воспитатель плохо относится к ребенку в детском саду что делать
Консультация «Конфликт: воспитатель-родитель, причины возникновения и пути разрешения»
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому задача педагогов ДОУ заключается в том, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками образовательного процесса. Однако бывают случаи, когда стороны не могут найти общий язык и дело доходит до конфликта. Что такое конфликт? Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликты — это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления. Самое страшное в конфликте — это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть — главные чувства конфликтов. Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань «борьбы» за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель «навязывает» им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей,но и делают это в достаточно категоричной форме: «Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то». Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.
Травмы в детском саду
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Причины конфликта различны: несоответствие целей педагогов и родителей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Перечислим поводы для возникновения конфликтов со стороны родителей,часто встречающиеся в нашей практике:
– с ребенком мало занимаются в саду;
– не создают должных условий для укрепления его здоровья;
– не могут найти подход к ребенку;
– используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
– плохо следят за ребенком (не вытерли «сопельки», не переодели грязную футболку);
– ребенка заставляют есть или не следят, чтобы он все съедал;
– ограничивают свободу ребенка;
– часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
– не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.
И хотя этот список далеко неполный, по нему видно, что родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и к воспитателю в первую очередь.
Конечно, у воспитателей тоже есть «свой список»претензий к родителям:
– неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут выразить свою позицию на повышенных тонах при ребенке;
– забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
– забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
– приводят детей в садик совершенно неподготовленных (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
– поздно забирают детей;
– плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
– предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Конфликт «педагог — родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник — подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации нам, педагогам, желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных». Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало. Часто высказываемые воспитателем претензии к родителям расплывчаты, не конкретны. Одновременное высказывание многих претензий создаст у родителей впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и они начнут оправдываться даже в том, в чем их не обвиняют. Поэтому не надо расширять предмет ссоры, причину недовольства. Если человек выступает с обидами, претензиями или с чем-то не согласен, значит, он ждёт, что другая сторона прислушается к нему и изменит своё поведение. Поэтому воспитателю следует выработать у себя установку, что родители всегда имеют какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывают их не ради удовольствия (что, правда, бывает у склочника, а потому, что их что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Нам, педагогам, необходимо справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора воспитателя с родителями: категоричность высказываний, повышенный тон. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость,вызовет ответную реакцию родителей: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Правильным действием со стороны воспитателя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию родителей. Мы должны уметь сдерживать свои эмоции и не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства родителей, проявлять эмоциональную выдержку.
В случае предъявления родителем претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации воспитатель должен предложить способ её разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований. Наиболее эффективными способами выхода из конфликта выступают сотрудничество и компромисс. Очень важно уметь договариваться и находить способы выхода из различных ситуаций.
Можно ли свести конфликты к минимуму?
Можно, если мы, педагоги,будем следовать следующим правилам:
Первое – информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. С этой целью проводим ознакомительное собрание для родителей вновь поступающих детей в ДОУ, рекомендуем посетить сайт детского сада для получения более подробной информации о ДОУ.
Второе – показать родителям, как «безболезненно” разрешать конфликты, если они возникают. Объясняем, что все конфликты необходимо решать непосредственно в ДОУ, не прибегая к вышестоящим органам. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку. В ней могут быть, например,такие слова: «В нашем детском саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей», «В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта». Если «прописать» эти правила, и вовремя познакомить с ними родителей, то многие конфликты просто не возникнут.
Третье – педагогам научиться доносить грамотно информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка,всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: «Ваш Петя сегодня хорошо рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане. Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…». Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку. Очень важным в общении с родителями является формирование системы «МЫ» как ориентации на совместные цели в воспитании и развитии детей.
Четвертое – опытный, мудрый педагог просто «забывает» о конфликтах. Мы должны встречать родителей с улыбкой, доброжелательно и обязательно обращаться по имени-отчеству.
Пятое – научитесь выжидать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать своё мнение — это позволит обдумать свою реакцию и снизить эмоциональное напряжение.
Шестое – обязательно включайте конфликтных родителей в творческую деятельность (творчество открывает в людях лучшие стороны личности, а совместная деятельность сближает).
Седьмое – проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных родителей, возможно, воспитателю стоит изменить какие — то моменты в своих отношениях к родителям или общении с детьми.
Восьмое – очень важно сохранять открытость к критике и готовность меняться.
Воспитатель должен помнить: профессиональной задачей педагога является умение «транслировать» этику общения родителям и научить их делать также.
Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководству ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций. Большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Деловая игра «Конфликтные ситуации».
Какую работу надо провести с родителями?
1. Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».
2. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.
3. Папа, приводя дочь в группу детского сада, все время дает ей с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
4. Жалоба от мамы, что воспитатели намеренно неправильно одевают ребенка на прогулку, в этом причина частых болезней ребенка. Да еще принимают в группу заболевших детей. Что делать?
«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.
Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.
Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.
Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки» Новогодний праздник, это, прежде всего, красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка, сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства,.
Консультация для родителей «Конфликт отцов и детей» Консультация для родителей «Конфликт отцов и детей». Воспитатель МКОУ»Симоновская основная общеобразовательная школа имени героя войны 1812.
Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.
Консультация для воспитателей «История возникновения японского искусства. Кусудама» Красивые, яркие кусудамы впечатляют многих людей. Что собой представляет кусудама? Откуда это произошло? Об этом пойдет речь в моей публикации.
Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.
Консультация «Путеводители в жизни ребёнка — воспитатель и родитель. Реальность или миф?» Путеводители в жизни ребёнка воспитатель +родитель. Реальность или миф? По-моему в нашей работе очень важно не только наладить контакт с.
Что делать, если с ребенком плохо обращаются в детском саду
Детский сад – важный этап в социализации малыша. Однако иногда возникают проблемы. Родители особенно сильно переживают, если воспитатель плохо обращается с ребенком из-за непрофессионализма или по другим причинам. Заведующие часто встают на сторону сотрудников, доказать нарушения не всегда получается. Читайте в материале «РИАМО в Подольске», как понять, что с ребенком плохо обращаются в детсаду, что делать и куда обращаться.
Знакомство с воспитателями
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, родителям следует познакомиться с заведующей и воспитателями. Нужно рассказать о малыше и его особенностях, решить организационные вопросы, узнать распорядок дня, обменяться номерами телефонов. Также полезно пообщаться с другими родителями и выяснить, кто входит в родительский комитет.
Воспитатели имеют педагогическое образование и хорошо знают, как обращаться с детьми. Многие периодически посещают курсы повышения квалификации. Воспитатели детских садов стараются качественно выполнять свои обязанности и хорошо относиться ко всем детям, уделять всем достаточно внимания.
Нужно понимать, что даже в хорошем детсаду с профессиональными воспитателями могут возникать сложные ситуации и конфликты. Ребенок может подраться со сверстником, упасть, испачкаться, а то и вовсе не поладить с воспитателем. Это нормальный процесс социализации.
Когда нужно насторожиться
Папам и мамам стоит внимательно слушать рассказы ребенка о том, как он проводит время в дошкольном учреждении. Забирая малыша из детского сада, нужно интересоваться, с кем он играл, с кем поругался и почему, какие занятия предлагали воспитатели.
Насторожиться стоит в следующих случаях:
– дети предоставлены сами себе, воспитатель плохо следит за ними;
– ребенок всегда грязный, неумытый, голодный;
– на теле ребенка постоянно появляются синяки, ссадины;
– ребенок жалуется, что воспитатель на него кричит, наказывает, бьет;
– ребенок систематически отказывается идти в детский сад.
Если ребенок пришел домой с синяком или царапиной, в этом нет ничего страшного – это рядовой случай. Дети много двигаются, иногда начинают бегать, беситься, падать, драться. Это нормальный этап социализации. Насторожиться стоит в том случае, когда травмы появляются систематически, а ребенок жалуется на воспитателя.
Родителям стоит почаще разговаривать с ребенком и выяснять, что он делал и как появился синяк или царапина. Не стоит забывать, что дети очень любят привлекать к себе внимание и иногда могут приврать. Однако если малыш настаивает на том, что его обижает воспитатель, плачет и отказывается идти в садик, то нужно принимать меры.
Также следует обращать внимание на внешний вид ребенка. Если после детского сада он всегда грязный и неумытый, но при этом рассказывает, как они весело играли и баловались, то это может говорить о том, что воспитатель плохо выполняет свои обязанности. Халатность может привести к неприятным последствиям, в том числе к серьезным травмам.
Стоит пообщаться с другими родителями, которые водят детей в ту же группу. Сталкиваются ли они с похожей проблемой? Довольны ли они детским садом? Как относятся к воспитателю? Нередко обсуждение помогает прояснить ситуацию.
Наконец, можно прийти за ребенком без предупреждения в непривычное время – например, в обед. Так можно собственными глазами увидеть, что происходит в группе.
Решение конфликтов
В первую очередь следует постараться решить конфликт мирно. Если выяснилось, что воспитатель недостаточно хорошо смотрит за детьми, можно поговорить с ней и вежливо попросить быть более внимательной. Также хорошо бы спросить, не нужна ли какая-либо помощь: например, можно для удобства подписать вещи всех детей, написать имена воспитанников на шкафчиках, купить в группу влажные салфетки или жидкое мыло с удобным дозатором.
Однако если воспитатель кричит на ребенка, запугивает его, поднимает руку на малыша или прибегает к унизительным наказаниям, то стоит незамедлительно обратиться к заведующей. Лучше всего делать это вместе с другими родителями.
Нужно составить жалобу в письменном виде, в которой подробно изложить суть дела. В документе нужно указать факты, даты, имена, возможных свидетелей, а также дать на подпись всем родителям, которые не довольны работой воспитателей. Жалобу лучше всего оформлять в двух экземплярах, один из которых нужно сохранить у себя. Заведующая должна поставить на документе свою подпись и дату.
Чаще всего конфликты получается разрешить лично с воспитателем или заведующей. Руководство дошкольных учреждений старается идти навстречу родителям. Стоит помнить, что нужно вести себя корректно и вежливо, не устраивать скандалы, не угрожать, не переходить на личности. Такое поведение делу не поможет.
Серьезные меры
Если обращение к заведующей не принесло результата, нужно обращаться в вышестоящие инстанции и профильные ведомства.
Интернет-портал «Добродел»
Чтобы написать обращение на «Добродел», нужно зарегистрироваться на сайте или использовать логин и пароль портала государственных и муниципальных услуг Московской области. Далее нужно заполнить специальную форму, описать проблему, приложить фотографии, оставить свои контактные данные.
Сотрудники портала направят жалобу в соответствующее ведомство, а потом сообщат о решении проблемы. На решение вопроса отводится восемь суток. Если проблема не будет решена, то обращение снова направят на рассмотрение в ответственное ведомство.
Комитет по образованию городского округа Подольск
Адрес : г. Подольск, ул. Веллинга, д. 3
Телефоны : 8 (496) 763-74-44, 8 (496) 763-61-69
Министерство образования Московской области
Адрес : г. Красногорск, б-р Строителей, д. 1
Телефоны : 8 (498) 602-10-95, 8 (498) 602-11-42, 8 (498) 602-11-43
Телефон доверия : 8 (495) 104-68-38
Горячая линия : 8 (495) 984-89-19
Прокуратура городского округа Подольска
Если проблема реально серьезная и угрожает здоровью и жизни ребенка, и ее не удается решить на уровне местных властей, то стоит обратиться в прокуратуру. Лучше делать это совместно с другими родителя.
Чтобы написать жалобу в прокуратуру, нужно тщательно подготовить доказательства плохого обращения с ребенком. Это могут быть фотографии травм, справки из больницы, заверенные показания свидетелей.
Адрес : г. Подольск, Революционный пр-т, д. 55/15
Телефоны : 8 (496) 769-94-13, 8 (496) 769-07-34
Стоит ли менять детский сад
Нужно понимать, что любые разбирательства и «поиски правды» оправданы только в том случае, если они пойдут на пользу ребенку. Конфликты родителей с сотрудниками дошкольного учреждения могут негативно сказаться на ребенке, а также на отношениях с воспитателями и заведующей.
Если проблему удалось решить, но малыш чувствует себя плохо в конкретном садике и не хочет ходить туда, то будет вполне разумно перевести его в другое учреждение. Родители должны тщательно все продумать и принять взвешенное решение.
К моему ребенку относятся хуже, чем к другим.
Здравствуйте! 4 месяца назад мой ребенок пошел в садик (государственный). Я сразу стала стараться наладить отношения с воспитателем и нянечкой… Поздравила с 8 марта (подарила им одинаковые подарки), всегда соблюдала требования — не опаздывать, больного ребенка не приводить, деньги сдавала вовремя, забирала ребенка всегда вовремя. Я дизайнер, оформила воспитательнице уголок, распечатала за свой счет. Сделала клип про нашу группу ( по просьбе воспитательницы), подружилась с заведующей и старшей воспитательницей садика (сделала им сайт бесплатно, занимаюсь его поддержкой). Всегда относилась вежливо, с уважением, всегда говорила спасибо. Но я замечаю, что к моему ребенку отностся хуже, чем к другим. Мы с ним утром приходим раньше всех, чтобы спокойно раздеться. Он у меня пока плохо одевается. Потом приходит нянечка, с другими детьми всегда здоровается, спрашивает у них ласково- как дела? Мимо моего ребенка ВСЕГДА как мимо стены (но я с ней всегда здороваюсь первая с улыбкой). Воспитательница, когда встречает деток- тоже всегда с ними разговаривает, спрашивает, как дела, какую игрушку принес. С моим- никогда, ну может один раз, когда я уголок этот принесла. Я всегда спрашиваю в конце дня, как вел себя мой ребенок. Она отвечает, что все хорошо- слушался, никого не обижал, спал, кушал хорошо. Дело в том, что когда я его забираю- он начинает себя ужасно вести, кричит (балуется), валяется на полу (но не в истерике, а балуется и смеется), убегает от меня, может ударить другого ребенка. Ивесь вечер мой ребенок неузнаваем, ведет себя ужасно, часто ревет, капризничает. Я отношусь с пониманием и сочувствием, стараюсь его отвлечь, и весь вечер наполняю его собой, своей любовью и вниманием. Очень редко, но могу накричать, когда уже не выдерживаю ( потом прошу прощения, говорю, что была неправа и не сдержалась). Утром он себя ведет отлично, такого нет. Но в последнее время (после 2 лет он, конечно, стал капризным, часто плачет и сам не знает, чего хочет). Но вечером после сада- это ужас. Наверное, это еще идет адаптация. Но главный мой вопрос вот в чем: не будет ли он чувствовать себя ущербным, второсортным из-за такого отношения воспитателя и нянечки (они, насколкьо я знаю, не кричат, просто игнорят, а другим детям дают внимание).Ко мне в садике тоже относилиь плохо, а баловали деток, у которых папы ездили за границу, и привозили молодым воспитательницам заграничные шмотки. То ощущение ущербности до сих пор во мне, хотя во многом и красивее, и умнее других, и добрее. И сама строю свою карьеру (воспитываю ребенка одна). А, вот еще. Мой ребенок красив внешне, обаятелен, развитый, говорит в группе лучше всех, быстрее всех запоминает стихи, которые им там читали, сложные песни поет. Но одевается хуже всех, и воспитательница это на собрании сказала. Уже даже другие мамы нас дразянт- вот, мол, мама тебя и в армии сама будет одевать (хотя одевается он сам, пусть и с трудом. просто я ему НЕМНОГО помогаю.) Вот смотрите, моему сыночку сейчас 2,9. Он умеет: кушать сам, но медленно, снимает все! одевать умеет шапку, куртку. колготки, трусы, штаны, водолазку с моей помощью, ботиночки сам одевает и застегивает, пока не умеет только носочки- и то, я ему сначала помогу, а потом он их сам натягивает. И вот все с этими носками нас критикуют (все в группе умеют их одевать). Но считаю, что пусть и позднее, но он научится их одевать оябзательно, и зачем нас дразнить? Еще хочу сказать, что вне садика ребенка все любят, во дворе, особенно мужчины, и все знакомые, он все время улыбается. А вот в саду… он в игноре… как отверженный. Незнаю, может, забрать его оттуда, но ведь мне работать надо, папы у нас нет. И может. мне подкупать воспитателя и нянечку деньгами, приносить им? я видела — одна мамочка нянечке что-то приносила в пакете, а няня ее подобострастно благодарила, и всегда перед ее ребенком рассыпается в поклонах утром. но мне как-то неудобно без повода, чтоб это на взятку не было похоже. Помогите, пожалуйста.