вокализ рахманинова о чем произведение
Вокализ рахманинова о чем произведение
1) «Вокализ» был посвящен певице Антонине Неждановой (1873-1950)
http://www.belcanto.ru/nezhdanova.html
Какие записи Вокализа есть у вас? Какие ассоциации вызывает Вокализ?
Каково его смысловое поле?
Браво, Татьяна, лучшего определения Вокализа мне не встречалось.
У Вас настоящий дар слова.
мне Вокализ кажется похожим на стихотворение Фета:
У камина
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурный мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
1856
только Вокализ всё-таки пронзительнее.
Широкий русский напев как бы облечен в форму барочой арии баховского типа. Основная мелодия построена по принципу вариантных попевок, сменяющих друг друга, и благодаря этому возникает впечатление непрерывной «текучести» голоса. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество переложений для различных инструментов.»
«Вокализ Рахманинова называют часто музыкой покаяния.»
«Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений.
Вокализ появился в середине восемнадцатого века. Первыми произведениями, исполняющимися голосом без слов, стали упражнения композиторов Люлли и Рамо. До девятнадцатого века упражнения, написанные в технике вокализа, широко применялись в учебных целях.
В девятнадцатом веке вокализ становится популярен благодаря многочисленным этюдам, в которых голосу аккомпанировало фортепиано.
Вокализы обычно являются этюдами или упражнениями для развития вокальной техники (вокализы Дж. Конконе, Г. Панофки, М. И. Глинки, А. Е. Варламова и др.). В виде вокализа иногда пишутся и пьесы для концертного исполнения («Вокализ» Рахманинова, «Хабанера» М.Равеля, «Bachianas Brasileiras No. 5″ Вилла-Лобоса и Концерт для голоса с оркестром Р.Глиэра).»
Сколько известно переложений Вокализа? Сколько у вас записей Вокализа?
Эта мелодия используется как сопровождение в документальных теле и радио-передачах бесчисленное количество раз, в чем причина ее популярности?
Вокализ рахманинова о чем произведение
Сергей Рахманинов «Вокализ»
Историю создания «Вокализа» Рахманинова, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Уже с начала 1912 года концертная жизнь Рахманинова была весьма интенсивной, и поэтому летом, чтобы восстановить утраченные, после многочисленных сольных выступлений силы, на отдых он традиционно выехал Тамбовскую Ивановку. Композитор любил родовое имение своей жены Натальи, ведь детские и отроческие годы, проведённые там, оставили в его душе только светлые воспоминания. Сергей Иванович с удовольствием сажал деревья, ловил на удочку рыбу в пруду, а кроме того увлечённо занимался модернизацией сельского хозяйства, расходуя на это большую часть своих заработков. Так было и тем летом 1912 года. Помимо сельскохозяйственных машин, помогающих работе крестьян, Рахманинов приобрёл себе автомобиль «Лорен-Дитрих», быстро научился виртуозно управлять машиной и катал на ней деревенских ребятишек.
Простая деревенская жизнь очень воодушевляла композитора. Лето для него было порой творчества, и поэтому лучшие произведения он сочинил именно в Ивановке – своей композиторской лаборатории. В тот год муза вдохновила Рахманинова на создание камерно – вокальных миниатюр. Романсы из-под его пера выходили один за другим каждый день: 5- июня – «В душе у каждого из нас», 6 июня – «Муза», 7 июня – «Буря».
Итак, четырнадцать произведений, последним из которых был «Вокализ». Цикл из тринадцати романсов, по прибытии в Москву, Рахманинов продал крупнейшему в России музыкальному издательству Карла Александровича Гутхейля, и меломаны познакомились с ним в следующем году. Композитор изначально не включил «Вокализ» в сборник, видимо на это произведение у него были особые планы.
В начале декабря, из-за пошатнувшегося здоровья Сергея Васильевича, семья Рахманиновых, покинув Россию, отправилась в Италию. Их путь лежал через Германию и Швейцарию. Обосновавшись в Риме, маэстро с большим энтузиазмом принялся за создание новых произведений. Там он сделал наброски второй сонаты и начал сочинять свои знаменитые « Колокола ». Однако большая беда уже стояла у порога: сначала тифом заболела старшая дочь Ирина, а вскоре и младшая Татьяна. Для любящего отца, который стал ходить мрачнее тучи, это было страшное время. После окончательного выздоровления девочек, в Ивановке Сергей Васильевич закончил и вторую сонату, и «Колокола», в которых отразил своё предчувствие надвигающихся суровых жизненных перемен.
Потом опять были концерты в России и Англии, а затем началась война, которая тёмной пеленой неумолимо накрывала страну. Находясь под впечатлением от происходящих событий, Рахманинов создал « Всенощное бдение », которое невольно связал с жертвами войны. Следом, находясь на гребне творческой волны, Сергей Васильевич вдруг вспомнил про «Вокализ», с момента сочинения которого прошло почти три года. В апреле 1915 года он показал эту композицию Антонине Васильевне Неждановой. Прослушав произведение, оперная дива сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? На это Рахманинов убедительно ответил, что с чудесным голосом певицы и её вокальным мастерством мелодия не нуждается в словах. Антонина Васильевна, будучи тронута и польщена такой похвалой, от всей души поблагодарила композитора. Впоследствии Сергей Васильевич не один раз наведывался к Неждановой для того, чтобы внести поправки в вокальную партию, выбрать удобную для исполнения тональность, расставить дыхание и нюансы. «Вокализ» с посвящением Неждановой был напечатан в издательстве в том же 1915 году, а впервые исполнен Антониной Васильевной 25 января 1916 года в сопровождении оркестра С.А. Кусевицкого. Рахманинов в знак благодарности подарил певице рукописный экземпляр, который она бережно хранила в своей библиотеке.
Интересные факты
Содержание «Вокализа» Рахманинова
«Вокализ». Философская возвышенность и глубина мысли этого завораживающего своей красотой произведения Рахманинова, сделала его поистине гениальным. Задушевная свободно льющаяся мелодия композиции, поражает своей лиричностью, плавностью и широтой. Основанная на небольшой попевке, которая вариантно развивается в свободном стиле, характерном для церковного знаменного распева, она воспринимается на одном дыхании, так как создаётся впечатление непрерываемой текучести кружевной музыкальной ткани.
Произведение, написанное в двухчастной форме, четырёхдольном тактовом размере, с авторским темповым указанием Lentamente, molto cantabile, начинается с тонического трезвучия и уже на следующей доле вступает выразительная распевная тема вокалиста. Далее размеренный и ровный ритм аккордового аккомпанемента, придающий музыке черты строгой классичности, обрастает мелодическими подголосками и тем самым образует с вокальной мелодией живописные узоры. Постепенно инструментальное сопровождение становиться насыщенным и многослойным.
Стоит заметить, что сам автор в различных редакциях представил «Вокализ» в трёх тональностях: ми минор, до-диез минор, ми-бемоль минор, а также указал, что композиция может исполняться и сопрано, и тенором(только на октаву ниже).
«Вокализ». Это выразительная и содержательная вокальная композиция в творчестве великого Рахманинова занимает особое место. Созданная за два года до того как композитор навсегда покинул Россию, она является знаковым произведением и звучит словно покаяние и прощание с горячо любимой Родиной. Мелодия, будто на крыльях прекрасных птиц поднимающаяся вверх, воспринимается как голос души, которая взлетела до небес и оттуда нежно разговаривает с нами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Рахманинов «Вокализ»
Вокализ рахманинова о чем произведение
Божественная музыка. Вокализ С.В.Рахманинова
Есть произведения, которые трудно охарактеризовать одним словом.
О произведении, котором пойдет речь сегодня, такого не скажешь. Прослушав его само собой сразу приходит в голову слово «божественное».
И это, несмотря на то, что в творчестве гениального композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) есть немало поистине шедевров. Каждому их произведений Рахманинова можно и нужно посвящать посты, книги и т.д., каждое его произведение достойно внимания.
Сегодня разговор будет только об одном из его произведений, которое называется «Вокализ» op .34 №14.
Вокализ – это вокальная миниатюра для голоса с фортепианным аккомпанементом. Вокализ можно отнести и к песне и к романсу. В оригинальной публикации указывается, что песня может исполняться как сопрано, так и тенором, чаще выбирается именно сопрано (теноры исполняют на октаву ниже). Вокализ, как обычно, не содержит слов, он поется на одном гласном звуке, который выбирает сам исполнитель.
Вокализ был написан Рахманиновым в 1915 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской –советской оперной певице.
Вокализ – одно из самых известных произвдений С.В.Рахманинова.
Парадокс заключается в том, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях. Есть 4 аранжировки для оркестра, 3 для камерного ансамбля, 10 аранжировок для ф-но или другого солирующего инструмента, 5 для одиночного инструмента и 2 для других инструментов.
Stjepan Hauser performing Vocalise by Sergei Rachmaninov with the Zagreb Soloists at 2CELLOS classical concert at the Lisinski Concert Hall in Zagreb, June 2015.
Пение вокализов необходимо для выработки у певцов основных певческих навыков.
Кроме того, вокализы являются основой для выявления особеностей тембра голоса и развития умения использовать динамику звучания. После исполнения вокализа певцу значительно проще исполнять произведения с текстом. Но, вокализ С.В.Рахманинова по жанру и знечению намного шире всех этих понятий, поэтому он относится к числу концертных произведений.
Все романсы ор. 34, в который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. Известно, что 1 сентября того же года они были проданы издательству А. Гутхейля и уже в следующем году вышли в свет.
Moscow Boys Choir: Rachmaninov’s «Vocalise» 1957
Композитору потребовалось еще некоторое время, чтобы подготовить окончательный вариант нотного текста, который существенно отличается от первого: одно из отличий состоит в изменении тональности: es moll на cis moll.
«Вокализ» опубликован под старым издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой, которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А. Кусевицкого. Благодарный композитор подарил певице первый вариант рукописи. С тех пор в течение восьмидесяти лет автограф находился в библиотеке А. В. Неждановой (после ее смерти в 1950 г. – Мемориальном музее-квартире)».
Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
— Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. «Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный.
Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».
Трогательную историю об отношении самого С. Рахманинова к этому своему произведению рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн, лично знавший и много общавшийся с композитором:
Ансамбль скрипачей Большого театра. Старая запись даже слышен скрип иглы
Вокализ Рахманинова в исполнении Виктора Зинчука.
Согласитесь, трудно выбрать одно из переложений, все они великолепны, потому что за основу взята гениальная музыка.
Вокализ» С.В. Рахманинова: знакомство с произведением
Не зря певческий голос композиторы называют самым лучшим музыкальным инструментом. Ведь голосом можно выразить нужную интонацию, например радость или горе, счастье или страдание, искреннее, чем на инструменте.
Современницей композитора С.В. Рахманинова была известная русская певица Антонина Васильевна Нежданова. До нас дошли записи оперных арий и русских романсов в ее исполнении. У Неждановой был голос сопрано.
— Какие оперные партии сочинили композиторы для певиц с голосом сопрано? (Снегурочки, Людмилы, Сольвейг.)
Свой «Вокализ» композитор Рахманинов посвятил певице Неждановой. Вот как он пояснил свой выбор: «Вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». Послушайте начало «Вокализа» С. Рахманинова. (Слушание начала «Вокализа».)
— Кто исполнял это произведение?
— Какой характер музыки?
— Какому жанру ближе всего это произведение?
— О чем могла говорить эта музыка?
— Попробуйте вместе со мной исполнить главную тему «Вокализа».
(Педагог исполняет на инструменте и голосом лейтмотив произведения, школьники его повторяют.)
— Попробуем разобраться, в чем необычная красота этой музыки. Как ритмически выстроено это произведение? (Следует необычное чередование коротких и длинных звуков.)
— Как меняются высота главного напева, его регистр? (Происходит переход мелодии из высокого регистра в средний.)
А еще музыку очень украшают волнообразные движения вверх, похожие на всплески волн.
(Педагог демонстрирует пример такого восходящего движения мелодии.)
«Вокализ» С. Рахманинова можно с полным правом назвать песней для голоса с оркестром. Конечно, для исполнения такого трудного и длинного сочинения нужен специальный певческий голос. Но представьте себе, что вы работаете дирижером, что ваш оркестр должен исполнить «Вокализ» Рахманинова, но нет исполнителя.
— Что в таком случае придется сделать? (Поручить исполнить вокальную партию какому-нибудь инструменту оркестра.)
— Какому инструменту оркестра вы доверите исполнить вокальную партию, чей инструментальный голос ближе всего к человеческому? (Скрипки.)
Существует множество обработок «Вокализа», где роль солирующего инструмента выполняют и аккордеон, и саксофон, и другие инструменты. Настолько нравится эта пьеса музыкантам, что все хотят ее исполнять.
— Близка ли мелодия «Вокализа» русской народной песне по своему характеру?
— Как называют певицу, которая исполняет музыкальное произведение одна? (Солистка.)
3. Понятия о народной песне
— Какие жанры русских народных песен вы знаете? Приведите примеры. (Ответы детей.)
— Какому жанру русской народной песни близок «Вокализ»? (Лирической песне.)
А еще есть такой жанр народной песни, который называется «плач».
— Запишите в тетрадях определение этого жанра русской народной песни. (Школьники записывают определение жанра: «Плач — жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялась специальными певицами — плакальщицами».)
Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты его жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет — почти на всю жизнь, и родные прощались с мим, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставляли настоящие рыдания, всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами — плакальщицами. Может быть, в какие-то моменты и в «Вокализе» вы услышите страдание, и тогда и мелодии произведения зазвучит плач.
Как сложили песню(отрывок)
Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной моего шабра, земского начальника.
— А еще чего пишут? — выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.
— Да ничего еще-то, — задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами.
— Значит, — получи поклоны да пришли деньжонок, — так ли?
— А кто как живет — сама догадайся. эхе-хе.
В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.
— Родные, — грустно и сердито говорит Устинья, — а отойди от них на три версты — и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь — не вся вместе, — а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там.
Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно говорит в тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к чему-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально.
. Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:
— Ну-кось, Машутка, подсказывай.
И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:
Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце.
Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:
Беспокойно мне, девице молодой.
А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:
Все тоскою сердце мается.
Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:
— Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить. Ну-ко.
— Какой получилась у женщин новая песня по характеру? (Жалобной, невеселой, словно в ней они передают тоску по своему родному дому.)
Как вы думаете, была в этой песне развернутая сложная мелодия? (Нет.)
— В чем особенность текста песни, которую сочинили женщины? (В стихах нет рифмы.) Верно, это так называемые белые стихи, которые часто встречаются в русских народных песнях.
— О чем сначала идет речь в их песне? (Об описании природы.) Верно, а потом следует переход к чувствам человека.
Как называются произведения, где передаются чувства автора? (Лирические, лирика.)
— Можно ли «Вокализ» Рахманинова также причислить к разряду лирических музыкальных произведений?
VII. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Кто такая солистка?
— Какое произведение для исполнения его солисткой вы сегодня слушали?
VIII. Вокальная импровизация
— Попробуйте и вы сочинить мелодию к словам, которые придумали женщины в рассказе М. Горького. Запомните эти слова.
Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце
Беспокойно мне, девице молодой.
Все тоскою сердце мается.
— Какой жанр вы бы выбрали для создания мелодии к этим словам?
— Каким будет характер мелодии?
— Можно ли эти слова пропеть речитативом? (Школьники демонстрируют свои варианты импровизации.)
IX. Рефлексия
— Какой новый жанр, где сочетается музыка вокальная и инструментальная, вы сегодня узнали?
— В каких песнях и ариях вам ранее встречались вокализы?
— Для какого голоса сочинен «Вокализ» С. Рахманинова?
— Назовите фамилию певицы, которая его первой исполняла.
— Какие арии композиторы поручили исполнять сопрано?
— Что такое речитатив?
— О чем можно сложить песню?
— Как вы понимаете слова писателя Н.В. Гоголя: «Под песни. рождается, женится и хоронится русский человек»?
— Какое новое название жанра русской народной песни вы сегодня узнали?
— Когда исполнялись плачи?
— Кто исполнял плачи?
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 4340 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Божественная музыка. Вокализ С.В.Рахманинова
Одно из самых моих любимых произведений. Слушайте!
(В источнике, откуда взяла эту статью, было всего два ролика, решила ещё добавить, хотя их бесконечно много)
Божественная музыка. Вокализ С.В.Рахманинова
Есть произведения, которые трудно охарактеризовать одним словом.
О произведении, котором пойдет речь сегодня, такого не скажешь. Прослушав его, само собой, сразу приходит в голову слово «божественно».
И это, несмотря на то, что в творчестве гениального композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) есть немало поистине шедевров. Каждому их произведений Рахманинова можно и нужно посвящать посты, книги и т.д., каждое его произведение достойно внимания.
Сегодня разговор будет только об одном из его произведений, которое называется «Вокализ» op.34 №14.
Вокализ – это вокальная миниатюра для голоса с фортепианным аккомпанементом. Вокализ можно отнести и к песне, и к романсу. В оригинальной публикации указывается, что песня может исполняться как сопрано, так и тенором, чаще выбирается именно сопрано (теноры исполняют на октаву ниже). Вокализ, как обычно, не содержит слов, он поется на одном гласном звуке, который выбирает сам исполнитель.
Вокализ был написан Рахманиновым в 1915 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской –советской оперной певице. Вокализ – одно из самых известных произвдений С.В.Рахманинова.
Парадокс заключается в том, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях. Есть 4 аранжировки для оркестра, 3 для камерного ансамбля, 10 аранжировок для ф-но или другого солирующего инструмента, 5 для одиночного инструмента и 2 для других инструментов.
И это только известные аранжировки, кроме того, есть и малоизвестные. Такое огромное количество аранжировок предоставляет исполнителям широкую возможность продемонстрировать красоту звучания и певучесть своего инструмента. С другой стороны, вокализ можно рассматировать как упражнение или этюд для развития вокальной техники – разных приемов вокального звукоизвлечения – legato, staccato, nonlegato, выработки красивой певучести и подвижности голоса.
Stjepan Hauser performing Vocalise by Sergei Rachmaninov with the Zagreb Soloists at 2CELLOS classical concert at the Lisinski Concert Hall in Zagreb, June 2015.
Пение вокализов необходимо для выработки у певцов основных певческих навыков.
Кроме того, вокализы являются основой для выявления особеностей тембра голоса и развития умения использовать динамику звучания. После исполнения вокализа певцу значительно проще исполнять произведения с текстом. Но, вокализ С.В.Рахманинова по жанру и значению намного шире всех этих понятий, поэтому он относится к числу концертных произведений.
Все романсы ор. 34, в который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. Известно, что 1 сентября того же года они были проданы издательству А. Гутхейля и уже в следующем году вышли в свет.
Moscow Boys Choir: Rachmaninov’s «Vocalise» 1957
Композитору потребовалось еще некоторое время, чтобы подготовить окончательный вариант нотного текста, который существенно отличается от первого: одно из отличий состоит в изменении тональности: es moll на cis moll.
«Вокализ» опубликован под старым издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой, которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А. Кусевицкого. Благодарный композитор подарил певице первый вариант рукописи.
С тех пор в течение восьмидесяти лет автограф находился в библиотеке А. В. Неждановой (после ее смерти в 1950 г. – Мемориальном музее-квартире)».
Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ».
Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
— Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне.
«Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз.
Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы.
Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный.
Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».
Трогательную историю об отношении самого С. Рахманинова к этому своему произведению рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн, лично знавший и много общавшийся с композитором:
Ансамбль скрипачей Большого театра. Старая запись даже слышен скрип иглы
Вокализ Рахманинова в исполнении Виктора Зинчука.
Вероника Джиоева (сопрано)
Камерный оркестр Новосибирской филармонии
Дирижер Алим Шахмаметьев
Согласитесь, трудно выбрать одно из переложений, все они великолепны, потому что за основу взята гениальная музыка.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов