воскресенье толстого чем закончилось
Краткое содержание романа «Воскресение» Л. Н. Толстого
Роман «Воскресение» — последнее крупное произведение Л. Н. Толстого, написанное им в 1889–1899 гг. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Воскресение» Толстого: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Основные персонажи романа
Толстой «Воскресение» очень краткое содержание
Толстой Лев Николаевич Воскресенье краткое содержание для читательского дневника:
Основным персонажем произведения является Катюша Маслова, представленная писателем в образе женщины легкого поведения.
Катерина оказывается обвиняемой в совершении преступления в виде отравления и ограбления купца Смелякова и находится в тюремной камере, ожидая судебного разбирательства.
Во время судебного процесса девушку осуждают к четырем годам каторги, среди присяжных заседателей находится молодой человек, именуемый Дмитрием Нехлюдовым, который видит в осужденной свою старую знакомую, соблазненную и брошенную им десять лет назад.
Услышав решение суда, Нехлюдов начинает мучиться угрызениями совести, осознавая мерзкий и подлый поступок, который он в прошлом совершил по отношении к Катюше Масловой. Дмитрий решается на визит к девушке с целью получить у нее прощение, однако встречается не с той милой Катюшей, которая живет в его воспоминаниях, а с расчетливой барышней, желающей получить определенную денежную сумму.
Маслова отправляется по этапу в сибирскую ссылку, а Нехлюдов, неспособный найти душевное успокоение, продолжает заботиться о девушке и добивается переквалификации ее приговора как политзаключенной и улучшений условий содержания Катюши, где наблюдает слегка оттаявшую девичью душу.
Через некоторое время Дмитрий получает долгожданную весть от старинного друга Селенина о том, что Катерине отменена каторжная работа и она направляется на отбывание наказания в сибирском поселении. В душе Нехлюдова поселяется надежда о совместном будущем с Масловой, однако Дмитрий узнает о начавшемся во время ссылки романа Катерины с Владимиром Симонсоном, таким же заключенным, как и она, искренне любящем девушку и желающим вступить с ней в брак. Катюша соглашается на свадьбу, понимая, что не испытывает к избраннику никаких чувств, но не желает портить будущее своему тайно любимому человеку, Дмитрию. Девушка осознает, что Нехлюдов мечтает о браке с ней исключительно ради великодушия и замаливания своих прежних перед ней грехов, в результате которых она потеряла ребенка и вынуждена стать женщиной легкого поведения.
Дмитрий возвращается в гостиницу, понимая, что с этого момента Катюша для него полностью потеряна и ему предстоит начинать сначала свою никчемную жизнь. Раскрывав Евангелие, Нехлюдов пытается переосмыслить все произошедшее с ним на его жизненном пути.
Это интересно: Сборник «Севастопольские рассказы» написан и опубликован в 1855 году, посвящен обороне Севастополя. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Севастопольские рассказы» по главам для читательского дневника. В своей книге Лев Толстой описывает героизм защитников города, а также показывает всю бессмысленность и беспощадность войны.
Короткий пересказ «Воскресения» Толстого
Роман начинается с картины, где надзиратель выводит в зал суда заключенную, главную героиню повествования. Далее мы узнаем трагическую судьбу женщины. Она родилась вследствие внебрачной связи крестьянской девушки и бродячего цыгана. Рано потеряв мать, Катюша поселилась у двух сестер-барынь в качестве прислуги. В 16 лет она влюбилась в племянника барышень.
Через некоторое время Неклюдов, совсем уже не ангельский молодой человек, а самодовольный и наглый офицер, заехав погостить в деревню, обольстил девушку. На прощание он спешно сунул ей сто рублей. Вскоре Маслова узнает, что она ждет ребенка. Нагрубив хозяйкам, и потребовав жалования, она ушла жить к повитухе, которая еще и приторговывала спиртными напитками.
На суде взгляд Масловой пересекается с Неклюдовым, который был одним из присяжных заседателей. Это был представительный господин, готовый вскоре жениться на дочери знатных людей. Спорный вопрос возник между прокурором и присяжными заседателями по поводу обвинения арестантки. И все же ее приговорили к каторжным работам.
Неклюдов после заседания долго думал о Катюше. Ему было стыдно за свой прошлый поступок, он уже больше не хотел жениться на богатой барышне, а хотел загладить свою вину, женившись на Масловой. Он получил свидание с ней в тюрьме, и пытается ей об этом сказать. Но к величайшему разочарованию и огорчению, в Масловой Неклюдов не видит той Катюши. Перед ним находится порочная женщина, которая довольна своим положением.
Но он не сдается, начав хлопотать о помиловании возлюбленной. И пока дела решались у государя, Неклюдов выехал в имение, чтобы решить вопрос с крестьянами. Уладив все, он узнает, что дело Масловой осталось на том же уровне, и он следует за ней в Сибирь. Неклюдову удается переместить ее к политическим заключенным, где она за несколько месяцев сильно преобразилась, похорошела, до нее перестали домогаться мужчины, да и питание стало лучше.
Екатериной увлекается Владимир Симинсон и предлагает стать его женой. И она принимает его решение. Ведь он полюбил ее такой, какая она есть, а Неклюдов лишь хочет снять с себя вину за произошедший эпизод с ней. Когда ей приносят выхлопотанное помилование, Маслова твердо говорит о том, что она останется с Владимиром Ивановичем.
Неклюдов, уехав назад, долго раздумывает о том, насколько зло велико, но как ему противостоять, он не знает. Перебирая вещи в чемодане, он наткнулся на Евангелие, которая была подарена иностранцем в остроге. Прочитав несколько страниц, Дмитрий узнал, наконец, ответ на свой вопрос. Ведь зло уйдет, если мы простим, друг друга и покаемся Господу богу за свои грехи.
Произведение заставляет нас задуматься над вопросами добра и злобы, любви и дружбы, помогает жить с правдивыми и прекрасными поступками.
Свое произведение автор создал в оригинальном стиле. В изложении необычной истории практически не прослеживается спокойствие. Звучит голос писателя, который выступает в роли судьи, обвиняющего не только конкретное общество, но и весь мир, изуродовавший человеческие судьбы.
Читайте также: Повесть «Хаджи-Мурат» Толстого была написана в 1904 году, но напечатана только в 1912 году, уже после смерти писателя. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Хаджи-Мурат» по главам на нашем сайте. Главный герой книги реальное историческое лицо. История жизни этого человека глубоко впечатлила Льва Николаевича Толстого, который юношей служил на Кавказе во время войны.
Содержание «Воскресения» по главам
Воскресенье Толстой краткое содержание по частям и главам:
Книга 1
Роман “Воскресенье” Толстой начинает следующими событиями. Одним весенним днем, 28 апреля, в один из 1890‑х годов надзиратель в московской тюрьме отпирает замок в камеру и зовет: “Маслова, на суд!”
Во второй главе первой книги рассказывается история этой заключенной. У арестантки Масловой жизнь была самая обыкновенная. Она рождена незамужней дворовой девушкой от проезжего цыгана в деревне у двух сестер-помещиц. Когда мать заболела и скончалась, Катюше было всего три года. Ее взяли к себе старые барышни в качестве горничной и воспитанницы. Когда Катюше исполнилось 16 лет, к ним в деревню приехал богатый князь, племянник сестер, еще невинный юноша, студент – Нехлюдов. Девушка, не смея даже себе признаться в этом, в него влюбилась.
И это только начало событий романа, который написал Толстой — “Воскресенье”. Краткое содержание их следующее. По прошествии нескольких лет Нехлюдов, будучи уже произведен в офицеры и развращен службой в армии, заехал к помещицам по дороге на войну и пробыл в их доме 4 дня. Накануне отъезда он соблазнил Катюшу и уехал, сунув ей бумажку в сто рублей. По истечении пяти месяцев после его отъезда девушка узнала точно, что беременна. Она попросила расчет, наговорив сестрам грубостей, в которых после сама раскаивалась, и они вынуждены были ее отпустить. Катюша поселилась в этой же деревне у вдовы-повитухи, которая продавала вино. Роды прошли легко. Однако повитуха заразила героиню родильной горячкой от больной деревенской женщины, и мальчика, ее ребенка, решили отправить в воспитательный дом, где он сразу же после приезда скончался.
Маслову, сменившую уже нескольких покровителей к тому времени, разыскала сыщица, доставляющая девушек в дома терпимости. С согласия Катюши она отвезла ее в популярный в ту пору дом Китаевой. В острог ее посадили на седьмом году работы в этом заведении, а теперь вместе с воровками и убийцами ведут на суд.
Встреча Нехлюдова с Масловой
Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, тот самый племянник помещиц, в это время, лежа в постели утром, вспоминает события вчерашнего вечера у знаменитых и богатых Корчагиных, на дочери которых, как планировалось и предполагалось, он должен в скором времени жениться. Немного позже, выпив кофе, он подъезжает к судебному подъезду и, надев пенсне, в качестве присяжного заседателя разглядывает находящихся в помещении подсудимых, которые обвиняются в отравлении одного купца с целью ограбления. Вдруг взгляд его останавливается на одной девушке. “Не может быть”, — говорит Нехлюдов себе.
Черные глаза, которые на него смотрят, напоминают герою что-то черное и страшное. Это она, Катюша, которую он увидел впервые, еще будучи студентом третьего курса, когда, готовя сочинение о земельной собственности, провел лето у своих тетушек. Это та самая девушка, в которую он некогда был влюблен, а затем в чаду безумия соблазнил, бросил и никогда больше не вспоминал, поскольку воспоминание обличало гордящегося своей порядочностью юношу. Но он еще не хочет покориться возникшему в нем чувству раскаяния. События представляются лишь неприятной случайностью, которая не может нарушить счастливой сегодняшней жизни.
Нехлюдову гадко и стыдно, после того как он возвратился домой от своей богатой невесты Мисси Корчагиной (которой очень хочется выйти замуж, а Нехлюдов — подходящая партия), и его воображение очень ясно и живо рисует арестантку с косящими черными глазами. Казавшаяся недавно такой неизбежной и близкой женитьба на Мисси теперь представляется герою абсолютно невозможной. Нехлюдов просит в молитве помочь Господа, и живший в нем Бог просыпается в его сознании. Он ощущает себя способным на все самое лучшее, что только может сделать человек. Особенно герою нравится мысль пожертвовать всем ради своего нравственного удовлетворения и жениться на Масловой.
Свидания с Масловой
В следующий раз, застав ее пьяной при визите в тюрьму, герой сообщает, что, несмотря ни на что, чувствует себя обязанным жениться на ней, чтобы делом искупить свою вину. Катюша отвечает: “Повешусь скорее”. Так, в 48 главе первой книги романа, который написал Лев Толстой — “Воскресение”, Маслова отказывается выйти замуж. Но Нехлюдов решает служить ей и начинает хлопотать за исправление ошибки и помилование. Он даже отказывается отныне быть присяжным заседателем, поскольку считает суд делом безнравственным и бесполезным. Чувство радости и торжественности нравственного обновления пропадает. Он решает, что не бросит Маслову, не изменит решения жениться на ней, если она сама захочет, однако это ему мучительно и тяжело.
Книга 2
Нехлюдов отправляется в Петербург, где в сенате будет рассматриваться дело Масловой. В случае неудачи предполагается по совету адвоката подать прошение на имя государя. Если же и это не сработает, необходимо готовиться к поездке в Сибирь за Масловой. Поэтому герой отправляется по принадлежащим ему деревням, чтобы урегулировать отношения с мужиками. Это было не отмененное в 1861 году живое рабство. Не конкретных лиц, а общее рабство малоземельных и безземельных крестьян по отношению к крупным землевладельцам.
Нехлюдов понимает, как это жестоко и несправедливо. Еще являясь студентом, он отдал крестьянам землю отца, считая обладание ею столь же тяжким грехом, каким ранее было владение крепостными. Однако наследство, оставленное матерью, вновь поднимает вопрос собственности. Несмотря на предстоящую поездку в Сибирь, для которой нужны деньги, он решает в ущерб себе отдать в аренду за небольшую плату землю крестьянам, дав им возможность не зависеть от землевладельцев вообще. Однако герой видит, что крестьяне ожидают большего, несмотря на благодарственные слова. Он недоволен собой. Чем именно, сказать не может, но Нехлюдову почему-то все время стыдно и грустно
Книга 3
Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.
Двое политических идут рядом с ней: Марья Щетинина, хорошая женщина, а также Владимир Симонсон, сосланный в Якутскую область. Истории этого героя посвящена четвертая глава третьей книги (Толстой, “Воскресенье”). Нынешняя жизнь после роскошной, развратной и изнеженной, которую вела Катюша в последние годы в городе, несмотря на тяжелые условия, кажется ей лучше. При хорошей пище переходы физически укрепляют ее, а общение с товарищами открывает новые интересы в жизни. Таких чудесных людей она не могла себе даже представить.
Новая любовь Масловой
Катюшу любит Владимир Симонсон, и она благодаря женскому чутью скоро догадывается об этом. Сознание, что она способна вызвать любовь в столь необыкновенном человеке, поднимает героиню в собственном мнении, заставляет ее стремиться быть лучше. Симонсон любит ее такой, какая она есть, просто так, в отличие от Нехлюдова, предлагающего брак по великодушию. Когда последний приносит весть о выхлопотанном им помиловании, она решает остаться там, где будет Владимир Иванович Симонсон.
Нехлюдов, ощущая потребность остаться одному и обдумать все произошедшее, приезжает в одну из местных гостиниц и долго ходит по номеру. Он больше не нужен Катюше, дело кончено, но мучает его не это, а все зло, которое он видел за последнее время. Нехлюдов осознает его, оно его терзает, требует деятельности. Однако он не видит возможности не то что победить зло, но даже узнать, как это сделать.
Герой садится на диван и достает машинально Евангелие, данное одним проезжим англичанином. Открывается 18 глава от Матфея. С тех пор для Нехлюдова начинается совсем другая жизнь. Чем кончится этот новый для него период, неизвестно, поскольку Лев Толстой нам об этом не рассказал.
Вывод
Роман заканчивается тем, что автор побуждает князя Нехлюдова искать спасения в Евангелие, призывает к разрушению порочного строя угнетения и насилия народа и замене его справедливым общественным устройством, при котором все люди будут свободными и равными, исчезнут распри, нищета и войны, станет невозможной эксплуатация одного человека другим.
Читайте также: Роман «Анна Каренина» Толстого, написанный в 1877 году, повествует о трагической любви замужней дамы. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Анна Каренина» по главам и частям. В своей книге автору удалось представить масштабную картину быта и нравов дворянской прослойки Москвы и Петербурга образца второй половины XIX века.
Краткое содержание «Воскресение» Толстого: краткий пересказ, роман в сокращении
В этой статье представлено краткое содержание романа «Воскресение» Толстого: краткий пересказ, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Все материалы по роману «Воскресение»
— Все материалы по творчеству Льва Толстого
Краткое содержание романа «Воскресение» Толстого: краткий пересказ, произведение в сокращении
Действие романа происходит в конце XIX века в Москве.
Нехлюдов и Катя не виделись около 10 лет. Сейчас Масловой 27 лет, а Нехлюдову за 30 лет. 10 лет назад Нехлюдов приехал в деревню к своим теткам и влюбился в их горничную Катю. Девушка ответила ему взаимностью. Между героями завязались романтические отношения, но в конце концов Нехлюдов соблазнил Катю и исчез. В результате этой связи Катя забеременела и родила ребенка, который вскоре умер.
После истории с Нехлюдовым Катя потеряла шанс достойно выйти замуж, так как ее репутация была испорчена. Девушка вела беспорядочный образ жизни и в конце концов стала работницей публичного дома в Москве. Там она проработала последние 7 лет.
Однажды Катя дала одному надоедливому клиенту снотворное, чтобы тот уснул (снотворное она взяла у знакомых). Однако снотворное оказалось ядом, и купец умер, а также был ограблен. Следствие установило, что знакомые Кати спланировали это преступление, а сама девушка невольно оказалась их сообщницей.
В конце концов суд присяжных, в котором заседает и Нехлюдов, оправдывает Катю. Однако из-за бюрократической ошибки судья признает девушку виновной в убийстве и приговаривает к 4 годам ссылки в Сибирь.
Нехлюдова мучает совесть за загубленную жизнь Кати. Он понимает, что его «любовное приключение» тогда сломало жизнь девушки. Если бы не он, жизнь Кати могла сложиться куда лучше. Нехлюдов решает искупить свою вину и помочь Кате: он даже готов жениться на ней, чтобы облегчить ей пребывание в ссылке в Сибири.
Встреча с Катей вызывает в душе Нехлюдова серьезные перемены. Он чувствует отторжение к своей привычной пустой дворянской жизни. Он отдаляется от девушки Мисси (Марии Корчагиной), которую все считали его невестой. Теперь Нехлюдова раздражает лицемерие и пустота светского общества, в котором он провел всю жизнь.
Нехлюдов навещает Катю в тюрьме. Сначала девушка ведет себя сдержанно, но со временем относится к Нехлюдову все лучше и лучше. Катя прощает его и любит по-прежнему, но скрывает свои чувства.
Тем временем Нехлюдов старается облегчить тюремную жизнь Кати: дает деньги и т.д. Он использует все свои связи, чтобы спасти Катю от ссылки. Он едет в Петербург, где подает прошение в сенат, однако приговор Кате остается в силе. Тогда Нехлюдов подает прошение на имя императора, но это дело идет медленно.
В конце концов Катю и партию других заключенных отправляют в ссылку в Сибирь. Нехлюдов оставляет свои имения на попечение доверенных лиц и следует за Катей в Сибирь. Путь до места ссылки занимает несколько месяцев.
В пути Нехлюдов видит, в каких ужасных условиях находятся заключенные и как плохо к ним порой относятся служащие. Нехлюдов понимает, что в таких нечеловеческих условиях преступники еще больше ожесточаются, но не исправляются.
В эти месяцы, следуя по этапу с Сибирь, Катя сближается с политическим заключенным Симонсоном. Тот влюбляется в Катю и хочет жениться на ней. Любовь Симонсона пробуждает в Кате ее лучшие качества. Девушка старается вести себя как можно лучше, чтобы нравиться Симонсону. Нехлюдов замечает эту перемену.
Наконец Катя и другие заключенные, а также Нехлюдов прибывают к месту ссылки в сибирский город. В это время приходит новость о помиловании Кати. Девушка понимаем, что она скоро будет освобождена из тюрьмы. Катя признается Нехлюдову, что решила выйти замуж за Симонсона. Нехлюдов видит, что Катя любит его, но выбирает брак с Симонсоном, чтобы не быть обузой и позором мужу-аристократу.
Расставшись с Катей, Нехлюдов приходит в свою комнату и читает Евангелие. В его душе происходит переворот: теперь он видит смысл жизни в том, чтобы следовать библейским заповедям и делать мир лучше. Так начинается новый этап в жизни героя.
Таково краткое содержание романа «Воскресение» Льва Толстого: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Краткое содержание Толстой Воскресение
Десятилетний труд Л.Н. Толстого вылился в произведение «Воскресение». Книга начинается с разбирательства преступления совершенного весенним утром. Произошло отравление и ограбление, жертва – купец Смеляков. Читатель видит перед собой тюремную камеру, из которой вызывают некую Маслову, представительницу категории женщин легкого поведения. Её ждет суд. Оглашают приговор – четыре года каторжных работ.
Честно ли она оправдана? Спорный вопрос. Ведь среди присяжных находится мужчина по имени Дмитрий Нехлюдов. И к своему удивлению, в обвиняемой он узнает знакомую ему девушку. Почти десять лет прошло с тех пор, как он бросил ту, которую предварительно соблазнил. В целях искупления вины Дмитрий желает помочь Масловой денежными средствами.
После суда Нехлюдов начинает терзать себя ошибками прошлого и чувствует себя мерзавцем. Только сейчас он осознал весь ужас своих поступков. В свете подобных мыслей Дмитрий решает попросить у девушки прощения. Но во время визита к Кате, происходит ужасное. Он видит перед собой не милую девушку, а ту, которая пришла на работу в надежде заполучить денег. Дмитрий все же вручает ей деньги, но Кате всё равно, о чем он говорит. Главное у нее уже в кармане.
Екатерину отправляют в Сибирь, и всю дорогу Нехлюдов проявляет заботу о девушке. Благодаря его стараниям, Катя оказывается политической заключенной, с улучшенными условиями содержания. Именно там она вдруг становится немного похожей на прежнюю себя.
Тем временем Дмитрий ведет переписку со своим старым другом Селениным. Тот сообщает ему, что прошение о помиловании Масловой было удовлетворено. Теперь Катю ожидают не каторжные работы, а жизнь в Сибирском поселении.
Нехлюдов надеется, то теперь они с Катюшей смогут жить вместе, в своем доме. Но у девушки другие планы. Во время ссылки она завела знакомство с Симонсоном, тот искренне влюбляется в девушку. Теперь он хочет жениться на ней. И хотя Катя не питает ответных чувств к новому знакомому, тем не менее всё же дает согласие на брак. Так как не хочет портить жизнь человеку, которого любит по настоящему – Дмитрию.
Книга заканчивается сценой, в которой Нехлюдов возвращается один в гостиницу и заново переживает всю свою жизнь. Открывая Евангелие, Дмитрий вдруг понимает свои ошибки.
Главная мысль
Чему учит роман «Воскресение»? Ответ на этот вопрос прост – состраданию, участливому отношению к другим, а также воскрешает к жизни заблудших в ней людей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Толстой Лев. Все произведения
Воскресение. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Бал-маскарад. Появляется внезапно человек, который изображает какого-то персонажа. Получилось так, что этот человек в маске, которого никто не узнавал, был так уверен в себе, что почти все люди возмутились
Главный герой повести — мальчик Петя, от лица которого и ведется повествование. Петя вспоминает счастливое время, когда он со своей семьей жил в довоенном Баку. Отец мальчика работал дирижером в оркестре.
По всему миру известно имя австралийского новеллиста Стефана Цвейга. Он был мастером слова, его проза увлекает читателей своей глубиной и неожиданностью развязки. О детстве Цвейга мало что известно
Светлой северной ночью рассказчик приехал в небольшой город Вознесенье, что на Онежском озере. На пристани сидели босые ребята и ловили корюшку, с ними же удил рыбу и милиционер.
“Воскресение” краткое содержание
Роман Льва Николаевича Толстого «Воскресение» был написан в 90-х годах 19-го столетия. Уже в самом его начале над укоренившимися в человеке злом и пороками доминирует торжество жизни: люди стараются изуродовать землю, на которой живут, но все, наоборот, расцветает и дышит весною: «Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней…»
Только в сердце Екатерины Масловой, героини, с которой мы знакомится с первых страниц произведения, было темно и неуютно. Также темно, как и в тюрьме, откуда она вышла, чтобы в сопровождении строгих солдат идти на суд. Казалось бы, странно – молодая, красивая девушка – и уже преступница, на которую с опаской оглядываются прохожие. Но этому предшествовали определенные – печальные – обстоятельства.
Детство Катюши было безоблачным только до 16 лет. В принципе, она была круглой сиротой и воспитывалась у двух барышень, родных сестер – Софьи Ивановны и Марьи Ивановны. Общими усилиями они учили девочку работать по дому, читать. А в 16 лет приехал племянник, который был студентом и богатым князем. Катя влюбилась в парня, а он, нагло воспользовавшись ею, соблазнил и при этом еще дал денег.
С тех пор жизнь Масловой пошла по наклонной: от родильной горячки умер новорожденный ребенок девушки, ища пристанища, она попадала к непорядочным людям, которые за деньги имели с ней интимную связь и наконец, Екатерина оказалась в доме терпимости. Семь лет кошмарной жизни с издевательствами клиентов, драками, несносным запахом от табака и бесконечным прелюбодеянием…
А теперь пришло время проследить далее сложившуюся судьбу самого виновника несчастий Масловой – того самого соблазнившего её десять лет назад князя Дмитрия Ивановича Нехлюдова. Ему предстоит жениться на дочери Корчагиных – людей влиятельных и богатых. Но и это событие омрачает одно обстоятельство: недавняя связь с замужней женщиной. Перед Нехлюдовым предстала дилемма: жениться или не жениться на Корчагиной. Мария (которой, как во всех семьях известного круга дали прозвище Мисси) была девушкой порядочной и ценила достоинства Дмитрия, и это свидетельствовало в пользу женитьбы. Среди аргументов «против» был возраст (Мисси уже перевалило за 27).
Исполняя общественную обязанность, Нехлюдов уехал, чтобы поучаствовать в суде присяжных. Слушалось дело об отравлении, и вдруг в одной из подсудимых Дмитрий узнал её – Катю Маслову, в которую когда-то был влюблен и с которой поступил подло и непорядочно. Председатель задавал стандартные вопросы, и вскоре суду стала известна краткая история её жизни. После долгих формальностей – перечисления свидетелей, решения об эксперте и докторе, чтения обвинительного акта – стало ясно, что же произошло. В гостинице «Мавритания» внезапно умер приезжий купец – Ферапонт Емельянович Смельков.
Подельники Екатерины отрицали свою вину, и, в конце концов, Маслова была приговорена к четырем годам каторжных работ. Справедливо ли? Конечно, нет. Ведь и сама Маслова твердила, как заведенная: «Не брала, не брала, не брала, а перстень мне он сам дал». Порошок же, по утверждению подсудимой, она подсыпала, но думала, что это снотворное. Как бы там ни было, а жизнь Екатерины была перечеркнута. Но виноват ли изначально и всецело в этом Нехлюдов? Он вспоминал их первые невинные прикосновения, свою пылкую влюбленность и становилось понятно: если бы решающую роль не сыграла разница между его и её происхождением, если бы в своем сердце он осознал, что все-таки любит черноглазую Катюшу, все могло быть по-другому.
Тогда, во время первой их разлуки, он простился с нею и поблагодарил за все хорошее. Затем на протяжении трех лет молодой человек не приезжал к тетушкам, и за это время его характер сильно изменился в худшую сторону. Из невинного, честного и самоотверженного юноши Нехлюдов превратился в развращенного эгоиста, думающего только о себе. Страшная перемена произошла с Дмитрием именно потому, что он перестал верить своему сердцу и стал доверять другим – и привела к тяжелейшим последствиям. Особенно развратила Нехлюдова военная служба.
Заметила ли эти перемены Катя? Нет. Сердце её было преисполнено все той же любовью, и, когда молодой человек спустя время появился у тетушек в пасхальные праздники, она смотрела на него радостно и восторженно. До того самого момента, когда Дмитрий после заутрени поцеловал её в коридоре. Уже тогда над Катей нависла опасность быть соблазненной, и она, чувствуя неладное, противилась этому. Будто Дмитрий пытался разбить что-то бесконечно драгоценное.
А затем наступила та роковая ночь, ставшая точкой отсчета в новой, опороченной жизни, полной горечи и разочарований. Нехлюдов, мучимый угрызениями совести, уехал, а несчастная и обесчещенная девушка осталась – с деньгами в 100 рублей, которые, прощаясь, дал князь, и большой раной в сердце…
Цитаты из книги “Воскресение”
Одно из самых обычных и распространённых суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определённые свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умён, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно.
Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая… Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою.
Мне всегда ужасно-ужасно больно бывает думать, что люди, мнением которых я дорожу, смешивают меня с тем положением, в котором я нахожусь.
Все люди и живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою.
Два года не писал дневника и думал, что никогда уже не вернусь к этому ребячеству. А это было не ребячество, а беседа с собой, с тем истинным, божественным собой, которое живет в каждом человеке. Всё время этот Я спал, и мне не с кем было беседовать.
В любви между мужчиной и женщиной бывает всегда одна минута, когда любовь доходит до своего зенита, когда нет в ней ничего сознательного, рассудочного и нет ничего чувственного.
Приговор к каторге и последующее преобразование жизни Дмитрия
После приговора к каторжным работам, в котором частично был виновен Нехлюдов, потому что как присяжный во время своей речи упустил важные слова «…но без намерения причинить смерть…», благодаря чему женщина могла бы быть оправдана, Дмитрий Иванович принялся исправлять ошибку. Он осознал себя негодяем и мерзавцем и понял, что просто необходимо разорвать отношения со своей нынешней невестой Мисси, сознаться обманутому мужу Марии Васильевны в том, что жена изменяла ему с ним в общем, привести в порядок свою жизнь и повиниться перед теми, кому он причинил зло. Нехлюдов помолился Богу, прося Его помочь, научить и вселиться в него. И душа Дмитрия очистилась от скверны – и пробудилась к новой жизни.
Да, Дмитрий Иванович изменился, и целью его стало лишь одно: помочь несправедливо осужденной девушке. Он сдал квартиру и горел желанием увидеть Маслову в тюрьме. И ожидаемое, а одновременно пугающее Нехлюдова свидание состоялось. Они стояли напротив друг друга разделенные решеткой, и Маслова не узнавала его. Затем женщина поняла, наконец, кто это, но шум из-за других арестантов и посетителей мешал им общаться, и Масловой разрешили выйти в отдельную комнату. Дмитрий снова стал просить прощения, однако Екатерина вела себя так, будто не понимала, чего от неё хотят, попросила только денег: десять рублей. А он желал одного: чтобы Маслова стала такою, какою он её знал прежде. И для этого готов был приложить усилия.
Во время второго свидания решительный молодой человек все же сказал Екатерине о намерении жениться на ней, но это вызвало неожиданную реакцию: «Не будет этого никогда!» Слова «мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись» больно резанули слух, но Нехлюдов сдаваться не хотел.
Здесь вы можете ознакомиться с кратким содержанием “Униженныя и оскорблённыя” Федора Достоевского, написанного им после возвращения со ссылки и передающего его впечатления о горе и страдании людей.
Повесть “Отец Сергий” – пример для подражания или персонаж для глубокого размышления. Краткое описание сюжета читайте в нашей статье.
Кроме того, на протяжении всей этой истории с Масловой он старался помочь и другим арестантам: старушке и её сыну Меньшиковым, совершенно несправедливо обвиненным в поджоге, ста тридцати заключенным, содержавшимся под стражей из-за просроченных паспортов, политическим заключенным, в частности революционерке Вере Ефремовне и её знакомой Шустовой. Чем глубже вникал в дела заключенных Дмитрий Иванович, тем отчетливее понимал ту глобальную несправедливость, которая пропитала все слои общества. Он поехал в село Кузьминское, где было большое имение, и вдруг принял неожиданное для управляющего решение: отдать землю крестьянам в пользование за невысокую плату. То же он сделал и в имении, доставшемся по наследству от тетушек.
Интересен эпизод, когда Нехлюдов, видя безмерную бедность сельчан, стал сочувствовать им: заходил в убогие избы, спрашивал крестьян о жизни, беседовал с деревенскими мальчиками, которые бесхитростно отвечали ему на вопросы: «Кто у вас самый бедный?»
Барин всей душою осознал, какой вред бедным крестьянам от того, что владеют землей богатые. Он давал деньги просящим, но таких людей становилось все больше, и Дмитрий Иванович уехал в город – опять же, для того, чтобы хлопотать о деле Масловой. Там он вновь встретился с адвокатом. Весь ужас несправедливости, царящей в судебных инстанциях, стал открываться перед Нехлюдовым по мере того, как этот человек рассказывал леденящие душу подробности: в неволе содержится много невиновных, и даже за чтение Евангелия могут сослать в Сибирь, а за толкование его, не соответствующее канонам православной церкви, – приговорить к каторжным работам. Как такое возможно? – задавался вопросом Дмитрий. Увы, жестокая реальность преподавала свои суровые уроки.
Екатерину Дмитрий застал в больнице. Её по просьбе Нехлюдова все-таки перевели туда сиделкой. Он был тверд в своем намерении жениться на этой обездоленной женщине.
Увы, как ни пытался Дмитрий содействовать пересмотру дела, все-таки сенат утвердил решение суда. И об этом наш герой романа, приехав в Москву, поспешил сказать Екатерине (которая находилась не в больнице, а в замке, потому что якобы стала крутить любовь с фельдшером). На известие о предстоящей каторге она отреагировала так, как будто ожидала такого исхода. Нехлюдов же был оскорблен её изменой. В нем боролись два чувства: уязвленной гордости и жалости к страдающей женщине. И вдруг Дмитрий почувствовал себя более виноватым перед Екатериной. Он понял, что ничто не изменит его решения ехать в Сибирь, потому что любит он Екатерину не для себя, а для Бога и для неё.
Между тем, Катю в отношениях с фельдшером обвиняли несправедливо, напротив, когда он пытался было приставать, женщина оттолкнула его. Маслова уже вновь любила Нехлюдова и старалась исполнять его желания: перестала курить, пить, кокетничать. Поэтому то, что Дмитрий стал думать о ней плохо, огорчило Екатерину даже больше, чем известие о каторге.
А Нехлюдов улаживал свои дела, готовясь к предстоящей поездке в Сибирь. Отправка партии заключенных, в которой шла Маслова, была назначена на начало июля. Перед отъездом повидавшись с сестрой, Дмитрий Иванович отправился в путь. Страшное зрелище представляло собой шествие ссыльных по городу: мужчины и молодые, и старые, в кандалах, серых штанах и халатах, женщины с мешками за плечами, некоторые из которых несли грудных детей. Среди таковых были даже беременные, они еле волочили ноги. Нехлюдов шел неподалеку от партии, затем сел на извозчика, заехал в трактир. А когда возвращался, увидел умирающего арестанта, над которым склонились городовой, приказчик, конвойный и еще несколько человек. Это было ужасное зрелище. Дмитрий вновь осознал, как безмерно тяжела участь тех, кого называют «каторжные». Но это был только первый, скончавшийся от невыносимых условий человек.
«Взаимная любовь между людьми есть основной человеческий закон» – думал Нехлюдов. – С ними можно обращаться с пользой и без вреда только тогда, когда любишь. Только позволь обращаться с ними без любви, и нет пределов жестокости и зверству».
На протяжении поездки Нехлюдову удалось добиться перевода Масловой к политическим заключенным. Сам он поначалу ехал в другом поезде – вагоне третьего класса, вместе с прислугой, фабричными, мастеровыми и другими людьми низшего сословия. А Катерине жизнь с политическими показалась несравненно лучшей, чем с уголовниками. Она восхищалась своими новыми товарищами и особенно привязалась к Марье Павловне, ставшей революционеркой из сочувствия к простым людям.
А еще Катя полюбила Симонсона. Это был человек, действующий в силу своих собственных умозаключений. Он был против казней, войн и всякого убийства – даже животных, потому что считал преступлением уничтожать живое. Этот человек с уникальным мышлением тоже полюбил Маслову – и не ради жертвы и по великодушию, как Нехлюдов, а такою, какою она есть. Как гром среди ясного неба прозвучало признание Симонсона Нехлюдову: «Я хотел бы жениться на Екатерине…» Он так же, как и Дмитрий, хотел облегчить участь Масловой, которую любил как редкого и много страдающего человека.
Отчасти Дмитрий почувствовал себя свободным от обещания, данного Кате. Обрадовало его еще одно известие: друг Селенин прислал письмо с копией о помиловании Екатерины: было решено заменить каторжные работы поселением в Сибири. С кем пожелала остаться Маслова? Конечно же, с Симонсоном Владимиром Ивановичем…
Последний раз видел Катю Нехлюдов, последний раз слышал её «прости». А потом уединился в гостинице и достал Евангелие, подаренное ему англичанином. Этот иностранец пожелал посетить с ним острог. Он говорил заключенным о Христе и раздавал Евангелия. То, что Дмитрий прочитал, потрясло его: оказывается, единственное средство спасения от человеческого зла – признание людей виноватыми перед Богом, прощение ими друг друга.
Тайна счастливой жизни
В Евангелии сказано: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». А люди ищут остального и не находят его.
Это озарение стало для Нехлюдова началом новой, неизведанной прежде жизни.
Когда я дошла до последних строк романа «Воскресение», возник вопрос: «Почему писатель через уста своего героя говорит о Царстве Божьем на земле в случае, если все станут исполнять Божьи заповеди?» Ведь люди по природе своей неспособны на это. В Евангелии речь шла о Царстве Небесном, на небе, которое дарует Господь всем любящим и верующим в Него. Но верил ли так сам Лев Николаевич Толстой? Впрочем, это уже совсем другая тема.