воскресное всенощное бдение что это

Всенощное бдение

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Источник

Сколько длится и как проходит всенощное бдение в православной церкви

Что такое всенощное бдение

Впервые этот обычай ввел в практику Иисус Христос вместе со своими учениками. Последующие столетия ритуал постоянно пополнялся новыми ектениями и молитвословиями, которые сохранились до сегодняшнего дня.

По сути, всенощные – это долгие ночные священнодействия, совершающиеся в храме. Православие называет такую молитву поистине добродетельной, так как для обретения свободы духа недостаточно короткой церковной службы.

Смысл богослужения

Как правило, всенощное бдение проводится около шести часов вечера перед великими православными торжествами:

Также ночное священнодействие совершается перед воскресной службой и является обязательным при подготовке к Таинству Евхаристии. Не явиться на такое богослужение считается грехом, если только причины не были довольно вескими.

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это Всенощное бдение проводится перед Двунадесятыми празднествами

Главная идея вечерних богослужений – духовное освобождение и исцеление. Длительная молитва помогает прогнать посторонние мысли, сосредоточиться на смысле грядущего празднества, подготовить христианина к принятию Божьей благодати.

Всенощное бдение является нераздельной частью Воскресной Литургии. При этом последняя отображает грядущее Небесное Царство, а предшествующая ей служба – минувшие ветхо- и новозаветные времена. Иными словами, оба священнодействия дополняют друг друга, будучи объединенными общим смыслом.

Видео «Всенощное бдение с объяснением»

В этом видеосюжете дается объяснение богослужению.

Как проходит богослужение

Ночная служба начинается около 16:00–18:00 часов с Великой Вечерни, символизирующей становление Церкви во времена Ветхого Завета. Священнослужители открывают Царские Врата, а затем окуривают алтарь ладаном в знак Божьей благодати, наполнявшей Эдем и проживавших там прародителей. Во время каждения воспевается Святой Дух, создавший этот мир, а также возводится честь всем святыням. При этом батюшка просит у Господа благословения для мирян, пришедших в храм.

Далее Царские Врата закрываются, символизируя изгнание из рая Адама и Евы, нарушивших Закон Божий. Прося у Всевышнего прощения, церковники поют великую ектению. Она представляет собой просьбу смилостивиться над грешниками, помочь им в мирской жизни. Затем церковник читает светильничные молитвы, которые содержат прошения к Богу о духовном озарении, возможности познать Его любовь, одарить радостью.

Во время молитвенного песнопения церковники выносят свечи, означающие свет христианского учения, диакон несет икону Иоанна Предтечи, а священнослужитель идет с пустыми руками, опустив их вниз. После слов «Мир всем» прихожане преклоняют головы, а батюшка обращается к Всевышнему за помилованием, спасением и защитой от сатанинских сил. Далее начинается продолжительное моление, которое называется литией.

Лития совершается в притворе как знак смирения перед Господом Богом.

Заканчивается первая часть всенощного бдения ектенией «Ныне отпущаеши», воспевающей обет Божий о пришествии Мессии. Затем начинается утренняя служба, посвященная уже Новому Завету. Церковники поют псалмы, изображающие радость и одновременно скорбь души, показывающие необходимость искупления грехов. Произнеся евангельские тексты, священнослужитель выходит из алтаря, символизируя собой Спасителя, а затем читает 12 утренних молитв.

Вновь открыв Царские Врата, духовные лица окуривают весь храм. Такое действие отображает учеников Христа, пришедших после Воскресения к Его Гробу. Далее Святое Писание выносят из алтаря, а после этого читают прокимен и само Евангелие. По окончании совершается помазание освещенным елеем. Сначала священнослужители проводят его над собой, а затем над прихожанами, чертя на лбу каждого елейный крест.

Совершив церковный обряд, духовные лица читают девять канонов, описывающих житие святых, во имя которых грядет празднество. После последних строк, произнесенных батюшкой, хор спускается и поет катавасию. Заканчивается ночная служба благословением священнослужителей своей паствы.

Сколько длится всенощное бдение

В раннехристианские времена всенощная продолжалась до самого утра, а потому и была названа именно так. Сегодня же ее длительность не превышает трех часов. Церковь пошла на подобные послабления по единственной причине: не все прихожане могут выстоять такую долгую службу. Как правило, священнодействие начинается с 17:00, а заканчивается около 22:00. Самым длинным действием считается Рождественское ночное богослужение.

Отличие всенощной от вечерней службы

Люди, не так часто посещающие церковь, редко задумываются, чем отличаются эти два священнодействия. Однако разница есть, хоть и не слишком существенная. В основном она состоит в продолжительности – вечерняя служба длится меньше.

Оба богослужения совершаются накануне воскресных дней или великих церковных празднеств. Открываясь вечерним богослужением, которое начинается около 16:00–18:00 часов, бодрствование плавно переходит к утренним молитвам. Сегодня само слово «всенощная» не совсем отвечает скрытому в нем смыслу, так как продолжительность церемонии была существенно сокращена. Ранее такие бодрствования длились не до полуночи, как сейчас, а до самого рассвета, полностью оправдывая свое название.

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это Вечерняя служба длится меньше

Ночные бдения – очень важная и распространенная практика, пришедшая к нам еще с раннехристианских времен. Совершаясь перед церковными празднествами, она помогает верующим христианам очистить душу, отринуть мирские переживания, настроиться на грядущее празднество, полностью осознав его сакральный смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Всенощное бдение

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это

Смысл и структура всенощного бдения

Всенощное бдение, или всенощная, — это богослужение, которое, как правило, совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней. Церковный день, согласно библейской традиции, начинается с вечера, и это вечернее богослужение имеет прямое отношение к празднуемому на следующий день событию.

В древние времена всенощная начиналась после захода солнца и длилась всю предпраздничную ночь. В настоящее время это богослужение обычно заканчивается поздним вечером, но прежнее историческое название его — всенощное бдение — сохранилось.

Всенощная отображает историю спасения рода человеческого и состоит из трех частей, или отделений: великой вечерни, утрени и первого часа.

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это

Великая вечерня

Начальный возглас и предначинательный псалом. Служба начинается с безмолвного каждения алтаря, что знаменует начало творения мира, когда Дух Божий носился над первозданным веществом земли. Затем священник первым возгласом прославляет Создателя мира: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков — и трижды призывает верующих: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… В ответ хор торжественно поет 103-й псалом, прославляя премудрость Божию. Открытые в этот момент царские врата и каждение священником всего храма символизируют рай, то есть состояние непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди.

Светильничные молитвы и великая ектения. Сразу же после каждения храма царские врата закрываются, что напоминает об изгнании первых людей из рая за грех непослушания Богу.

Священник, являя образ кающегося Адама, становится перед закрытыми царскими вратами с непокрытой головой в знак смирения и тихо читает семь покаянных светильничных молитв. Эти молитвы называются светильничными, поскольку с древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках. Затем диаконом от имени всех верующих произносится великая ектения — собрание коротких молитвенных просьб-обращений к Господу о земных и духовных нуждах верующих. Великая ектения часто называется по ее первым словам — Миром Господу помолимся — мирной ектенией.

Первый антифон. После мирной ектении поются избранные стихи из первых трех псалмов Псалтири (первый антифон) и вновь произносится ектения, но уже сокращенная, малая. Далее звучат стихиры на Господи, воззвах — духовные песнопения, которые чередуются со стихами из Псалтири. Стихи перед стихирами имеют покаянный, молитвенный характер, выражают печаль и скорбь человечества до пришествия Христа, а стихиры говорят о событии праздника, о его значении, о новозаветной радости и свете. Последняя стихира называется Богородичен, или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии. Во время пения стихир вновь совершается каждение всего храма.

Малый вход. Во время пения догматика открываются царские врата в знак того, что рай вновь открывается пришествием на землю Сына Божия Иисуса Христа, и совершается вечерний малый вход. Через боковую дверь иконостаса выходит священник вслед за диаконом, несущим кадило, подобно тому как Сын Божий явился людям в предшествии Иоанна Предтечи, и в том же порядке они входят в алтарь через царские врата иконостаса. Хор в это время поет Свете тихий — песнь Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, Который, по словам апостола Иоанна Богослова, есть истинный Свет невечерний, вечный, незаходимый (см.: Откр. 21: 23; 22: 5). Эта песнь содержит изложение одного из важнейших догматов Православия — исповедание Христа как видимого Лица Пресвятой Троицы.

Паремии, ектении. После приветствия всех молящихся словами Спасителя: Мир всем! — следует прокимен — краткое изречение из Священного Писания, которое произносится перед чтением большого отрывка из Ветхого или Нового Завета. Сам отрывок носит название паремии (от греч. παροιμία — «притча»). По предписанию Церкви паремии читаются в дни великих праздников и содержат пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице (похвалу празднику или святому). После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (то есть усиленную) ектению, затем читается или поется молитва: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. После нее диакон произносит просительную ектению.

Лития, молитва «Ныне отпущаеши». После ектении совершается лития (от греч. λιτή — «усиленное моление»). Священнослужители при пении стихир, содержащих прославление святого данного дня или праздника, выходят из алтаря в притвор, что означает исхождение Церкви в мир с целью молитвенной миссии, и читают литийные молитвы.

После литии хор поет стихиры на стиховне (стихиры со стихами из псалмов), в которых повествуется о празднуемом священном событии. После стихир поется молитва Ныне отпущаеши, произнесенная святым Симеоном Богоприимцем, который сподобился перед смертью увидеть родившегося Спасителя мира. Эта песнь символизирует конец ветхозаветной истории. Затем (если бдение под воскресенье) звучит песнопение, посвященное Деве Марии: Богородице Дево, радуйся — так как новозаветная эпоха начинается с рождения Богородицы.

В это время на середину храма выставляется стол с сосудом с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые затем освящаются в память о насыщении Спасителем пятью хлебами пяти тысяч слушателей Его проповеди.

Во время утрени освященным елеем священник помазывает молящихся, и тогда же верующим раздаются нарезанные освященные хлебы.

В завершение вечерни священник преподает молящимся древнее благословение от имени воплотившегося Иисуса Христа словами: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это

Утреня

Шестопсалмие. Вторая часть всенощного бдения — утреня — начинается радостной песнью ангелов, воспевающих рождество Христа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Затем свечи в храме гасятся, что знаменует ночь, в которую пришел на землю Христос, и образ тьмы, в которой находилось всё человечество до пришествия Спасителя. Чтец посреди храма начинает читать шестопсалмие, заключающее в себе шесть псалмов, отображающих греховное состояние людей и их надежду на спасение. Во время чтения шестопсалмия священник сначала в алтаре, а потом на амвоне молит Бога о ниспослании людям милости Божией.

Кафизмы. После окончания шестопсалмия вновь произносится, как и в начале всенощной, великая ектения. Затем звучит пение из 117-го псалма: Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне — и поется тропарь — краткое песнопение, повествующее о страданиях Христа и Его воскресении из мертвых либо посвященное празднику или празднуемому святому. Вновь зажигаются свечи и начинается чтение кафизм. Греческое слово κάθισμα означает «сидение», так как по церковному уставу во время чтения кафизм молящимся разрешается сидеть. Вся Псалтирь, состоящая из 150 псалмов, разделяется на 20 кафизм, то есть групп или глав псалмов. На всенощном бдении читаются всегда две, определенные уставом, кафизмы.

Полиелей. Затем начинается полиелей — самый торжественный момент всенощной, посвященный воспоминанию воскресения Иисуса Христа. Название полиелей (от греч. πολυέλεος — «многая милость») эта служба получила потому, что во время полиелея поются хвалебные стихи из псалмов и повторяются слова: яко в век милость Его. На полиелее открываются царские врата, освещается весь храм, священнослужители выходят из алтаря, совершая каждение храма. Эти священнодействия изображают восстание Христа из гроба и явление Его ученикам. Затем следует чтение Евангелия о явлении воскресшего Спасителя. В великие праздники на полиелее поется величание праздника или святого и читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Канон. После прочтения воскресного отрывка из Евангелия, оно выносится на середину храма, и прихожане прикладываются к нему. В другие праздники верующие целуют праздничную икону. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный (на литии) хлеб. В это время читается канон (от греч. κανών — «правило»). Канон — это составленное по определенному правилу собрание из девяти частей (песней). Первый стих каждой песни поется, он называется ирмос, а остальные стихи каждой части (песни) читаются и называются тропарями. Ирмосы отображают ветхозаветные времена и историю нашего спасения. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и прославляют Господа, Божию Матерь, святых, память которых празднуется в этот день.

Стихиры на хвалитех. В древности к моменту окончания чтения канона приближался рассвет, и это приближение света отмечается особым песнопением — светильном, вслед за которым поется стих Всякое дыхание да хвалит Господа и читаются 148, 149 и 150-й псалмы. Эти три псалма называются хвалитными, так как в них часто повторяется слово хвалите. С этими тремя псалмами соединены особые стихиры, которые, как и другие стихиры на всенощной, восхваляют отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие (память определенного святого или святых).

Великое славословие. После пения хвалитных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются, и священник возглашает: Слава Тебе, показавшему нам свет! (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари.) Хор поет великое славословие, которое начинается словами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В этом возвышенном и торжественном песнопении мы хвалим, благословим, поклоняемся, славословим и благодарим Бога.

Заканчивается утреня на всенощном бдении сугубой и просительной ектениями — теми же, которые читались в начале всенощной на великой вечерне. Затем преподается последнее благословение священника.

воскресное всенощное бдение что это. Смотреть фото воскресное всенощное бдение что это. Смотреть картинку воскресное всенощное бдение что это. Картинка про воскресное всенощное бдение что это. Фото воскресное всенощное бдение что это

Первый час

Вслед за благословением священника читается первый час, состоящий из чтения псалмов и молитв, в которых мы благодарим Бога за наступивший день и просим наставления на путь, угодный Ему, в течение грядущего дня. Священник выходит из алтаря без праздничного облачения. Храм погружен в полумрак.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *