воспоминания моих несчастных ш х о чем
Воспоминания о грустных блядушках Маркеса
В первый день продаж нового романа выдающегося колумбийского писателя, лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсиа Маркеса (Gabriel Garcia Marqeuz) «Вспоминая моих грустных блядушек» побиты все рекорды продажи книг в испаноязычном мире. Новый роман опубликован беспрецедентным тиражом — в один миллион экземпляров — издательством «Рэндом Хауз Мондадори».
Оригинальное название «Memoria de Mis Putas Tristes» на английский переведено как «Memories of My Melancholy Whores». Кстати, российские СМИ разошлись в выборе варианта названия романа: «Вспоминая моих грустных проституток» (НТВ), «Вспоминая моих грустных шлюх» (Эхо Москвы), «Воспоминания моих печальных потаскух» (Интерфакс). Мадридский корреспондент РИА «Новости» Хуан Кобо предложил вариант, который воспроизведен в заголовке. Остается теперь дождаться, какое название придумают для книги Маркеса профессиональные переводчики.
Преждевременное поступление в магазины книги пришлось ускорить, потому что пару недель назад в Колумбии уже появилось «пиратское издание», которое стало быстро расходиться из-за низкой цены в 5 евро. Это в несколько раз дешевле официальной. По словам издателя, колумбийская полиция изъяла несколько тысяч контрафактных экземпляров. Чтобы снизить интерес к «пиратским» изданиям Маркес внес в последнюю главу романа некоторые изменения, однако пираты нанесли его издателям существенный ущерб.
Это первое прозаическое произведение писателя за последние десять лет, с тех пор, как он опубликовал книгу «О любви и других демонах». Все это время Маркес тяжело болел, но сумел перебороть болезнь. Затем приступил к работе над своими воспоминаниями, первый том которых под названием «Жить, чтобы рассказать» появился в 2002 году и имел огромный коммерческий успех.
Действие 109 страничного романа происходит в Колумбии в 50-х годах XX века. Главный герой — 90-летний старик, влюбившийся в 14-летнюю девочку-девственницу. Он не решается прикоснуться к ней, но, глядя на нее, восстанавливает в памяти чувственные ощущения, которые познал во встречах с многочисленными «жрицами любви», так как из-за природной стеснительности никогда не имел дело с женщинами, не платя им за доставленное наслаждение. При этом он записывал все подробности каждой встречи, и эти записи помогают ему вспоминать пережитое.
Пикантность темы также подстегивает интерес к этой книге, тем более что Гарсиа Маркес — мастер эротических сцен, которыми пронизаны все его произведения.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Воспоминания моих несчастных ш х о чем
Эта повесть – первое крупное произведение Маркеса, и в нём уже появляется деревушка Макондо, место, которое станет основным местом для событий многих рассказанных Маркесом историй. А палая листва – это переселенцы, которые кочевали по стране, застигнутые Гражданской войной. Некоторые из них остались жить в Макондо, в том числе угрюмый малоразговорчивый доктор, поначалу нашедший своё место в деревне, но потом, своими же действиями настроивший жителей против себя. И вот, когда доктор, наконец, умирает, единственный, кто придёт к нему – полковник Аурелиано Буэндиа, некогда приютивший доктора и взявший его под свою опеку. Вот эта вот незатейливая история и является основой «Палой листвы», однако, как в большинстве случаев у Маркеса, сам сюжет не так важен как атмосфера и мелкие эпизоды, случайные поступки персонажей из которых складываются сложные характеры и не менее сложные взаимоотношения между героями. Не самая лучшая повесть Маркеса, но весьма достойная.
Полковнику никто не пишет (1957)
Безымянный Полковник, ветеран войны, воевавший бок о бок с полковником Аурелиано Буэндиа доживает свой век в маленькой деревушке. Много лет назад он заполнил бумаги на получение пенсии, и до сих пор ждёт письма о её назначении. Его сын, вступивший в заговор против действующей диктатуры был расстрелян, и единственное, что осталось Полковнику от сына – бойцовский петух, на победу в боях которого рассчитывает на только сам Полковник и его жена, но и вся деревня. Одна проблема – у Полковника почти нет денег, и он слишком горд, чтобы принять от кого-нибудь помощь.
Эта повесть считается чуть ли ни самой лучшей повестью в латиноамериканской прозе, и считается, пожалуй, по праву. По хемингуэевски лаконичный язык, несгибаемый герой, южноамериканский колорит, и традиционные для Маркеса темы одиночества, гордости и чести – все гармонично сочетается в коротенькой в общем-то истории.
Небольшой роман, действие которого разворачивается в любимом автором Макондо рассказывает о нескольких осенних неделях, омрачённых неприятным событием – в эти дни по ночам весь город заполняли листки-пасквили, разоблачающие тайны жителей города. Были ли раскрытые секреты правдой или нет – вопрос совершенно малозначительный, ведь даже неправда может зародить в горожанах подозрения и ненависть друг к другу.
Роман в общем-то неплохой, но он как-то прошёл мимо меня, не затронув ничего внутри. Ну да, пасквили. Ну да, параноидальное недоверие друг к другу. Стивен Кинг про жителей города, ополчившихся друг на друга писал поувлекательнее. И побольше.
Похороны Великой Мамы (1962)
Скажем прямо – ранние рассказы Маркеса мне не нравятся совсем, и этот сборник на мой взгляд – один из двух самых слабых сборников автора. Рассказы, оказавшиеся под этой обложкой даже не совсем похожи на законченные истории – это бессюжетные кусочки событий без завязки, развития и кульминации, полусатирические зарисовки. Внимания заслуживают всего лишь три истории из сборника – «У нас в городке воров нет» о неудачливом воришке, чья нелепая кража меняет жизнь целого городка, «День после субботы» – о городе, в окна домов которого начали влетать мёртвые птицы и «Похороны Великой Мамы – рассказ в общем-то сумбурный, но предваряющий по тематике роман «Осень патриарха».
Сто лет одиночества (1967)
Прочитав первое предложение этого романа – «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед – я понял, что пропал. Эти две строчки уже содержали в себе красивейшую историю, и если бы роман состоял бы только из них, я бы всё равно счёл его самым великим из того что прочёл. Но роман продолжался – историей взлёта и падения города Макондо и семейства Буэндиа, чья судьба неразрывно связна с судьбой города.
Я даже не знаю, что говорить об этой книге. «Классика магического реализма», «одно из величайших произведений» – это всё такие глупые эпитеты! Прочитав эту книгу я потом ещё полгода не мог читать никакой художественной прозы, и уж тем более не мог чего-то писать, поскольку «Сто лет одиночества» казались мне вершиной литературы, после написания которой в общем-то ни о чём можно было не писать. В общем-то я и до сих пор придерживаюсь такого же мнения, но как-то смирился с существованием всей остальной литературы. Так что, думаю, не надо говорить, будто по моему мнению эта книга обязательна для прочтения каждому – это и так ясно.
Рассказ человека, оказавшегося за бортом корабля (1970)
В предисловии Маркес пишет, что лишь записал и облагородил историю, рассказанную ему истинным участником описанных событий. Так ли это было на самом деле я, честно говоря, не знаю. Маркес действительно был журналистом и написал несколько документальных произведений, однако история человека, который десять дней провёл в открытом море на плоту без еды и воды порой кажется слишком фантастической. Но дело даже не в этом – повесть слишком коротка, и представляет собой краткие заметки о том, что случилось с главным героем в каждый день пути. И эта краткость здесь не совсем уместна. Конечно, от повести не оторваться, но она в итоге вызывает чувство «И всё?». Десять дней невероятных испытаний вместились в сто с лишним страниц крупным шрифтом. Маловато будет!
Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и её жестокосердной бабушке (1972)
Вот это – первый сборник Маркеса, который мне действительно понравился. Здесь есть и магические истории («Очень старый человек с огромными крыльями», «Море исчезающих времен», «Блакаман Добрый, продавец чудес»), и грустные зарисовки о жизни («За любовью неизбежность смерти») и то, что вообще очень трудно охарактеризовать хоть как-то («Самый красивый утопленник в мире», «Последнее путешествие корабля-призрака»). Однако на фоне всех этих чудесных рассказов заглавная повесть кажется совсем блёклой, хотя и она не лишена своего очарования.
Глаза голубой собаки (1972)
Сборник ранних вещей Маркеса, написанных ещё в 40-е годы, и изданный без ведома автора. Маркес фактом издания этих вещей был очень недоволен, и я понимаю, почему. Эти рассказы в лучшем случае похожи на пробу пера, большинство не имеет осмысленного сюжета, и похожи на импрессионистские зарисовки. Более-менее ясно изложенную суть имеет лишь рассказ «Женщина, которая приходила ровно в шесть». Это чуть ли ни один из полутора десятка рассказов сборника, который можно рекомендовать к прочтению.
Осень патриарха (1975)
Главный герой романа – тиран-властитель неназванной латиноамериканской страны. Этакий собирательный образ всех тех захватчиков во власти, каких было много в истории Южной Америки в XX веке. Диктатор стоит у власти настолько долго, что стал больше символом, чем человеком, и ему остаётся ходить по огромному дворцу, вспоминать былые времена, когда солнце не могло встать без его приказа, и осознавать, что у него есть почти безграничная власть, которую некуда применить.
Несмотря на весьма противоречивый характер главного героя – эта история скорее драма, и старый диктатор взывает не ненависть, а жалость. То одиночество, на которое он обречен, одиночество власти, делает его всемогущим, но забытым всеми. Его боятся, его почитают, но любить его не любит никто. На мой взгляд – это одна из лучших книг про власть, что когда-либо были написаны, и заслуживает прочтения ничуть не меньше, чем «Сто лет одиночества».
Хроника объявленной смерти (1981)
Сантьяго Насар был убит средь бела дня, когда прогуливался по городу. Он прошёл мимо десятка человек, которые знали, что его скоро убьют, но никто не сделал ничего, чтобы его предупредить или уберечь. Как так вышло? Именно об этом рассказывается в повести. Кто-то думал, что Сантьяго уже в курсе. Кто-то был слишком занят. Кто-то надеялся, что скажут другие. И в результате убийцы, которые сделали практически всё, чтобы их остановили всё-таки настигают свою жертву. В итоге оказывается, что эта повесть – о равнодушии, о человеческой лени, о том, что «почему я, пусть кто-нибудь другой!», что всегда приводят к катастрофическим последствиям. На мой взгляд она практически также хороша, как и «Полковнику никто не пишет».
Любовь во время чумы (1985)
Флорентино Ариса и Фермина Даса были влюблены друг в друга, когда были совсем молоды. Всё было против их любви, но они уже были готовы пожениться. Пока однажды Фермина Даса не разочаровалась в этих чувствах и не сказала Флорентино, что всё кончено. Но Флорентино 51 год 9 месяцев и 4 дня хранил в себе чувство юношеской любви, чтобы вновь признаться Фермине в своих чувствах. История столь необычной любви и легла в основу этой книги.
«Любовь во время холеры» (понятия не имею, почему cólera у нас перевели как «чума») – не обычный любовный роман. Это хроника жизни, хроника юности, взросления, старения. Маркес делает удивительно точные и красивые замечания о возрасте, о браке, о чувствах, о мужчинах и женщинах, на историю влюблённых накладывается история всей Латинской Америки, а сама история любви становится историей сразу обо всех любовях мира. Но это не отменяет того факта, что «Любовь во время холеры» чем-то напоминает бразильскую мыльную оперу. Хотя в данном случае – это даже и не ругательство.
Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили (1986)
После установления в Чили диктатуры Пиночета многие были высланы из страны без права вернуться. Мигель Литтин, режиссёр, был в их числе, однако в 1984 году он вернулся в страну – замаскировавшись как шпион, с несколькими съёмочными группами, чтобы снять фильм о режиме Пиночета. Документальная повесть Маркеса рассказывает именно об этом эпизоде из жизни режиссёра. Самыми интересными в этой повести являются первые «шпионские» главы, где описано превращение автора в совершенно другого человека, где строятся планы о том, как будут проходить съёмки. А когда Литтин и команда оказываются в Чили всё становится совсем не так интересно – описание скатывается в «приехали туда-то, осмотрелись, вроде не следят, поснимали, поехали в другое место». В общем, думаю, повесть отлично бы читалась после просмотра фильма «Хроника событий в Чили», который Литтин и снимал, а отдельно от этого проекта читать её не слишком интересно.
Генерал в своем лабиринте (1989)
В некотором смысле этот роман – «Осень патриарха-2», вот только властитель в ней не некий «средний» образ, а вполне конкретный, генерал Симон Боливар. История и вымысел о последних днях жизни Боливара неразделимы, поскольку об этом периоде его жизни мало что известно. Исследуя вопрос того, как создатель страны оказался в ней же изгнанником Маркес не только рассказывает о реальных фактах, но и додумывает что-то, причём так мастерски, что трудно понять, что же было на самом деле, а что лишь рождено в голове автора. Тяжело больной Боливар отправляется в путешествие по реке с ближайшими сподвижниками, и в ходе этого путешествия вспоминает всю свою жизнь.
Роман чуть менее интересен, чем «Осень патриарха» лишь потому что в отличие от своего предшественника не делает глобальных обобщений, не рассказывает о власти и одиночестве в целом, а берёт в фокус лишь одного человека. Но кто сказал, что это плохо?
Двенадцать рассказов-странников (1992)
Рассказов в этом сборнике действительно двенадцать. Почему их не больше, и почему они странники Маркес подробно объясняет в предисловии к сборнику, которое читается не менее интересно, чем некоторые из двенадцати рассказов. Выделить как-то из рассказов сложно – они практически все хороши, хотя сути рассказа «Свет – всё равно что вода», а также причин, по которым этот рассказ вообще должен был быть издан я так и не понял. Ему вполне нашлось бы место в сборнике ранних рассказов «Глаза голубой собаки», где собраны похожие нелепые байки.
О любви и о прочих бесах (1994)
Марии-Анхеле ещё так мало лет, однако её родители, посчитав её странное поведение (являющееся лишь следствием воспитания девочки африканскими слугами) признаком одержимости бесами, отправляют её в монастырь. Молодой священник Каэтано прибывает в монастырь в надежде изгнать из девушки бесов, но все его старания заходят в тупик, когда он понимает, что страстно влюблён в «одержимую». Как всегда, простенький сюжет у Маркеса становится лишь каркасом, на который нанизываются страсти и мучения главных героев, которые на сей раз охвачены запретной и губительной для обоих любовью. Редкие встречи, мучения разлуки ложатся в основу этой повести. И чего скрывать, она мне совсем не понравилась. Никогда не любил любовные истории. Если в «Любовь во время чумы» было что-то ещё, кроме сентиментального бормотания, то здесь остаётся только типичное «мыло».
История похищения (1996)
В конце 80-х годов в Колумбии всем заправляли наркобароны, и в первую очередь – самый известный из них, Пабло Эскобар. В попытке давить на правительство Эскобар взял в заложники девять колумбийских журналистов, предлагая властям обмен – послабления для наркомафии в обмен на жизни похищенных. То, как было обставлено это похищение, как журналисты жили в неволе, как их пытались спасти, и как шли переговоры с Эскобаром и рассказывает в своём романе-репортаже Маркес. Хотя, если не знать, кто автор книги, Маркеса в авторстве заподозрить трудно. Здесь он пишет по-другому, короткими фразами без привычной витиеватости, с большим количеством диалогов, события развиваются (несмотря на приличный такой объём книги) стремительно, а местами превращаются и вовсе в экшн-боевик. Читается увлекательно, но тем, кто ждал магического реализма ловить здесь нечего. Только суровая проза жизни.
Жить, чтобы рассказывать о жизни (2002)
Из всех нехудожественных книг Маркеса эта, пожалуй, самая лучшая. Толстый томик, первая часть некогда задуманной, но так и не состоявшейся автобиографичной трилогии, рассказывает о детстве Маркеса и начале его творческого пути. Из автобиографии можно узнать, что на самом деле почти все «магические» романы автора основаны на вполне себе реальных событиях из его жизни или жизни его семьи. Маркес рассказывает о родителях, о многочисленных сёстрах и братьях, учёбе в школе и университете, революционных бурях и литературных диспутах, о работе в газете и первых рассказах – и читается всё это не менее увлекательно, чем, например, «Сто лет одиночества». Хотя остаётся вопрос – а насколько соответствует истине рассказанное? Ведь неспроста к автобиографии эпиграфом вынесена фраза «Жизнь – не только то, что человек прожил, но и то, что он помнит, и то, что об этом рассказывает».
Вспоминая моих несчастных шлюшек (2004)
Девяностолетний старик, который ещё ого-го, всем молодым на зависть, решает сделать себе подарок на юбилей – провести ночь с девушкой-девственницей. Его старая знакомая, хозяйка борделя находит такую девочку – четырнадцати лет, и предлагает главному герою. Однако, «провести ночь» получается не совсем так, как хочет главный герой – он впервые за свою долгую жизнь влюбляется, в эту самую девчонку, и на склоне жизни познаёт, каково это – впервые влюбляться.
Не знаю, в чём был смысл написания этой повести. Сто страниц крупным шрифтом, почти буквальное повторение того, что Маркес писал раньше в «Любовь во время чумы», полное отсутствие какой-то увлекательности и того, что называется «изюминкой». Бабло? Ну не знаю, не знаю. Фирменные маркесовские стиль и язык спасают повесть, но в общем и целом читать её совершенно необязательно.
Я здесь не для того, чтобы говорить речи (2010)
Ещё одна совершенно необязательная для чтения книга – сборник речей Маркеса по случаю того или иного события. В большинстве случаев ценность эти речи имеют лишь в прямой связи с событием, в честь которого они были произнесены, но для русского читателя многие из этих событий покажутся чуждыми и непонятными, а часть затронутых тем, в связи с тем, что с момента их произнесения прошло несколько десятков лет – неактуальными. Хотя несколько речей из сборника могут послужить приятным дополнением к автобиографии Маркеса, дополняя её некоторыми деталями.
Конечно, помимо перечисленного, у Маркеса есть огромное количество микрорассказов, статей, выступлений, газетных заметок, эссе, киносценариев, которые на русском языке никогда не издавались, или издавались всего один раз и широкому читателю неизвестны. Как в случае с Борхесом или Кортасаром, полное собрание сочинений Маркеса просто невозможно, поскольку он и его латиноамериканские коллеги-авторы писали много, и обо всём. Вопрос в том, насколько это «всё» имеет литературную ценность.
Маркес вспоминает своих грустных жриц любви
Роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» уже давно стал классикой и даже изучается во многих вузах. Поэтому выход любого нового произведения этого автора всегда вызывает фурор.
Сегодня одновременно в Испании и нескольких странах Латинской Америки миллионным тиражом вышла новая повесть Маркеса под названием «Воспоминания моих грустных проституток».Это совсем небольшая книга, в ней всего 109 страниц. Повествование ведется от имени 90-летнего старика, влюбившегося в 14-летнюю девочку. Он вспоминает всех жриц любви, с которыми имел дело на протяжении всей своей жизни. Газета EL Pais приводит первую строчку новой работы Гарсиа Маркеса: «В год моего 90-летия я захотел подарить себе безумную ночь любви с юной девственницей».
Что касается шокирующего заголовка, то, по мнению редактора издательства Моисея Мело, он вряд ли оттолкнет современного читателя: «Был период, когда язык Маркеса мог показаться чересчур грубым, но теперь такие «спорные» места кажутся наиболее изобретательным и оригинальным моментом в его творчестве. Сейчас Габриэль написал о роли любви в жизни пожилого человека. Его меланхолический тон просто великолепен!»
Воспоминания моих несчастных ш х о чем
Габриэль Гарсиа Маркес — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».
Маркес родился в небольшом провинциальном городке, расположенном в бассейне р. Магдалены, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. Его отец — Габриэль Гарсиа, был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте после смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.
Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. В 1948 г. в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.
С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть «Палая листва», в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.
В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор» приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть «Полковнику никто не пишет», первый вариант которой заканчивает в 1956 г., а отдельным изданием книга выходит в 1961 г.
Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, «снайперская точность языка», ощущение емкости и многомерности слова. Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз. Время действия — 1956 г., место действия — безымянный городок, но в снах и воспоминаниях главного героя — полковника, участника гражданской войны, живет другой город — Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события. «Полковнику никто не пишет» — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.
Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман «Недобрый час». Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 г. в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов «Похороны Большой Мамы» (1962). Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы. После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы, он пробует реализовать свои силы в кинематографе. Но, «работая для кино, — говорит Маркес, — я убедился в том, что преобладание изобразительности над другими повествовательными элементами заключает в себе, конечно, определенные преимущества, но также и определенные ограничения, — и это стало для меня ослепительным откровением, ибо только тогда я осознал, какими безграничными возможностями обладает роман».
В январе 1965 г. Маркес почувствовал, что может «начать диктовать машинистке первую главу слово за словом». На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман «Сто лет одиночества» увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин «магический реализм». Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.
«Магический реализм» характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.
Роман «Сто лет одиночества» — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в. Роман «Сто лет одиночества» стал прощанием с Макондо и его жителями, тема одиночества, получившая столь блестящее завершение, отступила на второй план в последующих произведениях Маркес
В 1972 г. появляется сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке». Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе «Осень патриарха» (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.
В 1981 г. увидела свет «Хроника объявленной смерти» (исп. Cronica de una muerte anunciada), а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.
Умер 17 апреля 2014 года в возрасте 87 лет в своём доме в Мехико. В связи со смертью писателя власти Колумбии объявили в стране трехдневный траур, а президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос оставил сообщение в своем Twitter: «Тысяча лет одиночества и грусти из-за смерти самого великого колумбийца всех времен, выражаю свою поддержку и соболезнования семье». Последний раз на публике писатель появился в начале марта 2014 года, когда вышел из своего дома для общения с журналистами и поклонниками, отмечавшими его день рождения.