воображение правит миром что значит
15 афоризмов Наполеона Бонапарта
Фигура Наполеона (1769 — 1821) повлияла не только на европейскую историю и политику, но и на искусство. Его образ вдохновил превеликое множество писателей и художников. Из наиболее очевидных примеров: «Евгений Онегин» Пушкина и «Преступление и наказание» Достоевского. Ежегодно выходят сотни книг о первом императоре Франции.
Сам Наполеон оставил после себя довольно внушительное наследие: от трудов по праву и военному делу до мемуаров и рассуждений. Многие его высказывания стали афоризмами.
Мы отобрали 15 наиболее ярких из них:
Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют, а наоборот — то даже баран будет иметь львиное сердце.
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Те, кто готовы взяться за управление, должны быть готовы к тому, что их захотят умертвить.
Лидер — это торговец надеждой.
Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет.
Общество без религии — как корабль без компаса. Без религии человек ходит во тьме. Только религия указывает человеку на его начало и конец. Христос полезен государству.
Солдаты — цифры, которыми разрешаются политические задачи.
Штыками можно сделать всё что угодно; только нельзя на них сидеть.
В России нет дорог — только направления.
Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима.
Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых — деньги, во-вторых — деньги и в-третьих — деньги.
Остановиться можно при подъёме, но не при падении.
Воображение правит миром.
История соткана из лжи, в которую все верят.
Следствие 1. Воображение правит миром
Как применить закон
Следствие 4
Следствие 3
Воображение правит миром
Оглянитесь вокруг — все, что вы видите, изначально было лишь чьей-то идеей. Весь наш рукотворный мир — это мысль, воплощенная в реальность.
Воображение важнее знания, считал Эйнштейн, потому что знание ограниченно, а воображение охватывает всю Вселенную
Наверняка вы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда факты говорили одно, но ваши идеи и творческие способности толкали вас делать что-то совершенно другое.
Внезапное прозрение в решающий момент может перевернуть всю вашу жизнь. Все серьезные перемены начинаются с идеи, которая позволяет вам на многое взглянуть иначе, предпринять действия, которых вы от себя прежде сами не ожидали.
Где бы вы ни были, что бы ни делали, вы от рождения наделены даром творчества. Благодаря ему вы изобретаете что-то новое, решаете любые проблемы и достигаете любых целей. Но все это возможно лишь до того момента, пока вы сами не чините препятствий собственному воображению.
1. 1. Выберите какую-нибудь проблему, которая не дает вам покоя, обозначьте ее на бумаге в вопросительной форме и ниже распишите в настоящем времени варианты ее решения (не менее 20).
«Что я могу сделать, чтобы удвоить доход в ближайшие два-три года?»
«Каждый день я приезжаю на работу на час раньше и планирую свой рабочий день заранее». Постарайтесь дать как минимум двадцать ответов.
Этот метод называется «мозговой штурм», он помогает рассмотреть ваши проблемы (цели, задачи), выявить слабые места, найти верные решения.
1. 2. Выберите из списка ответов что- нибудь, что вы можете сделать прямо сейчас. Стоит только начать, как идеи пойдут одна за другой. Чем активнее вы действуете, тем активнее и изобретательнее работает ваш мозг.
14. 18.Закон гибкости
Успех возможен, когда ясность цеди сочетается с гибкостью подхода к ней
Как правило, вы примерно знаете, что нужно делать, чтобы добиться цели. Однако невозможно предусмотреть всего, а любое неожиданное изменение может потребовать изменения планов и тактики. Наибольших успехов добиваются те, кто не пасует перед трудностями, не боится перемен и готов проявить гибкость.
Если ваш труд не приносит результатов, значит, вы либо делаете что-то не то, либо занимаетесь чем-то не тем
Если у вас что-то не получается в течение довольно долгого времени, остановитесь и задумайтесь, хорошо ли вы продумали свои действия и настолько ли желанна цель. Возможно, имеет смысл пересмотреть и изменить ваш подход. Главное — не впадайте в амбиции и не ищите виноватых, а постарайтесь исправить ситуацию.
Знаете, как относятся к своей работе программисты? Они точно знают, что по завершении программы в ней неизбежно обнаружится куча ошибок. Такова специфика работы. Это всего лишь значит, что нужно вернуться к началу и скрупулезно проработать еще раз каждую строчку, устраняя баги.
Так и вы, видя, что желаемый результат все не наступает, вместо того, чтобы упрямо топтаться на месте, вернитесь и проверьте, не ошиблись ли в расчетах. Внося коррективы в первоначальные планы, вы обеспечиваете большую четкость в действиях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Воображение правит миром
«Воображение гораздо важнее знаний». Эти слова принадлежат одному из величайших мировых ученых, гению математики Альберту Эйнштейну.
Воображение является одной из самых мощных сил, действующих во Вселенной. Человеческий прогресс напрямую зависит от коллективного воображения. Путешествуя по миру, я не перестаю восхищаться гигантскими сетями авиалиний. Какое же великое воображение создало их! Каждый шаг – от первого полета человека до массовых путешествий по воздуху по всему миру – перед тем, как воплотиться в реальность, был идеей в чьем-то воображении. Дерзнувшим мечтать о кругосветных полетах приходилось преодолевать ограниченное мышление тех, кто считал эти идеи абсурдными.
Пророческими словами Леонардо да Винчи дополнил эскиз первого летательного аппарата: «Когда-нибудь у человека вырастут крылья». Аппарат действительно смог пролететь несколько футов, однако церковные лидеры, заклеймив изобретение «орудием дьявола», заставили да Винчи уничтожить его. Время доказало правоту ученого. У людей
и вправду выросли крылья!
Наиболее динамичным аспектом воображения является процесс формирования
мысленных образов того, чего пока нет в физическом мире. Вторым аспектом можно считать генерирование новых идей и совокупности идей, в основе которых лежит накопленный опыт и которые порождаются благодаря этому опыту. Творческое воображение помогает нам подняться на уровень выше простого формирования мысленных образов. Благодаря ему осуществляются замыслы и мечты. В процессе творческого представления мы способствуем воплощению того, о чем мечтаем, ибо впервые оно зародилось в нашем сознании. Рисуемые нами образы обладают созидательной силой. И подвержены изменению посредством Творческого Интеллекта.
Истинные способы осуществления идей во внешних мирах пока остаются загадкой. Однако мы знаем, что, если посадить зернышко кукурузы, из него вырастет стебель с несколькими початками. Нам остается неведомо, с помощью какого секрета природы почва дает жизнь новому творению. Образ, или картина, стебля кукурузы запечатан в кукурузном зернышке.
Идея есть семя, которое вы сеете, желая собрать определенный урожай. Она взрастит все, что посадите: кукурузу, пшеницу, помидоры, сорняки, чертополох или ядовитый паслен. Все зависит от того, что конкретно вы сеете. Какие бы идеи ни жили в вашем воображении, позитивные или негативные, созидательные или разрушительные, они порождают на свет точно такую же материю. Подобное притягивает подобное, или, цитируя философов: «Что вверху, то и внизу».
Творческое воображение – могучая сила. Творческому воображению одного человека было суждено в корне изменить промышленность южных штатов Америки. Однажды вечером он сидел у себя дома, наблюдая за котом, пытавшимся вытащить из клетки канарейку, но, поскольку прутья клетки надежно защищали птицу, у кота в лапе остался лишь пучок перьев. Это заставило человека мысленно представить железный коготь, вытаскивающий хлопок из хлопчатника. Так Эли Уитни изобрел удивительный аппарат – первую хлопкоочистительную машину.
Творческому воображению под силу разрешать мировые проблемы.
Никогда не следует рассматривать какую бы то ни было ситуацию как безнадежную или тупиковую, убеждение, будто мы находимся на пути к самоуничтожению, просто не имеет права на существование. С начала зафиксированной истории появляются пророки, вещающие о гибели мира, но каждый раз их предсказания оказываются ложными. В периоды кажущейся безнадежности появляются люди, наделенные творческим воображением, которые ведут человечество к великим свершениям.
В любой проблеме на самом деле скрывается новая возможность. Это очень хорошо понимали китайцы. Китайский иероглиф кризиса состоит из двух частей: одна обозначает
проблему, а вторая – возможность. Никогда не забывая об этом, мы должны тщательно анализировать любой так называемый кризис в поисках таящейся в нем возможности.
Воображение правит миром, или развитие образно-ассоциативного мышления вашего ребёнка
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Дата публикации: 31.12.2014
Статья просмотрена: 113 раз
Библиографическое описание:
Халецкая, Е. В. Воображение правит миром, или развитие образно-ассоциативного мышления вашего ребёнка / Е. В. Халецкая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7019/ (дата обращения: 21.12.2021).
Все мы с детства наделены творческими способностями, просто у одних людей они выражены ярко, а кто-то лишь подозревает о талантах, которыми наделён. Творческие занятия и раскрытие своих творческих способностей могут быть не только интересны, но и полезны для собственного психологического здоровья. Огромную, первостепенную роль в развитии способностей ребёнка играет семья, близкие люди.
К сожалению, сегодняшняя семья в большинстве своём не в состоянии дать ребёнку системное понимание искусства. Это не вина молодых мам и пап, а беда: жизнь сейчас напряжена и стремительна, всем катастрофически не хватает времени, но всё же очень важно суметь выбрать часок-другой времени на игру, творческое общение с ребёнком, посещение выставок и музеев. Ваш эмоциональный отклик на то, что пытается своими руками нарисовать или вылепить малыш, совместное с ним любование красоты цветущей поляны или красками заката оставит в душе ребёнка добрый след. А сосредоточенное, пристальное рассматривание картин в музее поможет постепенно понять и постигнуть истину, что искусство — это труд души.
Как же в семье развивать у ребёнка художественный тип восприятия? Начнём со знакомой всем ситуации: вы гуляете с ребёнком в лесу или в парке. Обратите его внимание на группу деревьев и предложите угадать, какое из них — самое грустное. А когда он угадает — спросите, почему он так решил, по каким видимым чертам дерева это заметно. Можно предположить, что грустное дерево будет засохшим или поникшим. Возможно, ребёнок обратит внимание на какие-то другие признаки, менее убедительные и даже не вполне очевидные с вашей точки зрения. Не спешите опровергать его мнение, не будьте категоричны; главное сейчас — чтобы ребёнок привык искать в видимых формах явлений и предметов выражение какого-то настроения и характера.
Подберите с земли опавшие листья и постарайтесь узнать, который из них — “лист-путешественник”. Наверное, этот: самый потёртый, запылённый… Или вот этот: он так отличается от остальных цветом и формой, настоящий иноземец! А может, тот, чья заострённая форма наводит на мысль о стремительном движении?
Материал для подобных бесед-заданий всегда под рукой. Спросите: какой из двух мячиков, которыми играет малыш, бодрый, весёлый по “характеру”, а какой — ленивый, сонный? Один мячик блестящий, упругий, от пола отлетает со звоном. А другой — не очень-то тугой, не совсем круглый, почти не подскакивает… Вот девочка рассадила кукол на диване. Пусть расскажет, какая из них лучше всех сможет развеселить своих подруг. Почему именно эта? Что забавного и интересного в выражении лица этой куклы, в положении рук и ног, в платьице и бантике? Что показывает её неунывающий, весёлый характер? И какую из кукол труднее всего будет заставить улыбнуться? Почему?
Обращайте внимание ребёнка на тесную связь между внутренним состоянием живых существ и внешним его выражением. Предложите понаблюдать (а потом описать словами, нарисовать, изобразить пластически), как кошка нежится, а как готовится к прыжку. Как петух в момент опасности угрожающе вздымает перья и настороженно косит глазом. Какие движения, какая поза характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это. Так будет постепенно развиваться способность к новому восприятию, даже новое отношение ребёнка ко всему вокруг. Это отношение, необходимое не только в художественно-изобразительном творчестве, но и в театральном, в литературном, да и в других видах искусства, хотя там необходимость эта, может быть, не столь очевидна.
Что же касается навыков и способностей ребёнка, которые связаны с овладением конкретными видами искусства, то они испытывают подобную трансформацию, приобретают творческий характер. Так, умение смешивать краски, предвидеть и получать новые оттенки цвета представляется качеством сугубо техническим лишь до тех пор, пока мы рассматриваем его изолированно от творческих задач. Как наблюдательность художника — не безграничная фиксация всего во внешнем мире, так и искусство смешивания красок — не бесцельный навык перебирать на палитре возможные сочетания тех или иных цветов. Наоборот: оно позволяет художнику получить единственно верный оттенок, колористическое решение картины, сочетание цветов. Однако возникает вопрос: что представляет собой “нужный оттенок “? Для чего нужен именно такой цвет? Что представляет собой критерий этой необходимости? Может, в наибольшем сходстве с цветом изображаемого предмета? Нет, это не должно быть критерием, ведь целью художника не является слепое копирование объекта. Она состоит в том, чтобы выразить при помощи изображения определённый идейно-эмоциональный смысл, содержание. “Рисуют красками, а пишут — чувствами” — сказал Ж.-Б. Шарден. Все средства и способы изображения, как и цветовое решение, служат для достижения этой цели. Получается, что художнику нужен именно такой оттенок цвета, цветовой строй картины в целом, которые с наибольшей полнотой и силой выражали чувства художника, суть художественного замысла, создавали бы необходимый эмоциональный фон, атмосферу произведения. Как же нам научить ребёнка пользоваться цветом подобным образом?
Прежде всего, мы должны помочь ему сделать важное открытие: цвет способен выражать и вызывать чувство. Вернее, помогите ребёнку обратить сознательное внимание на эту связь цвета и чувства, ведь острый и тонкий эмоциональный отклик на цветовые впечатления свойственен большинству детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это исключительно важное качество для художественного развития надо закрепить и развить с помощью специальных заданий.
Разложите перед ребёнком листы цветной бумаги — яркие, пастельно-нежные, тёмные. Предложите угадать, какое “настроение“, какой “характер“ у этих цветов? Какие из них весёлые? Какие — печальные? Какие — сердитые? Затем приготовьте набор гуаши и лист белой бумаги. С одного края пусть стоят яркие цвета, с другого — глухие и тёмные. Отдельно от них поставьте белую и черную краски. Смешивая цвета в разных вариантах и сочетаниях, наблюдайте и обсуждайте с ребёнком, как изменяется при этом их “настроение”, их “характер”. Вот яркие, радостные цвета: синий, красный — при добавлении белил становятся более… печальными? А может, — ласковыми? Или — мирными, тихими? А вот золотисто-желтый цвет, вливаясь в спокойный зелёный, всё больше наполняет его весельем. Соединение с черным делает цвет… мрачнее? А может, строже? Таинственнее?
Какой цвет надо добавить к синему, чтобы усилить тревожность? Как “успокоить” слишком бурное веселье красного, оранжевого, желтого? Но не забудьте, что в эмоциональной оценке цвета многое зависит от индивидуальности воспринимающего, поэтому жесткое навязывание “правильных” (с вашей точки зрения) решений тут совсем недопустимо. Добиваться нужно лишь того, чтобы ребёнок понял и принял, осознал сам принцип связи цвета и настроения, чувства, характера. Чтобы изменения цвета он рассматривал не только в оптическом плане, но и в плане эмоциональном. Важно, чтобы мир цвета слился и отражал мир его чувств. Тогда ребёнок сможет ощутить и понять, что при помощи цвета можно выразить настроение, переживание, свою оценку и видение изображаемого.
Это особенно важно: ведь в реальной творческой деятельности ребёнок имеет дело не с цветами самими по себе, а с событиями, предметами, явлениями жизни, — и в их изображение он должен вносить цветовую выразительность. Поэтому стоит предложить такое задание. Предоставьте ребёнку для работы ограниченный цветовой набор. Например, три ярких краски и белила. В другой раз — три тёмных и белила, в следующий — три-четыре мягких, смешанных тона, полученных путём добавления белой краски к другим цветам. Предложите внимательно всмотреться в эти цвета и, предвидя их сочетание, определить, что можно изобразить с их помощью: радостный праздник или город, разрушенный войной. Грозу или унылый дождливый день. Событие из страшной или весёлой сказки, фею, богатыря, чудовище и т. д.
Пусть ребёнок объяснит, почему он считает ту или другую тему подходящей (или нет), для данного набора цветов.
Потом пускай осуществит свой замысел, а вы сможете обсудить с ним выполненную работу с точки зрения соответствия цвета настроению, цветовой выразительности. Благодаря таким заданиям цветовой образ станет для ребёнка художественным выражением чувства. Конечно, так относиться надо не только к цвету, но и ко всем изобразительным средствам. Пусть ребёнок возьмёт цветной мелок, мягкий карандаш, перо или тонкую кисть и поучится проводить “энергичные” и “ленивые”, “ласковые” и “ колючие” линии. А потом, когда будет рисовать людей и животных, праздники и битвы, космонавтов и волшебников, пусть следит, чтобы линия соответствовала характеру персонажа, выражала отношение автора к изображаемому событию. Подобные задания при желании могут сочинять сами родители не только в области изобразительного искусства, но и в области музыки, литературы. Другие виды искусства располагают другими средствами, другим языком со своими выразительными возможностями.
Подведём итог. Далеко не все родители в силах с пользой для ребёнка направлять его творческое развитие. Но есть другое, не менее важное условие для того, чтобы раскрылись его способности. Это — благожелательный интерес и уважение к его творчеству. И это условие может и должно быть обеспечено ребёнку в каждой семье. Наблюдая, подмечая неповторимый облик деревьев и облаков, людей и животных, осваиваясь в море красок, вникая в эмоциональную окраску и смысловые оттенки, ребёнок в то же время прислушивается к самому себе, становится внимательнее к тому, какие чувства вызывает и может выразить сам. И тогда впечатления окружающего мира, как и язык, техника того или иного вида искусств, станут для него неисчерпаемым источником художественных средств для воплощения собственных творческих замыслов.
Наполеон I Бонапарт
Точность | Выборочно проверено |
Наполео́н I Бонапа́рт (15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 5 мая 1821, Лонгвуд, остров Святой Елены) — император французов, французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
Цитаты [ править ]
А [ править ]
Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью… И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не был подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек… На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца.
Б [ править ]
Богатство состоит не в обладании сокровищами, но в том употреблении, которое умеют им дать.
Бог воюет на той стороне, у которой при прочих равных условиях больше артиллерии.
Dieu est du côté de celui qui a la plus grosse artillerie.
Большая политика — это всего лишь здравый смысл, применённый к большим делам.
Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, Французы показали себя достойными победы, a Русские заслужили быть непобедимыми. — Из воспоминаний Жан-Жак-Жермен Пеле-Клозо «Московская битва» [1]
Будите меня только если придут плохие новости; а если хорошие — ни в коем случае.
В [ править ]
В интересах государства, чтобы должностные лица постоянно сменялись: ежели этот принцип не соблюдается, то неизбежно появляются удельные владения и сеньориальное правосудие.
В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая.
В любви единственная победа — это бегство.
В несчастии обыкновенно не уважают того, в ком прежде почитали величие.
В ранце каждого солдата лежит жезл маршала.
В революциях мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает и с использующими их в своих целях.
В России нет дорог — только направления.
В сущности, название и образ правления не имеют никакой важности: если только правосудие оказывается всем гражданам, если они уравнены в правах, государство управляется хорошо.
В управлении не должно быть полуответственности: она с неизбежностью ведёт к утайке растрат и неисполнению законов.
Великие и прекрасные истины французской революции будут вечно жить, — таким блеском, такими памятниками, чудесами окружили мы их! Эти истины останутся бессмертными. Первые пятна революции мы смыли потоками славы.
Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно.
Война состоит из непредусмотренных событий.
Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима.
Воображение правит миром.
Всякий глава партии должен уметь пользоваться воодушевлением сторонников, ибо нет партии, которая не имела бы своих горячих приверженцев. И величайший военачальник во главе своих солдат, лишённых боевого духа, оказывается полной бездарностью.
Вы хотите узнать, надёжны ли ваши друзья? Для сего надобно оказаться в несчастии.
Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.
Г [ править ]
Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.
Д [ править ]
Дабы погубить отечество, достаточно даже одного негодяя: тому в истории было немало примеров.
Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых — деньги, во-вторых — деньги и в-третьих — деньги.
Для того, чтобы народ обрёл истинную свободу, надобно, чтобы управляемые были мудрецами, а управляющие — богами.
Для управления печатью нужны хлыст и шпоры.
Е [ править ]
Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют, а наоборот — то даже баран будет иметь львиное сердце.
Еще не отлита пуля, способная меня сразить!
Ж [ править ]
Журналист — это чистильщик улиц, работающий пером.
З [ править ]
Здравый смысл создаёт одарённых людей; самолюбие же — лишь ветер, который надувает паруса и ведёт их корабль прямо к пристани.
И [ править ]
Из пятидесяти сражений, в Бородинском было проявлено наиболее доблестей и получено наименее последствий. — Из воспоминаний Жан-Жак-Жермен Пеле-Клозо «Московская битва» [1]
История соткана из лжи, в которую все верят.
Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники.
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Истинный героизм состоит в том, чтобы быть выше злосчастий жизни.
Истинный герой играет во время сражения шахматную партию независимо от её исхода.
К [ править ]
Каждый прав по-своему.
Когда о каком-нибудь короле говорят, что он был добр, значит царствование его не удалось.
Красивая женщина нравится глазам, а добрая сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая сокровищем.
Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Кто умеет льстить, умеет и клеветать.
Л [ править ]
Легче создавать законы, чем следовать им.
Лидер – это торговец надеждой.
Лучший оратор в мире — успех.
Любовь для праздного человека — занятие, для воина — развлечение, для государя — подводный камень.
Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.
М [ править ]
Медицина — это скопление нелогичных предписаний, приносящих скорее вред, чем пользу.
Между теми, кто ищет смерти, мало тех, кто находит её в то самое время, когда она была бы им на пользу.
Место военных действий, это — шахматная доска генерала, именно его выбор обнаруживает способности или невежество военачальника.
Моя слава в том, что она будет жить вечно.
Мудрецов постигшие их бедствия возвышают, а глупцов ломают окончательно.
Мудрецы стоят выше бедствий, а глупцы — ниже их.
Мужчина, допускающий, чтобы им помыкала женщина, — не мужчина и не женщина, а просто ничто.
Н [ править ]
На поле брани якобы наиболее опасны идеальный военный гений и абсолютный идиот, с перевесом на стороне идиота, поскольку его поступки уж совершенно невозможно предвидеть. [2] — приписывается
Наибольшая из всех безнравственностей — это браться за дело, которое не умеешь делать.
Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую. — приписывается
Нации, народу, армии, всем французам не следует забывать о своем прошлом: ведь оное составляет их славу.
Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.
Невозможность — слово из словаря глупцов.
Нет ничего высокомернее бессилия, которое чувствует, что его поддерживают.
Неустрашимых людей нет между теми, которым есть что терять.
Неуч только скучен, педант же несносен.
Никогда не рассматривайте, к какой партии принадлежал человек, который ищет у вас правосудия.
Ничто так численно не умножает батальоны, как успех.
Начинаем повсюду и потом посмотрим.
On s’engage partout et on voit.
О [ править ]
Общество без религии — как корабль без компаса. Без религии человек ходит во тьме. Только религия указывает человеку на его начало и конец. Христос полезен государству.
(1-е предл.) Une société sans religion est comme un vaisseau sans boussole. [3]
Обычай принуждает нас ко многим глупостям; самая большая — это стать его рабом.
Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших.
Оказывается, что из ста бывших в прошлом королевских фаворитов по крайней мере девяносто пять были повешены.
Остановиться можно при подъёме, но не при падении.
От великого до смешного один шаг.
Du sublime au ridicule il n’y a qu’un pas.
От десяти говорящих людей больше шума, чем от десяти тысяч, которые молчат.
От правосудия зависит общественный порядок. Поэтому по праву место судей — в первом ряду общественной иерархии. Поэтому никакие почести и знаки уважения не могут считаться для них чрезмерными.
От солдата требуется прежде всего выносливость и терпение; храбрость — дело второе.
От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают.
П [ править ]
Патриотизм — это первейший признак цивилизованного человека, качество, которое отличает человека от раба.
Перевороты совершаются брюхом.
Пишите коротко и неясно.
Плохо, ежели молодые люди постигают военное искусство по книгам: это — верное средство воспитать плохих генералов.
Победу одерживают не числом. Александр победил триста тысяч персов во главе двадцати тысяч македонян.
Пока мы воюем в Европе, война остается гражданской.
Покажите мне людей которые читают книги-и я покажу кто двигает мир.
После победы нет врагов — все люди!
Последнее слово всегда остается за общественным мнением.
Правительства, в которых высказываются противоположные мнения, годятся, пока царит мир.
Природой брак не предусмотрен.
Проститутки — это необходимость. Иначе мужчины набрасывались бы на порядочных женщин на улицах.
Р [ править ]
Религия — отличное средство, чтобы утихомиривать чернь. [4]
С [ править ]
С того времени, как я стал во главе государства, я советовался только с самим собой, и это меня вполне устраивало; совершать ошибки я начал только тогда, когда стал прислушиваться к тому, что говорят советники. — Максимы и мысли узника Святой Елены, VI
Самое важное в политике — следовать своей цели: средства ничего не значат.
Сила никогда не бывает смешной.
Случай — это единственный законный царь вселенной.
Случай правит миром.
Сначала надо ввязаться в серьёзный бой, а там уже видно будет.
Со смелостью можно все предпринять, но не все можно сделать.
Солдаты — цифры, которыми разрешаются политические задачи.
Т [ править ]
Те, кто готовы взяться за управление, должны быть готовы к тому, что их захотят умертвить.
Те, кто ищет счастия в роскоши и расточительстве, подобны предпочитающим блеск свечей сиянию солнца.
Только правда оскорбительна.
Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве.
Тот, кто не стремится снискать уважение современников, не достоин его.
Тот, кто предпочитает богатство славе — расточитель, который берёт у ростовщика и разоряется на процентах.
Трусливый бежит от того, кто злее его; слабого побеждает сильнейший: таково происхождение политического права.
У [ править ]
У французов чувство национальной чести всегда тлеет под пеплом. Достаточно лишь искры, чтобы разжечь его.
У политики нет сердца, а есть только голова.
Удача следует за великим человеком.
Успех — вот что создает великих людей.
Ч [ править ]
Человеческий дух не созрел ещё для того, чтобы управляющие делали то, что должны делать, а управляемые — то, что хотят.
Что значит для такого человека, как я, какой-нибудь миллион человеческих жизней?
Чужие глупости еще никого не сделали умным.
Ш [ править ]
Штыками можно сделать всё что угодно; только нельзя на них сидеть.
Э [ править ]
Этими жалкими побрякушками можно управлять людьми! — Об орденах и медалях.
Я [ править ]
Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим.
Я осыпал золотом моих сподвижников: но мне надобно было понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности.
Я не думаю, что Франция когда-либо знала лучший порядок, нежели тот, каковой был при мне. — «Максимы и мысли узника Святой Елены», CCCLIII
Ошибочно приписываемые [ править ]
Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном. — Приписывается Наполеону Евгением Тарле. Прежде также упоминалось как изречение Александра Македонского.
Цитаты о Наполеоне [ править ]
Прохожий, обо мне ты не жалей нимало!
Когда бы жив я был — тогда б тебя не стало. [6]
Как человек он был, бесспорно, блистательной, многосторонней, умной и одаренной личностью, хотя власть сделала его довольно скверным; как генерал он не имел себе равных; как правитель он был в высшей степени умелым вождем и администратором, талантливым, обладавшим всесторонним интеллектом, способным понимать и руководить подчиненными, чем бы они ни занимались. Как личность, он излучал величие… Он был, без сомнения, великим человеком и — за исключением, может быть, Ленина, — его изображение для всех образованных людей и сегодня самое узнаваемое в портретной галерее истории… [8]
As a man he was unquestionably very brilliant, versatile, intelligent and imaginative, though power made him rather nasty. As a general he had no equal; as a ruler he was a superbly efficient planner, chief and executive and sufficient of an all-round intellectual to understand and supervise what his subordinates were doing. As an individual he appears to have radiated a sense of greatness… He was, without any question, a very great man, and — perhaps with the exception of Lenin — his picture is the one which most reasonably educated men would, even today, recognize most readily in the portrait gallery of history… [7]
Полная беспощадность в борьбе была характернейшей чертой Наполеона.
Наполеон I приглашает на бал во дворец маркизу де Шальи.
— Я приеду с мужем, ваше величество! — говорит m-me Шальи.
— Приезжайте одни, — говорит Наполеон. — Я люблю хорошее мясо без горчицы. [10]
Морская стратегия Наполеона отражала слабость французского флота. Французский флот после революции пришел в упадочное состояние. Лучшие матросы покинули свои корабли и перешли в сухопутные войска, где они нашли более широкое применение своим силам. Подавляющее большинство морских офицеров эмигрировало. Материальное оборудование флота было запущено. Даже самые энергичные мероприятия Наполеона по восстановлению флота не обеспечили ему перевеса над английским флотом — [11]
Во времена же Наполеона огонь целых батарей линейных кораблей французов наносил врагу не более вреда, чем наносили бы два орудия, хорошо направленные — [12]
Как только Александр I получил сообщение о вторжении войск Наполеона, он попытался начать переговоры, чтобы выиграть время, столь необходимое для соединения русских армий. Той же ночью в ставку французского императора был направлен генерал-адъютант А. Д. Балашов с предложением начать переговоры при условии обратной переброски наполеоновских войск на левый берег. Переговоры быстро зашли в тупик. В конце разговора Наполеон, чтобы унизить русского генерала, заносчиво спросил: «Скажите, чтобы добраться до Москвы, какой лучше идти дорогой?». Балашов дал достойный ответ: «Шведский король Карл XII шел через Полтаву». — исторический анекдот
Наиболее тяжелым для наполеоновской армии был поход на Москву в 1812 г. Во время этого похода число убитых (включая умерших от ран) составляло почти 60% от числа раненых. В среднем же число раненых в 2,6 раза превышало число убитых. Умершие от ран составляют одну четверть от числа убитых, т. е. на 10 человек убитых и умерших от ран приходится 8 убитых и 2 умерших от ран. Так как на 10 убитых и умерших от ран приходилось 26 раненых, то, вычитая число умерших от ран и прибавляя его к числу раненых, получим, что на 8 убитых приходи¬лось 28 раненых, т. е. 3,5 раненого на одного убитого. — [13]
No other man has sacrificed so many human victims to the god of war as did Napoleon I; no other man has sowed death broadcast on such a scale; no commander ever cared less for the lives of his soldiers than he [14]