воксал у достоевского что это
Значение слова «воксал»
вокса́л
1. устар. здание на загородном гулянье, для увеселения ◆ Трудно даже и сказать, почему это; видно, уже народ такой, только и удаются те совещания, которые составляются для того, чтобы помутить или пообедать, как-то: клубы и всякие воксалы на немецкую ногу. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. ◆ — А то вы, пожалуй, их в воксал, на рулетку, поведёте. Ф. М. Достоевский, «Игрок», 1866 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: внутриядерный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «воксал»
Предложения со словом «воксал»
Цитаты из русской классики со словом «воксал»
Понятия со словом «воксал»
Отправить комментарий
Предложения со словом «воксал»
Катальные горки, беседки, павильоны (в их числе – самый великолепный – Львиный), увеселительный воксал в мавританском стиле – огромную ротонду с полосатым золотисто-голубым куполом.
Дамы приносят в воксал чулки и тому подобные предметы рукоделия.
В этот вечер многочисленная дрезденская публика была привлечена в воксал новым, совершенно новым предметом.
Синонимы к слову «воксал»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
В воксале
Воксал — слово, заимствованное из английского языка. В первоначальном значении — «большой зал, дом, куда собираются люди для разного рода публичного препровождения времени». Это — некая рекреация, где в определенное время можно обнаружить скопление народа.
На начальные станции дорог также съезжается много людей. В старину отъезд путешественника представлял для него и близких весьма знаменательное событие. Проводы проходили торжественно, с оркестрами, с цветами-нарядами, слезами в глазах и белыми платочками в руках. Потому места дорожных встреч-разлук нарекли тоже «вокзалами».
В Москве старомодных крупных истинных «воксалов» — специальных увеселительно-развлекательных мест было два: Нижегородский и в Петровском парке.
О первом (по времени возникновения его в Москве, вернее, в ближнем ее пригороде) и пойдет рассказ. К сожалению, в истории остались очень скудные сведения о нем. Наверное, по той причине, что он сгорел в пожаре 1812 года. Многие архивные документы в те годы также либо поглотил огонь, либо они были уничтожены или вывезены неприятелем.
Московский Нижегородский воксал (не следует его путать с начальной станцией Московско-Нижегородской железной дороги, которая значительно позднее была построена совсем рядом) находился вблизи Рогожской заставы Камер-Коллежского вала. На карте его координаты можно было бы обозначить кварталом между Большим Воксальным переулком (переименованным в Большой Факельный), Большим Рогожским переулком и улицей Хива (была так названа по местному кабаку «Хива», сейчас это Добровольческая улица), чуть севернее Семеновской улицы (ныне — Таганская).
Около воксала, этого специального загородного дома, почти сразу по открытии здесь театра, возникли небольшие дачные домики, которые разделялись несколькими Воксальными переулками. При воксале был разбит широкий регулярный сад.
Воксал состоял из большого здания со многими подсобными строениями: кухнями, подвалами, приспешными, прочими сооружениями. В главном зале располагался значительных размеров зал для публичного собрания благородных посетителей и для танцев. (Здесь надо отметить, что воксалы были рассчитаны исключительно на светскую публику.) Для балов, концертов и театральных представлений назначались собрания два раза в неделю: по средам и воскресеньям. За вход платили 1 рубль, а с ужином — 5 рублей.
Воксал был торжественно открыт летом 1782 года. Его содержал небезызвестный англичанин Медокс.[7] Видимо, именно им в наш речевой обиход и было пренесено английское слово «воксал». Самого же Медокса москвичи по-русски окрестили именем «Михаил Егорович» и в XIX веке называли к тому же «спекулятором XVIII века».
Московские Большой театр и воксал у Рогожской заставы создавались практически одновременно двумя активными деятелями.
17 марта 1776 года князь П. В. Урусов получил разрешение на строительство в Москве нового театра. А через несколько месяцев (31 августа того же года) в Полицмейстерской канцелярии между князем Урусовым и господином М. Е. Медоксом был утвержден совместный деловой контракт.
По этому контракту на месте с домом и землей гвардии ротмистра князя Лобанова-Ростовского (находившемся во 2-й части на Петровской улице в приходе церкви Всемилостливого Спаса, что в Копье) предполагалось строительство Петровского театра. 1 декабря 1776 года та же канцелярия уже дозволяла создание этого сооружения.
Из исторического сообщения: «Они вместе (Урусов и Медокс. — Т. Б.) устроили воксал в доме графа Строгонова, потом нашли удобное для нового каменного театра место» — можно судить о том, что «устройство воксала» предшествовало открытию Большого театра. Оно явилось как бы пробным опытом к большой перспективной работе. Это же подтверждает и газетное донесение: «Между тем как кн. Урусов и Медокс строили воксал и готовили материалы для постройки нового театра, дом, в котором проходили регулярные представления, в феврале 1780 года сгорел. В огне пропали мебель, гардероб, декорации приблизительно на 40 тысяч рублей».
Уточню, какой дом здесь упомянут.
По указанию тогдашнего градоначальника графа П. С. Салтыкова, театральные представления в течение пяти лет (до того пожара) показывались в наемном доме на Знаменке генерал-поручика графа Романа Илларионовича Воронцова. Графу было заплачено за сгоревший его дом 15,5 тыс. рублей, а общий убыток вместе с оплатой за простой актеров составил около 80 тыс.
Конечно, может возникнуть вопрос о том, почему театр-воксал для публики оказался в доме графа Александра Сергеевича Строгонова. Видимо, то, что многие члены графской семьи подолгу жили за границей, явилось удачным поводом для аренды или продажи их семейной недвижимости.
Кустарный музей в Леонтьевском переулке
При организации двух значимых театральных заведений князь Урусов и Медокс переживали убытки, прибыль, размолвки, разные непростые ситуации в своих взаимоотношениях. И случилось так, что 31 марта 1780 года князь, потеряв в деле приличные деньги, уступил Медоксу за 28,5 тыс. рублей свою привилегию (то есть долю по контракту) «со всеми правами и обязанностями, со всеми принадлежностями к театру, изготовленными на их общий счет, со своей половиною как в Воксальном строении, так и во всех материалах, для нового театра».
Таким образом, англичанин Медокс стал единственным содержателем и строителем в Москве Петровского театра и воксала.
Зоологический музей на Большой Никитской
Прошло чуть более двух лет, и театр-воксал у Рогожской заставы начал принимать «многочисленную утонченную аристократическую публику». Рассказывали, что гостей приезжало очень много — до 5 тысяч человек. А пока шли представления и балы, кареты посетителей стояли как вблизи воксала, так и на значительном от него расстоянии — за заставой.
Хозяева развлекали прогуливавшихся гостей, как могли: в воксальном саду часто выпускались большие легкие надувные шары и сжигались яркие фейерверки. Шары, по отзывам прессы, были очень эффектны. Если запуск происходил в темный вечер, то они летели «с огоньками». Правда, это было очень опасно. Запомнился один из подобных полетов тех времен.
Однажды полетевший на освещенном шаре (правда, не из воксального сада, а с Крутиц) путешественник чуть заживо не сгорел. Ему повезло, что он, обгоревший, приземлился-приводнился в Царицыне. Спасшийся от огня прямиком угодил в местный пруд, а там (вот напасть!), запутавшись в тросах шара, едва не утонул. Однако все как-то благополучно обошлось…
В воксале любили посудачить на разные лады. Так, однажды, после Шведской войны (еще при Екатерине II), сюда должен был приехать пленный шведский адмирал. Женщины говорили, что он был «очень представительный мужчина». Посему эти галантные дамы на балу вовсю без стеснения строили ему глазки: очень хотели либо взять его в плен своими чарами, либо «отбыть наказание вместе с ним в одном плену и под общим конвоем». Шутить тогда умели. По этому случаю какой-то наблюдатель воксальных сцен написал такие стихи:
Умы дамски помутились,
У них головы вскружились,
Как узнали, что в Воксал
Будет шведский адмирал.
Имена адмирала и автора четверостишья до наших дней не сохранились… так же как и сам воксал. После наполеоновского ухода из Москвы местность воксала была отдана рогожским ямщикам, которые понастроили здесь себе дома с разными служебными пристройками и палисадниками.
Большой театр, в отличие от своего забытого старшего брата у Рогожской, и поныне продолжает развлекать широкую публику, имея всемирную славу.
В память о том детище господина Медокса у Камер-Коллежского вала его слово «вокзал» закрепилось на всех русских картах и в обыкновенной русской речи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Достоевский на исчезнувшем вокзале
С 1870 по 1969 год в городе Зарайске существовал железнодорожный вокзал, на который прибывали пассажирские поезда. Сейчас по ветке Луховицы-Зарайск ходят лишь грузовые составы. В 2017 году на бывшей станции установили памятный знак в честь 140-летия прибытия на нее Федора Михайловича Достоевского. В конце жизни писатель ехал через Зарайск в имение Даровое посетить места своего детства и поклониться могиле отца.
Бывший вокзал Зарайска
Железнодорожный вокзал в городе Зарайске не действует с 1969 года. От его построек остались платформа, старая водонапорная башня и два кирпичных здания. На вокзальном доме отвалились почти все буквы из названия станции «Зарайск»: не тронутой осталась только последняя буква «К». Рядом с бывшей станцией стоит дореволюционный корпус прядильно-ткацкой фабрики «Красный Восток». В начале XX века это производство создали швейцарцы, а после 1917 года фабрику национализировали.
Железная дорога из Москвы в Рязань начала строиться в 1862 году. Первый участок открыли между Москвой и станцией Голутвин в Коломне. Прокладку пути вело Общество Московско-Рязанской железной дороги, акционерами которого состояли Павел Григорьевич фон Дервиз и Карл Федорович фон Мекк. Главной целью промышленников было грузовое движение, поэтому первое время пассажирские вагоны ходили из Коломны в Москву только раз в день. Однако скоро акционеры поняли, что перевозка пассажиров выгодна не меньше грузов, и количество поездов увеличилось.
Следующий участок железной дороги провели от Коломны до Рязани. Он прошел в 26 верстах севернее Зарайска через Луховицы. В 1870 году от Луховиц построили отдельную ветку до Зарайска. На линии было несколько остановок: 8 километр, Сарыбьево, Мельгуново, Прудки, но никаких следов от них не осталось. В 1871 году такое же ответвление в 21 версту провели от станции Воскресенское к Егорьевску, а в 1893 году от станции Голутвин к Озерам. В отличие от Зарайска, ветки до Егорьевска и Озер действуют и сегодня: там осталось регулярное пассажирское движение.
Поездка Достоевского в Зарайск летом 1877 года
Знак в память о приезде на станцию писателя Федора Михайловича Достоевского напоминает гранитное надгробие. Это событие произошло 20 июля (1 августа по новому стилю) 1877 года. Достоевский ехал из Москвы через Зарайск в имение родителей Даровое, которое располагалось в 10 верстах от города. Усадьба со скромным домиком, где писатель проводил летние месяцы в детстве, на тот момент принадлежала сестре Достоевского Вере Михайловне. В Даровом Достоевский до этих пор не появлялся около сорока лет. Во время поездки писатель работал над последним романом «Братья Карамазовы».
На поезде Достоевский ехал в родное село впервые. В 1830-х годах, когда писатель был ребенком, в России еще не существовало железных дорог. Семья Достоевских ездила в Даровое из Москвы на лошадях. Этот путь описывал в мемуарах младший брат писателя Андрей Михайлович: «Каждые 30-35 верст мы останавливались на отдых и кормежку лошадей, а проехавши две станции, останавливались на ночлег. Вспоминаю станции: Люберцы, Чулково, Бронницы, Ульянино, Коломна, Злобино и Зарайск… Но вот, наконец, на третий день мы приближались к нашей деревне. За Зарайском мы едва-едва сидели на месте, беспрестанно выглядывая из кибитки и спрашивая, скоро ли приедем».
Съездить в Даровое в 1877 году уговорила Достоевского супруга Анна Григорьевна. Писатель совершал длительное путешествие из Петербурга в Мирополье и, на обратном пути, жена посоветовала ему сделать остановку в Москве и оттуда съездить в усадьбу отца. Анна Григорьевна писала в воспоминаниях об этой поездке: «Федор Михайлович… прожил у своей сестры Веры Михайловны Ивановой (к которой перешло имение) двое суток… Заходил Федор Михайлович в избы мужиков, своих сверстников, из которых многих он помнил… Поездка в Даровое доставила много воспоминаний, о которых муж по приезде передавал нам с большим оживлением».
В «Дневнике писателя» за июль-август 1877 года Достоевский поделился впечатлениями о поездке из Москвы в Зарайск по железной дороге. Дорога заняла хотя и не трое суток, как прежде, но сильно утомила Федора Михайловича. «Я был в предурном расположении духа и на все досадовал» – признавался писатель в ощущениях от поездки, которая продолжалась десять часов.
Утомительная дорога из Москвы в Зарайск навела Достоевского на мысли о неудобстве железнодорожного транспорта в России в целом: «Множество остановок, пересаживаний, а на одной станции приходится ждать этого пересаживания три часа. И все это при всех неприятностях русской железной дороги, при небрежнейшем и почти высокомерном отношении к вам и к нуждам вашим кондукторов и «начальства». Всем давно известна формула русской железной дороги: Не дорога создана для публики, а публика для дороги».
Поездка из Мирополья, в ходе которой Достоевский сделал крюк к Даровому, запомнилась писателю двумя эпизодами. В это время велась Русско-Турецкая война, и как раз в июле 1877 года разворачивались боевые действия под Плевной. Русская и румынская армии осадили турецкую крепость и начали первый штурм. 19 июля поезд остановился на платформе и какой-то мещанин собрал вокруг себя толпу. Он говорил о якобы скрываемых властями огромных военных потерях: семнадцати тысячах погибших русских солдат. Достоевский вмешался в это выступление и назвал его «глупыми слухами», после чего толпа разошлась.
Второй эпизод произошел за две остановки до станции, где Федор Михайлович три часа ждал пересадки. В вагон вошел «джентльмен» в хорошем костюме с восьмилетним сыном. Как только они сели, мальчик попросил у отца курить, и отец вынул две папиросы для себя и для ребенка. Выкурив одну папиросу, мальчик затем просил вторую. За две станции, что они ехали вместе в вагоне, восьмилетний мальчик выкурил на глазах у Достоевского четыре папиросы. Отец относился к этому спокойно. Писатель предположил, что «джентльмен» хотел продемонстрировать окружающим прогрессивные взгляды и пренебрежение к предрассудкам. «Случай этот так и остался для меня неразъясненным и почти чудесным. Никогда в жизни я не встречал такого отца и, вероятно, не встречу» – признавался Федор Михайлович.
Встреча в поезде навела Достоевского на рассуждения о «случайном семействе» и роли отцов в судьбах детей. Совпало, что писатель и сам ехал в Даровое, чтобы навестить могилу отца. Эту тему Достоевский поднял потом в романе «Братья Карамазовы».
Вокзал: что означает это слово?
В старину все было красивее и, я бы даже сказал, поэтичнее. По вечерам — а особенно в маленьких городках — на железнодорожной станции собиралась публика. В темноте таинственно и многообещающе сияли газовые фонари. В тени деревьев скользили женские фигуры в длинных платьях. Капельмейстер судорожно взмахивал руками. Военный духовой оркестр играл мазурки и польки. Знающие люди говорили, что именно из-за музыки на российских железнодорожных станциях они называются так поэтически: «вокзал» — «вокальный зал».
Знающие люди ошибались. Русское слово «вокзал» происходит от английского собственного имени Воксхолл (Vauxhall). В Лондоне есть железнодорожная станция Воксхолл, и даже бытует анекдот, что именно эту станцию показали русским инженерам, когда те приехали в Англию учиться строить железные дороги. Туповатые русские решили, что воксхоллом называется любая железнодорожная станция, поэтому у них теперь в каждой дыре имеется вокзал.
Рассказик сродни байкам М. Задорнова о тупости американцев, и столь же далек от истины. Особенно в том, что касается сметливости русских инженеров — железнодорожников и строителей. Помнится, когда я впервые прочитал технические требования к зданиям железнодорожных станций Российской империи, то просто обалдел от того, как здорово все было продумано: и глобально, и в самых мелких мелочах. Я даже возгордился, что принадлежу к тому же, инженерному, цеху, что и авторы этого документа.
Технические эти требования ни в коем случае не копировали аналогичные английские или немецкие. Потому что писали их люди здравомыслящие, четко понимающие, что Россия от западноевропейских стран отличается протяженностью дорог и контрастным климатом. Здания вокзалов посему предусматривалось строить гораздо большей вместимости, чем этого требовала пропускная способность железнодорожной линии. Ибо в случае ненастной погоды, а в особенности зимой, станция должна служить не только пассажирам, но и всем, желающим укрыться под ее сводами. Поэтому залы ожидания предписывалось делать вместительными и сугубо высокими, дабы в них не было духоты.
Начальник станции наделялся большими правами, как капитан на корабле. Но и заботиться он обязан был обо всем. Даже о такой мелочи, как станционный буфет. Буфет сдавался в аренду частным торговцам, но начальник станции должен был следить, чтобы там всегда был бесплатный кипяток и имелись блюда, которые были бы по карману пассажирам всех трех классов. И, естественно, чтобы «осетрина была только первой свежести».
Кстати, и широкая «русская» колея была принята не для того, чтобы затруднить супостату снабжение своих войск, буде вторгнутся таковые в Россию. Это тоже результат трезвого учета особенностей страны. Дороги протяженны, климат контрастный. Следовательно, пассажиры будут находиться в дороге дольше, и багажа у них будет больше. Значит, вагоны должны быть вместительнее западноевропейских. Делать вагоны выше нельзя — они станут неустойчивыми на поворотах. Значит, надо сделать их шире. А для более широких вагонов нужна и более широкая колея.
Но вернемся к названию железнодорожных станций в русском языке. Кто же такой этот самый Воксхолл, от имени которого произошло слово «вокзал»?
Если мы доберемся до самого начала этой истории, а именно до 1220 года, то обнаружим некоего норманнского рыцаря, которого звали Фокс де Брётэ (Sir Falkes de Breauté). Происхождение его довольно темное. Судя по всему, был он незаконнорожденным сыном какого-то норманнского рыцаря из округи городка Брётэ, который до сих пор существует на севере Франции, в Нормандии. Он верно служил королю Джону (Иоанну Безземельному) и дослужился до капитана. Чин в те времена немалый. Женившись в 1220 году, Фокс стал владельцем поместья на Темзе выше Лондона. Поместье называлось Фокс Холл (Falkes Hall).
На месте поместья Фокс Холл выросла деревня Фоксхолл (Foxhall). В 1615 году эту землю купила Джэйн Вокс (Jane Vaux). По созвучию имени новой хозяйки Фоксхолл вскоре стал называться Воксхолл (Vauxhall).
В своем имении Джейн Вокс открыла парк для загородных увеселений. Публика в «Воксхолле» собиралась отборная. Для нее построили большой зал, где проходили концерты и балы. Едва ли не ежедневно в Воксхолле устраивались многолюдные гулянья с иллюминацией, завершавшиеся в 11 часов вечера фейерверком.
Дела у хозяйки шли хорошо. Заведение расширялось. Вскоре рядом с концертным залом появились рестораны, оранжереи, всякие качели-карусели. Чтобы публика вела себя прилично, на газонах были размещены картинки о том, что грешить — плохо и до добра это не доводит. Картинки сопровождались поучительными стихами. Такая вот была наглядная агитация в семнадцатом веке!
Сад для развлечений в пригороде английской столицы просуществовал почти сто пятьдесят лет. Но вскоре Лондон, разросшись, поглотил Воксхолл. Приблизительно в том же месте, только на противоположном берегу Темзы, была построена железнодорожная станция Воксхолл, с которой мы и начали свой рассказ.
За столь длительный срок слово «Vauxhall» стало в английском языке символом великолепия. Поэтому не удивительно, что когда в 1906 году в здешних местах открылся автомобильный завод, он не только взял своей эмблемой герб Фокса де Брётэ — белого грифона на красном фоне, но и выпускаемым автомобилям присвоил название «Воксхолл». Простенько и со вкусом!
Парки для развлечений публики стали открываться и в других европейских странах, а в начале 19-го века свой «Воксхолл» появился и в США.
Да что там Новый Свет! В начале 19-го века Лондон посетил наследник сиамского престола. И, конечно, побывал в Воксхолле. И, конечно, был в восторге. Так что став королем Сиама Рамой V, он приказал построить в королевской летней резиденции Банг Паин (в пятидесяти километрах к северу от Бангкока) копию одного из дворцов Воксхолла.
В России первое такое увеселительное заведение появилось в 1770-е годы в Москве. Как это часто бывало, чтобы сделать название более элегантным, его перевели с английского языка на французский. Так вместо «Вокс холла» получился «Вокс зал» или «Воксал».
30 октября 1837 года была открыта первая в России (и шестая в мире) железная дорога. Она шла от Санкт-Петербурга в Царское Село и в Павловск. Чтобы приохотить петербургскую публику к поездкам на новом транспорте, в Павловске был построен «Воксал». Пассажиры подъезжали к роскошному зданию, затмевавшему собой небольшой деревянный домик, собственно, железнодорожную станцию. В здании Павловского вокзала находился ресторан и концертный зал. Здесь давали концерты всемирно известные музыканты. Благодаря известности вокзала в Павловске, все крупные сооружения для обслуживания пассажиров и обработки их багажа на железных дорогах России стали называть вокзалами.
Впрочем, нынешний железнодорожный вокзал в Павловске к «музыкальному вокзалу» никакого отношения не имеет. Тот, старый, сгорел в войну, его так и не восстановили. Теперешний построен по типовому проекту в 1950-е годы.
ВОКСАЛ
Смотреть что такое «ВОКСАЛ» в других словарях:
ВОКСАЛ — англ. vauxhall. Здание на загородном гулянье, для увеселения. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
воксал — а, м. Увеселительное заведение. ► Француз открыл новое заведение какой то дотоле неслыханный в губернии воксал, с ужином, будто бы по необыкновенно дешевой цене и половину на кредит. // Гоголь. Мертвые души // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
воксал — свалок словак … Краткий словарь анаграмм
воксал — в прошлом веке место общественных увеселений (англ. vauxhall) … Словарь литературных типов
Медокс, Майкл — Майкл Медокс, Михаил Медокс Michael Maddox Род деятельности: антрепренер Дата рождения: 1747 год(1747) Место ро … Википедия
Меддокс, Майкл — Майкл Меддокс, Михаил Медокс Michael Maddox Род деятельности: антрепренер Дата рождения: 1747 год(1747) … Википедия
вокзал — в 1760 году хозяева находившегося неподалеку от Лондона имения Воксхолл устроили там сад для публичных гуляний и зал, где по вечерам давались представления. Имя собственное Воксхолл, уйдя за пределы Англии, стало нарицательным и превратилось в… … Занимательный этимологический словарь
вокзал — железнодорожная станция (собств.) Воксал зало у гульбища, сада публичного (где именно играет музыка) Ср. Он решил ехать обратно домой, но когда пришел на вокзал, оказалось, что поезд уже отправился. М. Горький. Тоска. 2. Ср. В девять (часов… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Струковский сад — Струковский сад … Википедия
Vauxhall — infobox UK place country = England map type = Greater London region= London population= official name= Vauxhall latitude= 51.4903 longitude= 0.1193 os grid reference= TQ305785 london borough= Lambeth post town= LONDON postcode area=SW postcode… … Wikipedia