Название: Политико-правовые воззрения Вольтера Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат Добавлен 20:21:56 17 сентября 2005 Похожие работы Просмотров: 1319 Комментариев: 23 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ
ЮЖНО – САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ.
НА ТЕМУ: ПОЛИТИКО–ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
1. Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., «Мысль». 1997.
2. Вольтер. Философские истории. М., Пб., 1868.
3. Вольтер. Избранные произведения. М., 1947.
4. Всеобщая история государства и права. Под ред. Черниловского З.М. Высшая школа, М., 1983.
5. Библиотека. Журнал. 1994. № 6. Е. Николаева. «Просвещённый разум требует». К 300-летию со дня рождения Вольтера.
6. Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазные государства. М., Юрид. Литература. 1984.
7. История политических и правовых учений. Домаркссистский период. Под ред. Проф. О.Э. Лейста. М., Юрид. Литература., 1991.
8. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. Проф. В.С. Нерсесянца. Инфра. М – Кодекс, М., 1995.
9. История политических учений. Под ред. С.Ф. Кечекьяна. Юр. Литература, М., 1960.
10. История государства и права зарубежных стран. Учебник. Под ред. Жидкова О.А. и Крашенинникова Н.А. Норма – Инфра, М., 1999.
11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.
12. Мировая энциклопедия биографий. В 12 томах. Т. 2., Мир книги, М., 2002.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений.
14. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973.
П Л А Н Р Е Ф Е Р А Т А:
2. Идейная борьба во Франции XVIII века.
3. Биография Вольтера – Франсуа – Мари.
4. Политическая программа Вольтера.
5. «О феноменах природы». Отрывок из «Философских сочинений» Вольтера.
Список используемой литературы.
Политическая идеология буржуазии, направленная против феодально–абсолютистских порядков, складывалась уже за несколько десятилетий до французской революции XVIII века. Программные требования буржуазии и многие лозунги революции были сформулированы задолго до событий 1789 – 1794 гг. К тому же идеологи французской буржуазии имели перед собой английские теории, английские и американские конституционные акты, которые они использовали при разработке своих политических учений.
Политическая мысль идеологов французской буржуазии XVIII в., выступая под знаменем Просвещения, которое несёт гибель средневековому суеверию, мракобесию и привилегиям феодальных угнетателей, начинает с острой, беспощадной критики феодальной церкви, феодальной монархии и всех феодальных учреждений.
Просвещение и создаваемая им в обществе идейно – нравственная атмосфера оказали значительное влияние на содержание, способы и направление развития науки о государстве и праве, образуя один из самых значимых для неё духовных факторов.
Вот почему при изучении истории политико-юридической мысли столь необходимо, по-моему мнению, хорошо представлять себе сущность и облик Просвещения.
Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру – великому французскому мыслителю и литератору.
Именно поэтому тема, «Политико–правовые воззрения Вольтера», кажется мне актуальной и поэтому выбрана мною.
В своей работе я обращусь к началу развития политической мысли эпохи Просвещения, вкратце рассмотрю биографию Вольтера, его влияние на развитие общественно – политической мысли, а также приведу некоторые отрывки из его произведения «Философские сочинения».
К сожалению Вольтер не оставил никаких сочинений по политико – юридической мысли и поэтому я обращусь к различным учебникам по истории политических и правовых учений, а также к его произведению «Философские истории».
2. Идейная борьба во ФранцииXVIIIвека.
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое создание буржуазии и нарождающегося пролетариата. В ходе этой борьбы наиболее отчётливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних буржуазных революций.
Причин тому было несколько.
Экономические причины, обусловившие остроту идейной борьбы в период подготовки и проведения Великой французской революции 1789 – 1794 гг., коренились в особенностях капиталистического развития страны. В отличие от Голландии и Англии, где победили первые буржуазные революции, разложение феодального строя во Франции проходило под воздействием процессов, связанных с образованием мировой системы капитализма. К началу XVIII в. Франция становится одним из крупнейших центров европейской торговли. Её промышленность, благодаря оживлённым связям ускоренными темпами. В то же время во Франции сохранялись многочисленные пережитки крепостнические отношения, которые препятствовали расширению капиталистического рынка. В середине XVIII в. Франция оказалась как бы между отжившим феодальным строем и набиравшим силу капитализмом.
Основной политической причиной обострения идейной борьбы накануне революции явилась сложившаяся во французском обществе расстановка классовых сил. Восходящей буржуазии противостояла абсолютная монархия, которая достигла зенита своего могущества. Для завоевания политической власти буржуазия была вынуждена объединяться с народными массами. Во Франции, писал К. Маркс, анализируя итоги восстания 1789 г., «буржуазия в союзе с народом боролась против монархии, дворянства и господствующей церкви».
Просветительство как идейное движение представляет собой закономерную ступень в развитии буржуазной идеологии. Возникновение просветительных концепций свидетельствует о том, что окрепшую буржуазию уже не могут удовлетворить религиозные лозунги, что она полна решимости искоренить остатки теологического мировоззрения. Движение просветителей возникает на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю, когда в стране ещё не сложилась революционная ситуация. Просветительские учения выражались интересы тех слоёв буржуазии, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. По мере нарастания кризиса феодального строя в просветительстве всё более обозначалось революционно – демократическое направление. Общая характеристика буржуазных просветителей XVIII в. дана В.И. Лениным которой говориться, что для всех просветителей характерны горячая вражда к крепостному праву, идеалы свободы и самоуправления, защита интересов народных масс, а также искренняя вера в то, что ликвидация феодализма принесёт с собой всеобщее благоденствие.
Интересы нарождающегося пролетариата выражал утопический социализм, представители которого продолжали разработку проблем государства и права, основанного на общественной собственности.
Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа – Мари Аруэ, 1694 – 1778 гг.). В историю общественной мысли он вошёл как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.
3.Биография Вольтера Франсуа – Мари.
Родился в Париже в семье нотариуса. Его отец настаивал на том, чтобы он изучал законы в Гааге, однако Вольтер воспротивился этому, намереваясь посвятить себя литературной деятельности. Его полемическая натура не могла оставаться незамеченной и хотя содействовала его вхождению в высшие слои общества в качестве придворного литератора, но не помогла Вольтеру избежать проблем столкновения с законом. В 1717 г. за вольнодумные стихи был заключён в Бастилию. После вторичного заключения был выслан из Франции.
С 1726 – 1729 гг. жил в Лондоне. Возвратившись на родину в 1733 г., опубликовал «Философские письма», в которых обличал царившие во Франции феодальные порядки, религиозную нетерпимость и мракобесие. Стремясь использовать незаурядный талант Вольтера в интересах монархии, королевский двор пытался привлечь его в круг своего влияния. В результате Вольтер был назначен королевским историографом (1745 г.), в 1746 г. он был избран во Французскую академию и был назначен «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню», но уже через 2 года был изгнан из Версаля за своё высокомерие.
В 1750 – 1753 гг. Вольтер по приглашению прусского «просвещённого» монарха ФридрихаIIжил в Пруссии. Покинув её, поселился в Швейцарии и занялся литературно – политической деятельностью, стал активно сотрудничать с энциклопедистами, выступать против Руссо и атеистов и превратил свой замок Ферне в пристанище для передовой интеллигенции, не прекращая при этом литературной деятельности.
В своих публикациях он резко выступал против клерикализма и феодальных порядков. В католической Церкви видел опору феодального деспотизма, называл её «гидрой фанатизма», разоблачал пороки католического духовенства, мужественно защищал жертвы церковной реакции.
В 60-е гг. наряду с просвещённой монархией Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства.
Влияние Вольтера на развитие общественно – политической мысли было огромным. Его почитали как некоронованного короля Европы. Термин «вольтерианец» стал нарицательным. Вольтер пользовался большой известностью в России. Однако ЕкатеринаII, в течение ряда лет переписавшаяся с философом, после Французской революции издала указ, запрещавший издание его сочинений. Тем не менее прогрессивные круги российского общества сохранили верность своим симпатиям к Вольтеру, который в своём творчестве не раз обращался к историческому опыту России. В 1746 г. он был избран почётным членом Российской Академии наук. В 1778 г., незадолго до своей смерти, он был триумфально принят в Париже, где присутствовал в «Комеди Франсез» на постановке своей трагедии «Ирина».
4.Политическая программа Вольтера.
Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провёл в изгнании. Он не оставил после себя специальных политико – юридических трудов, подобно тем, что создали до него, например, Г. Гроцкий, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж. –Ж. Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.
Вольтер энергично выступал против католической церкви, против злодеяний духовенства, мракобесия и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковного изуверства.
Вольтер рассматривал католическую церковь как главный тормоз всякого прогресса. Он разоблачил и высмеивал догматы церкви, жалкую схоластику, которую духовенство преподносило народу.
В своём отношении к католической церкви Вольтер был непримирим. Каждое слово его было проникнуто боевым духом. В борьбе с католической церковью он выдвинул лозунг «Раздавите гадину», призывая всех сражаться с «чудовищем», которое терзает Францию.
Вольтер разоблачает в своих произведениях суеверия, которыми наполнена библия. Его язык становится язвительным и исполненным сарказма, гнева и ненависти, когда он говорит о католической церкви и католической религии.
Вольтер считал, что все бедствия существующего общества происходят от отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. Он призывал к борьбе за науку и прогресс, надеясь, что «союз королей и философов» расчистит почву для развития человеческого общества.
Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к католической церкви, к католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми стали его слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Не смотря на антиклерикальный настрой, он всё же учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым создание особой рациональной религии в качестве узды для народа.
Вольтер – сторонник рационалистической религии. Он признавал бога как некоторую первопричину мира (деизм) и считал, что это допущение не противоречит научной мысли, научному исследованию.
Под свободой Вольтер понимал также отсутствие всякого произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Вместе с тем это – свобода мысли, свобода печати, свобода совести.
В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека».
Частную собственность Вольтер считал необходимым условием благоустроенного общества. Только собственники, по Вольтеру, должны наделяться политическими правами. Вольтер высказывался за «свободу труда», под которой он подразумевает не что иное, как право продавать свой труд тому, кто больше за него предложит, то есть по сути дела свободу капиталистической эксплуатации.
Вольтер отражал позиции той части французской буржуазии, которая не претендовала на власть, а выдвигала лишь требования о реформах и гарантиях, готовая ограничиться программой «просвещённого» абсолютизма. Идеалом этих кругов была конституционная монархия, но они согласны были примириться с сохранением абсолютизма, требуя только, чтобы были устранены произвол королевской администрации и всевластие феодальной церкви, проведены реформы, которые расчистили бы почву для капиталистического развития.
Вольтер – сторонник «просвещённого» абсолютизма. Он считал, что «просвещённый» король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную программу реформ. «Самое счастливое время, когда государь – философ». Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещённому» монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих поданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Нельзя не видеть, однако, симпатий Вольтера к английскому государственному строю, к конституционной монархии, которой, по мысли Вольтера, «просвещённый» абсолютизм должен был в результате реформ, без революции, уступить место.
Однако, первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя.
Готовый мириться с монархией, если она будет «просвещённой» монархией, «просвещённым» абсолютизмом, Вольтер в своей политической программе считал главным реформы, которые были бы направлены на устранение основных феодальных институтов.
Прежде всего он требовал уничтожения привилегий духовенства, упразднения тех особых судов, которые свирепствовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния с передачей её органам государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалование, превращение духовных в государственных чиновников.
Вольтер предлагал отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить бесчисленные таможни, расположенные внутри Франции, на границах крупных феодальных владений. Он требовал единого права вместо бесчисленных кутюмов, то есть систем местного права, различных в каждой провинции.
Вольтер отстаивал принцип соразмерности преступлений и наказаний. Выступая против чрезмерно суровых наказаний, он возмущался их бессмысленной жестокостью и решительно осуждал смертную казнь. Вместе с тем он указывал на необходимость принятия мер для предупреждения преступления. С огромной силой он выступал против продиктованных фанатизмом и суевериями преследований людей за богохульство, кощунство, колдовство, за несогласие с догматами веры. С негодованием говорит он о массовых истреблениях «еретиков», совершённых католической церковью.
Вольтер стоял также за реформу уголовного судопроизводства, высказываясь за отмену системы формальных доказательств и за широкое допущение защиты в процессе. Вольтер требовал реформировать юстицию, в частности отменить существующую в его время продажу судебных и иных должностей, которые составляли наследственное достояние частных лиц. Он добивался уничтожения инквизиции и пыток, которые продолжали ещё применяться во Франции.
Вольтер гневно бичевал бесчеловечные истребления мирного населения, нередко предпринимавшиеся тиранами в различные эпохи истории. Он видел в них «заговоры тиранов против народов». Вольтер был противником войн и надеялся, что они будут редким исключением, когда каждому станет ясно, что даже самые удачные войны могут приносить выгоды только небольшому числу лиц, и когда начавший войну из побуждений честолюбия будет рассматриваться как враг народов. Он клеймит позором безжалостное истребление европейцами туземцев в захваченных ими землях Нового Света.
Вольтер был убеждён в том, что политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. О массах он говорил свысока, обнаруживая полное неверие в силы и способности народа. Активность масс пугала Вольтера: «Когда чернь примется рассуждать, всё погибло».
Вольтер не хотел революционного переворота и все свои надежды возлагал на реформы сверху. Он не верил в быстрый и резкий поворот к лучшему и не считал возможным коренное улучшение общественных отношений в близком будущем.
Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально – политическими и правовыми принципами являлась свобода, собственность, законность, гуманность.
Основой справедливого общества Вольтер считал равенство, собственность и свободу. Осуждая социальное неравенство феодального общества, он опирался на идею о том, что люди от природы равны. Но равенство в учении Вольтера не распространяется на собственность: «…невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: богатых, которые повелевают, и бедных, которые им служат».
Под свободой Вольтер подразумевал личную свободу (рабство противно природе), свободу слова и печати, свободу совести и свободу труда. Те, кто не обладает собственностью, «будут свободны продавать свой труд тому, кто лучше заплатит. Эта свобода заменит им собственность». Вольтер был сторонником концепции «просвещенного абсолютизма», согласно которой прогрессивные реформы — введение «естественных» законов — может осуществить монарх, проникшийся идеями философии Просвещения. После посещения Англии Вольтера начала привлекать концепция «конституционной монархии», «где государь всемогущ, если хочет творить добро, но руки которого связаны, если он замышляет зло».
Семейная жизнь
Музой и возлюбленной писателя являлась маркиза Эмили дю Шатле, которая страстно обожала физику и математику. Девушка даже переводила труды Ньютона в 1746 г. Она была замужней, однако по ее мнению, любые обязанности перед мужчиной нужно выполнять лишь после рождения ребенка. Потому девушка, соблюдая рамки приличия, заводила мимолетные романы с учеными и философами.
С писателем она подружилась в 1733 г., а в 1735 г. скрыла от тюремного заключения. Она спрятала его в замке мужа, где Вольтер провел 16 лет, приезжая туда из путешествий.
Девушка привила писателю любовь к уравнениям и формулам, потому они вместе часто решали различные задачи. В 1749 г. дю Шатле скончалась после родов, и Вольтер, который утратил любовь, погрузился в депрессию.
Между прочим, не многие знают, что писатель являлся миллионером. В юности он познакомился с банкирами, которые научили его правильно инвестировать деньги. Став богатым к 35-ти годам он вкладывал свои капиталы в снаряжение французских войск, приобретал произведения искусства, а в его имении в Швейцарии был гончарный цех.
Так же есть и иные интересные факты:
В последние годы жизни писатель был на пики популярности, каждый просвещенный человек считал долгом побывать в швейцарском поместье Вольтера. Философ прятался от французского правительства, но через уговоры вернулся в Париж, где и скончался 30 мая 1778 г. Останки автора похоронены в Пантеоне.
Критика религии и церкви
Вольтер показал, какое страшное зло принес людям религиозный фанатизм: преследования «язычников», еретиков, истребление туземцев, крестовые походы, инквизиция. История религии, писал он, «непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничеств, насилий и убийств» доказывает, что злоупотребление не является случайным, а «относится к самому существу дела», поэтому необходимо совместными усилиями «раздавить гадину!».
Но обличение Вольтером религиозного фанатизма неотделимо от утверждения принципа свободы вероисповедания. Важнейшую задачу философии он видел в борьбе за преодоление национальной вражды, людей разных вероисповеданий призывал к братскому единению, самым большим злом считал войну.
Европейская деятельность
В 1745 году Вольтер получил назначение на должность придворного поэта, в следующем году его избрали членом французской академии наук, а также почётным членом Петербургской академии наук.
Но натянутые отношения с Людовиком ХV, а также уход из жизни любимой Эмилии послужили поводом для того, чтобы Вольтер согласился на предложение прусского короля Фридриха II и уехал в Берлин.
За три года с прусским королём у поэта произошёл разлад из-за своего острого языка и финансовых махинаций. Вольтер уехал, на этот раз в Швейцарию. На границе женевского кантона он заимел два поместья – одно арендовал, второе купил. Здесь он занялся обширной перепиской и приёмом гостей со всех уголков Европы. Среди тех, с кем он переписывался, помимо прусского короля Фридриха II были:
С 1750 по 1760 годы Вольтер очень много трудился, результатом его плодотворной работы стали философские повести:
К этому времени заметно прибавлялось состояние Вольтера, он получил наследство отца, гонорары за свои изданные философские труды. Надо отметить, что философ не чурался и финансовых спекуляций. Так что к 1776 году его состояние насчитывало 200 тысяч ливров, и он вошёл в число богатейших людей Франции. Вольтер завёл себе несколько довольно прибыльных предприятий, аристократы занимали у философа деньги, а он мог теперь думать и говорить всё, что захочет.
Деизм
Но Вольтер выступал также и против атеизма: «Атеизм и фанатизм – это два чудовища, которые могут пожрать общество». По своему мировоззрению Вольтер был деистом. Деизм – переходная стадия от теологии к атеизму. Именно по этому пути пойдут последователи Вольтера – философы-материалисты. Уже Вольтер отстаивал материалистические идеи, отрицая как врожденные идеи, так и бессмертие души. Сознание он считал функцией тела, правда, дарованной ему богом.
Каковы причины деизма Вольтера? Первая причина — теоретическая. Будучи последователем философии Д.Локка, Вольтер подверг критике метафизику – философию, понимаемую как умозрительное постижение первоначал бытия. Сам же он считал, что «все знания даются нам только опытом». Философы в понимании мира должны опираться на достижения наук, прежде всего естествознания. Законы же природы, как считал Вольтер, вслед за Ньютоном, постоянны. Вселенная возникла сразу в том виде, в каком существует сейчас, благодаря деятельности «высшего Разума», «высшего Математика (Геометра)», «высшего Механика», то есть Бога.
Вторая причина деизма Вольтера – этическая. «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». «В интересах всего человечества, чтобы существовал бог, который карал бы то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие ». Это необходимо как для представителей социальных низов, от которых надо защищать частную собственность, так и представителей власти, ибо «атеизм – весьма опасное чудище, когда оно находится в тех, кто стоит у власти». Под естественной религией Вольтер понимал «принципы морали, общие для всего человечества». Атеистами же он называл безнравственных людей, поэтому в их число попали и папы римские, творившие злодеяния.
Вольтер (Voltaire).
Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif
, 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.
Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.
Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество. Критика религии Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.
Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма — Каласа и Сервета) против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной «терпимости» (tolérence) — термин, означавший в 18 в., презрение к христианству и безудержнyю рекламу антикатолицизма — и как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»). Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом.
В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:
В этом недостойном образе я не признаю Бога, которого я должен чтить… Я не христианин…
Критика атеизма. Деизм Вольтера Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; критике атеизма Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»).
«Но в 60-70-х гг. Вольтер проникается скептическими настроениями»:
Но где находится вечный геометр? В одном месте или повсюду, не занимая пространства? Я ничего не знаю об этом. Устроил ли он мир из своей субстанции? Я ничего не знаю об этом. Является ли неопределенным, не характеризуемым ни количеством, ни качеством? Я ничего не знаю об этом.
«Вольтер отходит от позиции креационизма, говорит, что „природа вечна“». «Современники Вольтера рассказывали об одном эпизоде. Когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он попросил сперва плотно закрыть дверь и затем сказал: „Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания“».
В «Назидательных проповедях», а также в философских повестях неоднократно встречается и аргумент «полезности», то есть такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления.
Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и сколь мы заинтересованы в том, чтобы она была запечатлена во всех сердцах.
Принципы эти необходимы для сохранения людского рода. Лишите людей представления о карающем и вознаграждающем Боге — и вот Сулла и Марий с наслажденьем купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери.
Отрицая средневековый церковно-монашеский аскетизм во имя права человека на счастье, которое коренится в разумном эгоизме («Discours sur l’homme»), долгое время разделяя оптимизм английской буржуазии XVIII века, преобразовавшей мир по своему образу и подобию и утверждавшей устами поэта Поупа: «Whatever is, is right» («все хорошо, что есть»), Вольтер после землетрясения в Лиссабоне, разрушившего треть города, несколько снизил свой оптимизм, заявляя в поэме о лиссабонской катастрофе: «сейчас не всё хорошо, но всё будет хорошо». Социально-философские взгляды По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.
Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство — великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».
Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.
В своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», — рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» (фр. hommes du commun
), ибо это значило «обесценить трагедию» (avilir le cothurne).
Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV, которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение — «Siècle de Louis XIV».
Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778 года, Вольтер вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции — «Девять сестёр». При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время — американский посол во Франции).
Социальная природа человека и мораль
«Инстинкт человека, укрепленный разумом, влечет его к обществу так же, как к еде и питью». Портит человека не общество, а, наоборот, «удаление от общества». Единственную меру нравственности Вольтер видел не в личном самоусовершенствовании в угоду богу, а в той пользе, которую может приносить человек обществу своей деятельностью.
Вольтер сначала был последователем «теории оптимизма» Лейбница — «все благо». Но после лиссабонского землетрясения в 1755 году, приведшему к огромному количеству жертв, он усомнился в лейбницевой теодицее. Всемогущество бога имеет пределы. Он не смог так устроить мир, чтобы в нем не было зла. Задача человека своим трудом улучшить этот мир, «…надо возделывать свой сад».
Вольтер завоевал исключительный авторитет «некоронованного короля» формировавшегося в эпоху Просвещения общественного мнения. Он, по словам Белинского, «орудием насмешки потушил в Европе костры фанатизма и невежества». История подтвердила многие идеи философа. Победа капитализма, и связанный с ней научно-технический прогресс вывел людей за пределы национальной ограниченности и создал условия для объединения человечества. Но борьба против социального и национального неравенства, религиозной нетерпимости и угрозы войны по-прежнему актуальна. В наше время все чаще звучит призыв решать конфликты мирными способами, за столом переговоров. Все большую необходимость обретает просветительская борьба за повышение духовной культуры, ведущей людей к пониманию, а значит, к прекращению вражды.
Кратко о биографии
Один звездочет предсказал Вольтеру, что он умрет в 33 года. Однако у великого философа получилось обмануть судьбу, он остался жив из-за несостоявшейся дуэли. Вольтер — это человек, который уехал в Англию поэтом, а вернулся мудрецом, он сделал огромный вклад в особую форму мировоззрения. Мыслителю в полной мере благоволили величайшие правители:
Аруэ Франсуа-Мари (Вольтер это псевдоним) был рожден 21 ноября 1694 г. в Париже. Его мать, Мари Маргерит Домар, умерла, когда юноше исполнилось 7 лет. Потому будущий философ воспитывался отцом Франсуа Аруэ, который работал чиновником.
Взаимоотношения маленького Аруэ с родителем было напряженным, потому, повзрослев, Франсуа объявил себя незаконнорожденным сыном шевалье де Рошбрюна — бедного мушкетера и писателя. Родной отец отдал своего ребенка в иезуитский коллеж, сегодня он называется лицей Людовика Великого.
Здесь юноша учился «латыни и разным глупостям», хоть мальчик и получил отличное литературное образование, но навсегда возненавидел фанатичных отцов-иезуитов, ставивших религиозные правила выше жизни человека.
Отец хотел, чтобы Вольтер был нотариусом, потому он быстро пристроил сына в адвокатскую компанию. Через время юноша осознал, что правоведение не его стезя. Ему надоело заполнять разные юридические бумаги и писать доклады, чтобы разбавить скуку, он начал сочинять сатирические произведения.