волшебный фонарь что это такое
Фантасмагория и оптические призраки
Парижский шарлатан Поль Филидор и физик Этьен-Гаспар Робер представили миру волшебный фонарь ― устройство, которое познакомило людей с первыми в истории хоррорами ещё до появления такого понятия и даже кинематографа. Самиздат копнул в историю оптического устройства и разобрался, кто завёз его в Россию и к чему это привело.
На рубеже XVIII и XIX столетий жители Парижа неоднократно наблюдали на улицах скелетов, демонов, привидений ― иногда с лицами уже покойных деятелей недавней Французской революции. Другие очевидцы вспоминали о куда более трогательных моментах: например, о явлении призрака молодой девушки своему ещё живому возлюбленному. В действительности все эти привидения были продуктом воспалённой фантазии, безудержной изобретательности и умелого обращения с оптикой отдельно взятых парижан.
При помощи особого проекционного устройства — волшебного фонаря, отдаленно напоминающего современный мультимедиа-проектор, — «призраки» выводились на невидимый для зрителей экран. Когда поставленный на деревянные колёсики фонарь резко отъезжал назад, изображение так же резко увеличивалось — и не посвящённым в чудеса механики и оптики казалось, что призраки на них буквально бросаются.
В начале XIX века эти и другие подобные трюки смогли увидеть в России: их создатель — физик бельгийского происхождения Этьен-Гаспар Робер, позже известный как профессор Робертсон, и весь коллектив оптических привидений впоследствии перебрались в Петербург.
Оптическое устройство, которое использовал Робертсон, ― это простой проекционный аппарат. Он появился в середине XVII века и состоял из источника света ― свечи или лампады, объектива и слайдов — рисунков на слюдяных пластинах, стекле или полупрозрачной бумаге.
Одним из претендентов на звание изобретателя волшебного фонаря был немецкий иезуит Атанасиус Кирхер, который с его помощью демонстрировал прихожанам «ужасы преисподней». В XVIII веке технологию взяли на вооружение разъезжие шарлатаны, выдававшие себя за чародеев, способных взаимодействовать с потусторонним миром, и таким образом вымогавшие деньги у непросвещённой публики. Наконец, в конце того же столетия проекционный аппарат лёг в основу нового представления.
Начиная с 1792 года некто Поль Филидор устраивал в Париже демонстрации «оптических призраков», которые он называл фантасмагориями. Своё название спектакли получили благодаря использованию в них готической образности и не вполне ясной зрителю природе оптической иллюзии. В ходе представлений антрепренёр с помощью волшебного фонаря проецировал на плоскую поверхность портреты Робеспьера, Дантона или Марата. С началом Эпохи Террора Филидор покинул Францию и отправился в Лондон, где продолжил выступать уже под именем де Филипсталь.
Освободившуюся нишу поспешил занять профессор Робертсон. Чтобы «отделить» свои сеансы от показываемых прежде фантасмагорий Филипсталя (phantasmagorie), он называл их fantasmagorie, а своё устройство ― fantascope.
Фантаскоп в отличие от волшебного фонаря скрывался от зрителей за экраном, на который проецировалось изображение. Экран, то есть отрез светлой материи, иногда пропитывался воском «для прозрачности». Иногда проекция выводилась на клубы дыма — и тем более напоминала «настоящее» привидение.
Волшебный фонарь был оснащён особыми слайдами с непрозрачным чёрным фоном. Именно это отличие от обычного фонаря позволяло скрывать истинную природу изображений, которые он проецировал. Явление призраков сопровождалось довольно жуткими звуковыми эффектами: выкриками, раскатами грома, игрой на хрустальной гармонике, запрещённой в некоторых странах, — считалось, что от её странных звуков люди сходили с ума. Да и сама заброшенная часовня капуцинского монастыря, в которой проходили сеансы, настраивала собравшихся на нужный лад.
Несмотря на популярность фантасмагорических представлений у парижской публики, успех Робертсона был омрачён «делом о фантасмагории». Всё началось, когда один из его ассистентов попытался присвоить изобретение фантаскопа себе. Хотя профессору удалось отстоять своё первенство, в процессе судебных разбирательств многие из его профессиональных секретов стали достоянием общественности. Потому он решил оставить Париж и отправился в Санкт-Петербург, куда его уже давно зазывали.
Робертсон уехал в Россию по приглашению Императорской академии наук, где в это время обсуждали возможное использование воздушных шаров для изучения состава атмосферы. Антрепренёр интересовал членов академии как воздухоплаватель и счастливый обладатель воздушного шара ― его он приобрёл на доходы от парижских фантасмагорий. Помимо шара, однако, профессор взял с собой в Россию физический кабинет, фантаскоп и свою беременную спутницу жизни.
По прибытии в Петербург осенью 1803 года профессор объявил о наборе на свой курс увеселительной физики, где обещал показывать «весьма любопытные оптические опыты» и «опыты соединения огня с водою». Однако высокая цена подписки отпугнула публику, даже несмотря на возможность «бесплатно привести с собой даму». Тем, кто не был готов покупать абонемент на пять лекций, антрепренёр предлагал посмотреть хотя бы «опыт невидимой женщины». На сеансах выяснялось, что зрители будут наблюдать пустой стеклянный шар, из которого доносится женский голос, описывающий всё, что происходит вокруг, и отвечающий на вопросы зрителей.
В петербургском репертуаре Робертсона была и фантасмагория: сеансы проходили несколько раз в неделю по вечерам в специально отведённой для этого зале в его доме на Невском проспекте. В Петербурге, а затем и в Москве он демонстрировал оптических призраков Адмирала Нельсона и окровавленной монахини Агнес, героинь готического романа М. Г. Льюиса «Монах» (1796) и «явления… какие имели место у древних и какие воображают себе ныне Иллюминаты».
Перебравшись в 1805 году в Москву, Робертсон столкнулся с непредвиденными сложностями. По его воспоминаниям, суеверные москвичи поначалу отказывались иметь с ним дело, опасаясь связываться с нечистыми силами, из-за чего он даже не смог снять жильё и был вынужден его покупать.
Основную публику первых представлений профессора в Москве составляли «mougiks», то есть слуги и крепостные, поскольку более высокопоставленные особы решались посетить представление лишь после того, как прислуга возвращалась оттуда живой. Не исключено, что подобные легенды придумывал в том числе и сам Робертсон для поддержания образа.
Со временем в его репертуаре появились и специфические русские сюжеты. Например, однажды он решил доставить удовольствие русской публике, продемонстрировав фигуру Александра I. К несчастью для француза, император носил тёмно-зелёный мундир, в то время как краска такого оттенка, нанесённая на стекло, очень плохо пропускала свет. Профессор не растерялся и решил поправить ситуацию, переодев императора в более актуальные оттенки. Исходя из практических соображений, он выбрал алый — самый «светящийся» цвет в его арсенале. К несчастью, бдительные столичные полицейские решили, что антрепренёр решил посмеяться над императором, выставив его якобинцем, разодетым в карманьолу и красный колпак.
«Только Сибирь могла искупить моё преступление! — восклицал потом Робертсон. — Именно это, по крайней мере, обещал мне городской губернатор в случае повторного проступка…»
На первый же раз дело ограничилось тем, что стражи порядка закрыли оптический кабинет на несколько дней и потребовали от его содержателя список всех привидений, которых он демонстрировал публике.
Несмотря на инцидент, через некоторое время Александр I и сам заинтересовался фантасмагорией и даже пригласил Робертсона дать несколько представлений в эрмитажной библиотеке. В числе преданных поклонниц антрепренёра была также императрица Мария Фёдоровна (в мемуарах просто La Fedorowna), а среди своих подражателей он называл графа А. Г. Бобринского, внебрачного сына императрицы Екатерины II и Г. Г. Орлова, который запомнился профессору своим назойливым желанием выведать его профессиональные секреты.
Всего Робертсон провёл в России почти шесть лет и уехал только осенью 1809 года. После указа от 28 ноября 1806 года «О высылке из России всех подданных французских» он принял российское гражданство. Антрепренёр женился на своей возлюбленной, которая за проведённые на русской земле шесть лет родила ему троих детей. Их младшего сына назвали Дмитрием, впоследствии он приезжал в Россию с обновлённой программой фантасмагории.
После окончательного отъезда из страны теперь уже большого семейства «придворного фонарщика» фантасмагорические сеансы продолжили показывать его подражатели ― первые из них появились в Петербурге уже в 1805 году. Несмотря на весьма специфическое применение, педагоги осознали образовательный потенциал волшебного фонаря.
Объяснение механизма фантаскопа вошло в программу популярных образовательных курсов для юношества, которые проводились в Петербурге с конца 1810-х годов физиком Антоном Росписи. В «Плане учения», составленном В. А. Жуковским в 1826 году для цесаревича, будущего императора Александра II, в программе для второго класса упоминается «соединение самых игр с некоторою учебною целию», с пояснением: «Волшебный фонарь. Фантасмагория. Косморама».
Ближе к середине XIX века просветителям удалось переместить внимание с устройства фантаскопа на производимые им изображения, сделав их пригодными для объяснения физики и других дисциплин. Хотя от готической образности пришлось отказаться совсем, фантаскопы и фантасмагорические слайды приспособили для объяснения астрономических явлений.
Сперва организация подобных мероприятий была частной инициативой, однако после начала правления Александра II волшебный фонарь был осознан в качестве инструмента просвещения широких масс. Его широко использовали на «народных чтениях» ― это распространённая форма внеклассного обучения в царской России. В XX веке устройство превратилось в диапроектор, который некоторые из нас ещё застали, а тот, в свою очередь, приблизил нас к появлению современных мультимедиа-проекторов, которые мы теперь используем, как правило, не опасаясь столкнуться с «вооружёнными скелетами».
Волшебные фонари, фантаскопы и более современные проекционные аппараты, например полиораму или проекционный микроскоп, стали использовать в научно-популярных лекциях подобно тому, как сегодня мы используем современные проекторы ― в университетских аудиториях или конференц-залах.
Волшебный фонарь
«Волше́бный фона́рь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.
Содержание
Конструкция [править]
Прототип Кирхера, 1671 г.
Волшебный фонарь является проекционным аппаратом и состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом, в корпусе размещён источник света: в XVII в. — свеча или лампада, позднее — электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света может быть усилен с помощью рефлектора (а позднее — и с помощью линзы). Часто снабжён кожухом для обеспечения циркуляции воздуха. Оптический принцип ранних волшебных фонарей идентичен принципу камеры-обскуры, позднее в них стали применять линзы и объективы, по мере изобретения последних. Таким образом, волшебный фонарь является прототипом большинства современных проекционных оптических устройств — диапроектора, эпидиаскопа, фотоувеличителя, кинопроектора и др..
История [править]
Изобретение «волшебного фонаря» принадлежит, вероятно, голландскому учёному Христиану Гюйгенсу; датский математикThomas Walgensten впервые ввёл в обиход термин Laterna magica и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы.
Изначально волшебный фонарь служил для развлечения принцев и дворян. Однако вскоре он стал очень популярен среди простого населения. [1]
Слишком большая популярность волшебного фонаря сделала его посмешищем в глазах многих людей. Теперь его показывают на улицах и развлекают им детей и народ.
В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей. Образы проецировались на клубы дыма, стены или экраны и имели небольшой формат, из-за слабых источников света. Часто демонстраторы использовали так называемые «оптические ящики» на колесах. Их стены были сделаны из прозрачной материи на которой и показывали картинки.
Скрывая фонарь и проецируя образы на клубы дыма, демонстраторы добивались эффекта присутствия в затемнёном зале светящихся фантасмагорий (от греч. φάντασμα — призрак и ἀγορεύω — публично выступаю, [2] ), что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса». Этому способствовало использование волшебных фонарей иезуитами в религиозных целях, показывая верующим ужасы преисподней.
Ришле «Философский словарь» (1719 год) [1] :
Маленькая машина, которая показывает в темноте на белой стене различные призраки и страшные чудовища; таким образом, тот, кто не знает секрета, думает, что это делается с помощью магического искусства.
В конце XVIII века фонарь стал использоваться в более научных целях.
В 1779 году Жан-Поль Марат в своих выступлениях использовал «солнечный микроскоп» — вариант волшебного фонаря, который позволял проецировать предметы в цвете и движении. [1]
В 1838 году большой популярностью в Англии пользовалось представление оптика Солея, тестя Дюбоска и иезуитского аббата Муаньо, которое состояло в проецировании изображений, объясняющих основные оптические явления. Представление проводилось с одобрения Доминика Франсуа Араго и Жана Батиста Дюма. [1]
В 1848 году, в Англии, Клерк с помощью волшебного фонаря иллюстрировал свой курс лекций в Политехническом институте. [1]
В 1864 году некоторые курсы в Сорбонне сопровождались проекциями. [1]
«Волшебный фонарь» в разрезе
Изобретение и развитие фотографии способствовало появлению и массовому производству пластин с фотографическими изображениями, частично вытеснив таким образом рисованые сюжеты. С появлением кинематографа волшебный фонарь утратил своё значение, положив начало всей проекционной технике. Волшебные фонари сохранялись лишь в мюзик-холлах как аттракционы омбраманов или теневиков. Известный в Европе теневик и фокусник Трюи, был личным другом Антуана Люмьера.Диапроектор — наиболее близок по принципу работы и по конструктивному решению к волшебному фонарю. [1]
Этьен Гаспар Робертсон и «фантаскоп» [править]
Изначально Робертсон демонстрировал свои фантасмагории на улице Прованс, потом около площади Вандом в старом монастыре. [1]
Зрители поднимались в часовню, служившую зрительным залом, по таинственным коридорам и монастырским развалинам. Дверь, покрытая иероглифами, вела в мрачное помещение, обитое чёрным. Помещение слабо освещалось надгробной лампадой. [1]
Робертсон с помощью волшебного фонаря имитировал вызывание призраков, показывал политические пьесы.
Газета «Эспри де Луа» о представлениях Робертсона [1] :
Робертсон выливает на горящую жаровню два стакана крови, бутылку серной кислоты, двенадцать капель азотной кислоты и туда же швыряет два экземпляра «Журналь дез ом либр». Тут же мало-помалу начинает вырисовываться маленький мертвенно-бледный призрак в красном колпаке, вооружённый кинжалом. Это призрак Марата; он ужасающе гримасничает и исчезает.
Со своими представлениями Робертсон побывал в Санкт-Петербурге.
Демонстрации и тематика [править]
Демонстрации обычно проводились на ярмарках, выставках, в театрах варьете, так же могли проводиться в церквях. Сеанс длился до 2 часов и часто сопровождался музыкой, рассказами и чтением. Массовое производство пластин с изображениями привело к стандартизации последних. К пластинам прилагались тексты, тематика была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, превратив тем самым волшебный фонарь в средство массовой информации.
Репертуар волшебных фонарей накануне изобретения кинематографа был сложен и разнообразен. Наряду с многочисленными общеобразовательными сериями, предметными уроками, историческими картинами показывали шуточные представления, в большинстве своем навеянные сказками или «Нарсери Раймз» (детскими стишками). [1]
В Англии для волшебного фонаря были адаптированы «Робинзон Крузо», все произведения Шекспира, все произведения Вальтера Скотта. [1]
В Америке выпускались иллюстрации к религиозным гимнам, которые проецировались на стенах церквей.
Сеансы волшебного фонаря сопровождались, как правило, пением и музыкой или комментировались лектором либо рассказчиком.
Текстом фокусника Альбера к постановке «Собака, прыгающая через обруч» [1] :
Чтобы полностью удовлетворить вас, мы пошли на любые затраты, и нам удалось пригласить самого знаменитого клоуна из Зимнего цирка с его ученой собакой Мюнито-вторым. Эта необыкновенная собака прыгает через обтянутый бумагой обруч, который держит её хозяин. Вперед, господин Мюнито-второй, прыгайте. (Здесь надлежит нажать кнопку для показа диапозитива с прыжком собаки.)Она прыгнула. Замечательно, скажете вы, но что тут особенного? Правильно… Однако обратите внимание — собака с таким же успехом прыгает задом наперед и при таком прыжке восстанавливает в обруче разорванную бумагу. Раз, два, три! Смотрите, она колеблется! Черт возьми! Ей нелегко это дается. Прыгай же! Три! (Здесь кнопка нажимается для показа диапозитива в обратном направлении.) Прыжок состоялся, обруч вновь затянут бумагой.
Изображения [править]
Размещались на стеклянной основе, ручным или печатным образом. Поздние фотографические изображения были колорированы. Среди последних в XIX в. был распространён жанр Life Model Slides — отснятые в студиях с участием актёров иллюстрированые рассказы на определённую тематику.
Форматы пластин варьировались в зависимости от области применения.
Волшебный фонарь
«Волше́бный фона́рь» (лат. Laterna magica ; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.
Содержание
Конструкция
Волшебный фонарь является проекционным аппаратом и состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом, в корпусе размещён источник света: в XVII в. — свеча или лампада, позднее — электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света может быть усилен с помощью рефлектора (а позднее — и с помощью линзы). Часто снабжён кожухом для обеспечения циркуляции воздуха. Оптический принцип ранних волшебных фонарей идентичен принципу камеры-обскуры, позднее в них стали применять линзы и объективы, по мере изобретения последних. Таким образом, волшебный фонарь является прототипом большинства современных проекционных оптических устройств — диапроектора, эпидиаскопа, фотоувеличителя, кинопроектора и др..
История
Изобретение «волшебного фонаря» принадлежит, вероятно, голландскому учёному Христиану Гюйгенсу; датский математик Thomas Walgensten впервые ввёл в обиход термин Laterna magica и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы.
Изначально волшебный фонарь служил для развлечения принцев и дворян. Однако вскоре он стал очень популярен среди простого населения. [1]
Слишком большая популярность волшебного фонаря сделала его посмешищем в глазах многих людей. Теперь его показывают на улицах и развлекают им детей и народ.
В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей. Образы проецировались на клубы дыма, стены или экраны и имели небольшой формат, из-за слабых источников света. Часто демонстраторы использовали так называемые «оптические ящики» на колесах. Их стены были сделаны из прозрачной материи на которой и показывали картинки.
Скрывая фонарь и проецируя образы на клубы дыма, демонстраторы добивались эффекта присутствия в затемнёном зале светящихся фантасмагорий (от греч. φάντασμα — призрак и ἀγορεύω — публично выступаю, [2] ), что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса». Этому способствовало использование волшебных фонарей иезуитами в религиозных целях, показывая верующим ужасы преисподней.
Ришле «Философский словарь» (1719 год) [1] :
В конце XVIII века фонарь стал использоваться в более научных целях.
В 1779 году Жан-Поль Марат в своих выступлениях использовал «солнечный микроскоп» — вариант волшебного фонаря, который позволял проецировать предметы в цвете и движении. [1]
В 1838 году большой популярностью в Англии пользовалось представление оптика Солея, тестя Дюбоска и иезуитского аббата Муаньо, которое состояло в проецировании изображений, объясняющих основные оптические явления. Представление проводилось с одобрения Доминика Франсуа Араго и Жана Батиста Дюма. [1]
В 1848 году, в Англии, Клерк с помощью волшебного фонаря иллюстрировал свой курс лекций в Политехническом институте. [1]
В 1864 году некоторые курсы в Сорбонне сопровождались проекциями. [1]
Изобретение и развитие фотографии способствовало появлению и массовому производству пластин с фотографическими изображениями, частично вытеснив таким образом рисованые сюжеты. С появлением кинематографа волшебный фонарь утратил своё значение, положив начало всей проекционной технике. Волшебные фонари сохранялись лишь в мюзик-холлах как аттракционы омбраманов или теневиков. Известный в Европе теневик и фокусник Трюи, был личным другом Антуана Люмьера. Диапроектор — наиболее близок по принципу работы и по конструктивному решению к волшебному фонарю. [1]
Этьен Гаспар Робертсон и «фантаскоп»
Изначально Робертсон демонстрировал свои фантасмагории на улице Прованс, потом около площади Вандом в старом монастыре. [1]
Зрители поднимались в часовню, служившую зрительным залом, по таинственным коридорам и монастырским развалинам. Дверь, покрытая иероглифами, вела в мрачное помещение, обитое чёрным. Помещение слабо освещалось надгробной лампадой. [1]
Робертсон с помощью волшебного фонаря имитировал вызывание призраков, показывал политические пьесы.
Газета «Эспри де Луа» о представлениях Робертсона [1] :
Со своими представлениями Робертсон побывал в Санкт-Петербурге.
Демонстрации и тематика
Демонстрации обычно проводились на ярмарках, выставках, в театрах варьете, так же могли проводиться в церквях. Сеанс длился до 2 часов и часто сопровождался музыкой, рассказами и чтением. Массовое производство пластин с изображениями привело к стандартизации последних. К пластинам прилагались тексты, тематика была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, превратив тем самым волшебный фонарь в средство массовой информации.
Репертуар волшебных фонарей накануне изобретения кинематографа был сложен и разнообразен. Наряду с многочисленными общеобразовательными сериями, предметными уроками, историческими картинами показывали шуточные представления, в большинстве своем навеянные сказками или «Нарсери Раймз» (детскими стишками). [1]
В Англии для волшебного фонаря были адаптированы «Робинзон Крузо», все произведения Шекспира, все произведения Вальтера Скотта. [1]
В Америке выпускались иллюстрации к религиозным гимнам, которые проецировались на стенах церквей.
Сеансы волшебного фонаря сопровождались, как правило, пением и музыкой или комментировались лектором либо рассказчиком.
Текстом фокусника Альбера к постановке «Собака, прыгающая через обруч» [1] :
Она прыгнула. Замечательно, скажете вы, но что тут особенного? Правильно… Однако обратите внимание — собака с таким же успехом прыгает задом наперед и при таком прыжке восстанавливает в обруче разорванную бумагу. Раз, два, три! Смотрите, она колеблется! Черт возьми! Ей нелегко это дается. Прыгай же! Три! (Здесь кнопка нажимается для показа диапозитива в обратном направлении.) Прыжок состоялся, обруч вновь затянут бумагой.
Изображения
Размещались на стеклянной основе, ручным или печатным образом. Поздние фотографические изображения были колорированы. Среди последних в XIX в. был распространён жанр Life Model Slides — отснятые в студиях с участием актёров иллюстрированые рассказы на определённую тематику.
Форматы пластин варьировались в зависимости от области применения.
Интересные факты
В кинематографе
Примечания
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Волшебный фонарь» в других словарях:
ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ — (проекционный фонарь, проектор), оптическое устройство для проектирования изображения на экран хорошо отражающую свет поверхность. Эти предшественники кинематографа известны по крайней мере 18 века. С их помощью устраивались домашние спектакли,… … Энциклопедия кино
волшебный фонарь — проекционный фонарь, проектор Словарь русских синонимов. волшебный фонарь сущ., кол во синонимов: 5 • проектор (24) • … Словарь синонимов
Волшебный фонарь — ВОЛШЕБНЫЙ, ая, ое; бен, бна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Волшебный фонарь — ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ. 1. Устар. Аппарат, служащий для показа на экране в увеличенном виде изображений, сделанных на стекле. Здешняя (Ялтинская) комиссия по устройству пушкинского праздника решила между прочим устроить 26 мая чтение для народа с… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Волшебный фонарь (проектор) — «Волшебный фонарь» «Волшебный фонарь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII XX вв., XIX в. в повсеместном обиходе. Является… … Википедия
Волшебный фонарь (значения) — Волшебный фонарь Волшебный фонарь аппарат для проекции изображений. Является значимым этапом в истории развития кинематографа. «Волшебный фонарь» альманах, издававшийся в России в начале XIX столетия. «Волшебный фонарь» сборник стихов М.И.… … Википедия
Волшебный фонарь (фильм, 1976) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волшебный фонарь (значения). Волшебный фонарь Жанр музыкальный, фильм спектакль Режиссёр Евгений Гинзбург Автор сценария Борис Пургали … Википедия
Волшебный фонарь (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волшебный фонарь (значения). Волшебный фонарь La lanterne magique Жанр фэнтези комедия Режиссёр Жорж Мельес … Википедия
Волшебный Фонарь петербургские журналы — 1) ⌠ Волшебный фонарь■, или Зрелище с. петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистьй в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Волшебный Фонарь, петербургские журналы — 1) Волшебный фонарь, или зрелище с. петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистьй в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона