что нужно знать при устройстве на работу учителем начальных классов
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
О чём нужно узнать, прежде чем идти работать в школу
Молодой преподаватель — идеальное решение многих школьных проблем. Например, есть кому отдать слабые классы или бунтующих старшеклассников, а потом обвинить в плохой успеваемости и дисциплине. О чём нужно узнать, прежде чем идти работать в школу, — рассказывает преподаватель литературы и автор телеграм-канала о книгах и хип-хопе Артём Новиченков.
1. Вам могут дать слабый класс
Молодому учителю часто отдают самые слабые классы. И с этим ничего не поделаешь. В таких классах часто проблемы с самооценкой и отсутствует какая-либо дисциплина. Будет тяжело, но зато вы получите неоценимый опыт. После этого уже ничего не страшно.
Что делать. Дайте понять детям, что они ничем не хуже остальных. Нужно избавить их от психологии жертвы. Хотя бы на ваших уроках. Ни в коем случае не заваливайте двойками, домашней работой, замечаниями и прочим. Для них — это будни, для вас — клеймо типичного злого учителя. Предложите им поработать над чем-то вместе, чтобы они смогли поверить в себя. Обычно такие классы сплочённые и с удовольствием работают в группах.
2. Ученики будут проверять вас (очень долго)
Дети чувствуют острее взрослых. Любая ваша неуверенность — это повод для срыва урока. Неопрятность — повод для насмешек. Незнание — повод самоутвердиться за ваш счёт. А ложь — ложь дети просто не прощают.
Что делать. Во-первых, перед выходом из дома и перед каждым уроком обязательно смотритесь в зеркало. Мне рассказывали историю, как однажды учительница пришла на работу без юбки и заметила это только на уроке. Ей пришлось уволиться. Одевайтесь аккуратно, выглажено, стильно. Дети заметят любую мелочь. Нитка, которая прилипла к плечу, может отвлечь целый класс. Если что-то пошло не так, отшутитесь. В противном случае ваша трагедия обернётся комедией.
Во-вторых, всегда готовьтесь к урокам. Если не успели, не делайте вид, что подготовились, дети это всё равно узнают. Если вам задали вопрос, на который не знаете ответ или что-то забыли, скажите честно. Лучше признаться в незнании или ошибке, пусть даже и грубой, чем спорить с «Википедией» или врать. Незнание они легко прощают и забывают, а к учителю-лжецу уважения нет. В моей школе есть слабая учительница английского, которая каждый раз на неожиданный вопрос огрызается и втихаря под партой пользуется гугл-переводчиком. Дети её терпеть не могут. Им больше нравятся пусть и строгие, но умные учителя.
3. Вам придётся пройти тест на стрессоустойчивость
На что способны ваши нервы? Поверьте, дети гораздо терпеливее и упорнее, чем вы думали. И их много, иногда — очень много. Они хотят, чтобы вы показали им свою суть. Например, каким вы бываете, когда выходите из себя. Ведь им скучно смотреть на эти одинаковые учительские маски. Они хотят увидеть ваши настоящие эмоции.
Что делать. Оставайтесь собой, будьте настоящими всегда. Если у вас не задался день, так и скажите. И наоборот — не забудьте поделиться своим хорошим настроением. Дети умеют и даже любят сочувствовать и сопереживать. А вот чего они не любят, так это масок.
4. Ученики не делают домашнее задание (а уроки идут не по плану)
Удивительно, да? Вы так для них стараетесь, а они вас не ценят. Называют вас лучшим учителем в школе, но ваш предмет их не интересует. Вы придумали для них интересный урок, а они не принесли на него то, что было задано. Или они просто не готовы. Или сегодня с ними что-то не то, ничего не получается.
Что делать. Ни в коем случае не нойте, что они не оправдывают ваших ожиданий, или что вот, мол, вы такой хороший, столько сил потратили, а они опять вас подвели. Что-то не получилось, пошло не так — ищите другие варианты решения поставленных задач. Вы учитель, а не начальник. Дети вам ничего не должны. Не забывайте, что дети учатся для себя, а не для вас. Вы можете им нравиться как человек, но ваш предмет им может быть не нужен. Они химики, а не литераторы, или наоборот.
В конце концов, они могли не подготовиться, потому что вчера была экскурсия или репетиция. Или они готовились к чудовищной контрольной по географии, где учитель, в отличие от вас, им не простит промашки. А может, они сегодня такие варёные, потому что перед вашим уроком у них была сдвоенная физкультура? Или ваш урок стоит первым в понедельник или седьмым в пятницу? Меняйте стратегии. Вы как футбольный тренер. У вас должна быть длинная скамейка запасных и понимание, что такого можно сказать в раздевалке, чтобы свести игру хотя бы к ничьей.
5. Ученики будут нарушать дистанцию
«О, молодой препод — круто было бы с ним сдружиться!». Кто-нибудь точно про вас так скажет или подумает. Один предложит вам по-взрослому поздороваться за руку в коридоре. Другая попросит обняться в коридоре. А третий позовёт гулять. Для детей границы зачастую размыты. И иногда им сложно отказать. Да и некоторые старшеклассники вам особенно симпатичны, так и хочется с ними стать друзьями и перейти на «ты». Тем более, учителя такие скучные, и так не хочется быть таким же. Но в то же время вы понимаете, что это неправильно.
Что делать. На этот вопрос мне ответить, честно сказать, сложно. Есть некая граница, которую каждый учитель выстраивает сам: что можно, что нельзя, а что можно только в определённых условиях. Но я убеждён, что есть принципы, которые никогда нельзя нарушать:
От себя скажу, что на «ты» я предложил перейти ученикам сам, когда они выпустились. Обниматься в школе с учениками приходилось очень редко, я старался избегать этого контакта, но так, чтобы не обидеть учеников. А руки жал всего несколько раз, и то, когда никто не видел. Не забывайте, что школа — это большая деревня и все всё знают про всех.
Конечно, всех мелочей учесть невозможно. У каждого учителя свой опыт и свои дети. Главное, помнить, что лучше всего работает искренность, знания и сфокусированность на учениках.
Учитель начальных классов: специфика профессии, обучение и требования ФГОС
Учитель начальных классов оказывает огромное влияние на будущее детей — он учит работать и мыслить самостоятельно, правильно себя вести в обществе, расширяет кругозор, формирует мировоззрение.
Эта профессия достойна уважения, но сложна. Прежде чем выбрать ее окончательно, разберитесь в плюсах и минусах, специфике работы и в требованиях ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). Мы собрали эту информацию в статье, а также рассказали, где получить образование учителя начальных классов и куда пойти работать.
Специфика профессии и требования ФГОС
Особенность работы учителя начальных классов в том, что именно он формирует у детей само умение учиться. Большинство первоклассников незнакомы с правилами дисциплины, принятыми в школе, они не знают, как нужно работать с учебниками и тетрадями, как выполнять задания в паре или группе, как общаться с одноклассниками и преподавателями — и даже как вести себя во время уроков и на переменах. Всему этому детей нужно обучить.
Если вы планируете работать в общеобразовательной школе, учитывайте также направления деятельности учителя начальных классов по ФГОС. Педагог должен не только обучать детей конкретным дисциплинам (математика, русский язык и пр.), но и заниматься их воспитанием, прививать им семейные, гражданские ценности, доброжелательность в отношении к окружающим, готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки и достигать намеченных целей. Для этого нужна комплексная работа, которая выходит за рамки школы — именно поэтому учитель начальных классов часто сотрудничает с преподавателями разных дисциплин, психологами, дефектологами и родителями.
После принятия образовательного стандарта в учебном процессе произошло несколько изменений:
Все детали работы по федеральному государственному образовательному стандарту разъясняют на курсах повышения квалификации учителей начальных классов по ФГОС. Они длятся 3 недели и предполагают изучение только профильных дисциплин — все полученные знания вы сможете использовать в работе.
Квалификация: Учитель-логопед (логопед)
Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Как стать хорошим учителем начальных классов: семь простых советов
Итак, в вашей трудовой книжке появилась новая запись и вас приняли на работу учителем. Теперь вам нужно постоянно думать, как донести знания до учеников, наладить контакт с ними, их родителями и вашими коллегами. Это непросто, но, используя передовые методики, можно сохранить нервы и энергию. Наши советы помогут вам стать лучше в профессии и получать от нее не стресс, а удовольствие.
1. Знайте свой предмет «на отлично»
Это не так очевидно, как может показаться. Учитель начальной школы должен быть специалистом практически во всем — от письма и арифметики до естествознания и истории. Чем больше вы знаете и умеете, тем интереснее ваши уроки и убедительнее вы выглядите перед учениками. Поэтому нужно постоянно наращивать компетенции, особенно в сложных для вас областях.
2. Не перехваливайте
Нельзя «заигрывать» с детьми — они просто перестанут к вам прислушиваться. Войдя в класс, учителя становятся партнерами учеников. Нужно разговаривать доброжелательно, но выставляя четкие границы.
Дети часто расценивают чрезмерную похвалу как знак, что преподаватель не ожидает от них больших результатов. Это демотивирует. Поэтому обосновывайте похвалу и давайте ребенку «видение перспективы» — путь дальнейшего развития.
3. Помните: ваша личность важна
4. Обращайтесь к коллегам
Даже опытный учитель начальных классов должен перенимать позитивный опыт коллег и взаимодействовать с ними для улучшения своих уроков. Очень важно интересоваться методиками, которые используют другие преподаватели, делиться идеями, налаживать эффективную коммуникацию и быть открытым к общению.
5. Держитесь уверенно
Знаем, это трудно, но нужно, ведь дети эмпатичны и сразу почувствуют ваш страх и неуверенность. Поэтому:
6. Делайте обучение разнообразным
Большинство учителей считают индивидуальный подход к обучению самым эффективным, но в условиях стандартного класса на 25-30 человек его сложно обеспечить. Выход — разнообразить обучение. Используйте игровые методики, дискуссии, задания разной сложности. Обязательно отслеживайте реакцию — так вы сможете понять, к чему есть склонности у каждого их учеников.
7. Не забывайте о родителях
Без этого пункта наши советы не были бы полными. Для учеников младшей школы очень важна непрерывность и последовательность обучения. Это значит — родители тоже должны быть вовлечены в процесс. У вас с ними одна цель — сделать ребенка успешным и реализовать его потенциал. Для этого:
Хотите получить профессию учителя в дистанционной* форме? Обратите внимание на программы АНПОО «НСПК». В колледже вы сможете получить среднее профессиональное образование и сразу два диплома — основной и о профессиональной переподготовке.
Обучение ведется по официальной лицензии. Обратитесь к сотрудникам приемной комиссии АНПОО «НСПК», и они подробно расскажут об условиях поступления и об акциях для абитуриентов.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Преподавание в начальных классах без высшего педобразования
Имеет ли право человек, окончивший юридический институт, преподавать без высшего педагогического образования в начальных классах? Должен ли он пройти дополнительное обучение?
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.