас (и это радует) большинство прихожан стараются причащаться чаще, хотя бы раз в месяц. И это хорошо.
Кроме того, надо сказать о правиле домашнем, то есть о каких-то минимальных требованиях исполнения утренних и вечерних молитв, молитв перед едой и после еды, перед работой и после работы. Обязательной нормой для воцерковленного человека можно назвать и чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета.
Обязательная норма для воцерковленного человека – чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета
Периодичность может быть разной: каждый день, раз в два-три дня или раз в неделю, в зависимости от обстоятельств, но постоянство – это норма. Кто-то скажет: ригоризм и начетничество! Ничуть – обычный христианский образ жизни.
Но и это еще не всё. Важнейшим критерием воцерковленности надо назвать присутствие мирного духа, духа Христова. Апостол говорит: «Кто духа Христова не имеет, то и не Его» (Рим. 8: 9). А один из основных признаков, если можно так сказать, духа Христова – это строгость к себе и снисхождение к другим. Не потакание грехам и не оправдывание лжи, но именно сострадательное и духовное отношение к человеку как к высшему творению Божиему, призванному ко спасению. Мне кажется, это важно: при исполнении всех правил, о которых мы говорим и которые действительно необходимы, не забывать, что цель наша состоит в том, чтобы стяжать дух Христов, уподобиться Христу, облечься в Него. Вот это в собственном смысле слова и есть воцерковление, потому что Церковь – это и есть тело Христово.
Насчет же того, что можно считать недовоцерковленностью и недохристианством… я бы воздержался от употребления этих терминов, хотя бы уже потому, что за всю историю жизни Церкви устами бесчисленного множества святых отцов были оговорены самые разные тонкости и нюансы церковной жизни и определены наименования всех важных для нашего спасения состояний, понятий и отношений. Насколько я знаю, среди этих терминов нет слов «недовоцерковленность» и «недохристианство», отчасти, может быть, потому, что суть человеческой жизни, особенно в духовном ее измерении, знает только Сам Господь, и нам легко ошибиться, оценивая человека только по каким-то внешним признакам, не зная содержания жизни его сердца и обстоятельств жизни вообще. Но это, конечно, не значит, что мы сами вправе пренебрегать теми критериями церковной жизни, о которых мы говорили выше.
Невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно,
в отрыве от общины
Священник Сергий Бегиян – Этот вопрос совсем не такой простой, как кажется. Несомненно, что жить настоящей церковной жизнью – это идеал каждого верующего человека. Наверное, в разные годы я бы по-разному отвечал на этот вопрос. Сегодня я могу сказать так: невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно, в отрыве от общины. Настоящая церковная жизнь общинна, соборна по духу. Где нет такого общего начала, там мало и церковности в высоком смысле слова.
Можно ходить на службы, участвовать в Таинствах, то есть пытаться осуществить свое индивидуальное христианство, но исполнить заповеди в одиночку затруднительно. Невозможно смириться, когда нет смиряющего; невозможно утешить, когда нет плачущего и т.д. Это простые, грубые примеры, но суть именно такова. Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему. Церковная община помогает усовершенствовать и первое, и второе.
Если община сильна – то тогда действительно приход подобен кораблю, плывущему по житейскому морю. Если община разделена на многих молящихся знакомцев (как оно происходит почти повсеместно), то мы переплываем море на байдарке. Может, конечно, повезти, и ты переплывешь. А может, и нет.
Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему
Недовоцерковленность – когда человек только берет от храма: Таинства, благодать, молитвы и прочее, – а сам ничего не дает, никогда не спросит, чем помочь. Может, банально после службы убрать некому. Недовоцерковленность еще и поверхностное хождение на богослужения без попытки что-то понять, стать ближе к Богу, хождение в церковь в силу традиции или по инерции.
Недохристианство – это некая косность, нежелание работать над собой. Человек ходит в храм, но уже не думает о своем исправлении, а уже его мозг работает, как бы исправить детей, внуков, мужа и проч. Недохристианство – это Ветхий Завет. Когда ты читал, читал: «не укради», «не прелюбы сотвори», «чти отца и мать» и прочее, а вот до «блаженны плачущии» – не дочитал. И так и остался христианским фарисеем, почитающим свой покой и комфорт превыше всего и на любое обвинение так и отвечающим: «Благодарю Тебя, Боже, что я не как другие человецы, пощусь дважды в неделю» и т.д.
Недохристианство – это успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «гарантии спасения»
Христос пришел низвести огонь (ср.: Лк. 12: 49) Божественной любви. И желает, чтобы этот огонь снедал нас и от любви к Нему мы восходили бы все к большему подвигу. Этот огонь не позволяет душе успокоиться на достигнутом (поскольку, в сущности, мы ничего не достигаем), но все время толкает нас вперед, как говорит апостол Павел: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3: 13–14).
Поэтому, говоря кратко, недохристианство и значит успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «православные гарантии спасения», а не в «муках рождения» каждый день распинаться миру.
Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви
Священник Валерий Духанин – Воцерковленность определяется по достаточно четкому критерию. Воцерковленный человек – это человек, который не может без Церкви. Его тянет в храм, в храме его душа расцветает, радуется, наполняется жизнью. Без богослужения и Таинств он задыхается, угасает. Он, конечно, может по усталости пропустить молитвенное правило, но без молитвы все равно не может.
Поэтому насколько жизнь Церкви стала жизнью твоей души, настолько ты и чадо Церкви. Насколько ты жаждешь общения с Господом в Таинствах и богослужениях, настолько Божия благодать и очищает тебя. А вот если тебя не тянет в храм, если ты думаешь, что лучше вместо всенощной пойти в гипермаркет, а вместо Литургии отоспаться, то какая у тебя воцерковленность?
Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви: Рождество, Воскресение Господа, ниспослание Святого Духа апостолам. Он переживает эти события как сопричастный Евангелию, воспринимает самым сердцем события из жизни Господа как имеющие отношение к каждому из нас. Он живет постами и праздниками церковного года, а мирские праздники отступают на второй план.
Важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним
И еще добавлю, что важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним. Ведь когда касается сердца благодать Христова, то внутри сияет что-то чистое, доброе, такую душу ничто не гнетет и она с радостью и любовью относится к окружающим. Если же ты ходишь в храм и тут же грубо одергиваешь стоящих рядом, если везде провоцируешь с кем-то конфликт, то, значит, еще не воспринял ты от Церкви мирный и любвеобильный дух, еще есть тебе над чем работать. Каждый из нас имеет свою степень недовоцерковленности. Но каждому открывается и удивительный путь – воспринимать у Матери-Церкви несказанные духовные дары, которые утешают, укрепляют, радуют и приобщают благодати Духа Святого.
Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово “воцерковленный”? – протоиерей Андрей Милкин
Воцерковлённый христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью.
Какая разница между воцерковлёнными и невоцерковлёнными христианами? Что означает слово “воцерковлённый”?
отвечает протоиерей Андрей Милкин
Воцерковлённый христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.
Воцерковлённость человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Покаяния и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, воцерковлённый человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковлённому же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.
Рекомендуемые записи
Оставить комментарий
Отменить ответ
20 комментариев
Здравствуйте.
Подскажите, как быть, когда нет возможности физической приходить в Храм?
Я инвалид, сама не хожу, только на коляске с посторонней помощью.
Крещеная, стараюсь, насколько Бог дает сил, жить как должно христианину, соблюдаю посты (имею в виду не ограничение в пище, а покаяние, смирение), молюсь, помогаю людям. Но из-за ограничений физических в Церковь не могу попасть. На крыльцо огромное мне не забраться, каждый раз нанимать грузчиков чтобы занесли по ступенькам очень дорого, по воскресеньям муж работает и меня просто некому одеть-собрать и пересадить на коляску, не говоря уже об остальном.
Получается что я попадаю в Церковь раз в 2 года, когда лежу в областной больнице прихожу в Церковь при больнице. Там испведаюсь, причащаюсь, а дома никак. Из-за того, что не бываю в Церкви, часто не могу даже толком помолиться, чувствую скованность, не знаю как правильно себя вести и все время оглядываюсь на кого-то.
Получается что такие люди как я, не воцерковленые, не посещающие Храм — “неполноценные”? Неужели нет веры и Христианской жизни без Храма? Я в последнее время очень переживаю из-за этого, молюсь, чтобы мне Господь даровал возможность посетить Церковь, обращалась к Владыке с просьбой соорудить пандус для колясочников, но пока все остается так же.
Пожалуйста, прокомментируйте мое письмо, буду очень признательна.
Ирина, имеет смысл приглашать священника для причащения домой. Это обычная практика.
По поводу пандуса лучше обратитесь к настоятелю храма. Или там епископ настоятель? Если так, то обратитесь в Патриархию.
Переживать не стоит, Господь видит, что Вы искренне стремитесь к участию в Евхаристии.
Добрый вечер. Самое главное, чтобы вы были близки к Богу душой. Господь везде. Если вас зовут ( вам хочется туда) в храм, церковь найдите способ побывать в нем. Господь поможет вам его найти 🙂
Господь, несомненно, везде. Но храм — место Его особого присутствия. Где ещё можно соединиться со Христом в Таинстве Святого Причащения?
Никогда в жизни не исповедовался, не причащался, хотя и был крещён в детстве.
И вооюще, ‑принимаю АТЕИЗМ уже давно за главную религию в своей жизни. На крайний случай — верую в Ярило, Перуна, Велеса и всех с ними!
Жаль, что Вас крестили, но не воцерковили, не привили к Богу, не научили духовной жизни…
Поддерживаю вас, принять атеизм это разумное решение здравомыслящего человека. Я тоже крещёный, но в бога и чёрта не верю. Это древнееврейские сказки мифы. Лучше бы мне вообще никогда не рассказывали ли бы о выдуманном людьми боге, только голову забили ненужной и бесполезной информацией.
Атеизм — это Ваш выбор, но к здравомыслию этот выбор не имеет отношения. Беда, когда неверие путают со здравомыслием.
Атеизм можно рассматривать и как одну из форм самоубийства, т.к. атеисты сознательно отвергают Бога – Источник жизни. Приверженность человека атеизму делает его духовно слепым, ограничивает его жизненный горизонт физиологическим и душевным уровнями бытия, препятствует постижению высшего смысла жизни, реализации высшего предназначения.
По сути атеизм является верой, т.к. его фундаментальные положения научно недоказуемы и являются гипотезами.
Посмотрите здесь видео, всего одна минута: https://azbyka.ru/ateizm
Церковь-это ковчег, Житейская суета и грехи-всемирный потоп. Решите для себя,остаться ли на суше и погибнуть,или вместе с другими взойти в ковчег и не погибнуть. Вне церкви нет спасения.
а как же быть людям которые исповедуют другую религию?
Войти в Церковь — корабль спасения.
Владимир, поделитесь тогда, пожалуйста, Вашими плодами веры без Церкви? Я, например, верю, что Вы есть? И что Вам с этой моей веры?
На 100% согласна с Вами. И готова подписаться под каждым вашим словом! Ибо считаю что Церковь и вера в господа Бога нашего и Стремление следовать заповедям Его, — совсем не одно и то же!
Юлия, для того, чтобы убедиться в ошибочности Вашего мнения, достаточно ознакомиться с заповедями Господа нашего Иисуса Христа. Хотя бы с заповедью о Евхаристии.
А я читала у о. Даниила Сысоева, что обязательно ходить хотя бы раз в две недели, раз в три — причащаться. Некоторые батюшки говорят, что принуждение может вызвать у ребенка усталость и формальное отношение к вере.
Представьте, что ребёнку будет сказано: зубы каждый день чистить не обязательно, можно раз в 2–3 дня. Как думаете, он после этого будет хотя бы раз в неделю их чистить?
Принуждение действительно пагубно влияет на религиозность, необходимо объяснять, а не заставлять. У нас в семье дети видят и знают, что каждое воскресное утро семья участвует в Литургии и для них это естественно.
Отец Даниил говорил о необходимом минимуме, худшем из возможных вариантов.
Обязательно ли крещёному ученику 6 класса ходить каждое воскресенье в церковь или можно верить и молиться дома? Очень много уроков в школе, мальчик учится отлично. Спасибо.
Лидия, всё зависит от целей воспитания. Если цель — подготовка у вечности, то это необходимо. Если же цель — подготовить к краткой земной жизни — то и молиться необязательно, всё равно больше 100 лет не проживёт.
Для христианина вера и молитва должны стать естественной частью жизни, а не просто обязанностью. Вершиной общения с Богом является Таинство Святого Причащения.