вот чем занимаются пятиклассники после школы в подъезде
8 проблем пятого класса: о чём помнить родителям и учителям будущих пятиклашек
Первый класс и ЕГЭ — далеко не единственные причины переживаний в школе. Средняя школа — тоже огромный стресс для ребёнка. Это выход из зоны комфорта, в которой был один учитель, один класс, понятные и знакомые предметы и оценки. О том, с какими сложностями сталкиваются пятиклашки и как их избежать, рассказывает наш блогер, учитель Анастасия Дурягина.
Открою вам один учительский секрет: каждый год на первом летнем совещании учителя начальной школы говорят о преемственности перехода четвероклашек в среднюю школу. Для нас, учителей, четвероклассник — вполне себе уже взрослый самостоятельный ребёнок. Но учителя средней школы смотрят на них как на стаю испуганных воробьят, которые мечутся в панике по длинным школьным коридорам, сшибая зазевавшихся учителей и учеников, пытаясь найти нужный кабинет.
Конечно, переход в пятый класс непрост для любого ребёнка. Четыре года у него была одна учительница, которая сама вела практически все предметы, а поэтому знала, что на первом уроке у Пети и Коли болела голова, поэтому на втором уроке их лучше к доске не вызывать. И ребёнок к этому привык.
Пятый класс — это много разных учителей. У каждого свой характер, свои требования, свой кабинет (а его ещё и найти надо), да и имя-отчество тоже своё (и их тоже надо выучить!).
Программа пятого класса построена очень гуманно: много времени отводится на повторение пройденного в начальной школе. Но именно пройденного! (то есть усвоенного и, пусть даже подзабытого, за каникулы).
Если же ваш ребёнок не получил прочные знания в начальной школе, то совет — занимайтесь летом перед 5-м классом обязательно
Иначе соберётся такой снежный ком из непонятого материала и будет черная дыра вселенского масштаба. Не мечтайте, что на уроках, где в классах по 25-30 человек, за курс повторения в пятом классе ребёнок выучит то, что не смог понять за четыре года.
Проблемы, которые я выделяю как учитель с 14-летним стажем:
1. Большинство детей приходят в пятый класс несамостоятельными. Родители уже не так следят за уроками, а точнее — выполнением домашних заданий и так далее. А ребёнок не привык к тому, что его не контролируют и вся ответственность теперь лежит на нём.
2. Многие дети выпрашивают оценки. В началке они это делают постоянно и их добрая учительница-мама всегда пойдет на встречу ученику. А в пятом классе сразу плохие оценки, да ещё и в дневник! В пятом классе клянчить оценки недопустимо. Поэтому обращаюсь к учителям начального звена: не допускайте в своей работе таких ситуаций.
3. Ребёнок плохо читает. Многие так и приходят после начальной школы с низкой техникой чтения. Это провал, когда ребёнок в пятом классе читает пык-мык, запинаясь, потому что его попросили прочитать отрывок из параграфа. Тут работа учителя и родителей должна быть видна. Я глубоко убеждена, что в образовательном процессе участвуют трое: ученик-учитель и родитель. Поэтому чтение остается важным аспектом обучения.
4. Плохой почерк. Это отдельная история. Писать многие так и не могут. Я не говорю о красоте выводимой буквы, а о понятном почерке, читабельном. Прописи помогут исправить, улучшить ситуацию, но на это никто не обращает внимание и ребёнок тоже.
5. Низкая самооценка. Многие девочки и мальчики приходят уже с комплексами из начальной школы. Если для младшего школьника (четвертый класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (пятый класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение.
Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Я верю, что всегда есть за что похвалить ученика, что мнение учителя авторитетно для него все четыре года начальной школы. Это всё закладывает фундамент психологического общения.
6 способов вырастить ребёнка, уверенного в том, что он некрасивый
Когда дети оказываются в пятом классе, то мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые — ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребёнок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать её в руки. Здесь выходит один: хвалить, подбодрить и замотивировать!
6. Возросший темп работы в пятом классе: дети, не умеющие быстро писать, отстают. Тут никого не ждут, надо успевать. Лучше уже летом начать тренироваться в переписывании текста на скорость, чтении на скорость.
7. При переходе в пятый класс индивидуальный подход учителя к каждому ученику нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребёнка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен. Но бывает и такое, что ученики ощущают это уже в начальной школе. Здесь важно организовать открытую беседу родителей, учителя и ребенка. Возможно, понадобится профилактическая беседа с психологом.
8. Дети не умеют работать с текстом. Не могут найти главную мысль прочитанного. Это работа учителя начальной школы: обучить детей такой форме работы, но в пятый класс многие дети приходят без этого навыка. Отсюда и маленький словарный запас и неспособность описать, пересказать.
Очень хочется, чтобы все учителя помнили, что дети испытывают стресс при переходе в среднюю школу: им очень тяжело. Любое сказанное резко слово может заложить комплекс у ребенка на всю жизнь. Нужно быть внимательными, если вы классный руководитель новоиспеченных пятиклашек. Ведь обучение в школе не каторга, не лагерь, а место, где интересно, познавательно, где можно найти друзей, даже в лице учителя.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Домашние задания, кружки и секции: как все успеть после школы
Контроль за ребенком во второй половине дня. 6 советов
Жизнь обыкновенного школьника в будни состоит из трех частей: уроков, домашних заданий и той восхитительной части дня, когда уроки уже закончились, но мама еще не пришла с работы. Неизвестно почему, но факт остается фактом — ребенок так устроен, что умудряется максимально неэффективно использовать те несколько часов своей жизни, которые называются «второй половиной дня». Он не умеет планировать, у него слабая воля и мотивация к учебе, и он пока не может «чувствовать» время.
В эти часы досуга среднестатистический ребенок предается восхитительному ничегонеделанию, прерываемому изредка робкими попытками заняться уроками. Он стремительно одерживает верх над желанием разогреть обед, прежде чем его съесть, и с головой уходит в компьютер, не выныривая оттуда до вечера. В лучшем случае его вытаскивают во двор друзья.
Посреди рабочего дня почти в любом офисе можно встретить женщину, грозно рычащую в телефон: «А ты точно поел?» или «Если я приду, а уроки не сделаны. ». Женщина волнуется, поперек лба у нее пролегла морщинка. Она чувствует, что ее влияние на происходящее сейчас дома ничтожно мало. А ребенок, в свою очередь, понимает: мама далеко, а вечер еще нескоро. В результате его вторая половина дня (читай: половина школьной жизни) пропадает — он и не отдыхает толком, и не работает эффективно.
Вторая половина дня: список приоритетов
Как организовать ребенка, чтобы он все успевал и при этом оставался здоровым? Ведь с каждым годом детям задают все больше уроков, кружки и секции ужесточают правила отбора, а детский организм как требовал полноценного отдыха, так и продолжает его требовать.
Прежде всего, при организации второй половины дня следует разобраться с приоритетами: что, по вашему мнению, для ребенка важнее всего. К примеру, схема ценностей может быть такой:
Иная последовательность пунктов или появление в списке других предпочтений вовсе не говорят о том, что вы — плохой родитель. Просто у вас другие приоритеты, например спорт. Решать вам. Однако, записывая ребенка в детский кружок или на дополнительные занятия, вы не только делаете его жизнь более насыщенной и разнообразной — вы вычеркиваете из его жизни час или два, которые можно было бы потратить на игры и прогулки. Это важно помнить.
При планировании второй половины дня ребенка следует соблюдать правильную дозировку всех видов его деятельности. Он должен отдохнуть, позаниматься и выполнить несложную домашнюю работу. Но как вместить все это в один вечер? Составляя расписание, можно руководствоваться следующими пропорциями (они, конечно, приблизительны и во многом зависят от тех приоритетов, о которых мы говорили ранее, но все же многолетние наблюдения за детьми позволяют утверждать, что пропорции примерно таковы):
Обратите внимание: отдых и свободное время школьника в списке разнесены, поскольку это разные вещи. Отдых должен быть разнообразным и по-хорошему организованным: вам предстоит вместе с ребенком решить, как именно он будет отдыхать в понедельник, во вторник, в среду и так далее.
Но, несмотря на все это, примерно десять процентов времени должно уходить на то, что никак не регламентировано, — время свободной деятельности необходимо ребенку, чтобы перейти от одного процесса к другому, «забыть» про одно дело и начать другое. Временной люфт не просто необходим — он неизбежен. Даже если вы не оставите на него времени, он все равно появится, только при этом вы будете нервничать из-за того, что сын или дочь все никак не усядутся за уроки.
Домашние задания: почему трудно и долго
Многие родители вполне могут запротестовать: «Как же так? Мы каждый день до глубокой ночи делаем с детьми эти уроки, а вы говорите о каких-то жалких 25% времени!».
То, что на выполнение уроков в начальной школе уходит больше одного-полутора часов, говорит лишь о том, что они делаются неэффективно. Причин этому может быть несколько:
Как проконтролировать ребенка после школы
Пожалуй, самая сложная задача — добиться выполнения ребенком запланированного на день. Именно на этом этапе, как правило, и возникают проблемы. Какого-то общего решения тут нет — каждой семье придется выстраивать свою цепь компромиссов, наказаний и поощрений. Однако можно предложить несколько простых советов, которые помогут вам с ребенком организовать его день.
Если и это не работает
В моей педагогической практике мне довелось столкнуться с такой ситуацией: родители переложили всю заботу по организации второй половины дня ребенка на неработающую бабушку. На первый взгляд — решение логичное, ведь бабушка уже своих детей воспитала, так что и с внуком справится. Беда была в том, что бабушка не справлялась. Внук не слушался ее, поступал по-своему, учился из рук вон плохо.
Родители же не были готовы это признать и отказывались оставлять ребенка в школе на полный день, хотя такая возможность была. Все дело в том, что они приложили определенные усилия, чтобы решить проблему, и не хотели верить, что решение оказалось неверным, а усилия пошли прахом.
Очень важно понимать: недостаточно просто приложить усилия к тому, чтобы ребенок делал уроки. Важно, чтобы он на самом деле их делал. Поэтому если вы видите, что метод, изобретенный вами, не работает, значит, надо его менять. Чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли, можно руководствоваться следующими принципами:
«А как же самостоятельность? спросит иной родитель. Надо же дать ребенку возможность самому регламентировать свою жизнь. Ведь как научить человека водить машину, если не пускать его за руль?». Все это, конечно же, верно, однако даже самый смелый инструктор вряд ли доверит руль первокласснику. Если вы сможете продемонстрировать ребенку пример хорошо организованного дня и приучить его к порядку, то, когда ребенок отвоюет себе немного самостоятельности (а он обязательно отвоюет), эту самостоятельность он употребит во благо. Как в стихотворении Агнии Барто:
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки.
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно, по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Чем занять первоклашку после школы: 5 идей
Ваш малыш впервые переступил порог школы. Для него началась совсем новая, интересная и непростая жизнь. Сколько новых знаний нужно усвоить и навыков осилить! Однако ваш ребенок по-прежнему остается ребенком. И, так же как и любому малышу, ему необходимо играть.
Юлия Каспарова
По нынешним временам у маленького школьника может оставаться много свободного времени — детские кружки и продленка пока не работают. И часть этого времени необходимо занять прогулками и спортивными занятиями. Но что делать в оставшиеся часы досуга? Неужели смотреть телевизор и играть на планшете? Давайте найдем альтернативу этим, пусть и интересным, но не всегда полезным занятиям. Увлечь малыша не сложно, нужно лишь приложить чуть-чуть усилий…
1. Пальчиковые игры
Мы привыкли думать, что развивать мелкую моторику полезно только крошечным карапузам. Но это не так. Для маленьких школьников умение ловко управляться с ручкой и карандашом выходит едва ли не на первый план. Ах, как нелегко даются ребенку эти первые буквы в школьных прописях! Чтобы облегчить жизнь своему первокласснику, занимайте его в свободное время играми и упражнениями для укрепления кисти, мелких мышц и суставов пальцев. Для этого не обязательно писать в прописях дополнительно. Есть вещи куда приятнее: лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, раскрашивание, распутывание лабиринтов, игры с мозаикой, конструктором.
Подарите дочке наборы бумажных кукол с одежками, а сыну — машинки-самоделки из бумаги. Только не те, что «без ножниц и клея», а именно с необходимостью вырезать по контуру. Работа с ножницами лучше всего укрепляет пальцы и кисть!
2. Эксперименты
Если вам удастся увлечь маленького школьника экспериментированием, считайте, что на какое-то время проблема его досуга решена. Опыты и эксперименты — вещь захватывающая. Сейчас можно найти хорошие книжки с простыми физическими и химическими опытами, рассчитанными на младших школьников. Там все описано легко и понятно, а яркие картинки улучшают восприятие информации. Подберите ребенку такую книжку — и пусть делает свои первые опыты. Большинство реактивов для них отыщется на вашей кухне. Если ребенок всерьез увлечется экспериментами, купите ему «набор юного химика».
А может, маленького исследователя заинтересовать микроскопом? Он уже как раз достиг того возраста, когда вполне справится с этим прибором. Конечно, с некоторой помощью взрослого. Детский микроскоп можно отыскать практически в любом магазине развивающих игрушек. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие — пушистые, отчего помидор красный, а огурец — зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские «почему». И когда среди школьных предметов появятся химия и биология, у вашего ребенка уже не возникнет с ними сложностей.
Для полного счастья
Можно обзавестись цифровым микроскопом. Эта современная игрушка имеет свои достоинства. Главное достоинство — возможность вывода изображения на экран монитора. Это превращает микроскоп в подобие увлекательной компьютерной игры. Ребенок может сохранить полученное изображение, отредактировать, раскрасить, подписать при помощи простого графического редактора. А еще можно записывать видеоизображение и даже сделать свой собственный видеофильм о микромире. В каком-то смысле такой микроскоп превращается из исследовательского прибора в творческий инструмент.
Чем занять первоклашку после школы: 5 идей
Ваш малыш впервые переступил порог школы. Для него началась совсем новая, интересная и непростая жизнь. Сколько новых знаний нужно усвоить и навыков осилить! Однако ваш ребенок по-прежнему остается ребенком. И, так же как и любому малышу, ему необходимо играть.
Юлия Каспарова
По нынешним временам у маленького школьника может оставаться много свободного времени — детские кружки и продленка пока не работают. И часть этого времени необходимо занять прогулками и спортивными занятиями. Но что делать в оставшиеся часы досуга? Неужели смотреть телевизор и играть на планшете? Давайте найдем альтернативу этим, пусть и интересным, но не всегда полезным занятиям. Увлечь малыша не сложно, нужно лишь приложить чуть-чуть усилий…
1. Пальчиковые игры
Мы привыкли думать, что развивать мелкую моторику полезно только крошечным карапузам. Но это не так. Для маленьких школьников умение ловко управляться с ручкой и карандашом выходит едва ли не на первый план. Ах, как нелегко даются ребенку эти первые буквы в школьных прописях! Чтобы облегчить жизнь своему первокласснику, занимайте его в свободное время играми и упражнениями для укрепления кисти, мелких мышц и суставов пальцев. Для этого не обязательно писать в прописях дополнительно. Есть вещи куда приятнее: лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, раскрашивание, распутывание лабиринтов, игры с мозаикой, конструктором.
Подарите дочке наборы бумажных кукол с одежками, а сыну — машинки-самоделки из бумаги. Только не те, что «без ножниц и клея», а именно с необходимостью вырезать по контуру. Работа с ножницами лучше всего укрепляет пальцы и кисть!
2. Эксперименты
Если вам удастся увлечь маленького школьника экспериментированием, считайте, что на какое-то время проблема его досуга решена. Опыты и эксперименты — вещь захватывающая. Сейчас можно найти хорошие книжки с простыми физическими и химическими опытами, рассчитанными на младших школьников. Там все описано легко и понятно, а яркие картинки улучшают восприятие информации. Подберите ребенку такую книжку — и пусть делает свои первые опыты. Большинство реактивов для них отыщется на вашей кухне. Если ребенок всерьез увлечется экспериментами, купите ему «набор юного химика».
А может, маленького исследователя заинтересовать микроскопом? Он уже как раз достиг того возраста, когда вполне справится с этим прибором. Конечно, с некоторой помощью взрослого. Детский микроскоп можно отыскать практически в любом магазине развивающих игрушек. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие — пушистые, отчего помидор красный, а огурец — зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские «почему». И когда среди школьных предметов появятся химия и биология, у вашего ребенка уже не возникнет с ними сложностей.
Для полного счастья
Можно обзавестись цифровым микроскопом. Эта современная игрушка имеет свои достоинства. Главное достоинство — возможность вывода изображения на экран монитора. Это превращает микроскоп в подобие увлекательной компьютерной игры. Ребенок может сохранить полученное изображение, отредактировать, раскрасить, подписать при помощи простого графического редактора. А еще можно записывать видеоизображение и даже сделать свой собственный видеофильм о микромире. В каком-то смысле такой микроскоп превращается из исследовательского прибора в творческий инструмент.
Что делать, если не поступила: 6 вещей, которыми можно заняться после выпуска из школы
Жизнь не стоит на месте, и ты не должна.
Первое, что делают вчерашние школьники после выпуска, – подают документы в вуз, выбранный еще в начале учебного года. Переход из одних учебных стен в другие случается настолько быстро, что ты даже не успеваешь понять – а нужно ли тебе это пресловутое высшее образование?
А еще бывают ситуации, когда ты просто не поступила. Не надо откидывать этот вариант, хотя мы и держим за тебя кулачки; а жизнь явно не останавливается после 11 классов. И в том, и в другом случае нужно как-то занять год или больше.
Путешествовать
Да! Самый первый, самый банальный, но самый приятный вариант. После окончания школы наступает долгожданная свобода от занятий, экзаменов и внеклассных занятий. Ты молода, здорова и полна идей. Это самое подходящее время, чтобы увидеть мир, о котором раньше ты только читала в учебниках.
Используй свои знания иностранного от сериалов и найди стажировку за границей.
Не обязательно ехать в крупные страны и искать счастья в мегаполисе. Наоборот, можно поехать в небольшую и не очень дорогую по финансам страну, но впечатлений ты наберешься не меньше.
Однако деньги на большие поездки есть не всегда, а заработать несовершеннолетней тебе миллионы пока сложно. Запасной вариант – путешествовать по России, заезжая к многочисленным родственникам и бабушкам. Представь, как они обрадуются!