вооруженный конфликт что это
Вооруженный конфликт (видео)
Вооружённый конфликт — вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.
Терминология
По заявлению начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, генерала армии Герасимова В. В. на современном этапе в международных и российских официальных документах отсутствует конкретное определение понятия «война»
Военными экспертами предлагается классифицировать обобщающий термин военный конфликт по двум основным типам:
Определение даваемое советскими/российскими военными экспертами понятию вооружённый конфликт, в многом сходно с термином «конфликт низкой интенсивности» (англ. Low Intensity Conflict) применяемому в США. «Конфликт низкой интенсивности» а также его синонимы «малая война», «локальная война», «новая война» применяются для обозначения вооружённого конфликта между сильными государствами и более слабыми государствами, для того чтобы отличить её от форм ведения традиционной войны между двумя суверенными государствами.
Отличие вооружённого конфликта от войны
Вооружённый конфликт отличается от войны ограниченностью поставленных противоборствующими сторонами конечных целей.
В вооружённом конфликте не ставится целью создание угрозы существованию политической и экономической системы, угрозы суверенитету противника. Целями вооружённого конфликта являются преобразование или сохранение имеющихся отношений, изменение военно-политической обстановки в регионе в собственную пользу, получение экономической выгоды, получение политических или стратегических преимуществ.
Ввиду ограниченности политических целей преследуемых в ходе вооружённого конфликта, применение военной силы также ограничивается определённой географической областью. Вооружённое противостояние как правило ведётся в приграничных зонах, в отдельных районах государства, на островных территориях. Участие в боевых действиях принимает лишь часть вооружённых сил государства. В некоторых случаях в вооружённых конфликтах принимают участие иррегулярные вооружённые формирования (наёмники, партизаны).
Вооружённые конфликты обычно длятся непродолжительное время, либо имеют пульсирующий характер представляющий собой смену периодов обострений и затуханий боевых действий.
Основные нормы права вооружённых конфликтов закреплены в Гаагской конвенции 1907 года, Женевской конвенции «О защите жертв войны» 1949 года и дополнительных протоколах к ней 1977 года.
При вооружённом конфликте характерно неприменение либо частичное осуществление международно-правовых мер, обычных для состояния официального объявления войны, которые под собой подразумевают разрыв дипломатических и торговых отношений между участниками конфликта, конфискация собственности и интернирование граждан враждебного государства.
Типы вооружённых конфликтов
Военными экспертами рассматриваются два основных типа вооружённых конфликтов: межгосударственный и внутригосударственный.
Межгосударственный вооружённый конфликт
Данный тип вооружённого конфликта преследует следующие цели:
Основной разновидностью межгосударственного вооружённого конфликта являются так называемые «пограничные конфликты», которые преследуют цели одной из сторон пересмотреть государственную границу и установление нового территориального порядка. Советские военные эксперты рассматривали подобные военные конфликты с формулировкой «пограничный вооружённый конфликт». К таковым к примеру относятся (неполный список из источника):
В случае когда конфликт проходил на границе разделяющей одно государство с колонией другого государства (либо государства находящегося под протекторатом другого), термин «пограничный» в трудах советских военных экспертов опускался. Таковыми к примеру служат (неполный список из источника):
Внутригосударственный вооружённый конфликт
При внутригосударственном вооружённом конфликте враждующими сторонами являются вооружённые силы и иррегулярные вооружённые формирования, представленные группами населения объединённых социальной, этнической или религиозной принадлежностью.
В данном типе вооружённого конфликта преследуются следующие цели:
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 5 октября 2019 в 15:56.
Вооруженный конфликт, международный
Международный вооруженный конфликт — это вооруженные боевые действия между двумя или более суверенными государствами, независимо от того, признают ли все стороны существование состояния войны. Данное определение, закрепленное в статье 2, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., также распространяется на все случаи оккупации всей или части территории стороны конфликта, даже если эта оккупация не встречает никакого вооруженного сопротивления.
После принятия в 1977 году Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. определение международного вооруженного конфликта расширилось и стало включать национально-освободительные войны, то есть вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.
Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии в деле Тадича (1995 г.) предложил следующее обобщенное определение международного вооруженного конфликта: «вооруженный конфликт имеет место всегда, когда в отношениях между государствами используются вооруженные силы». С тех пор данное определение используется многими международными организациями.
Источники и нормы права, применимого в международных вооруженных конфликтах.
Кодификация современного права вооруженного конфликта началась во второй половине XIX века. Первым крупным международным договором, регулирующим вооруженные столкновения, была Конвенция 1864 года по улучшению участи раненных в армиях в поле («Женевская конвенция 1864 г.»). Согласно конвенции, воюющие государства в ходе сухопутной войны были обязаны проявлять заботу о захваченных в плен раненых и больных военнослужащих, признавать нейтралитет медицинского и духовного персонала, госпиталей, походных лазаретов, санитарного транспорта, для которых вводились отличительные эмблемы.
На первой и второй мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг. приняты многосторонние конвенции о законах и обычаях войны, включенные в комплекс норм международного гуманитарного права. Конвенции закрепляли важнейший принцип, согласно которому воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда противнику. Приложение к Конвенции содержит положения об обращении с военнопленными, больными и раненными, мирным населением, о добровольцах, осадах и бомбардировках, а также о военной власти на неприятельской территории.
После Первой мировой войны в 1929 году была созвана Дипломатическая конференция для пересмотра Женевских конвенций. Конференция завершилась подписанием Конвенции об обращении с военнопленными («Женевская конвенция 1929 г.»). Наиболее важные нововведения состояли в запрете репрессий и коллективных наказаний для военнопленных, правилах организации работы военнопленных, назначении представителей и контроле со стороны держав-покровительниц.
Женевские конвенции I-IV 1949 г.
Невиданная прежде жестокость и бесчеловечность Второй мировой войны, побудила международное сообщество к кардинальному пересмотру и расширению многих аспектов права вооруженных конфликтов. На состоявшейся в Женеве в 1949 году дипломатической конференции были выработаны четыре конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов («Женевские конвенции»), являющиеся фундаментом современного международного гуманитарного права.
Женевские конвенции значительно расширили сферу применения права вооруженных конфликтов:
Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г.
В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире значительно увеличилось число вооруженных конфликтов, участниками которых были негосударственные субъекты. В следствие этого, в 1977 году были приняты два Дополнительных протокола, которые усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения таких войн.
Протокол I расширяет определение понятия «международный вооруженный конфликт», включая в него национально-освободительные войны, и определяет то, какие цели являются законными для военного нападения. Расширяя категории комбатантов, Протокол I прямо исключает из их числа наемников – лиц, специально завербованных для участия в вооруженном конфликте, которые делают это только по соображениям личной выгоды.
Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям, связанным с немеждународными вооруженными конфликтами.
Дополнительные протоколы иллюстрируют растущее влияние международного права прав человека на право вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов стало более целостным и сконцентрированном на обеспечении баланса между требованиями военной необходимости и защитой наиболее уязвимых групп: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение; военнопленных и задержанных; а также гражданских лиц на оккупированных территориях.
Другие договоры, касающиеся права международных вооруженных конфликтов.
Среди многосторонних договоров, касающихся права международных вооруженных конфликтов, наиболее значимыми являются следующие:
Современное положение в области права, применимого в международных вооруженных конфликтах.
Женевские конвенции 1949 г. стали первым международным договором, получившим универсальную ратификацию. Протокол I ратифицировали 174 государства; Протокол II – 168 государств (исключениями являются такие заметные страны, как США, Индия, Пакистан, Турция, Иран, Ирак, Сирия и Израиль). Высокие уровни ратификации получили также отдельные конвенции по оружию, в частности, Конвенция по химическому оружию, Оттавский договор и Конвенция по биологическому оружию.
Ситуация с современным состоянием международного обычного гуманитарного права подробно изучалась Международным комитетом Красного Креста (МККК), опубликовавшим в 2005 году Исследование об обычном международном гуманитарном праве, которое с тех пор регулярно обновляется и дополняется. Исследование стало результатом, проводившегося более 10 лет изучения национального законодательства, руководств по ведению боевых действий и практики государств с целью установить, в какой степени договорное международное гуманитарное право внедрилось в практику государств и приобрело статус обычного. Исследование засвидетельствовало, что большинство положений основных договоров в настоящее время рассматриваются в качестве правового обычая.
Еще одним заслуживающим внимания выводом МККК стало то обстоятельство, что, по-видимому, существует более единообразный подход к регулированию всех вооруженных конфликтов, вне независимости от того, являются ли эти конфликты международными или немеждународными по своему характеру. Действительно, из 161 норм обычного гуманитарного права, приведенных в Исследовании МККК, 142 нормы единообразно применимы ко всем вооруженным конфликтам. Основные нормы, не подлежащие такой конвергенции, имеют конкретное отношение к оккупации, репрессалиям воюющих, комбатантам, военнопленным и лицам, лишенным свободы за участие во внутренних вооруженных конфликтах.
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ВОЙНА И ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ»
Сведения об авторе: Казарин Павел Сергеевич — начальник научно- исследовательской лаборатории кафедры военной стратегии Военной академии генерального штаба ВС РФ, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, старший научный сотрудник.
Аннотация: в статье предложен подход, признаки, показатели, позволяющие отличать войну от вооруженного конфликта. Очевидно, что предложенный подход необходим как для военных ученых, так и для научного и политического сообщества, а также для представителей средств массовой информации, использующих во всех сферах понятие «война».
Автор ратует за чистоту понятийного аппарата, предлагая отказаться от понятия «военный конфликт», который часто путают с термином «вооруженный конфликт», отождествляют их, что в корне неверно.
Ключевые слова: военный конфликт, война, вооруженный конфликт, вооруженная акция, внутренний вооруженный конфликт
Author’s personal data: Kazarin Pavel Sergeevich Major General (retired), the head of research and development laboratory of the Department of Military Strategy of the General Staff Military Academy RF AF, candidate of military science, senior research assistant.
Abstract: the article offers approach, details and classifiers to single out the terms of war and armed conflict. The approach offered in the article is necessary for military scientists as well as for the scientific and political community and for mass media, for anyone utilizing the term “war”.
The author tends to the clear and definite terminology and in particular of the terms “armed conflict” and “military conflict” which are often confused, and identified which is deeply wrong.
Keywords: military conflict, war, armed conflict, armed action, inner, home armed conflict
В научной и практической деятельности в настоящее время используются, в том числе и в директивно-нормативных документах, такие термины, как «военный конфликт», «вооруженный конфликт», которые многие наши, даже военные специалисты зачастую отождествляют.
В руководящих документах 1993 года был внедрен термин «военный конфликт», который объединил или точнее стал обобщающим для таких понятий как «война» и «вооруженный конфликт».
В соответствии с современными взглядами, под военным конфликтом понимается «форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)».
Под вооруженным конфликтом понимается вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).
По мнению ряда ученых, понятие «конфликт» не может являться синонимом для такого понятия как «война» даже с точки зрения толкования русского языка. Так, словарь русского языка С.И.Ожегова трактует «конфликт» как «столкновение, серьезное разногласие, спор». Вместе с тем «война», как известно — это не просто «столкновение» и уж тем более не «разногласие» или «спор».
Очевидно, можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что используемый в настоящее время термин «военный конфликт», по сути, размывает такое страшное для любого народа, государства явление, как война.
Понятие «военный конфликт», по нашему мнению, маскирует, скрывает в своей основе содержание и суть, которые заложены в понятие «война». Все знают, что война — это беда для всего народа, страшные испытания для государства, разрушения, голод, многочисленные жертвы, всевозможные потери, а конфликт — это всего лишь «столкновение, разногласия, спор».
Из опыта истории известно, что до 1914 года войны носили локальный характер, перемещаясь с одного конца планеты в другой. Двадцатый век принес две мировые войны: 1914—1918 и 1939—1945 годов. И если в первой из них принимало участие 33 страны, то во второй уже 72.
Жертвами Первой мировой войны стали более 10 миллионов человек, Второй — более 50 миллионов.
По статистике, во Второй мировой войне погибло больше людей, чем за все 902 войны и 1615 вооруженных конфликта, известных в истории, включая и Первую мировую.
При этом войны, зачастую, несли страдания народам в течение достаточно продолжительного времени. Двадцатый и начало двадцать первого века наглядно продемонстрировали, что продолжительность войн колебалась в весьма широких пределах. Первая мировая война (1914-1919 гг.) продолжалась более четырёх лет, Вторая мировая война (1939-1945 гг.) — шесть лет, война во Вьетнаме (1959-1975 гг.) — около шестнадцати лет, ирано-иракская война (1980-1988 гг.) — восемь лет. Гражданская война в Сирии продолжается уже шестой год.
Следует, конечно, отметить, что наряду с перечисленными выше войнами, история демонстрирует, можно сказать, «молниеносные» войны. Например, израильско-арабская война (5-10 июня 1967 г.) была продолжительностью шесть суток, англо-аргентинская война (1 апреля – 15 июня 1982) — шестьдесят шесть суток, война в Панаме (20-23 декабря 1989 г.) — трое суток. Однако любая из них, даже самая короткая по продолжительности, принесла горе и страдания народам стран, участвовавшим в них.
Необходимо также подчеркнуть, что, по мере развития средств вооруженной борьбы, пространственный размах войн существенно расширился. Если в войнах начала и середины ХХ века военные действия в них обычно ограничивались территорией, на которой действовали группировки вооруженных сил, то уже с 90-х годов прошлого века огневое воздействие осуществлялось по всей территории воюющих стран и далеко выходило за пределы действий сухопутных войск.
Таким образом, современная война содержит в себе опасность нанесения противоборствующей стороной огневых ударов, а также действиями сил специальных операций и бандформированиями по объектам на всей территории государства, а не только в районе непосредственных военных действий. Это обстоятельство увеличивает потери, приносит дополнительные страдания и горе населению, даже находящемуся в глубине страны.
Вооруженный конфликт принято определять как «вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт)».
В редакции 1993 года под вооруженным конфликтом понималась «одна из форм разрешения национально-этнических, религиозных, политических, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия между соседними государствами или внутри государства, при которой государство (государства) не переходят в особое состояние, называемое войной».
Вооруженный конфликт, как известно, может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, вооруженной акции, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.
Вооруженный инцидент – это вооружённое столкновение с использованием небольшого числа военнослужащих и военной техники. Может быть преднамеренным или непреднамеренным.
Вооруженная акция – ограниченное по целям, месту и времени применение государством военной силы против других стран или внутригосударственных вооружённых организаций и групп.
Внутренний вооруженный конфликт — одна из форм противоправной деятельности, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в стране, свержение конституционного строя ( в стране или отдельных ее регионах) и нарушение ее территориальной целостности, осуществляемая с использованием вооруженного насилия.)
Военные действия в вооруженном конфликте ведутся чаще всего в форме отдельных боев, как правило, без четко обозначенной линии фронта и часто с отсутствующим непосредственным соприкосновением. Например, во внутреннем вооруженном конфликте основными способами ведения вооруженной борьбы со стороны вооруженных формирований антиконституционных сил, как показывает исторический опыт, являются внезапные нападения на части, отдельные небольшие гарнизоны и опорные пункты вооруженных сил государства мелкими автономными отрядами и группами, засады, массовое минирование дорог, троп. Широкое применение получают действия снайперов, диверсионных групп.
При этом используется в основном легкое стрелковое вооружение, гранатометы. В ряде случаев вооруженные формирования могут применить трофейные танки, артиллерию, бронетранспортеры.
Вместе с тем людские и другие потери, масштаб и продолжительность военных действий в вооруженных конфликтах несопоставимы с подобными показателями в современной войне. Они значительно меньшего масштаба.
Таким образом, вооруженный конфликт — это не война.
Военными специалистами определен ряд существенных показателей, определяющих различия между вооруженным конфликтом и войной.
Во-первых, война обусловливается наличием коренных противоречий — экономических, политических и ведется с решительными целями. Разрешение назревших противоречий соответствует жизненно важным национальным интересам. В вооруженном конфликте, как правило, на первый план выдвигаются незначительные территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, производные от основных.
Во-вторых, война ведет к качественному изменению состояния всей страны и вооруженных сил в целом. Государственные институты начинают выполнять специфические функции. Усиливается централизация власти, концентрация всех сил страны, перестраивается экономика и весь быт общества для достижения победы. Производится полная или частичная мобилизация экономики и вооруженных сил. Вооруженный конфликт, в отличие от войны, в основном определяет только состояние вооруженных сил или их части. Боевые действия, как правило, ведутся частью боевого состава войск мирного времени.
Многими военными учеными, специалистами предполагается, что такое объединение понятий заимствовано российской военной наукой в 1993 году на Западе и, прежде всего, в Америке.
Американскими военными теоретиками после неудач вьетнамской войны были внедрены в теорию и практику такие понятия, как «конфликт низкой интенсивности», «конфликт средней интенсивности», «конфликт высокой интенсивности». Называя военные действия конфликтом различной степени интенсивности, военно-политическое руководство США не стремилось давать им определения «война», дабы не будоражить общественное мнение, не подвергаться резкой критике избирателей за развязанные кровопролитные военные действия. Ведь «конфликт» — это всего лишь «столкновение, серьезное разногласие, спор», но не «война».
Такой подход для нас неприемлем. Войну надо называть войной, а вооруженный конфликт – вооруженным конфликтом. Ретушь здесь недопустима.
Вышеизложенное позволяет предложить военно-научному сообществу дискуссию, в ходе которой рассмотреть возможность отказа от используемого в настоящее время термина «военный конфликт», включающего и обобщающего два понятия «война» и «вооруженный конфликт». Каждое из этих явлений, состояний, действий имеет свой характер, свои особенности, свои последствия. Объединять и смешивать их в одно понятие нет необходимости.
Вооруженные конфликты: понятие, виды, причины, способы разрешения
Понятие конфликта широко исследуется в научной литературе. Фактически каждый автор вкладывает в понятие «конфликт» свой смысл. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта.
А.В. Дмитриев. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
В любом случае в основе любого определения лежит противоречие, антагонизм, осознание несовместимости позиций или действий, предельный случай обострения противоречий и т.п. На наш взгляд, под конфликтом следует понимать качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.
С точки зрения международно-правового статуса сторон в вооруженном конфликте последние классифицируются сегодня на международные вооруженные конфликты, вооруженные конфликты немеждународного характера (внутригосударственные), интернационализированные вооруженные конфликты.
Для России проблема урегулирования конфликтов важна вдвойне: во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных российских интересов. Многие вновь возникшие вооруженные конфликты находятся в крайней близости от российских границ и затрагивают нашу страну самым существенным образом. Они создают полосу нестабильности и вызывают тревогу у русскоязычного населения, проживающего на территории сопредельных государств. Огромный поток беженцев на территорию России в случае развития вооруженных конфликтов в этих странах может обернуться серьезной социальной и экономической проблемой для Российской Федерации.
Опасность конфликтов побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации. Развитию исследований по урегулированию конфликтов способствовала не только актуальность тех задач, которые пришлось решать ученым в связи с опасностью конфликтов, но и формирование нового подхода к объекту анализа, определившего специфику этого научного направления. Исследования по предупреждению, разрешению конфликтов стали ориентироваться прежде всего на проведение сравнительного анализа конфликтов и способов их урегулирования в различных областях, например международных и этнических, а также конфликтов в разных культурах или исторических эпохах.
Существует две основные области научных исследований по мирному, ненасильственному разрешению конфликтов. Первая развивается в рамках правовых дисциплин и направлена на анализ юридических норм урегулирования конфликтов. Здесь изучаются такие вопросы, как правовые последствия вооруженного конфликта, защита прав гражданского населения, правовое положение участников вооруженного конфликта, регламентация окончания вооруженного конфликта и другие. Вторая область, будучи в рамках политической науки, ориентирована на исследование поиска взаимоприемлемого согласия между участниками политическим путем: путем переговоров и посреднических процедур (политическое урегулирование конфликтов).
И правовые, и политические средства урегулирования конфликтов не исключают, а, напротив, дополняют друг друга, при этом часто переплетаясь. В частности, политическое урегулирование конфликтов должно заканчиваться выработкой и подписанием документов, имеющих правовую силу. Следует также подчеркнуть, что не существует какого-то единого, универсального способа средства урегулирования конфликтов. Будучи крайне сложным явлением, конфликты требуют комплексного подхода для их мирного разрешения.
Однако что касается Российской Федерации, то деятельность государства, направленная на урегулирование конфликтов, существенно осложняется тем, что в ряде регионов все еще сохраняется межэтническая напряженность в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов Федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам. Но эта проблема требует отдельного рассмотрения.