воспитательный текст сказки это что

Воспитательный текст сказки это что

Search, View and Navigation

Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42

воспитательный текст сказки это что. Смотреть фото воспитательный текст сказки это что. Смотреть картинку воспитательный текст сказки это что. Картинка про воспитательный текст сказки это что. Фото воспитательный текст сказки это что

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Воспитательная роль сказок

Воспитательная роль сказок

Кадышева Юлия Валерьевна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ№ 20

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Сущность сказок

1.1 Сказочный текст и творческое воображение

1.2 Воздействие сказок

1.3 Роль сказки в воспитании детей

Глава 2. Народное творчество и воспитательная роль сказок в нем

2.1 Сказка как средство воспитательного воздействия на ребенка

2.2 Воспитание сказкой

Глава 3. Роль сказки в воспитательном процессе

3.1 Роль сказочного сюжета в жизни ребенка

3.2 Символика сказки

ВВЕДЕНИЕ.

Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического. она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды». И.А. Ильин.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Объектом исследования выступает сказка как таковая.

В качестве предмета – сказка в контексте воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью данного исследования является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Анализ психолого-педагогической и фольклорной литературы по проблеме.

2. Выявление роли сказкив воспитательном процессе детей.

Гипотеза формулируются следующим образом: сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоритическую базу работы составляют исследования В. Я. Проппа, посвященные морфологии сказки; психологов Е.Т. Соколовой, И.С.Кона, К.Г. Юнга и других исследователей, а также идеи ученых-лингвистов и историков.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СКАЗОК

1.1. Сказочный текст и творческое воображение

Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах.

Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображения у детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо указать четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью [4, с.8-19].

1.Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, то есть не отвечающего действительности, построения. Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью.

2.Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека, становится средством расширения опыта человека.

3.Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

4. Построение фантазии может представлять собой нечто новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету.

Полный круг деятельности творческого воображения завершается, когда воображение воплощается, или кристаллизируется, во внешних образах. Протекание этих процессов зависит от нескольких факторов. Важнейшим фактором, как отмечает Л.С, Выготский является потребность человека в приспособлении человека к окружающей среде: «В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания» [4, с. 24].

1.2. Воздействие сказок

Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их воздействия, то заметим в них ряд общих черт:

1) Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

2) Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).

4) Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.

5) Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

6) Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

7) Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки [13].

1.3. Роль сказки в воспитании детей

Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость,которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Как отмечает Желби Б. [22, с. 10-21],ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. [12, с. 16-19].

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные плоды, помогая ребенку в сложном процессе социализации.

ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

2.1.Сказка как средство воспитательного воздействия

В народном творчестве, в системе народной педагогики, во влиянии на процесс воспитания и развития ребёнка особо выделяется роль сказок – хранилища морально – нравственных законов жизни, принципов, норм, идеалов.

Сказка – это удивительное по силе психологического и воспитательного воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития самосознания субъектов образовательной среды [13, с.207-225]. Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки привлекли внимание психологов и педагогов) и используются с максимальной пользой.

Можно выделить следующие типы сказок (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева) [7, с.23-25]:

1. Окружающий нас мир – живой, в любой момент может заговорить с нами, т.е. формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.

Сюжеты сказок также многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Страшные сказки освобождают от напряжения, способствуют приобретению новых форм реагирования («детская самотерапия»).[7, с.24-25]

Авторские художественные сказки более образны. При этом народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские сказки дополняют его образами, чувствами, отношением, интерпретацией.

В рамках современной образовательной системы следует использовать не только народные или авторские сказки, но и специально созданные сказки, предназначенные для использования в деятельности педагога [7,с.72].Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» [7, с.72].

Таким образом, сказка – средство воспитательного воздействия. Со сказкой необходимо работать. Эта работа осуществляется во взаимодействии: ребёнок – взрослый и начинается с анализа и обсуждения. Взрослый прорабатывает с ребёнком сказочные смыслы, связывает их с жизненными ситуациями, затем возможно обыгрывание сюжета, рисование, драматизация, т. е. процесс театрализации

2.2. Воспитание сказкой

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельныхи ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку. » Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. В этом возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы ЭнидБлайтон. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так. ». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы.

ГЛАВА 3. РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Роль сказочного сюжета в воспитательном процессе

Сказочный герой в сказочном повествовании проходит определенные этапы сказочного сюжета – этапы своего перевоплощения, роста и совершенствования. Так и каждый человек в процессе своей жизни, своего развития, формирования личности и взросления проходит некие этапы, стадии развития, которые перекликаются с этапами развития сказочного сюжета [12, с.57-69].

1. Первый этап – пребывание в отчем доме. В период от рождения до 11-14 лет и ребёнок, идентифицируя себя с родителями, которые являются его жизненным ориентиром, перенимает их опыт, формирует мировоззрение, приобретая всё то, что необходимо ему в процессе взросления, для самостоятельного существования.

2. Второй этап: – определение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет человек должен психологически отделиться от родителей (сепарация), выработать свой собственный взгляд на действительность, реальность, научиться рассчитывать только на себя, вырабатывая самостоятельность и ответственность. Сказка говорит ребёнку о том, что рано или поздно он станет жить отдельно от родителей, отделиться от них и потому надо быть храбрым и смелым, самостоятельным и инициативным, чтобы построить свою жизнь.

3. Третий этап: необходимость выбора жизненного пути. Сказочный герой выбирает свой путь, порою сложный и трудный. Путь, на котором случаются определённые ситуации – проверки на выносливость, на храбрость и смелость, на духовно – нравственные ориентиры личности. На этом этапе сказка учит ребёнка делать свой выбор. Учит умению слушать и слышать другого, относиться к другому так, как ты хочешь, что бы относились к тебе.

4. Четвертый этап – борьба и победа – кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу со злом. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт. В реальной жизни человеку порою приходится противостоять какой-либо ситуации, искать выходы, совершать решения. Разрешая конфликтные противоречия, человек становится сильнее и мудрее.

6. Шестой этап – герой возвращается в отчий дом. Но и там его ждут препятствия: его оклеветали, считают погибшим, любимой нет. И герой, которого предыдущий этап столкновения со злом многому научил, используя приобретённый опыт, свои новые знания, умения, навыки разрешает ситуацию и восстанавливает справедливость. Человек в реальной жизни на этом этапе утверждает себя как зрелую самостоятельную личность в родном доме, самоопределяясь.

Человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни. Ребёнок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомиться с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

3.2. Символика сказки

Символика в сказке имеет большое значение. Благодаря ей события получают свое воплощение в волшебных сказаниях, и тем самым доносят до понимания ребенка многое, касающееся обустройства реального мира, общества. Можно выделить механизмы символики:

1.Трансформация или перевоплощение героев. Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда) [5, с.5-10].

Таким образом, ребенок через сказку получает представление об изменчивой и непостоянной природе человека.

2. Ореол тайны и волшебства. Сказка многолика и многогранна. Ребёнок в процессе восприятия сказки «вживается» в повествование, идентифицирует себя с персонажами сказки. Так развивается способность ребенка вставать на место другого. Именно это делает сказку эффективным развивающим средством, средством воспитания в ребенке личности, индивидуальности.

3. Хороший конец, что дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам: вознаграждение или наказание.

4. Наличие в сказках природных духов (лешие, водяные, русалки, домовые) и т.д. Наши предки верили вдухов природы, почтительно относились к законам «чужой территории», законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с неё нарушены (загрязнение, например). Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Таким образом, происходит экологическое воспитание ребёнка.

В сказке герой преодолевает трудности. Так он получает возможность к изменению, переходу на новый уровень своего развития. Герой взрослеет по ходу повествования сказки, что отражает ритуал инициации. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – он формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт основу, что это ему под силу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно, оказывает воспитательное воздействие. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Сказки для малышей – это лучший способ привить ребёнку хорошие черты характера, обучить этикету и правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю малыш готов слушать всегда! Задумываясь над историями не про абстрактных персонажей, а именно про себя, ребёнок проецирует на себя положительные качества героев и на простых примерах видит, почему доброта, воля и смекалка важны в жизни.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках.

Необходимо придумывать сказки самим или вместе с ребенком – подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т. д. Сказки формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру; прививают любовь к своей истории, Родине; помогает ему в овладении навыков взаимоотношения с миром. В сказках ребёнок усваивает общечеловеческие ценности, морально – нравственные ценности культуры, учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться житьв ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д.. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.

13. Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика, 1999 г. № 10, стр. 207-225

14. Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста).

15. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *