винительный падеж это что
Винительный падеж имён существительных
Винительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? или что?
Выясним, что такое винительный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры существительных в форме винительного падежа.
Что такое винительный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое винительный падеж существительных, вспомним некоторые важные моменты об этой части речи.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Её постоянным признаком является категория рода (мужского, женского или среднего), в соответствии с которой и характерными падежными окончаниями большинство имен существительных распределяют по трём основным типам склонения.
ОпределениеСклонение — это изменение существительного по падежам в форме единственного и множественного числа.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. В системе склонения существительных выделяют один прямой падеж, который называется именительным, и пять косвенных падежей.
Рассмотрим один из косвенных падежей. Винительный падеж существительного выражает синтаксическую зависимость слова этой части от глагола или другого существительного.
Чтобы образовать винительный падеж существительных, воспользуемся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.
Важно!Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?
Значения винительного падежа
Винительный падеж существительных выражает объектные и обстоятельственные значения:
1. обозначает объект, на который направлено действие
2. обозначает направление
3. выражает время действия
Окончания винительного падежа существительных
В зависимости от категории одушевленности и неодушевленности существительного и его принадлежности к определённому склонению в форме винительного падежа слова имеют характерные окончания.
1 склонение
Существительные первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -у/-ю в форме единственного числа:
В форме множественного числа окончания винительного и родительного падежа совпадают у одушевленных существительных, у неодушевленных — винительного и именительного падежа:
2 склонение
Существительные единственного числа среднего рода имеют окончание -о/-е, в форме множественного числа — соответственно -ых или -а/-я:
3 склонение
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые существительные имеют следующие окончания:
Предлоги винительного падежа
Винительный падеж существительных образуется как без предлогов, так и с предлогами. Для форм винительного падежа характерны непроизводные предлоги в (во), за, на, по, под, про, через.
Винительному падежу свойственны производные предлоги сквозь, спустя, включая, несмотря на.
Как определить винительный падеж существительного?
Винительный падеж существительного можно определить по заданному вопросу и по характерному окончанию. К тому же при совпадении формы именительного и винительного падежа у неодушевленных существительных обращаем внимание на наличие предлога. Прямой падеж не имеет предлога.
Существительное в форме именительного падежа является подлежащим, а форма винительного падежа принадлежит второстепенному члену предложения — дополнению или обстоятельству.
Сравним:
Невозможно смотреть на солнце широко открытыми глазами (в.п.)
Чтобы не перепутать винительный и родительный падеж одушевлённых существительных мужского рода, воспользуемся методом подстановки. Вместо существительного мужского рода подставляем одушевлённое существительное женского рода единственного числа, формы которого в винительном и родительном падеже отличаются окончаниями.
Видеоурок
Винительный падеж
Чтобы всегда знать правильные окончания слов, необходимо выучить все 6 падежей русского языка. Один из них — это винительный, который очень легко большинство людей путает с родительным и просто забывает, на какие вопросы тот или иной падеж отвечает. Изучая эту тему, следует делать максимальный упор на предлоги или вспомогательные слова. Тогда запомнить правило окажется намного легче.
Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? что?», является косвенным и выражает определённое значение, то есть объект происходящего. Он обозначает переход конкретного действия на предмет, связь с наречием и временным отрезком. Предлоги винительного падежа бывают следующими: в, про, через, на, за.
Многие школьники и люди, которые изучают русский язык, интересуются, как отличить винительный падеж от родительного. На самом деле всё довольно просто: достаточно применить вспомогательные слова. Разница между ними довольно существенная. При определении родительного падежа обычно используется частица «нет» и, соответственно, вопросы на одушевлённое и неодушевлённое «кого? чего?». А чтобы убедиться, что существительное находится в винительном, следует применить глагол «вижу» и вопросы «кого? что?».
Например, в предложениях «книги на полке нет» и «кота на полке нет» в подлежащих будет использован родительный падеж. Нет книги, нет кота — эти существительные отвечают на вопросы «нет кого? нет чего?». А вот в предложениях «я не вижу на шкафу кота», «я не вижу на шкафу мячик» существительные стоят в винительном. Проверить это можно достаточно легко самостоятельно, отличия сразу же будут видны.
Примеры глагольных сочетаний в винительном падеже: ждать поезд, ждать ответ, заплатить за Витю, посадить саженец, родить котёнка, выпить отвар, уважать старшего, слышать песню, ненавидеть врага, укоротить жизнь, двигать диван, чувствовать любовь, пересыпать муку, ставить мебель, выращивать сад, скопировать папку, любить мужа, создавать уют, строить дом, разорить землю, разрушить крепость, нести ответственность.
Склонение существительных
Как известно, все существительные, прилагательные и числительные в русском языке делятся на три рода. Их окончания меняются в зависимости от падежа. В винительном их легко запомнить:
Однако существует несколько исключений. Первое из них: слова в женском роде, которые заканчиваются на мягкий знак, не будут менять своё окончание. Вижу (кого?) мать, это (кто?) мать. В мужском роде одушевлённые существительные, окончания которых «а» или «я» изменяются так же, как и в женском. Например: это (кто?) папа. Я вижу (кого?) папу.
Некоторые жители морского мира или животные, такие как «краб», относятся и к одушевлённым, и к неодушевлённым. Всё зависит от конкретного предложения и само́й ситуации. Если в значении продукта питания, тогда это предмет. А в предложении «дети нашли большого краба» слово обозначает живое существо.
Практика и закрепление материала
В классе учитель обычно даёт множественные задания, чтобы проверить знания учеников по теме и немного попрактиковаться на письме. Но квалифицированные филологи придумали несколько интересных упражнений и для домашнего обучения.
Приведение слова в необходимую форму
Чтобы выполнить эту задачу, необходимо правильно раскрыть скобки:
Рассказ о любимой картине
Это упражнение будет очень полезно как и детям, так и взрослым. Его суть заключается в том, чтобы рассказать как можно больше о своей любимой картине. Начинать свою историю следует с названия предмета искусства. Далее, всё варьируется в зависимости от содержания картины. Вот пример одного из рассказов:
«На моей стене висит прекрасная копия картины Боттичелли „Весна“. Я вижу роскошный апельсиновый сад с интересными персонажами. На ней изображены божества и единственный ангелок, летающий над ними. Посередине расположена прекрасная Венера, которая олицетворяет любовь и природу. Она является центром картины, её главенство подчёркнуто с помощью главного атрибута — листьев мирта.
А также я замечаю мелкие детали, такие как детализация нарядов героев, их мимика и яркие апельсины на деревьях. Все персонажи будто бы парят над землёй, что показывает их божественное происхождение.»
Польза от этого упражнения не ограничивается повторением изучаемого падежа. Это ещё и хорошая психологическая тренировка, которая направлена на развитие креативного мышления и распознавание мельчайших деталей. А также, описывая картину, можно развивать свой словарный запас, иногда заглядывая в словарь, чтобы посмотреть значение нарисованных предметов.
Тест по пройденной теме
Каждый школьник всегда сталкивается с контрольными работами по родному языку. Чаще всего они вовсе не сложные и можно ограничиться лишь поверхностными знаниями. Но тест по лингвистике значительно отличается. Он направлен выявлять главные пробелы в знаниях, что значительно облегчит дальнейшую учёбу.
На какие вопросы отвечает винительный падеж:
В каком роде слова, оканчивающиеся на мягкий знак, не будут изменять своей формы:
В каком из словосочетаний существительное поставлено в изучаемый падеж:
Какое существительное в этом предложении стоит в нужном падеже «Маша досмотрела дополнительную серию фильма и порекомендовала его подруге»:
В каком из предложных предложений нет существительного в рассматриваемом падеже:
Если ученик ответил на всё вопросы правильно, то тогда он точно знает тему на твёрдую 5. В случае когда появились какие-либо загвоздки, то это верный признак того, что необходимо ещё детальнее изучить правило и немного попрактиковаться.
Иногда бывает так, что новую орфограмму оказывается очень сложно запомнить. В такие моменты необходимо спланировать порядок своих занятий и работы над ошибками. При грамотной организации своего времени выучить винительный падеж не составит труда. Важно никогда не отчаиваться и всегда быть готовым «грызть гранит науки».
На какие вопросы отвечает винительный падеж
Винительный падеж используют в сочетаниях слов и предложениях только с глаголами либо с его формами, такими как причастие или деепричастие. А также винительный падеж отвечает на вопросы: «Что?» и «Кого?». Чаще всего он используется как выражение прямого объекта действия: пишу текст, играю в футбол, строю дом и подобные словосочетания. Подробнее о винительном падеже и его отличиях от родительного будет написано в этой статье.
Какие значения имеет винительный падеж
Такой падеж может обозначать абсолютно разные значения. Винительный:
Если вы запомните вопросы винительного падежа «Кого?» или «Что?», у вас не возникнет трудностей с его определением.
Какие окончания может иметь винительный падеж
По вопросам падежа можно определить окончание слова.
У винительного падежа бывают такие окончания:
Какие предлоги употребляются
Такая форма слова совмещается с множеством предлогов, сложных и простых. В том случае, если слово совмещается с такими предлогами как: с, на, за, в или под (простыми), то оно определяет какое-либо значение. Определение может быть по цели, причине, времени, свойству, состоянию и т.д. В совокупности с простым предлогом, такие слова могут иметь совсем другие значения: собирать ягоды, плыть по реке, играть в прятки и так далее, то есть иметь объективное значние. Также слово может нести в себе восполнение информации.
В случае полных предложений, в которых есть простые предлоги, словосочетания выступают совсем в другом значении. К примеру, словосочетание указывает на предикативное значение (награда за участие). А также может распространять предложение ( недалеко от дома — школа; летом наступают долгожданные каникулы.) Вместе с предлогами «под», «за» высказывается неточные факты (ей около двадцати, ему под тридцать).
Еще такие существительные сочетаются с составными предлогами (не обращая внимания на, спустя сутки).
Отличие винительного падежа от родительного
Для того чтобы не запутаться при определении падежа, необходимо понять, что для каждого варианта есть индивидуальный вопрос, который важно правильно задать.
Если задать ключевой вопрос и найти совпадающий вариант, то вы запросто определите, в родительном или винительном падеже слово. Слово в родительном падеже часто называет отношение предмета к чему-то, отношение между целыми и частями, описание объекта в сравнении с другим предметом, предмет, на который оказывают влияние и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «чего» и «кого». Выяснить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение довольно трудно, так есть множество нюансов и можно ошибиться.
В таких вариантах иногда совпадают даже концовки слов. Чаще всего можно ошибиться, если необходимо определить форму одушевленного имени существительного. В том случае, если с вопросом «кого» довольно сложно понять форму, то необходимо мысленно заменить одушевленное слово неодушевленным. Поставьте вопрос в винительной форме «вижу что?», а в родительной — «нет чего?». Если же существительное, форму которого необходимо выяснить, получится таким же, как и в именительном падеже, то это будет означать то, что оно стоит в винительном.
Следующий способ различия винительной и родительной формы. В том случае если вам необходимо определить форму падежа существительного неодушевленного, то поставьте необходимый вопрос, на который нужно ответить. Например: несу (что?) пакет, смотрю (на что?) на пакет. Во втором варианте слово находится в родительной падеже.
В том случае, если существиетльное одушевленное и стоит во множественном числе, то его необходимо мысленно изменить на любое неодушевленное, которое отвечает на вопрос «что?» (люблю лошадей — люблю (что?) одежду — винительный; люблю красоту лошадей — люблю красоту одежды — родительный).
Важно обратить внимание на то, что в русском языке присутствует множество слов, которые не склоняются ( пальто, метро и другие). Во всех вариантах они остаются неизменными.
Есть вероятность, что описанные выше способы не помогут. Необходимо всегда проверять падеж, задавая ключевой вопрос, чтобы избежать ошибок.
Видео
Из этого видео вы получите дополнительную информацию по теме «Винительный падеж имен существительных».
Винительный падеж существительных
Винительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? или что?
Выясним, что такое винительный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры существительных в форме винительного падежа.
Что такое винительный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое винительный падеж существительных, вспомним некоторые важные моменты об этой части речи.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Её постоянным признаком является категория рода (мужского, женского или среднего), в соответствии с которой и характерными падежными окончаниями большинство имен существительных распределяют по трём основным типам склонения.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. В системе склонения существительных выделяют один прямой падеж, который называется именительным, и пять косвенных падежей.
Рассмотрим один из косвенных падежей. Винительный падеж существительного выражает синтаксическую зависимость слова этой части от глагола или другого существительного.
Чтобы образовать винительный падеж существительных, воспользуемся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.
К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?
Значения винительного падежа
Винительный падеж существительных выражает объектные и обстоятельственные значения:
1. обозначает объект, на который направлено действие
2. обозначает направление
3. выражает время действия
Окончания винительного падежа существительных
В зависимости от категории одушевленности и неодушевленности существительного и его принадлежности к определённому склонению в форме винительного падежа слова имеют характерные окончания.
1 склонение
Существительные первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -у/-ю в форме единственного числа:
В форме множественного числа окончания винительного и родительного падежа совпадают у одушевленных существительных, у неодушевленных — винительного и именительного падежа:
2 склонение
Существительные единственного числа среднего рода имеют окончание -о/-е, в форме множественного числа — соответственно -ых или -а/-я:
3 склонение
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые существительные имеют следующие окончания:
Предлоги винительного падежа
Винительный падеж существительных образуется как без предлогов, так и с предлогами. Для форм винительного падежа характерны непроизводные предлоги в (во), за, на, по, под, про, через.
Винительному падежу свойственны производные предлоги сквозь, спустя, включая, несмотря на.
Как определить винительный падеж существительного?
Винительный падеж существительного можно определить по заданному вопросу и по характерному окончанию. К тому же при совпадении формы именительного и винительного падежа у неодушевленных существительных обращаем внимание на наличие предлога. Прямой падеж не имеет предлога.
Существительное в форме именительного падежа является подлежащим, а форма винительного падежа принадлежит второстепенному члену предложения — дополнению или обстоятельству.
Сравним:
Невозможно смотреть на солнце широко открытыми глазами (в.п.)
Чтобы не перепутать винительный и родительный падеж одушевлённых существительных мужского рода, воспользуемся методом подстановки. Вместо существительного мужского рода подставляем одушевлённое существительное женского рода единственного числа, формы которого в винительном и родительном падеже отличаются окончаниями.
Видеоурок
Падежи в русском языке
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое падежи в русском языке
Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.
Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.
6 падежей русского языка:
Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.
У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.
Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.
Таблица падежей русского языка с вопросами
Прилагательные, причастия, порядковые числительные
какой? какая? какое? какие?
какого? какой? какого? каких?
какому? какой? какому? каким?
какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)
скольких? (одуш) сколько? (неодуш)
каким? какой? каким? какими?
о каком? о какой? о каком? о каких?
Как правильно определить падеж:
гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);
бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);
сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);
обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);
наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);
рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).
Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!
Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!
От чего зависят падежные окончания:
от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;
от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.
Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.
Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий
Падеж
Падежные окончания
Имена прилагательные, причастия
ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее
нулевое, ы, и, а, я, ей
ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей
Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.
Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?
Примеры существительных в именительном падеже:
закончился (что?) шампунь.
Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может может быть:
Вода остыла. Пирог упал.
Главным членом односоставного номинативного предложения.
Вечер. Улица. Фонарь.
Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.
Зависимый именительный падеж может быть в роли:
Именной части составного именного сказуемого.
Приложения в значении добавочного сообщения.
Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.
Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?
Примеры существительных в родительном падеже:
чтение (чего?) романа.
В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.
торта;
шарфа;
возраста;
хлебца;
договора.
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:
Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.
Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.
Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).
Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:
Дополнение (Он устал от работы).
Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).
Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.
Дательный падеж может быть:
поименным (употребляться при существительных);
приглагольным (употребляться при глаголах).
Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?
Примеры существительных в дательном падеже:
позвонить (кому?) маме;
приблизиться (к чему?) к цели.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.
Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:
Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.
Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.
Определительное: памятник Пушкину, цена словам.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.
Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?
Примеры существительных в винительном падеже:
переписать (что?) диплом;
слушать (что?) музыку;
Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:
Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:
Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.
Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.
Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.
В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?
Примеры существительных в творительном падеже:
горжусь (чем?) победой;
наслаждаться (чем?) спектаклем;
быть (кем?) режиссером.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.
Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.
Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.
Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.
Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:
гулять под (под чем?) зонтом;
конфликт между (между кем?) братьями;
говорить с (с кем?) другом.
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Примеры имен существительных в предложном падеже:
говорить о (о чем?) планетах;
сидеть на (на чем?) стуле;
ехать в (в чем?) трамвае.
У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.
Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:
Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.
Определительное: небо в облаках, поле в цветах.
Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.