волонтеры дети что делают
Волонтерская деятельность для школьников. Зачем и где участвовать?
Кто такие волонтеры?
Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.
Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.
Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.
Почему люди становятся волонтерами?
Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.
Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.
Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.
Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.
Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.
Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.
Иллюстрация с заданием из пособия «Школа волонтёра. 5-7 классы»
Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?
Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.
Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.
Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтерством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.
Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.
Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?
Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.
Что можно рассказать ребенку о волонтерском движении
Что за волонтеры такие?
В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо, помог кому-то.
Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест – организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам.
Сейчас по всему миру насчитывается более 100 миллионов волонтеров. Фактически, конечно, больше – ведь есть такие, кто занимается волонтерством самостоятельно, воплощает собственные идеи. Еще немного статистики: каждый 2-й житель Норвегии, Люксембурга и Камеруна – волонтер, в России – каждый 10-й.
Кстати, в России волонтерство существует давно, только раньше оно называлось иначе: в рамках православной религии всегда приветствовалась помощь нуждающимся, в советское время (когда наша страна называлась СССР) волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы, участники обществ охраны природы.
Чем занимаются волонтеры
Совершать добрые и нужные поступки можно по-разному. Так и волонтерство бывает разное.
Спортивное или событийное
Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных праздников и событий.
Военно-патриотическое
Волонтеры сопровождают шествия «Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.
Культурное (культурно-просветительское)
Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством туристических и краеведческих маршрутов. Разновидность культурного волонтерства – арт-волонтерство, когда творческие люди делятся навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например, организуют обучение или проводят концерты.
Забота о животных
Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие виды и др.
Экологическое
Включает работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об окружающей территории, организацию субботников, раздельного сбора мусора и т.п.
Образовательное
Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные, по рисованию, английскому языку и другим полезным внешкольным предметам) для детей и взрослых.
Социальное
Это самый распространенный вид волонтерства. Сюда относится уход за престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах, пунктах помощи бездомным, ликвидация последствий стихийных бедствий (например, помощь пострадавшим от ураганов, землетрясений, наводнений).
Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть такое, в котором участвуют пожилые люди.
Зачем становиться волонтером
Есть много причин стать волонтером, и у большинства людей причины разные, например:
Для людей старшего возраста волонтерство – это возможность и способ делиться опытом, передавать свои знания и умения.
Как стать волонтером
Выбирая направление волонтерства, важно помнить: делай то, что нравится – иначе результата не будет.
Сначала необходимо узнать как можно больше о вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию можно найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также сайт Добровольцы России. В крупных городах организованы занятия для будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров.
Важные качества волонтеров
Каждый человек может стать волонтером – вне зависимости от пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде важно выработать такие качества характера, как:
А что дети?
В последнее время все активнее развивается Российское движение школьников, которое в том числе занимается волонтерством. Дети сажают деревья, помогают пожилым людям, участвуют в субботниках, мастерят скворечники.
Даже если ребенок еще не ходит в школу, он может стать волонтером: поучаствовать в благотворительном концерте или экологическом субботнике. И конечно, ребенку по силам стать «помощником волонтера» – мамы или папы.
Консультация для воспитателей «Дети – волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей
« Дети – волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания дошкольников »
Подготовил: воспитатель Почанина Е.А.
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?
А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?
Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?
Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Слово » Волонтер» иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А мы, в нашем детском саду, стали использовать это движение несколько лет, но традиция помогать ближним существует уже много лет.
Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.
Главная задача запуска детского волонтерства заключается в мотивации детей на волонтерскую деятельность, организации команды. Проводятся беседы, например: «Что значит добрый человек?», «Почему добро побеждает зло?», «Кто такие волонтеры?», «Как стать волонтерами для малышей», показ мультфильмов, чтение книг, слушание песен, проведение с детьми игр о доброте. Выяснение чем любят заниматься дети, чему могут научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, надо сформировать команду.
Создание волонтёрского отряда можно начать с создания эмблемы, например: много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстука, всё это мотивирует к призыву «Хочу помочь!», символизирует суть волонтёрского движения.
Совместно с воспитателем дети волонтеры разрабатывают правила команды:
-Приходя в группу поздоровайся с взрослыми и малышами.
-Доведи дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.
Обязательным условием волонтерства является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. На языке детей «Дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учат малышей навыкам самообслуживания, оказывают помощь при одевании на прогулку, играют с малышами в группе и на улице. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, совместная продуктивная деятельность, совместные настольные, сюжетно — ролевые игры.
Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях: «Игрушка для малышей», «Знаем, помним и чтим», «Собака-друг человека», «Дорога памяти» и др., устраивать « Дни помощи».
Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.
Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать
в детском сердце, и это не произойдет в один день,
а надо иметь терпение и мудрость,
чтобы различать, когда и какое слово сказать,
на что обратить внимание и,
самое главное, как самим себя вести,
чтобы показывать достойный пример детям.
Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, пенсионеров.
Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.
Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как » Посади свое дерево», » Сбереги елочку», » Мусор Земле не к лицу», «Добрая зима для птиц», «Украсим участок цветами» развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней.
В этом году мы тоже приняли участие в похожей акции. Совместно с родителями собрали гостинцы, нарисовали рисунки, написали письмо и отправили их.
Каков положительный эффект от волонтерства?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Мама, папа, я волонтер»: зачем современные дети становятся добровольцами
Считается, что в России детское волонтерское движение основывалось на опыте советских молодежных организаций, однако это утверждение требует доказательств. Корреспондент «Года волонтера» спросила нынешних детей-добровольцев и их родителей, где граница между добрыми делами и эксплуатацией детского труда и как сейчас можно привлечь подрастающее поколение к волонтерству.
Меня не остановить
Алена Медведева из Братска руководит волонтерскими школьными отрядами с третьего класса. Сейчас девочке 13 лет, и она уже активист, участник Российского движения школьников (РДШ), а также научилась играть на трех инструментах.
На вопрос, как она все успевает, Алена отвечает, что совмещать все дела очень легко.
В свои 13 лет Алену можно назвать гуру тайм-менеджмента: она умеет расставлять приоритеты, сортировать задачи по уровню сложности и вообще обладает навыками, которые некоторым 13-летним недоступны.
Конечно, бывает тяжело, но трудности закаляют! Может быть неделя, когда все расписано по минуте, в такие моменты не до сна. Но это значит, что следующая будет гораздо легче и будет много времени, чтобы придумать что-то новое!» — говорит она.
Волонтерство для Алены — это «целая жизнь, наполненная своими яркими красками и эмоциями», а РДШ — возможность проявить себя.
Алена настроена на добрые дела очень серьезно. В этом январе она вместе с другими ребятами-волонтерами собиралась организовать проект по сбору отработанных батареек, и даже 30-градусный братский мороз их не остановил.
«Мы очень сильно тогда замерзли, но не зря! Теперь в школах и магазинах нашего города стоят ящики, а нам удалось спасти несколько сотен ежиков, — с восторгом рассказывает девочка. — Содержащиеся в батарейках вещества очень токсичны. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами почти 20 квадратных метров земли — в лесу такую площадь могут занимать два дерева, два крота, один ежик и несколько тысяч дождевых червей».
Кажется, что в 13 лет у ребенка вообще нет свободного времени. Но, по словам Алены, ее родители положительно относятся к волонтерской прыти дочери.
Они знают: если я решила что-то делать, то меня не остановить», — скромно заверяет волонтер со стажем.
В волонтеры я б пошла, но мама не велела
Елена Иванова, мать уже взрослой дочери-волонтера, в отличие от родителей Алены, придерживается осторожной позиции по поводу добровольчества и называет эту деятельность «использованием забесплатно».
Вместо того чтобы еще один язык учить (пригодится) или деньги зарабатывать, она тратит время на ерунду. Кто-то пиарится за ее счет, а она бесплатно работает!» — сетует Елена.
С такой же осторожностью Елена относится и к мероприятиям молодежных движений.
«Вы знали, что там мальчики и девочки в одной палатке живут? Вообще неизвестно, чем они на этих «молодежных форумах» занимаются», — поделилась переживаниями мать волонтера.
Возмущение нашей героини можно принять за излишние волнение и заботу. Но Елена непоколебима, и ей приходится ставить дочери ультиматум: сначала получи диплом, выйди на работу и замуж, а потом волонтерствуй на здоровье.
Замруководителя дирекции «Года волонтера», директор Росдетцентра, ответственный секретарь координационного совета РДШ Алиса Крюкова считает, что волонтерство среди детей — это совсем не эксплуатация труда, а воспитательный элемент.
Интересное — детям
РДШ, представители которого находятся во всех 85 регионах страны, по словам Крюковой, к каждому школьнику находит индивидуальный подход.
Мы придумываем проекты, интересные в первую очередь самим детям. Над ними работают не взрослые, а старшие школьники», — говорит она.
На российских слетах РДШ собираются дети из разных регионов. Там проходят форсайт-сессии, на которых организаторы вместе с детьми ищут те форматы добровольческой деятельности, которые им интересны.
Как отмечает Алиса Крюкова, дети любят помогать животным в зоопарках, биологических центрах, также им нравится общаться с больными детьми и сиротами.
«Недавно мы проводили всероссийскую акцию «Школьный пленэр», в ходе которой ребята отправляли свои рисунки больным детям, приносили им книги с пожеланиями», — рассказала она.
По словам эксперта, детям ближе игровые форматы волонтерства, а вот субботники они не воспринимают как добровольческую деятельность. Но тут можно придумать и организовать экологический отряд, тематические проекты, например сегодня убираем побережье Байкала, завтра — лесопарковую зону.
Большую роль в реализации волонтерских проектов РДШ возлагает на плечи родителей. Единственная сложность при этом, по словам ответственного секретаря координационного совета РДШ, — научить родителей слушать детей и делать так, как хочется именно детям.
Взрослые чаще всего хотят делать по-своему, говорить детям, чем заниматься. Это непонимание между поколениями. Если мы научимся слушать друг друга, то все будет хорошо. Добровольчество должно быть добровольным», — уверена Крюкова.
Помимо РДШ в России активно развивается другое движение для детей — всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». Надежда Ершова, председатель этой организации, руководитель детского крыла Российского союза спасателей, считает, что родителям не стоит волноваться за своих детей, если те хотят приносить пользу обществу. По системе «Школы безопасности» занимается свыше 165 тысяч детей и подростков от 8 до 18 лет включительно.
Ершова с гордостью рассказала о двух подопечных школы, которые год назад спасли жизнь женщине у станции метро «Планерная» в Москве: в течение нескольких минут они нормализовали состояние пострадавшей и вызвали скорую. Этот случай, по словам эксперта, показывает, что ребята правильно обучены оказанию первой помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях.
«Школа безопасности» объединяет разные направления: «Юный пожарный», «Юный спасатель», «Юный водник». Россоюзспас проводит обучающие мероприятия, конкурсы, соревнования. Формы работы движения очень разные — это и кружки, и секции, и пиар-акции.
Как отмечает Надежда Ершова, не всем в движении обязательно быть спасателями. Ребенок может научиться оказанию первой помощи, что полезно и для спасения собственной жизни при чрезвычайных ситуациях. Сейчас в организации работают с любой категорией детей.
Волонтерство — это серьезная и тяжелая работа
Ирина Барыбина, мама 6-летней Дианы и 8-летнего Марка, поддерживает добровольчество и убеждена, что дети должны заниматься тем, чем хотят. Но в масштабах одной семьи — перевести бабушку через дорогу, накормить бездомного котенка.
«Любая твоя деятельность требует больших затрат энергии, и ты должен получить эту энергию обратно. Для меня все эти организации, массовые сборы, толпы людей с горящими глазами — помешательство. Принимать решения за своих детей я не могу, я могу только объяснить, что к чему», — говорит она.
У волонтеров для добрых дел должна быть серьезная мотивация, считает Ирина. Для некоторых это энергетическая подпитка, особенно для пожилых людей, они получают общение, знакомства. Для подрастающего поколения волонтерство — это тяжело, так как на них сваливается огромная нагрузка еще и в виде учебы и взросления.
Алиса Крюкова считает вознаграждения, то есть то, что может получить ребенок за добровольческую деятельность, дискуссионной темой.
Это искажение понятия «добровольчество», так как мотивом для волонтерства считается только желание помогать. Хотя сейчас во многих вузах при поступлении за добровольчество и общественную деятельность начисляются дополнительные баллы. Ребята получают вознаграждение и в виде различных навыков — коммуникационных, организаторских. Действует система грантов для молодых людей от 14 лет на реализацию своих инициатив».
Также, как отмечает Алиса, ребята, вышедшие из добровольческих отрядов РДШ, теперь учатся в вузах и занимают позиции руководителей молодежных объединений.
Среди таких ребят — Александр Глуховской из станицы Кавказской Краснодарского края.
Сейчас Саше 16 лет, и в этом году он уже пять лет как помогает волонтером.
«Я начинал в доме творчества, в районной организации содружества волонтеров Кавказского района Краснодарского края. Вместе с волонтерами нашей станицы мы организовывали мероприятия, помогали детям-инвалидам, сиротам, ветеранам. Приходили по праздникам, беседовали, помогали сделать что-то во дворе», — рассказывает он.
Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников
Людмила Сучкова
Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
— Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.
На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить воспитанникам возможность проявить себя как творческим личностям.
В своей работе с детьми и родителями группы на протяжении нескольких лет мы изготавливали игрушки, подарки детям в «Норильский детский дом» и детям инвалидам передавая их на Рождественские праздники называя это акцией «Добрых дел». В2017-2018 учебном году решили создать в нашей группе волонтерское движение под названием «Радужные волонтеры».
Актуальность: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том,что оно приведет:
— к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству.
При взаимодействии с родителями (законными представителями) я использую различные формы работы,такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп; взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп. И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей).
В нашей группе взаимодействие с семьями давно уже стала традиционным направлением. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют разнообразную деятельность детей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское движение – это нечто особенное.
Родители–волонтеры- это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств. И передо мной в данном направлении возникла задача подобрать и разработать методические рекомендации (буклеты)по готовности меняться самих родителей: «Правила общения с детьми», «Секреты любви и взаимодействия» (тайные мечты каждого ребенка, «4 правила для родителей, которые помогают детям добиваться успеха», «Четыре основных причин серьезных нарушений поведения детей», и т. п., и наработать опыт работы с родителями, которым не безразлично будущее детей, которые могут сопровождать ребёнка, чтобы он чувствовал комфорт и поддержку.
Перед нами стала проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для решения данной проблемы мы разработали проект,поставив перед собой цель: создать в группе волонтерское движения «Радужные волонтеры» объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Чтобы достичь этой цели мы поставили определенные задачи:
1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
2. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников группы «Радуга»
3. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;
5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
6. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в группе и распространить опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях города.
Участники нашего проекта стали дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
«Мы как радуги цвета неразлучны никогда –
Если трудно всем поможем, не откажем вам друзья»
Посоветовавшись с родителями воспитанников, о внедрении, волонтерского движения в нашей группе, был составлен перспективный план работы. Решив использовать такую технологию, родители предложили подготовить символические знаки отличия, так у нашего движения появился флаг и значки, которые изготовили родители своими руками. Изучили много различной литературы, обсуждали темы за круглым столом.
Дети нашей группы знакомились с «Правилами поведения в детском саду»., обмениваясь знаниями, полученными ранее и разработанными самими в виде схем-знаков, между собой, тем самым напомнили себе и другим все правила группы и в целом в детском саду.
Введение детского волонтерства произошло на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Мной проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей«. Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерской деятельности.Совместно с воспитанниками разработали правила:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи начатое дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.
Волонтерское движение дети приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 7-8 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Так начался наш основной практический этап движения.
Использовали в своей работе эффективную и результативную форму работы с воспитанниками «Дети для детей». Она вселяет в них уверенность в том, что если старшие дети это могут, то у меня тоже получиться не хуже, а может и лучше. Дети – волонтеры не только давали новые знания малышам. Но и развивали свои навыки.
Мы организовывали для малышей представления «Цирк ШЕПЕТО», показывали театрализованные представления, по мотивам сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». Дети делились своими талантами, радуя сверстников сказочным представлением «Рождественская сказка» И в тоже время, развивали свои умения и приобретали новые. Ребята стали увереннее.
Обязательным условием этого этапа является обсуждение волонтерской деятельности организуя «Рефлексивный круг», в группе после посещения малышей. Дети рассуждали по поводу своих удач и промахов, таким образом, развивая умение оценивать свои действия, тем самым повышая свою самооценку.
Из всех детей нашей группы, в которой организована команда волонтеров, 70% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.
Заключительный этап является анализом результатов организованной деятельности.
Педагогическая технология «Дети волонтеры»помогла нам решить следующие задачи:
• развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
• развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
• создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя. Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.
От взаимодействия с младшими детьми получены положительные эффекты:
• дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
• дети младшего возраста стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов «Почему?», «Зачем?», «Где?».
• дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
• многие воспитанники стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• воспитатель поощрял попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы.
Межгрупповое взаимодействие по наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаю, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Считаю, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Закончить хочется словами Д. С.Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»».
Клубный час, или Технологии эффективной социализации детей младшего дошкольного возраста «…Неправильность в организации жизни детей в детском саду рождает в ответ детскую агрессивность и инфантилизм. Дети хотят играть, а их.
Интерактивная игра как средство социализации дошкольников Как известно, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования оптимизировали качественные изменения в образовательном.
Использование технологий эффективной социализации как средство повышения качества дошкольного образования Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную.
Модель эффективной социализации в образовательном пространстве детского сада на основе социального конструктивизма В основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования находится принцип социального конструктивизма Л. С. Выготского. Согласно.
Народная сказка как средство социализации дошкольников Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение.
Проект «Я тоже доброволец». Волонтерство как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания Проект #ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ /волонтерская деятельность, как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.
Проект «Внедрение инновационных технологий эффективной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» города Чебоксары ПРОЕКТ «Внедрение инновационных технологий.
Спортивный час. Современные технологии эффективной социализации ребенка Дошкольное детсво охватывает период жизни от рождения до семи лет. Этот возрост наиболее благоприятным периодам для всестороннего развития.
Технологии эффективной социализации в ДОУ Согласно социологическим исследованиям дошкольной сферы всего 20 % детей интересуются и любят организованные занятия, остальные приходят.
Волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников «Тот, кто ничего не делает для других –ничего не делает для себя» Гете Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного.