восьмерик на четверике что это
восьмерик на четверике
Полезное
Смотреть что такое «восьмерик на четверике» в других словарях:
Восьмерик на четверике — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. «Восьмерик на четверике» тип архитектурной ком … Википедия
Восьмерик на четверике — Композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Восьмерик — Восьмерик. ВОСЬМЕРИК, в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17 18 веков) 8 угольное в плане сооружение или его часть, нередко на 4 угольном основании (“восьмерик на четверике”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВОСЬМЕРИК — в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17 18 вв.) 8 угольное в плане сооружение или часть сооружения, нередко на 4 угольном основании ( восьмерик на четверике ) … Большой Энциклопедический словарь
Восьмерик — (в архитектуре) восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть[1]. Древнейшей восьмигранной постройкой, вероятно, является Башня Ветров в Афинах, построенная в середине I века до н. э. Восьмерик один из распространённых… … Википедия
восьмерик — а; м. 1. Старая русская мера (счёта, массы, объёма и т.п.), содержащая восемь каких л. единиц; предмет, состоящий из восьми частей. В. свечей. В. муки (восемь пудов). Гиря в. (весом в восемь фунтов). Верёвка в. (сплетённая из восьми прядей). 2.… … Энциклопедический словарь
Восьмерик — в русском и украинском зодчестве, восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространён главным образом в церковных зданиях деревянных (церковь в с. Панилове Архангельской области, 1600) и каменных (церковь в с. Городне… … Архитектурный словарь
Восьмерик — в русском и украинском зодчестве, восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространён главным образом в церковных зданиях деревянных (церковь в с. Панилове Архангельской области, 1600) и каменных (церковь в с. Городне… … Большая советская энциклопедия
Восьмерик — Бревенчатый восьмигранный сруб. В деревянном зодчестве конструктивное решение перехода от кубического объема сооружения к куполу. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов архитектурный объём восьмигранной формы в древнерусском… … Строительный словарь
восьмерик — Восьмигранный архитектурный объем. Ист.: Плужников, 1995 См. также : восьмерик на четверике Иллюстрации: Часовня из деревни Бедрино в музее деревянного зодчества в Суздале Владимирской области. Часовня над Успенским кладезем в Троице Сергиевой… … Словарь храмового зодчества
«Восьмерик на четверике»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Восьмерик на четверике
Композиция «восьмерик на четверике» получила широкое распространение в русском храмовом зодчестве (в большинстве своем – в деревянных постройках). В конце XVII столетия «восьмерик на четверике» прочно вошел в число ключевых приемов московского барокко. Сочетание контрастных объемов в конструкции храмов придавала сооружениям устремленность ввысь (динамизм являлся важнейшей особенностью стиля барокко).
Рисунок 1. Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Религиозные сооружения такого типа продолжали строить в России вплоть до конца XVIII века.
Применительно к зданиям в стиле московского барокко можно выделить несколько типов каменных церквей, построенных по данному принципу. Основной тип – отдельно стоящие многоярусные религиозные сооружения, возводимые, как правило, дворянами в своих усадьбах. Церкви основного типа характеризовались свободным расположением и широкими круговыми обходами – гульбищами. Неотъемлемый атрибут таких церквей – совмещение колокольни и церкви в единой композиции. Здесь непосредственно под восьмериком располагался открытый ярус звона. Следует заметить, что церкви, относимые к данной группе, являлись для всех остальных исходным вариантом.
Церковь царевича Иоасафа в Измайлове
Церковь царевича Иоасафа в Измайлове – одна из религиозных построек в царской усадьбе в Измайлово. Она была возведена в 1768 году и снесена в 1936 году.
Готовые работы на аналогичную тему
В 1824 году, когда церковь пребывала в полуразрушенном состоянии историк И. М. Снегирев обнаружил две медные закладные доски, датированные 1678 годом. В те времена сооружение носило характер домовой церкви, примыкающей к царскому двору.
В период с 1685 по 1687 гг. здание было перестроено по приказу царевны Софьи. Строительными работами руководил В. В. Голицын. Известно, что строили церковь каменщики Терентия Макарова. Мастера сохранили нижний этаж, а верхний перестроили полностью.
После реконструкции церковь стала одним из первых образцов русского барокко в Москве. Сооружение было построено из кирпича и отделано белым камнем. Симметричный в плане храм не имел апсид и был вытянут с запада на восток. К зданию примыкала терраса, выдержанная в едином архитектурном стиле с «гульбищем» Мостовой башни. С царскими хоромами церковь соединялась с помощью брусяного перехода. К западному фасаду примыкала колокольня, состоящая из нескольких ярусов.
В 1761 году из-за плачевного состояния церкви службы были прекращены. В 1780 году в верхнюю часть крыши попала молния, в результате чего были разрушены четыре яруса здания. Было принято решение об упразднении храма, иконы были перевезены в Покровскую церковь. Последующие 60 лет церковь простояла в руинах. В 1840-е годы в связи со строительством на Измайловском острове военной богадельни было решено восстановить здание. Проект реконструкции составил архитектор Константин Тон.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве
Это сооружение – один из лучших образцов «восьмерика на четверике». Располагается Храм Спаса Нерукотворного в районе Новогиреево, в Москве.
Первые упоминания о Гирееве относятся к началу XIV века. Усадебный храм был построен княгиней Голицыной, владелицей Гиреева в 1714 – 1718 гг. Это весьма близкое повторение Успенского храма, построенного за три десятилетия до этого в вотчине отца княгини, селе Дурневе.
В 1922 году в период действия программы по изъятию церковных ценностей в Спасский храм прибыла специальная комиссия, которая изъяла все имущество церкви. Среди конфискованных ценностей наиболее значимыми были:
В 1941 году храм был вовсе закрыт. Престол был перевезен в храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. В 1991 году богослужения в храме были восстановлены.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе
Церковь Знамения на Шереметевом дворе является одним из первых образцов нарышкинского барокко. Композиция религиозного сооружения выполнена по типу вотчинных храмов «под колоколы» и характеризуется продольно-осевым построением (основное здание вытянуто вдоль одной оси, при этом обе его части симметричны в плане).
Нижний объем здания представлен двухсветным четвериком, на котором покоятся три яруса уменьшающихся восьмериков. Над алтарем и трапезной установлены четыре небольшие главки с куполами лепесткового типа. Апсида, состоящая из трех частей, а также трапезная располагаются на высоком подклете со сводом, вокруг которого устроено гульбище. Под прямым углом к западу от него располагалась широкая лестница, опиравшаяся на ползучие арки. При реконструкции храма лестница была разобрана, а вместо нее смонтировали новы двухэтажный переход.
Во время реконструкции в середине XIX века отдельные входы были заложены, что позволило объединить помещения с главным алтарем. Фасады церкви декорированы гребнями-фронтонами, узорчатыми пинаклями и наличниками из белого камня.
Внутри церкви установлен четырехрядный иконостас в стиле русского барокко. В соответствии с архитектурными тенденциями конца XVII века внутренние стены здания оштукатурены и лишь отдельные грани сводов подчеркиваются сложной резьбой в стиле барокко. Оконные проемы украшены резьбой и медальонами с изображениями святых. Царское место располагается у иконостаса и напоминает резной балкон с куполом.
ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ ( восьмерик на четверике ) ч.2
Наравне с круглыми храмами строились также храмы восьмерик на четверике. Центральная часть их имела вид двухъярусной башни. Верхний ярус был восьмигранной формы, крытый шатром. Он покоился на нижнем, широком квадратном срубе с подклетом, что собственно и составляло отличительную черту композиции храмов этой группы. Этот, т.н. восьмерик на четверике, появился в XVIII веке.
Изучение четвериковых церквей показывает, что в их высоту чаще всего укладываются два «плановых» квадрата, а затем с помощью точно рассчитанных пропорций получают удвоенный квадрат трапезной, уменьшенные в два раза квадраты приделов и производные от них квадраты алтарных прирубов.
Приемы рубки были те же, что и при постройке клетских церквей. Однако, некоторые своеобразные методы все же были, главным образом это относится к восьмерикам.
Это было вариантом рубки в «обло» или в «лапу», но под тупым углом. Такой прием использовался при устройстве шести-восьмигранных срубов.
По традиции основу таких деревянных храмов составлял крещатый план, известный с XV века. Он осуществлялся четырьмя прирубами по сторонам центрального сруба и позволял создавать выразительный центр и обеспечивать устойчивость конструкции.
Центральный сруб расширялся вверху, создавая повал, о двойной функции которого мы говорили ранее. От уровня повала и начинался шатер, рубленый от основания до его верха «в режь». Чашки вырубались только у тех бревен, которые накладывались поверх нижних, и тем самым образовывался т.н . костер. На верху самого шатра крепились шейка и маковка храма, с наклонными полицами или кокошниками, крытые лемехом.
Углы четверика, не закрытые верхним ярусом(восьмериком), закрывались наклонными полицами ( кокошниками). Прирубы крылись ступенчато-бочечным покрытием, обеспечивая переход от боковых прирубов к шатру.
Такой ступенчато-ярусный переход к шатру стал характерной особенностью русского деревянного зодчества. Он известен в каменной архитектуре с XII века.
Массивность ступенчатого перехода и четкость его деталей свидетельствуют об удивительном мастерстве и понимании строителями специ-
фики деревянного зодчества, без которых невозможно скомпоновать столь крупные объемы и формы.
Крытая тесом широкая галерея, висящая на консолях (на выпушенных из стен прируба бревнах) опоясывала храм с трех сторон – за исключением восточной, алтарной, и забрана тесом «в ёлку» (« в косяк » ).
Прирубы освещались лишь посредством окон, через окна прирубов проникал дневной свет и в центральное помещение.
Храмы с печью назывались теплыми (или зимними) – в отличие от холодных, где религиозные обряды проводились только в летнее время.
Шатровые были любимыми храмами на Руси в допетровскую эпоху. Они значительно отличались от церковных канонов. Патриарх Никон без всяких церемоний назвал их «бесовскими». В XVIII веке такие храмы окончательно запретили возводить.
Начало XVIII века и есть период упадка шатрового стиля.
сложным композициям и вычурности.
Так закончило свое существование наше церковное деревянное зодчество, выработав на протяжении семи с половиной веков шесть основных типов храмов.
Примером упадка шатрового стиля служит церковь села Подмонастырского.
Характерным образцом последнего типа шатровых храмов может служить церковь Святой Троицы в Шеговарской волости, построенный в 1665 году.
Восьмерик на четверике
Изначально это архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом зодчестве. В конце XVII века прочно вошло в арсенал приёмов московского барокко. Сочетание контрастных форм придаёт храму устремлённость ввысь (динамизм — характерная черта стиля барокко).
Церкви этого типа продолжали возводиться в российской провинции вплоть до конца XVIII века.
Связанные понятия
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Фонетический разбор «восьмерик на четверике»
Фонетический разбор «восьмерик»:
«Восьмерик»
Характеристики звуков
Фонетический разбор «на»:
Характеристики звуков
Фонетический разбор «четверике»:
«Четверике»
Характеристики звуков
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор «восьмерик на четверике»
Фонетический разбор «восьмерик на четверике»
Значение «восьмерик на четверике»
Карточка «восьмерик на четверике»
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.