в чем новаторство чехова драматурга в пьесе вишневый сад
Новаторство А.П.Чехова (драматургия)
Пьесы, написанные А.П.Чеховым, становились событием для его современников, даже те, кто не признавал мастерства драматурга, улавливали новое в построении его произведений. Современники принимали или не принимали его пьес. Но отрицать их новаторство не могли.
Новаторство драматургии Чехова
Новаторские приемы, который использовал драматург, позволили вывести его пьесы в ряд уникальных творческих достижений автора и ценного приращения для всего отечественного театра.
Новый тип названия
Само название пьесы — «Вишневый сад» — стало новым в традиции наименовании драматических произведений. Русская литература традиционно выносила в заглавие или имя главного героя, или обозначение конфликта произведения, или основную тему.
Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит зрителя или читателя к обобщенному восприятию картин жизни в пьесе.
Новая образная система
В «Вишневом саду», как и в других пьесах Чехова, отсутствует деление на отрицательных и положительных персонажей — это еще одно проявление новаторства автора.
Пожалуй, только Яков своей бездуховностью, черствостью вызывает отрицательные эмоции. Остальные же герои и главные, и второстепенные вызывают у зрителя разнообразные чувства: смех, улыбку, сочувствие. Гаев смешон своими бильярдными словечками, речью перед шкафом, детской беззаботностью и неумением жить, но он трогателен в своей любви к вишневому саду, сестре, племянницам, в нем есть та доброта, которая привлекает людей.
Образ Пети Трофимова, с одной стороны, выполняет функцию декламатора идей (именно он говорит Ане, чем вызвана трагедия их жизни:
«Владеть живыми душами — ведь это переродило вас всех… вы живете в долг, на чужой счет,»- призывает ее к жизни новой: » Вся Россия — наш сад»),
с другой стороны, это образ не прямого рупора авторского восприятия жизни: Петя Трофимов — такой же недотепа, как и все остальные персонажи пьесы, он не знает практической жизни, заявляя, что он знает, как построить новую жизнь, Петя не умеет практические жить сам.
Новый вид конфликта
Еще одно достижение Чехова-драматурга, которого не знала классическая драматургия, — отсутствие внешнего конфликта.
Основа конфликта — судьба вишневого сада — задана уже в первом действии, но этот конфликт не проявляется:
» Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь»,
Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни. К концу пьесу все нарастает и нарастает чувство одиночества каждого из героев, неустроенности жизни и ожидания перемен
«О, скорей бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
В этом смысле пьесы Чехова представляют
«не драму в жизни, а драму жизни»
В «Вишневом саде» отсутствуют трагические или собственно комические коллизии. В этой жизни страшны не драматические события, в пугающая своим течением повседневность.
Новизна жанрового решения пьесы, появление подтекста
Жанрово «Вишневый сад» определяют как лирическую комедию. Чехов, усматривая в жизни много комического, обращает внимание на чувства героев, их тонкие оттенки, что создает лиризм комедии.
В его пьесах впервые в отечественной драматургии появился подтекст, который во многом определяет особую интонацию его пьес.
В «Вишневом саде», например, неожиданный звук лопнувшей струны обнажает неустроенность жизни героев, показывает, что при внешней веселости они ощущают драматизм своего положения.
Огромную новаторскую роль в пьесах драматурга играют ремарки, которые являются как бы эмоциональными контрапунктами действия.
Так действие пьесы начинается весной, а заканчивается осенью, авторская ремарка «было холодно» иллюстрирует тему обреченности дворянского мира, духовной разобщенности героев.
Звук топоров в конце пьесы — символичен, это аккомпанемент крушения человеческих судеб, конца дворянской эпохи в судьбе страны. Топорам вторят звуки молотков, которыми заколачивают старый дом вместе с забытым Фирсом. Так авторская деталь позволяет трагическим аккордом закончить пьесу об утрате миром духовности.
Одной из существенных особенностей драматургии Чехова является множественность перекрещивающихся драматических линий. Каждый персонаж переживает свою драму и, общаясь с другими, ощущает себя одиноким. Общий же настрой пьес говорит о стремлении драматурга преодолеть разобщение, призвать людей к новой, лучшей жизни.
Наша презентация темы
Новаторская драматургия Чехова стала достоянием всего человечества, отражение эмоционального состояния человека в его повседневной жизни — тот новый путь, который показал драматург в начале ХХ века.
О значении произведений писателя для становления МХАТа — здесь
Как проявляется новаторство драматургии А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад»? (ЕГЭ по литературе)
А.П. Чехов является не только одним из выдающихся драматургов, создавшим немало шедевров, но и художником-новатором, внесшим в драматургию новое творческое своеобразие. Одно из наиболее яркий, запоминающихся и новаторских произведений писателя является пьеса «Вишневый сад».
Во-первых, очень удивляет авторское определение жанра.
Антон Павлович называет «Вишневый сад» лирической комедией. Хотя многие его современники не понимали замыслов писателя и определяли новаторскую работу как трагедию и драму, где не над чем улыбаться. Но сам Чехов хотел высмеять и показать в необычном разрезе проблемы того времени. В произведении и правда много комических вещей: фокусы Шарлоты, падения с лестницы, «выступление» старого шкафа, забавные диалоги. Пьеса сочетает в себе элементы комического и драматического, не ограничиваясь каким-то однозначными определением. Хотя и темы гибнущего сада, крушения старого, несостоявшейся жизни, незамеченной любви настраивают зрителя на лирический лад, но по замыслу автора им создана совершенно особая жанровая форма.
В-третьих, отличительной чертой «Вишневого сада » становится то, что центр пьесы — это не персонаж или событие, а сада как неоднозначного символа природы, прекрасного отцветшего уходящего времени или всей России.
В-четвертых, события драмы можно назвать лишь преддверием кого-либо глобального конфликта, которому в рамках действия пьесы разыграться не суждено. Драматичность заключается и в том, что самые трагичные события произойдут после окончания. Зритель не знает, что про произойдет с героями в будущем. Но ясно одно: это будет тяжело. Пьеса оставляет двойственное, неопределенное впечатление грусти, но в тоже время светлой, хотя и размытой, надежды.
Пьесы Антона Павловича можно назвать по истине гениальными. В «Вишневом саде» Чехов проявил себя как искусный драматург и новатор. Двойственность, неоднозначность и необычность оставляет неизгладимое впечатление у зрителя и позволяет найти ему что-то новое для себя.
Новаторство Чехова как драматурга на примере пьесы «Вишнёвый сад» (ЕГЭ по литературе)
Антон Павлович Чехов по праву считается великим классиком русской литературы, который, в первую очередь, прославился за счет написанных им пьес для постановки в театре. Одной из таких является комедия «Вишнёвый сад», именно на её примере можно раскрыть новаторство писателя «золотого века».
В первую очередь, Чехов поразил читателя необычной композицией своего произведения: в пьесе нет чётко выделенных зачина и развязки, действие стремительно развивается, а финал и вовсе можно назвать открытым, ведь каждый зритель в конце сам додумывает: что же ждёт Россию в будущем. Кульминация, которая в данном произведении представлена торгами и продажей имения Раневской, происходит за сценой, читатель может наблюдать лишь за реакцией главных героев на данные события.
Также Чехов отличился от многих других драматургов жанровым своеобразием пьесы: автор назвал её комедией, хотя критики и другие деятели культуры считали произведение драмой.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Писатель утверждал, что настоящее и будущее России не должны быть печальными, а идти вперед нужно только с улыбкой, не превращая переход к свободному и мирному существованию в трагедию.
Новаторство Чехова, в отличие не только от драматургов, но и прозаиков того времени, заключалось в том, что автор не наделял своих персонажей только положительными или только отрицательными характеристиками, а разделение на главных и второстепенных героев и вовсе стало условностью. Так, к примеру, Лопахин, что выходил на сцену довольно часто и являлся главным представителем нынешней жизни, не совсем может называться основным действующим лицом: он — мостик между прошлым и будущем России, чья роль — показывать разницу между первым и вторым, находить компромисс и пути решения назревших в обществе конфликтов.
Стоит упомянуть, что если речь идёт о пьесах, то классики часто добавляли в свои произведения ремарки — авторские заметки по тому или иному поводу. И если раньше, например: Гоголь, Грибоедов, Островский для подчеркивания эмоций персонажей вводили немые сцены, то Чехов как новатор русской драматургии представил читателям и собратьям по перу новое явление — пауза, что подчеркивала самые напряженные моменты пьесы.
Таким образом, классик смог в, казалось бы, небольшую пьесу вложить всё своё мастерство. Выступить новатором в драматургии, показывая критикам и читателям ранее не известные им приёмы, подталкивая будущих драматургов к написанию таких же шедевров мировой классики, какие получались у великого автора XIX века.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id97806
Новаторство Чехова как драматурга: краткий ответ на вопрос
Содержание:
Пьесы Антона Павловича вызывали большой интерес среди литературоведов, критиков. Современники видели в них нечто новое, необычное. Вскоре были сформулированы определенные критерии, выделяющие новаторство драматургии Чехова. Писатель смог четко передать обстановку, сложившуюся в России в девятнадцатом веке. Большинство трудов написано не просто в стиле реализма. Автор указывает на кризисные моменты, отражающиеся на внутреннем мире людей.
Характерная черта драматургии писателя – частые отступления от основного смысла. Он переводит внимание читателя с поверхностных фактов на глубинный смысл. Многослойная реальность позволяет изучить бытие человека в определенных условиях. Автор повествует про повседневную жизнь обычных людей, стараясь определить главную суть человеческой жизни.
Новаторство Чехова-драматурга – основные принципы
Произведение Чехова – это совокупность внутренних переживаний, ассоциаций, методов художественной выразительности. Писатель часто применял различные литературные приемы, чтобы подчеркнуть важные детали. В чем заключается новаторство Антона Павловича:
Писатель определял свои пьесы как способ глубже познать реальные проблемы людей. Для него класс личностных переживаний, радостей важнее конфликтного сюжета.
В чем заключается новаторство Чехова-драматурга – кратко
Новаторство Чехова в пьесе «Вишневый сад» проявляется в полной мере. Это последнее произведение Антона Павловича, ставшее самым нестандартным. Обедневшая дворянская семья, Раневский, Гаев, другие персонажи символизируют русскую жизнь в период кризиса. Пьеса говорит о том, как разрушается вишневый сад. Писатель подразумевает крах всего государства под влиянием событий 1917 года.
Название пьесы уже стало новаторским решением. Писатели классической драматургии использовали имена главных персонажей, тематику или конфликт в заглавии. Вишневый сад – это место, где происходят события. В пьесе отсутствует внешняя конфликтная ситуация. Персонажи рассуждают о судьбе любимого сада, отсутствует агрессия, негативные отношения между героями. Выделим основные признаки новаторства Антона Павловича, которые он первым внес в русскую литературу:
Новаторство Чехова-драматурга в пьесе Вишневый сад
Театральное искусство в начальной своей форме существовало еще в каменном веке. Жизнь древнего человека так или иначе была связана с театральными представлениями, будь то ритуальные пляски и песни перед охотой или же шаманские гаданья. Из хоровых выступлений на торжествах, посвященных богу Дионису, в Древней Греции «родились» два основных жанра драматического искусства — комедия и трагедия. Но если греческая драматургия брала за основу мифологические сюжеты, то римская «новая комедия» показывала неприхотливые бытовые сценки из жизни простых смертных. В средние века, наряду с бродячими театральными труппами, возникает церковный театр, исполняющий сценки из Священного Писания. Но строго очерченные жанровые рамки драмы оформились в эпоху классицизма. Теоретиком театра этого времени стал Николя Буало. В своем трактате «Поэтическое искусство» он сформулировал законы, которые стали стилистическими и эстетическими нормами классицизма. Театр должен был научить человека понимать то, что есть добро, а что зло. И это стремление к ясности выразилось в однолинейности характеров героев, четкости авторской позиции, соблюдении трех единств (места, времени и действия) и невозможности смешения стилей.
Русская драма возникла первоначально как устная («О царе Ироде», «Лодка»), лишь в XVII веке появляется первая письменная — «Блудный сын» Симеона Полоцкого. Русская драматургия XVII века переняла все каноны французского театра. «Наша драма — подкидыш», — писал Вяземский. Однако классицизм на русской почве приобрел сатирическую направленность.
Что же такого происходит в пьесе? Жизнь как жизнь. Люди плачут, смеются, пьют кофе… Какая-то бытовая зарисовка. Но быт у Чехова — это не только фон, на котором развиваются события, как у Островского, это история, за которой скрыта другая, история душ. Поэтому конфликт развивается не на сцене, а в душах героев. А за внешней обыденностью скрывается глубокий драматизм — прием «подводного течения». И это несоответствие внешнего и внутреннего сюжета созвучно с тем, что происходит в душах героев, с конфликтом прошлого и настоящего, мечты и бытия.
(«Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала, — говорит Раневская и тут же, однако, «сквозь слезы»… — надо пить кофе». «Хожу я, душечка, цельный день по хозяйству и все мечтаю», — признается Варя.)
Каждый герой живет в мире своей мечты. Люди разобщены не только между собой, они не могут найти согласия и в себе. Особенно это видно из диалогов. Огромное значение в описании героя и передаче авторского отношения к нему и всему происходящему во всех русских пьесах всегда играла речевая характеристика. (Так, в «Ревизоре» «фитюлька» Хлестаков говорит сумбурно, быстро перескакивает от одной мысли к другой, Городничий же «очень неглупый по-своему человек» и единственный, кто способен прозреть в пьесе («Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»), говорит «ни много, ни мало», «ни громко, ни тихо».)
Речь героев Чехова индивидуальна (гаевские бильярдные термины, епиходовские «слова-паразиты»), но слова не выражают стремления к какой-либо определенной цели, а лишь отражают мир мыслей и чувств. И если диалоги в традиционном плане способствуют развитию действия, то в пьесе «Вишневый сад» многие отдельно взятые фразы передают только душевное состояние героев, причем нередко слова подменяются жестами или же действиями-сигналами.
(«Я не могу усидеть, не в состоянии (вскакивает и ходит в сильном волнении). Я не переживу такой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (целует шкаф) Столик мой…»)
Используя открытый Толстым прием «диалектики души», испытания героев нравственным выбором (в «Войне и мире» критерием добра и зла становится война 1812 года), Чехов показывает героев пьесы через отношение к вишневому саду. Причем вишневый сад Чехова — это не «общественный сад» Островского, это полноценный герой, развернутый символ: это и символ прекрасного, и Россия, и ее судьба, и жизнь человека сама по себе. И у каждого героя свой вишневый сад, свои надежды. Может быть, поэтому в последнем действии так различно представление героев о будущем.
(«Начинается новая жизнь, мама!» — говорит Аня. «Жизнь моя, моя молодость, счастье мое, прощай. » — восклицает Раневская. «Жизнь-то прошла!» — вторит ей Фирс.) Герои в пьесе ничего не делают, они бессознательно отдаются течению жизни, не пытаясь что-либо изменить. И, забыв обо всех насущных проблемах, им кажется, что все уж как-нибудь, верно, решится, ведь «взошло солнце» (огромную роль играют в пьесе картины природы), а будущее видится им как «далеко-далеко обозначившийся город, который бывает виден лишь в хорошую погоду». Но все в жизни, как говорил Пушкин, «восходит, зреет и падет». Так и сад в пьесе проходит через три времени года: весну, лето и осень. Солнце садится… Однако Любовь Андреевна устраивает бал, показывает фокусы, все смеются, шутят, ссорятся, снова смеются, хотя сегодня «решается их судьба». И звуки, введенные Чеховым в действие, есть не что иное, как попытка внутреннего действия «вырваться» наружу. Печально замирает лопнувшая струна, и кажется, что это порвалась какая-то часть души, которую, чтоб не нарывала, нужно не трогать. Поэтому тут слышится «смех».
В пьесе нарушены все законы драматургии. Произведение полностью не вписывается ни в один драматический жанр. Авторские ремарки, подробные и многочисленные, а также огромное количество внесценических персонажей сближают «Вишневый сад» с эпическим повествованием. «Ноктюрн», «Настроение в 4-х актах» — вот как по-разному определяли эту пьесу. Однако сам Чехов назвал произведение «лирической комедией». Действительно, в пьесе больше комического, чем грустного. Для достижения комедийности Чехов вводит чисто комические персонажи (Яша, Дуняша, Шарлотта, Епиходов, Фирс), маленькие миниатюры комедийно-фарсового характера, использует приемы внешнего комизма (так, за рассказом о трагической судьбе Шарлотты следует внезапный прозаический переход к «поеданию» огурца), подачи мелкого и незначительного как возвышенного и серьезного, а также комичности образов (показывая, с одной стороны, драматизм жизни Раневской, Чехов указывает и на несерьезность ее восприятия жизни). И такое сочетание комического с драматическим, смеха с грустью «выливается» в лейтмотив всего произведения — мотив тревоги за свою судьбу, за вишневый сад, а значит, и всю Россию. Однако в произведении нет безысходности. Чехов оставляет надежду, и будто слышатся пушкинские строки: «Печаль моя светла…»
Итак, пьеса «Вишневый сад» стала принципиально новой драматургической формой как во всей русской, так и в мировой литературе. «Новая драма» Чехова, как все гениальное, явила ряд последователей. Это и Б. Шоу («Дом, где разбиваются сердца»), и М. Горький («На дне»), и М. Булгаков («Дни Турбиных»)… Сад этот заполнил все столицы, Его не вырубить и не постичь. (А. Вознесенский. «Из Мексики»)