восточный полигон что это такое
Инфраструктурные проекты
Полигонные технологии – это будущее железных дорог, которое уже наступило в границах ВСЖД. Работа Восточного полигона подтверждает эффективность принятия таких решений.
Центр управления перевозками Восточного полигона ОАО «РЖД» начал свою работу в ноябре 2016 года.
Центр обеспечивает управление перевозочным процессом на полигоне Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.
На новую структуру возложены функции по регулированию тяговых ресурсов, вагонного парка, планированию проведения ремонта и модернизации инфраструктуры, что позволит качественно улучшить показатели работы всей сети.
В 2018 году в Иркутске открылся Центр управления сетью связи на Восточном полигоне.
Новый центр позволит осуществлять управление системами оперативно-технологической связи в границах Восточного полигона. Централизация управления систем связи и их бесперебойное функционирование положительно повлияет на выполнение Восточно-Сибирской магистралью задач по увеличению грузопотока по Транссибу и БАМу.
В 2019 году создана новая, объединённая дирекция управления движением. Единое технологическое пространство на всём направлении следования грузопотока – от Кузбасса до морских портов Дальнего Востока – будет способствовать эффективности перевозочного процесса на основе полигонной модели управления. В новую структуру пока вошли две дирекции – Восточно-Сибирская и Забайкальская. В перспективе под её начало будут переданы функции и штатная численность работников Красноярской и Дальневосточной дирекций управления движения.
Работа в условиях полигонной модели управления позволила Восточно-Сибирской железной дороге увеличить участковую скорость с 44 км/ч в 2016 году до 45,1 км/ч в 2018 году, маршрутную скорость доставки всех отправлений на 44,8 км/сутки, общая надежность доставки при этом повысилась на 3,1%.
Что такое проект «Восточный полигон»
Глобальный проект, в котором примут участие крупнейшие компании России и зарубежья. Его задачи — комплексная модернизация БАМа и Транссиба, которая увеличит пропускную способность железнодорожной сети с 75 до 130 млн. тонн
Предварительная стоимость проекта — 640 млрд. руб. Но модернизация инфраструктуры — только первый этап программы комплексного развития Дальнего Востока. Дальнейшие шаги:
· развитие добывающих и перерабатывающих производств, непосредственно зависящих от развития ж/д инфраструктуры;
· развитие транзитных перевозок и создание мощной логистической инфраструктуры;
· создание новых инновационных производств;
· создание не менее 40 000 рабочих мест в регионе;
· коренная модернизация социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, спорт)
Таким образом, проект «Восточный полигон» призван дать старт коренным изменениям в жизни Дальнего Востока, и превращения его в конечном итоге в процветающий, комфортный для жизни край.
1. «Восточный полигон» — ключевой элемент будущей мировой транспортной системы.
При успешной реализации этого проекта Россия сможет совершить прорыв в международном разделении труда и стать ведущей мировой транспортной державой.
C созданием «Восточного полигона» появится возможность связать воедино существующие евразийские международные транспортные коридоры, а в перспективе — интегрировать евразийскую и североамериканскую транспортные системы. При этом, сроки доставки транс евразийских грузов в среднем должны сократиться минимум на 7–10 дней. Это неизбежно приведет к глобальным изменениям в евразийской, а затем и в мировой торговле.
Переориентация весомой части транзитных потоков между странами Азии и Европы позволит:
· зарабатывать дополнительные средства за счет обслуживания международного грузового транзита;
· еще более укрепить политические позиции и авторитет России в Азиатско-тихоокеанском регионе;
· создать мощный стимул для международной кооперации и взаимных инвестиций (освоение и переработка полезных ископаемых, производство и распространение энергии, логистика, «индустриальные парки», сервисные услуги и т.д.)
2. Что даст «Восточный полигон» экономике страны.
Точно так же как строительство Транссиба в начале ХХ века де-факто объединило экономику страны, реализация проекта «Восточный полигон» позволит совершить современной России качественный скачек в своем развитии.
«Восточный полигон» позволит решить наиболее острые проблемы в развитии инфраструктуры региона, и тем самым:
· исчезнут существующие трудности с грузовыми и пассажирскими перевозками. Будет сокращено время доставки грузов, снизится стоимость грузоперевозок, повысится транспортная доступность региона;
· будет дан импульс развитию существующих и созданию новых производств в Восточной Сибири, Забайкалье, на Дальнем востоке;
· вырастет привлекательность реализации инвестиционных проектов в регионе.
3. Что даст «Восточный полигон» населению Дальнего Востока.
Исторически, при строительстве Транссиба и БАМА во главу угла ставились, прежде всего, соображения национальной безопасности и потребности развития промышленности. Сегодня, напротив, проект в значительной степени ориентирован на население Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.
В результате реализации проекта:
· за счет повышения эффективности грузоперевозок улучшится снабжение всех регионов России отечественными и импортными товарами. Наибольшее значение это будет иметь для дальневосточных регионов, которые сегодня более всего страдают от долгой и дорогой доставки грузов, прежде всего, товаров длительного пользования;
· повысится транспортная доступность дальневосточных регионов: ускорятся и упростятся поездки по стране, а также туризм в страны Европы и Азии;
· на Дальнем Востоке будет решена жилищная проблема, в том числе «ликвидировано как класс» ветхое и аварийное жилье;
· произойдет выравнивание уровня и качества жизни регионов. Жителям Дальнего Востока больше не нужно будет в поисках лучшей жизни переезжать в европейскую часть России. А если все-таки возникнет необходимость такого переезда – его станет возможным осуществить с минимальными потерями времени и денег;
· будет проведена коренная модернизация социальной инфраструктуры. Как следствие: у жителей Дальнего Востока отпадет необходимость ездить в Москву, или Санкт-Петербург для получения квалифицированных медицинских или образовательных услуг. Большинство из них можно будет получить в родном городе или областном/краевом центре.
Триллионы пойдут мимо кассы. Марат Хуснуллин — спаситель Восточного полигона или захватчик подрядов РЖД?
Не зря vgudok.com раздавал авансы заместителю председателя правительства Марату Хуснуллину, включив его в топ-5 персон 2020 года. И хотя вице-премьер попал в рейтинг благодаря своим выдающимся усилиям по установлению негласного контроля над стройками Москвы, в основном метро, но, как мы и предполагали, амбиции чиновника уже давно перешагнули рамки столичного региона.
По итогам 2020 года монополия признала, что не смогла освоить запланированные 100 млрд рублей на модернизацию БАМа, и попросила перенести неосвоенные 20 млрд рублей на 2021 год.
Важно отметить, что событие это стало одним из следствий недавних кадровых изменений в Минтрансе — отставки Евгения Дитриха и назначения Виталия Савельева. И хотя руководителем проекта Восточного полигона в паспорте значится замминистра Владимир Токарев, однако отобранное у него решением премьера Мишустина руководство Росжелдором фактически означает серьёзное снижение его влияния на железнодорожную отрасль вообще.
Но и эти кадровые пертурбации — всего лишь отзвук практически тектонических сдвигов в подрядной парадигме РЖД, начавшихся со сменой кабинета министров в начале 2020 года. Кадровые новации Мишустина, которые наблюдатели связали с его стремлением ослабить влияние на отрасль чрезвычайно усилившихся за последние годы королей господрядов Ротенбергов, медленно, но верно ведут если не к слому, то к существенному переформатированию устоявшихся схем освоения бюджетов.
Саму возможность таких трансформаций, можно сказать, санкционировал президент Владимир Путин, который на транспортном совещании в декабре прошлого года обратил особое внимание на Восточный полигон. «На ближайшие годы намечен кратный рост инвестиций в развитие Восточного полигона. Сегодня это, безусловно, один из ключевых участков, над которым мы должны работать, это узкое место наших железных дорог», — сказал тогда президент, явно намекая на пробуксовку расширения пропускных возможностей БАМа и Транссиба, что тормозит развитие экономики страны в целом и регионов в частности.
Уловив настроения в Кремле, чиновники бросились озвучивать свои решения проблемы, попутно прощупывая «подрядную оборону» РЖД. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев вообще предложил вывести программу развития БАМа и Транссиба из ответственности РЖД и выделить её в отдельное направление, правда, не уточнив, кто будет оперировать бюджетом.
«Давайте выделим Восточный полигон отдельно. Отдельную экономическую модель развития Восточного полигона. Потому что перевозки с Дальнего Востока на восток — рентабельны. Давайте рассмотрим эту модель. И если она имеет положительный экономический эффект, то тогда у нас возникает совершенно оправданная возможность обратиться в Минфин. Условно говоря, «видите: мы вкладываем рубль — получаем полтора». Получаем возврат инвестиций, скажем, за 4-5 лет», — заявил полпред, мотивируя свою идею необходимостью поиска инвестиций, что требует решений на федеральном уровне.
Марат Хуснуллин одержал важную аппаратную победу, открывающую ему дорогу к экспансии на инфраструктурные ж/д проекты всероссийского масштаба.
Пока эти идеи остаются мыслями, высказанными вслух. Однако, возможно, что с подчинением проекта Хуснуллину и начнётся процесс пересмотра роли РЖД в модернизации Восточного полигона: у монополии заберут финансы и она, как инфраструктурная компания, будет распоряжаться стальными магистралями и не более.
Последней каплей, формально переполнившей чашу терпения федеральных властей и приведшей к оргвыводам, стала очередная констатация неспособности РЖД эффективно работать с подрядчиками. По итогам 2020 года монополия признала, что не смогла освоить запланированные 100 млрд рублей на модернизацию БАМа, и попросила перенести неосвоенные 20 млрд рублей на 2021 год. Говорят, что строительный блок РЖД получил хорошую взбучку, тем более что в правительстве заподозрили монополию в бюджетных манипуляциях: компания якобы закладывала заведомо невыполнимые инвестиции.
В чьих интересах делались такие финансовые трюки, объяснять не надо. О том, что в подрядном хозяйстве РЖД, в частности, в модернизации Восточного полигона, у железнодорожников давно дебет не сходится с кредитом, vgudok.com в своё время подробно рассказал в спецвыпуске «Восточный полигон. Народный контроль». Следует полагать, что и в Белом доме наконец-то признали, что способности Ротенбергов, которые фактически подмяли под себя подряды Восточного полигона, по эффективной работе небезграничны.
В голосе нового куратора мегастройки РЖД, который явно в курсе царящих в высоких кремлёвских кабинетах настроений, уже слышны стальные нотки. «Не в первый раз сталкиваемся с завышением стоимости объектов. Мы должны построить дорогу в кратчайшие сроки и выделенный бюджет, и я буду контролировать, чтобы никто не думал, что может рассчитывать раздуть бюджеты. Все, кто считает иначе, не будут работать на бюджетные строках», — написал Марат Хуснуллин в Facebook. И хотя в его гневной филиппике речь шла о строительстве российского участка автотрассы Европа — Западный Китай, ничего хорошего такой настрой вице-премьера и для ж/д подрядчиков не сулит.
Главное, чтобы у нового куратора Восточного полигона и его потенциальных контрагентов не случилось головокружение от успехов в предвкушении жирных подрядов.
В любом случае теперь, когда РЖД перестали быть хозяином знаковой стройки, решать подрядные вопросы будут не на Басманной. Теперь всё будет по-другому, по-хуснуллински.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
Восточный полигон: Транссиб и Бам
Модернизация БАМа и Транссиба
ОАО «РЖД» с 2013 года реализует комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Его целью является ликвидация «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения дополнительного объема перевозок грузов российских компаний.
За 2013-2020 гг. выполнено работ на сумму 436,2 млрд рублей.
Провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2020 году достигла 144 млн тонн. Таким образом ОАО «РЖД» выполнило ключевой параметр, закрепленный в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Рост обеспечен благодаря системному развитию Восточного полигона железных дорог.
Это позволило в прошедшем году увеличить перевозку грузов в адрес дальневосточных портов на 8,6%, до 110,4 млн тонн. Экспорт угля на восток вырос почти на 5%, до 100,9 млн тонн и впервые превысил объемы перевозок в западном и южном направлениях (суммарно 98,8 млн тонн). При этом компанией полностью выполнены обязательства по вывозу угольной продукции из Кузбасса.
В ходе реализации проекта модернизации БАМа и Транссиба завершены основные работы, обеспечивающие движение поездов на более чем 100 инфраструктурных объектах, в том числе в рамках реконструкции станций Волочаевка, Новая Чара, Икура.
В 2020 году введено в эксплуатацию свыше 100 км дополнительных главных путей, в том числе вторых путей на перегонах Кунерма – Дельбичинда, Бирея – Киренга, Таку – Балбухта, Балбухта – Сюльбан, Лена Восточная – Предленский, а также в Байкальском тоннеле. Двухпутные вставки открыты для движения на перегонах Новая Чара – Кемен, Холодный – Кичера, Тыя – Северобайкальск, Сюльбан – Наледный, Киренга – Окунайский. Уложено более 20 км станционных путей на 7 станциях (Тында, Сельгон, Новая Чара, Хилок, Волочаевка-2, Литовко, Джармен) и двух разъездах. Реконструировано 15 железнодорожных мостов.
Сданы объекты локомотивного хозяйства, среди которых пункт технического обслуживания локомотивов на станции Забайкальск, дом отдыха локомотивных бригад на станции Лена Восточная. Введены в эксплуатацию 4 тяговые подстанции – в Хабаровске, на станциях Смоляниново (Приморский край), Ния (Иркутская область), Урюм (Забайкальский край). Электрифицировано более 140 километров линий.
Наряду с эффектами от развития инфраструктуры рост провозной способности обеспечен за счет технологических решений. В частности – роста маршрутизации перевозок, повышения веса поезда, организации вождения соединенных поездов с применением современных мощных локомотивов.
Восточный полигон получил зеленый свет
РЖД разработали план ускоренной модернизации Восточного полигона — Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали. Принадлежащий государству крупнейший российский перевозчик составил перечень из 212 приоритетных участков, где нужно построить дополнительные пути и расширить станции, чтобы увеличить провозные способности этих двух магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Сроки реализации проектов планируется сократить на один-два года.
Информация об этом содержится в документе «Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона и целевые сроки их реализации», с которым ознакомился РБК. Этот перечень был согласован Советом потребителей по вопросам деятельности РЖД, его подлинность подтвердили РБК три источника, близких к грузоотправителям.
Представители РЖД и Минтранса (компания должна согласовать этот перечень с правительством) пока не ответили на запросы РБК.
Какие проекты РЖД решили ввести в строй раньше
Среди проектов БАМа и Транссиба, реализацию которых хотят ускорить РЖД, — строительство дополнительных путей и развитие станций на таких участках, как Мариинск — Тайшет, Междуреченск — Тайшет, Хабаровск — Находка. Около 50 объектов относятся к первому этапу модернизации БАМа и Транссиба, который начался в 2013 году и должен был завершиться в 2017 году, но затем был отложен на 2020 год. Часть объектов относятся к проекту РЖД по скоростной доставке контейнеров от дальневосточных портов к западным границам России.
В этот перечень также вошли объекты из второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, который предполагает увеличение пропускной способности в 2024 году с 124,9 млн до 180 млн т в соответствии с указом президента Владимира Путина.
Теперь самый поздний срок реализации приоритетных проектов Восточного полигона приближен на год — это 2023 год.
Общий объем инвестиций РЖД во второй этап проекта оценивался в 696,6 млрд руб. Во сколько госмонополии обойдется ускоренная реализация 212 проектов — в материалах не говорится, представитель компании это не комментирует.
План по ускоренной модернизации Восточного полигона был составлен после совещания, которое прошло 12 ноября 2019 года под председательством Дмитрия Медведева, занимавшего на тот момент пост премьера. «Рекомендовать РЖД актуализировать детальный план мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» с развитием пропускных способностей», — указано в протоколе совещания. У РБК есть документ, его подлинность подтвердил источник, близкий к РЖД.
Совещание в РЖД по списку объектов для ускоренного строительства на Восточном полигоне прошло в декабре, а Совет потребителей согласовал его недавно, уже в начале 2020 года, говорят собеседники РБК.
Зачем России нужен Восточный полигон
Дефицит провозных мощностей в восточном направлении остается одной из главных проблем РЖД, сдерживающих рост погрузки, поскольку в Азии находятся рынки сбыта металлов, удобрений, угля и зерна. Угольщики жалуются на то, что компания согласовывает максимум 50% заявок по отправке угля в этом направлении, предлагая также скидки на доставку грузов в порты Юга и Северо-Запада. Но цены на уголь в Европе значительно ниже, чем в Азии, поэтому грузоотправители не считают такие скидки достойной заменой.
Погрузка на сети РЖД в 2019 году сократилась на 0,9%, до 1278,1 млн т, из них 372 млн т пришлось на уголь (снижение на 0,8%).
С учетом отставания стройки на БАМе и Транссибе вопрос актуализации плана-графика стоит чрезвычайно остро, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но перед тем как утверждать скорректированный план по модернизации Восточного полигона, правительству целесообразно было бы получить от РЖД информацию о резервах увеличения перевозок за счет повышения эффективности использования локомотивного парка и улучшения качества планирования и координации с грузоотправителями ремонтных «окон», замечает он. Это особенно актуально для БАМа и Транссиба, на которых много узких мест, указывает эксперт.
В перечне из более чем 200 объектов недостает работ по модернизации энергетической инфраструктуры, передал РБК через представителя председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «РЖД неоднократно делали акцент на необходимости серьезной модернизации энергохозяйства БАМа и Транссиба, однако только 4% работ направлены на это и более 80% — на путевые объекты», — сказал он. Кроме того, этот перечень практически не дает ответа на вопрос о компенсации работ, не сданных в 2019 году (за исключением одной позиции), указывает эксперт.
Почему модернизация БАМа и Транссиба откладывалась
За срыв сроков строительства БАМа и Транссиба РЖД подвергались критике со стороны Счетной палаты. Так, ревизионное ведомство отмечало, что по итогам 2018 года РЖД построили только один объект БАМа на участке Хани — Тында, хотя должны были построить 11 разъездов и 78 км дополнительных путей.
У РЖД объективные причины отставания в реализации всех проектов Восточного полигона — это и отсутствие людей и техники, и неготовность рабочей документации, и задержки с получением разрешений на строительство, сказал РБК источник, присутствовавший на совещаниях с участием РЖД.
О том, что у перевозчика возникли проблемы с подрядчиками, РБК рассказывали источники в сентябре 2019 года. Из-за невыполнения подрядными организациями договорных обязательств госкомпании пришлось переносить около 100 млрд руб. инвестиций с инфраструктурных проектов, включая БАМ и Транссиб, на другие цели. Крупнейшими подрядчиками РЖД на Восточном и Южном полигонах назывались «Трансюжстрой» (входит в «Спецтрансстрой», который принадлежал Юрию Рейльяну), «Бамстроймеханизация» (входит в Группу компаний 1520 Алексея Крапивина) и «дочка» РЖД «РЖД Строй». В том же сентябре стало известно, что Рейльян перестал быть владельцем «Спецтрансстроя», компания перешла Роману Шленчаку.